← Декабрь 2015 → | ||||||
2
|
3
|
5
|
6
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
9
|
10
|
12
|
13
|
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
22
|
23
|
25
|
26
|
27
|
||
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней 9 выпусков (1-2 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://cnfp.ru
Открыта:
18-01-2008
Статистика
0 за неделю
Налоговые новости от ГК "Налоги и финансовое право"
Свяжитесь с нами и мы подберем для Вас семинар: (343) 350-12-12, 350-11-62 Татьяна Зекунова (zta@cnfp.ru), заместитель директора учебного центра
«Доводы налогового органа о неподтверждении налогоплательщиком Из судебных решений по налоговым спорам.
1. Налоговая новость недели1.1. Множественные поправки в НК депутаты приняли в третьем чтении Продажу акций высокотехнологичного сектора при владении от 1 года освободят от налогов. От НДФЛ освободят некоторые доходы, возникающие при банкротстве физлиц, а также при реструктуризации или прекращения обязательств по ипотеке. Приводятся в должный вид нормы о праве регионов устанавливать нулевую ставку по УСН для ИП в сфере бытовых услуг. Устраняется двойная уплата транспортного налога прежним и новым владельцами при продаже транспортного средства. Уточняется порядок исчисления "кадастрового" налога на имущество организаций. Госдума приняла в третьем окончательном чтении и направила в Совет Федерации законопроект № 887724-6. Будет установлено освобождение для физлиц от НДФЛ, а для организаций - нулевая ставка по налогу на прибыль для случаев продажи (иного выбытия, в том числе погашения) обращающихся на организованном рынке акций, облигаций, инвестиционных паев высокотехнологичного сектора, если до продажи (выбытия) соответствующее лицо владело этими акциями не менее одного года. Предполагается, что применяться эти льготы будут до 31 декабря 2022 года включительно. Затем вернется ныне действующий порядок налогообложения. Устанавливается освобождение от НДФЛ для физлиц, проходящих процедуру банкротства, в части:
Кроме того, от НДФЛ буду освобождены доходы в виде задолженности по ипотечному жилищному кредиту (займу) и материальной выгоды в случаях:
Устанавливается порядок уплаты НДФЛ физлицами, с которых не смог удержать налог налоговый агент, который затем сообщил налогоплательщику и налоговому органу о невозможности удержать налог и сумме налога. Такой налог физлица должны будут уплачивать не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Абзац третий пункта 4 статьи 346.20 после слов «научной сферах,» дополняется словами «а также в сфере бытовых услуг населению». Указанный пункт 4 в настоящее время предусматривает, что законами субъектов РФ может быть установлена нулевая ставка по УСН для ИП, впервые зарегистрированных и ведущих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах. Законом от 13.07.2015 № 232-ФЗ уже было установлено право регионов вводить нулевую ставку по УСН для сферы бытовых услуг - было внесено соответствующее дополнение, но только в первый абзац указанного пункта. Таким образом, сейчас депутаты провели работу над ошибками. Законопроект также убирает двойную уплату транспортного налога прежним и новым владельцами при продаже транспортного средства. В настоящее время при перерегистрации транспортного средства на нового собственника налог исчисляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев владения ТС к числу календарных месяцев в году. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц. Это сейчас указано в пункте 3 статьи 362 НК. Существующие определения полного месяца будут удалены, вместо этого будет установлено, что за полный месяц будет приниматься только тот месяц, в течение которого собственник владел ТС более 15 дней. Таким образом, при перерегистрации ТС до 15 числа налог за весь месяц будет платить новый владелец, а при перерегистрации после 15 числа - прежний. Напомним, что проблему дублирующегося налогообложения предлагалось решить иначе - с учетом количества дней владения автомобилем, однако такой вариант, по-видимому, окажется невостребованным. Аналогичное уточнение (об уплате налога в заисимости от того, в какой половине месяца произошла продажа) вносится также в определение сроков владения "деловой" недвижимостью в целях исчисления налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости. Льготные категории физлиц смогут заявлять право на льготы по земельному налогу в любой налоговый орган (а не только по месту нахождения участка, как это установлено сейчас). Источник: audit-it.ru
2. Актуальная дата недели
Источник: consultant.ru 3. Новости компании3.1. «Налоговый клуб» Группы компаний «Налоги и финансовое право» в год своего 20-летия расширяет границы – теперь в социальной сети Facebook: https://www.facebook.com/groups/nalogovyyklub (Из практики консультирования. Аналитические статьи. Гость Налогового клуба (видео-фрагменты выступлений). Налоговые новости от Аркадия Брызгалина (видео-запись выступлений). Программы заседаний Налогового клуба. И много другое). Приглашаем: присоединяйтесь к нам!
4. Анонс мероприятия4.1. По традиции 15 января 2016 года Группа компаний "Налоги и финансовое право" проводит открытое (бесплатное для всех желающих) заседание Налогового клуба. Приглашаем присоединиться к on-line трансляциии. Отправить заявку можно уже сейчас. Запись открытого заседания Налогового клуба от 16 января 2015 года можно посмотреть здесь. Запросить ссылку доступа: sme@cnfp.ru
5. Новости налогообложения и экономики5.1. В ГосДуму внесен очередной большой блок поправок к Закону о КИК 14 декабря Минфин и администрация президента согласовали и через депутатов внесли в Госдуму поправки к главному антиофшорному закону – о контролируемых иностранных компаниях (КИК). Объемный законопроект № 953192-6 призван подтолкнуть запущенный Владимиром Путиным процесс деофшоризации, успехи которого пока незаметны даже чиновникам. Большинство изменений позитивны для бизнеса – к примеру, дают ему возможность рассчитывать прибыль своих иностранных компаний по международным, а не российским стандартам и продлевают сроки безналоговой ликвидации офшоров. По словам экспертов, эффект от новаций может появиться, если власти пересмотрят правила увязанной с законом о КИК амнистии капиталов, которая пока продлевается на прежних, не вызвавших энтузиазма условиях. Источник: kommersant.ru 5.2. ФНС России начала использовать процедуру банкротства для взыскания налоговой задолженности с граждан Заявления о признании гражданина-должника банкротом в арбитражный суд уже направили территориальные налоговые органы Алтайского края, Амурской, Волгоградской, Ленинградской, Московской, Ростовской, Рязанской, Тамбовской областей, Пермского края, Республик Карелия и Тыва, Санкт-Петербурга, Ставропольского края, Хабаровского края, Москвы и Краснодарского края. К настоящему времени налоговыми органами направлено более 50 таких заявлений. Можно выделить несколько типовых ситуаций, при которых налоговый орган инициирует процедуру банкротства гражданина-должника:
До рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления уполномоченного органа о признании гражданина банкротом должник вправе в установленном порядке погасить полностью или частично имеющуюся задолженность, тем самым устранив признаки своей несостоятельности, установленные статьей 213.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». С 1 октября 2015 года вступили в силу изменения в Закон о банкротстве, регулирующие процедуру банкротства в отношении гражданина. Согласно закону банкротом может быть признано физическое лицо, имеющее не погашенную в течение трех месяцев задолженность в размере не менее 500 тысяч рублей основного долга. Благодаря процедуре банкротства у добросовестного гражданина появилась возможность под контролем кредиторов и арбитражного суда восстановить свою платежеспособность и преодолеть финансовые затруднения в разумные сроки и на приемлемых условиях. Вместе с тем, Закон о банкротстве предусматривает определенные неблагоприятные гражданско-правовые последствия для недобросовестного гражданина-должника, признанного банкротом, такие как ограничение на выезд из Российской Федерации, неосвобождение гражданина от обязательств (непрощение долгов) по итогам процедуры банкротства, запрет на участие в управлении юридическом лицом в течение трех лет, запрет на предпринимательскую деятельность в течение пяти лет и др. В делах о банкротстве граждан Федеральная налоговая служба является уполномоченным органом, представляющим интересы Российской Федерации как кредитора. Источник: nalog.ru 5.3. Теперь физлицо не может не сдавать налоговикам выписки по счетам в зарубежных банках Постановлением правительства РФ от 12 декабря 2015 г. № 1365 утвержден порядок представления физлицами-резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ. Отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ представляются физлицами - резидентами налоговым органам начиная с отчетности за 2015 год. Сдать их надо до 1 июня 2016 года. Отчет представляется в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС или на бумажном носителе непосредственно физлицом - резидентом либо его представителем, или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Если нужна отметка о принятии, то отчет надо представить в 2 экземплярах, а иначе можно и в одном. Утверждена также форма отчета. Напомним, что за непредставление таких отчетов федеральным законом от 28.11.2015 N 350-ФЗ введены штрафы, кроме того, прямо оговорена обязанность физлиц сдавать такие отчеты. Ранее эта обязанность уже, по сути, была установлена - физлица с 1 января 2015 года уже не были указаны в качестве исключения из нормы, по которой резиденты обязаны отчитываться. Однако пока правительством РФ не было утверждено порядка представления для граждан таких отчетов, ФНС указывала на неправомерность их требования налоговиками. Соответственно, теперь гражданину, имеющему счет за границей, нет повода уклониться от сдачи указанного отчета. Источник: audit-it.ru 5.4. В 3 чтении ГД одобрила оплату периода приостановления работы при задержке зарплаты Госдума приняла в третьем чтении и направила в Совфед законопроект № 658443-6 о внесении изменений в статью 142 Трудового кодекса "Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику". Ее предлагается дополнить прямым указанием на то, что в случае приостановления работником своей работы по причине задержки зарплаты работодатель обязан сохранять за работником средний заработок на период приостановления. В настоящее время в случае задержки выплаты зарплаты на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. При этом в период приостановления работы работник имеет право в своё рабочее время отсутствовать на рабочем месте. Как указывал автор законопроекта, оплата за эти периоды обеспечивается только по итогам рассмотрения трудовых споров в судах. Источник: audit-it.ru
6. Налоговые прогнозы, проекты, дискуссии6.1. Онлайн-кассы все-таки введут в России повсеместно - проект одобрила комиссия кабмина Комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила законопроект, направленный на совершенствование госрегулирования в сфере применения контрольно-кассовой техники. Предусматривается поэтапный переход на применение ККТ, передающей информацию в адрес налоговых органов в электронном виде в режиме онлайн. Требования вступят в силу в отношении вновь регистрируемой ККТ – с 1 января 2017 года, в отношении применяемой в настоящее время ККТ – с 1 июля 2017 года, а в отношении лиц, которые в настоящее время не обязаны применять ККТ (но будут обязаны это делать после принятия новшеств), – с 1 января 2018 года. В качестве бонусов для налогоплательщиков Минфин (разработчик) называет упрощение госрегистрации (перерегистрации) ККТ, исключение необоснованных проверок с выходом на место установки ККТ, сокращение ежегодных издержек налогоплательщиков, связанных с использованием ККТ. Заодно сократится объём «теневого» оборота наличных денежных средств, увеличатся налоговые поступления в бюджет, повысится защищённость прав потребителей товаров и услуг. Законопроектом предусматривается:
При этом законопроектом сохраняется действующий порядок применения ККТ на территориях, в которых не может быть обеспечена передача информации о расчётах в адрес налоговых органов в электронном виде ввиду отсутствия связи. Кроме того, отменяется ведение Государственного реестра ККТ. Вводится обязанность производителя ККТ и производителя фискального накопителя (ФН) представлять в ФНС сведения о каждом изготовленном экземпляре ККТ и ФН. Штрафы за неприменение ККТ привяжут к сумме неучтенных (полученных без ККТ) денежных средств, также введут административную ответственность за нарушение порядка направления информации о расчётах в адрес налоговых органов, а также за непредставление, несвоевременное представление, представление недостоверной или не в полном объёме информации и (или) документов по запросам налоговых органов. Теперь законопроекту предстоит пройти рассмотрение на заседании правительства. Напомним, что ранее подготовленный вариант законопроекта о повсеместном внедрении "инновационных" ККТ получил отрицательное заключение со стороны Минэкономразвития. Однако затем тему поднял Президент РФ, предложив, в том числе, ввести налоговый вычет в связи с переходом на онлайн-кассы, а затем СМИ со ссылкой на источник в ФНС сообщали о возможной сумме такого вычета (около 18 тысяч рублей для малого бизнеса). Источник: audit-it.ru 6.2. Госдума одобрила повышение пенсионного возраста чиновникам Госдума приняла в первом чтении законопроект о поэтапном повышении пенсионного возраста чиновникам до 65 лет. Сэкономленные деньги пойдут на повышение пенсий в целом - только на первом этапе сберечь удастся 600 млн рублей. До планки в 65 лет пенсионный возраст будет расти постепенно - ежегодно по полгода. Только в этом возрасте у чиновников появится право на назначение и выплату страховой пенсии по старости. Это касается государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, а также лиц, которые занимают государственные должности РФ, государственные должности субъектов Федерации, а также муниципальные должности на постоянной основе. То есть речь идет как о чиновниках, которые работают в аппаратах госорганов, так и тех, кто занимает политические должности. Кроме того, предусматривается увеличение с 60 до 65 лет предельного возраста нахождения на государственной гражданской службе. Еще одно нововведение - "постепенное увеличение минимального стажа государственной гражданской службы, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет и определение ее размера, с 15 до 20 лет". Такие требования перестают действовать, если чиновник оставит должность. В этом случае страховая пенсия будет назначаться в общеустановленном порядке, то есть женщинам после достижения 55, мужчинам - 60 лет. Самих парламентариев коснулось другое положение законопроекта - увеличение с одного года до пяти лет минимальной продолжительности исполнения полномочий как депутатов Госдумы РФ, так и сенаторов. Эта "минималка" дает право на назначение ежемесячной доплаты к страховой пенсии в размере 55% денежного вознаграждения. В максимальном размере сегодня такая надбавка составляет 75% денежного вознаграждения. Согласно законопроекту, такая доплата будет производиться после 10 лет исполнения полномочий. При этом законопроект не затрагивает пенсионного регулирования депутатов уровня субъектов или уровня местного самоуправления, объяснил на заседании замминистра труда Андрей Пудов. Согласно поправкам, законопроект должен вступить в силу с 1 июля 2016 года. В случае принятия законопроекта Пенсионный фонд сэкономит в предстоящем году более 622 млн рублей. Профильный комитет Госдумы поддержал принятие законопроекта, но высказал ряд замечаний. Как объяснил зампред комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Казаков, в законопроекте упускается, что с назначением пенсии может быть связан целый ряд дополнительных прав - в налоговой, жилищной и социальной сферах. Получается, чиновники будут ограничены в правах по сравнению с остальным населением. Кроме того, профильный комитет ко второму чтению предлагает внести поправку, согласно которой вступление их в силу откладывается на год. Источник: audit-it.ru 6.3. В Госдуму внесен законопроект № 957581-6, который является проектом нового КоАП. Согласно статье 29.28 за грубое нарушение правил ведения бухучета и представления бухгалтерской отчетности должностным лицам будет грозить штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей. Повторное такое нарушение обойдется в 40-50 тысяч рублей или закончится дисквалификацией на срок до одного года. Под грубым нарушением будет пониматься:
Своевременное исправление ошибок (до утверждения отчетности) или подача уточненки с уплатой недоимки с пенями позволит избежать наказания (как и сейчас). Данная версия статьи отличается как от действующего порядка, так и от находящегося на рассмотрении в Госдуме (прошедшего пока только первое чтение) правительственного законопроекта 890123-6, подробнее о котором можно прочесть здесь. Состав правонарушения по проекту нового КоАП аналогичен установленному в настоящее время. Однако размер штрафа за первичное нарушение по проекту КоАП такой же, как предусмотрен законопроектом 890123-6 (то есть выше нынешнего), а за повторное - еще выше, чем по данному законопроекту. Так что чем для бухгалтеров в итоге дело закончится - на данный момент не вполне ясно. Также в проекте КоАП имеется статья 29.30, посвященная нарушениям при сдаче обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения (АЗ) по ней в органы статистики. По отчетности, не требующей обязательного АЗ, штраф составит 2-5 тысяч рублей для ИП (!), 5-10 тысяч - для должностных лиц и 10-30 тысяч для юрлиц. Если отчетность подлежит обязательному аудиту, то штрафы для ИП (!) составят от 25 до 40 тысяч рублей; для должностных лиц от 50 до 100 тысяч рублей, для юрлиц от 100 тысяч до 200 тысяч рублей. Это гораздо меньше, чем того требуют апетиты Росстата, который ранее предлагал ввести в действующий КоАП новую статью 15.11.1, которая затем была отклонена Минэкономразвития. На тему отсутствия обязательного АЗ разрабатывались в разное время и другие законопроекты (подробнее здесь и здесь). Однако по факту за отсутствие обязательного АЗ на данный момент наказания по-прежнему нет. Источник: audit-it.ru 6.4. Путин призвал отменить транспортный налог для дальнобойщиков Президент Владимир Путин рассчитывает, что решение об отмене транспортного налога для дальнобойщиков будет принято уже в начале 2016 года. Тяжелые грузовики, проезд которых по федеральным автотрассам оплачивается через систему «Платон», должны быть освобождены от транспортного налога, заявил президент России Владимир Путин. По его словам, решение об этом может быть принято уже в начале 2016 года. «Я очень рассчитываю на то, что правительство в самое ближайшее время, в начале года, это сделает», – заявил глава государства в ходе проходящей в четверг большой пресс-конференции. Президент России также предложил кабинету министров подумать о возможности перевода дальнобойщиков на приобретение особых годовых или сезонных патентов, дающих право на проезд по дорогам. Говоря о самой системе «Платон», запуск которой вызвал недовольство у многих российских дальнобойщиков, Путин заверил, что доходы от взимания платы с выезжающего на федеральные автострады большегрузного транспорта поступают не в карманы частных инвесторов, а в дорожный фонд, откуда направляются на ремонт и строительство дорог. «Все средства, которые поступают от так называемой системы «Платон», все 100%, идут не кому-то в карман, они, 100%, идут в дорожный фонд РФ, до последней копейки. А оттуда поступают на дорожное строительство в регионах РФ», – заявил глава государства, призвав не пытаться использовать «сложную ситуацию в квазиполитических целях». По словам Путина, управляющая «Платоном» компания получает деньги на поддержание и развитие системы напрямую из бюджета, а потому процесс выделения этих средств может быть проконтролирован как Счетной палатой, так и общественностью. «Если кто-то считает, что эти расходы завышены, пусть посчитают и предъявят. И это будет правильно – посчитать и предъявить. Это можно сделать. Деньги, доходы от «Платона», компании, в которой находятся частные инвесторы и «Ростехнологии», они туда не поступают», – подчеркнул Путин. Ранее глава правительства РФ Дмитрий Медведев признал, что некоторые недочеты при запуске системы «Платон» имели место, но теперь они исправлены, сама же идея взимания платы за проезд большегрузных автомобилей по федеральным автострадам «правильная» и должна быть «доведена до своего логического конца». Плату за проезд большегрузных автомобилей весом более 12 т по федеральным трассам ввели с 15 ноября 2015 года. Введение сбора спровоцировало протесты дальнобойщиков в регионах, которые жаловались не только на саму плату, но и на массовые сбои в системе «Платон». Источник: audit-it.ru 6.5. ЦБ составит для банков черные списки клиентов ЦБ будет составлять списки подозрительных компаний и отдавать их банкам, регулятор будет основываться на той информации, которую банки передают Росфинмониторингу. В среду, 9 декабря, комитет Думы по финансовому рынку одобрил поправку в закон об отмывании, которая дает Росфинмониторингу право сообщать Банку России о гражданах и компаниях, заподозренных банками в отмывании доходов или финансировании терроризма. В свою очередь ЦБ будет доводить эту информацию до кредитных организаций. Банки должны будут учитывать эту информацию. Кроме Росфинмониторинга инициативу поддержали Минфин и первый вице-премьер Игорь Шувалов. Однако некоторые аспекты нововведения вызывают вопросы у участников рынка. «Странно, что банки по сути должны создавать эти списки, – говорит представитель финмониторинга крупного банка. – По большому счету, если Росфинмониторингу поступает информация о сомнительных операциях компании, то он должен передавать эту информацию в суд и правоохранительные органы. Банкам опять дают несвойственные им функции. Банки – это коммерческие организации, но сейчас они исполняют функции правоохранительных органов, налоговой, миграционной службы и паспортного стола», – говорит сотрудник департамента, работающего с Росфинмониторингом, крупного банка. Банкир из крупного частного банка опасается, что на первых порах список действительно будет носить рекомендательный характер, но потом может выйти какая-нибудь инструкция ЦБ, которая сделает его обязательным. Представитель другой крупной кредитной организации утверждает, что список и без этого банкиры будут воспринимать как обязательный, а не как рекомендательный. Сейчас многие банки обмениваются информацией о подозрительных клиентах между собой, однако этот обмен носит частный и несистемный характер. В начале декабря «Коммерсантъ» писал о том, что ЦБ разослал по крупным банкам списки подозрительных клиентов, в итоге банки позакрывали счета большому количеству компаний. Источник: audit-it.ru
7. Налоговая цифра неделиВ рубрике «Налоговая цифра недели» размещаются материалы, посвященные статистическим данным, цифрам, прочим числовым сведениям, связанным с новостями в сфере налогообложения. 7.1. Более 138 тысяч пользователей уже оценили возможности Личного кабинета для индивидуальных предпринимателей За полгода число подключившихся к Личному кабинету индивидуального предпринимателя превысило количество пользователей аналогичногосервиса для юридических лиц. В настоящее время к Личному кабинету ИП подключено более 138 000 индивидуальных предпринимателей. Для сравнения в Личном кабинете юридического лица за два года зарегистрировалось 135 000 организаций. Растущая популярность сервиса для предпринимателей связана с тем, что «кабинет» значительно расширяет возможности бизнесменов по взаимодействию с налоговыми органами при открытии и ведении собственного дела. Более 28 000 запросов на получение документов в налоговые органы (обращений в налоговый орган, запросов на предоставление выписки из ЕГРИП, справок о состоянии расчетов с бюджетом, заявлений на проведение сверки и уточнение платежа и т.п.) направили обладатели «личных кабинетов». Сервис предоставляет пользователю – индивидуальному предпринимателю массу возможностей для взаимодействия с налоговыми органами. С 1 декабря из своего «личного кабинета» индивидуальный предприниматель может направить заявление о смене режимов налогообложения:
Также индивидуальному предпринимателю теперь не требуется сертификат ключа электронной подписи, чтобы направить запрос на получение выписки из ЕГРИП в отношении себя. Ранее такой запрос нужно было подписывать усиленной квалифицированной электронной подписью. Авторизоваться в сервисе можно как с помощью логина и пароля, так и с помощью ключа электронной подписи/универсальной электронной карты. При этом пара логин и пароль – те же реквизиты доступа, которые используются для входа в сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». В обоих случаях личный визит в инспекцию для получения реквизитов доступа не требуется. В зависимости от способа авторизации различаются функциональные возможности: пользователи, авторизованные с помощью сертификата ключа электронной подписи, получают более широкий спектр возможностей. Например, просмотр сведений из информационных реестров, о состоянии расчетов с бюджетом и направление обращений в налоговый орган в произвольной форме доступны обеим категориям пользователей, а вот направлять заявления и иные документы, требующие подписания усиленной квалифицированной электронной подписью, могут только пользователи, авторизованные с помощью ключа электронной подписи. Источник: nalog.ru
8. Новости налогового и бухгалтерского законодательства8.1. Минфин вернул на 2016 год "общий" КБК для взносов в ПФ на выплату страховой пенсии На регистрацию в Минюст направлен приказ Минфина от 01.12.2015 № 190н, вносящий изменения в указания по применению бюджетной классификации, в частности, в перечни КБК. Скорее всего, приказ, как и его предшественники, будет признан не нуждающимся в госрегистрации, и будет действовать в имеющемся виде. Согласно документу, исключаются два КБК, которые были введены на 2016 год приказом от 08.06.2015 № 90н. Это 1 02 02010 06 1100 160 взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ на выплату страховой пенсии (по тарифу в пределах установленной предельной величины базы для начисления взносов) и 1 02 02010 06 1200 160 взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ на выплату страховой пенсии (по тарифу свыше установленной предельной величины базы). При этом добавляется (а точнее - возвращается) КБК 1 02 02010 06 1000 160 взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ на выплату страховой пенсии (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному). Данный КБК был исключен на 2016 год упомянутым приказом 190н, теперь, как видим, Минфин передумал разделять взносы в ПФ по признаку - в пределах или сверх установленной базы. Кроме того, добавляются КБК для акцизов на игристые вина, вина с защищенным наименованием места происхождения, средние дистилляты, ввозимые в РФ и производимые в РФ (сумма налога, штрафы, проценты, пени, недоимки, прочие поступления). Источник: audit-it.ru
9. Комментарии и разъяснения9.1. При длительном производственном цикле не установлено различий по типам вычетов НДС (Письмо ФНС от 2 декабря 2015 г. № СД-18-3/1509@) В письме от 2 декабря 2015 г. № СД-18-3/1509@ ФНС напомнила, что пункт 13 статьи 167 НК позволяет изготовителям товаров длительного производственного цикла не уплачивать НДС при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок таких товаров и исчислять налоговую базу на день отгрузки (подробнее об этом рассказывалось в другом письме ФНС). При использовании этого права к вычету НДС принимается в момент определения налоговой базы. Аналогичную позицию ранее высказывал и Минфин. При этом не установлено каких-либо конкретных видов вычетов, не предусмотрен различный правовой режим в отношении НДС, уплаченного при перечислении авансов в счет предстоящих поставок, и НДС, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг). Кроме того, по мнению ФНС, не имеет правового значения факт непоступления в конкретном налоговом периоде товаров (работ, услуг), в счет приобретения которых налогоплательщиком были перечислены авансовые платежи. Недавно Минфин также разъяснял, как происходит исчисление НДС, если налогоплательщик отказался от права, указанного в пункте 13 статьи 167 НК. Источник: audit-it.ru 9.2. За неверные персональные данные в 2-НДФЛ предстоит платить штраф 500 рублей (Письмо ФНС РФ письме от 18 декабря 2015 г. N БС-4-11/22203@) В письме от 18 декабря 2015 г. N БС-4-11/22203@ ФНС рассказал об ответственности за представление сведений по форме 2-НДФЛ с недостоверными данными. Федеральным законом от 02.05.2015 N 113-ФЗ в НК внесена статья 126.1, вступающая в силу с 1 января 2016 года, об установлении ответственности налоговых агентов за представление документов, содержащих недостоверные сведения (в том числе по форме 2-НДФЛ) в виде штрафа в размере 500 рублей за каждый документ. Налоговым агентам в целях представления достоверных сведений по форме 2-НДФЛ рекомендуется принять меры по актуализации персональных данных физлиц - получателей дохода. Налоговики на местах должны обеспечить контроль за полнотой и достоверностью представления налоговыми агентами сведений по форме 2-НДФЛ за 2015 год. При выявлении фактов представления документов, содержащих недостоверные сведения (в том числе персональные данные физлиц), производство по делу о предусмотренных НК налоговых правонарушениях осуществляется в порядке, установленном статьей 101.4 НК. Источник: audit-it.ru 9.3. Разъяснен порядок предоставления крымчанам налоговых вычетов по доходам за 2014 год (Письмо Минфина РФ от 03.12.15 № 03-04-07/70593) Могли ли крымские работники обратиться к работодателям за получением социальных, стандартных и имущественных вычетов по НДФЛ в отношении доходов, полученных в 2014 году? Предоставляются ли указанные вычеты по тем доходам, которые были получены до 18 марта 2014 года? Ответы на эти вопросы содержатся в письме Минфина России от 03.12.15 № 03-04-07/70593, которое ФНС направила своим подчиненным для использования в работе. Доходы физлиц, проживающих на территории Республики Крым и города Севастополя, полученные в 2014 году от местных организаций и индивидуальных предпринимателей, облагаются НДФЛ с применением налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 – 220 НК РФ. Это следует из положений пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 29.11.14 № 379-Ф3 и пункта 21 Положения, утв. постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.14 № 2010-6/14. Указанные вычеты могут быть предоставлены гражданам при подаче ими декларации по НДФЛ по окончании налогового периода. Также в ряде случаев физлица были вправе получить вычеты у работодателя до окончания налогового периода. Налоговые агенты, осуществляющие деятельность в Крыму и Севастополе, исчисляют, удерживают и перечисляют суммы НДФЛ в соответствии с главой 23 НК РФ с месяца внесения сведений об организации в ЕГРЮЛ. Об этом сказано в пункте 4 раздела III «Налог на доходы физических лиц» постановления Государственного Совета Республики Крым от 25.06.14 № 2263- 6/14 и статье 20 Закона г. Севастополя от 18.04.14 № 2-ЗС. Исходя из этого, в Минфине приходят к выводу: воспользоваться стандартными, социальными и имущественными вычетами через крымского работодателя можно с месяца внесения сведений об этой организации в ЕГРЮЛ. При этом указанные вычеты могут быть предоставлены только в отношении доходов, полученных после 18 марта 2014 года, и при условии, если право на вычет возникло также после 18 марта 2014 года, независимо от момента несения расходов. В отношении доходов, полученных до этой даты, а также доходов, полученных до 31 декабря 2014 года от организаций, не зарегистрированных в ЕГРЮЛ, налоговые вычеты не применяются. Источник: audit-it.ru 9.4. Дополнительную информацию в счете-фактуре можно указывать после всех подписей (Письмо Минфина РФ от 24 ноября 2015 г. N 03-07-09/68169) В письме от 24 ноября 2015 г. N 03-07-09/68169 Минфин напомнил, что перечень реквизитов, которые должны быть указаны в счетах-фактурах, установлен подпунктами 5 и 6 статьи 169 НК, а форма и правила заполнения счета-фактуры утверждены постановлением правительства от 26 декабря 2011 г. N 1137. Налогоплательщик вправе указывать в дополнительных строках и графах счета-фактуры дополнительную информацию при условии сохранения формы счета-фактуры. Таким образом, дополнительную информацию следует указывать в дополнительных строках и графах после предусмотренных формой счета-фактуры подписей руководителя и главного бухгалтера организации или иного уполномоченного лица (подписи ИП). Источник: audit-it.ru 9.5. Уплачивая налог за физлицо, представитель не должен доказывать, чьи средства тратит (Письмо ФНС РФ от 08.12.15 № ЗН-4-1/21494) В письме от 08.12.15 № ЗН-4-1/21494 ФНС указала, что налог может быть уплачен представителем налогоплательщика от имени представляемого. В платежном документе на перечисление суммы налога в бюджет должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого. Указанная позиция изложена в постановлении пленума ВАС от 11.07.2014 № 46. Установление факта, за счет чьих (налогоплательщика или его представителя) денежных средств был произведен платеж, невозможно. Поэтому уплата налога налогоплательщиком или его представителем является исполнением обязанностей налогоплательщика по уплате налога. Право налоговых органов истребовать документы, подтверждающие принадлежность денежных средств, за счет которых была произведена уплата налогов, НК не установлено, констатировала ФНС. В противоположность этому Минфин недавно указывал, что для целей признания обязанности по уплате налога исполненной важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и за счет его денежных средств. Также Минфин отмечал, что при уплате налога за налогоплательщика - физлицо с использованием банковской карты другого физлица (например, родственника налогоплательщика) отсутствуют документы, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, поэтому уплата налога представителем возможна только в наличной форме. Согласно ГК представитель физлица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ. Ссылаясь на решение Приморского краевого суда, ФНС отмечает, что изготовленная при помощи копировальной техники доверенность, на которой отражены копии подписей и печатей, не является документом, удостоверяющим полномочия представителя. Заверенной копией документа является копия документа, на которую в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу. Копии документов являются надлежащим образом заверенными, если их достоверность будет засвидетельствована подписью уполномоченного на то лица и печатью, то есть копия нотариальной доверенности должна быть заверена нотариусом. Таким образом, при представлении интересов налогоплательщика – физлица представитель должен представить оригинал доверенности на представление интересов от имени налогоплательщика либо заверенную в установленном порядке копию такой доверенности. Источник: audit-it.ru 9.6. Длительный договор аренды здания не прошел госрегистрацию - расходы по нему не учесть (Письмо Минфина РФ от 23.11.15 № 03-07-11/67890) В письме от 23.11.15 № 03-07-11/67890 Минфин указал, что согласно пункту 2 статьи 651 Гражданского кодекса договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит госрегистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Расчетные документы по оплате за аренду должны содержать ссылку на договор, в соответствии с которым происходит оплата. Расходы по незаключенному договору аренды не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль как не соответствующие критериям расходов, установленных статьей 252 НК. Суммы НДС, предъявленные арендодателем арендатору в отношении услуг по аренде нежилого помещения, в том числе оказываемых по договору, подлежащему регистрации, принимаются к вычету в случае использования этих услуг для операций, подлежащих налогообложению этим налогом, после их принятия на учет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами. Источник: audit-it.ru
10. Новости налогового контроля10.1. Блокировка счета налоговым органом не мешает уплате НДФЛ и не освобождает от пеней по нему В период с 1 января 2011 года по 30 апреля 2014 года компания несвоевременно перечисляла исчисленный и удержанный НДФЛ. По результатам выездной проверки налоговики доначислили НДФЛ, пени и штраф. Компания намеревалась оспорить решение в суде (дело № А51-1652/2015), считая, что у инспекции отсутствовали основания для исчисления пеней, поскольку несвоевременная уплата НДФЛ связана с неоднократным приостановлением налоговиками операций по расчетным счетам компании. Суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований и разъяснили, что, действительно, абзац 2 пункта 3 статьи 75 НК предусматривает, что пени не начисляются на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в том числе ввиду наложения ареста на его имущество. Однако расходные операции по счетам фирмы приостанавливались за исключением платежей, очередность исполнения которых предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов. То есть заморозка счета не распространялась на оплату труда, из которой удерживается НДФЛ. К тому же, приостановление носило краткосрочный характер (от 3 до 6 календарных дней), при этом на счетах компании имелись денежные средства, превышающие суммы взысканий, указанные в решениях о блокировке счета. Кроме того, у компании имелись счета в других банках, на которые арест не налагался. В решении кассации (Ф03-5040/2015 от 16.12.2015) указано: «помимо условия о принятии перечисленных в абзаце 2 пункта 3 статьи 75 НК РФ ненормативных актов, основанием для освобождения от уплаты пеней является доказанность факта невозможности исполнения налоговым агентом установленной законодательством обязанности». В данном случае, наложение ареста не являлось препятствием для исполнения обязанности по своевременному перечислению в бюджет удержанного НДФЛ. Источник: audit-it.ru 10.2. При камеральной проверке по НДС можно не сдавать в инспекцию документы, не связанные с вычетами По результатам камеральной проверки по НДС инспекция доначислила ОАО штраф по статье 126 НК – за непредставление документов в установленный срок (ТТН, приложений к контракту и расчетно-платежных документов) и выставила требование об уплате штрафа. Суды трех инстанций (дело № А40-200908/2014) признали решение инспекции недействительным, выяснив, что в соответствии с условиями заключенных договоров расходы по доставке товара отнесены на поставщиков. Таким образом, истребованные инспекцией ТТН налогоплательщику не передавались. Суды также указали, что затребованные инспекцией приложения к контракту не являются документами, необходимыми для обоснования заявленных налоговых вычетов, следовательно, их истребование в данном случае незаконно. Расчетно-платежные документы налогоплательщиком инспекции были представлены. В решении кассации (Ф05-16932/2015 от 14.12.2015) указано: «ввиду необоснованного истребования у налогоплательщика дополнительных документов, не относящихся к предмету налоговой проверки, а также с превышением пределов полномочий, ... решение инспекции в части привлечения к ответственности в виде штрафа и выставленное на его основании требование об уплате штрафа признаны недействительными». Источник: audit-it.ru 10.3. ФНС разъяснила аспекты представления документов, затребованных при налоговой проверке В письме от 4 декабря 2015 г. № ЕД-16-2/304 ФНС рассказала, какие документы в каком варианте электронного вида можно представить по запросу налоговых органов. Возможность представления в xml-формате установлена для следующих документов: счет-фактура, в том числе корректировочный; журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур; книга покупок и книга продаж, в том числе дополнительные листы к ним (форматы утверждены приказом ФНС от 05.03.2012 № ММВ-7-6/138@), а также товарная накладная (ТОРГ-12) и акт приемки-сдачи работ (услуг) (форматы рекомендованы приказом ФНС от 21.03.2012 № ММВ-7-6/172@). Приказом ФНС от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@ утвержден формат описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по ТКС, который включает и форматы документов, указанных в описи и представленных в виде скан-образов. Возможность представления в виде сканированных копий установлена для следующих документов: договор (соглашение, контракт), в том числе дополнения (изменения); спецификация (калькуляция, расчет) цены (стоимости); акт приемки-сдачи работ (услуг); счет-фактура, в том числе корректировочный; товарно-транспортная накладная; товарная накладная (ТОРГ-12); грузовая таможенная декларация/ транзитная декларация, в том числе добавочные листы к ним. Кроме того, проект закона с поправками в НК, предусматривающими прямое указание возможности представления сканированных документов, уже внесен правительством в Госдуму. Скорее всего, речь идет о законопроекте № 688389-6, который был в мае принят в первом чтении, - он содержит поправки в статью 93
НК о представлении документов в электронном виде, однако конкретно на сканы прямого указания не дает. Начиная с налогового периода 1 квартал 2014 года, представление налоговой декларации по НДС производится налогоплательщиками (в том числе являющимися налоговыми агентами) по установленному формату в электронной форме по ТКС, обмен информацией между налогоплательщиком и налоговым органом в большинстве случаев организован по ТКС. Поэтому, по мнению ФНС, нецелесообразно вводить возможность представления документов по запросу налоговых органов в сканированном виде на электронных носителях информации. Также ФНС сообщила, что не установлено ограничение на повторное истребование у проверяемого лица документов, ранее представленных в налоговые органы в рамках запроса по конкретной сделке вне рамок проведения налоговых проверок. Кроме того, служба разъяснила, что в отсрочке представления документов налоговики имеют право отказать, при этом не предусмотрена выдача налогоплательщику документа, содержащего мотивированный отказ. Источник: audit-it.ru
11. Аналитическая статья от ГК «Налоги и финансовое право»11.1. Особенности учета выплат в связи с полученной банковской гарантией Описание ситуации: В рамках договора генерального подряда на строительство была получена банковская гарантия на обеспечение надлежащего исполнения договора, срок действия которой истекает 31.12.2015 года. В настоящее время в связи с неисполнением и ненадлежащим исполнением принципалом своих обязательств по Договору подряда, бенифициар предъявляет гаранту требования об уплате денежных средств по банковской гарантии, в том числе: - за неуплату неустойки за нарушение принципалом сроков выполнения работ по договору подряда; - за неисполнение принципалом обязательств по выполнению работ и неуплатой возникших в связи с этим у бенифициара убытков. Вопрос 1: В случае отражения в составе прочих доходов будет ли это признаваться как погашение неустойки или будет являться возмещением убытков? Прошу прописать порядок налогообложения для обоих случаев. Ответ: Положениями Банковской гарантии № IGR11/MSHD/6913 предусмотрено: - Банк настоящим безотзывно и безусловно обязуется уплатить бенифициару сумму или суммы, не превышающую ХХХ российских рублей в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения принципалом своих обязательств по Договору; - гарант производит платеж по гарантии по первому письменному требованию бенифициара, содержащему указание: а) что принципал нарушил свои обязательства по Договору; б) в отношении чего принципал допустил нарушение. Требование бенифициара о выплате по гарантии должно сопровождаться копией письменного уведомления бенифициара в адрес принципала о намерении предъявить требование по гарантии с указанием сути нарушения, выпущенного 30 днями ранее и направленного бенефициаром принципалу. Устно Вами пояснено, что принципал был уведомлен, но каких-либо действий, свидетельствующих о согласии/ несогласии с вменяемым ему ненадлежащим исполнением обязательств, в том числе переписки, не последовало. Правоотношения в рамках банковской гарантии регулируются разделом 6 «Независимая гарантия» главы 23 «Обеспечение исполнения обязательств» ГК РФ. В силу п. 1 ст. 368 ГК РФ по независимой гарантии гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить указанному им третьему лицу (бенифициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства. Предусмотренное независимой гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром, как установлено п. 1 ст. 370 ГК РФ, не зависит в отношениях между ними от основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана, от отношений между принципалом и гарантом, а также от каких-либо других обязательств, даже если в независимой гарантии содержатся ссылки на них. Гарант не вправе согласно п. 2 ст. 370 ГК РФ выдвигать против требования бенефициара возражения, вытекающие из основного обязательства, в обеспечения которого независимая гарантия выдана, а также из какого-либо иного обязательства, в том числе из соглашения о выдаче независимой гарантии не вправе ссылаться на обстоятельства, не указанные в гарантии. В соответствии с п. 2 ст. 375 ГК РФ гарант должен рассмотреть требования бенефициара и приложенные к нему документы в течение пяти дней со дня, следующего за днем получения требования со всеми приложенными к нему документами, и, если требование признано им надлежащим, произвести платеж. При этом в силу п. 1 ст. 376 ГК РФ гарант вправе отказать бенефициару в удовлетворении его требований, если это требование или приложенные к нему документы не соответствуют условиям независимой гарантии либо представлены гаранту по окончании срока действия независимой гарантии. На основании вышеуказанных норм считаем, что фактическая оплата требований гарантом (третьим лицом, не связанным с бенифициаром договорными отношениями, в рамках которых возникли обязательства) не придает им какой-либо иной правовой сути, кроме как оплата по обязательствам, которые возникли у принципала перед бенифициаром. Иными словами, факт того, что деньги в рассматриваемой ситуации поступают от лица гаранта, а не от принципала, не изменяют того обстоятельства, что организации (бенефициару) фактически возмещают ее убытки и выплачивают неустойку. В силу п. 3 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба. Датой получения такого внереализационного дохода на основании подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ признается дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда. В рассматриваемой ситуации организация в соответствии с условиями Банковской гарантии № IGR11/MSHD/6913 уведомила контрагента о направлении требования в адрес гаранта. При этом со стороны контрагента действия, которые позволяли бы говорить о признании им сумм убытков и неустойки, не последовали. Вместе с тем, нельзя не подчеркнуть тот факт, что получение банковской гарантии изначально предполагает, что требования бенефициара подлежат удовлетворению гарантом без учета согласия/ несогласия на то контрагента (принципала). Соответственно, считаем, что в рассматриваемой ситуации суммы неустойки за нарушение подрядчиком сроков выполнения работ по договору подряда, также как и суммы возмещаемого ущерба следует учитывать в составе внереализационных доходов организации на момент поступления от гаранта денежных средств на расчетный счет (в кассу) организации. Вопрос 2: Какими проводками в бухгалтерском учете необходимо отразить данный факт хозяйственной жизни Общества? Ответ: На основании п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации» выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий: а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом; б) сумма выручки может быть определена; в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива; г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана); д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены. Неустойки за нарушение условий договоров, как и поступления в возмещение причиненных организации убытков, как установлено п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации», признаются прочими доходами. В силу п. 10.2 ПБУ 9/99 перечисленные экономические выгоды принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных должником. Как указано при ответе на вопрос № 1, в рассматриваемой ситуации организация в соответствии с условиями Банковской гарантии № IGR11/MSHD/6913 уведомила контрагента о направлении требования в адрес гаранта. При этом со стороны контрагента действия, которые позволяли бы говорить о признании им сумм убытков и неустойки, не последовали. Вместе с тем, получение банковской гарантии изначально предполагает, что требования бенефициара подлежат удовлетворению гарантом без учета согласия/ несогласия на то контрагента (принципала). Соответственно, считаем, что в рассматриваемой ситуации совокупность условий для признания прочего дохода выполняется на дату поступления денежных средств на расчетный счет организации. При этом считаем, что в учете организации может быть составлены следующие бухгалтерские записи:
11.2. О выдаче работнику целевого займа для оплаты задолженности перед прежним работодателем Описание ситуации: Авиакомпания испытывает потребность выдать денежные средства вновь принимаемому сотруднику для погашения им задолженности по договору целевого займа на обучение перед прежним работодателем, закрепив при этом обязанность данного сотрудника проработать определенный срок в Авиакомпании. В случае не исполнения данного условия при увольнении работник должен вернуть выданные ему ранее денежные средства. Вопросы: Возможно ли оформление выдачи денежных средств путем заключения с работником договора целевого займа для оплаты задолженности перед прежним работодателем? Какие риски при этом несет Авиакомпания и работник (с точки зрения действительности такого договора, налогообложения при выдаче такого займа)? Ответ: В соответствии с положениями ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. В силу ст.ст.807, 809 ГК РФ по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа). Договор займа может быть беспроцентным. Согласно п.п.1,3 ст. 810 ГК РФ заемщик обязан возвратить заимодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа. Если иное не предусмотрено договором займа, сумма займа считается возвращенной в момент передачи ее займодавцу или зачисления соответствующих денежных средств на его банковский счет. Статьей 814 ГК РФ предусмотрено, что если договор займа заключен с условием использования заемщиком полученных средств на определенные цели (целевой заем), заемщик обязан обеспечить возможность осуществления займодавцем контроля за целевым использованием суммы займа. В случае невыполнения заемщиком условия договора займа о целевом использовании суммы займа, а также при нарушении обязанностей, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, займодавец вправе потребовать от заемщика досрочного возврата суммы займа и уплаты причитающихся процентов, если иное не предусмотрено договором. Учитывая вышеизложенное, полагаем, что работодатель вправе заключить с работником договор целевого займа для погашения его задолженности перед прежним работодателем, включив в него, например, условие о том, что обязательство по возврату займа прекращается, если заемщик по истечении ... лет со дня заключения договора продолжает свою деятельность у заимодавца, в противном случае заем подлежит возврату. Отметим, что суды признают подобные договоры займа не противоречащими действующему законодательству и удовлетворяют требования истцов – заимодавцев о взыскании сумм займа с заемщика, который уволился раньше установленного срока (например, Определение Московского городского суда от 08.07.2011 № 33-21196, Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 17.08.2010 № 33-8104/2010). Из вышеизложенного следует, что работодатель вправе выдать своему работнику целевой заем для погашения его задолженности перед прежним работодателем. Что касается налоговых последствий заключения данного договора. У организации при выдаче беспроцентного займа работнику никаких налоговых последствий не возникает. Так, денежные средства, передаваемые по договору займа, к расходам организации (заимодавца) не относятся (п. 12 ст. 270 НК РФ). Предоставление займов не облагается НДС на основании подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ. На сумму предоставленного работнику займа не нужно начислять страховые взносы в ПФР, ФСС, ФФОМС, ТФОМС (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»). Что касается налоговых последствий заключения такого договора для работника. Согласно абз. 1 подп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными средствами, полученными от организаций. При этом порядок исчисления НДФЛ с материальной выгоды от экономии на процентах за пользование беспроцентным займом НК РФ не определен: не установлен момент определения налоговой базы в отношении таких займов (в отличие от займов, выданных под проценты). По мнению Минфина РФ, с которым мы согласны, налоговая база по НДФЛ при выдаче беспроцентного займа рассчитывается на дату погашения займа. Так, в письме Минфина РФ от 25.07.2011 № 03-04-05/6-531 указано:
Аналогичный вывод сделан в письмах Минфина РФ от 16.05.2011 № 03-04-05/6-350, от 29.03.2011 № 03-04-06/6-61, от 20.08.2010 № 03-04-06/7-184, УФНС России по г. Москве от 04.05.2009 № 20-15/3/043262@, от 20.06.2008 № 28-11/058540. В письме от 09.08.2010 № 03-04-06/6-173 Минфин РФ разъяснил порядок расчета налоговой базы при определении материальной выгоды за пользование беспроцентными займами: при первоначальном возврате заемных средств на сумму задолженности нужно начислить проценты, исчисленные исходя из 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату возврата средств, и количества дней, прошедших с момента предоставления займа. При каждом следующем погашении проценты начисляются исходя из количества дней, прошедших с момента возврата предыдущей части займа. Таким образом, следуя разъяснениям Минфина, можно сделать вывод, что в рассматриваемой ситуации у работника возникнет доход, подлежащий налогообложению НДФЛ, в виде материальной выгоды на каждую дату погашения займа. Если работник уволится до истечения срока, установленного договором, и начнет гасить заем деньгами (в добровольном порядке или на основании судебного решения), материальная выгода будет возникать на каждую дату погашения займа. В этом случае у Авиакомпании в силу п.1 ст.226 НК РФ возникнут обязанности налогового агента - исчислить, удержать из его доходов и перечислить в бюджет НДФЛ с полученного дохода. Если бывший работник доходов от Авиакомпании уже получать на тот момент не будет, исчисленную сумму налога удержать у него не получится. Следовательно, в силу п.5 ст.226 НК РФ у Авиакомпании возникает обязанность письменно сообщить и налогоплательщику, и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога. Срок сообщения - не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства. Если работник не уволится до истечения срока, установленного договором, по нашему мнению, материальная выгода у него возникнет на ту дату, когда по условиям договора обязательство работника по возврату займа будет прекращено. В этом случае Авиакомпании как налоговому агенту следует исчислить, удержать НДФЛ с материальной выгоды из его доходов и перечислить в бюджет. Таким образом, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации у работника возникнет доход в виде материальной выгоды либо на дату уплаты сумм в погашение займа, либо на ту дату, когда по условиям договора обязательство работника по возврату займа будет прекращено.
12. Блог А.В. Брызгалина «О налогах и о жизни»12.1. Приглашаю принять участие в открытом заседании Налогового клуба 15 января 2016 года "Все новеллы налогового законодательства с 2016 года". Первое заседание Налогового клуба в 2016 году по традиции открытое. Форма участия: on-line Оплата: без оплаты Дата: 15 января 2016 года (с 9.45 до 13.00 /указано екатеринбургское время/; коллеги из центрального региона и г. Москвы могут подключиться к трансляции с 9.45 по местному времени - предусмотрена возможность возврата к началу мероприятия в режиме записи). Программа:
Посмотреть запись заседания Налогового клуба от 16 января 2015 года здесь. Мария Сухих, ведущий специалист по проектам (343) 350-11-62, 350-12-12 Источник: nalog-briz.ru 12.2. Благодарственное письмо от Губернатора Свердловской области. Сегодня утром встречал Е.Н.Артюх, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области. Елена Николаевна вручила Благодарственное письмо Губернатора Свердловской области Е.В.Куйвашева "за вклад в развитие предпринимательской деятельности на территории Свердловской области". Спасибо за теплые слова и высокую оценку деятельности. Источник: nalog-briz.ru
13. Новости судебной практики по налоговым спорам13.1. В пользу налогоплательщика «Если норматив потерь полезных ископаемых на текущий год утвержден в середине года, то налогоплательщик не обязан пересчитывать НДПИ с применением нового норматива за период его отсутствия (подп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ)» Согласно подп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ. В случае, если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, установленном абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом. По мнению налогового органа, налогоплательщик не вправе самостоятельно определять нормативы потерь полезных ископаемых, а обязан применить нормативы согласно требованиям подп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ. Если нормативы потерь утверждены на очередной календарный год в течение этого либо следующего за ним календарного года, то налогоплательщик обязан осуществить перерасчет сумм НДПИ, подлежащего уплате в бюджет, начиная с первого налогового периода календарного года, на который утверждены данные (новые) нормативы потерь. Суд не согласился с позицией налогового органа. Как следует из материалов дела, налогоплательщик в январе, феврале, марте, апреле, мае 2010 года применял ранее утвержденные нормативы потерь полезных ископаемых. Налоговый орган в ходе выездной проверки доначислил НДПИ за 2010 год. Как отметил суд, налогоплательщик своевременно обратился за утверждением нормативов потерь в соответствующий государственный орган. Нормативы потерь не были утверждены данным органом своевременно. Следовательно, причины несвоевременного утверждения нормативов потерь не зависели от налогоплательщика. Суд пришел к выводу, что налогоплательщик правомерно при отсутствии утвержденного норматива на 2010 год применял ранее утвержденные нормативы потерь полезных ископаемых. Кассационная жалоба налогового органа оставлена без удовлетворения. (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 сентября 2015 г. по делу № Ф05-12960/15)
13.2. В пользу налогового органа «До 01.01.2015 компенсационные выплаты работникам, выплачиваемые при увольнении по соглашению сторон, не учитывались в целях исчисления налога на прибыль (п. 9 ст. 255 НК РФ (в ред. с 01.01.2015))» Согласно п. 9 ст. 255 НК РФ (в ред. с 01.01.2015) к расходам на оплату труда относятся, в частности, начисления увольняемым работникам, в том числе в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, сокращением численности или штата работников налогоплательщика. В целях настоящего пункта начислениями увольняемым работникам признаются, в частности, выходные пособия, производимые работодателем при прекращении трудового договора, предусмотренные трудовыми договорами и (или) отдельными соглашениями сторон трудового договора, в том числе соглашениями о расторжении трудового договора, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. По мнению налогового органа, налогоплательщик неправомерно включил в расходы на оплату труда, уменьшающие базу по налогу на прибыль, произведенные по соглашению сторон выплаты при увольнении работников. Суд согласился с позицией налогового органа. В ходе выездной проверки налоговый орган установил, что в 2010 - 2011 годах, 1 полугодии 2012 года налогоплательщик в состав расходов на оплату труда включил суммы компенсационных выплат работникам, выплачиваемых при увольнении на основании соглашения о расторжении трудового договора. Как отметил суд, компенсационные выплаты при увольнении не предусмотрены нормами законодательства. Соглашение сторон о расторжении трудового договора не является частью трудового договора. Произведенные в рамках данных соглашений выплаты не связаны с исполнением работниками обязанностей в рамках трудовых договоров, следовательно, не являются расходами работодателя на оплату труда. Довод налогоплательщика о том, что согласно новой редакции п. 9 ст. 255 НК РФ, вступившей в силу с 01.01.2015, выходные пособия включаются в состав расходов на оплату труда, был отвергнут судом, поскольку в спорный период данная норма не действовала. Суд пришел к выводу, что компенсационные выплаты, выплачиваемые работникам при увольнении по соглашению сторон, не являются экономически обоснованными. Кассационная жалоба налогового органа оставлена без удовлетворения. (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 сентября 2015 г. по делу № Ф05-12629/15)
14. Зарубежные налоговые новости14.1. Налоговое управление ЮАР отчиталось о росте налоговых поступлений Налоговое управление Южной Африки получило 5.94 млн. налоговых деклараций в конце 2015 года, которые подали налогоплательщики 27 ноября, что составляет на 11.52 процентов больше, чем в 2014 году. В это число входят доходы физических лиц и трестов. Уровень соответствия налогоплательщиков, подающих декларации вовремя превышает 90 процентов третий год подряд. Объявляя предварительные результаты, исполняющий обязанности комиссара Йонас Макваква сказал: «Без сомнения, это является значительным достижением. Мы призываем налогоплательщиков, которые еще не представили свои декларации, сделать это, и присоединиться к большинству налогоплательщиков, которые уже сделали так.». К 27 ноября, в общей сложности 4,2 млн налоговых деклараций были представлены физическими лицами. Источник: offshore.su 14.2. Россия предложила ЕАЭС ввести единый налог на зарубежные интернет-посылки Интернет-посылки из-за рубежа стоимостью от 22 до 150 евро планируется обложить обязательным сбором в 10-15 евро. Об этом заявила статс-секретарь – замруководителя Федеральной таможенной службы (ФТС) Татьяна Голендеева, передает «Интерфакс». По ее словам, пока Россия добивается унификации своих предложений на уровне Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Если компромисса не будет найдено, Москва намерена решать вопрос о введении сбора и новых ставок на национальном уровне, пояснила Голендеева. Она напомнила, что таким правом сегодня уже пользуется, в частности, Белоруссия, где установлены нормы беспошлинного ввоза товаров физлицами в почтовых отправлениях ниже общих лимитов по ЕАЭС. При этом принятие решения общего для всех членов ЕАЭС все-таки предпочтительнее с точки зрения того, чтобы не было «перетекания» интернет-заказов в сопредельные государства с более высоким порогом беспошлинной доставки. Как рассказала замглавы таможенного ведомства, теперь РФ настаивает на том, чтобы посылки из зарубежных интернет-магазинов стоимостью до 22 евро ввозились беспошлинно, а заказы ценой от 22 до 150 евро – облагались по единой ставке в 10-15 евро. В свою очередь, посылки дороже 150 евро в будущем могут обойтись гражданам в 10-15 евро плюс 30 процентов от таможенной стоимости. В конце октября ЕАЭС не поддержал предложение Евразийской экономической комиссии снизить порог беспошлинной интернет-торговли с 1000 до 150 евро. Также ЕЭК предлагала снизить общий вес посылок, не облагающийся пошлиной, с 31 до 10 килограммов в месяц. Для посылок до 10 килограммов планировалось ввести фиксированный сбор в размере 25 евро. Очередное заседание Совета ЕАЭС на уровне вице-премьеров, где будет обсуждаться указанный вопрос, должно состояться 2 декабря. В настоящее время в России можно беспошлинно заказывать и получать посылки для личного пользования на сумму до 1 тысячи евро и весом до 31 килограмма за один календарный месяц. При превышении этого лимита придется заплатить пошлину в 30 процентов стоимости за все, что превышает установленные ограничения (но не менее 4 евро за килограмм). Вопрос снижения лимита беспошлинной интернет-торговли выносился на обсуждение правительства России осенью 2014 года, однако развития эта тема не получила. В феврале 2015-го совет ЕЭК отложил рассмотрение этого вопроса до вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС (участниками объединения являются Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия). Источник: lenta.ru
15. «Знаете ли Вы...»
|
(в рублях) |
||
№ 1/2015 |
Основные изменения в Налоговый кодекс в 2015 году |
300=00 |
№ 2/2015 |
Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2015 год |
300=00 |
№ 3/2015 |
Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2015 год |
300=00 |
№ 4/2015 |
Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2014 год. |
300=00 |
№ 5/2015 |
К Седьмому международному налоговому симпозиуму «Теория и практика налоговых реформ». Подборка статей |
300=00 |
№ 6/2015 |
Отдельные инструменты вложения средств в деятельность юридического лица: выгоды, риски, практические советы |
300=00 |
№ 7/2015 |
Налог на прибыль: из практики налогового консультирования. |
300=00 |
№ 8/2015 |
Налог на добавленную стоимость: из практики налогового консультирования |
300=00 |
№ 9/2015 |
Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты |
300=00 |
№ 10/2015 |
Интересные вопросы по НДПИ, налогу на имущество, земельному и транспортному налогам: из практики налогового консультирования |
300=00 |
№ 11/2015 |
Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет |
300=00 |
№ 12/2015 |
Вексель, корпоративные отношения, поставка, обязательства и прочее: из практики гражданско-правового консультирования |
300=00 |
Получить дополнительную информацию и заказать отдельные номера журнала
«Налоги и финансовое право» можно по телефону:
Редакция журнала «Налоги и финансовое право» на сайте компании организовала частичный свободный доступ к содержанию архивных номеров. Приглашаем посмотреть материалы: http://www.cnfp.ru/izdatelstvo/archive
17. Аналитическая база данных по налоговым спорам
Группы компаний «Налоги и финансовое право»
Обзор представляет собой систематизированный, сгруппированный по темам перечень правовых позиций, сформулированных из анализа соответствующих судебных решений КС РФ, ВАС РФ, Федеральных арбитражных судов России, а так же Арбитражных судов апелляционных инстанций.
Информация для пользователей базы данных «Аналитические обзоры судебной практики по налоговым спорам»:
Аналитический обзор судебной практики за декабрь 2015 года будет разослан подписчикам Аналитической базы данных до 31 января 2015 года.
Уважаемые подписчики, просим Вас направлять Ваши пожелания и предложения по поводу Аналитической базы данных по налоговым спорам по следующему электронному адресу — cnfp@cnfp.ru
За более подробной информацией обращайтесь на сайт Группы компаний «Налоги и финансовое право» — http://cnfp.ru/izdatelstvo/ob-analiticheskom-obzore/
18. Информация наших коллег и партнёров
18.1. Покупайте программы 1С в ГК «АСП» и получайте в подарок услуги программиста «1С»!
Хотите избавиться от проблем с обслуживанием новой программы? Приобретайте программные продукты фирмы «1С» в ГК «АСП» и пользуйтесь лучшим сервисом в Екатеринбурге бесплатно!
Условия Акции:
Покупая любую программу «1С» на сумму от 13 000р в ГК «АСП», в ПОДАРОК Вы получаете бесплатные услуги программиста «1С» до 50 часов или обучение со скидкой 50%.
ЗВОНИТЕ и ПОЛУЧАЙТЕ СУПЕР СЕРВИС от «АСП» тел. 8 (343) 222-16-22, наш сайт: www.asp-1c.ru
© Налоги и финансовое право 2002-2015
В избранное | ||