Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N 10/2006


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 10/2006

Смотрите в конце выпуска:
– Содержание журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 10/2006;
– Информацию о подписке на наши издания;
– Информацию о семинарах по бюджетному учету.
Хотите приятно и с пользой провести время? – Решайте кроссворды от БиНО!
загляните на http://bino.ru/production/crosswords/

Сделка как предмет оспаривания государственными органами и источник налогового риска

М.С. Мухин,  начальник управления ФСКН России

С.В. Балдина, генеральный директор Центра финансовых экспертиз

Оспаривание налоговыми органами сделок, заключаемых налогоплательщиками, пожалуй, никогда не вызывало особого беспокойства у последних. Во взаимоотношениях налогоплательщиков с  налоговыми органами всегда имелось большое количество гораздо  более острых проблем. Как известно, налоговые органы предпочитают опираться на более простые механизмы давления на налогоплательщиков. Обращение налоговиков в суды с исками о признании сделок недействительными никогда не носило массового характера. Тем не менее, после принятия Президиумом Высшего арбитражного суда РФ постановления от 15 марта 2005 г. № 13885/04 в средствах массовой информации эта тема стала активно обсуждаться. Насколько серьезны последствия указанного судебного акта для рядового налогоплательщика?

История проблемы

Право судебного оспаривания сделок налоговые органы получили почти одновременно с созданием ныне действующей системы налогового контроля. Еще в Законе СССР от 21 мая 1990 г. № 1492-1 "О правах, обязанностях и ответственности государственных налоговых инспекций" предусматривалось право "предъявлять в арбитраже и суде иски к предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам о взыскании в доход государства средств, полученных ими по незаконным сделкам, и в других случаях получения средств без установленных законом оснований". Впоследствии соответствующие полномочия были изложены более корректно в абзацах 2 и 3 пункта 11 статьи 7 Закона РСФСР от 21 марта 1991 г. № 943-1 "О государственной налоговой службе РСФСР" (сегодня – Закон РФ "О налоговых органах Российской Федерации", далее – Закон № 943-1). Согласно им налоговым органам предоставлено право "предъявлять в суде и арбитражном суде иски:

– о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам;

– о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий".

Заметим, что указанные нормы с 1991 г. и до настоящего времени сохраняются в неизменном виде.

Введение в действие с 1 января 1999 г. части первой Налогового кодекса РФ ничего не изменило в правовом регулировании рассматриваемого вопроса – статья 31 НК РФ почти полностью воспроизводила нормы Закона № 943-1 о полномочиях налоговых органов по оспариванию сделок.

Ситуация коренным образом поменялась с 18 августа 1999 г., когда Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 154-ФЗ (далее – Закон № 154-ФЗ) в часть первую НК РФ были внесены изменения и дополнения, в числе которых была новая редакция статьи 31 НК РФ, не содержавшая норм, дающих право налоговым органам оспаривать сделки налогоплательщиков. Отметим также и то, что изменилась редакция пункта 2 статьи 31 НК РФ: если до 18 августа 1999 г. налоговые органы могли осуществлять иные права, предусмотренные как НК РФ, так и другими федеральными законами, то с указанной даты иные права налоговых органов могли предусматриваться исключительно Кодексом. Иными словами, законодатель не только исключил из НК РФ норму прямого действия, но и урезал отсылочную норму, исключив возможность применения Закона № 943-1.

Что двигало разработчиками проекта Закона № 154-ФЗ, вполне отчетливо ограничившими право налоговых органов на оспаривание сделок? Пояснительная записка к проекту № 98090132-2 не дает ответа на этот вопрос. Как утверждается в ней, "предлагаемые поправки к Налоговому кодексу не меняют саму концепцию Кодекса и направлены лишь на устранение неточности формулировок его отдельных положений". Заметим, однако, что рассматриваемые положения статьи 31 НК РФ не грешили какими-либо "неточностями формулировок", которые необходимо было бы устранить. Изменения были настолько юридически выверенными и последовательными, что не оставляли сомнений: разработчики сознательно "выключили" налоговые органы из исковой работы по оспариванию сделок. Поскольку сами разработчики открыто не обозначили свою позицию по данному вопросу, не будем пытаться угадать ее. Вместе с тем заметим, что соответствующие полномочия налоговых органов едва ли могли серьезно осложнить жизнь налогоплательщиков. Анализ судебно-арбитражной практики также свидетельствовал о том, что количество споров о сделках в общей массе "налоговых" споров было крайне несущественно, а после введения судебного порядка взыскания налоговых санкций стало и вовсе символическим. Тем не менее, произошло то, что произошло, – практически любая попытка налоговых органов обратиться в суд с иском о признании сделки недействительной пресекалась со ссылкой на то, что по делу выступает ненадлежащий истец.

Один из последних судебных актов такого рода – постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 января 2005 г. по делу № А56-13804/04 – дает исчерпывающее представление о преобладавшем на тот момент толковании закона.

"Согласно части первой статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, специально предусмотренных федеральным законом, государственные органы наделены полномочиями обращаться в арбитражный суд с исками и заявлениями в защиту публичных интересов.

Налоговые органы в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации наделены правом заявлять в арбитражные суды только те иски, предъявление которых согласно подпункту 16 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации отнесено к компетенции этих органов.

Названная норма не предоставляет налоговому органу права на предъявление иска о признании сделки, заключенной коммерческими организациями, недействительной.

Довод Инспекции о том, что такое право предоставлено налоговым органам пунктом 11 статьи 7 Закона Российской Федерации “О налоговых органах Российской Федерации” и статьей 31 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции 1999 года, суд правомерно отклонил.

Согласно статье 7 Федерального закона “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации” федеральные законы и иные нормативные акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, содержащийся в статье 2 данного Федерального закона, действуют в части, не противоречащей Кодексу.

В соответствии с пунктом 25 Федерального закона от 09.07.99 № 154-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации” (далее – Кодекс) статья 31 Кодекса изложена в новой редакции, не содержащей прямого указания на то, что налоговым органам предоставлено право на предъявление исков о признании сделок недействительными.

Тот факт, что этот перечень не является исчерпывающим, не дает истцу права на обращение в суд с подобным иском, поскольку такое право должно быть прямо предусмотрено федеральным законом, чего в данном случае нет.

При изложенных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций, обоснованно сославшись на статью 7 Федерального закона от 31.07.98 № 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации”, сделали правомерный вывод о том, что в настоящее время при определении объема процессуальной правосубъектности налоговых органов следует исходить из приоритетного значения норм, содержащихся в Налоговом кодексе Российской Федерации".

Отдельно остановимся на правовой оценке, данной судом кассационной инстанции определению Конституционного суда РФ от 25 июля 2001 г. № 138-О, в котором содержится прямое указание на возможность оспаривания сделок налоговыми органами.

"Довод жалобы о том, что обжалуемые судебные акты приняты без учета определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 № 138-О, был предметом исследования судов обеих инстанций, и ему дана следующая надлежащая правовая оценка.

Суд первой инстанции обоснованно указал, что названным определением разъяснялось постановление данного суда, принятого до вступления в силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации на основании законодательства, действовавшего на момент его принятия".

Итак, с 18 августа 1999 г. и до недавнего времени налогоплательщики были ограждены от исков, в которых налоговыми органами оспаривалась бы состоятельность заключенных ими сделок. Однако 15 марта 2005 г. Президиум ВАС РФ вынес постановление, заставившее по-новому взглянуть на данную проблему.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 10/2006 читайте также:

Оспаривание возможно. Что дальше?
Что делать налогоплательщику?

Содержание журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 10/2006

Рекомендации Методсовета ИД "БиНО"
Расходы на содержание учреждения и государственные нужды: в чем отличия?

Расходы на содержание учреждения по смете доходов и расходов

Порядок составления и утверждения сметы на содержание учреждения

Государственные и муниципальные нужды

Высший арбитражный суд РФ о случаях размещения заказов и расходовании средств бюджетными учреждениями

Функциональная классификация: содержание учреждения и госнужды

Рекомендации Методсовета ИД "БиНО

Тема номера: трудовое законодательство
С.И. Чернышова, Е.А. Малинина. Основные изменения в Трудовом кодексе РФ

Изменения, носящие общий (сквозной) характер

Общие положения

Социальное партнерство

Трудовой договор

Рабочее время

Время отдыха

Оплата и нормирование труда

Гарантии и компенсации

Дисциплина труда

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников

Охрана труда

Материальная ответственность работодателя перед работником

Материальная ответственность работника

Особенности регулирования труда отдельных категорий работников

Защита трудовых прав работников

Коллективные трудовые споры

А.О. Голубкова. Права работника и работодателя: вопросы и ответы

Выплата заработной платы

Трудовая книжка

Увольнение работников

Время простоя

Исполнение бюджета
Н.А. Терентьева. Взаимодействие территориальных органов Федерального казначейства и финансовых органов при исполнении бюджетов

Нормативно-правовая основа исполнения бюджетов

Полномочия участников бюджетного процесса

Исполнение Федеральным казначейством доходной части региональных и местных бюджетов

Кассовое обслуживание расходной части региональных и местных бюджетов

Взаимодействие территориальных органов Федерального казначейства и финансовых органов при открытии лицевого счета финансовому органу

Взаимодействие территориальных органов Федерального казначейства и финансовых органов при открытии лицевых счетов администраторам, главным распорядителям, распорядителям и (или) получателям средств

Дополнительные функции Федерального казначейства в соглашении об исполнении бюджета

Время кассового обслуживания

Какой вариант кассового обслуживания выбрать

Юридический практикум
М.С. Мухин, С.В. Балдина. Сделка как предмет оспаривания государственными органами и источник налогового риска

История проблемы

Оспаривание возможно. Что дальше?

Что делать налогоплательщику?

Заключение

Обзор документов
Новое в законодательстве

Документооборот

Использование бюджетных средств

Лицевые счета

Налогообложение

Оплата труда

Ответственность

Пособия

Приносящая доход деятельность

Проверки

Расчеты

Режим труда и отдыха

10 лет вместе!
Фотоконкурс "В любом месте мы ВМЕСТЕ"
Кроссворд "Трудовые отношения"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://www.bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://www.bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех областей деятельности. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные разъяснения положений Инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности Вашей организации со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://www.ekar.ru/ips

Библиотека "БиНО"

Издательский дом "БиНО" в рамках серии "Библиотека руководителя и главного бухгалтера" выпустил серию брошюр, посвященных реформированию бюджетного учета и отчетности.

Со списком этих изданий можно ознакомиться на нашем сайте
http://www.bino.ru/production/instructions

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2004 г. и 2005 г., а также за первое полугодие 2006 г. Стоимость комплекта за 2004 г. (12 журналов и 4 сборника документов) и комплекта за 2005 г. (12 журналов и 10 сборников документов) составляет 2 332 руб, а комплекта за первое полугодие 2006 г. (6 журналов и 6 сборников документов) – 2 970 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для
бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для
некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для
силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное