Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N 10/2006


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 10/2006

Смотрите в конце выпуска:
- Содержание журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 10/2006;
- Информацию о подписке на наши издания;
- Информацию о семинарах по бюджетному учету.
Хотите приятно и с пользой провести время? - Решайте кроссворды от БиНО!
загляните на http://bino.ru/production/crosswords/

Основные изменения в Трудовом кодексе РФ

С.И. Чернышова, юрист
Е.А. Малинина, юрист, советник государственной гражданской службы РФ II класса

Содержание

Изменения, носящие общий (сквозной) характер

Общие положения

Трудовой кодекс РФ вновь претерпел изменения. Причем изменения самые многочисленные с момента вступления его в силу (1 февраля 2002 г.). Они внесены Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" 1 (далее - Закон № 90-ФЗ).

Закон № 90-ФЗ был опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации" 3 июля 2006 г., а в "Российской газете" - 7 июля 2006 г.

Статья 3 Закона № 90-ФЗ устанавливает, что он вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования. В связи с этим необходимо иметь в виду следующее. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или в журнале "Собрание законодательства Российской Федерации". Между тем Конституционный суд РФ в своем постановлении от 24 октября 1996 г. № 17-П отметил, что дата выпуска журнала "Собрание законодательства Российской Федерации" совпадает с датой подписания издания в печать, и, следовательно, с этого момента еще реально не обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами.

Таким образом, вопрос о порядке и сроке вступления в силу указанных документов до настоящего времени считается спорным. Если исходить из того, что именно "Российская газета", а не "Собрание законодательства Российской Федерации" является действительно доступным источником информации для широкого круга населения, то датой публикации следует считать дату опубликования Закона № 90-ФЗ в "Российской газете" (7 июля 2006 г.), а датой вступления его в силу - 6 октября 2006 г.

При разработке Закона № 90-ФЗ были рассмотрены более 1 000 поправок, в том числе учтены замечания и предложения, высказанные специалистами Департамента трудовых норм Международного бюро труда (Женева). Это выразилось, прежде всего, в приведении норм ТК РФ в соответствие с конвенциями и рекомендациями Международной организации труда (МОТ) по вопросам детского труда, свободы объединений, рабочего времени, охраны труда и других вопросов.

В названии Закона № 90-ФЗ отражена его суть, поскольку этот Закон не только вносит изменения в ТК РФ. Его статья 2 признает не действующими на территории РФ некоторые нормативные правовые акты СССР и утратившими силу некоторые законодательные акты (положения законодательных актов) РФ. Эти поправки были внесены Правительством РФ.

В связи с тем, что ТК РФ претерпел значительные изменения, рассказать обо всех новациях в одной статье сложно. Поэтому рассмотрим некоторые основные изменения.

Изменения, носящие общий (сквозной) характер

Вначале несколько слов об общих изменениях, внесенных в ТК РФ и не относящихся непосредственно к работе бюджетных организаций.

Почти во всех статьях Кодекса понятие "организация" заменено понятием "работодатель". Это позволяет снять формальные препятствия при применении норм трудового законодательства в случаях, когда работодатель не является юридическим лицом.

Уточнен круг физических лиц, которые вправе вступать в трудовые правоотношения в качестве работодателей. Это работодатели - индивидуальные предприниматели и работодатели - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.

При этом правовой статус индивидуального предпринимателя как работодателя максимально приближен к статусу работодателя-организации. Это касается в первую очередь таких вопросов, как право индивидуального предпринимателя на ведение трудовых книжек работников (новые редакции статей 66 и 309 ТК РФ), возможность заключения коллективных договоров между индивидуальным предпринимателем и его работниками (например, статьи 33, 40 ТК РФ).

Установлено, что документом, подтверждающим период работы у работодателя - индивидуального предпринимателя, будет трудовая книжка, а у работодателя - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - трудовой договор, заключенный в письменной форме.

Изменения, внесенные в целый ряд статей, позволяют более четко определить статус органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, исключить случаи наделения их полномочиями, присущими, в соответствии с Конституцией РФ, только органам судебной власти.

В рамках проведения административной реформы уточняются названия и полномочия государственных органов, осуществляющих функции регулирования, надзора и контроля, оказания государственных услуг в сфере труда.

По всему тексту ТК РФ уточняется понятийный аппарат, внесены дополнительные процедурные нормы с целью сделать Кодекс более доступным для понимания и более технологичным для применения.

Общие положения

Закон № 90-ФЗ дополнил перечень тех отношений, которые непосредственно связаны с трудовыми и регулируются трудовым законодательством. Новая редакция статьи 1 ТК РФ теперь относит к ним также и отношения по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Это дополнение не привело к расширению предмета регулирования трудового законодательства, а лишь устранило имевшийся текстовый пробел в указанной статье, поскольку в других его статьях присутствовали нормы об обязательном социальном страховании. Например, в соответствии с абзацем 20 статьи 2 "Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений" ТК РФ закреплено, что обеспечение права на обязательное социальное страхование является одним из основных принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Статья 21 ТК РФ закрепляет право работника на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами, а статья 22 Кодекса - соответственно обязанность работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами.

В другой редакции изложена норма абзаца 3 статьи 4 ТК РФ, касающаяся запрета принудительного труда. Два основания для признания труда принудительным, связанные с нарушением сроков выплаты заработной платы (или выплатой ее не в полном размере) и нарушением требований охраны труда, объединены общим признаком: наличием принуждения к выполнению работы в условиях, когда работник согласно Кодексу или иным федеральным законам имеет право отказаться от ее выполнения.

Решен очень важный вопрос: уточнено понятие трудового законодательства. В соответствии с Конституцией РФ его следует понимать только как совокупность законодательных актов РФ и субъектов РФ. Таким образом, трудовое законодательство состоит из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права (статья 5 ТК РФ).

Нормы трудового права могут содержаться также в иных нормативных правовых актах, включающих нормы трудового права. Это указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В числе иных актов, содержащих нормы трудового права, статья 5 ТК РФ называет также коллективные договоры, соглашения и локальные нормативные акты. Таким образом, теперь в этой статье указан полный перечень актов, в которых могут содержаться нормы трудового права, и далее по тексту ТК РФ применяется унифицированная терминология.

Внесены изменения в статью 6 ТК РФ, уточняющие полномочия органов государственной власти. Так, исключительно на федеральном уровне принимаются законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

В статью 8 ТК РФ внесены дополнения, позволяющие установить универсальный порядок учета мнения представительного органа работников при принятии работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (установлен статьей 372 ТК РФ).

Унифицированы используемая в статьях 8 и 9 ТК РФ терминология и порядок применения положений локальных нормативных актов, а также условий коллективных договоров, соглашений и трудовых договоров. Подчеркивается, что не подлежат применению нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников не только по сравнению с установленным трудовым законодательством, как было установлено ранее, но и по сравнению с иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями. Локальный нормативный акт в целом не подлежит применению, если он принят без соблюдения установленного статьей 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников (при наличии такого органа).

В свою очередь, коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры также не могут содержать условия, которые ограничивают права или снижают уровень гарантий работников по сравнению с условиями, установленными и трудовым законодательством, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статья 12 ТК РФ дополнена положениями, подробно регламентирующими действие локальных нормативных актов во времени. На них, как и на закон или иной нормативный правовой акт, распространен принцип, действующий еще со времен римского права: они не имеют обратной силы.

Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью (статья 22 ТК РФ).

Статья 11 ТК РФ теперь более конкретно устанавливает особенности правового регулирования труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих. Установлено, что на них действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

А вот особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются теперь только ТК РФ. Раньше они могли устанавливаться и иными федеральными законами.

Уточнено понятие трудовой функции (статья 15 ТК РФ). Она определяется как работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии или специальности с указанием квалификации. Трудовая функция также может определяться конкретным видом поручаемой работнику работы. Напомним, что ранее трудовая функция определялась как работа по определенной специальности, квалификации или должности.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 10/2006 читайте также:

Социальное партнерство
Трудовой договор

Перевод на другую работу

Отстранение от работы

Срочный трудовой договор

Заключение трудового договора

Прекращение трудового договора

Рабочее время
Время отдыха

Выходные и нерабочие праздничные дни

Отпуска

Оплата и нормирование труда
Гарантии и компенсации
Дисциплина труда
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
Охрана труда
Материальная ответственность работодателя перед работником
Материальная ответственность работника
Особенности регулирования труда отдельных категорий работников

Общие положения

Труд женщин, лиц с семейными обязанностями

Труд работников в возрасте до 18 лет

Труд руководителей организаций

Сезонная работа

Работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Особенности регулирования труда работников транспорта

Защита трудовых прав работников
Коллективные трудовые споры

Содержание журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 10/2006

Рекомендации Методсовета ИД "БиНО"
Расходы на содержание учреждения и государственные нужды: в чем отличия?

Расходы на содержание учреждения по смете доходов и расходов

Порядок составления и утверждения сметы на содержание учреждения

Государственные и муниципальные нужды

Высший арбитражный суд РФ о случаях размещения заказов и расходовании средств бюджетными учреждениями

Функциональная классификация: содержание учреждения и госнужды

Рекомендации Методсовета ИД "БиНО

Тема номера: трудовое законодательство
С.И. Чернышова, Е.А. Малинина. Основные изменения в Трудовом кодексе РФ

Изменения, носящие общий (сквозной) характер

Общие положения

Социальное партнерство

Трудовой договор

Рабочее время

Время отдыха

Оплата и нормирование труда

Гарантии и компенсации

Дисциплина труда

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников

Охрана труда

Материальная ответственность работодателя перед работником

Материальная ответственность работника

Особенности регулирования труда отдельных категорий работников

Защита трудовых прав работников

Коллективные трудовые споры

А.О. Голубкова. Права работника и работодателя: вопросы и ответы

Выплата заработной платы

Трудовая книжка

Увольнение работников

Время простоя

Исполнение бюджета
Н.А. Терентьева. Взаимодействие территориальных органов Федерального казначейства и финансовых органов при исполнении бюджетов

Нормативно-правовая основа исполнения бюджетов

Полномочия участников бюджетного процесса

Исполнение Федеральным казначейством доходной части региональных и местных бюджетов

Кассовое обслуживание расходной части региональных и местных бюджетов

Взаимодействие территориальных органов Федерального казначейства и финансовых органов при открытии лицевого счета финансовому органу

Взаимодействие территориальных органов Федерального казначейства и финансовых органов при открытии лицевых счетов администраторам, главным распорядителям, распорядителям и (или) получателям средств

Дополнительные функции Федерального казначейства в соглашении об исполнении бюджета

Время кассового обслуживания

Какой вариант кассового обслуживания выбрать

Юридический практикум
М.С. Мухин, С.В. Балдина. Сделка как предмет оспаривания государственными органами и источник налогового риска

История проблемы

Оспаривание возможно. Что дальше?

Что делать налогоплательщику?

Заключение

Обзор документов
Новое в законодательстве

Документооборот

Использование бюджетных средств

Лицевые счета

Налогообложение

Оплата труда

Ответственность

Пособия

Приносящая доход деятельность

Проверки

Расчеты

Режим труда и отдыха

10 лет вместе!
Кроссворд "Трудовые отношения"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://www.bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки - в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://www.bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех областей деятельности. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные разъяснения положений Инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности Вашей организации со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://www.ekar.ru/ips

Библиотека "БиНО"

Издательский дом "БиНО" в рамках серии "Библиотека руководителя и главного бухгалтера" выпустил серию брошюр, посвященных реформированию бюджетного учета и отчетности.

Со списком этих изданий можно ознакомиться на нашем сайте
http://www.bino.ru/production/instructions

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2004 г. и 2005 г., а также за первое полугодие 2006 г. Стоимость комплекта за 2004 г. (12 журналов и 4 сборника документов) и комплекта за 2005 г. (12 журналов и 10 сборников документов) составляет 2 332 руб, а комплекта за первое полугодие 2006 г. (6 журналов и 6 сборников документов) - 2 970 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для
бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для
некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для
силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное