Вся представленная в рассылке информация взята из последнего номера
нового бесплатного электронного издания "Ваша персональная газета".
Газета выходит 2 раза в неделю и посвящена актуальным вопросам
налогообложения, бухучета, трудовых отношений и
предпринимательской деятельности.
ПО ПРИНЦИПУ "ОДНОГО ОКНА". О ГОСУДАРСТВЕННОЙ
РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
С 1 июля вступил в силу Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N
129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", который теперь
будет регулировать отношения, возникающие в связи с госрегистрацией
юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении
изменений в учредительные документы. На что же прежде всего следует
обратить внимание?
О МОМЕНТЕ СОЗДАНИЯ
Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей
записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 2 ст. 51 ГК
РФ). Основанием для внесения записи является решение о государственной
регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в
соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации
отдельных видов юридических лиц по документам, представленным заявителями
(постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 "О
государственном реестре юридических лиц").
Ведение государственного реестра осуществляется МНС России в
порядке, установленном вышеуказанным постановлением Правительства РФ.
Факт внесения записи в государственный реестр подтверждается
документом, который выдается (направляется) регистрирующим органом
заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем государственной
регистрации (внесения записи в государственный реестр).
КТО БУДЕТ РЕГИСТРИРОВАТЬ
С 1 июля 2002 г. в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 17 мая 2002 года N 319, принятым во исполнение
Федерального закона N 129-ФЗ, функции уполномоченного федерального органа
исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию
юридических лиц, возлагаются на МНС РФ.
ГДЕ ДОЛЖНА ПРОХОДИТЬ РЕГИСТРАЦИЯ
Государственная регистрация юридического лица при его создании
осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении
постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого
исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица,
имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности
(ст. 8 Федерального закона N 129-ФЗ).
Пример
27 июня 2002 г. И. Иванов, проживающий в г. Москве, и К. Петров,
проживающий в г. Реутове (Московской области), заключили между собой
учредительный договор и утвердили устав общества с ограниченной
ответственностью "Иванов, Петров и компания". В уставе общества указано,
что управляет компанией постоянно действующий исполнительный орган
(дирекция), состоящий из директора и главного бухгалтера. Директором ООО
"Иванов, Петров и компания" будет И. Иванов, а главным бухгалтером - его
жена. Общество будет осуществлять свою деятельность как на территории г.
Москвы, так и на территории г. Реутова. Где осуществляется
государственная регистрация ООО?
Поскольку согласно ст. 8 Федерального закона N 129-ФЗ
государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту
нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной
регистрации постоянно действующего исполнительного органа, то ООО
"Иванов, Петров и компания" следует регистрировать в г. Москве.
Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем
реорганизации, осуществляется налоговыми органами по месту нахождения
реорганизуемых юридических лиц.
В случае когда место нахождения юридических лиц, создаваемых путем
реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемого
юридического лица, порядок взаимодействия регистрирующих органов
определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 июня
2002 г. N 440.
Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные
документы юридического лица, и (или) внесение в государственный реестр
изменений, касающихся сведений о нем, не связанных с внесением изменений
в его учредительные документы, производится регистрирующим органом по
месту нахождения юридического лица.
При ликвидации юридического лица государственная регистрация
осуществляется налоговым органом по месту нахождения ликвидируемого
юридического лица.
СРОК РЕГИСТРАЦИИ - 5 ДНЕЙ
Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти
рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. При
этом датой представления документов считается день их получения
регистрирующим органом.
Если регистрирующий орган в этот срок не уложится, то его
должностные лица понесут установленную законодательством Российской
Федерации ответственность.
СКОЛЬКО ЭТО БУДЕТ СТОИТЬ
За государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за
государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные
документы, взимается государственная пошлина (ст. 3 Федерального закона N
129-ФЗ). Ее размер в настоящее время - 2000 руб. (п. 6 ст. 4 Закона РФ от
9 декабря 1991 г. N 2005-1 "О государственной пошлине").
От уплаты государственной пошлины освобождаются (п. 7 ст. 5 Закона N
2005-1):
- органы государственной власти и местного самоуправления;
- профессиональные союзы, объединения (ассоциации) профессиональных
союзов, первичные профсоюзные организации.
ДОПУСТИМА ЛИ ПРОИЗВОЛЬНАЯ ФОРМА ЗАЯВЛЕНИЯ
Согласно ст. 12 Федерального закона N 129-ФЗ при государственной
регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган
представляется подписанное заявителем заявление о государственной
регистрации по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19
июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм документов, используемых при
государственной регистрации юридических лиц, и требований к их
оформлению" (см. с. 5 "ЭЖ"). Причем оно составляется на бумажном
носителе, заполняется от руки печатными буквами чернилами или шариковой
ручкой синего или черного цвета либо это должен быть машинописный текст,
а если какой-либо раздел или пункт раздела заявления не заполняется, то в
соответствующих графах проставляется прочерк.
Таким образом, по мнению автора, заявителю не следует составлять
заявление в произвольной форме и регистрирующий орган будет прав, если
откажет в приеме заявления в любой иной форме, кроме установленной
Правительством РФ.
КОГДА МОЖЕТ ПОСЛЕДОВАТЬ ОТКАЗ
Отказ в государственной регистрации допускается только в двух
случаях: непредставления определенных Федеральным законом N 129-ФЗ
необходимых для государственной регистрации документов и представления
документов в ненадлежащий регистрирующий орган (ст. 23 Федерального
закона N 129-ФЗ).
Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать
основания отказа с обязательной ссылкой на конкретные нарушения и должно
быть принято в срок не позднее чем 5 рабочих дней со дня представления
документов в регистрирующий орган. Решение об отказе в государственной
регистрации направляется лицу, указанному в заявлении, с уведомлением о
вручении такого решения. Отказ в государственной регистрации может быть
обжалован в судебном порядке.
ЧТО ТАКОЕ ПРИНЦИП "ОДНОГО ОКНА"?
Согласно п. 4 ст. 11 Федерального закона N 129-ФЗ регистрирующий
орган в течение не более 5 рабочих дней с момента государственной
регистрации представляет необходимые сведения в государственные органы,
определенные Правительством РФ. В частности, в соответствии с
постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 "О Едином
государственном реестре юридических лиц" налоговые органы обязаны
сообщать сведения о зарегистрированном юридическом лице в 13 органов
государственной власти (ПФР, ФСС РФ, Госкомстат России и др). Однако
постановка на учет в этих ведомствах будет проходить в прежнем порядке.
Принцип "одного окна", так разрекламированный МНС России,
реализуется лишь в отношении непосредственно государственной регистрации
и постановки на учет юридического лица в налоговых органах.
НЕОБХОДИМА ЛИ ПЕРЕРЕГИСТРАЦИЯ
Во исполнение п. 3 ст. 26 Федерального закона N 129-ФЗ
уполномоченный представитель юридического лица, зарегистрированного до 1
июля 2002 г., обязан в течение 6 месяцев до 1 января 2003 г. представить
в регистрирующий орган сообщение по форме N Р17001 (Сообщение сведений о
юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального
закона "О государственной регистрации юридических лиц", Приложение N 6 к
постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439). Сообщение
представляется в регистрирующий орган непосредственно заявителем либо
направляется почтовым отправлением с объявленной ценностью при его
пересылке и описью вложения. Причем на конверте рекомендуется сделать
пометку "Регистрация", а подлинность подписи заявителя на сообщении в
обязательном порядке должна быть удостоверена нотариально.
Отметим, что это не переоформление свидетельства, не перерегистрация
юридического лица, а именно сообщение сведений о юридическом лице, на
основании которого в Единый государственный реестр юридических лиц будет
внесена запись и выдано свидетельство по форме N Р57001 (Свидетельство о
внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о
юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года, подтверждающее
факт внесения записи в государственный реестр).
Следует особо заметить, что представление вышеуказанных сведений
осуществляется бесплатно и уплачивать государственную пошлину в этом
случае не нужно, а документ, подтверждающий государственную регистрацию
юридического лица и выданный до 1 июля 2002 г., является в настоящее
время действительным.
Непредставление юридическим лицом до 1 января 2003 г. в
регистрирующий орган сведений является лишь основанием принятия судом
решения о его ликвидации на основании заявления регистрирующего органа.
ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР УВОЛИЛСЯ.
НАДО ЛИ УВЕДОМЛЯТЬ РЕГИСТРАЦИОННЫЙ ОРГАН?
Согласно п. 4 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ юридическое лицо в
течение 3 дней с момента изменения сведений, содержащихся в
государственном реестре, за исключением сведений о лицензиях, полученных
юридическим лицом, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по
месту своего нахождения. Сведений о главном бухгалтере организации в
государственном реестре не содержится. Поэтому сообщать о его приеме
(увольнении) на работу не нужно.
КАКИЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ САНКЦИИ ЗА НАРУШЕНИЕ
СРОКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СВЕДЕНИЙ
Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона N 129-ФЗ за
непредставление, или несвоевременное представление, или представление
необходимых для включения в государственный реестр недостоверных сведений
заявители и (или) юридические лица несут установленную законодательством
РФ ответственность. В частности, в соответствии с п. 3 ст. 14.25 КОАП за
несвоевременное представление сведений о юридическом лице в орган,
осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случаях,
если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или
наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50
минимальных размеров оплаты труда (в настоящее время - 5000 руб.).
Е. БОНДАРЬ,
ведущий эксперт "БП"
Е. БОНДАРЬ
Содержание последнего номера "Вашей Персональной Газеты" (N 42):
1. События недели за 3-9 июля 2002 года.
2. Анонсы конференций, семинаров, выставок.
3. Нормативные акты:
3.1. Постановление Правительства РФ от 04.07.2002 N 499 "Об утверждении
положения о лицензировании медицинской деятельности".
3.2. Постановление Правительства РФ от 04.07.2002 N 500 "Об утверждении
положения о лицензировании производства лекарственных средств".
4. Вопросы - Ответы:
4.1. Порядок применения налоговых вычетов при проведении взаимозачета.
4.2. При желании налог можно уменьшить.
4.3. Без согласия на части не разделишь.
5. Актуальные статьи:
5.1. По принципу "одного окна". О государственной регистрации юридических
лиц.
5.2. Расчеты с подотчетными лицами.