Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса часть - 3


 Группа компаний «Налоги и финансовое право»

www.cnfp.ru

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ

ВЕСТНИК

о событиях в сфере налогов, финансов, права и бизнеса

 № 05 - 3 - 2024

(часть - 3)

 

 

 

 

МАЛЫЙ БИЗНЕС И НАЛОГИ

Правительство должно с 2025 внедрить механизм повышения нал/нагрузки для МСП

В 2024 году сохраняется тенденция к росту численности МСП

НПД нельзя применять в отношении доходов от сдачи жил/помещений в коммерч/аренду

Число самозанятых ИТ-специалистов выросло на 20%

ФНС разъяснила порядок налогообложения лица на УСН, торгующего на маркетплейсах

Бизнес-омбудсмен предложил параметры нал/амнистии за дробление

Минфин определил, как будет проходить амнистия за дробление бизнеса

В ГД внесен законопроект о рассмотрении споров с самозанятыми в арб/судах

ФЛ, ведущим бизнес без статуса ИП, могут разрешить учет подтв/расходов

 

ГОСОБОРОНЗАКАЗ

Договоры субподряда во исполнение ГОЗ не регулируются 44-ФЗ

Правительство одобрило поправки в КоАП РФ и УК РФ в области ГОЗ

Разработаны формы передачи информации для ведения реестра организаций ОПК

Суд передал акции Климовского патронного завода государству

А.Р. Белоусов заявил о необходимости усилить контроль цен в рамках ГОЗ

Продукцию для федеральных нужд в сфере ГОЗ внесут в каталог

ВС РФ рассмотрел спор по определению фикс/цены контракта для целей ГОЗ

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И НАЛОГИ

Россия и Иран планируют запустить платежи в цифровых валютах

Россия и Абхазия подписали СИДН

Россия и Малайзия подписали СИДН

Российские миллиардеры начали возвращать активы в РФ

АСгМ удовлетворил иск частн/инвестора к Euroclear с требованием вернуть д/с

Минфин начнет активно развивать исламский банкинг

Михаил Фридман требует от Люксембурга компенсацию в размере $ 15,8 млрд

Компании ЕС не смогут предоставлять профуслуги своим «дочкам» в России с июня

Нал/органы РФ и Белоруссии подписали документы о взаимодействии

 

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ И НАЛОГИ

Минэком Свердловской области опубликованы итоги соц/эк развития региона в I кв. 2024

Расширен перечень НКО, которые могут безвозмездно пользоваться госимуществом

Минэк опубликовал информацию о средней зарплате в Свердл/области в I кв. 2024

 

АУДИТ

В ГД внесен законопроект об обязательном аудите управляющих компаний

Минфин планирует изменить механизм имущ/ответственности аудиторов в случае претензий

 

 

МАЛЫЙ БИЗНЕС И НАЛОГИ

Правительство должно с 2025 внедрить механизм повышения нал/нагрузки для МСП

Как сообщает «Forbes», ФНС проводит серию встреч с четверкой крупнейших деловых объединений («Деловой Россией», «Опорой России», РСПП и Торгово-промышленной палатой), на которых обсуждается подготовка амнистии для предпринимателей, прибегавших к дроблению бизнеса для того, чтобы не переходить с льготного режима УСН на ОСН с более высоким налоговым бременем, рассказывают Forbes участники таких встреч.

Однако системным решением против дробления должен стать механизм плавного перехода малых предприятий на ОСН без шокового роста налогов. Правительство по поручению президента должно разработать его до 31 июля, чтобы внедрить с 2025 года.

«Минфин совместно с ФНС прорабатывает возможные сценарии для лиц, которые утратили возможность применять режим УСН из-за увеличения доходов или численности сотрудников», — сообщила изданию пресс-служба Минфина, не уточнив, какие конкретно варианты на повестке.

В 2024 году сохраняется тенденция к росту численности МСП

По итогам последнего обновления реестра субъектов МСП число зарегистрированных малых и средних предприятий превысило 6,5 млн, обновив рекорд с момента начала их учёта. Одновременно количество самозанятых достигло 10,2 миллиона человек, следует из официального сайта Правительства РФ.

«В начале 2024 года сохранилась тенденция к увеличению численности малого и среднего бизнеса. Это говорит о том, что сектор успешно преодолел последствия санкционных шоков последних лет. Этому способствовала в том числе реализация комплекса мер поддержки сектора МСП в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство», утверждённого Президентом. Выстроенная государством система предусматривает адресность предлагаемых мер и контроль за их эффективностью в регионах. Всё это позволяет поддерживать приоритетные для государства направления и корректировать предлагаемые меры с учётом их эффективности и возникающих вызовов», – подчеркнул Заместитель Председателя Правительства РФ Александр Новак.

НПД нельзя применять в отношении доходов от сдачи жил/помещений в коммерч/аренду

К такому выводу пришёл Арбитражный суд Уральского округа в своём постановлении от 28.03.2024 № Ф09-9916/223, принятого в рамках дела № А60-29091/2023.

Фабула дела: руководитель общества (далее – физлицо) сдавал обществу в аренду свою квартиру под офис. В отношении доходов от сдачи указанной квартиры в аренду (далее – арендные доходы) физлицо применяло налог на профессиональный доход.

По мнению налогового органа, арендные доходы должны были облагаться не НПД, а НДФЛ, так как физлицо является работником общества, а жилое помещение передано обществу в целях, не отвечающих назначению жилого помещения («под офис»).

Налоговый орган доначислил НДФЛ и наложил на общество штраф за неудержание НДФЛ при выплате физлицу дохода от аренды. Общество обратилось в суд, полагая, что решение налогового органа является незаконным.

Суд I  инстанции, посчитал, что в рассматриваемом случае арендные доходы могли облагаться НПД, в связи с чем признал решение налогового органа недействительным.

Между тем, суды апелляционной и кассационной инстанции посчитали иначе.

Суды вышестоящих инстанций, признавая доначисление НДФЛ правомерным, обратили внимание на следующее:

  • арендные доходы должны облагаться НДФЛ, так как сдаваемое в аренду имущество используется в коммерческих целях (не для проживания работников);
  • при определении суммы доначисляемого НДФЛ налоговому органу следовало учесть сумму налога, уплаченную в рамках НПД в отношении арендных доходов;
  • налоговые органы не освобождаются от обязанности в рамках контрольных процедур принимать исчерпывающие меры, направленные на установление действительного размера налогового обязательства налогоплательщика, что исключало бы возможность изменения ему налога в размере большем, чем это установлено законом;
  • недопустим отказ в осуществлении прав налогоплательщиков только по формальным основаниям, не связанным с существом реализуемого права, и по мотивам, обусловленным лишь удобством налогового администрирования.

Число самозанятых ИТ-специалистов выросло на 20%

За четыре года число самозанятых IT-специалистов в РФ увеличилось до 20% от общего числа, подсчитали в профильной ассоциации, пишет «Коммерсантъ».

Всего на начало года в отрасли было трудоустроено 2,3 млн человек. Участники рынка поясняют, что самозанятость стала популярной еще в пандемию, а начало специальной военной операции подстегнуло тенденцию — так компании могут серьезно сэкономить на налогах при трудоустройстве сотрудников, особенно проживающих за рубежом.

По оценкам экспертов, если власти заставят компании вернуть самозанятых в наем, расходы бизнеса увеличатся на 20–30%.

ФНС разъяснила порядок налогообложения лица на УСН, торгующего на маркетплейсах

Свою позицию ведомство изложило в письме от 08.05.2024 № СД-4-3/5416@.

Как указало ведомство, сумма удержанного маркетплейсом из выручки налогоплательщика вознаграждения является расходом налогоплательщика, учитываемым при определении налоговой базы по УСН. В свою очередь, для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов, учет расходов для целей налогообложения УСН гл. 26.2 НК РФ не предусмотрен.

В качестве примера, ФНС РФ приведена следующая ситуация:

Налогоплательщик, применяющий УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, продал через маркетплейс товары на 1000 рублей. Маркетплейсом из этой суммы было удержано агентское вознаграждение в размере 100 рублей. Продавцу маркетплейсом перечислено 900 рублей разницы между суммой поступлений от покупателя за реализованный товар (1000 рублей) и суммой удержанного маркетплейсом вознаграждения (100 рублей).

При этом, при определении налоговой базы по УСН налогоплательщик отражает в доходах сумму в размере 1000 рублей, а в расходах отражает сумму агентского вознаграждения, удержанного маркетплейсом, в размере 100 рублей.

Бизнес-омбудсмен предложил параметры нал/амнистии за дробление

Аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей предложил механизм проведения амнистии бизнеса за дробление, передают «Ведомости».

Для выявления «дробленцев» следует предусмотреть добровольный порядок декларирования взаимосвязанных юрлиц, занимающихся одинаковым видом деятельности. Взамен раскрытия бизнесу нужно гарантировать получение «автоматического и безусловного освобождения от ответственности в прошлые периоды вне зависимости от оценки налоговой службы».

Инициатива направлена председателю комитета Совета Федерации по экономической политике Андрею Кутепову.

Помимо условий проведения амнистии в состав предложений уполномоченного, направленных в Совфед, вошли и возможные параметры переходного налогового режима. Предлагается установить льготную ставку по налогу на прибыль в 5% на первые 2 года после перехода с УСН на ОСНО, а в последующие 3 года повышать ее до уровня в 20% постепенно, в зависимости от размера прибыли, сказано в письме.

Механизм и параметры налоговой амнистии сейчас находятся в стадии проработки, на данный момент со всеми основными бизнес-объединениями уже проведены совещания, сообщил изданию представитель ФНС. Финальные решения будут вынесены только по результатам обсуждения со всеми заинтересованными ведомствами, участниками профессионального предпринимательского сообщества с учетом всех позиций, заключил он.

Минфин определил, как будет проходить амнистия за дробление бизнеса

Минфин разработал основные положения налоговой амнистии за дробление бизнеса, используемое с целью применения льготных спецрежимов, сообщает «РБК».

Предполагается, что амнистия охватит налоговые периоды 2022–2024 годов. Прощение налоговых доначислений будет происходить лишь при условии добровольного отказа от дробления в 2025–2026 годах, а вступившие в силу до 2025 года решения по итогам налоговых проверок амнистия не затронет.

Суть амнистии Минфин излагает следующим образом: если бизнес «добровольно» в налоговых периодах 2025 и 2026 годов откажется от дробления, обязанность по уплате налогов и пеней за предыдущие периоды 2022–2024 годов в рамках статей 119 (непредоставление налоговой декларации), 120 (грубое нарушение правил учета доходов и расходов) и 122 (неуплата или неполная уплата сумм налога) Налогового кодекса может быть прекращена.

Общая схема амнистии подразумевает прощение возможных налоговых доначислений за 2022–2024 годы при условии отказа от дробления в ближайшие два года, при этом уже вступивших в силу решений амнистия не коснется, следует из законопроекта.

«Прекращение обязанности не распространяется на решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные по результатам налоговых проверок, вступившие в силу до дня вступления в силу настоящего федерального закона (1 января 2025 года).

В то же время вступление в силу решений, вынесенных по результатам налоговых проверок налоговых периодов 2022–2024 годов в части дробления бизнеса, будет приостановлено со дня начала действия законопроекта, указано в нем. Это не отменит право налогоплательщика обжаловать их в вышестоящей инстанции, уточняется в материалах.

В ГД внесен законопроект о рассмотрении споров с самозанятыми в арб/судах

28 мая инициативной группой депутатов фракции «Новые люди» внесён в ГосДуму законопроект № 635615-8 «О внесении изменений в ст. 27 АПК РФ».

Согласно содержанию пояснительной записки, законопроект направлен на установление правила о подведомственности экономических споров с участием самозанятых граждан, а также на исключение законодательной неопределенности в вопросе подведомственности экономических споров с участием индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан, в случаях, когда на момент обращения субъектов экономической деятельности за судебной защитой указанные лица прекратили соответствующий статус.

Инициатор законопроект отмечает, что критерий субъектности состава спора является формальным в то время, как сама природа экономического спора сохраняется и не может быть изменена в последующем даже в случае изменения статуса субъекта спора.

В связи с этим в целях формирования единообразной судебной практики, оптимизации рассмотрения экономических споров, в результате которой на рассмотрение судов общей юрисдикции перестанут поступать не свойственные для их компетенции споры, предлагается внести соответствующие поправки в АПК РФ.

ФЛ, ведущим бизнес без статуса ИП, могут разрешить учет подтв/расходов

На общественное обсуждение вынесен законопроект с поправками в ст. 221 НК РФ о профессиональных налоговых вычетах, применяемых индивидуальными предпринимателями и частнопрактикующими лицами (нотариусами, адвокатами и так далее). 

Как следует из законопроекта, п. 1 ст. 221 НК РФ предлагается дополнить тем, что указанный пункт будет применяться в отношении физлиц, не зарегистрированных в качестве ИП и занимающихся предпринимательской деятельностью».

Таким образом, получится, что если расходы подтверждены документально, то физлицо, ведущее бизнес без регистрации ИП, сможет учесть такие расходы в качестве профвычета. Если же документального подтверждения нет, то 20% от доходов в виде профвычета такому лицу будут по-прежнему недоступны.

 

 

ГОСОБОРОНЗАКАЗ

Договоры субподряда во исполнение ГОЗ не регулируются 44-ФЗ

ВС РФ принял определение от 27.04.2024 № 305-ЭС24-1099 по делу № А40-270373/2022.

В указанном определении ВС РФ согласился с нижестоящими судами в том, что договор субподряда, заключенный в обеспечение государственного оборонного заказа (ГОЗ), не является государственным контрактом по смыслу Федерального закона № 44-ФЗ, и к нему не применяются положения о законной неустойке за нарушение исполнителем своих обязательств по выполнению работ.

Вопросы об исполнении договоров, заключенных во исполнение государственного контракта, и ответственности за нарушение обязательств по таким договорам Законом об оборонном заказе не регулируются.

Правительство одобрило поправки в КоАП РФ и УК РФ в области ГОЗ

5 апреля Минфин проинформировал, что законопроект о внесении изменений в КоАП РФ предусматривает актуализировать все составы административных правонарушений, которые могут быть совершены при осуществлении государственных и муниципальных закупок по закону № 44-ФЗ, закупок госкомпаний и госкорпораций по закону № 223-ФЗ, при размещении и исполнении гособоронзаказа по закону № 275-ФЗ, при проведении процедур приватизации по закону № 78-ФЗ и процедур иных обязательных торгов.

Данные составы впервые предложено изложить в едином новом разделе Кодекса. Это позволит сократить в три раза количество статей документа, регулирующих эти вопросы.

Помимо этого, за совершение отдельных правонарушений впервые вводится возможность назначить наказание в форме предупреждения. Мера позволит сократить наложение штрафов за совершение нарушений с невысокой степенью опасности. В частности, к таким правонарушениям относятся несоблюдение требований к содержанию документов о закупках и нарушение сроков их размещения.

Также вносятся поправки в УК РФ. Они предусматривают актуализацию содержащихся в нем ссылок на положения КоАП РФ в связи с изменением их нумерации.

Разработаны формы передачи информации для ведения реестра организаций ОПК

Минпромторг разработало проект ведомственного акта «Об утверждении Порядка, объема, форм и сроков предоставления информации для ведения сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса, а также для принятия решений о включении организаций в реестр и об их исключении из реестра».

Как следует из проекта документа, документ разработан во исполнение п. 4 Положения о ведении сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2004 г. № 96 «О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса».

Согласно проекту документа, основаниями для рассмотрения Минпромторгом России вопроса о включении организации в Реестр являются:

  • поступление в структурное подразделение Минпромторга России, к сфере ведения которого относится деятельность организации и (или) его ключевых контрагентов (далее – структурное подразделение), ходатайства за подписью не ниже заместителя руководителя Уполномоченного органа или Государственной корпорации о включении организации в Реестр (далее – Ходатайство) с приложением заявления о включении в Реестр;
  • поступление в структурное подразделение заявления о включении организации в Реестр (с указанием отраслевой принадлежности контрагентов организации) за подписью ее руководителя (лица, его замещающего), в случае, если Уполномоченным органом является Минпромторг России.

В случае если деятельность организации не относится к ведению Минпромторга России, Уполномоченных органов или Государственных корпораций и невозможно определить Уполномоченный орган и (или) Государственную корпорацию, вопрос о включении организации в Реестр не рассматривается, говорится в проекте.

Суд передал акции Климовского патронного завода государству

Информация об указанном факте следует из данных судебной картотеки.

14 мая Жуковский районный суд Калужской области удовлетворил иск Генпрокуратуры РФ об изъятии акций Климовского специализированного патронного завода (КСПЗ) в пользу государства. Ответчиками выступали владельцы акций завода Михаил Гимбатов, Светлана Косорукова, Игорь и Ирина Пивоваровы, Марина Сахарова, Максим Черных, Елена Прудиус, Хорхе Портилья-Сумин и компания Hammond Directors LTD.

Судом были признаны ничтожными сделки по передаче в 2011 году акций ЗАО «Климовский специализированный патронный завод» на лицевые счета ответчиков. Указанные акции суд постановил взыскать в доход государства. В документе говорится, что решение суда подлежит немедленному исполнению.

«Параллельно ведется расследование уголовных дел в отношении лиц, причастных к хищению акций КСПЗ в период с 2002 по 2010 год», — сообщает «РБК».

А.Р. Белоусов заявил о необходимости усилить контроль цен в рамках ГОЗ

Контроль за ценообразованием при формировании гособоронзаказа следует усилить, заявил 14 мая Андрей Белоусов, передают «Известия».

«Ключевые вопросы связаны с переходом на долгосрочные контракты и с контролем за ценами. Усиление контроля нужно, особенно в части ценообразования», — сказал он на пленарном заседании Совета Федерации.

По словам Белоусова, для решения этой задачи есть подходы, которые он намерен реализовать в ближайшее время после своего назначения.

Данную работу он назвал абсолютно необходимой, поскольку именно от нее во много зависит эффективность использования предусмотренных на гособоронзаказ средств.

Существенное усиления контроля за расходованием средств требуется в области расходов на капитальное строительство и инвестиционные проекты, отметил Белоусов. По его оценке, это в том числе касается задачи создания уже существующих и новых видов вооружений, что требует очень четкого и синхронного планирования.

Продукцию для федеральных нужд в сфере ГОЗ внесут в каталог

26 мая вступила в силу новая ст. 6.1-1 Закона № 275-ФЗ, предусматривающая создание федеральной системы каталогизации продукции для федеральных нужд предназначенной для информационного обеспечения государственных заказчиков, головных исполнителей и исполнителей в отношении технических и качественных характеристик, условий эксплуатации предметов снабжения, их разработчиков, изготовителей и поставщиков при формировании, размещении и выполнении гособоронзаказа.

В частности, вводится федеральный каталог продукции для федеральных нужд, который необходимо применять государственным заказчикам, головным исполнителям и исполнителям при формировании, размещении и выполнении гособоронзаказа.

При этом государственные заказчики, головные исполнители и исполнители будут обязаны включать в контракты и договоры обязательные условия о включении в Каталог информации о товарах, подлежащих каталогизации. Также указанные лица обязаны использовать информацию о товарах, подлежащих каталогизации, из Каталога при формировании, размещении и выполнении государственного оборонного заказа.

Правительством РФ утверждены Правила создания, формирования и функционирования федеральной системы каталогизации продукции для федеральных нужд.

ВС РФ рассмотрел спор по определению фикс/цены контракта для целей ГОЗ

14 мая Верховный Суд РФ в рамках дела № А40-65729/2023 принял определение № 305-ЭС24-7177, согласно содержанию которого отказал заявителю в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании СКЭС ВС РФ, фактически согласившись с позицией судов нижестоящих инстанций.

Фабула дела: между истцом (Исполнитель) и ответчиком (Головной исполнитель) заключен договор на выполнение составной части опытно-конструкторской работы, по условиям которого, Исполнитель обязался выполнить и сдать головному исполнителю, а последний обязался принять и оплатить работы по СЧ ОКР.

Впоследствии, как указывает истец, спустя 2,5 года после предоставления истцом ответчику необходимых для оплаты документов, ответчиком заявлены возражения относительно цены первого этапа СЧ ОКР со ссылкой на то, что третьим лицом согласована фиксированная цена первого этапа СЧ ОКР в сниженном размере, что значительно меньше, чем фактические затраты истца на выполнение первого этапа.

Также ответчик потребовал от истца откорректировать подписанный сторонами акт сдачи-приемки выполненного первого этапа СЧ ОКР, снизить в нем цену первого этапа СЧ ОКР.

По мнению истца, действия Головного исполнителя по снижению в одностороннем порядке стоимости выполненных работ со ссылкой на ДАГК МО РФ противоречат требованиям принципа, определенного пп. 6 п. 2 ст. 9 Федерального Закона № 275-ФЗ о соблюдении баланса интересов государственного заказчика, головного исполнителя, исполнителя гособоронзаказа и содержат в себе признаки злоупотребления правом, предусмотренного статьей 10 ГК РФ, в связи с чем истец обратился в арбитражный суд.

Суды трёх инстанций посчитали, что требования истца подлежат частичному удовлетворению, указав следующее:

  • истец, заключая договор, принял на себя обязательства по договору в целях исполнения государственного оборонного заказа, следовательно, он обязан учитывать нормы законодательства, регулирующего сферу государственного оборонного заказа, включая и осуществление раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, и своевременное предоставление документального подтверждения экономически обоснованных и оправданных понесенных Исполнителем затрат;
  • при этом заключая контракт на условиях перевода цены Заказчиком из ориентировочной в фиксированную, истец своими конклюдентными действиями согласился с его условиями;
  • проверка затрат, понесенных кооперацией, на обоснованность и экономическую оправданность со стороны Государственного заказчика – МО РФ является обоснованной и соответствующей Федеральному закону № 275-ФЗ, тем более учитывая, что такой порядок предусмотрен как в договоре, так и в контракте, во исполнение которого заключен договор;
  • Дополнительным соглашением установлена фиксированная цена контракта, и подтверждается перевод Государственным заказчиком из ориентировочной цены договора в фиксированную цену договора;
  • поскольку затраты снижены Государственным заказчиком, у Головного исполнителя отсутствуют основания их не принять, и, следовательно, оплата может быть произведена только в размере, согласованном Государственным заказчиком;
  • в данном случае согласие истца для определения фиксированной цены не требуется, поскольку условиями договора и действующим законодательством получение согласия истца на утвержденную Заказчиком цену этапа не предусмотрено;
  • ответчик при переводе цены из ориентировочной в фиксированную руководствовался действующим законодательством и условиями договора;
  • расчеты между сторонами произведены не в полном объеме, при этом ответчик не оспаривал наличие денежных средств на спецсчете;
  • истцом в материалы дела представлены надлежащие доказательства в обоснование требований о взыскании с ответчика задолженности по оплате выполненных работ по договору, которые ответчиком не опровергнуты, каких-либо претензий по качеству или объему выполненных истцом работ ответчиком в адрес истца в установленный договором срок направлено не было, мотивированного отказа от приемки выполненных работ в установленный договором срок ответчиком также не представлено; при этом ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие об оплате денежных средств в указанном размере, следовательно, требования истца о взыскании задолженности являются обоснованными и подлежат удовлетворению частично.

 

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И НАЛОГИ

Россия и Иран планируют запустить платежи в цифровых валютах

Иран собирается сотрудничать с Россией и запустить новые механизмы для проведения расчетов в ЦФА (цифровых финансовых активах) и в цифровых валютах ЦБ. Речь идет о цифровом рубле и крипто-риале. Как сообщил торговый атташе посольства Ирана в России Рахими Мохсен, такие варианты расчетов упростят торговлю между странами, а также смягчат последствия санкций, пишут «Известия».

По словам Рахими Мохсена, государства изучают использование ЦФА и цифровых валют центральных банков. По всей видимости, речь о таких инструментах, как цифровой рубль и крипто-риал.

Эти варианты могут упростить торговлю между государствами и потенциально смягчить последствия санкций, подчеркнул Рахими Мохсен. Он добавил: пока сложности остаются — нужно создать инфраструктуру и нормативные акты для новых методов платежей.

Однако Иран намерен сотрудничать с Россией, чтобы воплотить эти решения в жизнь, сообщил Рахими Мохсен. По его словам, Тегеран поддерживает эффективное торговое партнерство с Москвой.

Использование новых методов проведения платежей также может стать прецедентом в дальнейшем переходе на такие взаиморасчеты с другими странами, продолжающими торговать с Россией, считают эксперты.

Россия и Абхазия подписали СИДН

7 мая в Сухуми подписано соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы между правительством Республики Абхазия и правительством РФ, передает корреспондент «ТАСС» с церемонии подписания.

Под документом поставили свои подписи вице-премьер, министр финансов Абхазии Владимир Делба и заместитель министра финансов РФ Алексей Сазанов.

Документом предусмотрены:

  • единые ставки налога у источника на доходы в виде дивидендов и роялти в размере 10%;
  • ставка налога на процентные доходы в размере 0%. Это позволит не облагать налогом в государстве источнике выплачиваемые проценты по займам, выданным из другого договаривающегося государства. Соответственно налоги с таких процентов будут уплачиваться в бюджет государства, предоставившего заемные средства;
  • освобождение застройщиков от уплаты налога на прибыль в стране, где осуществляется строительство, на льготный период 18 месяцев, в течение которого деятельность компании одного государства на территории другого не будет приводить к образованию постоянного представительства. На протяжении этого льготного периода налог будет уплачиваться только в стране резидентства.

«Российско-абхазское партнерство на сегодняшний день достигает высокого уровня по целому ряду направлений, в том числе и в налоговой сфере. Подписание соглашения об избежании двойного налогообложения будет способствовать дальнейшему углублению интеграционных связей, в основу которых будет положено, в первую очередь, расширение инвестиционной деятельности между нашими странами», – отметил Алексей Сазанов, комментируя подписание.

Соглашение вступит в силу в 2025 году после ратификации в Абхазии и РФ.

Россия и Малайзия подписали СИДН

17 мая в г. Путраджая состоялось подписание Соглашения об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы между Россией и Малайзией, следует из официального сайта Минфина. С российской стороны документ подписал Статс-секретарь – замминистра финансов Алексей Сазанов, со стороны Малайзии – замминистра финансов Лим Хуэй Ин.

В основу Соглашения заложены типовые подходы к международным налоговым договорам с иностранными государствами, которых Россия придерживается на современном этапе. 

Ставка налога у источника на доходы в виде дивидендов устанавливается в размере 10% при 25%-м участии в капитале в течение года и 15% в остальных случаях.

Ставка налога по процентам и роялти составляет 10%. По дивидендам и процентам также предусмотрены исключения для правительств и госкомпаний.

«В сегодняшних условиях, когда российский бизнес активно переориентируется на рынки стран Азии и Ближнего Востока, важно создавать комфортные условия для развития инвестиционных и торгово-экономических связей с этими регионами, в том числе в налоговой сфере. Подписание Соглашения с Малайзией – еще один шаг в этом направлении. В прошлом году также было подписано соглашение с Оманом. В дальнейшем мы продолжим работу над расширением сети международных налоговых договоров с разными странами. Рассчитываем, что соглашение с Малайзией будет способствовать развитию взаимовыгодного сотрудничества между нашими странами в различных сферах и привлечению взаимных инвестиций», – сказал Статс-секретарь – замминистра Алексей Сазанов, комментируя подписание.

Ратификация Соглашения должна состояться до конца текущего года, чтобы его положения начали применяться с 1 января 2025 года.

Напомним, что в настоящее время между Россией и Малайзией действует Соглашение между Правительством СССР и Правительством Малайзии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 31.07.1987.

Российские миллиардеры начали возвращать активы в РФ

Как пишет  «Коммерсантъ» с ссылкой на агентство Bloomberg, попавшие под западные санкции российские миллиардеры стали постепенно переводить активы в Россию. Во многом этому поспособствовало то, что Кипр и Швейцария перестали предоставлять услуги по управлению семейными трастами, если их учредителями или бенефициарами значатся граждане России. 

Как сообщили агентству Bloomberg два российских миллиардера на правах анонимности, переводя активы в Россию, предприниматели сталкиваются с рисками национализации бизнеса.

Собеседники агентства рассказали, что сейчас они вынуждены вести бизнес только в России.

Общее состояние 26 упоминаемых Bloomberg миллиардеров, чей средний возраст составляет 63 года, насчитывает около $350 млрд долларов. В силу возраста миллиардером приходится планировать, как передать состояние наследникам. Агентство утверждает, что от решения этих людей, в какой стране и как именно это сделать, зависит развитие экономики и всех отраслей бизнеса.

Кроме того, некоторые российские миллиардеры, утверждает Bloomberg, хранят значительную часть своего состояния в наличных, которые хранятся в неизвестных местах.

АСгМ удовлетворил иск частн/инвестора к Euroclear с требованием вернуть д/с

13 мая Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил иск частного инвестора против европейского депозитария Euroclear, следует из картотеки дел.

В пользу частного инвестора суд постановил взыскать $17 835, сообщил его адвокат, который представлял интересы в суде. Из этой суммы $16 932,5 – номинальная стоимость погашенных облигаций, еще $902,5 – купонный доход, который был выплачен после 8 сентября 2023 года и не попадает под указ № 665.

Этот документ предусматривает выплату дохода российским инвесторам за счет денег со спецсчетов типа «И», на которые переводят положенные иностранцам выплаты по суверенным российским еврооблигациям. Если Euroclear не исполнит решение суда в добровольном порядке, представитель частного инвестора намерен обратиться в юрисдикции «дружественных» стран, сообщает «Forbes».

Минфин начнет активно развивать исламский банкинг

17 мая замминистра Минфина Иван Чебесков в рамках выступления на полях международного экономического форума «Россия — исламский мир: KazanForum 2023» заявил следующее:

«Когда мы смотрели на глобальный, международный рынок партнерского банкинга, увидели, что он оценивается в районе эквивалента 4 триллионов долларов. Это огромный рынок, примерно 6,5% всего глобального банковского сектора. В некоторых странах эта цифра занимает более 50% от всего рынка. Видим огромный потенциал использования этих инструментов, но это произойдет не сразу, поэтапно».

Он также добавил, что у граждан есть сбережения, которые находятся «под подушкой» и они могли бы вовлечь их в оборот с помощью инструментов партнерского финансирования. Кроме того, по его мнению, есть огромный потенциал расширения самой линейки инструментария. 

Партнерское финансирование подразумевает ведение банковской деятельности в соответствии с нормами ислама. Так, запрещены ссудные проценты и различные финансовые спекуляции.

Михаил Фридман требует от Люксембурга компенсацию в размере $ 15,8 млрд

Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на источники.

Бизнесмен Михаил Фридман через представителей предложил правительству Люксембурга начать мирные переговоры о выплате ему компенсации в размере $15,8 млрд за «экспроприированные» активы. В случае отказа он намерен обратиться с иском в международный арбитраж

Михаил Фридман владеет пакетом акций люксембургских компаний, включая CTF Holdings, ABH Holdings, Alfa Asset Management и др. Через них он инвестировал в Альфа-банк, Amsterdam Trade Bank, X5 Group, Veon и др. Активы господина Фридмана были заморожены в рамках санкций Евросоюза.

Заморозку активов бизнесмен считает незаконной экспроприацией. Он утверждает, что Люксембург нарушил двойной инвестиционный договор 1989 года о взаимной защите капиталовложений. В соответствии с ним вложения инвесторов не могут быть экспроприированы, если только решение не принято из общественных интересов и не является дискриминационным. В таком случае должна быть выплачена компенсация.

В свою очередь, 27 мая стало известно, что представитель правительства Люксембурга сообщил «РИА Новости», что власти страны «в курсе» требований Михаила Фридмана по возвращению его замороженных в этой европейской стране активов, однако указал на намерение соблюдать несмотря ни на что введенные против Фридмана санкции ЕС.

«Являясь государством-членом Евросоюза, Люксембург соблюдает санкции ЕС. Люксембургское правительство в курсе запроса господина Фридмана. В настоящее время нет каких-либо судебных разбирательств по данному вопросу», - сообщил собеседник агентства в ответ на вопрос о возможных переговорах с бизнесменом.

Компании ЕС не смогут предоставлять профуслуги своим «дочкам» в России с июня

Как передаёт «Интерфакс», европейские транснациональные корпорации с июня больше не смогут предоставлять профессиональные услуги дочерним компаниям в России, такие как бухгалтерский учет, управленческий консалтинг и юридические консультации.

Многие компании в сфере потребительских товаров, фармацевтики, розничной торговли и производства продолжают вести бизнес в России. Эта возможность во многом обусловлена тем, что компании могут предоставлять профуслуги своим "дочкам", хотя при этом им запрещено предлагать аналогичные услуги другим компаниям.

Согласно решению Еврокомиссии, с 20 июня компаниям, вместо автоматического освобождения от запрета на предоставление профуслуг российским "дочкам", придется запрашивать разрешение на каждый вид услуг.

Нал/органы РФ и Белоруссии подписали документы о взаимодействии

Как сообщает «ТАСС» со ссылкой на пресс-службу МНС Белоруссии, представители МНС Белоруссии и ФНС РФ в ходе состоявшегося в Гродно совместного заседания коллегий ведомств подписали документы, направленные на реализацию вопросов двустороннего сотрудничества.

В заседании приняли участие глава МНС Сергей Наливайко и руководитель ФНС Даниил Егоров, а также руководители региональных налоговых ведомств двух стран.

«В ходе заседания коллегий были рассмотрены результаты эксплуатации интегрированной системы администрирования косвенных налогов (ИСА КН) <...> за 2023 год и определены направления по совершенствованию ИСА КН; перспективы развития электронного документооборота при осуществлении трансграничной торговли между субъектами двух стран. Особое внимание уделено вопросам сотрудничества между налоговыми органами Республики Беларусь и РФ в целях совершенствования налогового администрирования и пресечения налоговых нарушений», - проинформировали в МНС.

«По итогам встречи сторонами были подписаны межведомственные документы, необходимые для реализации рассмотренных на совместном заседании коллегий вопросов», - сообщили в белорусском налоговом ведомстве.

 

 

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ И НАЛОГИ

Минэком Свердловской области опубликованы итоги соц/эк развития региона в I кв. 2024

Соответствующая информация была опубликована 13 мая на официальном сайте ведомства. В области финансов, регион имеет следующие значения:

Крупными и средними организациями Свердловской области в январе – феврале 2024 года, по оперативным данным, получен положительный финансовый результат (прибыль за минусом убытков) в размере 78,9 млрд. рублей. Прибыль прибыльных крупных и средних организаций в январе – феврале 2024 года составила 108 млрд. рублей, что соответствует уровню января – февраля 2023 года.

По отдельным видам экономической деятельности отмечен значительный рост прибыли к уровню января – февраля 2023 года, среди них: деревообработка (в 3,5 раза), производство напитков (в 2,8 раза), производство прочих готовых изделий (в 2,7 раза), производство электрического оборудования (в 2,3 раза), производство прочих транспортных средств и оборудования, добыча полезных ископаемых (в 2 раза), производство компьютеров, электронных и оптических изделий (в 1,9 раза), производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, деятельность гостиниц и предприятий общественного питания  (в 1,7 раза), производство химических веществ и химических продуктов (в 1,6 раза).

Расширен перечень НКО, которые могут безвозмездно пользоваться госимуществом

Евгений Куйвашев расширил перечень социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), которые могут безвозмездно пользоваться госимуществом, говорится на официальном сайте Губернатора Свердловской области.

В их число вошли организации, которые оказывают помощь в сфере семьи, материнства, отцовства и детства, а также организации, занимающиеся содержанием приютов для животных. Эти СОНКО могут получить в аренду или в безвозмездное пользование госимущество Свердловской области.

Отбор СОНКО, претендующих на получение господдержки, проводит региональное министерство по управлению государственным имуществом. К участникам предъявляется ряд требований. Так, в аренду госимущество может быть предоставлено СОНКО, которые работают в регионе по своей уставной деятельности не менее одного года. Для безвозмездного пользования госимуществом этот критерий составляет не менее пяти лет.

Решение о расширении перечня СОНКО позволяет привести региональные правовые акты в соответствие федеральному законодательству.

Минэк опубликовал информацию о средней зарплате в Свердл/области в I кв. 2024

Соответствующая информация размещена на официальном сайте Министерства экономики и территориального развития Свердловской области.

Согласно указанной информации, в январе – марте 2024 года среднемесячная заработная плата одного работника по полному кругу организаций Свердловской области, по данным Свердловскстата, составила 70613 рублей (120,5% к уровню января – марта 2023 года). Реальная заработная плата сложилась в размере 112% к уровню января – марта 2023 года.

Заработная плата работников крупных и средних организаций Свердловской области в указанном периоде составила 77 695 рублей. 
Высокий уровень оплаты труда отмечен в организациях, осуществляющих деятельность в области информации и связи (превышение среднеобластного значения в 1,7 раза), в металлургическом производстве, в производстве прочих транспортных средств и оборудования, в производстве машин и оборудования, в производстве компьютеров, электронных и оптических изделий, в производстве химических веществ и химических продуктов, в добыче полезных ископаемых (на 25-30%).

Наиболее высокие темпы роста среднемесячной заработной платы в Свердловской области отмечаются в организациях по производству бумаги и бумажных изделий (142,4% к уровню января – марта 2023 года), в деревообработке (139,9%), в машиностроении (126-134,6%), по производству химических веществ и химических продуктов (132,1%), по производству строительных материалов (129,7%), по производству пищевых продуктов (126,5%), в строительстве (126%), в оптовой и розничной торговле (124,9%).

 

 

АУДИТ

В ГД внесен законопроект об обязательном аудите управляющих компаний

            20 мая инициативная группа депутатов ГосДумы от фракции «ЛДПР» внесла в ГосДуму законопроект № 629008-8 «О внесении изменений в ст. 155 ЖК РФ».

            Как следует из содержания пояснительной записки, законопроектом предлагается установить требование проводить обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги. К таким организациям относятся управляющие организации, ТСЖ, жилищные кооперативы, иные специализированные потребительские кооперативы.

Законопроектом вводится требование к аудиту не только годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, но и применительно к соблюдению установленных ЖК РФ и в соответствии с ним требований, предъявляемых к порядку установления и расчета платы за жилое помещение и коммунальные услуги, изменения их размера, а также иных требований, которые могут быть установлены субъектами РФ.

Такая проверка должна осуществляться независимой аудиторской организацией (аудитором), которая будет отбираться субъектом РФ по результатам конкурса.

Поскольку оплата услуг аудиторской организации (аудитора) осуществляется за счет средств проверяемых организаций, то законопроект предусматривает возможность определить исключения, которые могут быть установлены как ЖК РФ, так и субъектами РФ. Такая вариативность позволит предусмотреть случаи, когда указанные расходы не смогут отразиться на собственниках помещений. Публикация аудиторского заключения в открытом доступе позволит гражданам более полно и эффективно реализовывать предоставленные им права, в том числе на выбор оптимального способа управления многоквартирным домом, на принятие решений о текущем ремонте общего имущества и т.п.

Кроме того, такое аудиторское заключение будет способствовать реализации предусмотренного ЖК РФ права собственников помещений обратиться за проверкой правильности начисления предъявленного к оплате размера платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, а также за выплатой соответствующего штрафа в случае установления необоснованного увеличения их размера или нарушения порядка расчета.

Законопроектом также предусматривается установление субъектами РФ и иных особенностей привлечения аудиторской организации (аудитора), включая порядок принятия решения о проведении аудита и утверждения договора.

Минфин планирует изменить механизм имущ/ответственности аудиторов в случае претензий

Минфин подготовил изменения в федеральный закон «Об аудиторской деятельности», основная цель поправок — уточнить механизм имущественной ответственности аудиторских фирм перед клиентами, если у последних появятся претензии к их работе, сообщает «Коммерсантъ».

По словам экспертов, сегодня обязанности страховать свою ответственность у аудиторских фирм нет и единственный установленный законом механизм — это отчисления в компенсационный фонд СРО. Однако серьезные аудиторские фирмы страхуют ответственность в добровольном порядке. Для страховщиков введение обязательного страхования создаст дополнительный рынок, отмечают эксперты.

Сейчас страховые премии в рамках добровольного страхования составляют 1-2% и зависят от опыта работы аудиторов на рынке, количества сотрудников в компании. Например, за страховку Kept платит больше 500 млн рублей в год, «Деловые решения и технологии» — 2 млрд рублей, а «ДРТ Аудит» — 22,5 млн рублей.


В избранное