Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N 9/2006


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 9/2006

Смотрите в конце выпуска:
- Анонс содержания журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 9/2006;
- Информацию о подписке на наши издания;
- Информацию о семинарах по бюджетному учету.
Хотите приятно и с пользой провести время? - Решайте кроссворды от БиНО!
загляните на http://bino.ru/production/crosswords/

Обеспечение бюджетных организаций наличными денежными средствами

Н.А. Терентьева, к.э.н., заместитель начальника финансового управления - начальник бюджетного отдела

Содержание

Специальный счет для операций с наличными деньгами

Чековые книжки

Получение наличных денег

Предварительный контроль в органах Федерального казначейства

 

Использование наличных денежных средств - важное условие успешного выполнения задач хозяйственной деятельности учреждения. Мероприятия, которые в последнее время проводит Правительство РФ в связи с реформированием бюджетной сферы, внесли определенные коррективы в порядок использования наличных денег в учреждениях-бюджетополучателях. Также определенные изменения претерпел и порядок обеспечения учреждений наличными деньгами органами, организующими исполнение бюджета.

Об особенностях обеспечения наличностью и использования наличных средств при исполнении бюджетов по расходам мы расскажем в этой статье.

Специальный счет для операций с наличными деньгами

Для выдачи и приема наличных денег бюджетных организаций органам Федерального казначейства (далее - органы ФК) открываются в банках специальные счета 40116 "Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям". Эти счета открываются отдельно для федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Об этом сказано в приказе Минфина России от 21 сентября 2004 г. № 85н "О порядке обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации". Данным приказом утверждены Правила осуществления операций по обеспечению наличными деньгами получателей средств федерального бюджета (далее - Правила).

Аналогичная норма содержится в пункте 5.8 новой редакции Порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 22 марта 2005 г. № 1н 1 (далее - Порядок).

Данный порядок учета наличных средств распространяется на лицевые счета, открытые бюджетополучателям в органах ФК для учета:

- доведенных лимитов бюджетных обязательств, объемов финансирования расходов, принятых денежных обязательств, кассовых расходов при исполнении расходов федерального бюджета (далее - лицевой бюджетный счет);

- средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее - лицевой счет по учету внебюджетных средств);

- средств из дополнительного источника бюджетного финансирования, а именно арендных платежей (далее - лицевой счет по дополнительному бюджетному финансированию);

- операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федеральных учреждений в соответствии с законодательством РФ (далее - лицевой счет для учета операций со средствами во временном распоряжении).

Указанный порядок распространяется и на операции с наличными деньгами получателей средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, лицевые счета которых открыты в органах ФК.

Отметим, что в новой редакции Порядка из пункта 5.8 исключен абзац, разрешавший выдачу наличных денег бюджетным учреждениям со счетов 40201 "Средства бюджетов субъектов Российской Федерации" и 40204 "Средства местных бюджетов".

Таким образом бюджетополучатели всех уровней бюджетной системы, у которых открыты лицевые счета в казначействе, получают наличные исключительно со счета 40116 "Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям".

Как это делается, установлено в Правилах, которые мы сейчас и рассмотрим.

Чековые книжки

По заявлению получателя средств орган ФК бесплатно выдает ему чековую книжку.

Перед тем, как выдать книжку, уполномоченный работник органа ФК проверяет, все ли чеки имеются в данной книжке и проставляет штампом или письменно на оборотной стороне каждого чека наименование получателя средств. Но для тех получателей средств, которым предоставлено право не указывать в расчетных и кассовых документах свое наименование, штампы не ставятся.

Чековая книжка выдается кассиру или иному уполномоченному лицу получателя средств, который должен расписаться в Журнале регистрации бланков денежных чековых книжек (ф. 0510032). Ответственность за сохранность полученных в органе ФК чековых книжек несет получатель средств. Хранение чековых книжек с использованными денежными чеками осуществляет получатель средств в соответствии с Федеральным законом от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации".

Получение наличных денег

В установленные органом ФК сроки получатель средств представляет в этот орган кассовую заявку на предстоящий квартал в одном экземпляре.

Затем, накануне дня получения наличных, получатель средств представляет в орган ФК заявку на получение наличных денег и денежный чек (ф. 0510033).

При оформлении заявки следует обратить внимание на то, что заявка должна представляться в двух экземплярах. Оформлять заявку нужно в соответствии с приложением № 3 к Правилам. А именно, в заявке необходимо указать следующее:

- серию, номер и дату денежного чека;

- номер лицевого бюджетного счета (или номер лицевого счета по дополнительному бюджетному финансированию, или номер лицевого счета по учету внебюджетных средств, или номер лицевого счета для учета операций со средствами во временном распоряжении);

- должность, фамилию, имя и отчество представителя организации, на которого выписан денежный чек;

- данные паспорта представителя или иного документа, удостоверяющего его личность;

- показатели бюджетной классификации РФ, соответствующие целям получения наличных денег по данному денежному чеку (в заявке с номером лицевого счета для учета операций со средствами во временном распоряжении показатели бюджетной классификации РФ не указываются);

- сумму.

Отметим, что в виде исключения заявку можно послать по факсу или электронной почте накануне дня получения наличных денег. Однако затем, в день получения наличных, ее все равно надо представить на бумаге вместе с денежным чеком.

Денежный чек бюджетное учреждение заполняет самостоятельно, а орган ФК обязан проинформировать его о том, как это сделать.

На лицевой стороне чека указывается полное или сокращенное наименование органа ФК и счет органа ФК 40116 "Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям".

На оборотной стороне чека проставляются:

- данные паспорта уполномоченного лица, на которого выписан чек, или иного документа, удостоверяющего его личность;

- полное или сокращенное наименование получателя средств;

- назначение сумм платежа в соответствии с номенклатурой символов отчета о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций.

Отражение операций с наличными деньгами по счету 40116 представлено на схеме на следующей странице.

Напомним, что номенклатура символов отчетности о кассовых оборотах используется в соответствии с указанием Банка России от 16 января 2004 г. № 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации".

Ответственность за достоверность проставленных в денежном чеке символов несет получатель средств.

Отметим, что номенклатуру символов в чеке необходимо соотносить с полномочиями по расходованию средств, которые имеет бюджетное учреждение.

Согласно статье 70 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения могут расходовать бюджетные средства исключительно на:

- оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

- страховые взносы в государственные внебюджетные фонды;

- трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления;

- командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ;

- оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

- оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов в порядке, предусмотренном статьей 71 БК РФ.

Расходовать бюджетные средства, в том числе наличные денежные средства, на иные цели бюджетные учреждения не вправе.

Напомним, что в соответствии с указанием Банка России от 14 ноября 2001 г. № 1050-У предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке установлен в сумме 60 000 руб.

Предельный размер расчетов наличными относится к расчетам, производимым в рамках одного договора. Это означает, что лимит нельзя превышать и в том случае, если организация рассчитывается по нескольким расчетным документам.

Независимо от срока, на который заключен договор, и общей суммы максимальный платеж наличными деньгами по нему будет равен 60 000 руб. Эта сумма может быть уплачена и единовременно, и в несколько этапов. Такая позиция отражена в совместном письме Банка России от 2 июля 2002 г. № 85-Т и МНС России от 1 июля 2002 г. № 24-2-02/252.

Предварительный контроль в органах Федерального казначейства

Получив от бюджетного учреждения заявку на получение наличных денег, уполномоченный работник органа ФК проверяет, правильно ли она заполнена, а именно:

- соответствие подписи в заявке образцам, имеющимся в карточке образцов подписей;

- соответствие указанных в заявке показателей бюджетной классификации РФ содержанию операций;

- соответствие суммы (по показателям бюджетной классификации РФ), указанной в заявке, остаткам лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования на лицевом бюджетном счете или лицевом счете по дополнительному бюджетному финансированию;

- наличие показателей бюджетной классификации РФ, указанных в заявке, в смете доходов и расходов по внебюджетным средствам и достаточность средств на лицевом счете по внебюджетным средствам.

Кроме того, уполномоченный работник органа ФК проверяет, как заполнен представленный денежный чек. Здесь проверяются:

- сумма, указанная цифрами и прописью (они должны совпадать);

- данные паспорта представителя организации или иного документа, заменяющего паспорт (они должны соответствовать данным, указанным в заявке);

- серия, номер и дата денежного чека и сумма, подлежащая получению (эти данные также должны совпадать с указанными в заявке).

По заявкам с номером лицевого счета для учета операций со средствами во временном распоряжении уполномоченный работник органа Федерального казначейства проверяет соответствие:

- подписей лиц образцам, имеющимся в карточке образцов подписей;

- наличие достаточного для использования остатка средств на лицевом счете для учета операций со средствами во временном распоряжении.

В случае нарушения перечисленных требований при заполнении заявки орган Федерального казначейства возвращает заявку получателю средств без исполнения.

Получив от бюджетного учреждения денежный чек и проверив его, уполномоченное лицо органа ФК ставит на нем печать и свою подпись. Карточку с образцами подписей своих уполномоченных лиц и оттиска печати орган ФК представляет в банк для счета 40116 "Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям". Подписанный денежный чек казначейство возвращает бюджетному учреждению, чтобы оно могло получить наличные в банке.

На основании представленных бюджетными учреждениями заявок орган ФК отражает кассовый расход средств федерального бюджета на лицевых бюджетных счетах. Аналогично отражается использование дополнительного бюджетного финансирования и внебюджетных средств на соответствующих лицевых счетах.

Один экземпляр заявки с отметкой органа ФК о проведении операции передается получателю средств вместе с выпиской из его лицевого счета.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 9/2006 читайте также:

Взнос наличных денег
Получение наличных денег при разных вариантах кассового обслуживания
Лимит остатка кассы
Ответственность за нарушения при работе с наличными деньгами

Анонс содержания журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 9/2006

Эффективность использования средств
Анализ основных изменений, внесенных в Налоговый кодекс РФ законами № 137-ФЗ и 144-ФЗ
Обеспечение бюджетных организаций наличными денежными средствами
Вопросы-ответы по бюджетной классификации
Налог на прибыль с точки зрения Высшего арбитражного суда РФ
Оспаривание сделок налоговыми органами
Новое в законодательстве
Кроссворд "Бюджетный"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://www.bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки - в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://www.bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех областей деятельности. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные разъяснения положений Инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности Вашей организации со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://www.ekar.ru/ips

Библиотека "БиНО"

Издательский дом "БиНО" в рамках серии "Библиотека руководителя и главного бухгалтера" выпустил серию брошюр, посвященных реформированию бюджетного учета и отчетности.

Со списком этих изданий можно ознакомиться на нашем сайте
http://www.bino.ru/production/instructions

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2004 г. и 2005 г., а также за первое полугодие 2006 г. Стоимость комплекта за 2004 г. (12 журналов и 4 сборника документов) и комплекта за 2005 г. (12 журналов и 10 сборников документов) составляет 2 332 руб, а комплекта за первое полугодие 2006 г. (6 журналов и 6 сборников документов) - 2 970 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для
бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для
некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для
силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное