Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N 1/2007


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 1/2007

Смотрите в конце выпуска:
– Cодержание журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 1/2007;
– Информацию о подписке на наши издания;
– Информацию о семинарах по бюджетному учету.

Целевое финансирование и налог на прибыль

М.Л. Пашков, адвокат, коллегия адвокатов "РЭХТ"

Содержание

Что такое целевое финансирование

Средства от вневедомственной охраны

Доходы, не являющиеся целевым финансированием

С тех пор как была принята и введена в действие глава 25 Налогового кодекса РФ, прошло уже более четырех лет. Срок, что и говорить, немалый, и можно сделать некоторые выводы по отдельным вопросам ее применения на практике.

К содержанию главы 25 Кодекса предъявляли и предъявляют многочисленные и справедливые претензии, однако, как говорили древние римляне, "закон суров, но это закон". И неоспоримым фактом является то, что жизнь бюджетных организаций оказалась разделена на две части: до 25-й главы и после нее. С принятием этой главы в законодательстве произошли радикальные изменения, которые затронули фактически все стороны деятельности учреждений. Появились новые понятия, а старые были наполнены новым смыслом.

Целевое финансирование – одно из таких старых понятий с новым смыслом.

За время действия нового налогового законодательства накопилось довольно много судебной практики, которая затрагивает данный вопрос. Освещению некоторых наиболее важные аспектов проблемы целевого финансирования в деятельности бюджетных и некоммерческих организаций и посвящена настоящая статья.

Что такое целевое финансирование

Данный правовой институт установлен подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ. К сожалению, прямого определения этого понятия законодатель не дал, поэтому проанализируем законодательство, чтобы самостоятельно вывести определение.

В соответствии с указанным подпунктом не учитывается при определении базы по налогу на прибыль имущество, полученное в рамках целевого финансирования. Согласно статье 128 Гражданского кодекса РФ в понятие "имущество" включаются также и денежные средства. Напомним, что если не установлено иное, понятия, использующиеся в других отраслях права, понимаются в НК РФ в том же значении, что и в этих отраслях (статья 11 НК РФ).

В схеме целевого финансирования всегда присутствуют две стороны – донор (тот, кто выделяет имущество и устанавливает, на какие цели его использовать) и получатель (тот, кто получает имущество и использует его на установленные цели).

Отличительная черта целевого финансирования – обязательный учет полученного в его рамках имущества отдельно от другого имущества.

Кроме того, финансирование только в том случае подпадает под режим целевого, если оно производится из строго определенных законодателем источников. В законе (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ) определены следующие источники целевого финансирования.

1. Бюджеты всех уровней. В РФ установлены три уровня бюджетов: федеральный, региональный (бюджет субъекта федерации) и муниципальный.

2. Гранты. Под грантами законодатель понимает безвозмездно и безвозвратно переданное имущество или денежные средства на условиях, определяемых грантодателем с обязательным отчетом об их использовании. Грантодателями могут быть:

– российские физические лица или некоммерческие организации;

– иностранные и международные организации и объединения, указанные в перечне, утвержденном Правительством РФ.

3. Средства, которые медицинские организации, занимающиеся медицинской деятельностью в системе обязательного медицинского страхования, получают за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц.

4. Иные источники, указанные в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Как мы уже сказали, целевое финансирование не облагается налогом на прибыль. Поэтому отнесение полученных от донора средств к целевому финансированию влечет за собой исключение их из облагаемой базы. Это также отличительная черта целевого финансирования.

Таким образом, можно дать следующее определение целевого финансирования: это правовой институт налогового права, который представляет собой особый порядок освобождения от уплаты налога на прибыль имущества и денежных средств, поступающих из источников, установленных законом, при условии, что получатель:

– учитывает данное имущество и денежные средства отдельно от прочего имущества;

– направляет их на цели, определенные законом и лицом, передающим данные средства;

– представляет донору отчет об их использовании.

Только при соблюдении данных условий средства, полученные в рамках целевого финансирования, освобождаются от налога на прибыль. Если же какое-либо из них нарушается, денежные средства подлежат обложению налогом на прибыль в установленном законом порядке.

Средства от вневедомственной охраны

Перечень источников имущества, получаемого в виде целевого финансирования, является открытым и не ограничивается перечисленными в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ видами.

Так, в обязанности милиции входит, среди прочего, охрана на основе договоров с физическими или юридическими лицами принадлежащего им имущества (пункт 11 статьи 10 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 "О милиции" (далее – Закон о милиции)). Как читатель уже догадался, речь идет о вневедомственной охране. Полученные от организаций на основании таких договоров средства являются иными поступлениями в соответствии с законодательством РФ (статья 35 "Финансирование милиции" Закона о милиции).

Как известно, Бюджетный кодекс РФ (статьи 41 и 42) требует, чтобы все средства бюджетных учреждений от деятельности, приносящей доход, включались в облагаемую базу по налогу на прибыль. А после уплаты налога относились к неналоговым доходам бюджета.

До 2003 г. единственным исключением из этого правила являлись денежные средства, получаемые органами МВД России от организаций, заключающих договоры на охрану.

Но уже статьей 19 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" установлено, что начиная с 2004 г. средства, поступающие на счета по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, открытые в органах федерального казначейства учреждениям МВД России, в соответствии с договорами, заключенными подразделениями органов внутренних дел МВД России по охране имущества и предоставлению иных услуг по обеспечению охраны и безопасности граждан, после уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, а также возмещения убытков в связи с кражами, пожарами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров, зачисляются в полном объеме в доходы федерального бюджета.

А Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2004 г. № 438 "Об условиях оплаты труда работников подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации" установлено, что труд работников подразделений вневедомственной охраны оплачивается в порядке и на условиях, предусмотренных для работников органов внутренних дел РФ на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы. Расходы на оплату труда работников подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ финансируются в пределах предусмотренных МВД России на эти цели средств федерального бюджета.

Доходы, не являющиеся целевым финансированием

Итак, никакие организации не имеют права признавать целевым финансированием, а следовательно, и исключать из облагаемой базы денежные средства, полученные ими в ходе осуществления деятельности, приносящей доход.

В распоряжении автора имеется множество судебных актов, которые признают неправоту бюджетных учреждений, не включавших в облагаемую базу по налогу на прибыль средства, полученные от деятельности, приносящей доход.

Основная ошибка, допускаемая учреждениями, связана с тем, что БК РФ включил средства, получаемые из этих источников, в неналоговые доходы бюджета. В результате некоторые руководители образовательных учреждений решили, что в таких условиях уплачивать налог на прибыль необязательно – ведь денежные средства все равно поступают в бюджет. Однако это заблуждение было быстро (и вполне справедливо) развеяно налоговыми органами.

В качестве доводов налоговики ссылались на статьи 41 и 42 БК РФ, которые прямо предписывают зачислять получаемые средства в доходы бюджета после обложения их налогами и сборами, а также на статью 321.1 НК РФ, в которой сказано то же самое. Приведем один пример такого дела (пункт 4 письма Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 22 декабря 2005 г. № 98).

Пример 1. Налоговый орган доначислил государственному образовательному учреждению налог на прибыль и пени, а также привлек организацию к налоговой ответственности. Учреждение обратилось в суд с заявлением о признании недействительным этого решения.

Суд первой инстанции требование удовлетворил.

Однако суд апелляционной инстанции решение отменил и в иске отказал по следующим основаниям:

– статьями 41 и 42 БК РФ прямо установлено, что доходы от данных видов деятельности подлежат зачислению в бюджет после уплаты налогов;

– статья 321.1 НК РФ прямо устанавливает обязанность бюджетных учреждений уплачивать налоги с деятельности, приносящей доход.

Нам кажется странным, что суд первой инстанции вообще счел данные средства "целевым финансированием", ведь они явно не отвечают тем критериям, которые установлены законом для данного правового института. Так, в данном случае явно отсутствует надлежащий источник финансирования (бюджет, гранты и прочее, перечисленное в законе).

К аналогичному выводу приходят и окружные арбитражные суды, например, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 5 июня 2006 г. по делу № А05-10202/2005-33. При этом в данном судебном акте позиция суда выражена даже жестче, нежели в вышеупомянутом письме ВАС РФ.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 1/2007 читайте также:

Назначение целевого финансирования
Гранты от иностранных лиц

Содержание журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 1/2007

Рекомендации Методсовета ИД "БиНО"
Отчетность: подводим итоги и определяем результаты деятельности учреждения за 2006 год

Суть прошедшего этапа реформ

Показатели результативности и эффективности работы бюджетных учреждений

Бюджетная отчетность как инструмент контроля за использованием бюджетных средств

Состав бюджетной отчетности за 2006 год

Бюджетная отчетность требует доработки

О сроках представления отчетности и эффективности управления результатом

Отчетность как инструмент планирования

Методология бюджетного учета
И.В. Алексеева. Особенности отражения в бюджетном учете расчетов с поставщиками и подрядчиками

Юридические основы возникновения обязательств гражданско-правового характера

Отражение в учете расчетов по оплате труда

Расчеты по платежам в бюджеты

Прочие расчеты с кредиторами

Тема номера: налогообложение
С.В. Разгулин. Налоговые проверки: изменения с 2007 года

Представление налоговых деклараций и расчетов

Камеральные налоговые проверки

Выездные проверки

Привлечение к ответственности

Вступление в силу решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов проверки

Привлечение к ответственности за правонарушение, выявленное не в ходе налоговой проверки

Обжалование

Дополнительная проверка

Специальные правила

М.Л. Пашков. Целевое финансирование и налог на прибыль

Что такое целевое финансирование

Средства от вневедомственной охраны

Доходы, не являющиеся целевым финансированием

Назначение целевого финансирования

Гранты от иностранных лиц

Обзор документов
Новое в законодательстве

Бюджетная классификация

Бухгалтерский учет

Взыскание средств по исполнительным документам

Государственный заказ

Здравоохранение

Использование бюджетных средств

Командировки

Компенсации

Лицензирование

Налогообложение

Нормативы

Образование

Ответственность

Отчетность

Система бюджетных учреждений

Служебное время

Социальная поддержка

Увольнение

Финансирование

Юридическая помощь

Разное

10 лет вместе!
Итоги юбилейного года
Справочная информация
Материалы, опубликованные в БиНО: Бюджетные учреждения в 2006 году

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех областей деятельности. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные разъяснения положений Инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности Вашей организации со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://ekar.ru/ips

Библиотека "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2006 г. и 2005 г. Стоимость комплекта за 2006 г. (12 журналов и 12 сборников документов) составляет 4 224 руб., а комплекта за 2005 г. (12 журналов и 12 сборников документов) – 2 332 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное