Вид автострахования определяется его объектами, среди
которых можно выделить имущественные интересы, связанные со следующими
обстоятельствами:
– гражданской ответственностью владельцев
автотранспортных средств (ТС) перед третьими лицами. Этот вид
страхования включает в себя обязательное страхование гражданской
ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) и добровольное
страхование ответственности (ДСАГО). Последнее дополняет обязательное
страхование и вступает в действие, когда размер причиненного ущерба
превышает максимальный размер компенсации по договору ОСАГО;
– повреждением или утратой средств автотранспорта и
дополнительного автомобильного оборудования (сфера автострахования КАСКО).
Страхование дополнительного (не базовой комплектации) оборудования
производится при приобретении полиса страхования дополнительного оборудования;
– несчастными случаями с водителями и пассажирами
застрахованного транспортного средства;
– прочими сопутствующими обстоятельствами, не вошедшими
в страховые случаи по договорам ОСАГО и КАСКО, которые
могут быть застрахованы в добровольном порядке.
Перечень "прочих обстоятельств", от которых можно
себя застраховать, практически не ограничен. Наиболее актуальны следующие
страховые риски:
– выплата потерпевшим компенсации морального вреда
при ДТП. Статьей 1100 ГК РФ такая компенсация предусмотрена
независимо от вины причинителя вреда, если вред жизни или здоровью
гражданина причинен источником повышенной опасности (а автомобиль им и
является). Такой риск может быть застрахован дополнительно по собственной
инициативе владельца транспортного средства;
– упущенная в результате дорожного происшествия выгода.
Риски по разным видам страхования могут объединяться
страховой организацией в один договор. Такой вид услуг называется "комбинированным
страхованием", или "авто-комби" и включает в себя
дополнительное страхование гражданской ответственности, а также
страхование водителя и пассажиров на случай смерти и инвалидности,
страхование транспортного средства и багажа, находящегося в нем.
Автострахование не берет на себя риски, имеющие место на
объектах дорожного хозяйства, но подлежащие страхованию по другим видам
страхования, например:
– обязанность выплаты компенсации причиненного жизни,
здоровью или имуществу вреда, связанного с перевозкой грузов. Вред может
быть причинен воздействием груза или прицепа. Сюда же относится и
страхование самого груза. Все риски, связанные с грузоперевозками,
принимаются на себя страховой организацией по договору страхования
грузов;
– возмещение причиненного вреда жизни или здоровью
работников при исполнении ими трудовых обязанностей. Страхование таких
рисков производится работодателем по договорам обязательного страхования,
в том числе по договору обязательного социального страхования,
заключенному в соответствии с Федеральным законом от 24 июля
1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании
от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
– возмещение причиненного вреда жизни или здоровью
пассажиров автомобильного транспорта, а также туристов и экскурсантов во время
официальной междугородной поездки. Покрытие такого вреда осуществляется
по договору обязательного личного страхования пассажиров на основании
Указа Президента РФ от 7 июля 1992 г. № 750 "Об обязательном
личном страховании пассажиров" (с изменениями и дополнениями);
– выплата компенсации вреда здоровью или имуществу,
понесенного участниками ДТП за пределами РФ (сфера
международного автострахования). Для того, чтобы застраховать свою
ответственность от риска нанесения ущерба жизни, здоровью и имуществу
третьих лиц на время заграничной поездки, необходимо приобрести страховой
полис GreenCard ("Зеленая карта"), который действует более чем в 40 странах
Европы, Северной Африки и Средиземноморья.
Продолжение примера.
Сотрудник Автономного учреждения Степанов А.Б. подобрал руководителю
запрашиваемую информацию, на основании которой было решено,
что необходимости в приобретении полиса GreenCard в Учреждении
нет по причине отсутствия международных командировок. А вот
страхование риска получения повреждений транспортными средствами на территории России
и риска причинения вреда чужому здоровью и имуществу для Автономного
учреждения актуально.
Обязательное
страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)
Ответственность владельца транспортного средства
(юридического или физического лица) представляет собой обязанность
компенсировать причиненный при использовании транспортного средства вред
жизни, здоровью или имуществу потерпевших. Риск, связанный с возникновением
этой обязанности, подлежит обязательному страхованию.
Этот вид имущественного страхования введен в действие на
территории РФ с 1 июля 2003 г. Федеральным законом от 25 апреля
2002 г. № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской
ответственности владельцев транспортных средств".
Механизм страхования позволяет страховым организациям
аккумулировать плату за приобретение страховых полисов. Из этих
средств в установленных законодательством случаях обеспечивается
компенсирование потерпевшим в дорожно-транспортном происшествии (ДТП)
полученного ими вреда здоровью или имуществу. С причинителя вреда,
заключившего договор ОСАГО, эта обязанность снимается, если размер
ответственности владельца транспортного средства не превышает страховую
сумму по договору.
Обязанность по страхованию гражданской ответственности
не распространяется на владельцев таких транспортных средств, у которых:
– максимальная скорость не превышает 20 км/час;
– технические характеристики, согласно законодательству РФ,
не позволяют участвовать в дорожном движении на территории России;
– место регистрации находится за пределами РФ, а
их владельцы застрахованы в системе международного страхования гражданской
ответственности.
Кроме того, обязанность по страхованию гражданской
ответственности не возникает у владельцев транспортных средств
Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых
предусмотрена военная служба, но не всех транспортных средств. Исключением
составляют автобусы, легковые автомобили и прицепы кним, иные транспортные средства,
используемые дляобеспечения
хозяйственной деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских
формирований и органов.
По договору ОСАГО может быть застрахован риск гражданской
ответственности каксамого
владельцаТС, такилиц, допущенных ких управлению. Вчастности, лиц, вчьи обязанности входит управление
транспортом наосновании
трудового (или гражданско-правового) договора с работодателем –
собственником или владельцем транспортного средства.
Продолжение примера. Исходя
из того, что:
– максимальная
скорость автомобилей, находящихся в оперативном управлении Автономного
учреждения, превышает 20 км/час;
– все
транспортные средства прошли регистрацию на территории РФ, технический
осмотр и были допущены к участию в дорожном движении;
– ТС не
принадлежат Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и
органам, в которых предусмотрена военная служба,
Автономное учреждение
обязано заключить договоры обязательного страхования гражданской
ответственности (ОСАГО) водителей, допущенных к управлению служебными
автомобилями марок OPEL CORSA-B и ВАЗ-2110.
В полной версии статьи в журнале "БиНО: Автономные учреждения" № 2/2012
читайтетакже:
Страхование –
понятие, виды, цели
Принятие решения о страховании
автомобиля
Выбор страховой
компании
Анонс содержания журнала
"БиНО: Автономные учреждения" № 2/2012