← Ноябрь 2014 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
6
|
8
|
9
|
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
21
|
22
|
23
|
||
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней 9 выпусков (1-2 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://cnfp.ru
Открыта:
18-01-2008
Статистика
0 за неделю
Налоговые новости от ГК "Налоги и финансовое право"
Руководитель проекта — А. В. Брызгалин. Уникальная работа, в которой представлен совершенно непривычный и неожиданный взгляд на НАЛОГИ как на живое, развивающееся и чрезвычайно интересное явление в истории развития общества. Авторы решили взглянуть на налоги и историю налогообложения более объемно, широко или, что называется, под иным, чем обычно, углом зрения: им интересно было поднять налоговый пласт человеческой культуры и рассмотреть его (насколько оказалось возможным) во всем многообразии и разнообразии материала. Это книга о месте налогов в мировой истории, об их связи с крупнейшими событиями в ней и о том значении, которое имеют налоги в истории развития культуры человечества. На страницах этой книги читатель ознакомится с весьма оригинальными высказываниями о налогах и налогообложении великих людей (российских и зарубежных классиков и наших современников): общественных деятелей, ученых, писателей, поэтов, — запечатленными в их произведениях и кропотливо выбранными для данного издания авторами книги. Читатель, несомненно, поразится тому, какими странными, порой невероятными, событиями наполнена история налогообложения разных времен и народов и какое множество необычных налогов взималось ранее и взимается в настоящее время в разных странах, а также улыбнется, читая остроумные афоризмы и анекдоты на тему налогообложения или истории о курьезных случаях из «жизни налогов». Книга рассчитана на самый широкий круг читателей, так как поможет им расширить свои познания в области истории налогов, взглянуть на привычные вещи с иной точки зрения, поговорить о серьезном и важном с иронией и юмором, а также найти для себя Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин А. Н. Налоги. Люди. Время… или этот безграничный Мир Налогов. / Под. ред. к. ю. н. А. В. Брызгалина. — Екб.: Издательство «Налоги и финансовое право», 2008. — 576 с. Стоимость издания: 600 руб. Для участников Налогового клуба, корпоративных клиентов, подписчиков: 600 руб. (с учетом почтовой доставки) Справки:
К 20-летнему юбилею Группы компаний «Налоги и финансовое право» Аркадий Викторович Брызгалин подготовил оригинальное книжное издание "Этюды о налогах. Прогулки по Миру Налогов с Аркадием Брызгалиным". "Этюды о налогах" – это продолжение уникальной книги, вышедшей в 2008 году, под названием «Налоги. Люди. Время... или Этот безграничный Мир Налогов». Книга отражает необычный взгляд на налоги как на явление общесоциальное и общекультурное. Необычные исторические факты о налогообложении, удивительные современные налоги, сравнения и аналогии. А. В. Брызгалин в своем блоге пишет: «Я убежден, что добрая шутка о налогоплательщике и налоговом инспекторе не поссорит их, а позволит более глубоко познать реалии современной жизни. Цель сборника – популяризация налогов, повышение налоговой грамотности, расширение профессионального и общего кругозора. Книга рассчитана на самый широкий круг читателей и поможет им расширить свои познания в области истории налогов, взглянуть на привычные вещи с иной точки зрения, поговорить о серьезном и важном с иронией и юмором, а также найти для себя что-то интересное, неожиданное и примечательное» (http://www.nalog-briz.ru). Книгу можно приобрести в редакции Издательства «Налоги и финансовое право» г.Екатеринбург, ул.Луначарского, д.77. Справки по телефону (343) 350-11-62.
Встречаются двое на улице. Анекдоты про налоговую полицию.
1. Налоговая новость недели1.1. Резидентов свободной экономической зоны в Крыму освободят от налогов Резиденты свободной экономической зоны в Крыму и Севастополе не будут платить ряд налогов в течение 10 лет, сообщил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Кроме того, для них будут установлены пониженные тарифы страховых взносов. 30 октября Правительство РФ одобрило пакет законопроектов о создании свободной экономической зоны в Крыму и Севастополе. Она заработает уже с 1 января 2015 года. Как пояснил Дмитрий Медведев, в СЭЗ инвесторы не будут платить ряд налогов в течение десяти лет (в зависимости от категорий налогов). Также будут снижены административные барьеры, мешающие ведению бизнеса. При этом в морских гаванях Крыма могут быть введены режимы свободного флага и удобного порта. Это упростит таможенные процедуры. Кроме того, для участников СЭЗ устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6% в течение 10 лет с момента получения соответствующего статуса. С 2018 года пониженные тарифы взносов для новых участников применяться не будут. По оценкам экспертов, предлагаемые меры позволят снизить издержки инвесторов на 30%. С 2015 года в первые два года будут освобождаться от уплаты налогов на упрощенной и патентной системах и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, работающие в производственной, социальной и научной сферах. Соответствующий законопроект Минфина внесен в Госдуму. Источник: gazeta-unp.ru
2. Новости компании2.1."Налоговая консультация на "Эхо-Москвы - Екатеринбург" с Аркадием Брызгалиным Каждый третий четверг месяца на «Эхо Москвы-Екатеринбург» выходит «Ежемесячная программа «Налоговая консультация». Время выхода с 15:00 до 16:00 (время Екб). Продолжительность – до 40 минут. Ведущие программы Главный редактор радио «Эхо Москвы Екатеринбург» - Максим Путинцев и Аркадий Брызгалин. Полную подборку всех радиопередач вы можете прослушать здесь, или посмотреть соответствующую рубрику "Налоговая консультация с Аркадием Брызгалиным на Эхо Москвы - Екатеринбург" непосредственно на блоге. Источник: nalog-briz.ru
3. Анонс мероприятия3.1. Приглашаем принять участие в Московском семинаре "Правовая и налоговая защита бизнеса в современных условиях: методология и актуальные риски", который пройдёт 19-20 ноября 2014 г. В Программе семинара «Правовая и налоговая защита бизнеса в современных условиях: методология и актуальные риски» произошло небольшое, но существенное изменение. Виктор Валентинович Бациев, судья Высшего Арбитражного Суда РФ (в отставке), правовой советник Исследовательского центра частного права при Президенте РФ, откликнулся на наше предложение принять участие в семинаре. Тема выступления В.В.Бациева: «Экономический анализ при рассмотрении налоговых споров. Правовые позиции ВАС РФ» (1 час. 30 мин.) А.В.Брызгалин: «Думаю, что современным налоговедам не надо особо представлять Виктора Валентиновича. Являясь председателем судебного состава ВАС РФ с 2011 года, В.В.Бациев принимал участие в рассмотрении самых известных и сложных налоговых споров, и таким образом непосредственно участвовал в формировании правовых позиций судебным налоговым прецедентам последних лет. Это один из ярких представителей научной школы ВАС РФ, блестящий аналитик и полемист. Именно поэтому мы пригласили его к нам на семинар и очень рады, что он откликнулся. Ну а тема его выступления говорит сама за себя. Кто еще лучше Виктора Валентиновича может рассказать о сути и особенностях метода экономического анализа при рассмотрении налоговых споров?» О лекторе: Виктор Валентинович Бациев, с 2003 года по 2009 года - главный консультант, советник, начальник Управления анализа и обобщения судебной практики ВАС РФ. Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30.10.2009 г. назначен судьей ВАС РФ, с 2011 года - председатель судебного состава. Стаж работы по юридической профессии свыше 15 лет. Имеет высший квалификационный класс судьи. Удостоен звания "Почетный работник судебной системы". Одним из приглашенных лекторов на семинаре «Правовая и налоговая защита бизнеса в современных условиях: методология и актуальные риски» стал Сергей Дмитриевич Хазанов, заведующий кафедрой административного права Уральского государственного юридического университета, к.ю.н., профессор, одни из самых известных и авторитетнейших правоведов в сфере административно-правового регулирования в России. Тема выступления: «Правовая защита организаций и должностных лиц в сфере предпринимательской деятельности, финансов и налогов от неправомерных актов (действия, бездействия) государственных администраций: основные принципы, судебная практика, тенденции развития на 2015 год». А.В.Брызгалин: «В первую очередь я хотел бы поздравить Сергея Дмитриевича с избранием его в Научно-консультативный Совет Верховного Суда РФ, которое состоялось в конце октября 2014. Отмечу, что Сергей Дмитриевич и ранее несколько лет состоял членом Научно-консультативного совета Высшего Арбитражного Суда РФ, поэтому то обстоятельство, что он вновь на передовой теории и практики правоприменения очень радует нас, его коллег и земляков. Что касается темы его выступления, то здесь нет ничего удивительного. Многие наши клиенты отмечают, что административное регулирование бизнеса в последние годы со стороны государства многократно усилилось. Кроме того, множественное правовое регулирование, выражающееся в принятии массы законодательных и подзаконных актов. А сколько еще у законодателя в проектах? Именно поэтому, лекции С.Д.Хазанова столь интересны и традиционно привлекают как юристов компаний, так и специалистов-практиков широкого профиля». О лекторе: кандидат юридических наук, профессор, заведующий кафедрой административного права Уральского государственного юридического университета, член Научно-консультативного совета ВАС РФ, а с 21 октября 2014 года член Научно-консультативного совета Верховного Суда РФ (административно-правовая секция). Подробнее о семинаре «Правовая и налоговая защита бизнеса в современных условиях: методология и актуальные риски», который состоится 19-20 ноября 2014 года, здесь: http://www.cnfp.ru/uchebnyy-centr/opisanie-meropriyatiy/_aview_b401 Если Вы ограничены временем для личного присутствия на семинаре, мы предлагаем Вам полную видео или аудио запись семинара. Справки по телефонам и электронному адресу: (343) 350–11–62, 350-12-12Сухих Мария (sme@cnfp.ru)
4. Новости налогообложения и экономики4.1. В соответствии с правительственными поправками все организации, уставный капитал которых разделен на акции, обязаны проводить ежегодный аудит. Правительство направило в Думу свои корректировки ко второму чтению поправок в закон «Об аудиторской деятельности». Из текста поправок следует, что ежегодный аудит своей финансовой отчетности обязаны проводить все акционерные общества (АО), включая закрытые (по новому законодательству – «непубличные»), которые сейчас этого делать не обязаны, в отличие от ОАО. Комитет Госдумы по финансовому рынку поддержал эти поправки. При этом, как писали «Известия» (izvestia.ru/news/570439), аудиторам, которые не должны быть аффилированы с проверяемой компанией, вменяется в обязанность докладывать о найденных нарушениях (коррупции, подкупа должностных лиц и пр.). Сначала – владельцев аудитованной компании, а если те в течение 90 дней не примут соответствующие меры, то аудитор обязан будет сообщить об этом в соответствующие органы власти – в частности, в правоохранительные органы. В настоящее время закон «Об аудиторской деятельности» устанавливает обязанность для ряда структур ежегодно проводить аудит своей отчетности на предмет ее достоверности – соответствует ли содержание документа реальному положению дел в компании. Проверку проводит независимая аудиторская организация, которая по итогам работы дает положительное или отрицательное заключение. Обязательный ежегодный аудит должны проводить, например, банки и страховщики, а также негосударственные пенсионные фонды (НПФ), компании, чьи ценные бумаги торгуются на бирже, а также ОАО. В общем, это те фирмы, которые имеют повышенное значение для здоровья фондовых бирж и карманов граждан: эти категории компаний зачастую работают с населением, а граждане часто не могут оценить надежность такой структуры. Правительственными поправками предусмотрено, что обязательный аудит своей отчетности должны проводить все акционерные общества – из закона просто убирают слово «открытые». Эти изменения, говорят эксперты, согласуются с поправками в Гражданский кодекс (ГК), вступившими в силу с 1 сентября 2014 года. Теперь гражданским законодательством вместо открытых и закрытых акционерных обществ предусмотрено деление организаций на публичные и непубличные. К первым относятся общества, акции и ценные бумаги, которых обращаются на фондовых биржах. Все остальные акционерные общества, а также общества с ограниченной ответственностью (ООО сохранены) отнесены к непубличным обществам. ЗАО как организационная форма юрлица действующим ГК вовсе не предусмотрена – ЗАО будет необходимо исключить из название слово «закрытое». Жестких сроков перерегистрации не предусмотрено, изменения в ЕГРЮЛ будут вноситься по мере обращения ЗАО в налоговую по другим поводам. Источник: izvestia.ru 4.2. Переход на применение новых классификаторов видов деятельности и продукции продлён до 2016 г. Переходный период на применение нового классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (сокращенно – ОКВЭД2) и классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (ОКПД2) продлен до 1 января 2016 года. Об этом сообщил Росстандарт в письме от 07.08.2014 г. № ВР-101-26/6366. Разъяснение ведомства распространили и налоговики (письмо ФНС от 20.10.2014 г. № ЕД-4-2/21612). Как поясняется, сейчас в ОКВЭД2 и ОКПД2 услуги населению, приведенные в ОКУН, отражены частично. Изменения будут вноситься постепенно по мере необходимости. А переходный период продолжится весь 2015 год. Напоминаем, что компаниям не понадобится менять старые ОКВЭД на новые в ЕГРЮЛ. Налоговики это сделают самостоятельно. Источник: glavbukh.ru 4.3. Печать для юрлиц перестанет быть обязательной: кабмин внес законопроект в ГосДуму. На рассмотрение в Госдуму поступил законопроект № 636191-6 о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ. Законопроект разработан Минэкономразвития во исполнение одного из пунктов плана мероприятий («дорожной карты») «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»,говорится на сайте правительства. В настоящее время каждое хозобщество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на местонахождение общества. Однако институт «круглой печати» становится рудиментарным, считают разработчики поправок, и есть возможность заменить его более актуальными способами идентификации (например, электронной подписью, специальными бланками компаний, голографическими печатями), используемыми на добровольной основе. Законопроект направлен на исключение обязательности печати для юрлиц, но не на запрет круглой печати. При отмене обязанности право использовать круглую печать сохраняется. Изменения вносятся в ГПК, АПК, ТК, законы о рынке ценных бумаг, об ипотеке, о приватизации, о таможенном регулировании, о контрактной системе - упоминание о проставлении печати дополняется ремаркой "(при наличии печати)". В пункте 7 статьи 2 закона об АО сейчас установлено: "Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. В печати может быть также указано фирменное наименование общества на любом иностранном языке или языке народов РФ. Общество вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации". Аналогичные положения имеются в пункте 5 статьи 2 закона об ООО. Вместо этого в указанных нормах будет сказано: "Общество вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества использовать печать". В НК изменения не вносятся. Одной из его норм установлено требование (которое остается в силе) по заверению печатью организации представляемого в таможенный орган сообщения контрагента в целях уплаты акциза по маркированным товарам Таможенного союза, ввозимым в РФ. Среди требований к первичным учетным документам, установленных законом о бухучете в настоящее время, а также к счету-фактуре (постановлением правительства № 1137) наличие печати не упоминается. При этом постановление 1137 содержит требования скреплять печатью страницы составленных на бумажном носителе организацией журнала учета, книг покупок и продаж, а также дополнительных листов книг покупок и продаж. Эти требования, возможно, впоследствии также получат оговорку "при наличии печати". Предполагается, что закон в случае принятия вступит в силу с момента официального опубликования. Разработчики законопроекта отмечают также, что это будет не первое удаление требований о наличии печати из законодательства. Так, федеральным законом от 7 мая 2013 года № 100-ФЗ были внесены изменения в ГК, в том числе - в порядок удостоверения доверенности, выданной юрлицом: отменена необходимость наличия печати на доверенности. Источник: audit-it.ru 4.4. Право на налоговые каникулы появится лишь у ИП, занятых в трех определенных сферах На днях со ссылкой на пресс-службу правительства мы сообщали о внесении в ГД законопроекта о налоговых каникулах. Теперь информация об этом законопроекте, получившем номер 634370-6, появилась и на сайте ГД. Текст проекта развеял сомнения, которые появились после информации из кабмина - останется ли ограничение по сферам деятельности (которое закладывалось в законопроект в период его разработки). И все-таки - останется: только ИП, занятые в производственной, социальной и научной сферах, будут иметь право на освобождение от налогов по УСН и ПСН сроком на два года. Виды деятельности по ОКВЭД, относящиеся к указанным сферам, будут устанавливаться субъектами РФ. Доля доходов ИП от таких видов деятельности должна быть не менее 70%. Во время налоговых каникул при УСН не будет уплачиваться в том числе и минимальный налог (1% от выручки в случае, если налог, исчисленный как 15% от доходов за вычетом расходов, оказался менее 1% от доходов). Это также стало яснее с появлением текста внесенного проекта. Законопроект вводит понятие "самозанятые граждане" в целях ПСН: они получают регистрацию в качестве ИП одновременно с оплатой патента по принципу одного окна, а по окончании срока действия патента снимаются с регистрации. В связи с этим, сообщала пресс-служба кабмина, предлагается внести изменения в федеральный закон 212-ФЗ, в соответствии с которыми самозанятые граждане на ПСН уплачивают страховые взносы в ПФ, ФСС, ФОМС не позднее срока истечения действия патента. Поправки в 212-ФЗ реализованы в отдельно внесенном в ГД законопроекте - 634406-6. Источник: audit-it.ru 4.5. Электронные больничные могут появиться в 2015 году Уже со следующего года медучреждения смогут направлять электронные больничные работников напрямую в ФСС, а регистрация компаний и ИП будет осуществляться полностью в электронном виде, заявил вчера премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании комиссии по использованию информационных технологий. Как сообщал Фонд соцстраха, тестирование системы по работе с электронными листками нетрудоспособности уже началось. ФСС уже выбрал медицинские организации и компании в 18 регионах, которые примут участие в отработке технологии. Также начато тестирование информационной системы, которое будет проводиться в 2014-2015 гг. В эксплуатацию систему планируется ввести с середины 2015 года или в 2016 году. Введение электронных больничных избавит компании от проверки листков на подлинность и правильность заполнения. Назначать и рассчитывать пособия станет проще, будут исключены ошибки расчета. К тому же электронный листок невозможно потерять. А количество бумажных документов при этом сократится. Проверить правильность расчета пособия работник сможет в личном кабинете на сайте фонда с помощью специального калькулятора. Там же можно будет получить сведения о выданных листках нетрудоспособности и выплаченных пособиях. Возможность полного отказа от бумажных листков будет оценена по результатам тестирования системы. Первым регионом, где врачи начнут оформлять электронные больничные, станет Москва. Регистрация юрлиц и индивидуальных предпринимателей будет также полностью переведена в электронную форму. «Мы разработали специальный план по оптимизации услуг ФНС. Например, предлагается включить информацию об ИНН в сертификат ключа проверки электронной подписи. Это позволит оплачивать госпошлины, связанные с регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», - сказал Дмитрий Медведев Источник: gazeta-unp.ru
5. Налоговые прогнозы, проекты, дискуссии5.1. Получить налоговую отсрочку станет проще. В Госдуму будет направлен правительственный законопроект, упрощающий принятие решения о предоставлении отсрочки по уплате федеральных налогов на срок от одного до трех лет. Распоряжение о внесении его в парламент размещено на сайте кабмина. Полномочия по принятию решения об отсрочке будут переданы Федеральной налоговой службе. Кроме того, из Налогового кодекса исключается норма, касающаяся порядка и условий предоставления отсрочки по уплате федеральных налогов по решению Минфина, так как она носила временный характер. Реализация законопроекта позволит сократить время на принятие решений о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате федеральных налогов и упростит процедуру рассмотрения представляемых документов, говорится в пояснительных документах. Законопроект был одобрен на заседании правительства. Источник: rg.ru 5.2. Госдума хочет ввести налог на бренды на иностранном языке. За рекламу товаров под брендами на иностранных языках или же просто обозначенных латинскими буквами хотят взимать особый сбор. С такой инициативой выступила целая группа депутатов Государственной думы, соответствующий законопроект уже внесен в нижнюю палату. Размер нового сбора депутаты отдают на усмотрение правительства, но ставят его зависимость от выручки рекламодателя. Хотя, конечно, вряд ли очередная спорная депутатская инициатива возымеет успех и получит положительный отзыв правительства. Но цель законопроекта благородная - не дать ввести потребителя в заблуждение, что, мол, раз не по-русски написано, значит, импортное. "Более того, создается впечатление, что подобные производители проявляют неуважение к русскому языку, который в соответствии с Конституцией РФ является государственным языком РФ на всей ее территории", - негодуют разработчики в пояснительной записке к законопроекту. Источник: rg.ru 5.3. Налоговые органы начали проверять расходы физических лиц. Крупная покупка без официальных доходов может обернуться доначислениями налогов. Это на себе прочувствовал белгородец Олег Андропов, купив несколько соток земли. Тонкость дела в том, что, купив земельный участок и зарегистрировав его как положено в Росреестре, господин Андропов уже несколько лет не имел легальных доходов, или, говоря чиновничьим языком, «в федеральном информационном ресурсе данных ФНС России сведения о доходах Антропова О.В. по форме 2-НДФЛ, представляемые налоговыми агентами по месту учета, отсутствовали». Налоговые органы рассудили так: раз официальных доходов не было, значит, покупка прошла на «серые» доходы, с которых налог удержан не был. И на потраченные на участок деньги Федеральная налоговая служба (ФНС) предъявила господину Андропову налоговые претензии на 13% подоходного налога. Дело происходило в прошлом году, на днях правоту налоговой службы подтвердила Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда, соответствующее решение опубликовано на сайте суда и уже вступило в законную силу. В ФНС не смогли оперативно прокомментировать ситуацию. Белгородское дело стало прецедентом, который может привести к ревизии крупных покупок россиян и соответствию их доходам. – Неплохо бы сообщать о таких гражданам и другим контролирующим органам, – добавляет замдиректора Федеральной службы по финансовому мониторингу Павел Ливадный. – Это дело похоже на классическое дело наркодилера, – говорит он. – Обычно при преступных или коррупционных схемах предпочитают декларировать небольшой официальный доход. В данном случае мы видим, что описывается типично преступный образ жизни: возможно, это была легализация преступных доходов. Поэтому надеюсь, что это и другие подобные дела будут расследоваться комплексно, с привлечением компетентных органов. Источник: izvestia.ru 5.4. Владельцы апартаментов будут платить такой же налог на недвижимость, как и другие москвичи. Апартаменты должны облагаться налогом на недвижимость так же, как и жилье, а не коммерческая недвижимость. Об этом заявил заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин в среду на VIII московском форуме лидеров рынка недвижимости MREF 2014. По его словам, этот вопрос будет обсуждаться в правительстве Москвы. Сейчас апартаменты официально не считаются жильем, поэтому они облагаются налогом по ставке для нежилых помещений. Напомним, Мосгордума в октябре приняла в первом чтении законопроект «О налоге на имущество физлиц», который устанавливает новый порядок расчета налога на имущество для москвичей. Согласно документу, в отношении жилья при кадастровой стоимости одного объекта до 10 млн рублей включительно ставка налога может составить 0,1%. При цене от 10 млн до 20 млн рублей включительно – 0,15%, свыше 20 млн до 50 млн рублей – 0,2%, свыше 50 млн до 300 млн рублей – 0,3%. Новый порядок расчета налога на имущество физлиц от кадастровой стоимости может появиться в Москве с 1 января 2015 года. Отметим, что апартаменты с юридической точки зрения действительно относятся к нежилым помещениям – «высшая категория номеров гостиницы или иного средства размещения общей площадью не менее 40 кв. м». На практике же апартаменты часто используют для постоянного проживания. Власти Москвы давно пытаются упорядочить статус апартаментов. Так, в сентябре департамент градостроительной политики Москвы подготовил проект соответствующего постановления правительства, ужесточающий правила строительства апартаментов. Документ призван не позволить застройщикам использовать размытую формулировку в законодательстве и использовать земельные участки, предназначенные для гостиниц, под строительство коммерческого жилья. Эксперты полагают, что документ может повлиять на планы девелоперов, которые, в частности, хотели участвовать в реорганизации промышленных зон столицы или в новом строительстве, например, на Софийской набережной. Источник: izvestia.ru 5.5. Для москвичей предлагают снизить налог на имущество вдвое. Для большинства москвичей налог на имущество может быть снижен в два раза. Соответствующие поправки к законопроекту «О налоге на имущество физлиц» во вторник внес в Мосгордуму член комиссии по градостроительству, государственной собственности и землепользованию Андрей Клычков (документ есть в распоряжении «Известий»). Согласно предлагаемым поправкам, с владельцев жилья кадастровой стоимостью менее 15 млн рублей предполагается взимать налог по ставке 0,05%, менее 20 млн рублей – 0,1%. Заметим, что текущая версия законопроекта предполагает ставку 0,1% при цене объекта до 10 млн рублей, 0,15% – от 10 млн до 20 млн рублей, 0,2% – от 20 млн до 50 млн рублей и 0,3% от 50 млн до 300 млн рублей. Предлагаемые Клычковым поправки могут быть внесены в первый пункт первой статьи закона, регулирующий налогообложение жилых домов и помещений, а также дачных домиков площадью менее 50 кв. м. Таким образом, изменения не затронут гаражи, машино-места и объекты незавершенного строительства. В обоснованиях к поправкам Клычков написал, что снижение ставки «позволит защитить от резкого повышения налоговой нагрузки граждан, имеющих в собственности наиболее распространенные небольшие квартиры и помещения, полученные бесплатно еще в советское время». – Основная фискальная нагрузка должна приходиться на владельцев элитного жилья, – также указал в пояснениях Клычков. Как сообщалось ранее, законопроект об установлении нового порядка расчета налога на имущество был одобрен на заседании правительства Москвы и в первоочередном порядке внесен мэром в Мосгордуму. Документ был принят в первом чтении 22 октября большинством голосов (за проголосовало 35 депутатов, против – четыре), даты последующих чтений пока не назначены. Как ранее сообщал «Известиям» заместитель председателя Мосгордумы Андрей Метельский, депутаты были намерены предложить снизить ставку налога недвижимости в «новой Москве», чтобы простимулировать заселение присоединенных территорий. Документально эти предложения до сих пор не оформлены. Источник: izvestia.ru 5.6. В 2015 году установят единый срок уплаты имущественных налогов – 1 октября Как сообщило УФНС по Краснодарскому краю, с 2015 году установят единый срок уплаты имущественных налогов – 1 октября. Об этом рассказал начальник Управления налогообложения имущества и доходов физических лиц М.В. Сергеев, выступая на Всероссийском совещании-семинаре для налоговых органов на тему «Актуальные вопросы администрирования имущественных налогов, уплачиваемых гражданами и организациями». Он напомнил, что сейчас срок уплаты имущественных налогов устанавливается властями в каждом регионе самостоятельно. Например, в Москве налог на имущество физических лиц в этом году необходимо уплатить до 5 ноября (с учетом праздничных дней), а транспортный и земельный налоги – до 1 декабря 2014 года. Единый срок уплаты имущественных налогов будет удобен, в первую очередь, налогоплательщикам, чья собственность зарегистрирована в разных регионах. Кроме того, это упрощает процесс администрирования налогов, подчеркнул М.В. Сергеев. Он также рассказал, что для граждан введена процедура информирования налоговых органов об имуществе, в отношении которого они не получали уведомления и соответственно не уплачивали налоги. Для этого гражданину необходимо обратиться в налоговый орган по месту жительства или по месту нахождения объекта собственности с соответствующим заявлением. При этом если налогоплательщик предоставит эту информацию самостоятельно в течение 2015-16 гг., налоговые органы не будут проводить перерасчет за три предыдущих налоговых периода. Заместитель руководителя ФНС России С.Л. Бондарчук рассказала о подготовке к введению с 1 января 2015 года нового налога на имущество физических лиц и его администрированию налоговыми органами. Она отметила, что это последний налог, который не был включен в Налоговый кодекс РФ, а регулировался отдельным федеральным законом. Органы местного самоуправления в течение месяца примут соответствующие нормативно-правовые акты о введении нового налога, установлении налоговых ставок, особенностей определения налоговой базы (кадастровая либо инвентаризационная стоимость), а также об определении дополнительных льгот. Источник: taxpravo.ru
6. Новости налогового и бухгалтерского законодательства6.1. Декларация по НДС, представленная на бумажном носителе, не будет считаться поданной. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (проект N 515313-6) 24 октября 2014 г. Госдума РФ в третьем чтении приняла рассматриваемый Федеральный закон (далее - Закон), который вносит изменения в Налоговый кодекс РФ. Одним из нововведений является установление в п. 5 ст. 174 НК РФ следующего правила: декларация по НДС, представленная на бумажном носителе, не считается поданной, если должна быть представлена в электронной форме (п. 1 ст. 2 Закона). Полагаем, лицо, нарушившее это правило, может быть привлечено к ответственности по ст. 119 НК РФ. Планируется, что указанное изменение вступит в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем через месяц со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного квартала (п. 3 ст. 5 Закона, ст. 163 НК РФ). Новые правила коснутся деклараций (в том числе уточненных), которые будут поданы после даты вступления в силу рассматриваемого изменения (п. 7 ст. 5 Закона). Таким образом, если оно вступит в силу с 1 января 2015 г., то не будут считаться поданными декларации по НДС за IV квартал 2014 г., оформленные на бумажном носителе, поскольку в силу п. 5 ст. 174 НК РФ такие декларации представляются не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Кроме того, не будут считаться поданными все уточненные декларации на бумажном носителе, представленные после 1 января 2015 г. Напомним, что начиная с 1 января 2014 г. плательщики НДС (в том числе являющиеся налоговыми агентами) обязаны представлять декларации по данному налогу только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ). Подробнее об этом см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2014 года. ФНС России, рассмотрев ситуацию, когда налогоплательщик своевременно подал декларацию по НДС в бумажном, а затем в электронном виде с нарушением срока, в Письме от 11.04.2014 № ЕД-4-15/6831 указала: привлечь данное лицо к ответственности можно только по ст. 119.1 НК РФ. Названная статья устанавливает штраф в размере 200 руб. за нарушение порядка представления декларации. Отметим, что Закон содержит иные изменения, которые касаются, в частности, налога на имущество организаций, транспортного и земельного налогов. Источник: taxpravo.ru 6.2. Изменен план счетов бухучета для организаций бюджетной сферы Приказ Минфина России от 29.08.2014 № 89н Рассматриваемым Приказом утверждены существенные изменения Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее – Единый план счетов) и инструкции по его применению (утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н). Среди нововведений необходимо отметить следующие: - изменен порядок учета расчетов по доходам и ущербу имуществу (п. п. 220 – 221 Инструкции по применению Единого плана счетов в редакции комментируемого Приказа); - введены новые забалансовые счета (27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)», 28 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц») и установлен порядок их применения (новые п. п. 385 – 386 и п. п. 387 – 388 Инструкции по применению Единого плана счетов соответственно); - изменен порядок учета НДС (п. 224 Инструкции по применению Единого плана счетов в редакции комментируемого Приказа). Вводится новый счет 21010 «Расчеты по налоговым вычетам по НДС» с аналитическими группами: 21011 «Расчеты по НДС по авансам полученным» и 21012 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам». Существовавший ранее счет 21001 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» исключается; - введен новый объект учета – резервы предстоящих расходов. Для их отражения предусмотрен счет 40160, порядок применения которого установлен в новом п. 302.1 Инструкции по применению Единого плана счетов; - земельные участки, находящиеся у организаций государственного сектора на праве постоянного бессрочного пользования, в том числе под объектами недвижимости (новый абз. 2 п. 71 Инструкции по применению Единого плана счетов), должны будут учитываться на счете 10300 "Непроизведенные активы"; - изменены наименования некоторых счетов бухучета (например, счет 20120 теперь называется «Денежные средства учреждения в кредитной организации», а не «Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации»). В связи с этим, вероятно, будут скорректированы формы и порядок составления бухотчетности, утвержденные Приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н. Согласно п. 2 комментируемого Приказа внесенные изменения применяются при формировании показателей объектов учета на последний день отчетного периода 2014 г. Иное может быть предусмотрено учетной политикой учреждения. Переход на новые положения в части рабочего плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета государственных и муниципальных учреждений осуществляется по мере организационно-технической готовности субъекта учета. Источник: taxpravo.ru
7. Комментарии и разъяснения7.1. Минфин рассказал, при каких условиях налоговый агент может быть освобождён от ответственности за неуплату налога (Письмо Минфина России от 28 июля 2014 г. N 03-08-05/37016) В письме от 28 июля 2014 г. N 03-08-05/37016 Минфин рассказал, при каких условиях налоговый агент может освобождаться от ответственности по статье 123 НК "Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов". В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 81 НК если уточненную налоговую декларацию налогоплательщик сдал позже установленного срока, но до того, как узнал о том, что налоговый орган самостоятельно обнаружил занижение налоговой базы или назначил выездную проверку по данному налогу за данный период, то налогоплательщик освобождается от ответственности. Это происходит при условии, что до представления уточненной декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени. При этом абзацем 3 пункта 6 статьи 81 НК установлено, что вышеуказанная норма применяется также в отношении налоговых агентов при представлении ими уточненных расчетов. Таким образом, НК прямо предусмотрена возможность освобождения налогового агента от ответственности, предусмотренной статьей 123 НК. Налоговый агент, уплачивающий квалифицируемые как дивиденды доходы иностранной компании, не будет оштрафован при условии оплаты недоимки по налогу и пени до подачи уточненной декларации и с учетом соблюдения остальных упоминавшихся выше условий. Источник: audit-it.ru 7.2. Непредставление нулевого расчета РСВ-1 или по форме-4 ФСС приводит к штрафу (Письмо Минтруда от 29.09.14 № 17-4/ООГ-817) В письме от 29.09.14 № 17-4/ООГ-817 Минтруд напомнил, что расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам подаются плательщиками взносов в ПФ по форме РСВ-1 не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в ФСС - по форме-4 ФСС не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Представляя расчеты с нулевыми показателями, плательщик заявляет в орган фонда об отсутствии выплат и вознаграждений в пользу физлиц, являющихся объектом обложения взносами, и, соответственно, об отсутствии уплаченных сумм взносов. Федеральным законом 212-ФЗ не предусмотрено освобождения от представления расчетов в случае неосуществления организацией финансово-хозяйственной деятельности. Непредставление в установленный срок расчета влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления расчета, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей. Это касается, по мнению ведомства, и нулевых расчетов. Если сумма взносов, подлежащая уплате за соответствующие отчетные (расчетные) периоды, равна нулю, то непредставление расчета, в том числе нулевого, влечет штраф 1000 рублей. Источник: audit-it.ru 7.3. В ряде случаев налоговики могут снять с учета ККТ "ОКА - 102К версия 01", уведомив владельца (Письмо ФНС от 22 октября 2014 г. N ЕД-4-2/21910) В письме от 22 октября 2014 г. N ЕД-4-2/21910 ФНС сообщила, что своим приказом от 7.10.2014 N ЕД-7-2/525@ по заявлению поставщика контрольно-кассовой техники исключила из первого раздела Госреестра ККТ сведения о модели "ОКА - 102К версия 01". ФНС напомнила, что в случае исключения из реестра ранее применявшихся моделей ККТ их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации. По истечении нормативного срока амортизации модели ККТ, исключенной из госреестра, снять ее с регистрации налоговый орган может самостоятельно. При этом налоговый орган уведомляет пользователя о снятии с регистрации указанной контрольно-кассовой техники не позднее дня, следующего за днем истечения нормативного срока ее амортизации. Нормативный срок амортизации согласно разъяснениям Минфина в письме от 07.06.2006 N 03-01-15/4-124 для контрольно-кассовой техники составляет от 5 лет до 7 лет включительно. Таким образом, исключенная из госреестра ККТ модель контрольно-кассовой техники "ОКА - 102К версия 01" с истекшим сроком амортизации подлежит снятию с регистрации в налоговых органах. Если нормативный срок амортизации не истек, то применение указанной модели контрольно-кассовой техники осуществляется до истечения такого срока. Источник: audit-it.ru
8. Новости налогового контроля8.1 Налоговый мониторинг избавит компании от камеральных и выездных проверок 29 октября Совет Федерации одобрил законопроект о введении нового вида налогового контроля в форме мониторинга. Его суть заключается в том, что компания по своему согласию открывает для инспекции в режиме реального времени доступ к данным бухгалтерского и налогового учета. Инспекторы контролируют учет в течение каждого квартала, а камеральные проверки деклараций вообще не проводят. Кроме того, пока действует соглашение о налоговом мониторинге, налоговики не смогут назначить выездную проверку. Закон вступит в силу с 1 января 2015 года. При этом заключить соглашение о налоговом мониторинге с ИФНС смогут только очень крупные компании. К примеру, совокупная стоимость активов организации на конец года должна составлять не менее 3 млрд. руб. Источник: glavbukh.ru 8.2 Выявлять налоговые схемы инспекторам помогает система банк-клиент Последнее время налоговики уделяют особое внимание расчетам компаний по системе банк-клиент. С ее помощью инспекторы могут уличить организацию в использовании налоговых схем. Таким способов они выявляют фиктивную деятельность через группу взаимозависимых лиц, замкнутые цепочки движения товаров и денег, обналичку через однодневку. С помощью системы «Банк-клиент» компании не только отправляют платежные поручения в кредитную организацию, но и переводят деньги друг другу. Это довольно удобно. Но важно помнить, что именно за такими переводами средств пристально следят налоговики. По их утверждению, это позволяет выявить фиктивные цепочки контрагентов и фирмы-однодневки. Первым делом, налоговики выясняют, с какого IP-адреса происходит сессия в системе «банк-клиент». Довольно часто компании, использующие цепочки контрагентов, переводят все средства между ними с одного адреса. Понятно, что такого не может произойти, если контрагенты в компании реальные. IP-адрес фиксирует банк, когда клиент выполняет какие-либо операции в системе банк-клиент. Поэтому адресу можно вычислить, где находится тот человек, который пересылает денежные поручения в банк. Информацию о привязке IP-адреса к месту налоговики берут на специальных интернет ресурсах (например, ipgeobase.ru). Но кроме статичных есть и динамичные IP-адреса, которые присваиваются каждый раз при входе в сеть. Именно они доставляют налоговикам массу проблем. Второе, что делают налоговики для выявления схем, – запрашивают у банков договор, чтобы понять, какое именно физическое лицо имеет доступ ключу для системы банк-клиент. Инспекторы проверяют этого человека: в соцсетях, по различным ведомственным базам. Если он имеет отношение к нескольким компаниям предполагаемой цепочки, (например, работает сразу в двух или трех из них или является близким родственником директора одного из контрагентов), это сигнал о том, что чиновники имеют дело со схемой ухода от налогов. Источник: gazeta-unp.ru
9. Аналитическая статья от ГК «Налоги и финансовое право»9.1. О «перерасчете» земельного налога в случае оспаривания кадастровой стоимости. Описание ситуации: В процессе деятельности ОАО сложилась следующая ситуация. Филиалами ОАО были поданы исковые заявления в Арбитражный суд о признании кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости. В середине 2014 года судами было вынесено решение по ряду оспариваемых земельных участков о признании кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в одном случае (либо 01.01.2011 в другом случае). В результате кадастровая стоимость по земельным участкам была изменена по состоянию на 01.01.2010/01.01.2011 с вступлением решения Арбитражных судов в силу и, соответственно, внесением изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу, то есть тоже с середины 2014 года. Вопрос: Прошу Вас пояснить, с какого момента правильно отразить в учете изменение стоимости земельных участков для начисления земельного налога: - момента вынесения решения суда /вступления решения суда в законную силу; - момента внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о стоимости земельных; - момента установления кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2010 (либо 01.01.2011 в другом случае)? Ответ: Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога являются, в т.ч. юридические лица (организации), обладающие земельным участком на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. При этом, как указано в п. 1 ст. 390 НК РФ налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В рассматриваемой ситуации, согласно условиям запроса, филиалами общества была оспорена кадастровая стоимость по ряду земельных участков, которая была приравнена к кадастровой стоимости. В середине 2014 г. решения судов, по которым стоимость была приравнена к рыночной стоимости, вступили в силу, при этом сама стоимость оспаривалась по состоянию на 01.01.2010/01.01.2011 гг. 1) Прежде всего хотим обратить Ваше внимание на «новую» редакцию ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ), абз. 5 которой звучит следующим образом:
Данные изменения были внесены Федеральным законом от 21.07.2014 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 255-ФЗ), согласно п. 8 ст. 3 которого положения ст. 24.20 Закона № 135-ФЗ (в новой редакции) подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу Закона № 255-ФЗ, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу Закона № 255-ФЗ. Закон № 255-ФЗ вступил в силу с 22.07.2014. При этом обращаем ваше внимание на то, что в соответствии с изменениями, внесенными в ст. 391 НК РФ Федеральным законом от 04.10.2014 № 284-ФЗ в отношении земельного налога:
Указанные изменения будут действовать с 2015 г. По нашему мнению, несмотря на то, что изменения, внесенные в НК РФ, начинают действовать только с 2015 года, учитывая действие Закона № 125-ФЗ, новые правила следует применять к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после 22 июля 2014 года, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных на указанную дату, поскольку новые правила предусмотрены для всех законодательно установленных целей. Указанная позиция, по нашему мнению, подтверждается в Письме Минфина России от 29.09.2014 № 03-05-РЗ/48574:
Иными словами, по нашему мнению, в случае, если решения о признании кадастровой стоимости вступили в силу после 22.07.2014 г., обществу можно сделать перерасчет земельного налога исходя из рыночной стоимости, начиная с того периода, в котором было подано исковое заявление в суд первой инстанции, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. При этом в силу того, что изменения в НК РФ вступят в силу только с 2015 года, мы полностью не исключаем возможные налоговые риски, заключающиеся в нежелании налоговых органов руководствоваться указанными изменениями в налоговом учете до 2015 года. В силу этого, организации следует быть готовой к возможной необходимости защиты своей позиции. 2) В случае же, если решения (или одно из решений) вступили в силу до 22.07.2014, то обществу необходимо действовать иным образом. Так, согласно абз. 3 ст. 24.20 Закона № 135-ФЗ в реакции, действовавшей в спорный период (т.е. до 22.07.2014) сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости. Согласно ст. 24.19 Закона № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде, в том числе юридическими лицами, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Таким образом, до момента внесения изменений в ст. 24.20 Закона № 135-ФЗ (т.е. до 22.07.2014), положения данного закона не регулировали вопрос о том, с какого момента должна применяться установленная судом рыночная стоимость (кадастровая стоимость) земельного участка. Более того, данный вопрос не регламентирован также налоговым и земельным законодательством. Однако, если обратиться к земельному законодательству, то в п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) закреплено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. То есть законодательство не просто не содержит запрета, а прямо указывает на необходимость применения именно рыночной стоимости в случае её внесения в государственный кадастр недвижимости. В силу п. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. В связи с вышеизложенным полагаем, что у общества потенциально имеются все основания применять кадастровую стоимость, установленную решением суда с того периода, на начало которого определена рыночная стоимость. Однако на сегодняшний момент данная позиция является очень спорной в свете противоположной позиции контролирующих органов и негативной арбитражной практики АС Уральского округа. Минфин РФ в письме от 16.07.2013 № 03-05-04-02/27809 (доведено до сведения налоговых органов совместным письмом Минфина и ФНС от 19.07.2013 № БС-4-11/13149), указывает, что в случае принятия решения судом об изменении кадастровой стоимости и приравнивания её к рыночной, данная кадастровая стоимость применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр. ФНС РФ в письме от 15.04.2014 № БС-4-11/7177 изложила аналогичную позицию, при этом также сославшись на вышеуказанное письмо Минфина РФ. Иными словами контролирующие органы исходят из позиции о том, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной стоимости (в период до 22.07.2014) должна применяться в целях налогообложения только с периода, следующего за периодом в котором были внесены изменения в кадастр (то есть после вступления решения суда в силу). Справедливости ради необходимо отметить, что ранее Минфин высказывал ровно противоположную позицию, так в письмах от 01.11.2012 № 03-05-05-02/112, от 13.09.2012 № 03-05-06-02/65, от 28.08.2012 № 03-05-06-02/59 ведомство прямо указывало, что ранее уплаченная сумма земельного налога подлежит перерасчету, если в результате судебного решения кадастровая стоимость земельного участка признается равной рыночной стоимости земельного участка, применение которой улучшает положение налогоплательщика. Арбитражный суд Уральского округа также сформировал негативную практику относительно «ретроспективного» применения кадастровой стоимости, при этом весьма спорно применил позицию ВАС РФ, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 913/11. Так ФАС Уральского округа в постановлении от 10.10.2013 № Ф09-9970/13 указал, что во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску. В частности, суд, вынося такое решение, ссылается на постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 913/11 по делу № А27-4849/2010, в котором суд разъяснил, что согласно правилам п. 3 ст. 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. В данном случае суд посчитал, что под такой формулировкой Президиум ВАС подразумевал, что «новая» кадастровая стоимость может применяться только к отношениям «на будущее». Однако на наш взгляд, данный подход суда является спорным, поскольку такого вывода напрямую из Постановления Президиума ВАС не следует. Всё что сказал суд, на наш взгляд, это то, что соответствующие изменения о кадастровой стоимости органы учета обязаны внести после вступления судебного акта в силу, что вполне логично. Однако Президиум ВАС РФ не указывал о возможности применения их исключительно «на будущее», либо о запрете «ретроспективного» применения. Однако, к сожалению, сложившийся подход ФАС Уральского округа (ныне АС Уральского округа) был ещё несколько раз повторен в постановлениях от 13.03.2013 по делу № А60-36593/2011, от 16.08.2013 по делу № А60-47430/2012. ВАС РФ не нашел оснований для пересмотра указанных дел в порядке надзора (Определение ВАС РФ об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ от 11.07.2013 № ВАС-8250/2013, от 08.11.2013 № ВАС-14957/2013). В связи с изложенным полагаем, что в случае вступления решения суда об изменении кадастровой стоимости в силу до 22.07.2014 у общества существует два варианта исчисления земельного налога: 1) безрисковый вариант: исчислять земельный налог по рыночной стоимости с 01.01.2015, поскольку такой позиции придерживаются контролирующие органы и Арбитражный суд Уральского округа. 2) высокорисковый вариант: после вступления решения в силу обратиться к органу кадастрового учета с требованием (иском) о внесении в государственный кадастр недвижимости данных о рыночной стоимости за все периоды начиная с (01.01.2010/01.01.2011), а затем в налоговый орган с уточненными налоговыми декларациями за возможные к корректировке налоговые периоды. 9.2. Зачет переплаты по налогу при вынесении решения по итогам выездной проверки Описание ситуации: У Общества имеется переплата по налогу на прибыль в бюджете субъектов, где находятся филиалы, возникшая в 2011 г. (налог к уменьшению по итогам года) и в 2012 г. (авансы 1 квартала 2012 г.). По итогам выездной проверки за указанные годы Обществу будет доначислен налог. Вопрос: Сможет ли Общество зачесть указанную переплату в счет доначисления налога на прибыль, если, например, решение налогового органа будет вынесено в феврале 2015 г., когда истекут три года по срокам уплаты налога за 2011 г. и 1 квартал 2012 г.? Ответ: В соответствии с п. 5 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно. Согласно п. 8 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф. О вынесении решения по итогам проверки при наличии переплаты по налогу в постановлении Президиума ВАС РФ от 16.04.2013 № 15638/12 указано следующее:
В постановлении Президиума ВАС РФ от 25.09.2012 № 4050/12 также отмечено, что:
Аналогичное мнение выражено, например, в постановлениях ФАС Московского округа от 06.09.2013 по делу № А40-106629/11-91-444, от 29.08.2013 по делу № А40-136097/12-140-966. Кроме того, вышеизложенная правовая позиция Президиума ВАС РФ отражена в п. 10 Обзора практики рассмотрения налоговых споров Президиумом ВАС РФ, Верховным Судом РФ и толкование норм законодательства о налогах и сборах, содержащееся в решениях Конституционного Суда РФ за 2013 год. Этот обзор направлен ФНС РФ (письмо от 24.12.2013 № СА-4-7/23263) нижестоящим налоговым органам для использования в работе. Иными словами, в решении по итогам проверки налоговый орган указывает доначисленную недоимку (и соответствующие пени и штрафы) без учета имеющейся у налогоплательщика переплаты и производит зачет на стадии взыскания, т.е. предъявляет к уплате доначисленные суммы за вычетом суммы переплаты. Есть более ранние судебные акты, в которых указано, что, если до вынесения решения при наличии переплаты налоговый орган обнаружит недоимку, он должен произвести зачет самостоятельно в силу п. 5 ст. 78 НК РФ (например, постановления ФАС Московского округа от 31.07.2009 № КА-А40/6875-09 по делу № А40-78844/08-35-344, от 22.04.2010 № КА-А40/3542-10 по делу № А40-44707/09-118-297). Однако при наличии более поздней позиции Президиума ВАС РФ налоговый орган и суды – в случае обжалования решения по итогам проверки – будут руководствоваться именно ею. Таким образом, по нашему мнению, при вынесении решения по итогам выездной проверки переплата в счет доначисления налога не может быть зачтена. Переплата будет зачтена на стадии взыскания доначисленных сумм. Также необходимо обратить внимание на следующее. В п. 5 ст. 78 НК РФ говорится о том, что налоговый орган должен самостоятельно зачесть сумму переплаты, если у налогоплательщика есть налоговая задолженность. Если недоимки нет, то в силу п. 4 ст. 78 НК РФ зачет переплаты может быть произведен на основании письменного заявления налогоплательщика в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам. При этом согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах. Поэтому, на наш взгляд, в рассматриваемой ситуации необходимо подать заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога до истечения срока давности, поскольку в противном случае предприятие утратит право на данную переплату. Если у предприятия уже есть определенная недоимка, то переплата не будет возвращена, а будет зачтена налоговым органом в счет ее погашения, а если нет недоимки, то более целесообразно зачесть переплату в счет текущих предстоящих платежей либо возвратить на расчетный счет. Дело в том, что доначисления по итогам проверки формально являются не предстоящими платежами, а доначислениями за прошлые периоды. В любом случае при наличии своевременно поданного заявления о возврате переплаты налоговый орган не сможет отказать в учете ее по правилам ст. 78 НК РФ либо – в случае, если она не будет учтена в текущий момент, а отражена в решении по итогам проверки – в уменьшении доначисленных сумм на стадии предъявления их ко взысканию.
10. Блог А.В. Брызгалина «О налогах и о жизни»10.1. Видео. Публичная лекция А.В. Брызгалина в Библиотеке В.Г. Белинского 02.09.2014 г. Часть II. 02.09.2014 г. прошла публичная лекция Генерального директора ГК «Налоги и финансовое право» Аркадия Викторовича Брызгалина в Библиотеке им. В.Г.Белинского. В видео рассматриваются следующие вопросы: Часть II Современные проблемы налогового администрирования 1. Усиление налогового контроля как основное направление современной налоговой политики. Оправдано или не оправдано? Есть ли пределы? 2. Соотношение Минфина и ФНС или о том, как ФНС установил полную монополию на подзаконное нормотворчество в налоговой сфере. 3. Слияние налоговой и таможенной службы: есть ли смысл? 4. Внедрение электронной отчетности и электронного документооборота. Личный кабинет налогоплательщика. 5. «Самоуведомление» как новый тренд в современной политике налогового контроля; Нарушение баланса м/у принуждением и поощрением в налоговой сфере: эта проблема пока вообще даже не ставится. 6. Проблемы современного налогового контроля за трансфертным ценообразованием (ТЦО). ТЦО как новый институт налоговой политики. Каковы истинные цели установления налогового контроля за ТЦО. Что делать налогоплательщикам и к чему готовится? 7. Новые формы контроля и управления в сфере налогов: горизонтальный мониторинг, введение института налоговых консультантов и т.д. Чтобы посмотреть видео пройдите по ссылке: nalog-briz.ru
11. Новости судебной практики по налоговым спорам11.1. В пользу налогоплательщика «В условиях документального подтверждения реальности выполнения работ контрагентом, недоказанности налоговым органом отсутствия волеизъявления контрагента на участие в хозяйственной деятельности суд признал решение налогового органа о доначислении налогоплательщику НДС и налога на прибыль неправомерным (п. 1 ст. 252 НК РФ)» В соответствии с п.1 ст.252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. По мнению ИФНС, налогоплательщиком получена необоснованная налоговая выгода, поскольку его контрагент, учитывая материалы по другим налоговым проверкам, не мог выполнить спорные строительные работы. Суд счел выводы ИФНС необоснованными. Отношения налогоплательщика с контрагентом исследованы судом с учётом бухгалтерских документов и материалов опросов (допросов) физических лиц. ИФНС не представила бесспорных доказательств, свидетельствующих об отсутствии волеизъявления контрагента на участие в хозяйственной деятельности. При этом реальность работ (услуг) подтверждена документально представленными договором, счётами-фактурами, актами о приёмке выполненных работ, служебной перепиской, бухгалтерскими документами и материалами опросов (допросов) физических лиц Таким образом, налогоплательщик правомерно учитывал затраты на приобретение работ у спорного контрагента, а также относил к налоговым вычетам предъявленные последним суммы НДС. (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 5 сентября 2014 г. по делу № Ф05-9691/14)
11.2. В пользу налогового органа «Суд признал, что передача налогоплательщиком недвижимого имущества в качестве вклада в уставный капитал новой организации с последующей ее передачей третьему лицу, а затем кипрской компании, фактически означает скрытую сделку по его продаже, поэтому признал правомерным доначисление НДС налогоплательщику (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ)» Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются, в частности, операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. По мнению ИФНС, налогоплательщик неправомерно не исчислил и не уплатил НДС при передаче объектов недвижимого имущества вновь созданной организации. Суд согласился с выводами ИФНС. Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается, в частности, передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами) права собственности на товары (ст. 39 НК РФ). Как установил суд, в ноябре 2008 года единственный участник налогоплательщика совместно с физическим лицом приняли решение об учреждении юридического лица, в уставный капитал которого налогоплательщиком было передано недвижимое имущество. В июне 2009 года право на долю в созданной организации налогоплательщик по договору о предоставлении отступного передал третьему лицу. При этом руководителем созданной организации, владеющей недвижимым имуществом, продолжал оставаться единственный учредитель и директор налогоплательщика. В декабре 2009 года право на долю в созданной организации вновь перешло от третьего лица к иностранной компании (Кипр), после чего доля физического лица в созданной организации была продана этой же кипрской компании, а само физическое лицо было назначено директором последней. Проанализировав совокупность данных сделок с учетом позиции изложенной в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53, суды установили, что основной целью налогоплательщика при совершении сделок по внесению недвижимого имущества в качестве вклада в уставный капитал созданной организации с последующей передачей доли, являлось не получение в ней доли, а уклонение от уплаты НДС при отчуждении недвижимого имущества. На основании изложенного доначисление налогоплательщику НДС в связи с передачей имущества суд признал правомерным. (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 сентября 2014 г. по делу № Ф05-10204/14)
12. Зарубежные налоговые новости12.1. Автоматический обмен налоговой информацией стал ещё ближе. 29 октября 2014 года юрисдикции подписали многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене информацией, которое позволит «первопроходцам» начать обмен данными до сентября 2017 года. Соглашение одобрили все страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Большой 20, а также основные финансовые центры, участвующие в седьмом ежегодном заседании Глобального Форума по прозрачности и обмену информацией в налоговых целях. В нем указаны детали, касающиеся информации, обмен которой будет осуществляться, а также представлен стандарт автоматического обмена финансовой информацией в налоговых целях, который был опубликован в сентябре. Данный стандарт призывает юрисдикции получать информацию у своих финансовых учреждений, и осуществлять автоматический обмен этой информацией с другими юрисдикциями, на ежегодной основе. Соглашение предусматривает обмен определенной информацией о счетах и личной информацией в соответствии с общей нормой ведения отчетности. Вся информация, обмен которой будет осуществляться, также подлежит применению правил конфиденциальности и других мер безопасности, содержащихся в многосторонней конвенции о взаимной административной помощи в налоговых вопросах. Также участвующие правительства договорились, что информация о бенефициарах всех юридических лиц будет доступна налоговым органам, и ей можно будет обмениваться с партнерами по соглашению. Глобальный Форум запустит процесс экспертной оценки для обеспечения эффективной реализации процедур автоматического обмена. Отчет о достигнутом прогрессе, что касается взявших на себя обязательства юрисдикций и остальных юрисдикций, представят лидерам Большой20 в следующем месяце в ходе их ежегодного саммита. Развивающимся странам также предложили присоединиться к данному шагу на пути к автоматическому обмену, и предложат техническую поддержку посредствам ряда пилотных проектов. Африканские члены Глобального Форума предпримут «Африканскую инициативу» для повышения уровня осведомленности о достоинствах прозрачности в Африке. Вот полный список стран, подписавших данное соглашение: Албания, Ангилья, Аргентина, Аруба, Австрия, Бельгия, Бермудские острова, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Колумбия, Хорватия, Кюрасао, Кипр, Чешская Республика, Дания, Эстония, Фарерские острова, Финляндия, Франция, Германия, Гибралтар, Греция, Гернси, Венгрия, Исландия, Ирландия, Остров Мэн, Италия, Джерси, Южная Корея, Латвия, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Мальта, Маврикий, Мексика, Монтсеррат, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сан-Марино, Словацкая Республика, Словения, Южная Африка, Испания, Швеция, Теркс и Кайкос и Великобритания. Источник: offshore.su 12.2. Испания одобрила введение налога на интернет. Большинством голосов испанский парламент принял поправки в закон об интеллектуальной собственности, согласно которым пользователи Интернета будут облагаться налогом за найденный в поисковых системах контент. Планируется, что этот закон вступит в действие уже в 2015 году. Это фискальное новшество в Испании уже назвали «налогом на Google». В связи с этим американская компания выразила сожаление. Теперь пользователи будут обязаны вносить плату перед тем, как начать поиск нужной им информации. Кроме этого, введенные поправки увеличивают до 600 тысяч евро штраф для собственников сайтов, размещающих ссылки на загрузку «пиратского» контента. Похожий закон ранее планировалось ввести в Венгрии, однако эта инициатива властей привела к массовым протестам. Источник: diver-sant.ru
13. «Знаете ли Вы...» или интересные и занимательные
|
(в рублях) |
||
№ 1/2014 |
Изменения по НДФЛ и налоговому администрированию, действующие с 2014 года |
300=00 |
№ 2/2014 |
Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2014 год |
300=00 |
№ 3/2014 |
Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2014 год |
300=00 |
№ 4/2014 |
Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2014 год. Часть I. |
300=00 |
№ 5/2014 |
Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2014 год. Часть II. |
300=00 |
№ 6/2014 |
Исковая давность: сложные вопросы исчисления и применения. |
300=00 |
№ 7/2014 |
Налог на добавленную стоимость: интересные вопросы из практики налогового консультирования |
300=00 |
№ 8/2014 |
Налог на прибыль: интересные вопросы из практики налогового консультирования |
300=00 |
№ 9/2014 |
Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты |
300=00 |
Получить дополнительную информацию и заказать отдельные номера журнала
«Налоги и финансовое право» можно по телефону:
Редакция журнала «Налоги и финансовое право» на сайте компании организовала частичный свободный доступ к содержанию архивных номеров. Приглашаем посмотреть материалы: http://www.cnfp.ru/izdatelstvo/archive
15. Аналитическая база данных по налоговым спорам
Группы компаний «Налоги и финансовое право»
Обзор представляет собой систематизированный, сгруппированный по темам перечень правовых позиций, сформулированных из анализа соответствующих судебных решений КС РФ, ВАС РФ, Федеральных арбитражных судов России, а так же Арбитражных судов апелляционных инстанций.
Информация для пользователей базы данных «Аналитические обзоры судебной практики по налоговым спорам»:
Аналитический обзор судебной практики за октябрь 2014 года будет разослан подписчикам Аналитической базы данных до 30 ноября 2014 года.
Уважаемые подписчики, просим Вас направлять Ваши пожелания и предложения по поводу Аналитической базы данных по налоговым спорам по следующему электронному адресу — cnfp@cnfp.ru
За более подробной информацией обращайтесь на сайт Группы компаний «Налоги и финансовое право» — http://cnfp.ru/izdatelstvo/ob-analiticheskom-obzore/
© Налоги и финансовое право 2002-2014
В избранное | ||