Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса часть - 1


 Группа компаний «Налоги и финансовое право»

www.cnfp.ru

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ

ВЕСТНИК

о событиях в сфере налогов, финансов, права и бизнеса

 № 05 - 1 - 2024

(часть - 1)

 

 

 

ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА

Правительство внесло в ГосДуму законопроект с масштабными поправками в НК  РФ

В Думе состоялись слушания по вопросам совершенствования нал/законодательства

Названы основные принципы изменений налоговой системы

Донастройка нал/системы должна учитывать задачи развития регионов РФ

Президент подписал указ о целях развития РФ до 2030 и на перспективу до 2036

Президентом РФ подписан ряд «налоговых» законов…

… об особенностях взимания НДС в отношении продавцов из стран ЕАЭС за онлайн-покупки

… о продлении льготы по НДФЛ в целях деофшоризации

… о дополнении перечня не облагаемых налогом на прибыль доходов

… о совершенствовании процедуры банкротства

 

ГОСДУМА И НАЛОГИ

Календарь рассмотрения ГосДумой законопроектов в июне 2024

В ГосДуму внесены законопроекты…

… о зачислении НПД в местные бюджеты

… о внесении изменений в закон о защите прав потребителей

… о предоставлении зем/участков гражданам, пострадавшим в результате ЧС

... о возможности выбора места уплаты НДФЛ

… о внесении изменений в ТК РФ

… об удалённом открытии эскроу-счетов

… о налоговом вычете при лечении домашних животных

… о преференциях по страх/взносам резидентам спец/режимов Дальнего Востока

… о защите истца, которому неизвестно м/ж ответчика (ГПК)

… о повышении налоговых ставок на игорный бизнес  17

… об освобождении от уплаты госпошлины за выдачу удостоверения тракториста

… о введении акциза на чистый этанол

ГД приняла в 1м чтении закон

… об особенностях налогообложения на новых  территориях

…. о создании новых СЭЗ

… о мин/пред/сроке владения зем/участком

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ

Председателем СКЭС ВС РФ может стать Юрий Иваненко

СКЭС ВС РФ уточнила порядок назначения льготы по взносам вопреки позиции нал/органа

СКАД ВС РФ отказал в признании недействительным приказа ФНС о выборе объекта ВНП

 

 

ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА

Правительство внесло в ГосДуму законопроект с масштабными поправками в НК  РФ

3 июня Правительством РФ внесён в ГосДуму законопроект № 639663-8 «О внесении изменений в ч. I и II НК РФ и отдельные законодательные акты РФ».

Согласно пояснительной записке, законопроект направлен на реализацию Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 29 февраля 2024 г. и предусматривает следующие новации.

  1. Законопроектом предлагается комплексное системное изменение параметров налоговой системы в части налогообложения корпоративных и личных доходов на базе принципа справедливости и эффективности перераспределения поступлений между различными слоями населения и секторами экономики.

В части НДФЛ предусматривается:

  • введение дифференцированных ставок по налогу на доходы физических лиц в зависимости от размера и вида дохода, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде;
  • ограничение права на применение налоговых преференций в виде освобождения от налога на доходы физических лиц при долгосрочном владении ценными бумагами и долями участия в уставном капитале, если соответствующие доходы превышают 50 миллионов рублей за налоговый период;
  • увеличение размеров стандартных налоговых вычетов на второго и последующих детей;
  • увеличение предельного размера доходов, до достижения которого применяются стандартные налоговые вычеты;
  • распространение стандартного налогового вычета на лиц, выполнивших нормативы испытаний (тестов) комплекса "Готов к труду и обороне" и прошедших диспансеризацию;
  • предоставление права субъектам РФ увеличивать до 1 понижающий коэффициент 0,7, применяемый в целях определения подлежащих налогообложению доходов от продажи недвижимого имущества.

Налогообложение НДФЛ доходов участников СВО, получаемых в связи с участием в ней, не изменится.

Также в законопроекте учтена техническая правка, предусматривающая выравнивание обложения налогом на доходы физических лиц нерезидентов в виде процентов по вкладам и в виде дивидендов на уровне 15%.

С целью сохранения стимулов для развития финансового рынка и неувеличения нагрузки на большинство граждан, хранящих сбережения в банках, предлагается сохранить предельную ставку в 15% для доходов в виде дивидендов, процентов по депозитам, доходам по операциям с ценными бумагами.

Законопроектом также предусматривается увеличение НДФЛ, уплачиваемого налогоплательщиками в фиксированном размере с доходов в виде прибыли контролируемых ими иностранных компаний.

  1. Предлагается расширить полномочия субъектов РФ и муниципалитетов по установлению более высоких налоговых ставок имущественных налогов по дорогостоящему имуществу, а также увеличить размеры государственной пошлины, уплачиваемой в связи с регистрацией прав на дорогостоящее недвижимое имущество.
  2. В рамках работы над созданием равных условий конкуренции законопроектом также предусмотрены меры, направленные на пресечение схем уклонения от уплаты косвенных налогов.

Так, для улучшения контроля на табачном рынке предлагается введение акциза на никотиновое сырье и бестабачную никотинсодержащую смесь для нагревания.

Одновременным предусматривается предоставление сырьевого вычета при производстве никотинсодержащей продукции - при реализации бестабачных никотинсодержащих смесей для нагревания и жидкостей для электронных систем доставки никотина предусматривается возможность применения вычета сумм акциза, уплаченных при приобретении или ввозе никотинового сырья, фактически использованного для производства такой реализованной продукции.

Для пресечения схем уклонения от уплаты акциза при производстве алкоголя за счет использования медицинского спирта не по назначению, предусмотрено признание подакцизными товарами фармацевтической субстанции спирта этилового, а также спиртосодержащих лекарственных препаратов, не включенных в соответствующий Перечень, утверждаемый Правительством РФ (далее - Перечень), и фармацевтической субстанции спирта этилового. Предполагается, что в соответствующий Перечень будет включена фармацевтическая продукция, которая не является источником для производства нелегальной алкогольной продукцией и сама по себе не является алкогольным суррогатом.

Ставка акциза на фармацевтическую субстанцию спирта этилового, отгружаемую производителям фармацевтической продукции, получившим в налоговом органе соответствующее свидетельство, аптечным и медицинским организациям, установлена в размере 0 рублей.

Положения законопроекта исключают рост налоговой нагрузки на производителей фармацевтической продукции, включенной в соответствующий Перечень, в силу следующего:

  • акциз на приобретенную (оприходованную) фармацевтическую субстанцию спирта этилового, использованную в производстве лекарственных средств, лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в соответствующие Перечни, утверждаемые Правительством РФ, принимается к вычету в полном объеме;
  • произведенные и реализованные лекарственные средства, лекарственные препараты, признаваемые подакцизными товарами, освобождаются от налогообложения при условии исчисления акциза при приобретении (оприходовании) фармацевтической субстанции спирта этилового, использованной для их изготовления.

Кроме того, от налогообложения освобождаются аптеки, изготавливающие по рецептам лекарственные препараты, признаваемые подакцизным товаром.

С учетом мирового опыта, руководствуясь принципом приоритетности налогообложения финансового результата, и отказом от взимания с 1 января 2025 г. "курсовых" экспортных пошлин, введенных постановлением Правительства РФ от 21.09.2023 № 1538, предлагается увеличить общую налоговую ставку по налогу на прибыль организаций до 25 %, сохранив при этом действующие преференциальные механизмы, в том числе механизмы для налогоплательщиков - участников региональных инвестиционных проектов, а также механизм инвестиционного налогового вычета, исключив ограничение по сроку их действия.

С целью создания новых инструментов налогового стимулирования инвестиций вводится федеральный инвестиционный налоговый вычет, позволяющий в устанавливаемом Правительством РФ порядке уменьшать сумму налога на прибыль организаций, подлежащую зачислению в федеральный бюджет, на капитальные расходы, произведенные в рамках инвестиционных проектов, требования к которым будут установлены Правительством РФ.

Также для создания дополнительных стимулов развития инновационной деятельности предлагается при расчете налога на прибыль организаций увеличить с 1,5 до 2 повышающий коэффициент по расходам на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки по перечню научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, утвержденному постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. № 988, а также по расходам, формирующим первоначальную стоимость основных средств, относящихся к российскому высокотехнологичному оборудованию (п. 1, 3 ст. 257 НК РФ и п. 7 ст. 262 НК РФ).

В рамках работы по анализу распределения уровня налоговой нагрузки в различных отраслях экономики законопроектом также вносятся изменения в налогообложение рентных отраслей.

Так, для отраслей с высокой операционной рентабельностью, в два и более раза превышающей среднюю по экономике, и низким уровнем налоговой нагрузки по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) (менее 5%) предлагается увеличить уровень налогообложения НДПИ рентных доходов. При добыче железной руды предлагается увеличить уровень изъятий через НДПИ с 4,8% до 6,7%. Кроме того, при расчете ставок НДПИ предлагается увеличить коэффициент КРЕНТА в отношении апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд с 7 до 15,5, а также установить значение указанного коэффициента при добыче калийный солей в размере 8,8.

Ставки НДПИ на 1 тонну при добыче апатит-штафелитовых, апатит-магнетитовых и маложелезистых апатитовых руд предлагается увеличить с 82, 207 и 132 рублей до 90, 218 и 145 рублей соответственно.

Адвалорная ставка налога при добыче алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней увеличивается с 8% до 8,4%.

В отношении коксующегося и энергетического углей предлагается установить дополнительную надбавку к ставке в размере 10% от превышения цены в морских портах Дальневосточного федерального округа над установленным пороговым значением.

Также предлагается увеличить уровень налогообложения НДПИ при добыче золота через установление с 1 января 2025 года надбавки в размере 10% от превышения мировой цены над уровнем 1 900 долларов за тройскую унцию.

Кроме того, предусматривается введение акциза на природный газ, приобретенный для производства аммиака. Данные меры направлены на более справедливое распределение природной ренты между бизнесом и государством.

Законопроектом также предлагается донастройка режима УСН, направленная на создание условий для плавного и поэтапного перехода на общий режим налогообложения налогоплательщиков, применяющих УСН, а также на борьбу со схемами дробления бизнеса, когда возможность не платить косвенные налоги становится конкурентным преимуществом для бизнеса, что нарушает принцип равенства налогообложения.

Так, с 1 января 2025 г. для налогоплательщиков, применяющих УСН, законопроектом предусматривается увеличение предельного размера доходов налогоплательщиков, применяющих УСН, до 450 млн рублей, а также остаточной стоимости основных средств до 200 млн рублей, в том числе повышается до 337,5 млн рублей величина предельного размера доходов организаций в целях перехода на УСН.

Указанные величины предельного размера доходов и остаточной стоимости основных средств будут ежегодно индексироваться на коэффициент-дефлятор.

Также законопроектом налогоплательщики, применяющие УСН, признаются плательщиками НДС.

Одновременно законопроектом предусмотрено право налогоплательщиков, применяющих УСН, на освобождение от НДС, если за предшествующий налоговый период сумма доходов не превысила 60 млн рублей, а также на применение либо общего порядка исчисления и уплаты НДС либо пониженных ставок по НДС в размере:

  • 5 %, если сумма доходов не превысила 250 млн рублей;
  • 7 %, если сумма доходов не превысила 450 млн рублей.

При этом налогоплательщики, применяющие УСН, и осуществляющие исчисление и уплату НДС по данным пониженным ставкам, не будут иметь право на налоговые вычеты по НДС. Кроме того, законопроектом установлен порядок учета сумм НДС по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным налогоплательщиками, применяющими УСН, которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении УСН. Так, налогоплательщики, применяющие УСН, которые не воспользовались правом на освобождение от НДС или на применение пониженных ставок в размере 5 и 7 %, будут принимать к вычету данные суммы НДС.

Одновременно законопроектом предусмотрена амнистия для налогоплательщиков, готовых отказаться от схем дробления бизнеса - устанавливается порядок проведения прекращения обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов (амнистии), не уплаченных в результате дробления бизнеса налогоплательщиков при добровольном отказе такими лицами от дробления бизнеса.

Законопроектом также предусмотрено стимулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в обрабатывающих отраслях за счет снижения страховых взносов.

Для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", основным видом экономической деятельности которых является вид экономической деятельности, включенный в раздел "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, за исключением деятельности по производству напитков, табачных изделий, кокса и нефтепродуктов, металлургическому производству, предлагается начиная с 2025 года установить единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6%, который будет применяться в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода.

Дополнение: Комитет Госдумы по бюджету и налогам предлагает вынести бюджетный пакет законопроектов, предложенный Минфином, на рассмотрение Госдумы в первом чтении 20 июня, сообщил в понедельник на заседании комитета его председатель Андрей Михайлович Макаров.

Ранее глава комитета пояснял, что в пакет входит пять законопроектов, вносящих изменения в закон о федеральном бюджете на 2024 год, в Бюджетный кодекс (БК), Налоговый кодекс, а также в законы о ежегодной выплате работающим родителям и о пенсионном обеспечении военнослужащих. Более подобно см. здесь.

В Думе состоялись слушания по вопросам совершенствования нал/законодательства

В Государственной Думе под председательством Вячеслава Володина прошли парламентские слушания по вопросам совершенствования налогового законодательства. Их организатором выступил профильный Комитет по бюджету и налогам.

«Все понимают: нам надо законодательство менять в сторону улучшения, потому что плоская налоговая шкала, зарекомендовав себя, не решает тех задач, которые сейчас необходимы. Мы развиваемся, а каждый этап развития требует в том числе изменения законодательства», — сказал, открывая слушания, Председатель ГД Вячеслав Володин.

По его словам, сегодняшний разговор — «основа для того, чтобы мы затем приняли рекомендации, направили в Правительство, которое, надеемся, учтет предложения больших парламентских слушаний и дальше уже внесет законодательные инициативы в Государственную Думу».

Основной акцент в своих докладах участники сделали важности применять принцип справедливости в налоговой системе, заключающийся в следующем:

— Введут прогрессивную шкалу НДФЛ, чтобы те, кто много зарабатывает платили больше налогов. При этом изменения не должны затрагивать подавляющее большинство населения;

— В выигрыше должны оказаться семьи с двумя и более детьми. Для них будут доступны вычеты по НДФЛ, причем часть уплаченных налогов будет можно вернуть по итогам календарного года;

«Основная нагрузка за счет прогрессивной шкалы должна ложиться на тех, кто зарабатывает много, — на богатых. А средний класс обижать не надо, потому что он только встает на ноги», — сказал председатель Госдумы Вячеслав Володин.

— Прогрессия не коснется доходов участников СВО, которые получают вознаграждение за подвиги и уничтоженную технику;

— Все средства от дополнительных налогов пойдут на социальные цели: повышение социальных выплат, поддержку материнства и детства, борьбу со сложными заболеваниями, социальную инфраструктуру;

— Сохранят уровень налогообложения доходов в виде процентов по депозитам.

Кроме того, власти будут поддерживать компании, которые готовы работать в РФ на благо суверенитета страны:

— Для малого и среднего бизнеса будут создавать стимулы расти до крупного. Минфин планирует расширить границы, при которых бизнес будет иметь право применять упрощенную систему налогообложения при одновременном введении обязанностей уплачивать НДС;

— Будет проведена налоговая амнистия для тех, кто согласен работать «в белую» и отказаться от схем по дроблению;

— Ставки НДС решили не повышать, поскольку это вызовет рост инфляции и компаниям придется увеличивать оборотный капитал, а это в условиях высокой ключевой ставки недопустимо;

— Бизнес, который получает годовую выручку в размере 30 млн рублей, получит статус плательщика НДС, причем вне зависимости от режима налогообложения;

— Расширят механизм поддержки инвестиций — в первую очередь для высокотехнологичных проектов;

— Коэффициент расходов на НИОКР повысят с 1,5 до 2. Налог на прибыль будет платиться с меньшего размера налогооблагаемой прибыли;

— Президент РСПП призвал уйти от специфических разовых и временных мер поддержки бизнеса;

«Все параметры должны быть, конечно, урегулированы именно федеральными законами, без отсылочных норм», — сказал Александр Шохин.

Свои предложения по совершенствованию налоговой системы высказали и представители политических партий:

— За возвращение налоговых преференций обрабатывающим производствам и градообразующим предприятиям выступила фракция КПРФ;

— Снизить НДС с 20% до 15% попросила фракция «Справедливая Россия — За правду». Также там считают, что не нужно вводить прогрессивное налогообложение, а вместо этого обложить банки налогом на сверхприбыль;

— Справедливая шкала НДФЛ должна выглядеть так: при доходе от 24 млн до 200 млн рублей она составит до 18 %, от 200 млн до 500 млн — до 20 %, свыше 500 млн — 25 %;

— В ЛДПР предложили повысить налог на прибыль для компаний, которые не вкладываются в модернизацию производства, а также ввести налоговый вычет на лечение домашних животных;

— «Новые люди» выступили с инициативой не повышать НДФЛ для граждан с доходом до 5 млн рублей в год. Также налоги не должны увеличиваться для тех, у кого двое и более детей, а также для врачей и учителей.

Названы основные принципы изменений налоговой системы

Председатель комитета по бюджету и налогам Госдумы Андрей Макаров назвал четыре принципа, которые лягут в основу готовящегося пакета законопроектов, передают «Ведомости».

Первый принцип, по его словам, в том, чтобы изменения не коснулись подавляющего большинства граждан и компаний, а только тех, кто может позволить себе платить больше в силу своего достатка.

Второй принцип – эффективность использования государством платежей и прозрачность для налогоплательщиков. Такие примеры уже есть в российской практике, напомнил Макаров. В частности, повышение ставки НДФЛ с 13 до 15% для тех, кто зарабатывает более 5 млн руб., было целевым. Дополнительные средства направлялись на лечение детей с орфанными заболеваниями. По мнению Макарова, именно это стало фактором, который определил отношение к повышению ставки: граждане шаг властей одобрили.

Третий принцип системных изменений – это важность целей, на которые пойдут средства. Все их знают, говорит Макаров: это качество и продолжительность жизни, здоровье и благополучие, технологический суверенитет, развитие экономики и т.д.

Наконец, четвертый принцип – это справедливость распределения.

«Государственную поддержку должны получить те граждане, компании, регионы, которые больше всего в этом нуждаются», – заявил депутат.

«Налоговая система должна быть сбалансированной, стабильной, отвечающей интересам общества и экономики в целом и, повторюсь, справедливой», – привел он краткую формулу изменений.

Донастройка нал/системы должна учитывать задачи развития регионов РФ

Об этом заявил заместитель Председателя Совета Федерации Николай Журавлев в ходе парламентских слушаний, организованных на площадке нижней палаты парламента. Он отдельно остановился на региональной составляющей изменений.

«Все регионы и муниципалитеты должны иметь одинаковые возможности для выполнения положений Послания Президента РФ, касающихся социальной поддержки наших граждан. Мы должны стремиться, чтобы люди в разных частях и городах страны жили по единым стандартам качества».

Начался процесс модернизации бюджетной системы и межбюджетных отношений, отметил сенатор. «Нужно решить проблему диспропорции и разрыва между уровнем обеспеченности субъектов РФ, стимулировать регионы к самодостаточности. Использовать для этого бюджетную и налоговую систему. Полномочия регионов должны быть полностью обеспечены налоговыми поступлениями, которые остаются в субъектах Федерации».

Необходимы новые финансовые инструменты и для регионов, и для муниципалитетов, считает сенатор. В качестве примера он привел туристический сбор. «Это относится и к распределению акцизов на табачную продукцию и другим механизмам».

Также необходимо вернуться к идее обязательной социальной отчётности бизнеса, считает сенатор. «Нужно стимулирующее налогообложение, в первую очередь для развития внутренних инвестиций, фондового рынка, в том числе при первичных размещениях. Важны налоговые стимулы и для инвесторов, и для эмитентов — для развития фондового рынка».

Президент подписал указ о целях развития РФ до 2030 и на перспективу до 2036

7 мая Президент России подписал Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».

Как следует из текста, Указом в области налогов и финансов постановлено следующее:

  • обеспечить цифровую трансформацию государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы;
  • снизить коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) до 0,37 к 2030 году и до 0,33 к 2036 году;
  • обеспечить повышение опережающими темпами МРОТ, в том числе его рост к 2030 году более чем в 2 раза по сравнению с суммой, установленной на 2023 год, с достижением его величины не менее чем 35 тыс. рублей в месяц;
  • увеличить к 2030 году уровень валовой добавленной стоимости в реальном выражении и индекса производства в обрабатывающей промышленности не менее чем на 40 % по сравнению с уровнем 2022 года;
  • увеличить к 2030 году внутренние затраты на исследования и разработки не менее чем до 2 % валового внутреннего продукта, в том числе за счет увеличения инвестиций со стороны частного бизнеса на эти цели не менее чем в 2 раза;
  • увеличить к 2030 году долю отечественных высокотехнологичных товаров и услуг, созданных на основе собственных линий разработки, в общем объеме потребления таких товаров и услуг в РФ в 1,5 раза по сравнению с уровнем 2023 года;
  • увеличить к 2030 году выручку малых технологических компаний не менее чем в 7 раз по сравнению с уровнем 2023 года.

Как отмечается, данный Указ разработан в целях обеспечения устойчивого экономического и социального развития РФ, укрепления государственного, культурно-ценностного и экономического суверенитета, увеличения численности населения страны и повышения уровня жизни граждан.

Президентом РФ подписан ряд «налоговых» законов…

об особенностях взимания НДС в отношении продавцов из стран ЕАЭС за онлайн-покупки

29 мая Президентом РФ подписан Федеральный закон от 29.05.2024 № 100-ФЗ «О внесении изменений в ч. I и II НК РФ».

Напомним, что законом предусмотрено, что местом реализации товаров продавцами стран ЕАЭС через электронные торговые площадки признается территория РФ, если товар в момент получения его покупателем - физическим лицом, не являющимся ИП, находится на территории РФ.

Для реализации данного механизма законопроектом предлагается также внести изменения в ч. I НК РФ в части установления:

- особенностей постановки на учет в налоговом органе иностранных посредников, через электронные торговые площадки которых реализуются товары налогоплательщиков государств-членов ЕАЭС;

- возможности использования личного кабинета указанными иностранными посредниками для представления налоговой декларации по НДС, иных документов, получения от налогового органа документов (информации).

Законом также предусмотрено предоставление налогоплательщикам права на вычет сумм НДС, предъявленных поставщиками товаров (работ, услуг), приобретенных для осуществления операций по реализации товаров посредством электронных торговых площадок покупателям - физическим лицам, не являющимся ИП, получающим товары в других государствах-членах ЕАЭС.

Принятие закона создаст основы для администрирования указанной отрасли в целом и, в частности, будет сформирована нормативно-правовая основа для дальнейшего совершенствования режима налогообложения в сфере информационных технологий в части торговли товарами в рамках ЕАЭС через электронные торговые площадки.

Кроме того, законом предусмотрено принятие российскими продавцами к вычету сумм НДС, уплаченных за счет собственных средств в бюджеты других государств-членов ЕАЭС при реализации товаров через электронные торговые площадки физическим лицам этих государств- членов ЕАЭС, что позволит компенсировать расходы российских продавцов на уплату указанных сумм налогов.

Отмечается, что принятие закона позволит усовершенствовать систему администрирования НДС, устранить неравенство в налогообложении НДС российских и иностранных налогоплательщиков и, соответственно, создаст более благоприятные условия для реализации российскими налогоплательщиками товаров физическим лицам на территории государств-членов ЕАЭС.

… о продлении льготы по НДФЛ в целях деофшоризации

29 мая Президент РФ подписал Федеральный закон от 29.05.2024 № 121-ФЗ «О внесении изменений в ст. 217 и 284-2 ч. II НК РФ».

Напомним, что в целях деофшоризации в 2022 и 2023 гг. действует налоговая льгота, предусмотренная п. 60.2 ст. 217 НК РФ, позволяющая физическим лицам-налоговым резидентам РФ переоформлять на себя российские активы, которыми они владеют через свои контролируемые иностранные компании (КИК), без уплаты НДФЛ и с одновременным сохранением налоговой стоимости приобретаемых активов по данным учета КИК, но не выше рыночной стоимости.

Из-за противодействия со стороны лиц из недружественных стран не все физические лица успели переоформить активы на себя. Кроме того, при переоформлении имущества с КИК на физических лиц при деофшоризации обнуляется срок владения российскими активами.

Для успешной реализации механизмов перевода оставшегося бизнеса в РФ представляется важным:

1) продлить льготу, предусмотренную п. 60.2 ст. 217 НК РФ, на 2024 г.;

2) предоставить возможность зачета срока владения КИК в срок владения физического лица, получившего российские активы после деофшоризации в порядке, предусмотренном п. 60.2 ст. 217 НК РФ».

… о дополнении перечня не облагаемых налогом на прибыль доходов

29 мая Президент РФ подписал Федеральный закон от 29.05.2024 № 123-ФЗ «О внесении изменения в ст. 251 ч. II НК РФ».

Напомним, что законом предусматривается дополнение перечня доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Законом предусматривается дополнение перечня доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. 

В настоящее время в соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются гранты, предоставляемые институтами инновационного развития и другими организациями, осуществляющими поддержку государственных программ и проектов за счет субсидий, предоставленных Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, на реализацию указанных государственных программ и проектов.

Также, законом предлагается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитывать также аналогичные гранты, предоставляемые институтами инновационного развития и другими организациями, осуществляющими поддержку государственных программ и проектов за счет субсидий, предоставленных любыми уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти.

… о совершенствовании процедуры банкротства

29 мая Президент РФ подписал Федеральный закон от 29.05.2024 № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и ст. 223 АПК РФ».

Напомним, что законом вносятся следующие изменения:

  1. Упрощение банкротных процедур по определенным категориям обособленных споров.

Предложено расширить применение так называемого документарного судопроизводства в арбитражных судах, на основе которого судья в отсутствие возражений участвующих в деле лиц сможет принимать существенную часть судебных актов в деле о банкротстве без проведения судебного заседания с изготовлением только резолютивной части определения. Данное нововведение касается обособленных споров о включении требований в реестр, об освобождении арбитражного управляющего по его заявлению от возложенных на него обязанностей, о распределении судебных расходов по делу о банкротстве и т.д.

  1. Увеличение минимальной суммы требований кредиторов, при достижении которой может быть возбуждено дело о банкротстве юридического лица.

При определении конкретной суммы за основу взято пороговое значение, которое существовало для специальных категорий должников (500 тыс. руб.), данная сумма проиндексирована с учетом накопленного с 2002 г. уровня инфляции и индексов потребительских цен. Полученный результат (около 2,8 млн руб.) округлен в большую сторону (3 млн руб.) в целях учета инфляции на ближайшее будущее; принималось во внимание, что пороговое значение должно оставаться актуальным в течение нескольких лет.

В отношении организаций, не являющихся специальными субъектами, предложено установить пороговое значение 2 млн. руб., которое также учитывает накопленный уровень инфляции, и при этом устанавливается на уровне меньшем, чем для специальных субъектов (сельскохозяйственных предприятий, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий), но большем, чем для физических лиц. Данное решение позволит восстановить утраченную логику законодательного регулирования, вернув экономически обоснованную дифференциацию порогового значения для различных категорий должников.

  1. Унификация процедуры обжалования определений, выносимых арбитражными судами в рамках дел о банкротстве.

Законом предусмотрена унификация порядка обжалования посредством введения единого (месячного) срока на апелляционное обжалование всех определений, а также предоставление возможности обжаловать постановления судов апелляционной инстанции в кассационном порядке по всем категориям споров (за незначительным исключением).

  1. Иные предложения по совершенствованию законодательства о банкротстве.

Законом предлагается также ряд иных изменений, связанных с унификацией подходов к утверждению положения о продаже имущества должника в делах о банкротстве граждан и юридических лиц; совершенствованием порядка продления процедур конкурсного производства и реализации имущества гражданина; установлением права суда на снижение суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего в случае ее явной несоразмерности.

 

ГОСДУМА И НАЛОГИ

Календарь рассмотрения ГосДумой законопроектов в июне 2024

Согласно постановлению ГД РФ от 29 мая 2024 года № 6195-8, утвердившему календарь рассмотрения вопросов в июне 2024 г., депутаты не планировали в июне рассматривать «налоговые законопроекты».

Заседания ГосДумы должны состояться:

  • 11 июня, 13 июня;
  • 18 июня, 19 июня, 20 июня;
  • 25 июня, 26 июня, 27 июня.

Однако можно предположить, что повестка рассмотрения  законопроектов будет изменена, в связи внесением Правительством в ГосДуму законопроекта  № 639663-8 «О внесении изменений в ч. I и II НК РФ и отдельные законодательные акты РФ».

В ГосДуму внесены законопроекты…

… о зачислении НПД в местные бюджеты

26 апреля Госсоветом Удмуртии внесён в ГосДуму проект законодательной инициативы № 8-573 «О внесении изменений в БК РФ и ст. 2 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

Вопросы налогового федерализма продолжают волновать регионы. По действующим правилам в региональные бюджеты направляется 63% уплаченных самозанятыми сумм (37% - в ФОМС), которые и предлагается перенаправить в бюджеты муниципальных районов, муниципальных и городских округов по месту осуществления деятельности.

Предложенный Госсоветом проект подготовлен с целью зачисления налога на профессиональный доход в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, муниципальных округов, на территории которых осуществляет деятельность гражданин, зарегистрировавшийся в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.

… о внесении изменений в закон о защите прав потребителей

3 мая депутатами фракции «ЛДПР» внесён в ГосДуму законопроект № 617592-8 «О внесении изменения в ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Согласно пояснительной записке, законопроект разработан в целях ограничения размера штрафа, взыскиваемого судом с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в пользу потребителя, для соблюдения принципа разумности, соразмерности и справедливости.

Как отмечает инициатор, потребительский штраф, установленный в абз. 1 п. 6 ст. 13, составляет 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, однако ничем не ограничен. Данный штраф направлен на стимулирование изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в добровольном порядке удовлетворить нарушенные права потребителя.

Существующая мера защиты нарушенных прав потребителя, а именно отсутствие ограничения размера штрафной санкции, значительно ухудшает имущественное положение исполнителя (изготовителя, продавца, уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) вплоть до банкротства, что оказывает негативное влияние на ведение и развитие предпринимательской деятельности в РФ.

… о предоставлении зем/участков гражданам, пострадавшим в результате ЧС

3 мая депутатами С.А.Гавриловым, И.К.Сухаревым, В.И.Самокиш внесён в ГосДуму законопроект № 618233-8 «О внесении изменений в ст. 39.5 и 39.19 ЗК РФ».

Как указано в пояснительной записке, законопроект направлен на установление возможности предоставления гражданам, чьи жилые помещения были уничтожены или разрушены вследствие чрезвычайных ситуаций или террористических актов, земельных участков в собственность бесплатно.

Ряд субъектов РФ предусмотрел возможность предоставления земельных участков в собственность бесплатно гражданам, чьи жилые помещения утрачены вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 39.19 ЗК РФ предоставление земельных участков гражданам в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подп. 6 и 7 ст. 39.5 данного Кодекса, осуществляется однократно.

Таким образом, граждане, ранее получившие земельные участки в собственность бесплатно в соответствии с федеральным законом или законом субъекта РФ, не смогут получить земельный участок для создания жилого помещения взамен разрушенного в результате чрезвычайной ситуации.

Кроме того, граждане, которые утратили свои жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации и получили земельные участки в соответствии с региональным законодательством в собственность бесплатно для воссоздания жилья, в дальнейшем лишаются возможности на получение социальной поддержки в виде бесплатного предоставления земельного участка в собственность бесплатно при наступлении иных обстоятельств, предусмотренных законодательством. Например, гражданин с семьёй получил земельный участок для восстановления своего жилья, утраченного вследствие чрезвычайной ситуации, а впоследствии такая семья стала многодетной. Однако в силу положений ст. 39.19 ЗК РФ такая семья не сможет получить земельный участок или компенсацию взамен получения земельного участка в соответствии с подп. 6 ст. 39.5 ЗК РФ.

Как отмечает инициатор законопроекта, такой подход представляется необоснованным, поскольку предоставление земельного участка гражданам, утратившим жилье вследствие чрезвычайных ситуаций, является компенсационным механизмом для восстановления утраченного имущества и не должно учитывать ранее полученные льготы от государства по предоставлению земельного участка, а также ограничивать в дальнейшем получение социальных гарантий в данной сфере.

Учитывая изложенное, законопроектом предлагается закрепить в федеральном законодательстве положение о возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно гражданам, чьи жилые помещения были уничтожены или разрушены вследствие чрезвычайных ситуаций или террористических актов, а также установить, что такое предоставление не учитывает правила об однократности предоставления земельных участков гражданам в собственность бесплатно, установленное ст. 39.19 ЗК РФ.

... о возможности выбора места уплаты НДФЛ

6 мая депутатами фракции «ЛДПР» внесён в ГосДуму законопроект № 619203-8 «О внесении изменений в ст. 226 ч. II НК РФ».

Как следует из пояснительной записки, предлагается внести изменения в ст. 226 ч. II НК РФ, которая будет устанавливать заявительный характер налогоплательщика по выбору места уплаты НДФЛ.

По мнению инициатора, принятие законопроекта позволит поддержать небольшие регионы, из которых временно уезжают на заработки в связи с отсутствием работы или низких заработных плат, так как дополнительные средства в виде оплаты НДФЛ в бюджет по месту регистрации налогоплательщика будут расходоваться на благоустройство таких территорий.

Как отмечает инициатор законопроекта, по действующему законодательству НДФЛ (13% или 15% от заработной платы) в бюджет за работника оплачивает работодатель, в бюджет региона и в тот муниципалитет, в котором зарегистрирован работодатель. Если гражданин живет в одном регионе (муниципалитете), а работает в другом - то уплаченные в бюджет налоговые взносы уходят не по месту жительства, а по месту регистрации работодателя.

С учетом того, что многие работают вахтовым методом, а также все больше и больше появляется возможность удаленной работы, когда нет никакой необходимости бывать по месту работодателя целесообразно дать право гражданам самим определять, куда оплачивать НДФЛ по месту работы или по месту своего фактического жительства.

… о внесении изменений в ТК РФ

15 мая В.В. Володиным, В.И. Матвиенко, депутатами ГосДумы от «Единой России», а также Сенаторами РФ внесён в ГосДуму законопроект № 625769-8 «О внесении изменений в ТК РФ».

Как следует из содержания пояснительной записки, действующая на сегодняшний день правовая база содержит недостаточно четкие формулировки в части осуществления контроля за исполнением работодателем условий соглашений.

По мнению инициатора законопроекта, отсутствие механизма осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением положений соглашения в условиях значимости круга вопросов, которые согласно трудовому законодательству могут быть урегулированы соглашением, требует усовершенствовать действующее правовое регулирование в данной сфере и внести в него соответствующие изменения.

В этой связи законопроектом предлагается:

  • дополнить ст. 51 ТК РФ положениями о том, что за соблюдением работодателем обязательств перед работниками по соглашению в части обязанностей работодателя, установленных частями I, III и IV ТК РФ, осуществляется также в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Корреспондирующая поправка предлагается в часть вторую статьи 353 ТК РФ;
  • предлагается конкретизировать ст. 51 ТК РФ в части того, что порядок осуществления сторонами контроля устанавливается самими сторонами, и такой порядок может быть также предусмотрен соглашением, коллективным договором. При проведении данного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.
  • о временном переводе на другую работу по направлению государственного учреждения службы занятости Законопроектом предусматривается осуществление временного перевода на другую работу по направлению государственного учреждения службы занятости с письменного согласия работника в следующих случаях:

1) в случае поступления в центр занятости населения предложения работодателя, содержащего информацию о наличии потребности во временном переводе работников от другого работодателя (указанный механизм позволит предприятиям при необходимости осуществлять перевод работников к другому работодателю, что позволит обеспечить бесперебойные работы предприятий);

2) в случае поступления в центр занятости населения сведений от работодателя о приостановке производства (работы) (предложенный механизм способствует возможности трудоустройства работников при приостановке деятельности по основному месту работы).

На период временного перевода работника на работу к другому работодателю действие первоначально заключенного трудового договора приостанавливается. О внесении изменений в статью 115 ТК РФ в части предоставления инвалидам ежегодного оплачиваемого отпуска не менее 30 календарных дней;

  • для обеспечения предоставления социально значимой гарантии инвалидам предлагается положение о предоставлении работающим инвалидам ежегодного основного оплачиваемого отпуска не менее 30 календарных дней инкорпорировать в статью 115 ТК РФ;
  • в целях разработки эффективных мер, направленных на устранение задолженности по выплатам заработной платы работникам и профилактику нарушений трудовых прав граждан, законопроект содержит дополнение ТК РФ статьей 158.1 «Основные направления противодействия формированию просроченной задолженности по заработной плате в РФ».

… об удалённом открытии эскроу-счетов

15 мая депутатами ГосДумы от фракций «Единая Россия», «КПРФ», «СРЗП», «ЛДПР» внесён в ГосДуму законопроект № 625978-8 «О внесении изменений в ст. 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и ст. 15-5 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ».

Как следует из пояснительной записки, целью законопроекта является повышение доступности финансовых услуг для физических лиц, приобретающих жилье в новостройках, и стимулирование продаж жилья, реализуемого застройщиками по договорам участия в долевом строительстве, в связи с чем предлагается в ряде случаев предусмотреть возможность открытия счетов эскроу без личного присутствия физического лица.

Также, законопроектом предлагается не применять запрет на открытие счетов эскроу без личного присутствия в случае проведения идентификации клиента - физического лица и подтверждения достоверности сведений следующими способами:

  • с использованием информации из информационных систем органов государственной власти, ПФР, ФФОМС и (или) государственной информационной системы, определенной Правительством РФ;
  • с использованием единой системы идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме.

При этом условием открытия счета эскроу после прохождения идентификации клиента - физического лица является обязательность подписания вышеуказанным физическим лицом заявления об открытии счета эскроу и (или) договора счета эскроу усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью в инфраструктуре, обеспечивающей информационно- технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Также в целях исключения возможных противоречий представляется целесообразным прямо указать в ч. 3 ст. 155 Федерального закона № 214-ФЗ, что простой электронной подписью с использованием систем дистанционного банковского обслуживания уполномоченного банка в соответствии с банковскими правилами можно воспользоваться в случае если клиент идентифицирован уполномоченным банком при личном присутствии в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ.

Как считает инициатор законопроекта, принятие законопроекта позволит физическим лицам открывать счета эскроу в банках дистанционно и тем самым упростит процесс приобретения объектов недвижимости, а также будет способствовать развитию жилищной сферы.

… о налоговом вычете при лечении домашних животных

24 мая инициативной группой депутатов от фракции «ЛДПР» внесён в ГосДуму законопроект № 632951-8 «О внесении изменений в ст. 219 ч. II НК РФ».

Как следует из пояснительной записки, авторы законопроекта предлагают установить новый вид социального налогового вычета - за проведенные профилактические, диагностические и лечебные мероприятия зарегистрированному домашнему животному, а также за приобретенные лекарства для ветеринарного применения.

На сегодняшний день, как отмечает инициатор законопроекта, социальный налоговый вычет позволяет налогоплателыцику-налоговому резиденту РФ уменьшить облагаемый НДФЛ доход на сумму расходов, понесенных им в связи с лечением. При этом налоговый вычет на лечение может получить физическое лицо, оплатившее медицинские услуги, оказанные ему самому и членам его семьи (супругу, родителям, детям и др.), назначенные врачом лекарства, в том числе для членов семьи, а также страховые взносы по договору ДМС, заключенному в целях своего лечения или лечения членов семьи.

При этом ответственные хозяева домашних животных несут значительные расходы в связи с лечением и обследованием своих питомцев, а также прохождением ежегодной обязательной вакцинацией. Данные услуги даже в государственных ветеринарных клиниках платные. В этой связи потребность налогоплательщиков получить налоговый вычет за лечение животных и оказанные им ветеринарные услуги довольно насущная, отмечает инициатор законопроекта.

… о преференциях по страх/взносам резидентам спец/режимов Дальнего Востока

25 мая Правительство РФ внесло в ГосДуму законопроект № 633935-8 «О внесении изменений в ст. 427 ч. II НК РФ».

Согласно содержанию пояснительной записки, законопроект разработан в целях совершенствования механизма предоставления резидентам преференциальных режимов Дальнего Востока льгот по уплате страховых взносов.

В целях обеспечения равных условий налогообложения (ст. 3 НК РФ) законопроектом предлагается предоставить инвесторам, получившим статус резидента ТОР, расположенной на территории ДФО, и статус резидента СПВ до 1 января 2023 г., возможность приостановления срока применения единых пониженных тарифов страховых взносов (далее - приостановление) и фактически обеспечить возможность переноса льготного периода по страховым взносам на более поздний срок. Указанные изменения позволят инвесторам более эффективно использовать действующие преференции по страховым взносам и применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении большего количества новых рабочих мест, создаваемых на эксплуатационной стадии инвестиционных проектов.

Законопроектом предусматривается, что приостановление будет осуществляться на основании уведомления, представляемого плательщиком страховых взносов в налоговый орган. Общий срок приостановления не может превышать три года.

В период действия приостановления плательщики страховых взносов будут уплачивать страховые взносы по общему тарифу (без применения льгот). Возможность применения приостановки не приведет к увеличению общего срока применения пониженных тарифов страховых взносов, который составляет 10 лет для резидентов ТОР, расположенных в ДФО, и резидентов СПВ.

Учитывая, что законопроектом предусматривается возможность переноса сроков применения пониженных тарифов страховых взносов на более поздний срок и применения преференций по страховым взносам к большему количеству новых рабочих мест, принятие законопроекта повлечет возникновение дополнительных расходов федерального бюджета. Вступление законопроекта в силу с даты его официального опубликования обосновано тем, что положениями законопроекта не изменяется действующий порядок исчисления страховых взносов и условия применения пониженных страховых взносов.

Предлагаемыми законопроектом изменениями улучшается положение плательщиков страховых взносов (устанавливается возможность переноса срока применения пониженных тарифов страховых взносов), кроме того, данные изменения будут применятся только по инициативе плательщиков страховых взносов. В соответствии со статьей 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах улучшающие положение плательщиков страховых взносов могут вступать в силу со дня их официального опубликования.

Принятие законопроекта, по мнению Правительства РФ, положительно повлияет на достижение целей государственной программы РФ "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа", утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 308.

… о защите истца, которому неизвестно м/ж ответчика (ГПК)

23 мая депутатом партии «Новые люди» С.В. Авксентьевой внесён в ГосДуму законопроект № 631982-8 «О внесении изменений в ГПК РФ».

Как отмечает инициатор законопроекта, законодательством не установлен механизм, позволяющий истцу получить сведения о местожительства ответчика, что ограничивает его право на судебную защиту.

Истец, который не располагает сведениями о месте жительства ответчика, ограничивается в своем праве на судебную защиту на этапе подачи иска, так как по общему правилу иск должен быть предъявлен по месту жительства ответчика, которое истцу может быть не известно. Иск, предъявленный с нарушением правил подсудности, возвращается истцу в соответствии со ст. 135 ГПК РФ.

В случаях, когда истцу известно место жительства ответчика, но у него отсутствуют иные сведения о нем, которые должны быть указаны в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ, исковое заявление подлежит оставлению судом без движения в порядке ст. 136 ГПК РФ и истцу будет предложено предоставить такие сведения. Если истец не исполнит определение суда в установленный срок, исковое заявление подлежит возвращению.

Законопроектом предлагается устранить указанный правовой пробел с учетом следующего:

1) Установить, что иск к ответчику, место жительства которого неизвестно, может быть предъявлен по месту жительства истца. При этом правила территориальной подсудности не изменяются, так как после установления места жительства ответчика дело должно быть рассмотрено по общим правилам, установленным ГПК РФ;

2) Предоставить истцу процессуальный инструмент для установления сведений об ответчике, которые необходимы для подачи иска в суд, но отсутствуют у истца. Таким инструментом выступает ходатайство об оказании содействия в установлении сведений об ответчике, предусмотренных п. 3 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ;

3) Наделить суд правом отказа в удовлетворении ходатайства в случае, если иск не соответствует требованиям, установленным ст. 131 и 132 ГПК РФ, за исключением отсутствия сведений об ответчике, об установлении которых ходатайствовал истец, и (или) документов, подтверждающих направление ответчику, копий искового заявления и приложенных к нему документов. Это позволит исключить случаи предоставления истцу сведений об ответчике без достаточных к тому оснований.

Для того, чтобы суд удовлетворил ходатайство об установлении сведений об ответчике, истец должен приложить к иску все требующиеся по закону документы, в том числе оплатить госпошлину, приложить документы, подтверждающие обстоятельства, на которые он основывает свои требования. В случае, если суд откажет в удовлетворении ходатайства, исковое заявление возвращается истцу в соответствии с общими правилами кодекса;

4) Наделить суд полномочиями самостоятельно определять состав сведений об ответчике, необходимых для рассмотрения вопроса о принятии искового заявления к производству. Такой подход позволит исключить передачу истцу сведений об ответчике, которые не требуются для решения вопроса о принятии иска и обеспечит установленный законом режим сохранности персональных данных;

5) Установить порядок рассмотрения судом вопроса о принятии иска, поданного по месту жительства истца в связи с тем, что истцу неизвестно место жительства ответчика, а также иска, в котором отсутствует часть сведений об ответчике, которые неизвестны истцу. В таком случае суд рассматривает вопрос о принятии иска к производству в рамках общего срока, но сам срок начинает течь с момента, когда будут получены необходимые данные об ответчике.

… о повышении налоговых ставок на игорный бизнес

29 мая инициативная группа депутатов фракции «СРЗП» внесла в ГосДуму законопроект № 636225-8 «О внесении изменений в НК РФ в части повышения налоговых ставок на игорный бизнес».

Как следует из содержания пояснительной записки, законопроектом предусматривается повышение налоговых ставок на определенные налоговые объекты игорного бизнеса.

Кроме того, законопроектом предусматривается увеличение налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, с 20 до 50 %.

Как полагает инициатор законопроекта, расширение деятельности игорного бизнеса и увеличение популярности азартных игр является негативной тенденцией для общественного развития, так как увлечение азартными играми может привести к увеличению количества страдающих от игромании. Также важно учитывать, что игорный бизнес не создает добавочного продукта, фактически являясь средством перераспределения денежных средств, что, в свою очередь, увеличивает социальное неравенство.

Представляется необходимым увеличение налогов на игорный бизнес ввиду сверхприбылей, полученных предпринимателями от данного вида экономической деятельности за 2023 год, а также увеличением бюджетных расходов РФ на проведение специальной военной операции, социальные выплаты, предотвращение последствий чрезвычайных происшествий.

Увеличение налоговых ставок для игорного бизнеса будет способствовать пополнению бюджетных средств регионов РФ, что, в свою очередь, позволит им увеличить дотации на инфраструктуру, социальные выплаты, а также на реабилитацию людей, пострадавших от игромании.

… об освобождении от уплаты госпошлины за выдачу удостоверения тракториста

29 мая инициативная группа депутатов фракции «Единая Россия» внесла в ГосДуму законопроект № 636351-8 «О внесении изменений в ст. 333-35 ч. II НК РФ (в части освобождения от уплаты государственной пошлины военнослужащих за выдачу удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) взамен утраченного или пришедшего в негодность)».

Как следует из пояснительной записки, законопроект разработан в целях освобождения от оплаты госпошлины за выдачу удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) взамен утраченного или пришедшего в негодность военнослужащих, принимающих (принимавших) участие в СВО, а также обеспечивающих (обеспечивавших) выполнение задач в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.

Налоговое законодательство не предусматривает освобждение военнослужащих от уплаты государственной пошлины за выдачу удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) взамен утраченного или пришедшего в негодность).

В целях устранения указанного законодального пробела проектом закона предусматривается дополнение подп. 29.4 и подп. 30.3 п. 3 ст. 333-35 НК РФ положениями по освобождению от уплаты военнослужащих, принимающих (принимавших) участие в СВО, а также обеспечивающих (обеспечивавших) выполнение задач в ходе СВО на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.

… о введении акциза на чистый этанол

29 мая депутатом фракции «ЛДПР» С.А. Наумовым внесён в ГосДуму законопроект № 636435-8 «О внесении изменений в ч. II НК РФ».

Согласно содержанию пояснительной записки, для усиления контроля за соответствующим сегментом фармацевтического рынка законопроектом предлагается ввести акциз на операции по реализации лекарственного препарата с международным непатентованным наименованием «Этанол» организациями оптовой торговли лекарственными средствам, ввиду того, что утечки соответствующего лекарственного препарата из оптового звена могут способствовать росту нелегального рынка суррогатного алкоголя.

ГД приняла в 1м чтении закон

… об особенностях налогообложения на новых  территориях

6 мая ГосДума приняла в первом чтении законопроект законопроект № 594954-8 «О внесении изменений в ст. 5 ч. I и ч. II НК РФ».

Законопроект разработан в целях приведения законодательства о налогах и сборах в соответствие с проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области», которым действие особого правового режима хозяйственной деятельности распространяется на отдельные территории субъектов РФ, определенные Правительством РФ.

Как указал инициатор законопроекта, потенциальные расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов от принятия законопроекта в настоящее время оценить невозможно.

Вместе с тем, принятие законопроекта однозначно положительно повлияет на достижение целей государственных программ РФ.

…. о создании новых СЭЗ

6 мая ГосДума приняла в первом чтении законопроект № 594949-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» (о свободной экономической зоне на отдельных территориях субъектов РФ).

Напомним, что законопроект разработан в целях распространения преференциального режима свободной экономической зоны на отдельные территории субъектов РФ, определенные Правительством РФ и прилегающие к территориям Украины и (или) Донецкой Народной Республики, и (или) Луганской Народной Республики, и (или) Запорожской области, и (или) Херсонской области.

… о мин/пред/сроке владения зем/участком

21 мая ГосДума приняла в первом чтении законопроект № 584777-8 «О внесении изменения в ст. 217.1 НК РФ (в части уточнения порядка определения минимального предельного срока владения земельными участками).

Напомним, что ст. 217.1 НК РФ предусмотрено, что доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества.

При этом, как указал инициатор законопроекта, действующим законодательством не предусмотрен порядок исчисления минимального предельного срока владения земельных участков, образованных для целей изъятия для государственных или муниципальных нужд.

В целях уточнения условий, при которых правообладатель земельного участка, образованного в связи с его изъятием для государственных и муниципальных нужд, освобождается от уплаты налога законопроектом предусматривается, что в срок нахождения в собственности налогоплательщика такого земельного участка, включается срок нахождения в собственности налогоплательщика исходного земельного участка, из которого был образован указанный земельный участок.

 

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ

Председателем СКЭС ВС РФ может стать Юрий Иваненко

Возглавить СКЭС ВС РФ может Юрий Иваненко, ныне действующий судья третьего состава указанной коллегии ВС РФ, что следует из повестки Высшей квалификационной коллегии судей. Юрий Иваненко на замещение поста заместителя Председателя ВС РФ – председателя СКЭС ВС РФ по конкурсу, объявленному в «Российской газете» от 22 апреля 2024 г. № 88, на данный момент единственный кандидат.

Напомним, что до назначения судьей ВС РФ Юрий Иваненко был зампредом Ленинградского областного суда, где работала и Ирина Подносова, которая в апреле этого года была назначена на пост председателя ВС РФ.

СКЭС ВС РФ уточнила порядок назначения льготы по взносам вопреки позиции нал/органа

Верховным судом РФ принято определение от 04.03.2024 № 306-ЭС23-25757 по делу № А06-461/2022.

Фабула дела: Налоговый орган провел камеральную проверку расчета по страховым взносам и установил, что общество в 2020 году помимо зарплаты выдавала работникам компенсации за то, что они использовали свое имущество: сети, подвесные руль-моторы, лодки и рыбацкие костюмы.

При этом страховые взносы с компенсаций не платили. Налоговый орган доначислил недоимку в сумме в 1,5 млн руб. и штраф по ст. 122 НК РФ.

 

Суд первой инстанции с доводами налогового органа не согласился, и отменил решение, признав за компанией ошибку в расчетах компенсации.

Судом апелляционной инстанции сделано заключение, что позиция налогового органа правомерная, в связи с чем его доначисления признаны законными.

Суд кассационной инстанции доводы общества отклонил, разъяснив, что в данном контексте выплаты рыбакам все-таки относятся к оплате труда — не являются компенсацией, поэтому подлежат включению в базу по страховым взносам.

В свою очередь, ВС РФ указал следующее:

  • уплата малым и средним бизнесом взносов по пониженным тарифам — это императивно установленная обязанность, а не льгота, которую предоставляют в заявительном порядке. Если возникает спор об учете льготы при доначислении недоимки, налоговики должны сообщить компании, что такая льгота существует, а не прибегать к более обременительному варианту определения размера недоимки.
  • как следует из материалов дела, общество заявляло об ошибочной уплате страховых взносов по тарифу 30 % в связи с вступлением в силу изменений в законодательстве, устанавливающих иной, более низкий размер совокупного тарифа (15 %) для плательщиков, признаваемых субъектами малого и среднего предпринимательства, подтверждая факт нахождения в соответствующем реестре упомянутых субъектов необходимыми доказательствами;
  • при таком положении СКЭС ВС РФ считает, что оспариваемые судебные акты арбитражных судов трех инстанций подлежат отмене, как принятые при существенном нарушении норм материального права, а дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

СКАД ВС РФ отказал в признании недействительным приказа ФНС о выборе объекта ВНП

18 апреля Верховный Суд РФ рассмотрел дело № АКПИ23-1033, которое в перспективе могло изменить критерии назначения выездной налоговой проверки.

Так, налогоплательщик требовал признать недействительным 7-й критерий концепции выездных налоговых проверок (приложение 2 к приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333). В нём указано об отражении ИП суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. Среди причин обращения в ВС РФ налогоплательщик указал нормативный характер документа, а у ФНС нет права заниматься нормативно-правовой деятельностью. Такие приказы ФНС, зачастую, могут значительно ограничивать права налогоплательщиков. Стоит отметить, что подобные приказы ФНС не получают предварительной надлежащей правовой оценки и публичных обсуждений, т.е. оформляются вне установленного правового порядка.

Доводы общества поддержал Минюст, который участвует в споре в качестве третьей стороны. Известно, что налоговый орган попросил Минюст пересмотреть отзыв. ФНС считает, что позиция министерства создает угрозу отмены всего приказа № ММ-3-06/333.

В качестве обоснования своей позиции, Верховный Суд РФ в своём решении указал следующее:

  • законодательно закреплённое единство системы налоговых органов предполагает ведомственную субординацию территориальных налоговых органов - налоговых инспекций по отношению к федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, - ФНС;
  • руководитель ФНС на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ, Правительства РФ и Министерства финансов РФ издаёт приказы по вопросам, отнесённым к компетенции Службы. Следовательно, оспариваемый акт издан ФНС России при реализации полномочий, установленных законом и Положением ФНС России;
  • поскольку в силу принципа ведомственной субординации территориальные налоговые органы обязаны в правоотношениях с налогоплательщиками руководствоваться исходящими от ФНС разъяснениями норм налогового законодательства - такие акты опосредованно, через правоприменительную деятельность должностных лиц налоговых органов приобретают, по сути, обязательный характер и для неопределённого круга налогоплательщиков;
  • отсутствие в преамбуле Приказа ссылки на конкретные нормативные правовые акты, подтверждающие полномочия ФНС России на его издание, не имеет правового значения, поскольку такое требование касается принятия нормативных правовых актов, к каковым оспариваемый Приказ не относится.

Как следует из содержания Приказа, Критерии утверждены в целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствования организации работы налоговых органов при реализации полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, предоставленных НК РФ. Следует отметить, что Приказ определяет общую систему планирования налоговыми органами выездных налоговых проверок, при этом не регламентирует порядок проведения выездных налоговых проверок;

  • вопрос планирования выездной налоговой проверки и выбора проверяемых налогоплательщиков является предметом исключительного усмотрения налоговых органов;
  • факт назначения и проведения выездной налоговой проверки у конкретного лица согласно законодательству о налогах и сборах не означает наличие виновно совершенного противоправного (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, за которое Кодексом установлена ответственность. Соответствие деятельности налогоплательщика критериям не является основанием возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий, а лишь указывает органам налогового контроля и самому налогоплательщику на большую долю вероятности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.

Таким образом, установленные ФНС России суммовые критерии деятельности налогоплательщика являются лишь критериями отбора объектов налоговых проверок при планировании выездных налоговых проверок и, следовательно, сам по себе факт соответствия этим критериям отбора не является безусловным доказательством совершения налогоплательщиком налогового правонарушения.

Анализ оспариваемого акта, включая положение, с которым административные истцы связывают нарушение своих прав, позволяет сделать вывод, что он не содержит правовых норм, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина;

  • при указанных обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

В избранное