Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса часть - 2 из 3


 Группа компаний «Налоги и финансовое право»

www.cnfp.ru

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ

ВЕСТНИК

о событиях в сфере налогов, финансов, права и бизнеса

 № 12 - 2 - 2024

(часть - 2)

 

 

 

НДС: официально

Минфин разъяснил порядок определения нал/базы по НДС при реализации «кредитного» авто

ФНС рекомендует заранее подписывать допсоглашения об увеличении цены на сумму НДС

 

Налог на прибыль: официально

Правительство утвердило порядок применения фед/инвест/вычета по налогу на прибыль

Утверждены формы, порядок и формат представления декларации по налогу на прибыль

Стоимость НМА в виде отечественного ПО допустимо завышать в два раза

 

НДФЛ: официально

Имущ/вычет по НДФЛ по договору мены такой же, как и по договору купли-продажи

Необлагаемые доходы не включают в лимит 350 тыс. руб. для стандарт/вычета по НДФЛ

 

ПРОЕКТЫ И ИДЕИ

В ГосДуме раскритиковали идею введения налогов на такси и курьеров

 

МАЛЫЙ БИЗНЕС И НАЛОГИ

Неисключительные права на ПО из реестра освобождены от НДС, в т.ч. и на УСН

Проценты по депозиту не облагаются НДС на УСН

Введено новое уведомление для ИП на ПСН

При утрате права на УСН ИП переходит на ОСНО с НДФЛ и НДС

При переходе с УСН на ОСНО для налога на прибыль не учитывают прошлогодние расходы

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И НАЛОГИ

Статус нал/резидента РФ можно подтвердить любыми документами

В Аргентине ликвидировали налоговую службу

 

ЦИФРОВИЗАЦИЯ НАЛОГИ

 

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ И НАЛОГИ

В Свердловской области…

… принят закон о продлении налоговых каникул для плательщиков на УСН и ПСН

… принят закон о применении в Области инвест/нал/вычета по налогу на прибыль

... принят закон об исключении пониж/нал/ставок для некоторых налогоплательщиков

… принят закон о донастройке процедуры налогообложения налогом на имущество организаций

… принят закон о корректировке нал/льгот по транспортному налогу

… принят закон о введении АУСН

В Свердловской области увеличилось число налогоплательщиков на ПСН

 

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

В Санкт-Петербурге принят закон о туристическом налоге

… подписан закон о введении АУСН

В Курской области…

… принят закон о внесении изменений в порядок налогообложения имущества

В Белгородской области…

... Кабмин расширил параметры отсрочки по уплате налогов и страх/взносов предпринимателями

 

ГОСОБОРОНЗАКАЗ

Подписан Фед/закон об изменениях в мониторинг цен на продукцию ГОЗ

Бронированием от мобилизации будут заниматься только фед/ведомства и Минобороны

ВС РФ: изменение фикс/цены при фактическом выполнении работ недопустимо

 

 

НДС: официально

Минфин разъяснил порядок определения нал/базы по НДС при реализации «кредитного» авто

Свою позицию по данному вопросу ведомство изложило в письме от 01.11.2024 № 03-07-15/107733.

Как следует из текста письма, залогодержатель считается воспользовавшимся указанным правом, когда в течение месяца со дня объявления повторных торгов несостоявшимися направит залогодателю и организатору торгов или, если обращение взыскания осуществлялось в судебном порядке, залогодателю, организатору торгов и судебному приставу-исполнителю заявление в письменной форме об оставлении имущества за собой.

С момента получения в письменной форме залогодателем заявления залогодержателя об оставлении имущества за собой залогодержатель, которому движимая вещь была передана по договору залога, приобретает право собственности на предмет залога, оставленный им за собой, если законом не установлен иной момент возникновения права собственности на движимые вещи соответствующего вида.

Пунктом 2 статьи 218 ГК РФ установлено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

При этом согласно разъяснениям, данным в ПП ВС РФ от 27 июня 2023 г. N 23 «О применении судами правил о залоге вещей», к отношениям сторон по оставлению залогодержателем за собой предмета залога применяются правила гражданского законодательства о купле-продаже, которые не противоречат существу законодательного регулирования залоговых отношений.

Принимая во внимание указанные разъяснения, банк, получивший право собственности на заложенный физическим лицом автомобиль после объявления повторных торгов этого движимого имущества несостоявшимися и в дальнейшем реализующий указанный автомобиль в целях удовлетворения требований банка по неисполненному физическим лицом обязательству по возврату автокредита, вправе при реализации данного автомобиля определять налоговую базу по НДС в порядке, предусмотренном вышеуказанным п. 5.1 ст. 154 НК РФ.

ФНС рекомендует заранее подписывать допсоглашения об увеличении цены на сумму НДС

Как говорится на сайте ФНС РФ, специалисты Межрайонной ИФНС России № 6 по Иркутской области провели вебинары для налогоплательщиков, применяющих УСН.

С 1 января 2025 года они признаются плательщиками НДС при условии, что их доходы в предыдущем году составили более 60 млн рублей. Если установленный лимит будет превышен в следующем году, то платить и представлять отчетность по НДС нужно со следующего месяца после превышения.

Налогоплательщики с доходами менее указанного предела освобождаются от обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ. Также освобождение получат вновь созданные в 2025 году компании и индивидуальные предприниматели. Заявлять в налоговую инспекцию об освобождении не нужно, оно применяется автоматически.

Специалисты рекомендовали представителям бизнеса, имеющим договоры, по которым отгрузка и оплата произойдут в следующем году, заранее подписать с контрагентами дополнительные соглашения об увеличении стоимости на сумму НДС, иначе платить налог придется с цены, зафиксированной в контракте.

 

 

Налог на прибыль: официально

Правительство утвердило порядок применения фед/инвест/вычета по налогу на прибыль

Правительство, во исполнение положений Федерального закона от 12 июля 2024 г. № 176-ФЗ, приняло Постановление от 28.11.2024 № 1638 «О параметрах применения федерального инвестиционного налогового вычета».

Так, с 2025 года ФИНВ позволит уменьшать сумму налога на прибыль (или авансового платежа по налогу), подлежащую зачислению в федеральный бюджет. В ФИНВ включаются затраты, составляющие первоначальную стоимость основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА), а также затраты, которые изменяют первоначальную стоимость ОС и (или) НМА в результате их достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения. При этом такой вычет не может превышать 50 % совокупности названных затрат (п. 4 ст. 286.2 НК РФ). Вычет могут применять не только организации, которые произвели указанные расходы, но и организации, входящие в одну группу с этими организациями (п. 2 ст. 286.2 НК РФ). Согласно п. 3 ст. 286.2 НК РФ, порядок (далее – Порядок) и условия применения федерального инвестиционного вычета (в том числе налогоплательщиками, которые его вправе применять) устанавливает Правительство РФ.

Постановлением Правительства РФ от 28.11.2024 № 1638 установлен этот Порядок. Так, применять инвестиционный вычет вправе организации, у которых по ЕГРЮЛ основным видом экономической деятельности является:

  • добыча полезных ископаемых;
  • обрабатывающие производства;
  • обеспечение электрической энергией, газом и паром;
  • кондиционирование воздуха;
  • деятельность гостиниц и предприятий общественного питания;
  • научные исследования и разработки;
  • деятельность в сфере телекоммуникаций;
  • деятельность в сфере информационных технологий.

Исключение составляют организации, указанные в п. 10 ст. 286.2 НК РФ.

Кроме того, не вправе применять ФИНВ организации, осуществляющие производство пищевых продуктов, производство напитков, производство табачных изделий.

Под организациями, которые входят в одну группу, и, следовательно, могут применить вычет, понимаются:

  • организации, которые прямо и (или) косвенно участвуют в указанном лице, при этом доля такого участия составляет более 50 %;
  • организации, в которых прямо и (или) косвенно участвует указанное лицо, при этом доля такого участия составляет более 50 %;
  • организации в случае, если одно и то же третье лицо прямо и (или) косвенно участвует в указанном лице и в такой организации, при этом доля такого участия составляет более 50 %.

Размер ФИНВ текущего налогового (отчетного) периода составляет 3 % от суммы расходов, в отношении которых применяется вычет.

Утверждены формы, порядок и формат представления декларации по налогу на прибыль

Как следует из Приказа ФНС России от 02.10.2024 № ЕД-7-3/830@ налоговым ведомством утверждены:

  • форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций согласно приложению № 1 к приказу;
  • порядок заполнения (представления) налоговой декларации по налогу на прибыль организаций согласно приложению № 2 к приказу;
  • формат представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме согласно приложению № 3 к приказу.

При этом признаются утратившими силу:

  • приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 07.03.2002 № БГ-3-23/118 «Об утверждении Инструкции по заполнению налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации»;
  • приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 29.11.2002 № БГ-3-23/681 «О внесении изменений и дополнений № 1 в Приказ МНС России от 07.03.2002 № БГ-3-23/118»;
  • приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 05.01.2004 № БГ-3-23/1 «Об утверждении формы Налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации и внесении изменений и дополнений в Инструкцию по ее заполнению»;
  • приказ ФНС России от 18.12.2013 № ММВ-7-3/628@ «О внесении изменений в приказы МНС России»;
  • приказ ФНС России от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме»;
  • приказ ФНС России от 11.09.2020 № ЕД-7-3/655@ «О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме»;
  • приказ ФНС России от 05.10.2021 № ЕД-7-3/869@ «О внесении изменений в приложения к приказу ФНС от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме»;
  • приказ ФНС России от 17.08.2022 № СД-7-3/753@ «О внесении изменений в приложения к приказу ФНС от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@»;

Изменения вступают в силу с 01.01.2025 г.

Стоимость НМА в виде отечественного ПО допустимо завышать в два раза

Об этом сообщает Минфин в своём письме от 24.09.2024 № 03-03-06/1/91833.

Согласно тексту письма, применение повышающего коэффициента, предусмотренного абз. 13 п. 3 ст. 257 НК РФ, возможно в случае, если на дату ввода в эксплуатацию программа для ЭВМ включена в реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и обладает специальным признаком, предусмотренным таким реестром и указывающим, что данная программа для ЭВМ относится к сфере искусственного интеллекта.

Вместе с тем с 01.01.2025 вступают в силу положения Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ, в соответствии с которыми в целях применения повышающего коэффициента, предусмотренного абз. 13 п. 3 ст. 257 НК РФ, наличие у программы для ЭВМ специального признака, указывающего, что такая программа для ЭВМ относится к сфере искусственного интеллекта, не требуется.

 

НДФЛ: официально

Имущ/вычет по НДФЛ по договору мены такой же, как и по договору купли-продажи

Такой позиции придерживается Минфин в своём письме от 06.11.2024 № 03-04-05/109249.

На основании п. 1 ст. 567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.

Пунктом 2 ст. 567 ГК РФ установлено, что к договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже, если это не противоречит правилам главы 31 ГК РФ и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.

Вместе с тем отмечается, что особенности предоставления имущественного налогового вычета при продаже имущества установлены подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ.

Необлагаемые доходы не включают в лимит 350 тыс. руб. для стандарт/вычета по НДФЛ

Такой вывод сделал Минфин в своём письме от 11.11.2024 № 03-04-05/111039.

Согласно тексту письма, налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 350 000 рублей.

Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 350 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный указанным подпунктом, не применяется.

Предельная величина дохода, в отношении которого предоставляется стандартный налоговый вычет определяется исходя из дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц и учитываемого при определении основной налоговой базы.

Доходы (выплаты), частично освобождаемые от обложения налогом на доходы физических лиц, учитываются при определении предельной величины в части, не освобождаемой от налогообложения.

 

 

ПРОЕКТЫ И ИДЕИ

В ГосДуме раскритиковали идею введения налогов на такси и курьеров

Как полагает зампред комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов, идея введения новых налогов на такси и курьерскую доставку по аналогии с туристическим налогом неприемлема, передаёт «Lenta.ru». В беседе с изданием депутат жестко ответил на соответствующую идею, высказанную профессором кафедры общественных финансов Финансового университета С.В. Ануреевым.

Напомним, что ранее С.В. Ануреев предложил распространить на такси и курьерскую доставку аналог туристического налога. По его мнению, с поездки в такси или заказа доставки можно брать минимум 100 рублей плюс несколько процентов сверху. Экономист обосновал новые виды сборов возможностью собрать денег региональным бюджетникам и региональных доплат пенсионерам.

«Вот такие «вбросы» в публичную плоскость предложений, которые не имеют под собой оснований, но вызывают серьезный ажиотаж и негативное восприятие, (...) неприемлемы. Надо отдавать себе отчет в том, что такие вопросы должны обсуждаться в рамках общественного консенсуса. Мой призыв к экспертам: не стоит делать таких предложений, не основанных ни на реальной практике, ни на экономических предпосылках, особенно в предновогоднее время» - отметил Артем Кирьянов.

 

 

МАЛЫЙ БИЗНЕС И НАЛОГИ

Неисключительные права на ПО из реестра освобождены от НДС, в т.ч. и на УСН

Данный вывод следует из письма Минфина от 20.11.2024 № 03-07-11/115890, согласно которому организация, применяющая с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения и не имеющая оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, имеет право на освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость при предоставлении неисключительных прав на использование программного обеспечения в случае, если программное обеспечение, на которое передаются данные права, включено в Реестр и неисключительные права на такое программное обеспечение предоставляются через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

Проценты по депозиту не облагаются НДС на УСН

Об этом сообщает Минфин в своём письме от 24.10.2024 № 03-07-11/103379.

Согласно тексту письма, в случае если организация, применяющая с 1 января 2025 года УСН, не имеет оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, то операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемые указанной организацией с 1 января 2025 года, подлежат налогообложению НДС в порядке, установленном главой 21 НК РФ.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров на территории РФ.

Пунктом 1 ст. 11 НК РФ установлено, что понятия и термины гражданского законодательства, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этой отрасли законодательства.

В соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ в целях налогообложения реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 43 НК РФ процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.

Таким образом, получаемые вышеуказанной организацией доходы в виде процентов по банковским вкладам (депозитам) выручкой от реализации товаров (работ, услуг) не являются и, соответственно, не признаются объектом налогообложения НДС.

Введено новое уведомление для ИП на ПСН

5 декабря был опубликован Приказ ФНС РФ от 16.10.2024 № ЕД-7-3/859@, которому утверждены:

  • форма уведомления об уменьшении суммы налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения, на сумму расходов по приобретению контрольно-кассовой техники в соответствии с п. 1.3 ст. 346.51 НК РФ в электронной форме;
  • формат представления уведомления об уменьшении суммы налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения, на сумму расходов по приобретению контрольно-кассовой техники в соответствии с п. 1.3 ст. 346.51 НК РФ в электронной форме;
  • порядок направления уведомления об уменьшении суммы налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения, на сумму расходов по приобретению контрольно-кассовой техники в соответствии с п. 1.3 ст. 346.51 НК РФ в электронной форме.

 Положения данного приказа вступают в силу с 01.01.2025.

При утрате права на УСН ИП переходит на ОСНО с НДФЛ и НДС

Соответствующее разъяснение даёт Минфин РФ в своём письме от 06.11.2024 № 03-07-11/108890.

Согласно содержанию письма, ИП, утратившему право на применение НДС и перешедшему на общий режим налогообложения и, соответственно, признаваемому налогоплательщиком НДС с начала отчетного (налогового) периода, в котором утрачено право на применение УСН, НДС по операциям реализации имущества, в том числе недвижимого имущества, осуществленным с начала отчетного (налогового) периода, в котором утрачено право на применение УСН, следует исчислять в общеустановленном порядке.

При переходе с УСН на ОСНО для налога на прибыль не учитывают прошлогодние расходы

Как полагает Минфин РФ в своём письме от 28.10.2024 № 03-03-06/1/104995, особенности исчисления налоговой базы при переходе с УСН на иные режимы налогообложения установлены ст. 346.25 НК РФ.

Главой 26.2 НК РФ не предусмотрен порядок определения стоимости создаваемых объектов недвижимости.

В этой связи при применении организацией общей системы налогообложения (исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления) оплаченные расходы, относящиеся к периоду применения указанной организацией УСН (в том числе связанные со строительством), не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

 

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И НАЛОГИ

Статус нал/резидента РФ можно подтвердить любыми документами

Соответствующий вывод сделал Минфин в своём письме от 05.11.2024 № 03-04-05/108544.

Согласно содержанию данного письма, налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

183 дня пребывания в РФ, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом РФ, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо фактически находилось в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев.

Иных критериев признания физических лиц налоговыми резидентами РФ в НК РФ не содержится.

Изложенный порядок определения налогового статуса применяется в отношении физических лиц независимо от гражданства или наличия вида на жительство.

Таким образом, при определении налогового статуса физического лица учитывается фактическое время его нахождения в РФ, которое должно быть документально подтверждено.

Перечень документов, подтверждающих фактическое нахождение физических лиц на территории РФ, НК РФ не установлен.

Подтверждение фактического нахождения физического лица на территории РФ может производиться на основании любых документов, оформленных в установленном порядке, позволяющих установить количество дней его фактического пребывания на территории РФ.

В Аргентине ликвидировали налоговую службу

Правительство Аргентины ещё 21 октября ликвидировало налоговую службу — Федеральное управление государственных доходов (AFIP), и заменило его «упрощенным» Агентством по сборам и таможенному контролю, сократив количество сотрудников на треть, передаёт аргентинское издание «Buenos Aires Times».

«То, что принадлежит каждому аргентинцу, принадлежит только ему и никому другому. Ни одному государственному бюрократу не должно быть делегировано право указывать аргентинцу, что делать с его или ее собственностью», — заявил на пресс-конференции представитель аргентинского президента Мануэль Адорни, сообщает «РБК».

Пресс-секретарь заявил, что прежнее ведомство много лет действовало как политическая организация и использовалось для «аморального преследования» многих аргентинцев. Он подчеркнул, что аргентинская «фискальная жадность» закончилась, и напомнил о словах президента Хавьера Милея, который пояснил: либертарианство — безоговорочное уважение жизни ближнего, основанное на принципе ненападения для защиты жизни, имущества и свободы.

«Именно этот либерализм привел нас к тому, что мы стали одной из ведущих держав мира в конце XIX и начале XX века, к этой Аргентине мы хотим идти без AFIP, без INADI (ликвидированное агентство по борьбе с дискриминацией, ксенофобией и расизмом. — РБК) и без каких-либо других организаций, которые ограничивают свободу хороших людей», — добавил пресс-секретарь.

Закрытие AFIP «необходимо для ликвидации ненужной бюрократии, которая препятствует экономической и коммерческой свободе аргентинцев», объяснила администрация президента. Там также пояснили, что примерно 3 тыс. сотрудников будут уволены, поскольку их «незаконно наняло» прежнее правительство, это позволит экономить 6,4 млрд песо в год — примерно $6,5 млн.

Новое агентство сохранит функции прежнего ведомства в сферах надзора за сбором налогов и таможенного мониторинга.

 

 

ЦИФРОВИЗАЦИЯ НАЛОГИ

 

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ И НАЛОГИ

В Свердловской области…

… принят закон о продлении налоговых каникул для плательщиков на УСН и ПСН

14 ноября Губернатор Свердловской области подписал Закон № 115-ОЗ «О внесении изменений в ст. 3 Закона Свердловской области «Об установлении на территории Свердловской области налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков» и ст. 4 Закона Свердловской области «О введении в действие и применении патентной системы налогообложения на территории Свердловской области».

Продлены на два года, до 1 января 2027 года, налоговые каникулы для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную или упрощенную системы налогообложения и работающих в производственной, социальной или научной сферах, а также в сфере бытовых услуг.

… принят закон о применении в Области инвест/нал/вычета по налогу на прибыль

14 ноября Губернатор Свердловской области подписал Закон № 116-ОЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 9 Закона Свердловской области «О применении на территории Свердловской области инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций».

Закон разработан в целях приведения регионального налогового законодательства в соответствие с федеральным. В результате срок действия инвестиционного вычета в регионе сохраняется до конца 2027 года.

... принят закон об исключении пониж/нал/ставок для некоторых налогоплательщиков

14 ноября Губернатор Свердловской области подписал Закон № 117-ОЗ «О внесении изменений в статью 2 Закона Свердловской области «О ставке налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков в Свердловской области».

Напомним, что в соответствии с НК РФ 1 января 2025 года истекает предельный срок действия пониженных ставок по налогу на прибыль, введенных субъектами РФ для отдельных категорий налогоплательщиков, не предусмотренных Налоговым кодексом.

Из Закона исключены положения, предусматривающие установление пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ, для категорий налогоплательщиков, право на установление такой ставки которым не предусмотрено НК РФ.

… принят закон о донастройке процедуры налогообложения налогом на имущество организаций

14 ноября Губернатор Свердловской области подписал Закон № 118-ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций».

Напомним, что закон разработан в целях:

1) совершенствования структуры Закона Свердловской области от 27 ноября 2003 года № 35-ОЗ для оптимизации его администрирования налоговыми органами и облегчения применения его норм налогоплательщиками;

2) продления срока действия ряда норм Закона Свердловской области от 27 ноября 2003 года № 35-ОЗ, срок действия которых заканчивается в 2024 году, а именно в 2025-2027 годах освобождаются от уплаты налога на имущество организаций: организации в отношении объектов спорта с количеством мест не менее пяти тысяч и (или) вместимостью не менее пяти тысяч человек; музеи, осуществляющие хранение одного или нескольких документов, включенных в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда РФ, в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость;

3) приведения Закона Свердловской области от 27 ноября 2003 года № 35-ОЗ в соответствие с Федеральным законом от 8 августа 2024 года №s 259-ФЗ «в ч. I и II НК РФ и отдельные законодательные акты РФ о налогах и сборах», исключившим ограничение срока действия обязанности субъектов РФ по установлению пониженной налоговой ставки по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью;

4) обеспечения реализации положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, предусматривающих в том числе плановый переход к налогообложению исходя из кадастровой стоимости в отношении всех объектов недвижимости, и вовлечения в налогооблагаемый оборот новых объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, а именно жилых помещений, гаражей, машино-мест и объектов незавершенного строительства;

5) реализации новых правотворческих полномочий, предоставленных РФ, а именно:

Федеральным законом от 31 июля 2023 года № 389-ФЗ «О внесении изменений в ч. I и II НК РФ, отдельные законодательные акты РФ и о приостановлении действия абзаца второго п. 1 ст. 78 ч. I НК РФ» предусмотрено, что в отношении жилых помещений, гаражей, машино-мест, которые принадлежат некоммерческим организациям, признаваемым в соответствии с законодательством Российской Федерации личным фондом или международным личным фондом, на праве собственности и налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, за исключением объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 0,3 %;

Федеральным законом от 12 июля 2024 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в в ч. I и II НК РФ, отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» предусмотрено, что в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость и кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,5 % (при этом в законопроекте в целях сохранения стабильной налоговой нагрузки для собственников таких объектов на 2025 год предусмотрена предоставляемая при соблюдении ряда условий налоговая льгота в виде снижения в отношении указанных объектов суммы налога на 20 %, что аналогично ставке 2 %);

6) введения новой налоговой льготы по налогу на имущество организаций в виде освобождения от уплаты налога на имущество организаций для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан пожилого и старческого возраста с оказанием отдельных видов медицинских услуг (задача по повышению охвата долговременным уходом граждан пожилого возраста и качества таких услуг поставлена в перечне поручений по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, утвержденном Президентом РФ 30 марта 2024 года № Пр-616).

… принят закон о корректировке нал/льгот по транспортному налогу

14 ноября Губернатор Свердловской области подписал Закон № 119-ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области».

Напомним, что закон разработан в целях:

1) продления действия налоговых льгот по транспортному налогу для организаций и физических лиц, на которых зарегистрированы автобусы и грузовые автомобили, соответствующие требованиям экологического класса 5 или более высокого экологического класса, а также для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих международные автомобильные грузоперевозки;

2) корректировки налоговой льготы по транспортному налогу для многодетных семей в связи с принятием Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2024 года № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей» и Закона Свердловской области от 26 апреля 2024 года № 38-03 «О внесении изменений в отдельные законы Свердловской области, регулирующие отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки многодетным семьям»;

3) корректировки налоговой льготы по транспортному налогу в отношении транспортных средств с газовым типом двигателя в связи с изменением классификации двигателей транспортных средств, а также изменением перечня сведений о транспортных средствах, предоставляемых органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов;

4) отмены налоговой льготы по транспортному налогу для организаций и граждан, на которых зарегистрированы легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 киловатта) включительно (письмо Министерства финансов Свердловской области от 24.05.2024 № 01-01-55/3022);

5) повышения ставок транспортного налога на период с 2025 года (письмо Министерства финансов Свердловской области от 24.05.2024 № 01-01-55/3022);

6) оптимизации отдельных структурных элементов Закона Свердловской области от 29 ноября 2002 года № 43-ОЗ.

… принят закон о введении АУСН

3 декабря Губернатор Свердловской области подписал Закон № 137-ОЗ «О введении в действие специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» в Свердловской области».

Данный закон освобождает предпринимателей от самостоятельной сдачи налоговой отчетности, а также позволяет отказаться от уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды: например, в ФОМС и пенсионный.

Право реализуется на добровольной основе в качестве эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения», которая стартует по всей стране с 1 января 2025 и продлится до конца 2027 года. Предприниматели смогут в автоматизированном режиме платить налоги через банк, не подавая декларации, и будут освобождены от уплаты взносов на пенсионное, социальное, медицинское страхование.

Новый налоговый режим позволяет предпринимателям сделать выбор: платить 8% на доход или 20% на прибыль компании. Воспользоваться им смогут компании, у которых годовой доход составляет менее 60 млн руб., а численность наемных рабочих не превышает 5 человек.

Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1 января 2025 г.

В Свердловской области увеличилось число налогоплательщиков на ПСН

Это следует из информации, опубликованной на сайте Законодательного Собрания Свердловской области.

Патентная система налогообложения (ПСН) действует на Среднем Урале с 2013 года, является востребованным режимом налогообложения и активно применяется предпринимателями. Важно отметить, что в регионе внесениями изменений в областной закон перечень видов предпринимательской деятельности по ПСН неоднократно расширялсяТак, за период с 2020 года перечень был расширен с 87 до 137 видов предпринимательской деятельности.

Данный налоговый режим сочетает в себе упрощенный порядок администрирования и комфортный уровень налоговой нагрузки для мелкосерийного производства, услуг общественного питания и розничной торговлиПо итогам 2023 года 47379индивидуальных предпринимателей региона воспользовались патентной системой налогообложения, это в четыре раза больше, чем в 2020 году. Количество выданных патентов по итогам 2023 года составило 6,9 тысяч, что в 4,4 раза больше, чем по итогам 2020 года.

Все поступления от патентной системы налогообложения зачисляются в местные бюджеты. Если общий объём налоговых поступлений от ПСН в регионе в 2020 году составил 346,3 миллиона рублей, то за 10 месяцев 2024 года - 855,7 миллионов рублей.

Для впервые зарегистрированных предпринимателей по ПСН в течение двух лет действуют налоговые каникулы. Такой преференцией в среднем ежегодно пользуется порядка 965 предпринимателей Свердловской области. В ноябре 2024 года депутаты областного парламента, приняв изменения в закон, продлили действие налоговых каникул до 1 января 2027 года.

Татьяна Гладкова подчеркнула, что широкое применение патентной системы налогообложения обеспечивает не только самозанятость индивидуальных предпринимателей, но и привлечение наемных работников. Так, по итогам 2023 года предпринимателями на ПСН трудоустроено 57,5 тысяч человек, что в 3,6 раза больше, чем по итогам 2020 года.

 

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

В Санкт-Петербурге принят закон о туристическом налоге

… подписан закон о введении АУСН

29 ноября Губернатор Санкт-Петербурга подписал Закон № 738-158 «О туристическом налоге в Санкт-Петербурге».

 Как следует из содержания пояснительной записки, закон направлен на реализацию права субъекта РФ вводить туристический налог.

Законом также предусмотрено установление дополнительных категорий физических лиц, стоимость проживания которых не включается в налоговую базу. Расширение льготных категорий обусловлено целесообразностью сохранения уровня финансовой нагрузки социально незащищенных граждан, что соответствует практике применения курортного сбора.

С учетом объемов номерного фонда классифицированных средств размещения, а также динамики туристического потока доходы бюджета Санкт-Петербурга от уплаты туристического налога в 2025 году оцениваются в 1 млрд.руб.

В Курской области…

… принят закон о внесении изменений в порядок налогообложения имущества

2 декабря Губернатор Курской области подписал Закон № 104-ЗКО «О внесении изменений в Закон Курской области «О налоге на имущество организаций».

Как следует из содержания данного закона, организации, финансируемые полностью или частично за счет средств областного или местных бюджетов, местом нахождения которых является приграничная территория Курской области либо территория Курской области, на которой введен правовой режим контртеррористической операции и в отношении жителей этой территории принято решение о временном отселении, осуществляющие основную деятельность по видам экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД ОК 029-2014 согласно приложению к настоящему Закону, освобождаются от уплаты налога на имущество организаций в размере 50 % исчисленной суммы налога за налоговый период 2024 года в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения, и используемого ими для осуществления их уставной деятельности.

Региональный закон распространяет своё действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2024.

В Белгородской области…

... Кабмин расширил параметры отсрочки по уплате налогов и страх/взносов предпринимателями

13 декабря Председатель Правительства РФ подписал Постановление № 1777 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 18 февраля 2023 г. № 259», согласно которому Правительство распространило действие отсрочки платежей по налогам и страховым взносам на представителей бизнеса, работающих в сфере агропромышленного комплекса и продовольственного рынка на приграничной территории Белгородской области.

Согласно подписанному постановлению, теперь эта мера поддержки также распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с сельским хозяйством, хранением и складированием зерна, лесным хозяйством, охотой, рыболовством и рыбоводством, производством пищевых продуктов и напитков (кроме алкогольных), если их доходы от реализации товаров, работ и услуг снизились более чем на 30% в течение периода проведения специальной военной операции.

Платежи по налогам и страховым взносам, срок уплаты которых наступает в 2024 году, для таких предприятий перенесены на один год.

С 2023 года в Белгородской области отсрочка по налогам распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, пострадавших от украинских обстрелов, а также на представителей бизнеса, которые работают в сфере потребительского рынка, если их доходы снизились более чем на 30% в период проведения специальной военной операции.

 

 

ГОСОБОРОНЗАКАЗ

Подписан Фед/закон об изменениях в мониторинг цен на продукцию ГОЗ

28 декабря Президент подписал Федеральный закон № 511-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон  «О государственном оборонном заказе» (по вопросу мониторинга цен на продукцию по государственному оборонному заказу) (законопроект № 731062-8).

Напомним, что законопроект разработан в целях создания правовых оснований для осуществления Федеральным казначейством полномочий по автоматизированному мониторингу цен на продукцию по государственному оборонному заказу (далее - Мониторинг) на базе государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - Автоматизированная система).

Законопроектом устанавливается обязанность головного исполнителя обеспечивать: предоставление по запросу Федерального казначейства в течение 5 рабочих дней со дня получения указанного запроса информации о каждом привлеченном головным исполнителем исполнителе; предоставление Федеральному казначейству данных раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту; представление по запросу Федерального казначейства предложений о цене на продукцию по государственному оборонному заказу (в том числе обосновывающих такую цену документов), информации о затратах по исполненным государственным контрактам, контрактам, а также информации, необходимой для изменения цены государственного контракта, включая обоснование ее изменения; представление Федеральному казначейству подготовленных совместно с исполнителями обоснований, необходимых для изменения цены государственного контракта, а в случае увеличения цены государственного контракта представление также перечня мер, направленных на сокращение издержек.

Кроме того, законопроектом устанавливается обязанность головного исполнителя предоставлять согласие на раскрытие сведений, составляющих налоговую тайну, федеральному органу в области обороны и Федеральному казначейству.

Аналогичные положения законопроектом предлагается закрепить и в части исполнителей государственных контрактов.

Также законопроектом предлагается обязать опорный банк для оборонно- промышленного комплекса передавать сведения о каждом открытии, закрытии отдельного счета, об изменении его реквизитов, информацию об ограничении распоряжения отдельным счетом на основании и в случаях, предусмотренных законодательством РФ или договором банковского счета, информацию о данных об участниках расчетов по государственному оборонному заказу, об исполненных распоряжениях о переводе денежных средств, включая документы, представленные головным исполнителем, и являющиеся основанием для составления таких распоряжений.

Законопроектом предусматривается обязанность органа финансового мониторинга при наличии информации о рисках неисполнения или ненадлежащего исполнения государственного контракта, необоснованного завышения цены на продукцию по государственному оборонному заказу сообщать ее Федеральному казначейству, в том числе по его запросу.

Законопроектом предусматривается, что порядок осуществления Мониторинга, а также порядок предоставления органов власти к сведениям, содержащимся в Автоматизированной системе, устанавливается Правительством РФ.

Бронированием от мобилизации будут заниматься только фед/ведомства и Минобороны

С марта 2025 года предприятия и региональные власти не будут заниматься вопросами брони сотрудников организаций от мобилизации, эти полномочия перейдут к федеральным ведомствам и Минобороны России, о чём «RTVI» заявил член комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин.

«Меняется следующее: если раньше бронированием служащих могли заниматься предприятия, региональные власти, то с марта 2025 года эти полномочия передаются федеральным властям, Министерству обороны и так далее. Не региональные органы смогут заниматься, а федеральные — вот в чем разница», — сказал парламентарий.

Его коллега, член комитета Госдумы по обороне Виктор Соболев сообщил RTVI, что нормы, которые действовали ранее при бронировании сотрудника от мобилизации, в любом случае нуждаются в изменениях.

«Профильные министерства должны определять «бронь», Минобороны, прежде всего, а также Министерство промышленности», — сказал собеседник RTVI.

ВС РФ: изменение фикс/цены при фактическом выполнении работ недопустимо

2 декабря Верховный Суд РФ в рамках дела № А40-120126/2023 принял определение № 305-ЭС24-18048, в котором фактически согласился с мнением судов нижестоящих инстанций.

Фабула дела: исполнитель указывает на то, что в протоколах фиксированной цены заказчиком в одностороннем порядке была изменена стоимость уже выполненных и фактически принятых работ, в связи с чем исполнитель обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности по договору оказания услуг.

Суды трёх инстанций исковые требования удовлетворили.

Суд кассационной инстанции, в свою очередь, в своём постановлении от 03.07.2024 № Ф05-13702/2024 указал следующее:

  • исходя из буквального толкования договора сторонами был согласован конкретный срок и конкретные условия для проведения окончательного расчета и из условий спорного договора не вытекает, что оплата выполненных истцом работ должна быть совершена ответчиком только по фиксированным ценам, или что до согласования фиксированной цены оплата за поставленный товар не может быть произведена.

При этом несвоевременное направление исполнителем документов для перевода ориентировочной цены в фиксированную не освобождает заказчика от оплаты выполненных работ.

Таким образом, исполнитель надлежащим образом исполнил принятые на себя обязательства по договору, результат работ был принят заказчиком и используется получателями работ, замечаний по качеству не было предъявлено, при этом фиксированная цена была определена государственным заказчиком, однако, отсутствуют доказательства надлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате выполненных работ, в связи с чем с последнего обоснованно был взыскан долг в заявленной сумме;

  • сторонами согласован конкретный срок и конкретные условия для проведения окончательного расчета, и из условий спорного договора не вытекает, что оплата выполненных истцом работ должна быть совершена ответчиком только по фиксированным ценам, или что до согласования фиксированной цены оплата за поставленный товар не может быть произведена.

 


В избранное