Финансовые источники обязательного и
добровольного страхования автотранспорта
Финансовое обеспечение деятельности автономных учреждений
Источник
финансирования – субсидии из соответствующего бюджета
Автономные учреждения являются получателями субсидий на
возмещение нормативных затрат, связанных с выполнением государственного (муниципального)
задания (статья 78.1 БК РФ). Соответственно, финансовое обеспечение
выполнения ими этого задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего
бюджета бюджетной системы Российской Федерации с учетом расходов:
– на содержание недвижимого имущества и особо ценного
движимого имущества (это имущество закреплено за автономным
учреждением учредителем или приобретено за счет средств, выделенных
на приобретение такого имущества);
– на уплату налогов, по которым в качестве объекта
налогообложения признается соответствующее имущество, в том числе
земельные участки.
Как уже было отмечено, расходы на содержание этих учреждений
определяются планом финансово-хозяйственной деятельности государственного
(муниципального) учреждения.
В Плане ФХД на финансовый год отражают плановые показатели
по поступлениям в разрезе источников финансового обеспечения деятельности
автономного учреждения, включая:
– субсидии на выполнение государственного
(муниципального) задания;
– целевые субсидии;
– бюджетные инвестиции;
– поступления от оказания учреждением услуг (выполнения
работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения к его
основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических
лиц осуществляется на платной основе;
– поступления от иной приносящей доход деятельности.
Также в Плане ФХД государственных (муниципальных) автономных
учреждений могут быть отражены поступления от реализации ценных бумаг.
Выплаты в Плане ФХД должны быть указаны в разрезе определенных
расходов, в числе которых выплаты на прочие услуги, включающие оплату
страхования транспортных средств.
Плановый объем выплат формируется с учетом
расчетно-нормативных затрат, определенных в соответствии с методическими
рекомендациями, которые утверждает соответствующий орган власти Российской
Федерации, субъекта РФ или местная администрация, уполномоченные на осуществление
функций и полномочий учредителя государственного (муниципального) учреждения.
Для федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции и
полномочия учредителя в отношении федеральных государственных автономных
учреждений, такие рекомендации утверждены совместным приказом Минфина России
№ 137н и Минэкономразвития России № 527 от 29 октября
2010 г. "О методических рекомендациях порасчету нормативных затрат наоказание федеральными
государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат насодержание имущества
федеральных государственных учреждений" (далее – Рекомендации № 137н/527).
В соответствии с требованиями статьи 69.2 БК РФ порядок
формирования и финансового обеспечения выполнения государственного
(муниципального) задания определяется высшим исполнительным органом
государственной власти субъекта РФ (местной администрацией).
Органы государственной власти субъекта РФ (местная
администрация) длярасчета
нормативных затрат могут воспользоваться разработанными Минфином России
Комплексными рекомендациями органам исполнительной власти субъектов РФ,
органам местного самоуправления пореализации Закона № 83-ФЗ, размещенными наофициальном сайте
Минфина России поадресу:
www1.minfin.ru/ru/budget/83-fz/.
Также органы государственной власти субъекта РФ
(местная администрация) прирасчете
нормативных затрат могут взять заоснову Рекомендации № 137н/527.
В пункте 23 Рекомендаций № 137н/527 приведена
детализация нормативных затрат на содержание особо ценного движимого
имущества. Причем перечень затрат по этому пункту не является
закрытым. Помимо отдельно поименованных затрат на ОСАГО он включает
в себя "прочие нормативные затраты на содержание особо ценного
движимого имущества". Это дает право учредителям при расчете
объема финансового обеспечения на выполнение государственного задания
учитывать и расходы на добровольное страхование автотранспортных средств.
Согласно Приказу № 81н плановые объемы выплат,
связанных с выполнением учреждением государственного (муниципального)
задания, формируются с учетом нормативных затрат, определенных в порядке,
установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным
органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.
Поэтому если в составе нормативных затрат учредитель учел указанные выше
затраты на добровольное страхование особо ценного движимого имущества, то у автономного
учреждения будет возможность направить средства субсидии на выполнение
государственного задания на оплату расходов по добровольному
страхованию транспортного средства.
Автономные учреждения самостоятельно осуществляют расходование
средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания
на цели, связанные с его выполнением в соответствии с утвержденным
порядком предоставления субсидии и условиями Соглашения о порядке и
условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения
государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение
работ).
Типовая форма такого Соглашения, заключаемого федеральным
автономным учреждением и федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции и полномочия учредителя указанного учреждения,
утверждена совместным приказом Минфина России № 138н и
Минэкономразвития России № 528 от 29 октября 2010 г.
Таким образом, даже если данный вид расходов не был учтен
в составе нормативных затрат на выполнение государственного задания,
автономное учреждение может предусмотреть расходы
на приобретение КАСКО при формировании своего плана
финансово-хозяйственной деятельности.
Субсидии на выполнение государственного (муниципального)
задания могут поступать автономным учреждениям на счета, открытые
автономным учреждениям в кредитных организациях, или на лицевые счета,
открытые им в органе Федерального казначейства или в финансовом
органе субъекта РФ (муниципального образования). В случае открытия
автономному учреждению лицевого счета в органе Федерального казначейства
или в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования)
оно использует средства субсидии на выполнение государственного
(муниципального) задания в пределах остатка средств, отраженных на его
лицевом счете. При этом документы, подтверждающие возникновение денежных
обязательств, представлять не требуется. Такая норма установлена пунктом 3.9
статьи 2 Закона № 174-ФЗ.
Как установлено в пункте 3.15 статьи 2 Закона № 174-ФЗ,
не использованные в текущем финансовом году остатки средств,
предоставленных автономному учреждению из соответствующего бюджета
бюджетной системы РФ в соответствии с абзацем 1 пункта 1
статьи 78.1 БК РФ, то есть на выполнение государственного
(муниципального) задания, используются в очередном финансовом году в соответствии
с планом финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения
для достижения целей, ради которых это учреждение создано.
Исходя из этого, Минфин России в письме от 30 декабря
2010 г. № 02-03-06/5448 дал разъяснения о возможности
использования государственными (муниципальными) учреждениями средств,
сэкономленных в результате мероприятий по энергосбережению и
повышению энергетической эффективности.
В своем письме Минфин России обратил внимание
на возможность сохранения в распоряжении учреждений, получающих
субсидии на выполнение государственного задания, данных средств,
сэкономленных в результате осуществления мероприятий по повышению
энергоэффективности и энергосбережения согласно требованиям Федерального закона
от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении
и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации".
План ФХД как документ, который определяет направления
использования автономными учреждениями указанной субсидии, сформированный
в разрезе выплат, включает и оплату коммунальных услуг, рассчитанных
с учетом соответствующих нормативных затрат.
Средства, предусмотренные на оплату коммунальных услуг и
сэкономленные за счет осуществления мероприятий по повышению
энергоэффективности и энергосбережения, могут быть перераспределены
в зависимости от потребности автономного учреждения в средствах
на иные выплаты.
При таком перераспределении денежных средств автономному
учреждению будет необходимо уточнить показатели Плана ФХД, связанные
с выполнением государственного (муниципального) задания. План ФХД с учетом
изменений автономного учреждения в соответствии с пунктом 21
Приказа № 81н утверждает руководитель автономного учреждения на основании
заключения наблюдательного совета автономного учреждения.
Таким образом, даже если данный вид расходов не был учтен в
составе нормативных затрат на выполнение государственного задания,
автономное учреждение может произвести расходы на приобретение КАСКО,
если за счет осуществления мероприятий по повышению
энергоэффективности и энергосбережения сэкономит средства субсидии на выполнение
государственного (муниципального) задания и внесет изменения в План ФХД.
Поступление средств субсидии на выполнение государственного
(муниципального) задания отражается в автономном учреждении
по статье 180 КОСГУ "Прочие доходы", а расходы
за счет средств субсидии – по соответствующим аналитическим
кодам видов выплат, аналогичным кодам КОСГУ по расходам. Оплату
страхового взноса следует относить на подстатью 226 КОСГУ "Прочие
работы, услуги".
Продолжение примера. На
2011 г. показатели Плана ФХД Автономного учреждения были рассчитаны исходя
из нормативных затрат и детализированы в соответствии с установленным
Учредителем порядком по источникам поступлений, по направлениям
выплат. За счет субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных
с выполнением государственного задания, в Плане ФХД были предусмотрены
выплаты на финансирование расходов, относимых на подстатью 226 "Прочие
работы, услуги" КОСГУ в общей сумме 10 000 руб., в которой
в том числе в составе нормативных затрат на содержание
особо ценного движимого имущества учтены затраты на ОСАГО. Главный
бухгалтер подготовил руководителю Автономного учреждения информацию об остатке
средств на счете Автономного учреждения в части субсидии на выполнение
государственного задания, в составе которых были предусмотрены выплаты
на ОСАГО. Так, на лицевом счете имелся неиспользованный остаток
средств субсидии на выполнение государственного задания в размере
6 500 руб.
На основе
представленной информации руководитель учреждения распорядился подготовить
документы на оплату расходов в сумме 2 933,13 руб.
на страхование ОСАГО для автомобиля OPEL CORSA-B,
используемого в рамках основной деятельности, за счет субсидии
на выполнение государственного задания.
В полной версии статьи в журнале "БиНО: Автономные учреждения" № 2/2012
читайтетакже:
Страхование –
понятие, виды, цели
Принятие решения о страховании
автомобиля
Заключение договора страхования
Налоговый учет оплаты по договору
страхования
Анонс содержания журнала
"БиНО: Автономные учреждения" № 2/2012