← Декабрь 2024 | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
12
|
13
|
14
|
15
|
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней 10 выпусков (1-2 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://cnfp.ru
Открыта:
18-01-2008
Статистика
0 за неделю
Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса часть - 1 из 3
Группа компаний «Налоги и финансовое право» ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙВЕСТНИКо событиях в сфере налогов, финансов, права и бизнеса № 11 - 1 - 2024 (часть - 1)
ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА Президентом РФ подписан ряд «налоговых» законов… … о расширении возможностей применения ПСН на деятельность банк/платеж/агента … об актуализации положений НК РФ в части гос/регистрации программ для ЭВМ … об упразднении режима зон территориального развития … об освобождении участников технополиса «ЭРА» от НДС и налога на прибыль … о расширении перечня доходов, освобождаемых от НДФЛ … об уг/ответственности за сбыт и представление в нал/органы подложных нал/деклараций … о фед/бюджете на 2025 и на плановый период 2026 и 2027 … об уточнении наименования подакциз/товаров … о пониж/ставке по налогу на прибыль для предприятий РЭП … о налогообложении цифровой валюты … об унификации терминологии для целей применения льготы по НДС Руководитель ФНС дал большое интервью о нал/донастройке 2024 На встрече с Президентом РФ были подведены итоги налоговых поступлений за 10 месяцев В ГосДуму внесен законопроект о внесудебном взыскании налогов с физлиц
ГОСДУМА И НАЛОГИ Календарь рассмотрения ГосДумой налоговых законопроектов в декабре 2024 В ГосДуму внесен законопроекты … о совершенствовании фин/сделок на фин/платформах … о доступе заинтерес/лиц к консолид/фин/отчетности организаций … о расширении перечня организаций, облагаемых налогом на сверхприбыль … об освобождении науч/организаций от применения ККТ при расчетах … о корректировке пред/величины доходов при определении нал/базы по НПД … о снижении миним/срока владения недвижимости для целей НДФЛ при продаже … о введении универсального платежного кода … об обязании налог/органов возвращать изъятые в рамках проверок документы ГосДума приняла в 1м чтении законопроекты… … о пониж/ставке по налогу на прибыль для предприятий РЭП … об уточнении наименования подакциз/товаров … об уточнении порядка определения НДФЛ при продаже зем/участка … о снижении ставки НДС в отношении социально-значимых товаров … о расширении распорядит/полномочий апелляц/судов … об урегулировании в НК РФ порядка осуществления труд/деятельности иностранцев … об освобождении от НДФЛ пособий по временной нетрудоспособности
ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ ВС РФ рассмотрел спор о налогообложении тех/оборудования в пользу налогоплательщика
ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ МЕСЯЦАПрезидентом РФ подписан ряд «налоговых» законов…… о расширении возможностей применения ПСН на деятельность банк/платеж/агента23 ноября Президент РФ подписал Федеральный закон от 23.11.2024 № 388-ФЗ «О внесении изменения в ст. 346.43 ч. II НК РФ» (законопроект № 685824-8). Напомним, что закон подготовлен в целях повышения доступности финансовых услуг для населения, проживающего в сельской местности, на отдаленных и малонаселенных территориях, а также стимулирования развития малого предпринимательства на указанных территориях в области финансовых услуг путем расширения видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения (далее - ПСН) на деятельность банковского платежного агента (далее - БПА). Законом вносятся изменения, предусматривающие исключение в части возможности применения патентной системы налогообложения для осуществляемой в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», деятельности БПА, связанной с операциями с использованием платежных карт, в том числе по приему (выдаче) наличных денежных средств. При этом патентную систему налогообложения при осуществлении, деятельности БПА смогут использовать юридические лица и индивидуальные предприниматели в сфере розничной торговли, оказывающие услуги населению по принятию наличных денежных средств и их внесению на его банковский счет, а также по выдаче физическому лицу наличных денежных средств с его банковского счета, при осуществлении ими розничной торговли на объектах стационарной торговой сети в сельских населенных пунктах, входящих в состав сельских поселений. Таким образом, принятие закона позволит повысить доступность финансовых услуг для населения, проживающего в малых и сельских населенных пунктах на отдаленных и малонаселенных территориях, а также расширит возможности предпринимателей по получению дополнительного дохода за счет расширения перечня оказываемых услуг населению. … об актуализации положений НК РФ в части гос/регистрации программ для ЭВМ23 ноября Президент РФ подписал Федеральный закон от 23.11.2024 № 389-ФЗ «О внесении изменений в ст. 333.30 и 333.35 ч. II НК РФ» (законопроект № 686132-8). Напомним, что закон разработан в целях оптимизации нормативно-правового регулирования в сфере разрешительной деятельности, в том числе в части систематизации действующих в РФ разрешительных режимов, упрощения порядка предоставления лицензий, аккредитаций, аттестаций и иных разрешительных документов, отмены требований, предъявляемых к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам, обращающимся за получением разрешительных документов, и введения в действие новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанные с учетом рискориентированного подхода и соответствующего уровня развития в соответствующих сферах. Закон направлен на актуализацию положений НК РФ в части изменения перечня совершаемых Роспатентом действий по государственной регистрации программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы, а также размеров государственной пошлины за их совершение. Государственная регистрация программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем согласно ст. 1262, 1334 и 1452 ГК РФ является добровольной. Уплата пошлин не является условием возникновения и реализации имущественных прав, и не является барьером для деятельности правообладателей. В рамках закона размеры государственной пошлины за совершение действий по государственной регистрации программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы увеличиваются с учетом уровня накопленной с 2014 по 2023 год инфляции, а также устанавливаются одинаковые размеры государственных пошлин для организаций и физических лиц. В пересчете с поправкой на инфляцию, средний размер пошлины за регистрацию программы для ЭВМ, базы данных или топологии интегральной микросхемы для физических лиц должен составлять 5 375,6 руб., для юридических лиц - 8 063,4 рублей. Отказ от дифференцированного подхода к установлению размеров пошлин направлен на упрощение их исчисления в тех случаях, когда правообладателями одной программы для ЭВМ, базы данных или топологии интегральной микросхемы являются несколько физических и юридических лиц одновременно. В настоящее время согласно п. 2 ст. 333.30 НК РФ если за совершением действия обращаются организации и физические лица, размер доли государственной пошлины, уплачиваемой каждым плательщиком, определяется пропорционально количеству плательщиков на основании п. 2 ст. 333.18 НК РФ исходя из установленных размеров для организаций и физических лиц. Таким образом, чтобы рассчитать общий размер пошлины, нужно отдельно считать размеры пошлины, уплачиваемой физическими и юридическими лицами соответственно, поделив размер, установленный для соответствующей категории заявителей, на общее количество правообладателей и умножив на количество правообладателей, относящихся к физическим/юридическим лицам соответственно, после чего просуммировать получившиеся величины, уплачиваемые указанными категориями лиц. Данная система приводит к ошибкам при уплате пошлин заявителями и увеличению сроков предоставления услуги. Вместе с тем, расходы бюджета для обеспечения регистрации Роспатентом программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем на имя физических и юридических лиц не различаются. Перечень административных процедур одинаков. При этом физические лица в настоящее время составляют не более 18% от общего числа заявителей. … об упразднении режима зон территориального развития23 ноября Президент РФ подписал Федеральный закон от 23.11.2024 № 393-ФЗ «О внесении изменений в ч. I НК РФ» (законопроект № 664237-8). Напомним, что закон разработан в целях упразднения режима зон территориального развития. Как отмечается, изменениями, внесенными в БК РФ Федеральным законом от 18 июля 2017 г. № 178-ФЗ «О внесении изменений в БК РФ и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в БК РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ», упразднен инвестиционный фонд РФ, средства которого могли являться источником предоставления мер государственной поддержки резидентам зон территориального развития. Иные источники финансирования мер государственной поддержки резидентов зон территориального развития не предусмотрены. … об освобождении участников технополиса «ЭРА» от НДС и налога на прибыль23 ноября Президент РФ подписал Федеральный закон от 23.11.2024 № 399-ФЗ «О внесении изменений в ст. 105.14 ч. I и ч. II НК РФ» (законопроект № 554326-8). Напомним, что закон разработан в целях предоставления мер государственной поддержки участникам Военного инновационного технополиса «Эра» Министерства обороны РФ (далее - Технополис), а также дополнительного стимулирования организаций к получению статуса участника Технополиса и осуществлению инновационной деятельности в интересах обороны и обеспечения безопасности государства. Для стимулирования организаций к получению статуса участника Технополиса и осуществлению инновационной деятельности в интересах обороны и обеспечения безопасности государства полагается целесообразным коммерческой организации как участнику Технополиса предоставить меры государственной поддержки, в виде освобождения от уплаты НДС, уплаты налога на прибыль, а также пониженные ставки страховых взносов для работников. Изменения в НК РФ предусматривают:
Указанными мерами государственной поддержки может воспользоваться организация, получившая статус участника Технополиса, только при соблюдении следующих условий: 1) созданием юридического лица не ранее начала предыдущего календарного года, предшествующего календарному году, в котором подана заявка на внесение в Реестр участников Технополиса; 2) не применением специальных налоговых режимов. Принятие закона позволит обеспечить рост экономики региона, создание новых рабочих мест, привлечение в инновационную сферу инвестиций и профессионалов, развитие науки и образования путем создания новых кооперационных цепочек с учетом уже существующих межрегиональных кооперационных связей, расширения рынков производимой продукции, снижения зависимости от импорта высокотехнологичной продукции во многих отраслях (машиностроении, химической, электротехнической, электронной, фармацевтической промышленности). … о расширении перечня доходов, освобождаемых от НДФЛ23 ноября Президентом РФ подписан Федеральный закон от 23.11.2024 № 400-ФЗ «О внесении изменения в ст. 217 ч. II НК РФ» (законопроект № 715782-8). Законом вносится корреспондирующее изменение в ст. 217 ч. II НК РФ, закрепляющее, что не облагаются НДФЛ доходы добровольца (волонтера) в виде указанной меры поддержки по оплате медицинских услуг, а также в виде выплат на возмещение расходов, понесенных добровольцем (волонтером) на эти цели. При этом уточняется, что, поскольку действующее налоговое законодательство уже предусматривает освобождение от налогообложения НДФЛ сумм оплаты за обучение налогоплательщиков, в том числе добровольцев (волонтеров), законом включается доход физических лиц, полученный в результате возмещения расходов, понесенных на оплату медицинских услуг, необходимых для осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности, в перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) НДФЛ, наравне с остальными доходами, полученными добровольцами (волонтерами) в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг. … об уг/ответственности за сбыт и представление в нал/органы подложных нал/деклараций23 ноября Президентом РФ подписан Федеральный закон от 23.11.2024 № 406-ФЗ «О внесении изменений в УК РФ и статьи 28.1 и 151 УПК РФ» (законопроект № 263208-8). Напомним, что закон направлен на устранение пробелов и неопределенностей уголовного законодательства в сфере ответственности за нарушение налогового законодательства, имеют целью разделение предпринимательской деятельности и незаконных проявлений в сфере налогообложения. Организационно подобные преступные группы близки к группам, осуществляющим незаконную банковскую деятельности, однако их деятельность, как правило, не подпадают под действие статьи 172 УК РФ, поскольку они не предоставляют незаконных банковских услуг не проводят от имени подставных организаций банковских платежей. Отсутствие специальной нормы уголовного права не позволяет проводить оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление и пресечение деятельности, до того момента пока фиктивными налоговыми вычетами не воспользуется реальный налогоплательщик, то есть до появления признаков преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ. В такой ситуации достаточно сложно задокументировать связь организатором фиктивного документооборота и налогоплательщиком применившим вычет, поскольку «сбыт» документов, как правило, осуществляется через цепочку посредников, либо с использованием сети Интернет. Существенным обстоятельством, является тот факт, что даже в случае предъявления обвинения организаторам схемы как пособникам по ст. 199 УК РФ, они будут освобождены от уголовной ответственности в случае возмещения ущерба по конкретному уголовному делу, при этом не будет учитываться размер извлеченного ими преступного дохода от противоправной деятельности в целом. При таких обстоятельствах можно констатировать наличие пробела уголовного законодательства. Учитывая изложенное, в УК РФ добавляется статья 173.3 «Сбыт и (или) представление в налоговые органы заведомо подложных счетов-фактур и налоговых деклараций», распространив понятие «подставное лицо», указанное в примечании к статье 173.1 УК РФ, на статью 173.3УК РФ. Одновременно устанавливается возможность прекращения уголовного преследования за совершение указанного деяния в связи с возмещением ущерба для чего в ч. 2 ст/ 76.1 УК РФ после слов «ч. 1 ст. 172» дополнить словами «ч. 1 ст. 173.3». Часть 3 ст. 28.1 УПК РФ после слов «172 ч. 1» дополнить словами «173.3 ч. 1». Отнести уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьей 173.3 УК РФ к подследственности следователей органов внутренних дел РФ, предусмотрев возможность производства предварительного следствия также следователями органа, выявившего данное преступление. Для этого п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ после «173.2» дополнить «173.3», часть пятую статьи 151 УПК РФ после «173.2» дополнить «173-Д». … о фед/бюджете на 2025 и на плановый период 2026 и 202730 ноября Президент РФ подписал Федеральный закон от 30.11.2024 № 419-ФЗ «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» (законопроект № 727320-8). Напомним, что закон разработан с учетом положений БК РФ, посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ, Указа Президента РФ от 7 мая 2024 г. № 309 "О национальных целях развития РФ на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", а также программных документов Правительства РФ. Также напомним, что весьма любопытно указанную тему прокомментировало издание «Коммерсантъ». Издание указало, что закон о федеральном бюджете на 2025–2027 годы подразумевает появление нового сбора за распространение интернет-рекламы и повышение ставок существующих отчислений для мобильных операторов. За счет этого власти рассчитывают увеличить финансирование нацпроекта «Экономика данных». Из положений закона о федеральном бюджете на 2025–2027 годы следует, что по решению правительства дополнительные средства федерального бюджета могут быть направлены на реализацию проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства» в случае принятия решений об увеличении ставки обязательного отчисления (неналоговый платеж) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания, а также введения сбора за «распространение рекламы и услуг продвижения» в интернете. … об уточнении наименования подакциз/товаров29 ноября Президент РФ подписал Федеральный закон от 29.11.2024 № 416-ФЗ «О внесении изменений в ч. II НК РФ и отдельные законодательные акты РФ» (законопроект № 746277-8). Напомним, что закон разработан с целью приведения положения НК РФ в соответствие с действующим законодательством РФ в области регулирования табачной продукции. Законом предусматривается следующее:
При этом порядок расчета налоговой базы в отношении табака (изделий с нагреваемым табаком), предназначенного для потребления путем нагревания, применяется и в настоящее время в действующей редакции НК РФ, не является изменением существующей нормы определения налоговой базы по акцизам, а технически уточняет содержание действующей нормы ст. 187 НК РФ. … о пониж/ставке по налогу на прибыль для предприятий РЭП29 ноября Президент РФ подписал Федеральный закон от 29.11.2024 № 417-ФЗ «О внесении изменений в ст. 284 ч. II НК РФ и ст. 4 Федерального закона «О внесении изменений в ч. II НК РФ» (законопроект № 731807-8). Напомним, что законом предусмотрено установление на период 2025 - 2027 годов действия пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для российских организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, а также расширение состава доходов, учитываемых в необходимой доле доходов от осуществления деятельности в сфере радиоэлектронной промышленности в целях применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций. Вопрос недополученных доходов субъектов РФ будет ежегодно рассматриваться в рамках составления проекта федерального бюджета на трехлетний период в части формирования межбюджетных отношений с субъектами РФ через механизм распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. … о налогообложении цифровой валюты29 ноября Президент РФ подписал Федеральный закон от 29.11.2024 № 418-ФЗ «О внесении изменений в ч. I и II НК РФ и отдельные законодательные акты РФ» (законопроект № 1065710-7). Напомним, что законом цифровая валюта признаётся имуществом. Кроме того, законом предусматривается возможность при установлении признаков, указывающих на возможное нарушение налогового законодательства и наличии согласия руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, истребовать налоговыми органами у банков выписки по счетам физических лиц, которые использовались в связи с проведением операций с цифровой валютой, для решения этой задачи вносятся изменения в статью 86 НК РФ. Законом вводится обязанность физических лиц - граждан РФ, а также постоянно проживающих в РФ на основании вида на жительство иностранных граждан и лиц без гражданства, российских организаций, филиалов и представительств юридических лиц, компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, и международных организаций, созданных на территории РФ, имеющих право распоряжаться цифровой валютой, учитываемой на кошельках, сообщать в налоговые органы о таком праве, обороте средств и остатке, в случае если сумма поступлений или списаний цифровой валюты за календарный год превышает сумму, эквивалентную 600 тысячам рублей. Законом предусматривается установление налоговой ответственности за неправомерное непредставление (несвоевременное представление) или представление отчета об операциях (гражданско-правовых сделках) с цифровой валютой и об остатках указанной цифровой валюты, содержащего недостоверные сведения. … об унификации терминологии для целей применения льготы по НДС30 ноября Президент РФ подписал Федеральный закон от 30.11.2024 № 430-ФЗ «О внесении изменений в ст. 149 и 150 ч. II НК РФ и ст. 3 Федерального закона «О внесении изменений в ч. II НК РФ» (законопроект № 552306-8). Напомним, что Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 454-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О племенном животноводстве» и отдельные законодательные акты РФ» введено понятие «племенное свидетельство (паспорт)» вместо ранее использовавшегося понятия «племенное свидетельство». Вместе с тем понятие «племенное свидетельство» используется и ст. 149 ч. II НК РФ. В целях соблюдения принципа единообразия применяемой в нормативных правовых актах терминологии вносится изменение в ст. 149 ч. II НК РФ, заменяющее понятие «племенное свидетельство» на понятие «племенное свидетельство (паспорт)». Руководитель ФНС дал большое интервью о нал/донастройке 202421 ноября в День работника налоговых органов РФ руководитель ФНС РФ Даниил Егоров дал большое интервью изданию «РБК», в котором рассказал о налоговых реформах 2024 года, а также ответил на не менее актуальный вопросы в области налогообложения. Необходимо отметить, что интервью стало настоящим руководством для понимания новых налоговых реалий. Представляется возможным выделить основные темы интервью:
С 2024 года вводится пятиступенчатая шкала налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Вот как это будет работать: - до 2,4 млн. рублей в год: ставка останется на уровне 13%. - от 2,4 до 5 млн. рублей: 15%. - от 5 до 20 млн. рублей: 18%. - от 20 до 50 млн. рублей: 20%. - свыше 50 млн. рублей: 22%. Даниил Егоров подчеркнул, что налоговая служба будет пристально следить за попытками переквалифицировать доходы, чтобы избежать повышения ставки. «Везде, где есть разность налогообложения, риски возникают» - отметил он. Основной вызов для налоговых органов — минимизировать риски манипуляций с доходами.
С 2025 года предприниматели на УСН с доходами до 60 млн рублей автоматически освобождаются от НДС. Если же доходы превышают этот лимит, налог нужно будет платить со следующего месяца. Вводятся ставки НДС 5% и 7% без вычета, а также стандартные 20% с вычетом. Лимит по доходам для работы на УСН увеличивается до 450 млн. рублей. Егоров отметил, что новые правила сделают систему прозрачнее, а также помогут снизить риски дробления бизнеса. Кроме того, как отмечено, «32 региона уже сообщили, что введут АУСН с 1 января. Еще два введут с 1 февраля. 15 регионов сообщили, что в 2025 году не планируют вводить АУСН, и 35 думают» - сообщил Д. Егоров. Технология АУСН очень подходит под бизнес-модель работы с маркетплейсами. Раньше, чтобы заниматься каким-то бизнесом, создавали юрлицо, и пичкали в него много-много функций. А сейчас, если посмотреть, маркетплейсы на себя забрали логистику, коммуникацию с клиентом, доставку информации до клиента, доставку товаров, аналитику по своим продажам. В этом смысле автоУСН — похожая история: он тоже забирает на себя много функций. Маркетплейсы создали фундаментальную историю, малому бизнесу дали доступ к спросу, очень быстро обеспечили доставку товаров, и обеспечили им спрос. Главная задача налоговых органов — это управлять рисками, а не доводить до работы с их последствиями, когда мы уже вынуждены включать инструменты налоговых проверок и доначислять налоги.
До 2026 года предприниматели, которые добровольно откажутся от схем дробления бизнеса, могут избежать штрафов и налоговых доначислений за 2022–2024 годы. «В следующем году вступают в силу налоговые изменения, мы будем делать истории с маркетплейсами и амнистиями» - подчеркнул Д. Егоров.
Компании активно проводят редомициляцию в специальные административные районы, а всего в них зарегистрировано уже более 400 компаний. «По девяти месяцам 2024 года — 28,8 млрд. руб. По всему году предполагается выход за 30 млрд. Примечательно, что большая часть налогов складывается из налога на доходы физических лиц, - 12,4 млрд. руб., который в основной своей части зачисляется в региональный бюджет, что особенно важно, если мы говорим о поддерживающей регион функции специальных административных районов. На втором месте налог на прибыль организаций — 7,8 млрд. руб. Прирост налоговых поступлений весьма внушительный. Если взять совокупные налоговые поступления за аналогичный период (9 месяцев 2023 года), то это 10,6 млрд. руб., то есть это кратный рост — почти в три раза» - сказал Д. Егоров. С недружественными странами были заморожены СИДН, поэтому вопрос налогообложения доходов больше не имеет значения, однако остались правила зачета: - для юридических лиц это статья 311 НК РФ; - для физических — статья 232 НК РФ. То есть в пределах действующей ставки ФНС будет зачитывать суммы налогов, удерживаемые за границей. ФНС по своей ставке облагает в зависимости от суммы дохода и в пределах действующей ставки, а если есть налог, уплаченный за границей, делается зачет.
«Квалификация по Pillar 2, по глобальному налогообложению, делается через площадку ОЭСР. Там есть специальная экспертиза и специальный правовой инструментарий, для того чтобы это происходило. Так как мы с 24 февраля 2022 года исключены [из этого процесса], то нет смысла создавать систему, при которой будет двойное налогообложение» - отметил Д. Егоров.
Егоров считает, что будущее налогообложения за простыми и автоматизированными процедурами. Уже сейчас действуют: - вычеты по НДФЛ возвращаются за 15 дней (вместо 4 месяцев ранее). - единый налоговый счет (ЕНС), который уменьшил количество должников в два раза, и сократил число судебных разбирательств.
Проблемный оборот по НДС составляет 0,6% от всех предоставленных вычетов в стране. Сколько внутри «бумажной техники», сказать сложно. Между тем, с точки зрения накопленной абсолютной суммы это все равно десятки, сотни миллиардов получаются. «Мы не можем это игнорировать, это существенная величина. И мы столкнулись с тем, что этот незаконный «рынок» очень специализировался. Есть те, которые предоставляют услуги по обнальной работе или по выводу капитала, а есть те, которые дают документарную обвязку процессу — вот это так называемый бумажный НДС. Оказалось, что под них нет норм Уголовного кодекса, которые квалифицируют эту деятельность как незаконную. [При подготовке проекта] законодателю нужно было убедиться, что вводимая норма не направлена на пользователя этой услуги» - прокомментировал Д. Егоров.
В настоящий момент число заявок о внесении в реестр майнеров криптовалюты составляет 150 штук. «Все идет достаточно тихо, спокойно. По мне, это даже хорошо. Это сложная история, и там сразу несколько явлений. Регистрация условных ЦОДов по обработке и регистрация самих майнеров. Есть вопрос взаимодействия с Минэнерго в части управления энергетикой. Это отдельная история, с которой надо научиться работать: где разрешают майнить, где не разрешают, где перегрузы энергосистемы. Где-то майнеры вообще на газе работают — подключились и электричество генерят через газ. Кроме того, отдельная система налогообложения для физических лиц и для юрлиц, поэтому там надо очень-очень аккуратно, потихоньку, шаг за шагом все это внедрять» - прокомментировал Д. Егоров. На встрече с Президентом РФ были подведены итоги налоговых поступлений за 10 месяцев21 ноября состоялась рабочая встреча Владимира Путина с руководителем ФНС РФ Даниилом Егоровым. В ходе указанной встречи руководитель ФНС подвёл итоги налоговых поступлений за 10 месяцев. В частности, Даниил Егоров отметил, что 46 трлн. рублей поступило в бюджетную систему России за 10 месяцев 2024 года, что почти на 20%, или 8 трлн. рублей, больше, чем за аналогичный период прошлого года. До конца года ожидается, что в бюджетную систему будет собрано 55,6 трлн. рублей, добавил глава Налоговой службы. По федеральному бюджету - практически 30% роста. Ненефтегазовые доходы выросли на 21%. «При этом у нас и налог на добавленную стоимость также на 22%, и рост розницы – 22%. Так совпало», - добавил Даниил Егоров. Аналогичный рост ФНС России фиксирует в сфере розничной торговли, что сопоставимо с ростом доходов граждан на 22%. Также кратно увеличилась доля онлайн-торговли в общем объеме розницы крупнейших ритейлеров: с 6% в 2019 году до 42% в 2024. Учитывая, что большинство занятых в онлайн-торговле – это малый бизнес, для них особенно актуально, что со следующего года налоговый режим АУСН смогут вводить все регионы, и его начнут применять продавцы на маркетплейсах, отметил Даниил Егоров: «Эта такая система, где теперь не налогоплательщики заполняют декларации, а мы заполняем за них декларации. Мы собираем все данные банковской системы, все онлайн-данные кассовых машин, обрабатываем их и предоставляем налогоплательщикам, по сути, предзаполненную декларацию. Они нас могут поправить или согласиться с нашими данными». Он также отметил эффекты, которые удалось достичь благодаря внедрению Единого налогового счета в прошлом году. По словам Даниила Егорова, в два раза сократилось количество должников, а это 20 млн. плательщиков: «Это значит, что раз они не должники, мы не выносим обеспечительные меры, мы не приостанавливаем операции по счетам, а это очень чувствительные меры для людей и компаний. Мы не идем в суд. У нас в год сократилось количество документов, которые мы передаем в суд на 3 миллиона». В завершение встречи Даниил Егоров поблагодарил президента за поддержку работы налоговой службы в рамках БРИКС, в результате которой удалось договориться об обмене информацией о проблемах налогоплательщиков стран объединения: «То есть если российская компания работает в Китае, Индии, в ЮАР или где-то еще, она может не сама спрашивать ту юрисдикцию, а может спросить через нас. И конечно, наши коммуникации позволяют решать проблемы налогоплательщиков совсем на другом уровне. Все это мы грузим на единую платформу вопросов и ответов и таким образом, по сути, создаем сеть налоговых администраций, помогающих как внешнеэкономической деятельности, так и просто работе в отдельных территориях стран БРИКС». В ГосДуму внесен законопроект о внесудебном взыскании налогов с физлиц29 ноября Правительством РФ внесён в ГосДуму законопроект № 782260-8 «О внесении изменений в ч. I НК РФ и ст. 12 и 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Как следует из содержания пояснительной записки, законопроект разработан в целях исполнения поручения Президента РФ от 25 апреля 2024 г. № Пр-816 о внесении в НК РФ изменений, касающихся введения порядка внесудебного взыскания с физических лиц обязательных платежей и санкций с сохранением судебного контроля при возникновении спора о законности и обоснованности предъявленных требований. Законопроект предусматривает применение внесудебного порядка взыскания в отношении задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, исчисляемым физическим лицом самостоятельно. Если же сумма задолженности начислена налоговым органом на основании налогового уведомления или решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения, решения об отмене (полностью или частично) решения о предоставлении налогового вычета полностью или частично, то внесудебный порядок может быть применен только при отсутствии возражений физического лица, то есть в случае отсутствия спора. Оспаривание физическим лицом сумм, исчисленных в налоговом уведомлении, осуществляется посредством подачи заявления о перерасчете или жалобы как до, так и после наступления срока уплаты налога. Если физическое лицо в течение 30 дней со дня получения от налогового органа сообщения об отказе в перерасчете или решения вышестоящего налогового органа по жалобе повторно выражает несогласие с суммой обязанности по налоговому уведомлению путем подачи жалобы или, соответственно, уведомления о несогласии с решением вышестоящего налогового органа по жалобе на действия налогового органа по исчислению суммы соответствующего налога, указанной в налоговом уведомлении, взыскание таких сумм осуществляется только в судебном порядке. В случае пропуска физическим лицом по уважительной причине указанного тридцатидневного срока по его ходатайству этот срок может быть восстановлен налоговым органом, если соответствующая обязанность не исполнена на дату подачи такого ходатайства. Также взыскание в судебном порядке осуществляется в случае направления физическим лицом жалобы (апелляционной жалобы) на решение о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), вынесенное в порядке, предусмотренном статьями 101 и 101.4 НК РФ, или на решение об отмене (полностью или частично) решения о предоставлении налогового вычета полностью или частично. Жалоба (апелляционная жалоба) на решение подается в сроки, установленные статьями 139 и 139.1 НК РФ. При подаче физическим лицом заявления о перерасчете или жалобы (апелляционной жалобы) предусмотрено обязательное приостановление уплаты налогов, указанных в обжалуемом налоговом уведомлении, или исполнения обжалуемых решений, что предполагает исключение спорных сумм из сальдо единого налогового счета до вступления в законную силу решения суда о взыскании для устранения риска взыскания таких сумм посредством распределения единого налогового платежа. Кроме этого, учитывая возможность обжалования иных актов налоговых органов ненормативного характера (требования об уплате задолженности, решения о взыскании задолженности), законопроект предусматривает приостановление взыскания указанных в данных актах сумм задолженности по налоговому уведомлению и (или) решению налогового органа, принятому в порядке, предусмотренном статьями 101 и 101.4 НК РФ, решению об отмене (полностью или частично) решения о предоставлении налогового вычета полностью или частично, в размере, не взысканном на дату получения налоговым органом жалобы, до принятия решения по соответствующей жалобе, что является важной гарантией прав налогоплательщиков, плательщиков сборов (страховых взносов). Таким образом, внесудебный порядок взыскания задолженности предлагается использовать только в случаях отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о возникновении спора. Бесспорность требований налогового органа обусловливает отсутствие необходимости обращения к судебному порядку взыскания. Законопроектом также устанавливаются переходные положения, предусматривающие направление физическим лицам информационных сообщений о переходе на внесудебный порядок взыскания задолженности с предоставлением физическому лицу срока для представления возражений относительно исчисленных налоговым органом сумм налоговой обязанности для приостановления взыскания таких сумм.
ГОСДУМА И НАЛОГИКалендарь рассмотрения ГосДумой налоговых законопроектов в декабре 2024ГосДума опубликовала календарь рассмотрения вопросов в декабре 2024 г., согласно которому в этом месяце будут рассмотрены следующие законопроекты в сфере налогообложения и финансового права:
В целом, заседания ГосДумы в декабре назначены на следующие дни:
В ГосДуму внесен законопроекты… о совершенствовании фин/сделок на фин/платформах6 ноября депутатами А.Г.Аксаковым, И.Н.Бабичем, О.Д.Димовым и О.В.Савченко, А.Н.Свистуновым, а также сенаторами РФ Н.А.Журавлевым, М.М.Ульбашевым, А.В.Шендерюк-Жидковым и Е.В.Дягилевой внесён в ГосДуму законопроект № 761325-8 «О внесении изменений в статью 2 и 5 Федерального закона «О совершенствовании финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Согласно тексту пояснительной записки, законопроект направлен на дальнейшее развитие системы совершения финансовых сделок с использованием финансовых платформ. Целью законопроекта является предоставление оператору финансовой платформы возможности выступать стороной по сделкам с собственными ценными бумагами на финансовой платформе. Это позволит расширить линейку инструментов, предлагаемых инвесторам на финансовых платформах. … о доступе заинтерес/лиц к консолид/фин/отчетности организаций11 ноября Правительством РФ внесён в ГосДуму законопроект № 765582-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» и ст. 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете» (в части обеспечения доступа к консолидированной финансовой отчетности организаций). Как следует из содержания пояснительной записки, целью законопроекта является обеспечение заинтересованным лицам гарантированного доступа к консолидированной финансовой отчетности, достоверность которой подтверждена независимым аудитором. Одновременно законопроект предполагает сохранение действующих в настоящее время механизмов защиты информации, содержащейся в указанной отчетности, от несанкционированного или нежелательного распространения. Способом, обеспечивающим такие доступ и защиту, является сбор консолидированной финансовой отчетности в единый централизованный ресурс и предоставление этой отчетности пользователям с учетом соблюдения мер по защите содержащейся в ней информации. Реализация указанной цели предусмотрена законопроектом посредством включения консолидированной финансовой отчетности в функционирующий с 2020 года государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - ГИРБО), размещенный на официальном Интернет-сайте ФНС России в свободном доступе. Включение консолидированной финансовой отчетности в ГИРБО упростит поиск заинтересованными лицами такой отчетности, повысит качество, полезность и аналитичность получаемой информации, включая возможность ее обработки и формирования выборки по различным признакам, снизит количество запросов по адресному представлению отчетности, поступающих к составителям от заинтересованных лиц, прежде всего, регулирующих органов. Законопроект, устанавливая требования централизации консолидированной финансовой отчетности в едином ресурсе, предусматривает следующие процедуры формирования такого ресурса: - аудиторская организация, составившая аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности, представляет это заключение, включающее саму консолидированную финансовую отчетность в качестве приложения к нему, в налоговый орган по месту своего нахождения в целях формирования ГИРБО; - аудиторское заключение представляется вместе с уведомлением о представлении заключения, позволяющим идентифицировать аудиторскую организацию, аудируемое лицо, а также прилагаемую к заключению отчетность; - порядок представления аудиторского заключения, форма, формат и порядок заполнения уведомления о его представлении утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов; - представление аудиторского заключения в целях формирования ГИРБО не требует предварительного согласия аудируемого лица, поскольку такое представление осуществляется в силу федерального закона, и не является нарушением аудиторской тайны; - аудиторская организация информирует аудируемое лицо о представлении аудиторского заключения в целях формирования ГИРБО. Положения законопроекта о формировании ГИРБО в части консолидированной финансовой отчетности обеспечит надежность и доверие пользователей к этой отчетности, снижение рисков злоупотребления при ее представлении в единый ресурс, возможность контролировать полноту формирования этого ресурса в силу наличия системы контроля исполнения аудиторской организации своих обязанностей, установленных в соответствии с федеральными законами, повышает ответственность аудиторской организации за качество аудиторских заключений по результатам аудита консолидированной финансовой отчетности. В законопроекте процедуры формирования ГИРБО в части консолидированной финансовой отчетности предусмотрены не только в отношении аудиторского заключения, но и в отношении выдаваемого аудиторской организацией отличного от аудиторского заключения документа по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности, вид и порядок которой устанавливаются стандартами аудиторской деятельности. Наряду с аудиторскими организациями вводимое законопроектом регулирование представления в налоговый орган аудиторского заключения, а также иного документа по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности распространяется на индивидуальных аудиторов, оказывающих аудиторские услуги, отличные от проведения обязательного аудита. Помимо внесения изменений в Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-Ф3 "Об аудиторской деятельности" (далее - Федеральный закон № 307-ФЗ) проектом федерального закона предусматриваются корреспондирующие изменения в Федеральный закон № 402-ФЗ, направленные в том числе на уточнение состава ГИРБО. Предлагаемое проектом федерального закона регулирование затронет аудиторские организации, которые проводят аудит общественно значимых организаций (по оценке Минфина России, не более 450 аудиторских организаций, т.е. 13 % их общего количества). Аудиторские организации как налогоплательщики представляют свою годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в электронном виде в целях формирования ГИРБО. Этот же способ представления предусматривается проектом федерального закона для представления аудиторских заключений о консолидированной финансовой отчетности и иных документов по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности в целях формирования ГИРБО. В связи с этим представление аудиторских заключений (документов по результатам проверки) не потребует от указанных организаций каких-либо дополнительных затрат на перенастройку или доработку своих информационных систем для выполнения обязанности, предусмотренной проектом федерального закона. Законопроект содержит требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы. Это касается положений пункта 2 статьи 1 законопроекта, предусматривающих обязанность аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, проводивших аудит консолидированной финансовой отчетности и (или) проверку промежуточной консолидированной финансовой отчетности, представлять аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности либо иной документ по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности в налоговый орган по месту своего нахождения в целях формирования ГИРБО. … о расширении перечня организаций, облагаемых налогом на сверхприбыль12 ноября инициативной группой депутатов фракции «СРЗП» внесён в ГосДуму законопроект № 766796-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О налоге на сверхприбыль» (в части расширения перечня организаций, облагаемых налогом). Как следует из текста пояснительной записки, Федеральный закон от 4 августа 2023 года № 414-ФЗ «О налоге на сверхприбыль» устанавливает необоснованные исключения для ряда компаний, в том числе компаний нефтяного и газового сектора освобождая их от обязанности уплачивать налог на сверхприбыль. Инициатор законопроекта полагает, что принадлежность к какой-либо отрасли не должна приниматься во внимание при определении круга плательщиков. Исходя из конституционного принципа равенства и всеобщности налогообложения, законопроектом предлагается существенно сократить список организаций, имеющих освобождение от уплаты налога на сверхприбыль. В число потенциальных плательщиков налога законопроектом дополнительно включены организации, осуществлявшие в течение 2022 года добычу углеводородного сырья, добычу угля, совершающие операции по переработке нефтяного сырья, организации, являвшиеся в 2022 году участниками консолидированной группы налогоплательщиков, и организации, которые осуществляют деятельность по производству сжиженного природного газа. Также отмечается, что принятие законопроекта не приведет к ухудшению финансового положения указанных организаций, поскольку налог на сверхприбыль будет уплачиваться только при наличии сверхприбыли, рассчитываемой по правилам, установленным в Федеральном законе № 414-ФЗ. В этом и есть основной смысл налога на сверхдоходы - если нет существенного прироста прибыли, то и нет и налога. Если у этих компаний существенно возросла налоговая нагрузка и нет сверхприбыли, то такие компании под действие налога и не попадут. По мнению инициатора, законопроект позволит мобилизовать дополнительные доходы в бюджет, сверх предполагаемых. … об освобождении науч/организаций от применения ККТ при расчетах14 ноября депутатами фракции «СРЗП» С.М. Мироновым, С.В. Кабышевым, О.А. Ниловым и Я.В. Лантратовой внесён в ГосДуму законопроект № 769197-8 «О внесении изменения в ст. 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ». Согласно тексту пояснительной записки, законопроект разработан в целях снижения бюрократической нагрузки на научные организации, осуществляющих образовательную деятельность. В целях обеспечения равенства прав образовательных организаций и научных организаций законопроектом предлагается освободить научные организации от применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов с населением за оказание услуг в сфере образования. … о корректировке пред/величины доходов при определении нал/базы по НПД18 ноября инициативной группой депутатов фракции «ЛДПР», а также сенатором РФ Е.В. Афанасьевой внесён в ГосДуму законопроект № 771407-8 «О внесении изменения в ст. 4 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». Как следует из содержания пояснительной записки, законопроект подготовлен в целях корректировки предельной величины доходов, учитываемых при определении налоговой базы по специальному налоговому режиму, с учетом уровня инфляции. Учитывая, что НПД введен в порядке эксперимента на срок до 31 декабря 2028 года, законопроектом предлагается внести изменение в ст. 4 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», предусматривающее корректировку предельной величины доходов, учитываемых при определении налоговой базы по специальному налоговому режиму, с учетом уровня инфляции, установив ее в 2025 году в размере 3,6 миллиона рублей, в 2026 году - 3,8 миллиона рублей, в 2027 году - 4,0 миллиона рублей, в 2028 году - 4,2 миллиона рублей. В 2024 году предельная величина доходов сохраняется на уровне 2,4 миллиона рублей. Как отмечается, принятие законопроекта позволит увеличить численность самозанятых, снизить количество используемых самозанятыми «теневых» сделок, и, соответственно, увеличить налоговые поступления в бюджеты бюджетной системы (в региональные бюджеты и бюджет ФОМС). … о снижении миним/срока владения недвижимости для целей НДФЛ при продаже20 ноября инициативной группой депутатов фракции «ЛДПР», а также сенатором РФ Е.В. Афанасьевой внесён в ГосДуму законопроект № 773682-8 О внесении изменений в ст. 217.1 ч. II НК РФ. Как следует из текста пояснительной записки, законопроект разработан в целях снижения минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, при котором доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения. Законопроектом предлагается установить общий минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества три года, в случае, если право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником этого налогоплательщика в соответствии с СК РФ, такой срок составит один год, а в иных случаях, предусмотренных п. 3 ст. 217.1 НК РФ - два года. … о введении универсального платежного кода20 ноября депутатами ГосДумы А.Г.Аксаковым, И.Н.Бабич, К.М.Бахаревым, О.Д.Димовым, А.Н.Свистуновым, В.С.Макаровым и Н.Г.Цед, а также сенаторами РФ Н.А.Журавлевым, И.Н.Абрамовым, А.Д.Артамоновым, А.А.Клишасом, М.М.Ульбашевым, А.Г.Шейкиным внесён в ГосДуму законопроект № 774598-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)». Согласно тексту пояснительной записки, законопроектом вносятся изменения, которые направлены на совершенствование регулирования платежных услуг, развитие конкуренции на платежном рынке и снижение издержек торгово-сервисных предприятий. Целью законопроекта является внедрение универсального платежного кода при оплате в безналичном порядке товаров (работ, услуг). Кроме того, законопроект предусматривает, что оператор по переводу денежных средств (кредитная организация или ФИБ), осуществляющий прием вышеуказанных электронных средств платежа, обязан при осуществлении расчетов в безналичном порядке обеспечить возможность использования универсального платежного кода во всех своих программных средствах и (или) технических устройствах, в программных средствах и (или) технических устройствах своих клиентов - торгово-сервисных предприятий, реализующих товары (работы, услуги). Внесение предлагаемых изменений позволит обеспечить, в первую очередь, средним и мелким кредитным организациям, возможность равного доступа к платежной инфраструктуре и справедливые условия конкуренции с крупными кредитными организациями. Использование универсального QR-кода для платежей через СБП, банковские пэй-сервисы, а в дальнейшем и для операций с цифровыми рублями, позволит минимизировать издержки как для торгово-сервисных предприятий, так и для банков. Удобство клиентского пути при использовании универсального QR-кода и его применимость для коммерческих пэй-сервисов при наличии таких сервисов у банков, подтверждена в пилоте, проведенном НСПК с участием 22 банков, включая 7 системно значимых. Отсутствие в настоящее время равноудаленной платежной инфраструктуры по поддержке и развитию универсального QR-кода для всех участников рынка ведет к неудобству для клиента, невозможности обеспечения справедливых условий для конкуренции и дальнейшему усилению монополизации платежного рынка. Это может привести в свою очередь к недоступности платежных сервисов для клиентов средних и мелких кредитных организаций. … об обязании налог/органов возвращать изъятые в рамках проверок документы25 ноября инициативной группой депутатов фракции «ЛДПР», а также сенаторами РФ Е.В. Афанасьевой и В.Е. Деньгиным внесён в ГосДуму законопроект № 778192-8 «О внесении изменений в ст. 88 и 89 ч. I НК РФ. Как следует из текста пояснительной записки, законопроект разработан в целях совершенствования налогового законодательства в части проведения налоговых проверок. Отсутствие в НК РФ сроков возврата документов по результатам проведенной налоговой проверки негативно отражается на финансово-хозяйственной деятельности добросовестных налогоплательщиков, которые в случае необоснованного затягивания налоговым органом сроков по выдаче ранее истребованных документов, могут нести убытки. В целях исключения неоднозначного толкования действующих норм НК РФ законопроектом предлагается подлинники документов, полученные налоговым органом при проведении камеральной или выездной налоговой проверки, возвращать проверяемому лицу не позднее 30 календарных дней со дня завершения такой проверки. Реализация законопроекта не только позволит установить единообразный подход по возврату истребованных или изъятых документов в ходе проведения налоговой проверки, но и снизит возможные риски наступления негативных последствий для бизнеса. ГосДума приняла в 1м чтении законопроекты…… о пониж/ставке по налогу на прибыль для предприятий РЭП12 ноября ГосДума приняла в первом чтении законопроект № 731807-8 «О внесении изменений в ст. 284 ч. II НК РФ и ст. 4 Федерального закона «О внесении изменений в ч. II НК РФ». Напомним, что законопроектом предусмотрено установление на период 2025 - 2027 годов действия пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для российских организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, а также расширение состава доходов, учитываемых в необходимой доле доходов от осуществления деятельности в сфере радиоэлектронной промышленности в целях применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций. Вопрос недополученных доходов субъектов РФ будет ежегодно рассматриваться в рамках составления проекта федерального бюджета на трехлетний период в части формирования межбюджетных отношений с субъектами РФ через механизм распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. … об уточнении наименования подакциз/товаров12 ноября ГосДума приняла в первом чтении законопроект № 746277-8 «О внесении изменений в главу 22 ч. II НК РФ» (в части уточнения наименования подакцизного товара). Напомним, что законопроект разработан с целью приведения положения НК РФ в соответствие с действующим законодательством РФ в области регулирования табачной продукции. Законопроектом предусматривается следующее:
При этом предлагаемый законопроектом порядок расчета налоговой базы в отношении табака (изделий с нагреваемым табаком), предназначенного для потребления путем нагревания, применяется и в настоящее время в действующей редакции НК РФ, не является изменением существующей нормы определения налоговой базы по акцизам, а технически уточняет содержание действующей нормы ст. 187 НК РФ. … об уточнении порядка определения НДФЛ при продаже зем/участка12 ноября ГосДума приняла в первом чтении законопроект № 730818-8 «О внесении изменений в статью 217.1 ч. II НК РФ» (в части уточнения порядка определения налога на доходы физических лиц при продаже земельного участка). Напомним, что законопроект направлен на уточнение порядка определения налога на доходы физических лиц в случае продажи земельного участка с учетом периода владения земельным участком, из которого земельный участок, являющийся объектом сделки, был образован. Законопроектом предусматривается, что в срок нахождения в собственности налогоплательщика земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, для размещения гаражей для собственных нужд, для ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, образованных в результате раздела, выдела, объединения или перераспределения исходных земельных участков, включается срок нахождения в собственности налогоплательщика исходных земельных участков. Также законопроектом предлагается установить, что в случае образования земельного участка в результате объединения исходных земельных участков минимальный предельный срок владения образованным земельным участком исчисляется с даты приобретения в собственность (пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование) последнего из исходных земельных участков. В целях исключения возможности злоупотребления налоговой льготой при получении экономической выгоды законопроект содержит положение об ограничении количества земельных участков, образованных при разделе исходного земельного участка или выделе доли из земельного участка, находящегося в долевой собственности, на которые распространяются соответствующие условия. Инициатор законопроекта отмечает, что предлагаемые законопроектом нормы не отменяют и не ухудшают ранее внедренные правовые механизмы, не приведут к утрате существующей правовой среды в сфере налогообложения доходов от продажи объектов недвижимого имущества. … о снижении ставки НДС в отношении социально-значимых товаров19 ноября инициативной группой депутатов фракции «СРЗП» внесён в ГосДуму законопроект № 772998-8 «О внесении изменений в ст. 164 ч. II НК РФ в части снижения ставки НДС в отношении отдельных видов социально-значимых товаров». Как следует из содержания пояснительной записки, законопроектом предлагается снизить с 10 до 5 % НДС в отношении отдельных групп товаров, являющихся социально-значимыми для широких групп граждан РФ. При этом в случае, если уровень инфляции по группе социально значимых товаров за предыдущий календарный год превышает уровень инфляции по всем группам товаров, ставка НДС для данной группы товаров в следующем налоговом периоде устанавливается в размере 0 %. Предлагается установить, что данная система налогообложения устанавливается для следующих групп товаров: 1) определённой категории продуктов питания; 2) определённой категории товаров для детей; 3) периодических печатных изданий; 4) определённой категории медицинских товаров. При этом отмечается, что настоящий законопроект также устанавливает плавающую ставку НДС в случае, если уровень инфляции по группе социально значимых товаров за предыдущий календарный год превышает уровень инфляции по остальным группам товаров, ставка налога на добавленную стоимость для данной группы товаров в следующем налоговом периоде устанавливается в размере 0 %. Уровень инфляции по указанной группе товаров предусматривается рассчитывать на основе официальной статистики, ежегодно публикуемой Росстатом, по показателям роста цен для группы товаров согласно ОКПД, а именно по следующим группам:
… о расширении распорядит/полномочий апелляц/судов20 ноября ГосДума приняла в первом чтении законопроект № 657699-8 «О внесении изменений в ГПК РФ». Напомним, что законопроектом предлагается передать полномочия по проверке соблюдения требований закона, предъявляемых к апелляционным жалобам и прилагаемым к ним документам, судам апелляционной инстанции, в компетенцию которых входит проверка законности и обоснованности постановлений судов первой инстанции. По мнению инициатора законопроекта, такой порядок в силу инстанционности судопроизводства и исходя из принципов независимости и беспристрастности суда, позволит исключить положение, при котором вопросы приемлемости апелляционных жалоб как обязательного элемента стадии возбуждения апелляционного производства решаются судом первой инстанции, вынесшим обжалуемое судебное постановление. Согласно законопроекту, апелляционные жалобы в гражданском судопроизводстве будут подаваться так же, как и сейчас, — через суд первой инстанции. При этом решение об их приемлемости для апелляционного рассмотрения будет принимать суд апелляционной инстанции. … об урегулировании в НК РФ порядка осуществления труд/деятельности иностранцев26 ноября инициативной группой депутатов от фракции «СРЗП» внесён в ГосДуму законопроект № 779617-8 «О внесении изменений в НК РФ в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения порядка осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности и оказания ими услуг гражданско-правового характера на территории РФ». Как следует из пояснительной записки, законопроект разработан в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения порядка осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности и оказания ими услуг гражданско-правового характера на территории Российской Федерации». … об освобождении от НДФЛ пособий по временной нетрудоспособности27 ноября инициативной группой депутатов от фракции «СРЗП» внесён в ГосДуму законопроект № 780567-8 «О внесении изменений в ст. 217 ч. II НК РФ (в части отмены налогообложения налогом на доходы физических лиц пособий по временной нетрудоспособности)». Согласно тексту пояснительной записки, застрахованное лицо имеет право на пособие по временной нетрудоспособности в случаях, установленных Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», а именно: - утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы; - ухода за больным членом семьи; - карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до семи лет, посещающего детский сад, или другого недееспособного члена семьи; - осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении; - долечивания в российских санаториях непосредственно после стационарного лечения. Законопроектом предлагается устранить необоснованное ограничение, установленное в п. 1 ст. 217 ч. II НК РФ, и не облагать налогом пособия по временной нетрудоспособности, как и любые другие государственные пособия. Комментарий от ГК «НФП»: Весьма интересно на внесение указанных законопроектов высказался эксперт Борис Луцет в своём telegram-канале – «[Законопроект № 780567-8] хотя и представляется обоснованным, обладает одной странностью. Которая заключается в том, что заключение правительство на него дало ещё в августе 2023 года. Само заключение в принципе предсказуемое, но вот прошедшее с момента его получения время вызывает некоторые вопросы - по каким причинам пришлось выжидать больше года для того, чтобы внести документ в думу».
ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИВС РФ рассмотрел спор о налогообложении тех/оборудования в пользу налогоплательщика13 ноября Верховный Суд РФ в рамках дела № А12-10094/2023 в очередной раз рассмотрел спор о налогообложении тех/оборудования в пользу налогоплательщика, приняв определение № 306-ЭС24-7822. Фабула дела: Налогоплательщик осуществлял производство цемента, и произвел реконструкцию необходимых для этого объектов основных средств, после чего принял к учету как отдельные инвентарные объекты составные части этих средств (вращающиеся печи), им присвоен код ОКОФ из раздела «Машины и оборудование», данные объекты исключены из налогообложения по налогу на имущество за 2020, 2021 годы. По итогам проверки налоговый орган пришел к выводу о занижении налога на имущество организаций, в связи с исключением из объектов налогообложения оборудования, являющегося неотъемлемой технологической частью объектов капитального строительства. Суды трёх инстанций согласились с позицией налогового органа и рассмотрели спор в его пользу. ВС РФ, в свою очередь, отменил решения судов нижестоящих инстанций, и полностью удовлетворил требования налогоплательщика, указав следующее:
При этом наличие сведений об имуществе в ЕГРН имеет доказательное значение для целей налогообложения, но не является безусловным для квалификации имущества в качестве объекта налогообложения;
|
В избранное | ||