Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N 5/2006


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 5/2006

Смотрите в конце выпуска:
- Анонс содержания журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 5/2006;
- Информацию о подписке на наши издания;
- Информацию о семинарах по бюджетному учету.
Хотите приятно и с пользой провести время? - Решайте кроссворды от БиНО!
загляните на http://bino.ru/production/crosswords/

Приемы управленческого анализа использования бюджетных средств на основе показателей сметы

Методсовет ИД "БиНО"

Содержание

Как оценивать деятельность учреждения

Результативность деятельности

Финансовая эффективность

Зачем нужна смета

Как оценивать деятельность учреждения

Каждый руководитель знает, как было трудно без дополнительных разъяснений бухгалтера понять смысл показателей бухгалтерского отчета. Отчетность не содержала показателей, необходимых руководителю для принятия экономически обоснованного решения, так как ведение бухгалтерского учета по ранее действовавшей Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. № 107н не обеспечивало прозрачности финансовых потоков. Кроме того, ни бухгалтерский учет, ни формы отчетности не позволяли сделать заключение, насколько лучше или хуже стало работать учреждение за отчетный период.

Отчетность бюджетных учреждений, в свою очередь, не была публичной, читаемой. Она предназначалась в основном для контроля вышестоящей организацией за сохранностью имущества в подведомственных учреждениях, а также за правомерностью расходования бюджетных и внебюджетных средств и их целевым использованием.

Введение Инструкции по бюджетному учету в 2004 г. привело к сближению бухгалтерского учета в коммерческих структурах и в учреждениях бюджетной сферы. Данные о результатах хозяйственной деятельности теперь формируются по многим показателям одинаково. Это позволяет с высокой степенью точности оценить, что государству выгоднее: выполнять государственные задачи, заключая договоры с коммерческими организациями, или решать эти задачи через бюджетные учреждения.

Вектор на разработку показателей результативности и эффективности деятельности учреждений бюджетной сферы был задан Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов". Одна из главных задач реформы бюджетной сферы, заявленная в данном Постановлении, - создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.

Надо заметить, что на нынешнем этапе бюджетной реформы будет осуществляться поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов. Другими словами, уже в ближайшем будущем финансовое состояние учреждений будет напрямую зависеть от выполнения ими плана. Эти и многие другие новации нашли свое отражение в проекте Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации".

В новых условиях очень важно уметь объективно оценивать деятельность бюджетного учреждения. Поэтому необходимо разработать соответствующие показатели результативности деятельности и эффективности использования финансовых ресурсов.

Заметим, что понятия результативности и эффективности деятельности нельзя в полной мере приложить ко всей бюджетной сфере. В силу специфики функций, возложенных государством на учреждения и организации, подведомственные Минобороны России, МВД России и другим силовым ведомствам, их деятельность должна оцениваться иначе. Оговоримся: предлагаемые нами приемы анализа можно применить к деятельности военных образовательных учреждений, здравоохранных служб, научно-исследовательских институтов и т.п. учреждений, а так же отдельных обслуживающих подразделений учреждений силовых ведомств.

Поэтому далее мы будем говорить об оценке результативности и эффективности бюджетных учреждений, деятельность которых должна быть конкурентоспособной по отношению к деятельности коммерческих организаций аналогичного профиля (в области образования, здравоохранения, науки и др.).

Результативность деятельности

Результативность деятельности учреждения предполагает оценку конечных результатов использования бюджетных средств. И критерием такой оценки могут быть только количественные показатели деятельности учреждения.

Количественные показатели деятельности учреждения можно получить несколькими способами. Ряд показателей содержится в статистической и бюджетной отчетности учреждения. Кроме того, определенные данные могут быть отражены во внутриведомственных отчетах, которые формируются либо в дополнение к основным показателям бюджетной отчетности, либо как отдельные самостоятельные отчеты.

Полагаем, не вызовет споров утверждение, что существенное влияние на количественные показатели будут оказывать субъективные факторы: географическое положение учреждения и его удаленность от промышленных и административных центров, где - в городе или в сельской местности, - оно расположено, плотность населения на данной территории и др.

Немаловажную роль будет играть и человеческий фактор: компетентность и профессионализм специалистов (учителей, врачей, ученых и т.п.), работающих в учреждении, возможность повышения их квалификации. Объективную оценку результатам деятельности учреждений может дать только главный распорядитель. При этом ему необходимо учитывать особенности выполняемых учреждением государственных функций и условий хозяйствования.

Финансовая эффективность

Существует классическое определение финансовой эффективности: это оценка производственной деятельности, выражаемая как соотношение между результатом хозяйственной деятельности и использованными ресурсами (временными, материальными и т.п.). Из этого определения становится понятно, что финансовая эффективность - показатель качественный.

Другими словами, собственнику (в нашем случае - государству) важно знать, что выгоднее: содержать государственный вуз, чтобы получать высококлассных специалистов, или заключить договор на подготовку квалифицированных кадров с коммерческим вузом.

Определить финансовую эффективность деятельности работы коммерческой организации несложно, поскольку в коммерции главный критерий успеха - прибыльность. Объективно определить, насколько эффективно работает учреждение, не так просто, в силу специфики его функций.

Принцип финансовой эффективности и экономности использования бюджетных средств заложен в статье 34 Бюджетного кодекса РФ. В редакции проекта изменений в БК РФ этот принцип назван "принципом результативности и эффективности".

Следуя этому принципу, бюджетополучатели в процессе исполнения бюджетов должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Обратите внимание, что принцип финансовой эффективности и экономности начинает действовать уже при составлении бюджета! То есть БК РФ требует прогнозировать ожидаемый финансовый итог, эффективность деятельности учреждения в самом начале отчетного периода. А учреждения-бюджетополучатели могут спрогнозировать финансовую эффективность своей деятельности на предстоящий отчетный период уже при составлении сметы посредством проведения необходимого анализа при формировании сметы доходов и расходов.

Напомним, что в соответствии со статьей 161 БК РФ бюджетное учреждение финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов. В редакции проекта изменений в БК РФ статья 161 утрачивает силу, вместо него вводится понятие "бюджетная смета", значение которого раскрывается в статье 221 БК РФ. Но пока это только проект, и утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям в соответствии со статьей 219 БК РФ является одним из основных этапов исполнения бюджетов по расходам, следующим сразу после составления и утверждения бюджетной росписи. Утверждение смет в соответствии с пунктом 4 статьи 158 БК РФ возложено на главного распорядителя бюджетных средств.

И хотя в дальнейшем, как было сказано выше, планируется переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов, считаем, что в настоящий момент правильное формирование сметных (то есть плановых) показателей является важным элементом в процедуре оценки эффективности использования бюджетных средств. Ведь именно от правильности составления сметы доходов и расходов бюджетного учреждения во многом зависит эффективность использования бюджетных средств.

А поскольку сметы подведомственных учреждений утверждают главные распорядители бюджетных средств, то от того, какие требования главный распорядитель выставит учреждениям при формировании сметы на предстоящий отчетный период, и будут зависеть и финансовый результат, и эффективность использования бюджетных средств.

Зачем нужна смета

Смета доходов и расходов бюджетного учреждения - основной финансовый документ на соответствующий отчетный период. Смета представляет собой план разрешенных уставом учреждения поступлений (доходов) и направления использования средств (расходов) для достижения уставных целей.

В настоящее время доходы бюджетного учреждения формируются из двух источников: бюджетные и внебюджетные средства. Поэтому сметы доходов и расходов учреждения могут составлять по каждому источнику доходов отдельно, а в рамках выделяемых бюджетных средств - даже формировать сметы по каждой целевой программе или мероприятию.

Расходы бюджетного учреждения планируются по статьям бюджетной классификации расходов. В 2006 г. порядок применения бюджетной классификации регулируется приказом Минфина России от 21 декабря 2005 г. № 152н.

Контроль за наличием и выполнением сметы позволяет обеспечить целевое использование средств и является основным инструментом планирования. Напомним, что согласно действующей редакции статьи 221 БК РФ в течение десяти дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящему распорядителю бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме. Далее в течение пяти дней со дня ее представления распорядитель бюджетных средств утверждает эту смету.

То есть законом установлено, что учреждение в течение десяти дней должно сформировать сметные назначения на предстоящий отчетный период. И во многом от того, насколько правильно будет составлена смета и произведено распределение плановых показателей по соответствующим статьям расходов, будут зависеть результативность и эффективность деятельности учреждения.

Актуальность правильного формирования сметных назначений повысится в условиях среднесрочного планирования, когда учреждения должны будут обосновать свои финансовые показатели и результаты деятельности на три года вперед.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 5/2006 читайте также:

Методы расчета плановых показателей
Инструменты контроля

Анонс содержания журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 5/2006

Приемы управленческого анализа использования бюджетных средств на основе показателей сметы
Бюджетный учет в 2006 году: что нового?
Регистры бюджетного учета
Новое в законодательстве
Кроссворд "Бюджетный учет"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://www.bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки - в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://www.bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех областей деятельности. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные разъяснения положений Инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности Вашей организации со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://www.ekar.ru/ips

Библиотека "БиНО"

Издательский дом "БиНО" в рамках серии "Библиотека руководителя и главного бухгалтера" выпустил серию брошюр, посвященных реформированию бюджетного учета и отчетности.

Со списком этих изданий можно ознакомиться на нашем сайте
http://www.bino.ru/production/instructions

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2004 г. и 2005 г. Стоимость комплекта за 2004 г. (12 журналов и 4 сборника документов) составляет 2332 руб, а комплекта за 2005 г. (12 журналов и 10 сборников документов) - 3168 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для
бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для
некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe/ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для
силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное