Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса часть - 3


 Группа компаний «Налоги и финансовое право»

www.cnfp.ru

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ

ВЕСТНИК

о событиях в сфере налогов, финансов, права и бизнеса

 № 06 - 3 - 2024

(часть - 3)

 

 

 

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД И НАЛОГИ

КС РФ не усмотрел в ст. 277 НК РФ несоответствие Конституции

 

МАЛЫЙ БИЗНЕС И НАЛОГИ

АС ЗСО рассмотрел спор о продаже ИП на УСН об/недвижимости, как физ/лицо

ФНС дал разъяснения по агент/вознаграждениям маркетплейсов при исчислении налога по УСН

Зарплату директора-единственного учредителя нельзя включать в расходы при УСН

 

ГОСОБОРОНЗАКАЗ

ГосДума приняла в 1м чтении ряд законопроектов в области ГОЗ…

… о расширении перечня ситуаций, при которых повыш/цен не является злоупотреблением

… о расширении антимонопольного контроля в сфере ГОЗ

АСгМ рассмотрел спор о злоупотреблении правом обосновывать цену на продукцию ГОЗ

Все предприятия ОПК перевели в режим «жесткого менеджмента»

Президент РФ подписал закон о господдержке производителей беспилотников

Предприятиям ОПК возместят до 30% затрат на аренду жилья для сотрудников

9 ААС рассмотрел спор о злоупотреблении правом обосновывать цену на продукцию ГОЗ

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И НАЛОГИ

Титов назначен спецпредставителем Путина по связям с междунар/организациями

Совмин Белоруссии уполномочил Минфин подписать соглашение с РФ о надзоре за финрынком

США направили уведомление в адрес РФ для подтверждения приостановления СИДН

Подписан меморандум о взаимопонимании в области налог/политики м/у РФ и Вьетнамом

Кабмин Ирана одобрил подписание закона о свободной торговле с ЕАЭС

ЕС разрешил разморозить часть зависших из-за санкций переводов из России

Кабмин Литвы одобрил денонсацию СИДН с РФ

 

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ И НАЛОГИ

Депутаты заксобрания единогласно одобрили изменения в нал/систему

Евгений Куйвашев выступил с инициативой продлить действие пониженной ставки ЕСХН

В СО продолжается проведение проекта «Общественное питание

Депутаты рассмотрели изменения в налоговое законодательство региона

 

АУДИТ

Аудиторы рассказали о состоянии отрасли

Казначейство планирует усилить контроль за аудиторами в части соблюдения 115-ФЗ

 

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД И НАЛОГИ

КС РФ не усмотрел в ст. 277 НК РФ несоответствие Конституции

28 марта Конституционный Суд РФ принял определение об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества на нарушение его конституционных прав абз. 3 и 4 подп. 2 п. 1 ст. 277 НК РФ.

Фабула дела: Акционерное общество оспаривает конституционность положений подп. 2 пункта 1 ст. 277 НК РФ, предусматривающего особенности определения доходов и расходов налогоплательщика-эмитента и налогоплательщика, приобретающего акции (доли, паи), при размещении эмитированных акций (долей, паев), устанавливающих, что имущество (имущественные права), полученное в виде взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал организации, в целях налогообложения прибыли принимается по стоимости (остаточной стоимости) полученного в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал имущества (имущественных прав).

По мнению общества, оспариваемые законоположения противоречат статьям 19 и 57 Конституции РФ, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, в силу своей неопределенности они позволяют налоговым органам произвольно применять их к акционерным обществам, которые не получают вклад в уставный капитал, поскольку имущество предается им в счет оплаты размещенных акций.

Конституционный суд РФ, изучив представленные материалы, не нашёл оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению, указав следующее:

  • Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу данного конституционного предписания вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно – правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц;
  • п. 1 ст. 277 НК РФ устанавливает в целях налогообложения прибыли организаций особенности определения доходов и расходов налогоплательщика-эмитента и налогоплательщика, приобретающего акции (доли, паи), при размещении эмитированных акций (долей, паев), в частности предполагая необходимость учета документально подтвержденных расходов физического лица как стороны, передающей организации имущество, на приобретение такого имущества;
  • оспариваемые законоположения, направленные на определение экономически обоснованной стоимости передаваемого налогоплательщику-эмитенту имущества, учитываемой при расчете налоговой базы, и, как следствие, на установление действительного размера налогового обязательства плательщика налога на прибыль организаций, не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя.

 

МАЛЫЙ БИЗНЕС И НАЛОГИ

АС ЗСО рассмотрел спор о продаже ИП на УСН об/недвижимости, как физ/лицо

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в рамках дела № А27-19289/2020 принял постановление № Ф04-2815/2021 от 10.06.2021, согласившись с позицией нижестоящих судов о правомерности действий налогового органа.

Фабула дела: Гражданин купил несколько квартир, нежилое помещение и жилой дом. Всю недвижимость реализовал в одном налоговом периоде, подал декларацию 3-НДФЛ, затем подал декларацию по УСН, где указал доход чуть более 1 миллиона рублей от сдачи в аренду объекта недвижимости.

Налоговый орган, исследовав декларации, сложил доходы от продажи объектов недвижимости, и предложила гражданину заплатить еще почти 650 тыс. рублей налога.

Суды трёх инстанций посчитали позицию налогового органа правомерной. Суд кассационной инстанции, в свою очередь, указал следующее:

  • установлено, что приобретение в течение 2018 года указанных объектов осуществлялось последовательно: после продажи одного объекта следовала покупка другого. Поименованные объекты недвижимости находились в собственности Предпринимателя непродолжительное время, реализация объектов недвижимого имущества осуществлялась систематически на протяжении проверяемого периода;
  • при рассмотрении спора суды также учли представленные Предпринимателем документы, согласно которым все спорные объекты недвижимости, реализованные в 2018 году, были приобретены через конкурсных управляющих у собственников, находящихся в процедуре банкротства;
  • суды справедливо отметили, что реализация данных объектов осуществлялась в рассрочку, без оформления расписок, что давало возможность Предпринимателю приобретать и затем реализовать объекты в короткие сроки;
  • судебными инстанциями также установлено, что расчет между сторонами сделок осуществлялся наличными денежными средствами;
  • в материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие об использовании Предпринимателем объектов недвижимости для удовлетворения личных, семейных, бытовых и иных подобных нужд. Более того, вопреки доводам Предпринимателя, из показаний свидетелей следует, что указанные выше объекты недвижимости находились в непригодном для проживания состоянии;
  • довод Предпринимателя о том, что от реализации спорных объектов фактическая выгода им не была получена, подлежит отклонению, поскольку не соответствует установленным обстоятельствам дела и противоречит имеющимся в деле документальным доказательствам;
  • суды пришли к верному выводу о том, что обстоятельства, послужившие основанием для привлечения Предпринимателя к налоговой ответственности и доначисления ему налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, документально подтверждены; действия налогоплательщика обоснованно признаны умышленными.

ФНС дал разъяснения по агент/вознаграждениям маркетплейсов при исчислении налога по УСН

Свою позицию ведомство отразило в письме от 08.05.2024 № СД-4-3/5416@.

Как следует из содержания письма, маркетплейс может удерживать свое вознаграждение из выручки продавца при продаже товаров через площадку. В этом случае доходом продавца признается вся сумма поступлений от покупателя за товары, реализованные ему через маркетплейс.

Сумма вознаграждения, удержанного маркетплейсом из выручки налогоплательщика, является расходом налогоплательщика. Он может учесть его при определении налоговой базы по УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы».

При применении УСН с объектом налогообложения «доходы» учет любых расходов, в том числе, в виде удержанного маркетплейсом агентского вознаграждения, не предусмотрен.

Зарплату директора-единственного учредителя нельзя включать в расходы при УСН

Такое утверждение делает Минфин в письме от 19.04.2024 № 03-11-06/2/37246.

Согласно содержанию письма, в состав расходов на оплату труда по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, включаются выплаты руководству, произведенные на основании трудового договора (контракта) и (или) коллективного договора. Расходы в виде выплаты руководителем организации, который является ее единственным учредителем и членом организации, вознаграждения самому себе не учитываются в составе расходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

 

ГОСОБОРОНЗАКАЗ

ГосДума приняла в 1м чтении ряд законопроектов в области ГОЗ…

… о расширении перечня ситуаций, при которых повыш/цен не является злоупотреблением

11 июня ГосДума приняла в первом чтении законопроект № 611238-8 «О внесении изменения в ст. 14 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» (в части уточнения обязанностей участников государственного оборонного заказа предоставлять информацию в антимонопольный орган).

Напомним, что согласно содержанию пояснительной записки, законопроект подготовлен в целях снижения регуляторной и административной нагрузки на военные представительства государственного заказчика, головных исполнителей и исполнителей государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ) в условиях введенного режима санкций, проведения специальной военной операции, путем исключения их обязанности направлять в антимонопольный орган информацию о фактах повышения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения ГОЗ, в случаях, когда повышение цен не носит субъективный характер.

Законопроектом предлагается предоставить Правительству РФ право устанавливать случаи направления в антимонопольный орган указанной в ч. 3 ст. 14 Закона о ГОЗ информации с определением соответствующих критериев.

При этом в акте Правительства РФ предполагается предусмотреть, что к таким случаям не будут относиться случаи, когда повышение цен на продукцию не обусловлено недобросовестным поведением доминирующего субъекта.

К таким ситуациям относятся случаи, когда:

- установленная или предлагаемая цена сформирована по результатам конкурентных процедур;

- установленная или предлагаемая субъектом естественной монополии цена не превышает определенные для него в соответствии с законодательством РФ цену (тариф) и (или) их предельный уровень;

- установленная или предлагаемая цена сформирована с учетом данных о ценах на продукцию, публикуемых органами государственной статистики;

- когда установленная или предлагаемая цена для головного исполнителя не влечет риска увеличения цены на продукцию, поставляемую по государственному контракту по ГОЗ.

… о расширении антимонопольного контроля в сфере ГОЗ

11 июня ГосДума приняла в первом чтении законопроект № 599893-8 «О внесении изменения в ст. 15-9-1 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» (в части совершенствования контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа).

Напомним, что согласно пояснительной записке к законопроекту, предлагается расширить сферу применения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному контролю (надзору) в сфере ГОЗ (ФАС России) требования о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения законодательства в сфере ГОЗ, за счет предоставления возможности ФАС России выдавать такие требования в случае непредставления:

  • предложения о цене на продукцию по ГОЗ;
  • информации о затратах по исполненным государственным контрактам;
  • контрактам;
  • информации, необходимой для изменения цены государственного контракта, включая обоснование ее изменения (далее - требование), лицами, на которых возложена такая обязанность в соответствии с Федеральным законом «О государственном оборонном заказе» (далее - Федеральный закон).

Существующий в законодательстве о ГОЗ «институт требования» предоставляет лицу дополнительную возможность добровольно устранить нарушение заблаговременно до возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении, тем самым избежать административной ответственности в случае полного и своевременного его выполнения.

В этой связи проектируемые изменения позволят повысить оперативность реагирования в случае нарушения положений Федерального закона.

АСгМ рассмотрел спор о злоупотреблении правом обосновывать цену на продукцию ГОЗ

25 марта Арбитражный суд города Москвы вынес решение по делу № А40-178900/2023, полностью удовлетворив исковые требования по первоначальному иску, и отказав в удовлетворении встречных исковых требований.

Фабула дела: Истец и ответчик во исполнение Государственного между Министерством обороны РФ и ответчиком заключили контракт на поставку продукции в соответствии с условиями контракта и спецификации к нему, в спецификации указываются наименование, номенклатура, количество, ТУ, цена продукции, вид цены, срок поставки.

Проставляя в протоколе цены единицы продукции и выбора вида цены «от руки» иную цену Продукции против обоснованной, ответчик в одностороннем порядке снизил цену Продукции на 12,3 %.

Истец в письмах к ответчику обозначил свою позицию по вопросам ценообразования на продукцию и со ссылкой на п. 37.1 постановления Правительства РФ от 2 декабря 2017 г. N 1465 запросил от ответчика заключение по цене на продукцию, содержащее мотивированное обоснование причин несогласия с предложенными размерами затрат и обоснование сумм изменения затрат по каждой статье (подстатье) калькуляции единицы продукции со ссылкой на соответствующие нормативные документы.

Заключение по цене с мотивированным обоснованием ответчиком до настоящего момента не представлено.

Суд первой инстанции признал позицию истца по первоначальному исковому заявлению, указав следующее:

  • государственный заказчик не наделен правом произвольно в одностороннем порядке устанавливать цену на продукцию во исполнение ГОЗ, изменение цены должно быть достаточно подробно обосновано фактически и нормативно, именно через данную процедуру реализуются принципы обоснованности затрат и баланса интересов, а мысль законодателя последовательно развивается в направлении обеспечения реального действия этих принципов через нормативно закрепленный механизм учета интересов и мнения исполнителей ГОЗ;
  • ссылка ответчика на протокол, указание ответчиком в письме истцу статей расходов, по которым ДАГК МО РФ произвел корректировку, не достаточны для обоснования цены продукции по контракту, поскольку протокол является приложением к Госконтракту между ответчиком и третьим лицом, к контракту между истцом и ответчиком отношения не имеет, ДАГК МО РФ не является уполномоченными органом госзаказчика на установление цены продукции по контракту, Министерство обороны РФ не является стороной контракта, а факт корректировки указанных в письме статей расходов, размер корректировки, фактические и нормативные обоснования корректировки ответчиком не подтверждены, проект дополнительного соглашения о корректировке цены ответчиком в адрес истца не направлялся;
  • действующим законодательством предусмотрены как обязательность обоснования госзаказчиком перед головным исполнителем и головным исполнителем перед исполнителем принятых цен на уровне обоснованных фактических затрат, так и механизм учета мнения поставщиков (головных исполнителей и через них – исполнителей по кооперации) при установлении цен и наличии разногласий;
  • в рассматриваемом случае именно на ответчика, как лицо, являющееся головным исполнителем Госконтракта, возложена обязанность по рассмотрению получаемых от истца (исполнителя ГОЗ) документов об установлении фиксированной цены продукции, их подписанию и утверждению или представлению истцу обоснованных и документально подтвержденных замечаний по порядку и способам формирования фиксированной цены, ее размеру - ст. 8 Закона о ГОЗ.
  • доказательств, что понесенные истцом затраты являются необоснованными и завышенными, не имеется, также не имеется самостоятельных, конкретных, мотивированных и обоснованных замечаний ответчика относительно заявленной истцом фиксированной цены;
  • поскольку ответчик как головной исполнитель в ходе обоснования цен перед госзаказчиком не воспользовался предоставленными возможностями, не исполнил собственные обязанности по обоснованию цены для установления цены продукции истца на уровне обоснованных фактических затрат согласно заключению, ответчик допустил нарушение права и законного интереса истца на получение обоснованной цены за произведенную и поставленную продукцию и в целом – на получение прибыли, что является целью деятельности любой коммерческой организации;
  • таким образом заявленная истцом фиксированная цена продукции является экономически обоснованной, документально подтвержденной и подлежащей принятию ответчиком.

Ответчик с решением суда первой инстанции не согласился, т.к. им подана апелляционная жалоба. В настоящий момент апелляционная жалоба принята к производству Девятым арбитражным апелляционным судом, и рассмотрение апелляционной жалобы ответчика назначено на 13 июня в 12 часов 55 минут.

Все предприятия ОПК перевели в режим «жесткого менеджмента»

Об этом сообщает «РБК». Работа компаний ОПК по всей России переведена «на принципы жесткого проектного менеджмента», в отношении «проштрафившихся» предусмотрены санкции, вплоть до смены собственника, заявил министр промышленности и торговли Антон Алиханов в ходе заседания Бюро Союза машиностроителей и Лиги содействия оборонным предприятиям.

«С точки зрения эффективности планирования в ОПК основные идеи уже внедрены и доказали свою работоспособность. В частности, вся производственная база системно «обвязана» сквозными графиками комплектования, сходящимися в конечном итоге в план-графики поставок. Их реализация находится под четким контролем со стороны Коллегии ВПК», — сказал он, уточнив, что в случае серьезных отклонений последуют «соответствующие меры, вплоть до смены собственникам». «Тем самым работа ОПК в общенациональном масштабе по сути переведена на принципы жесткого проектного менеджмента, что в нынешней ситуации несомненный плюс», — подчеркнул Алиханов.

Президент РФ подписал закон о господдержке производителей беспилотников

22 июня Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон от 22.06.2024 № 144-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

В соответствии с законом, в России будет создан единый реестр организаций, занимающихся разработкой и производством беспилотных авиационных систем и их комплектующих. Это откроет таким организациям доступ к различным мерам господдержки. Порядок формирования и ведения единого реестра утвердит правительство РФ, а формировать и вести его будет Минпромторг.

Эти изменения начнут действовать через 180 дней после официального опубликования закона. Сам закон, который содержит и другие нормы, вступит в силу с 1 июля 2024 года.

Промышленные предприятия в РФ сейчас могут получать разные формы господдержки - финансовую, информационно-консультационную, поддержку научно-технической и инновационной деятельности, внешнеэкономической деятельности, уточняют «РИА Новости».

Предприятиям ОПК возместят до 30% затрат на аренду жилья для сотрудников

Санкт-петербургский центр «Мой бизнес» начал прием заявок от предприятий оборонно-промышленного комплекса на возмещение затрат на аренду жилья для сотрудников, передаёт «Коммерсантъ» со ссылкой на председателя комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Кирилла Соловейчика.

Меру поддержки предоставят крупным и средним предприятиям ОПК. Сумма компенсации на одного сотрудника составит до 10 тыс. руб. в месяц, что, по словам господина Соловейчика, покроет треть от стоимости арендной платы. Максимальный размер субсидии на одно предприятие — 12 млн руб. Заявки для получения субсидии принимают в личном кабинете предпринимателя на портале Центра развития и поддержки предпринимательства Санкт-Петербурга до 30 июня 2024 года.

«Предприятия оборонно-промышленного комплекса сейчас поставлены в сложные условия роста объема производства и в этой связи остро стоит вопрос привлечения кадров», — отметил глава комитета.

9 ААС рассмотрел спор о злоупотреблении правом обосновывать цену на продукцию ГОЗ

25 июня Девятый арбитражный апелляционный суд принял постановление № 09АП-27499/2024 в рамках дела № А40-178900/2023, согласно содержанию которого суд согласился с позицией Арбитражного суда города Москвы.

Фабула дела: Истец и ответчик во исполнение Государственного между Министерством обороны РФ и ответчиком заключили контракт на поставку продукции в соответствии с условиями контракта и спецификации к нему, в спецификации указываются наименование, номенклатура, количество, ТУ, цена продукции, вид цены, срок поставки.

Проставляя в протоколе цены единицы продукции и выбора вида цены «от руки» иную цену Продукции против обоснованной, ответчик в одностороннем порядке снизил цену Продукции на 12,3 %.

Истец в письмах к ответчику обозначил свою позицию по вопросам ценообразования на продукцию и со ссылкой на п. 37.1 постановления Правительства РФ от 2 декабря 2017 г. N 1465 запросил от ответчика заключение по цене на продукцию, содержащее мотивированное обоснование причин несогласия с предложенными размерами затрат и обоснование сумм изменения затрат по каждой статье (подстатье) калькуляции единицы продукции со ссылкой на соответствующие нормативные документы.

Заключение по цене с мотивированным обоснованием ответчиком до настоящего момента не представлено.

Соглашаясь с позицией Арбитражного суда города Москвы, суд указал следующее:

  • Отказывая в удовлетворении встречного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств необоснованности сформированной истцом цены, доказательств наличия у государственного заказчика замечаний к проекту цены и направления их в адрес истца ответчиком в материалы дела не представлено, протокол с рукописно проставленной ничем не обоснованной ценой, сниженной в одностороннем порядке на 12,3 %, а также протокол к государственному контракту не являются надлежащими документами по установлению цены, цена, предложенная истцом, не превышает цену по заключению 1184 ВР МО РФ, сформирована верно, а предусмотренное п. 4.4. контракта дополнительное соглашение сторонами не заключалось, следовательно, неосновательное обогащение на стороне истца отсутствует;
  • довод жалобы о том, что неосновательное обогащение составляют бюджетные средства, отклоняется апелляционным судом, так как цена сформирована экономически обоснованно, накладные расходы снижены по отношению к прошлому периоду (т.е. необоснованного завышения нет), рентабельность цены не превышает нормативную и рассчитана в соответствии с Постановлением правительства № 1465;
  • кроме того, в соответствии со ст. 6 БК РФ распорядителем бюджетных средств является государственный заказчик, а не головной исполнитель;
  • исполнители являются хозяйствующими субъектами, следовательно, договоры между ними не могут финансироваться за счет средств бюджета, денежные средства, которые головной исполнитель получает от государственного заказчика, перестают быть бюджетными с момента их перевода государственным заказчиком на специальный счет головного исполнителя;
  • контрактом предусмотрено финансирование работ по нему из федерального бюджета, вместе с тем, предметом требований не являются правоотношения ответчика с третьими лицами (государственным заказчиком) по оплате поставленной продукции по государственному контракту, потому они не изменяют обязанность ответчика как покупателя продукции и стороны обязательства оплатить принятую без замечаний и использованную в качестве комплектующих продукцию, в том числе за счет собственных средств, даже если ответчик не подтвердит затраты истца в составе своих перед государственным заказчиком, или зачислить средства на отдельный счет для оплаты продукции из других источников финансирования, не дожидаясь поступления денежных средств от Минобороны России;
  • иной подход означал бы право ответчика не оплачивать работы соисполнителей вовсе (в случае, если по тем или иным причинам оплата по государственному контракту не произойдет), что противоречит возмездному характеру гражданского оборота и требованиям ст.ст. 484, 486 ГК РФ об обязанности принять и оплатить товар, а также ч. 3 ст. 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И НАЛОГИ

Титов назначен спецпредставителем Путина по связям с междунар/организациями

16 июня Указом № 516 Владимир Путин назначил предпринимателя Бориса Титова своим специальным представителем по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития.

Напомним, что с 2012 года Титов являлся уполномоченным при президенте по защите прав предпринимателей. Его полномочия истекли в 2022 году, однако нового омбудсмена до сих пор не назначили (назначение происходит также указом главы государства), в связи с чем Титов продолжает исполнять обязанности в этой должности.

Совмин Белоруссии уполномочил Минфин подписать соглашение с РФ о надзоре за финрынком

Правительство Белоруссии уполномочило министра финансов страны на проведение с российской стороной переговоров по проекту соглашения о надзоре за финансовым рынком и его подписание, сообщает «ТАСС». Постановление Совмина опубликовано на Национальном правовом портале.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко своим указом одобрил проект соглашения в конце апреля. Тогда в пресс-службе главы белорусского государства сообщили, что в целях укрепления надежности и обеспечения стабильности финансовых рынков проектом соглашения "закрепляются способы обмена между надзорными органами (Нацбанком Беларуси, Минфином Беларуси и Центробанком России) информацией, полученной в рамках надзора и контроля на финансовых рынках". Предусмотрены также "процедура проведения надзорными органами совместных проверок участников финансового рынка, имеющих трансграничные учреждения, и возможность создания совместных надзорных коллегий". 

США направили уведомление в адрес РФ для подтверждения приостановления СИДН

17 июня Минфин США опубликовал у себя на сайте уведомление о приостановлении по взаимному согласию действия соглашения об избежании двойного налогообложения 1992 года с Россией.

Приостановление вступит в силу как в отношении налогов, удерживаемых у источника, так и в отношении других налогов 16 августа 2024 года. Так будет до тех пор, пока правительства двух стран не примут иного решения.

Отмена положений Соглашения повлияет на налогообложение прибыли от коммерческой деятельности, международных перевозок и использования недвижимости, а также на выплаты дивидендов, процентов, пенсий и зарплат персоналу.

Напомним, что указом Президента № 585 от 08.08.2023 РФ приостановила действия отдельных положений международных договоров РФ по вопросам налогообложения.

Подписан меморандум о взаимопонимании в области налог/политики м/у РФ и Вьетнамом

В рамках государственного визита Президента России Владимира Путина в Социалистическую Республику Вьетнам подписан меморандум о взаимопонимании по техническому сотрудничеству в области налоговой политики и налогового администрирования между ФНС и Главным налоговым управлением Вьетнама.

Меморандум был подписан по результатам проведения совместных встреч налоговых ведомств России и Вьетнама, в рамках которых были представлены решения ФНС России в области цифровизации налогового администрирования.

Стороны определили следующие направления взаимного сотрудничества в качестве приоритетных:

  • использование больших данных в области налогового контроля и администрирования,
  • развитие цифровых сервисов для налогоплательщиков,
  • изучение возможностей использования системы онлайн-касс,
  • автоматический обмен информацией для целей налогообложения,
  • налоговое администрирование в сфере электронной и розничной торговли.

Взаимодействие налоговых ведомств планируется в рамках двухсторонних мероприятий, рабочих визитов с целью ознакомления и диагностики систем налогового администрирования, а также обучения сотрудников налоговых органов Главного налогового управления Вьетнама.

 

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И НАЛОГИ

Кабмин Ирана одобрил подписание закона о свободной торговле с ЕАЭС

Правительство Ирана одобрило подписание закона о создании зоны свободной торговли между странами - участницами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и исламской республикой. Об этом заявил официальный представитель иранского кабмина Али Бахадори Джахроми.

«Кабинет министров одобрил [подписание] законопроекта соглашения о свободной торговле между странами ЕАЭС и Ираном», - сказал Джахроми на пресс-конференции по итогам заседания правительства, его слова приводит агентство Fars. Одной из целей соглашения чиновник назвал «свободное экономическое и торговое взаимодействие», передаёт «ТАСС».

Как уточнил Джахроми, документ «представлен парламенту» - иранскому Меджлису. Соглашение должно быть принято парламентом, а затем одобрено Советом стражей конституции - надпарламентским органом, который анализирует принятые депутатами законы на соответствие конституции.

ЕС разрешил разморозить часть зависших из-за санкций переводов из России

Евросоюз разработал механизм разблокировки денежных переводов из России в ЕС, замороженных по причине участия в цепочке переводов банков-посредников или банков-отправителей, находящихся под санкциями, передаёт «РБК».

Как сообщает издание, соответствующие изменения внесены в регламент Совета ЕС № 269/2014, на основе которого происходила блокировка средств. Информация об этом опубликована в официальном журнале ЕС.

По общему правилу финансовые организации Евросоюза обязаны блокировать переводы с вовлечением российских подсанкционных банков, напоминают эксперты.

Кабмин Литвы одобрил денонсацию СИДН с РФ

Кабинет министров Литвы одобрил денонсацию межправительственного соглашения с РФ об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов. Решение об этом было принято на еженедельном заседании кабинета, сообщает «ТАСС» со ссылкой на правительственную пресс-службу.

«Денонсируемый договор был направлен на укрепление торгово-экономического сотрудничества с Россией. Литва в настоящее время не заинтересована в укреплении этих контактов, так как они противоречат национальным интересам», - привела пресс-служба заявление Минфина, который представил инициативу.

Одобренный правительством документ передается на окончательное утверждение в Сейм (парламент).

Напомним, что межправительственное соглашение об избежании двойного налогообложения было подписано в 1999 году.

 

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ И НАЛОГИ

Депутаты заксобрания единогласно одобрили изменения в нал/систему

6 июня депутаты Законодательного Собрания Свердловской области собрались на внеочередном заседании для обсуждения поправок в налоговую систему РФ. Как отметила спикер Людмила Бабушкина, - «Мы будем рассматривать законопроект, внесенный в Госдуму», передаёт Ura.ru.

Также Бабушкина отметила, что «большинство граждан выиграют» от реформы, запущенной федеральным кабмином. «Это был запрос общества, правительство и минфин удовлетворили его», — отметила председатель.

Объясняя, зачем рассматривать этот вопрос так срочно, Бабушкина объяснила, что впереди — работа над бюджетом 2025 года, который будет формироваться иначе. А из-за летних отпусков, в которые скоро разъедутся депутаты, обсуждение могло затянуться на неопределенный срок.

Свердловское заксобрание единогласно поддержало внесение поправок в БК РФ и НК РФ.

Все 46 присутствующих депутатов единогласно одобрили поправки, сообщает «ЕАН». Далее их рассмотрят уже в Госдуме. Если изменения будут одобрены на федеральном уровне, то с 2025-го года в стране начнет действовать прогрессивная шкала налогообложения.

Евгений Куйвашев выступил с инициативой продлить действие пониженной ставки ЕСХН

Губернатор Евгений Куйвашев в ходе заседания правительства региона выступил с инициативой продлить в Свердловской области действие пониженной ставки единого сельскохозяйственного налога в размере 5 % до 2027 года, говорится на официальном сайте Правительства Свердловской области. При этом НК РФ ставка единого сельскохозяйственного налога установлена в размере 6 %.

«Сейчас в Свердловской области 389 налогоплательщиков, применяющих пониженную налоговую ставку по единому сельскохозяйственному налогу. Всё больше аграриев – как крупных предприятий, так и малых крестьянско-фермерских хозяйств – выбирают эту систему налогообложения. Мы продлеваем действие пониженной налоговой ставки единого сельскохозяйственного налога в размере 5 % до 2027 года включительно», – подчеркнул Евгений Куйвашев.

Изменения, предусмотренные в законопроекте, способствуют созданию условий для наиболее полного удовлетворения спроса жителей региона на потребительские товары и услуги, а также обеспечению прав потребителей, отметил министр экономики и территориального развития Свердловской области Руслан Садыков.

Аграрии Среднего Урала планируют в 2025–2027 годах увеличить среднемесячную заработную плату работников на 116 %, а объём выручки от реализации товаров на 114 %.

«Принятие закона Свердловской области позволит нашим земледельцам и животноводам направить высвобождаемые благодаря пониженной налоговой ставке средства на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, реконструкцию и модернизацию производств, улучшение качества условий труда работников аграрного сектора», – подчеркнула министр агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области Анна Кузнецова.

Напомним, по решению губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева на поддержку аграриев региона в 2024 году запланировано более пяти миллиардов рублей. Из них более 3,7 миллиарда рублей выделено из регионального бюджета.

В СО продолжается проведение проекта «Общественное питание»

Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области напоминает о проведении отраслевого проекта «Общественное питание», целью которого является обеление данной сферы посредством комплекса мероприятий, предусматривающих определение существующих причин, способствующих сокрытию выручки в сфере оказания услуг общественного питания, выработку механизмов, направленных на вывод предприятий общественного питания из теневого сектора, а также проведение контрольных (надзорных) мероприятий в отношении недобросовестных участников рынка.

В период с февраля по апрель 2024 года налоговыми органами Свердловской области было объявлено более 1,2 тысяч предостережений о недопустимости нарушения требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники субъектам предпринимательства, оказывающим услуги общественного питания.

В объектах общественного питания, в которых нарушения при расчётах с клиентами не прекратились, в апреле и мае текущего года сотрудниками налоговых органов проведено 155 контрольных закупок. В связи с установленными фактами нарушений требований законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники виновные лица привлечены к административной ответственности в соответствии со статьёй 14.5 КоАП РФ.

Напомним, что ранее Петербургский УФНС так же сообщал об уменьшении нарушений нал/закона по применению ККТ.

Депутаты рассмотрели изменения в налоговое законодательство региона

Под председательством Петра Соколюка состоялось заседание комитета по бюджету, финансам и налогам, говорится на сайте Законодательного Собрания Свердловской области.

Комитет рассмотрел проект изменения в ст. 3 закона «Об установлении на территории СО налоговой ставки при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога - ЕСХН)». С докладом выступил министр экономики и территориального развития СО Руслан Садыков.

Проект рассматриваемого областного закона разработан в целях продления действия пониженной налоговой ставки по ЕСХН 5 % до 2027 года включительно.

Принятие закона позволит хозяйствующим субъектам направлять высвобождаемые средства на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, реконструкцию и модернизацию животноводческих корпусов и иных объектов сельскохозяйственного назначения, на пополнение собственного оборотного капитала.

Кроме того, депутаты рассмотрели проект изменений в статьи 1-1 и 2 закона «Об установлении на территории СО налоговых ставок при применении УСН для отдельных категорий налогоплательщиков» и приложение к закону «О введении в действие и применении патентной системы налогообложения на территории СО».

Принятие закона, по мнению комитета, позволит создать правовую основу для применения на территории СО упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения налогоплательщиками, осуществляющими производство и (или) реализацию изделий из серебра.

Комитет рассмотрел исполнение закона «О ставке налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков в СО» в части уплаты налога на прибыль организаций налогоплательщиками, указанными в подп. 5 п. 1 и п. 4 ст. 2 закона. Докладчиком по вопросу выступил министр экономики и территориального развития СО Руслан Садыков.

Данным законом установлены следующие пониженные ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, для организаций, имеющих статус участников приоритетного инвестиционного проекта СО  (далее - ПИП СО):

- по новому строительству - ставка в размере 13,5%, период применения - в течение пяти последовательных налоговых периодов, считая с налогового периода, в котором имущество, созданное в результате реализации ПИП СО, поставлено на баланс в качестве основных средств;

- по модернизации, реконструкции и техническому перевооружению объектов основных фондов - ставка в размере 16%, период применения - в течение пяти последовательных налоговых периодов, считая с налогового периода, в котором налогоплательщик получил статус участника ПИП СО.

По информации областного правительства за период 2021-2023 годов общая сумма рассматриваемых налоговых преференций составила 7,1 млрд. рублей. Высвобождаемые средства направлялись на дальнейшее развитие производства и приобретение основных средств.

Объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет СО от налогоплательщиков, имеющих статус участников приоритетных инвестиционных проектов региона и применяющих пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, составил 33,7 млрд. рублей.

Таким образом, на 1 рубль налоговой преференции приходится 4,7 рубля налоговых поступлений в консолидированный бюджет СО. За 2021-2023 годы в ходе реализации приоритетных инвестиционных проектов, участники которых воспользовались рассматриваемыми налоговыми преференциями, создано 637 рабочих мест, объем реализованных инвестиций составил 17,5 млрд. рублей.

 

АУДИТ

Аудиторы рассказали о состоянии отрасли

Как сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на генерального директора АКГ «Уральский союз» Марину Ризванову, в последние годы на рынке аудиторов произошли серьёзные изменения, которые негативно повлияли на аудиторское сообщество. По ее мнению, укрепила свое влияние единая саморегулируемая организация (СРО). Также в сегменте аудита общественно значимых организаций (ОЗО) из-за введения повышенных количественных критериев произошел переток клиентов к организациям, его выполняющим. Кроме того, усилились требования к качеству аудиторских заключений, из-за чего появилась категория «ненадлежащих» аудиторских заключений.

По мнению эксперта, на сегодняшний день сообщество аудиторов состоит из трех разных групп:

1) лица, приближенные к управлению СРО, которые осуществляют регулирование (контроль) аудиторской деятельности, те, кто остается в профессии по инерции, и люди, которые еще остаются собственно аудиторами. Большая часть аудиторов, не представленных в органах СРО, не занимаются аудитом, а числятся в различных аудиторских фирмах с целью сохранения аттестата;

2) Специалисты в возрасте 65+, которым уже не хочется что-либо менять;

3) Профессионалы, любящих свое дело и считающих, что аудитор — это нужная профессия. Сложившаяся сегодня на рынке аудита кадровая ситуация сформировала дефицит именно в последней, самой рабочей категории.

Кадровый дефицит видится сформированным искусственно с помощью нескольких факторов. Это прежде всего отсутствие притока молодых и создание условий для деятельности аудитора, которые делают профессию неинтересной.

В качестве вероятных причин проблем в отрасли аудита, Марина Ризванова выделяет следующее: при оценке произошедшего с аудитом в России за последние полтора десятка лет складывается впечатление, что реализуется определенный план. Его целью видится получение доступа к информации о любом крупном предприятии России, нейтрализация представителей экономической элиты, осуществляющей контроль за деятельностью экономических субъектов, для ослабления страны с попутным получением дохода от этой деятельности.

Как утверждает эксперт, создаются условия для организации контроля за клиентами аудиторов, позволяющего собирать информацию со сведениями, составляющими коммерческую тайну. Представляется, что приведенный гипотетический «план» не является чистой конспирологией, а имеет видимые признаки реализации, описанные выше.

О возможных выходах из сложившейся ситуации, эксперт озвучивает следующие идеи и предложения: по её мнению, приказ Минфина от 12.02.2021 г. № 68 по развитию аудиторской деятельности с планом на 2021–2023 годы имел под собой эффективную с точки зрения развития аудиторской деятельности цель.

В указанном приказе предусматривались такие важные меры, как расширение предмета аудиторской деятельности, усиление ответственности за уклонение от обязательного аудита, улучшение перевода МСА на русский язык, «совершенствование возрастной структуры аудиторской профессии» (проблему нехватки кадров на рынке видели еще три года назад, и она за прошедшее время усугубилась), смягчение трехлетнего критерия неучастия в аудите для сохранения аттестата, переход от формального контроля аудиторов к контролю по существу.

Кроме того, эксперт предлагает:

1) разделить единый аттестат на базовый и специализированные по направлениям финансового рынка;

2) вывести из-под ведения СРО и ЕАК под государственный контроль экзамены на аудитора;

3)  русифицировать стандарты аудита, уйдя от перевода МСА к российским, чтобы иметь твердую основу для понимания действий по каждой из процедур;

4) снять с аудиторов бремя двойного контроля их работы, оставив проверки и наказания Федеральному казначейству, поскольку только государство обладает независимостью;

5) демонополизировать саморегулирование, чтобы СРО у аудиторов было не менее трех. Для проверяющих же ОЗО финансового рынка должна быть своя СРО, курируемая регулятором.

Следует отметить, что информация об ухудшении состояния аудиторской области поступает уже на протяжении нескольких месяцев. Ранее «Коммерсантъ» сообщал, что отток кадров из аудиторской области превысил 10 % за три года, и что только за 2023 год отрасль покинули более 750 человек.

 

Казначейство планирует усилить контроль за аудиторами в части соблюдения 115-ФЗ

Федеральное казначейство планирует усилить контроль за выполнением аудиторами норм в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов (115-ФЗ), передаёт «Коммерсантъ». Это касается, в частности, крупных компаний. Вместе с тем, подчеркивают эксперты, в подобных проверках остается множество спорных и неотрегулированных вопросов, что в сочетании с их формальным характером создает серьезные проблемы для аудиторов.

Ранее контроль по 115-ФЗ включался в проверки ФК от случая к случаю, теперь же это может стать постоянной их частью, сообщил собеседник изданию.

Вместе с тем, «вероятно, Казначейство будет чаще выносить такие строгие меры, как предписания о приостановлении деятельности или исключении из СРО», добавляет он.


В избранное