Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N 12/2006


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 12/2006

Смотрите в конце выпуска:
– Содержание журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 12/2006;
– Информацию о подписке на наши издания;
– Информацию о семинарах по бюджетному учету.
Хотите приятно и с пользой провести время? – Решайте кроссворды от БиНО!
загляните на http://bino.ru/production/crosswords/

Государственная служба Российской Федерации

Л.А. Соломина, подполковник, старший консультант управления войсковой части 2450

Бюрократия – вечна

Проводимая в нашей стране административная реформа вызывает у всех живой интерес. Этот интерес распространяется и на развитие системы государственной службы.

Ни одно государство не может существовать и решать стоящие перед ним задачи без определенных механизмов, помогающих ему "работать". Одним из таких механизмов является государственная служба.

Согласно "Толковому словарю живого великорусского языка" В.И. Даля под службой в русском языке понимается польза, угода, деятельность, жизнь для других, полезное дело.

В Русском государстве людей, находившихся на государственной (или, как тогда говорили, – на государевой) службе называли служилыми людьми. Этот класс населения сформировался в царствование Ивана III Васильевича, когда удельная Русь преобразовывалась в Московское государство.

Служилые люди (в большинстве своем – дворяне) владели земельными наделами (поместьями) при условии выполнения поручений сюзерена (великого князя, царя). Они "несли службу". Государственная служба была для них наследственной. Эта категория служилых людей по степени приближенности к монарху и выполняемым функциям иерархически делилась на несколько групп. Высшую группу составляли думные чины – должностные лица, принимавшие участие в заседаниях Боярской думы. В привилегированном отношении находились дворцовые чины (путные бояре) – особая категория людей, получавших в управление пути – административно-территориальные единицы, с которых собирались средства на содержание двора.

В следующую категорию входили чины московские (стольники, конюшенные, стряпчие, постельники, жильцы) – дворяне, которые несли службу при дворе великих московских князей и царей и в приказах.

Низшей группой служилых людей были чины уездные. Они состояли из дворян городовых (провинциальных дворян) и детей боярских, составлявших основную массу дворянского ополчения. Их служба управлялась через специальное ведомство – Разрядный приказ (от слова "разряд" – разделение общего на части по значению).

Порядок прохождения службы и нормы поместного жалования служилых людей регламентировались Уложением о службе (1556 г.).

С середины XVI в. появилась новая категория служилых людей: набранных "по прибору" (по набору). Им за службу давали не поместье, а хлебное жалованье, одежду и обувь, "доспехи и снаряжение". К этой группе относились стрельцы, пушкари, воротники, городовые, казаки и т.п.

Одно из самых ранних документальных упоминаний о служилых людях относится к 1341 г.: в жалованной грамоте великого князя рязанского Олега Ивановича сказано: "А бояре со мною были: Софоний Алтыкулачевич, Семен Федорович, Никита Андреевич, Тимошь Олександрович, Манасея дядько, Юрьи окольничий 1, Юрий чашник 2…".

А вот первое упоминание финансовых работников принадлежит Ивану II Ивановичу (Красному), в завещании которого читаем: "А кто буде моих казначеев и тивунов и посельских, или кто будет моих дьяков, что буде от меня ведали прибыток ли который, или кто будет у тых женился, те люди не надобны моим детям, ни моей княгине, дал есть им волю" (1356 г.) 3.

Термин "служилые люди" вышел из обращения в связи с реформами Петра I – организацией регулярной армии, профессионального чиновничества.

С этого времени стал употребляться термин "чиновник", то есть "служащий государю и жалованный чином" (степенью служебного значения, достоинства, класса). Порядок государственной службы в Российской империи регламентировался документом "Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые в котором классе чины; и которые в одном классе, те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однако ж воинские выше прочих, хотя б и старее кто в том классе пожалован был", который был утвержден 24 января (4 февраля) 1722 г. Табель о рангах оставался в силе вплоть до 1917 г. В 1832 г. был издан "Устав о службе гражданской", который дополнительно регулировал порядок государственной службы.

В советское время термин "служащие" стал употребляться наравне с термином "рабочие" (например, в Кодексе законов о труде РСФСР) и употреблялся для обозначения людей, работающих по найму в различных учреждениях, в сфере обслуживания, но не на производстве. Это диктовалось существовавшей системой работы с кадрами партийного и государственного аппарата, входившими в "номенклатуру" должностей, назначение на которые осуществлялось высшей инстанцией в персональном порядке.

В 1989–1992 гг. союзная система работы с номенклатурными кадрами была упразднена. Формирование новой российской государственности и новой кадровой политики на всех уровнях управления – федеральном, местном, отраслевом – проходило в сложных условиях и сталкивалось с рядом проблем.

Наиболее острыми проблемами являлись и сохраняются в настоящее время: организационная нестабильность государственных структур; недостатки нормативно-правового регулирования статуса и служебной деятельности государственных служащих; отсутствие единой государственной кадровой политики; снижение престижа государственной службы; слабая профессиональная подготовленность и некомпетентность значительной части государственных служащих, особенно в правовых, финансово-экономических и кадровых вопросах; коррумпированность государственного аппарата.

Что же представляет собой современная государственная служба Российской Федерации? Об этом мы поговорим в настоящей статье, обозначив наиболее общие черты всех видов государственной службы.

Современная государственная служба и ее правовые основы

Прежде всего, следует отметить, что в настоящее время проводится реформирование государственной службы, и это направление государственного строительства является одним из приоритетных.

Реформа государственной службы проводится с целью повышения ее эффективности, открытости, улучшения качества публичных услуг населению, оказываемых как федеральными государственными органами, так и органами субъектов РФ. Предполагается поднять престиж и авторитет государственной службы. Важна конкурентоспособность государственной службы в обществе, так как это в первую очередь профессиональный вид деятельности, основывающийся на современных технологиях организации управления, включая вопрос подбора грамотного кадрового состава.

Государственная служба развивается вместе с обществом. Имеющиеся в стране политические, социально-экономические, правовые предпосылки способствуют ускорению создания новой нормативно-правовой базы государственной службы, выработке эффективных форм ее функционирования.

Основные направления реформы государственной службы определила Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 15 августа 2001 г. № Пр-1496. В целях реализации этой Концепции 19 ноября 2002 г. Указом Президента РФ № 1336 утверждена Федеральная программа "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003–2005 годы)".

Сформирована среднесрочная программа законопроектной и нормотворческой деятельности, в соответствии с которой системно и последовательно осуществляется подготовка нормативных правовых актов по вопросам государственной службы, целью которой является обеспечение целостности регулирования вопросов государственной службы, преодоление существующей противоречивости и фрагментарности в правовом регулировании государственной службы.

Правовые и организационные основы государственной службы Российской Федерации (в том числе системы управления государственной службой) установлены Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее – Закон № 58-ФЗ).

Этой же теме был посвящен Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации". Однако он утратил свою силу с момента введения в действие Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее – Закон № 79-ФЗ).

Кроме того, отдельные вопросы государственной службы рассмотрены в указах Президента РФ и в других нормативных правовых актах.

Согласно Закону № 58-ФЗ государственная служба РФ – это профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

– Российской Федерации;

– федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

– субъектов РФ;

– органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ;

– лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее – лица, замещающие государственные должности Российской Федерации);

– лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ (далее – лица, замещающие государственные должности субъектов РФ).

Следует иметь в виду, что деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (например, Президент РФ, Председатель Правительства РФ), и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, Законом № 58-ФЗ не регулируются. Таким образом, Законом регулируется деятельность граждан, обеспечивающих исполнение полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ или субъектов РФ (например, руководитель Администрации Президента РФ).

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 12/2006 читайте также:

Система государственной службы
Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы
Должности государственной службы
Государственные служащие
Ранги, звания, чины
Поступление на государственную службу, ее прохождение и прекращение
Стаж государственной службы
Система управления государственной службой
Заключительные положения

Содержание журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 12/2006

Рекомендации Методсовета ИД "БиНО"
Итоги работы Методического совета ИД "БиНО" за 2006 год

Санкционирование

Приемы управленческого анализа

Размещение заказов

Методология бюджетного учета
И.В. Алексеева. Особенности учета финансовых активов в соответствии с Инструкцией № 25н

Учет денежных средств учреждения

Учет движения безналичных средств

Первичные документы по учету кассовых операций

Денежные документы

Расчеты с дебиторами по доходам

Расчеты по выданным авансам

Расчеты с подотчетными лицами

Расчеты по недостачам

Расчеты с прочими дебиторами

Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам

Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов

Расчеты по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств

Тема номера: государственная служба
Л.А. Соломина. Государственная служба Российской Федерации

Современная государственная служба и ее правовые основы

Система государственной службы

Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы

Должности государственной службы

Государственные служащие

Ранги, звания, чины

Поступление на государственную службу, ее прохождение и прекращение

Стаж государственной службы

Система управления государственной службой

Заключительные положения

Л.А. Соломина, Е.А. Малинина. Государственная гражданская служба

Гражданские служащие

Как поступить на гражданскую службу

Должности гражданской службы

Квалификационные требования к должностям гражданской службы

Основные обязанности гражданского служащего

Классные чины

Служебное время и время отдыха гражданских служащих

Запреты и ограничения, связанные с гражданской службой

Основные государственные гарантии гражданских служащих

Заключение

Обзор документов
Новое в законодательстве

Бюджетная классификация

Государственный и муниципальный заказ

Компенсации

Налогообложение

Оплата труда

Пособия

Разграничение государственной собственности

Регистрация и учет юридических лиц

Прислушайтесь к звездам
Василиса Володина. 2007 год в лучах светил и удачи

Звезды склоняют, но не принуждают

Солнце и Луна: дела и пути

Имей друзей на небе – и ты победишь своих врагов на земле

Предупрежден – значит, вооружен

Улыбки Фортуны

Календарь лунных фаз


Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех областей деятельности. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные разъяснения положений Инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности Вашей организации со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://ekar.ru/ips

Библиотека "БиНО"

Издательский дом "БиНО" в рамках серии "Библиотека руководителя и главного бухгалтера" выпустил серию брошюр, посвященных реформированию бюджетного учета и отчетности.

Со списком этих изданий можно ознакомиться на нашем сайте
http://bino.ru/production/instructions

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2004 г. и 2005 г., а также за первое полугодие 2006 г. Стоимость комплекта за 2004 г. (12 журналов и 4 сборника документов) и комплекта за 2005 г. (12 журналов и 10 сборников документов) составляет 2 332 руб, а комплекта за первое полугодие 2006 г. (6 журналов и 6 сборников документов) – 2 970 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для
бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для
некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для
силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное