Уточнены правила электронного взаимодействия между учреждениями-налогоплательщиками
и налоговыми органами
Закон № 245-ФЗ внес изменения в первую часть НК РФ,
касающиеся правил электронного взаимодействия между учреждениями-налогоплательщиками
и налоговыми органами. Рассмотрим их подробней.
Налоговый орган может предоставить учреждению справку о состоянии расчетов
по налогам в электронном виде
Напомним, что по запросам учреждений-налогоплательщиков и
налоговых агентов налоговые органы обязаны предоставлять им справки о состоянии
расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (подпункт 10
пункта 1 статьи 32 НК РФ).
Такую справку налоговый орган обязан предоставить учреждению
в пятидневный срок со дня получения им соответствующего письменного
запроса от него. При этом справка должна быть составлена на основании
данных налоговой инспекции по форме, утвержденной приказом Минфина России
от 18 января 2008 г. № 9н.
Теперь, после внесения дополнений в подпункт 10
пункта 1 статьи 32 НК РФ, налоговые органы могут передавать
справку налогоплательщикам и налоговым агентам не только в бумажном
виде, но и в электронном по телекоммуникационным каналам
связи. При этом электронная справка должна быть передана налогоплательщику
в тот же срок, что и бумажная, то есть в течение
пяти дней со дня поступления запроса.
При подаче в налоговый орган заявления или свидетельства о постановке
на учет в электронном виде учреждение должно использовать усиленную
квалифицированную электронную подпись
Закон № 245-ФЗ привел положения пункта 5.1 статьи 84 НК РФ
в соответствие положениям Федерального закона от 6 апреля 2011 г.
№ 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее – Закон № 63-ФЗ),
который пришел на смену Федеральному закону от 10 января 2002 г.
№ 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", ранее
регламентирующему применение ЭЦП.
Поправки в Налоговый кодекс РФ носят технический
характер и связаны с тем, что Закон № 63-ФЗ вводит новую
терминологию, в частности термин "электронная подпись", и вместе
с тем увеличивает количество видов электронной подписи. Так, данным законом
определено, что электронная подпись может быть простой и усиленной.
А последняя, в свою очередь, – неквалифицированной или
квалифицированной.
Напомним, что в соответствии с пунктом 5.1 статьи 84 НК РФ
в электронном виде передают следующие документы:
– заявление о постановке на учет (снятии с учета);
– уведомление о выборе инспекции для постановки
на учет организации по месту нахождения одного из ее
обособленных подразделений;
– свидетельство (уведомление) о постановке на учет в
инспекции и уведомление о снятии с учета.
Эти документы теперь должны быть заверены усиленной
квалифицированной электронной подписью соответствующего лица. Напомним, ранее
электронную цифровую подпись проставляло лицо, представляющее это заявление
(уведомление), или его представитель.
Обращаем внимание руководителей учреждений, что сертификаты
ключей подписей, выданные в соответствии с Федеральным законом
от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ "Об электронной
цифровой подписи", признаются квалифицированными сертификатами
в соответствии с новым Законом № 63-ФЗ. Электронный документ,
подписанный ЭЦП до даты признания утратившим силу Закона № 1-ФЗ
(до 1 июля 2012 г.), признается электронным документом,
подписанным квалифицированной электронной подписью в соответствии с Законом
№ 63-ФЗ.
Установлены обязанности налогоплательщиков при использовании
электронных денег
Еще несколько поправок в Налоговый кодекс РФ внес Закон
№ 162-ФЗ. Они привели нормы Кодекса в соответствие нормам Федерального
закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ "О национальной
платежной системе" (далее – Закон № 161-ФЗ), который
урегулировал порядок использования электронных средств платежа.
Напомним, что электронные денежные средства – это денежные
средства, которые предварительно предоставлены одним лицом другому лицу,
учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств
без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения
денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими
лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет
право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных
средств платежа.
При этом денежные средства, полученные организациями,
осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг,
клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению
инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными
пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере
предоставленных денежных средств без открытия банковского счета
в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность
указанных организаций не являются электронными денежными средствами.
Клиенты (организации и физические лица), желающие
рассчитываться с использованием электронных денег, заключают с оператором
по переводу денежных средств договор. Такими операторами являются Банк России,
Внешэкономбанк и кредитные организации, имеющие право на осуществление
перевода денежных средств.
Последние учитывают денежные средства, предоставленные
клиентом, путем формирования записи, отражающей размер обязательств оператора
электронных денежных средств передклиентом всумме
предоставленных им денежных средств.
Электронные деньги переводят на основании распоряжений
плательщиков впользу
получателей средств. Обратите внимание нато, чтосогласно
пункту9 статьи7 Закона № 161-ФЗ
организациям рассчитываться междусобой электронными денежными средствами запрещено, одной изсторон платежа
обязательно должно являться физическое лицо.
Учреждение обязано сообщить налоговому органу овозникновении (прекращении) права
использования корпоративных электронныхденег
Согласно поправкам, внесенным Законом № 162-ФЗ, организации
помимо сообщения винспекцию
оботкрытии или озакрытии счетов вбанке (подпункт1 пункта2 статьи23 НК РФ) обязаны информировать
налоговый орган овозникновении
или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа
дляпереводов
электронных денежных средств (подпункт1.1 пункт2
статьи23 НК РФ).
Это надо сделать в течение семи дней со дня возникновения
(прекращения) данного права.
Статья, устанавливающая ответственность организации за
нарушение данной обязанности, в Налоговый кодекс РФ не введена.
Однако за несоблюдение срока, предусмотренного для сообщения
об открытии или о закрытии счетов, взимается штраф в размере 5 000 руб.
(статья 118 НК РФ).
За счет электронных денег могут взыскать недоимки по налогам
В случае неуплаты налога в установленный срок он может быть
принудительно взыскан не только со счетов организации в банках,
но и за счет электронных денег налогоплательщика или налогового
агента (пункт 1 статьи 46 НК РФ).
Порядок взыскания недоимки за счет электронных денег определен
в новом пункте 6.1 статьи 48 НК РФ. При недостаточности
или отсутствии средств на счетах налогоплательщика или налогового агента
взыскание налога производят за счет электронных денег.
Для этого налоговый орган направляет в банк, в котором находятся
электронные деньги налогоплательщика (налогового агента), поручение на их перевод
на счет в банке. В нем должны быть указаны реквизиты
корпоративного электронного средства платежа налогоплательщика (налогового агента),
подлежащая переводу сумма и реквизиты счета.
Если для взыскания недоимки недостаточно электронных денег в рублях,
то можно взыскать электронные средства в иностранной валюте. В этом
случае их переводят на валютный счет организации. Если же средства в валюте
переводят на рублевый счет, то одновременно с поручением
на перевод электронных денежных средств налоговый орган направляет банку
поручение на продажу иностранной валюты налогоплательщика (налогового
агента), которую банк должен осуществить не позднее следующего дня.
Расходы, связанные с продажей иностранной валюты, производят за счет
налогоплательщика (налогового агента). Банк переводит электронные деньги на рублевый
счет налогоплательщика (налогового агента) в сумме, эквивалентной сумме
платежа в рублях по курсу ЦБ РФ, установленному на дату
перевода электронных денег.
Чтобы обеспечить исполнение решения инспекции о взыскании
налога (пеней, штрафа), переводы электронных денежных средств можно приостановить.
Операции по уменьшению остатка электронных денег можно приостановить лишь
в пределах суммы, указанной в решении налогового органа (абзац 4
пункта 2 статьи 76 НК РФ).
В целом порядок принятия решения о приостановлении переводов
электронных денег и передаче его в банк, а также порядок отмены
подобного приостановления аналогичны правилам, действующим в отношении
приостановления операций по счетам в банке.
Обязанности банков, связанные с переводом электронных денег
Определены новые обязанности банков, связанные с переводом
электронных денег. Банк предоставляет организациям право использовать корпоративные
электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств
только при предъявлении свидетельства о постановке на налоговый
учет. При этом в течение трех дней банк должен сообщить
в инспекцию по месту своего учета о предоставлении или прекращении
указанного права либо об изменении реквизитов корпоративного электронного
средства платежа. Формы и форматы таких сообщений должна установить ФНС России.
Кроме того, по мотивированному запросу налогового органа банки
обязаны выдавать справки об остатках электронных денежных средств
организаций и о переводах электронных денежных средств.
За нарушение банком обязанностей, связанных с электронными
денежными средствами, статьей 135.2 НК РФ предусмотрена ответственность.
В полной версии статьи в журнале "БиНО: Автономные учреждения" № 1/2012
читайтетакже:
Контроль соответствия цен
сделки рыночным ценам
Налог на доходы физических
лиц
Налог на прибыль
Налог на добавленную
стоимость
Налог на имущество
Государственная пошлина
Налогообложение операций по
формированию и расформированию целевого капитала некоммерческихорганизаций
Налогообложение операций по
выплате пенсионных накоплений
Содержание журнала
"БиНО: Автономные учреждения" № 1/2012
Грани развития: размышления у картины
Купите цветы!
Тема номера: новое в законодательстве в 2012 году
И.В. Алексеева. Составление плана финансово-хозяйственной деятельности
автономного учреждения