Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Экономика и жизнь": вопрос-ответ


ПрофБухгалтерия
Вся представленная в рассылке информация взята из последнего номера
нового электронного издания
"ПрофБухгалтерия".
Газета выходит 2 раза в неделю и посвящена актуальным вопросам
налогообложения, бухучета, трудовых отношений и
предпринимательской деятельности.


КАКИМ МОЖЕТ БЫТЬ ПУТЕВОЙ ЛИСТ, ЕСЛИ ПРЕДПРИЯТИЕ - НЕ АВТОТРАНСПОРТНОЕ

      Наша организация оказывает консультационные услуги в области права. В производственных целях мы используем три легковых автомобиля - для служебных поездок по городу руководителя организации и юристов. Услуги сторонним организациям по перевозке пассажиров и грузов не оказываются. Можно ли в целях исчисления налога на прибыль использовать в качестве первичного документа по учету работы легкового автотранспорта форму путевого листа, разработанную самостоятельно? Вправе ли наша организация оформлять путевой лист не на каждый день, а на месяц при условии, что водителям заработная плата исчисляется ежемесячно исходя из данных табеля учета рабочего времени и должностного оклада?

     Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах данных форм первичной учетной документации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, указанные в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
     В обязанность юридическим лицам всех форм собственности, осуществляющим деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являющимся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом, вменено составление путевых листов по форме N 3. Об этом говорится в п. 2 постановления Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте".
     В путевом листе легкового автомобиля (форма N 3) обязательно должны быть проставлены порядковый номер, дата выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль. При этом путевой лист выдается только на один день или смену. На более длительный срок он выдается в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены).
     Кроме того, в нем указываются цель поездки, показания спидометра, остаток горючего при выезде и возвращении. На основании этих данных определяется фактический расход горюче-смазочных материалов по конкретному автомобилю.
     Основными показателями для определения количества израсходованного топлива (ГСМ), затраты на приобретение которого подлежат учету в целях налогообложения прибыли, являются:
     реальная протяженность маршрута за рабочий день или смену водителя;
     фактический пробег автомобиля согласно данным спидометра за рабочий день или смену;
     фактический расход топлива (бензина) на 100 км за рабочий день или смену;
     нормы потребления топлива (бензина) на 100 км исходя из утвержденных норм Минтранса или технических характеристик конкретного автомобиля (в соответствии с технической документацией автомобиля).
     Федеральная служба государственной статистики в письме от 03.02.2005 N ИУ-09-22/257 разъяснила, что форму N 3 "Путевой лист легкового автомобиля" следует в обязательном порядке использовать юридическим лицам всех форм собственности, осуществляющим деятельность по эксплуатации автотранспортных средств (грузовых, легковых, в том числе служебных автомобилей, специализированных и такси).
     Видимо, поэтому представители налоговой службы считают, что рассматриваемые расходы могут быть учтены в целях исчисления налога на прибыль на основе путевого листа легкового автомобиля, строго составляемого ежедневно по форме N 3.
     По мнению автора, в Постановлении Госкомстата N 78 четко не сказано, какие именно организации в обязательном порядке должны ежедневно оформлять путевые листы на автотранспортные средства.
     Из пункта 2 Постановления следует, что путевой лист (форма N 3) ежедневно обязаны выписывать лишь организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации автотранспортных средств и являющиеся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.
     Таким образом, если организация осуществляет эксплуатацию автотранспортных средств, но не оказывает транспортные услуги сторонним организациям (не является отправителем и получателем грузов, перевозимых автомобильным транспортом), она по формальным основаниям может и не учитывать требования Постановления N 78 при оформлении путевых листов.

Арбитражная практика

     По этому вопросу арбитражные суды часто принимают решения в пользу налогоплательщика.
     В качестве примера можно привести Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.04.2004 N А56-22408/03.
     Из материалов налоговых органов следовало, что путевые листы, на основании которых организация относила на себестоимость услуг расходы по приобретению бензина, оформлены ненадлежащим образом (периодичность заполнения - один путевой лист на месяц).
     Суд отклонил как необоснованный довод налогового органа о нарушении организацией п. 2 Постановления Госкомстата N 78, поскольку составленные ею путевые листы легковых автомобилей оформлялись не ежедневно или за смену, а за месяц. И разъяснил, что утвержденная Госкомстатом форма предназначена для учета операций по перевозке грузов автотранспортными предприятиями и оформления хозяйственных операций с третьими лицами.
     Аналогичной позиции придерживается и десятый арбитражный апелляционный суд Московской области (см. Постановление от 14.09.2005 N 10АП-2243/05-АК). Суд отметил, что нормы, установленные для заполнения путевых листов указанным Постановлением, относятся к транспортным организациям.

Позиция Минфина России

     Более того, теперь и в целом ряде писем Минфина России (от 03.02.2006 N 03-03-04/2/23, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129, от 16.03.2006 N 03-03-04/2/77, от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327) отмечено, что форма N 3 носит обязательный характер лишь для автотранспортных организаций.
     Что касается остальных, то они могут разработать свою форму путевого листа либо иного документа, подтверждающего произведенные расходы в виде горюче-смазочных материалов, в котором должны быть отражены все реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона "О бухгалтерском учете".
     По мнению автора, это означает, что в настоящее время любая организация (за исключением специализированных транспортных предприятий) может оформлять путевой лист на месяц (неделю). При этом в качестве дополнения к нему обязательно должен вестись ежедневный маршрутный лист, форму которого организация может разработать самостоятельно или воспользоваться формой, приведенной на обратной стороне путевого листа (форма N 3). В маршрутном листе организациям необходимо указывать маршрут и ежедневный пробег транспортного средства.
     Не исключено, что сотрудники налоговых органов и после разъяснений Минфина России могут не согласиться с таким порядком оформления первичных документов по списанию ГСМ. Тогда спор придется решать в судебном порядке.


С. РЫБАКОВ


     ВНИМАНИЕ! Теперь у Вас есть уникальный шанс не только регулярно знакомиться с новыми консультациями наших специалистов, но и самому выступить в качестве эксперта по финансово-экономическим вопросам, а также получить известность среди многочисленной армии подписчиков газеты "Экономика и Жизнь". Все что для этого нужно, это зарегистрироваться на "Вашей Консультационной Площадке" (http://www.akdi.ru/scripts/akdigame/ag_main.php?) сервера АКДИ "Экономика и Жизнь" в качестве эксперта, и развернуто отвечать на вопросы пользователей. Каждый вопрос имеет оценку в баллах (вопрос оценивает пользователь, когда его задает ). Если ответ эксперта удовлетворил пользователя, баллы за этот вопрос переходят к эксперту. Ежемесячно определяется лучший эксперт (по сумме набранных им баллов), а подробная информация о нем публикуется в популярном еженедельнике "Экономика и Жизнь".
Подробности можно узнать по адресу:
http://www.akdi.ru/scripts/akdigame/pravila.php?f=1



Содержание нового номера "Профбухгалтерия" (N 07/1):

1. События недели
2. Интернет-обозрение
3. Нормативные акты:
3.1. Письмо Минфина РФ от 15 февраля 2007 года N 03-03-06/1/98
"О порядке признания дебиторской задолженности безнадежной
для целей налогообложения прибыли"
3.2. Письмо Минфина РФ от 13 февраля 2007 года N 03-03-06/1/84
"Об учете в целях налогообложения прибыли расходов на
изготовление дисконтных карт"
4. Вопросы - ответы:
4.1. Преждевременный отпуск: последствия для работодателя
Если работник увольняется до истечения рабочего года (11
месяцев работы), в счет которого ему был предоставлен
отпуск, то сумма отпускных, приходящаяся на неотработанное
время, удерживается из его заработной платы.
Распространяется ли на этот случай норма ст. 138 ТК РФ
по ограничению удержаний из заработной платы?
4.2. Каким может быть путевой лист, если предприятие - не
автотранспортное?
5. Актуальная статья:
5.1. Нюансы авансов.
Трудовой кодекс предъявляет вполне определенные требования
к порядку выплаты заработной платы. Но не все работодатели
их осознают...


Если Вы (увы!) опоздали на почту, НИЧЕГО НЕ ПОТЕРЯНО!
Звоните нам по телефонам: (495) 152-03-60, 152-04-90, 152-03-30 и Вы получите ВСЕ номера
еженедельника "Экономика и жизнь" плюс высокий уровень сервиса!


Рекомендуем рассылки АКДИ:
Думский вестник (Подробнее, архив)
Новости сайта АКДИ "Экономика и жизнь" (Подробнее, архив)
     
Copyright "АКДИ Экономика и жизнь" © 1997-2007, all rights reserved.
Тел. (495) 250-58-58, 250-11-57, факс (495) 250-54-52, akdi@akdi.ru

В избранное