Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N 11/2006


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 11/2006

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 11/2006;
– Информацию о подписке на наши издания;
– Информацию о семинарах по бюджетному учету.
Хотите приятно и с пользой провести время? – Решайте кроссворды от БиНО!
загляните на http://bino.ru/production/crosswords/

Плата за негативное воздействие на окружающую среду с точки зрения органов государственной власти

Л.А. Скобелева, к.ю., и.о. начальника административно-правового отдела Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан

Основополагающим нормативным правовым актом, который регулирует общественные отношения в области охраны окружающей среды, в том числе устанавливает плату за негативное воздействие на окружающую среду, является Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон об охране окружающей среды).

В статье 3 Закона об охране окружающей среды законодатель впервые закрепляет принцип платности природопользования, более того, провозглашает его в качестве важнейшего принципа охраны окружающей среды, на основе которого должна осуществляться любая хозяйственная и иная деятельность.

Подчеркнем, что этот принцип распространяется на всех субъектов хозяйственной деятельности – идет ли речь о коммерческих или некоммерческих организациях, об органах государственной власти (причем всех уровней) или об организациях, осуществляющих предпринимательскую деятельность, о юридических или о физических лицах.

Представители некоторых указанных выше субъектов полагают, что их деятельность не оказывает воздействия на окружающую среду и, следовательно, данный Закон к ним не относится. Это мнение ошибочно.

Дело в том, что в статье 3 Закона об охране окружающей среды провозглашен принцип "презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности". Поэтому доказывать, что субъект хозяйственной деятельности негативно воздействует на окружающую среду, нет необходимости. Из самого факта осуществления любой хозяйственной деятельности автоматически следует, что она оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

В настоящей статье мы расскажем о том, кто имеет право взимать указанные платежи, можно ли снизить их размер (в том числе в субъектах РФ), какая ответственность грозит неплательщикам.

История экологических платежей

История экологических платежей начинается в 1991 г. 19 декабря 1991 г. был принят Закон РСФСР № 2060-1 "Об охране окружающей природной среды".

В статье 6 этого Закона была определена компетенция Правительства РФ в области охраны окружающей природной среды. Так, Правительство РФ, среди прочего, "устанавливает порядок определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".

Во исполнение этой нормы Правительство РФ своим Постановлением от 28 августа 1992 г. № 632 (далее – Постановление № 632) утвердило Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее – Порядок № 632).

Согласно пункту 2 этого Постановления на Министерство экологии и природных ресурсов РФ (Минэкологии России) возлагалась обязанность разработать (по согласованию с другими органами) базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Вскоре Минэкологии России письмом от 27 ноября 1992 г. приняло Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов (далее – Базовые нормативы).

До определенного времени взимание экологических платежей ни у кого не вызывало сомнений и вопросов. Но в марте 2002 г. начались скандальные процессы, связанные с этими платежами.

ОАО "Кольская Горно-Металлургическая Компания" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным (недействительным) Постановления № 632. И Верховный суд РФ своим решением от 28 марта 2002 г. № ГКПИ 2002-178 признал это Постановление незаконным (недействительным).

Кассационная коллегия Верховного суда РФ данное решение Верховного суда РФ оставила без изменения (определение ВС РФ от 4 июня 2002 г. № КАС 02-232).

Вскоре Министерство природных ресурсов РФ (МПР России) приказом от 12 апреля 2002 г. № 187 признало недействующими Базовые нормативы, утвержденные Минэкологии России 27 ноября 1992 г. Приказ был принят на основании Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".

Следует отметить (это очень важно), что приказ МПР России от 12 апреля 2002 г. № 187 официально опубликован не был, что ставит под сомнение статус этого документа и его юридическую силу. Ведь только факт официального опубликования означает, во-первых, вступление в силу того или иного нормативного правового акта и, во-вторых, его доведение до всеобщего сведения. Если следовать этому конституционному положению, получается, что признание Базовых нормативов утратившими силу, содержащееся в приказе № 187, на самом деле недействительно.

В связи с указанным выше решением Верховного суда РФ МНС России в письме от 23 июля 2002 г. № НА-6-21/1065@ "О плате за загрязнение окружающей природной среды" сообщает, что Постановление № 632 признается незаконным (недействительным) с момента вынесения определения Кассационной коллегии Верховного суда РФ, то есть с 4 июня 2002 г.

Однако оснований для возврата налогоплательщикам денежных средств, уплаченных ими в бюджетную систему РФ до этого момента, не имеется.

Правительство РФ подало в Конституционный суд РФ запрос о проверке конституционности Постановления № 632 и статьи 7 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

Конституционный суд РФ в определении от 10 декабря 2002 г. № 284-О указал, что Постановление № 632 сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами, поскольку оно принято Правительством РФ во исполнение полномочий, предоставленных ему федеральным законом, и предусматривает взимание платежей неналогового характера. Постановление № 632 не противоречит Конституции РФ с точки зрения разграничения компетенции между Федеральным собранием РФ и Правительством РФ.

Следует отметить, что в соответствии с данным определением КС РФ внесение обязательных индивидуально-возмездных федеральных платежей является одним из условий предоставления плательщикам определенных прав или выдачи разрешений государственными органами. Однако эти платежи должны рассматриваться как законно установленные в смысле статьи 57 Конституции РФ.

Подчеркнем, что решения Конституционного суда РФ обязательны для всех и не подлежат пересмотру. Это исключает любое истолкование данного Постановления правоприменителем, в том числе судами общей юрисдикции. Несмотря на то что решения КС РФ, по мнению многих правоведов, не являются нормативными правовыми актами, они необходимы для единообразного толкования норм законодательства.

Вслед за определением Конституционного суда РФ последовало письмо МНС России от 27 января 2003 г. № НА-6-21/115@ "О плате за загрязнение окружающей природной среды".

Это письмо подтверждает действительность Постановления № 632 и поясняет: "Как в период до 10.12.2002, так и после 10.12.2002 действовал и действует прежний порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, определяемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632, и, следовательно, возврат платы за загрязнение окружающей природной среды за указанные периоды на основании решений Верховного суда Российской Федерации налоговыми органами не производится".

Однако на этом дело не закончилось. Верховный суд РФ решением от 12 февраля 2003 г. № ГКПИ 03-49 признал недействительными пункт 2 Постановления № 632, а также пункт 9 Порядка № 632 в части, касающейся взыскания платежей с природопользователей в безакцептном порядке.


Пункт 2 Постановления № 632 гласил следующее: "Министерству экологии и природных ресурсов Российской Федерации разработать с привлечением Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора, других заинтересованных министерств и ведомств, органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований и по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации утвердить до 1 ноября 1992 г. базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Министерство экологии и природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации может вносить уточнения в указанные нормативы платы и коэффициенты в связи с изменением экологической ситуации в отдельных регионах и уровня цен, а также при установлении новых видов загрязняющих веществ и вредных воздействий на окружающую природную среду".

В пункте 9 Порядка № 632 указывалось: "Перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации. По истечении установленных сроков суммы платежей взыскиваются с природопользователей в безакцептном порядке". Выражение "в безакцептном порядке" утратило силу.


Кассационная коллегия Верховного суда РФ оставила без изменения решение Верховного суда РФ от 12 февраля 2003 г. (определение ВС РФ от 15 мая 2003 г. № КАС03-167).

Таким образом, решение Верховного суда РФ от 12 февраля 2003 г. вступило в силу 15 мая 2003 г. Именно с этого момента – с 15 мая 2003 г. – отсутствовало правовое основание взыскания платежей, так как не было установленных нормативов.

И длилось это до 1 июля 2003 г., то есть до той даты, когда вступило в силу Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (далее – Постановление № 344).

Таким образом, правовое основание начисления платы за негативное воздействие на окружающую среду отсутствовало только в период с 15 мая 2003 г. по 1 июля 2003 г.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 11/2006 читайте также:

Система природоохранного законодательства РФ
Платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде
Кто является администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду
Понижение платы за негативное воздействие на окружающую среду и освобождение от нее
Привлечение к административной ответственности за невнесение платы в установленные сроки
Последствия неуплаты административного штрафа

Анонс содержания журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 11/2006

Отражение в бухгалтерском учете учреждения как администратора бюджетных средств операций по исполнению бюджета
Плата за негативное воздействие на окружающую среду с точки зрения органов государственной власти
Расчет и налогообложение экологических платежей. Что надо учесть организации
Вопросы-ответы по НДФЛ
Действия руководителя при смене главбуха
Новое в законодательстве
"Экологический кроссворд"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://www.bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://www.bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех областей деятельности. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные разъяснения положений Инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности Вашей организации со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://www.ekar.ru/ips

Библиотека "БиНО"

Издательский дом "БиНО" в рамках серии "Библиотека руководителя и главного бухгалтера" выпустил серию брошюр, посвященных реформированию бюджетного учета и отчетности.

Со списком этих изданий можно ознакомиться на нашем сайте
http://www.bino.ru/production/instructions

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2004 г. и 2005 г., а также за первое полугодие 2006 г. Стоимость комплекта за 2004 г. (12 журналов и 4 сборника документов) и комплекта за 2005 г. (12 журналов и 10 сборников документов) составляет 2 332 руб, а комплекта за первое полугодие 2006 г. (6 журналов и 6 сборников документов) – 2 970 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для
бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для
некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для
силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное