← Январь 2013 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
9
|
10
|
12
|
13
|
|
14
|
15
|
16
|
18
|
19
|
20
|
|
21
|
22
|
23
|
25
|
26
|
27
|
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней 11 выпусков (1-2 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://cnfp.ru
Открыта:
18-01-2008
Статистика
0 за неделю
Налоговые новости от ГК "Налоги и финансовое право"
Справки и регистрация по телефонам и(или) электронной почте: Комлева Светлана Эдуардовна (495) 234-13-42, 774-88-43 (cnfp@rambler.ru)
Курс повышения квалификации
|
полноцветное иллюстрированное издание о налогах«Налоги. Люди. Время… |
Руководитель проекта — А. В. Брызгалин.
Новая книга — уникальная работа, в которой представлен совершенно непривычный и неожиданный взгляд на НАЛОГИ как на живое, развивающееся и чрезвычайно интересное явление в истории развития общества. Авторы решили взглянуть на налоги и историю налогообложения более объемно, широко или, что называется, под иным, чем обычно, углом зрения: им интересно было поднять налоговый пласт человеческой культуры и рассмотреть его (насколько оказалось возможным) во всем многообразии и разнообразии материала.
Это книга о месте налогов в мировой истории, об их связи с крупнейшими событиями в ней и о том значении, которое имеют налоги в истории развития культуры человечества. На страницах этой книги читатель ознакомится с весьма оригинальными высказываниями о налогах и налогообложении великих людей (российских и зарубежных классиков и наших современников): общественных деятелей, ученых, писателей, поэтов, — запечатленными в их произведениях и кропотливо выбранными для данного издания авторами книги. Читатель, несомненно, поразится тому, какими странными, порой невероятными, событиями наполнена история налогообложения разных времен и народов и какое множество необычных налогов взималось ранее и взимается в настоящее время в разных странах, а также улыбнется, читая остроумные афоризмы и анекдоты на тему налогообложения или истории о курьезных случаях из «жизни налогов».
Книга рассчитана на самый широкий круг читателей, так как поможет им расширить свои познания в области истории налогов, взглянуть на привычные вещи с иной точки зрения, поговорить о серьезном и важном с иронией и юмором, а также найти для себя
А.В. Брызгалин рассказывает о книге (видео):
Видеопрезентация книги размещена здесь - http://video.yandex.ru/users/nifp/view/3/.
Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин А. Н. Налоги. Люди. Время… или этот безграничный Мир Налогов. / Под. ред. к. ю. н. А. В. Брызгалина. — Екб.: Издательство «Налоги и финансовое право», 2008. — 576 с.
Стоимость издания: 800 руб. (с учетом доставки почтой)
Для участников Налогового клуба, корпоративных клиентов, подписчиков: 600 руб. (с учетом почтовой доставки)
Справки:
«...ни в сфере научных знаний о политических,
экономических, социальных и любых других
закономерностях общественного развития,
ни в структурах разноуровневых хозяйственных связей
невозможно назвать другую, столь неоднозначную,
противоречивую и функционально разнонаправленную
совокупность отношений, какой является
система налогообложения...»
Татьяна Федоровна Юткина–
доктор экономических наук, профессор Всероссийской
Государственной налоговой академии ФНС РФ,
автор множества работ по теории экономики налогов
и налогообложения.
1. Налоговая новость недели
1.1. ВАС РФ предложил передать все налоговые споры физических лиц в арбитражные суды
В администрацию Президента РФ направлено предложение по передаче всех налоговых споров физических лиц в арбитражные суды. Но прежде, по мнению ВАС РФ, следует ввести единую досудебную административную процедуру обжалования решений налоговиков и создать в рамках арбитражной системы суды или постоянные судебные присутствия, которые специализируются на рассмотрении налоговых споров.
В предложении ВАС говорится, что специализация судов призвана обеспечить квалифицированное рассмотрение дел в отдельных сферах, характеризующихся высокой степенью сложности и наличием большого числа специфических черт.
Стоит отметить, что кроме налоговых, ВАС РФ считает допустимой передачу на рассмотрение арбитражей таможенных и антимонопольных споров, а также споров в сфере финансового рынка и рынка ценных бумаг с участием физических лиц.
Передача в арбитражные суды всех судебных споров по налоговым делам, в частности с участием физических лиц, положительно скажется на качестве принимаемых решений, считают эксперты.
Источник: www.taxpravo.ru
2. Актуальная дата недели! NEW
Источник: www.nalog.ru
3. Новости компании
3.1. Группой Компаний «Налоги и финансовое право» подготовлен рейтинг судебной практики по налоговом спорам за 2012 год. ТОП-20 налоговых споров 2012 года, рассмотренных Президиумом ВАС РФ.
В начале наступившего года принято подводить итоги года уходящего.
Согласно нашим подсчетам, количество налоговых споров, рассмотренных Президиумом ВАС РФ, уменьшилось, порядка 60 (в 2010 - 115, в 2011 - 102).
Относительно соотношения побед и поражений налоговиков и налогоплательщиков в Президиуме, отметим, что в 2012, как и в году 2011, оно по нашему мнению составило примерно 50 на 50.
Ознакомиться с Рейтинг-листом налоговых споров, рассмотренных Президиумом ВАС РФ а 2012 году можно здесь: http://www.nalog-briz.ru/2013/01/2012-20-2012.html#more
Источник: www.nalog-briz.ru
4. Новости налогообложения и экономики
4.1. Госдума отклонила законопроект о льготе по НДС для патентных поверенных
Депутаты Госдумы отклонили проект федерального закона № 155751-5 «О внесении изменений в ст. 149 гл. 21 части второй Налогового кодекса РФ» об освобождении от НДС услуг, связанных с признанием, передачей, предоставлением и защитой прав на результаты интеллектуальной деятельности, товарные знаки,
Документом предлагалось последовательно освободить от обложения НДС услуги, связанные с признанием, передачей и предоставлением прав на результаты интеллектуальной деятельности, предоставляемые патентными поверенными.
Источник: www.klerk.ru
4.2. Минфин разработал новый законопроект об ограничении наличных расчетов граждан с юридическими лицами суммой в 600 000 рублей
Министерство финансов внесло в Правительство обновленный вариант законопроекта, который стимулирует безналичные расчеты. Одна из ключевых новелл законопроекта заключается в том, что гражданин сможет расплачиваться наличными средствами с юридическими лицами только в случае, если общая цена товара или договора не превышает 600 тыс. рублей. Ограничения на расчеты в наличной форме между гражданами и расчеты граждан с индивидуальными предпринимателями не предусмотрены. В первоначальной редакции проекта закона ограничения вводились на все наличные расчеты без исключений.
Законопроект вызвал резкую критику со стороны Центробанка, который считает, что введение лимита на расчеты наличными не соотносится с Конституцией, гарантирующей свободное перемещение в стране товаров, услуг и финансовых средств. Кроме того, закон в определенной степени принуждает физических лиц к заключению с кредитной организацией договора банковского счета, что противоречит запрету понуждения к заключению договора (ст. 421 ГК РФ).
Из других аргументов ЦБ РФ – возможность обхода закона путем дробления суммы покупки на мелкие платежи, а также неравномерная обеспеченность населения страны банковскими услугами, которая может затруднить приобретение дорогостоящих товаров жителями определенных территорий.
Источник: www.izvestia.ru
5. Налоговые прогнозы, проекты, дискуссии
5.1. Ставку налога при выплате процентов по займам от иностранных компаний могут обнулить
Министерство экономического развития предлагает освободить от налога у источника выплату процентов по займам, полученным от любых иностранных компаний. Такое предложение наряду с другими инициативами по деофшоризации экономики содержит письмо экономического ведомства, направленное в Правительство.
Сейчас по общему правилу с выплаченных процентов за рубеж нужно заплатить 20% либо по ставке, зафиксированной в двусторонних соглашениях об избежании двойного налогообложения. Обнуление ставки повысит возможности для привлечения российскими компаниями внешнего финансирования из-за рубежа, считает Минэкономразвития России.
Другие предложения ведомства: освободить от налога доход от продажи внебиржевых и котирующихся на бирже бумаг технологических компаний спустя два года после покупки акций (сейчас – пять лет, норма действует с 2011 г.), а материнским компаниям разрешить не платить налог с дивидендов, если их доля в дочернем предприятии составляет 20% (сейчас – от 50%).
Источник: www.rnk.ru
5.2. Родители, усыновившие ребенка, получат налоговые льготы
Налоговые льготы получат родители, усыновившие ребенка, в том числе ребенка-инвалида, а также родители, усыновившие второго и последующих детей.
Соответствующий проект федерального закона поручено разработать Министерству финансов совместно с Министерством образования и науки.
Проект закона должен быть представлен в Правительство до 1 февраля этого года.
Источник: www.buhgaltetia.ru
6. Налоговая цифра недели
В рубрике «Налоговая цифра недели» размещаются материалы, посвященные статистическим данным, цифрам, прочим числовым сведениям, связанным с новостями в сфере налогообложения.
Более чем на 20 % увеличились сборы имущественных налогов в 2012 году
Сборы всех основных категорий налогов в 2012 году росли быстрее, чем в 2011-м. Об этом 17 января в ходе пленарной сессии Гайдаровского форума сообщил руководитель Федеральной налоговой службы России Михаил Мишустин.
По предварительной оценке ФНС, поступление налогов в консолидированный бюджет РФ в 2012 году увеличилось на 13,1% по сравнению с 2011 годом и составило 10,998 трлн. руб. В том числе поступление налогов в федеральный бюджет РФ увеличилось на 15% и составило 5,16 трлн. руб. Если исключить из числа сборов в федеральный бюджет нефтегазовые доходы то показатель будет чуть ниже - плюс 10,8%.
По словам Михаила Мишустина, сборы имущественных налогов в консолидированный бюджет за 2012 год увеличились более чем на 20%, что также превышает темпы роста 2011 года.
Источник: www.klerk.ru
7. Новости налогового и бухгалтерского законодательства
7.1. Утвержден классификатор видов деятельности при применении патентной системы налогообложения (Приказ ФНС России от 15.01.2013 № ММВ-7?3/9@)
Появился классификатор видов деятельности, в отношении которых региональными законами предусмотрено применение патентной системы. Его утвердила ФНС России приказом от 15.01.2013 г. № ММВ-7?3/9@.
В классификаторе указаны коды видов предпринимательской деятельности, коды субъектов РФ, порядковые номера видов деятельности, их наименования и основание. То есть ссылка на норму регионального закона.
Источник: www.podatinet.net
8. Комментарии и разъяснения
8.1. НДФЛ не уменьшается на сумму уплаченных имущественных налогов (Письмо Минфина России от 27.12.12 № 03-04-05/4-1446)
Минфин РФ в своем письме № 03-04-05/4-1446 от 27.12.2012 разъясняют, имеет ли право физическое лицо при исчислении НДФЛ уменьшить сумму доходов от сдачи в аренду участка и недвижимости на сумму уплаченных им земельного налога и налога на имущество физических лиц.
В письме отмечается, что ст. 218 - 221 НК РФ не предусматривают получение физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, налогового вычета в размере уплаченных сумм земельного налога и налога на имущество физических лиц.
С учетом изложенного оснований для учета физлиц при расчете базы по НДФЛ уплаченных им сумм земельного налога и налога на имущество физлиц не имеется.
Источник: www.klerk.ru
8.2. Движимое имущество, учтенное с 1 января 2013 года на балансе лизингодателя или лизингополучателя, не облагается налогом (Письмо Минфина России 10.01.13 № 03?05?05?01/01)
Принятое на учет с 1 января 2013 года движимое имущество в качестве основных средств не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций. Такая поправка внесена в пункт 4 статьи 374 НК РФ. В письме от 10.01.13 № 03?05?05?01/01 Минфин разъясняет, что данная норма применяется также к договору лизинга.
То есть учтенное с начала года на балансе лизингодателя или лизингополучателя в рамках договора лизинга движимое имущество в качестве основных средств также освобождается от налога на имущество.
Источник: www.rnk.ru
8.3. Учет стоимости авиабилетов, если сумма НДС не выделена (Письмо Минфина России от 10.01.13 № 03?07?11/01)
В письме от 10.01.13 № 03?07?11/01 Минфин рассказал о порядке применения НДС и налога на прибыль при приобретении авиабилетов для проезда сотрудников организации к месту командировки и обратно в случае, если в авиабилетах сумма НДС не выделена.
Финансовое ведомство указало, что в таком случае принять НДС к вычету нельзя. На основании п. 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.11 № 1137) при приобретении авиабилетов для командированных сотрудников в книге покупок, регистрируются бланки строгой отчетности с выделенной суммой НДС. Регистрация в книге покупок счетов-фактур, выставленных агентством, реализующим авиабилеты от имени транспортных компаний, нормами постановления не предусмотрена.
Что касается уплаты налога на прибыль организаций, то в ситуации, когда НДС в электронных авиабилетах отдельной строкой не выделен, то вся сумма, указанная в этих билетах, включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Источник: www.buhonline.ru
8.4. Минфин уточняет порядок приостановления операций по нескольким счетам налогоплательщика (Письмо Минфина России от 14.01.2013 № 03-02-07/1-6)
Минфин РФ в своем письме № 03-02-07/1-6 от 14.01.2013 разъясняет порядок приостановления банком операций по счетам клиента, если в решении о приостановлении операций указано одновременно несколько счетов клиента.
В письме отмечается, что приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.
В случае, если в решении налогового органа о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке указаны одновременно несколько счетов налогоплательщика, расходные операции по каждому из этих счетов приостанавливаются в пределах суммы, указанной в решении налогового органа.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика в части сумм, превышающих сумму, указанную в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, отменяется в установленном ст. 76 НК РФ порядке.
Источник: www.klerk.ru
9. Аналитическая статья от ГК «Налоги и финансовое право»!
9.1. Необходимость отражения дохода при удержании неустойки путем оплаты товара в сумме, уменьшенной на эту неустойку.
Описание ситуации:
В налоговом учете санкции включаются в состав внереализационных доходов пострадавшей стороны только в том размере, в котором они были признаны должником или подлежат уплате на основании решения суда (п. 3 ст. 250 НК РФ). Штрафы и пени можно считать признанными должником, если он выполнил хотя бы одно из следующих действий:
- подписал соглашение об уплате неустойки;
- подписал акт сверки задолженностей, в котором отражена сумма неустойки;
- подписал любой другой документ, в котором указана сумма штрафных санкций и из содержания которого следует, что должник признает эту сумму санкций (например, акт взаимозачета);
- уплатил сумму штрафных санкций;
- направил от своего имени письмо, извещение или иной документ, подтверждающий факт нарушения обязательств и позволяющий определить сумму санкций (например, письмо с просьбой об отсрочке или рассрочке уплаты штрафных санкций).
Таким образом, нарушение контрагентом договорных обязательств или направление такому партнеру претензии само по себе не приводит к образованию у организации-кредитора внереализационного дохода. Доход возникает у кредитора либо на дату признания штрафных санкций должником, либо на дату вступления в законную силу решения суда (подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).
Пунктом 10.2 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н, аналогично установлено, что штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещения причиненных организации убытков принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных должником.
Стороны могут согласовать условие о том, что если одна из сторон нарушает обязательства, другая сторона за счет неустойки уменьшает сумму, подлежащую уплате на основании договора. Например: покупатель удерживает взыскиваемую с поставщика неустойку из суммы, подлежащей уплате за товар. В этом случае покупатель может не направлять претензии и не предъявлять иск, а удержать неустойку путем оплаты товара в сумме, уменьшенной на эту неустойку.
Правомерность такого условия подтверждена правовой позицией ВАС РФ (см. вывод, сделанный по спору, возникшему из договора подряда: Постановление Президиума Вас РФ от 19.06.2012 № 1394/12; Постановление Президиума РФ от 10.07.2012 № 2241/12). Учитывая, что к указанному выводу Президиум ВАС РФ пришел на основании толкования норм первой части ГК РФ (ст. 330, 333, 410, 411 ГК РФ), изложенная в Постановлениях правовая позиция может быть распространена и на правоотношения, возникшие из иных договоров.
Таким образом, если ОАО «» в договорах подряда согласует условие о том, что если одна из сторон нарушает обязательства, другая сторона за счет неустойки уменьшает сумму, подлежащую уплате на основании договора, то при нарушении обязательств предприятие может удержать неустойку путем оплаты товара в сумме, уменьшенной на эту неустойку.
Вопрос:
Отражается ли при этом доход в бухгалтерском и налоговом учете?
Так, удержание неустойки не прекращает права другой стороны требовать снижения ее размера на основании ст. 333 ГК РФ. Согласно п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 № 81 «О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации» списание по требованию кредитора неустойки со счета должника (п. 2 ст. 847 ГК РФ) не лишает последнего права ставить вопрос о применении к списанной неустойке положений ст. 333 ГК РФ, например, путем предъявления самостоятельного требования о возврате излишне уплаченного (ст. 1102 ГК РФ), за исключением случаев, когда неустойка перечислена добровольно. Суды указывают, что право требовать взыскания неосновательного обогащения или уменьшения неустойки при рассмотрении спора об уплате долга в случаях, когда неустойка была удержана контрагентом, корреспондирует вышеупомянутому разъяснению ВАС РФ (см. вывод, сделанный судом по спору, возникшему из договора подряда: Постановление Президиума ВАС РФ от 19.06.2012 № 1394/12, Постановление Президиума Вас РФ от 10.07.2012 № 2241-12). При этом удержание неустойки на основании условия договора не может быть признано добровольной уплатой неустойки (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2012 № 17АП-5531/2012-ГК).
Ответ:
Согласно подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ внереализационным доходом признаются штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств, а также суммы возмещения убытков или ущерба, признанные должником или подлежащие уплате должником на основании решения суда, при этом в соответствии с подп. 4 п. 4 ст. 272 НК РФ при методе начисления датой признания таких внереализационных доходов признается дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда.
В рассматриваемой ситуации, поскольку не выполняется ни одно из условий: нет ни признания долга должником, ни решения суда, вступившего в законную силу, основания для включения заказчиком в состав внереализационных доходов сумм, удержанных при окончательном расчете с подрядчиком, формально отсутствуют.
Вместе с тем, стороны при заключении договора по обоюдному согласию установили ответственность за нарушение сроков выполнения работ в виде пеней от цены договора за каждый календарный день просрочки, право заказчика удержать сумму неустойки в случае просрочки выполнения работ при окончательных расчетах по договору, и то, что обязательства заказчика по оплате выполненных работ при этом прекращаются.
Таким образом, подрядчик уже при подписании договора допускает самостоятельность действий заказчика по начислению санкций исходя из условий договора и фактической просрочки выполнения работ, по расчету суммы неустойки и удержанию ее при окончательном расчете без дополнительного согласования с подрядчиком.
При этом, если в рамках исполнения сторонами такого договора подрядчиком будет подписан какой-либо (любой) документ, подтверждающий факт нарушения обязательства, позволяющий определить продолжительность просрочки в днях (месяцах) и, соответственно, размер неустойки, причитающейся заказчику, то считаем, что возникают основания для признания заказчиком получения внереализационного дохода. В качестве такого документа может быть признан, например, подписанный сторонами акт приемки выполненных работ, если в нем будет зафиксирован факт просрочки исполнения обязательств по договору подрядчиком и количество дней просрочки, поскольку на основании договора и данного акта сумма неустойки может быть бесспорно рассчитана.
Основаниями для указанного вывода послужили:
А) письма Минфина РФ от 25.05.2012 № 03-03-06/1/272 и Управления ФНС России по г. Москве от 18.03.2008 № 20-12/025119 обстоятельством, свидетельствующим о признании должником обязанности уплатить сумму штрафа, является фактическая его уплата организации-контрагенту либо письменное подтверждение, выражающее готовность заплатить штраф (по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации готовность уплатить штраф подрядчик выражает в тот момент, когда он «подписывается» под количеством дней просрочки).
При этом согласно указанному письму Управления ФНС России по г. Москве основанием для признания внереализационного расхода являются документы, свидетельствующие о том, что должник согласен уплатить санкции контрагенту в полном объеме либо в меньшем размере исходя из условий заключенного договора: договор, предусматривающий уплату санкций; двусторонний акт; письмо должника или иной документ, подтверждающий факт нарушения обязательства, позволяющий определить размер суммы, признанной должником.
Б) выводы арбитражных судов.
В Постановлении от 07.09.2006 по делу № А65-23361/2005-СА1-19 ФАС Поволжского округа указал, что для признания сумм санкций внереализационными доходами необходим документ, подтверждающий согласие должника с фактом наличия долга и его размером.
Президиум ВАС РФ, признавая правомерность действий заказчика, который производя окончательный расчет с подрядчиком, удержал сумму неустойки, начисленной за просрочку исполнения подрядчиком обязательств, в своем Постановлении от 19.06.2012 № 1394/12 обратил внимание на то, что в двухстороннем договоре на выполнение проектных работ установлено, что сумму пеней заказчик вправе удержать при окончательных расчетах за выполнение работы и в подписанном сторонами акте приемки выполненных работ зафиксирован факт просрочки исполнения обязательств по договору подрядчиком и количество дней просрочки;
При этом судом подчеркнуто, что стороны по обоюдному согласию избрали такой способ прекращения обязательства заказчика по оплате выполненных работ, как удержание суммы неустойки в случае просрочки их выполнения при окончательных расчетах по договору.
Таким образом, учитывая отсутствие в настоящий момент официальных разъяснений и арбитражной практики по рассматриваемому вопросу, исходя из приведенных разъяснений Минфина РФ, налоговых органов и позиции судов, считаем, что при одновременном выполнении условий:
- согласование в договоре подряда условия об удержании неустойки при окончательном расчете,
и
- при наличии какого-либо документа, подписанного в том числе подрядчиком, подтверждающего факт нарушения обязательства и позволяющего определить размер неустойки, причитающейся заказчику,
в бухгалтерском учете возникает прочий доход, а в налоговом - внереализационный, поскольку стороны по обоюдному согласию избрали такой подход к оплате и взысканию неустойки.
При этом за момент признания дохода логично принять дату окончательного расчета, при котором удержана сумма неустойки, поскольку имеется акт, в котором зафиксирован факт просрочки, позволяющий определить размер долга.
В случае использования подрядчиком права требовать снижения размера неустойки на основании ст. 333 ГК РФ и удовлетворения судом таких требований, на дату вступления в силу такого решения суда заказчик на основании п. 14.2 ПБУ 10/99 «Расходы организации» и подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ и подп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ имеет право включить в состав прочих (в бухгалтерском учете) и внереализационных (в налоговом учете) расходов сумму, подлежащую уплате подрядчику.
Следует отметить, что рассмотренная ситуация – не единственная по своей природе, когда в доходы включаются суммы, которые в будущем, возможно, будут возвращены контрагенту. Так, аналогичная ситуация возможна и в случае принятия арбитражным судом кассационной инстанции решения о взыскании с заказчика в пользу исполнителя сумм неустойки, ранее признанных им в составе внереализационных доходов на основании решения суда, вступившего в силу после его рассмотрения апелляционной инстанцией.
Источник: www.cnfp.ru
10. Новости налогового контроля
10.1. Если не возбуждено уголовное дело по материалам налоговиков, они могут обжаловать это
Письмом от 13 декабря 2012 г. N АС-4-2/21223 ФНС переслала письмо генпрокуратуры РФ от 26 ноября 2012 г. N 36-21-2012 по вопросам статуса должностного лица налогового органа в уголовном процессе и праве обжалования решений об отказе в возбуждении уголовного дела.
Генпрокуратура высказала мнение, что материалы о налоговом правонарушении представляют собой разновидность заявления о преступлении, так как согласно УПК РФ они являются самостоятельным поводом для возбуждения уголовного дела. Поэтому налоговые органы должны быть в обязательном порядке уведомлены о принятом решении, а также о праве и порядке обжалования данного решения.
Должностные лица налоговых органов вправе обжаловать действия и процессуальные решения органов предварительного следствия, в том числе и об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенного по результатам рассмотрения направленных ими материалов.
Источник: www.audit-it.ru
10.2. Контрольная закупка в рамках налогового контроля
В отношении контрольной закупки в рамках налогового контроля существует правовая коллизия. Об этом говорится и в Письме ФНС России от 17.10.2012 N АС-4-2/17581.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее – ВАС РФ), выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.09.2008 N 3125/08, приобретение должностными лицами налоговых органов товаров для личного пользования в ходе проверки расценивается как проверочная закупка, притом что налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
После принятия Президиумом ВАС РФ указанного Постановления арбитражные суды при рассмотрении жалоб организаций и индивидуальных предпринимателей признают незаконными и отменяют постановления налоговых органов о привлечении к административной ответственности при указанных выше обстоятельствах.
Вместе с тем согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 29.07.2009 N 41-АД09-3, налоговые органы, осуществившие контрольную закупку, действуют в пределах полномочий, определенных Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт” (далее – Федеральный закон N 54-ФЗ), который не содержит каких-либо запретов или ограничений действий налоговых органов по осуществлению предусмотренной законом обязанности контроля за его соблюдением, в том числе запрета на осуществление контрольной закупки.
Источник: www.lawedication.ru
11. Новости судебной практики по налоговым спорам
11.1. В пользу налогоплательщика
«При исчислении налога на прибыль налогоплательщик не может быть лишен права на включение в прочие расходы сумм НДС, которые он, применяя УСН, не предъявил покупателю товара, однако в связи лишением права на применение указанной системы налогообложения обязан был исчислить и уплатить (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)»
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ.
По мнению налогового органа, у налогоплательщика отсутствовали правовые основания для учета при определении налоговой базы по налогу на прибыль суммы НДС, доначисленной по результатам проверки, которую надлежало предъявить покупателям-контрагентам. Указанная сумма не была предъявлена в связи с неправомерным применением налогоплательщиком УСН.
По мнению налогоплательщика, он обоснованно включил доначисленную сумму НДС в расходы.
Суд считает, что правомерной является позиция налогоплательщика.
При рассмотрении дела было установлено, что налогоплательщик необоснованно воспользовался правом на применение УСН, в связи с чем являлся плательщиком НДС с доходов, полученных от осуществления оптовой торговли материалами и комплектующими. В этом случае в силу п. 1 ст. 168 НК РФ он обязан был предъявить контрагентам сумму НДС, но не делал этого.
Суд указал, что при исчислении налога на прибыль налогоплательщик не может быть лишен права на включение в прочие расходы сумм НДС, которые он, применяя УСН, не предъявил покупателю товара, однако в связи утратой права на применение указанной системы налогообложения обязан был исчислить и уплатить.
На основании изложенного суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа.
(Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 01 ноября 2012 г.)
Источник: www.cnfp.ru
11.2. В пользу налогового органа
«Дополнительные мероприятия налогового контроля могут быть назначены в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств для подтверждения или опровержения как доводов налогоплательщика, так и позиции инспекции о получении (неполучении) необоснованной налоговой выгоды в виде возмещения НДС (п. 6 ст. 101 НК РФ)»
Согласно п. 6 ст. 101 НК РФ в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.
По мнению налогоплательщика, налоговый орган в нарушение закона и в отсутствие предусмотренных законом оснований продлил срок проведения мероприятий налогового контроля, что повлекло нарушение прав налогоплательщика на своевременное возмещение.
Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с позицией налогоплательщика.
Как установил суд, 20.07.2011 налогоплательщиком представлена декларация по НДС за 2 квартал 2011 года, в которой заявлено право на возмещение из бюджета НДС в сумме 2 996 162 руб. 21.07.2011 представлена уточненная декларация, в которой указана сумма к возмещению 2 996 161 руб.
26.10.2011 принято решение о частичном возмещении налога. В акте камеральной проверки указано на неправомерное заявление вычетов в сумме 558 900 руб. в связи с отсутствием у контрагента реальной возможности осуществить распиловку пиловочника.
10.11.2012 налогоплательщиком представлены возражения на акт проверки. 21.11.2011 в пределах срока проведения проверки в инспекцию поступили документы от указанного контрагента, запрошенные в рамках ст. 93.1 НК РФ.
28.11.2011 принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля до 20.12.2011.
Принятие оспариваемого решения от 28.11.2011 налоговым органом мотивировано необходимостью получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, а также отсутствием достаточных доказательств для подтверждения или опровержения как доводов налогоплательщика, так и позиции инспекции о получении (неполучении) необоснованной налоговой выгоды в виде возмещения НДС.
Суд признал решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля соответствующим требованиям п. 6 ст. 101 НК РФ.
(Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 01 октября 2012 г.)
Источник: www.cnfp.ru
12. Блог А.В. Брызгалина «О налогах и о жизни»
На рассылку сообщений персонального блога Аркадия Брызгалина можно подписаться на главной странице блога - www.nalog-briz.ru, указав свой адрес электронной почты в графе «Подписка на сообщения».
12.1. "Что нам год грядущий готовит" или правительственный план мероприятий по борьбе с уклонением от уплаты налогов на 2013 год
В начале декабря, на сайте Правительства РФ был опубликован план мероприятий по совершенствованию нормативно-правовой базы в целях борьбы с уклонением от уплаты налогов (утв. распоряжением Правительства РФ от 03.12.2012 № 2250-р). Документ предполагает разработку нескольких законопроектов по внесению соответствующих изменений и поправок в главы первую и вторую НК РФ.
Ознакомившись с данным документом у меня возник только один вопрос – кто его составлял, и почему эти «специалисты» до сих пор не уволены? И что же Правительство нарешает с такими специалистами, которые даже ни разу не видели, как мне кажется Налоговый кодекс.
Забегая вперед скажу, что многие изложенные в плане пункты вызвали у меня, мягко говоря, недоумение, а в ряде случае я просто не понял о чём идет речь.
Ну а теперь по порядку:
1) Прежде всего, предлагается внести в первую часть НК РФ новую главу, посвященную контролю налоговых органов за деятельностью банков, в связи с чем уже в I квартале 2013 г. в Правительство должен быть внесен соответствующий законопроект.
Планируется создать (выделить) новый самостоятельный вид налоговых проверок, связанный исключительно с банковской сферой. Причем предполагается, что данный вид контроля будет направлен на проверку банка не как рядового налогоплательщика или налогового агента (тут банк подчиняется общим правилам налогового контроля), а как некого проводника налоговых денег до бюджета и соглядатая от государства за своими клиентами. Ведь банки несут кучу "налоговых" обязанностей, которые не связаны с их "личными" налоговыми обязательствам.
Иными словами, Правительство намерено установить четкий процедурный контроль за деятельностью банков по исполнению ими "дополнительных" обязанностей. Тут-то вроде всё ясно и понятно, тем более, что и ВАС РФ года 2 назад уже говорил о том, что для банков нужны особые процедуры налогового контроля.
С полным текстом можно ознакомиться здесь: http://www.nalog-briz.ru/2013/01/2013.html
Источник: www.nalog-briz.ru
12.2. Пример удачного налогового «манёвра» в Австрии
Наткнулся тут в сети на интересную налоговую статистику, опубликованную правительством Австрии. Забегая вперед, скажу, что я уже неоднократно в различных своих постах (и не только) писал по вопросу о том, что в определенных ситуациях и при определенных экономико-политических условиях мера в виде снижение ставки налога может привести к положительному росту собираемости налогов.
А вот Вам реальный и достаточно наглядный пример такого снижения из современной практики ЕС.
Итак, согласно опубликованным данные, правительство Австрии в 2005 году снизило ставку корпоративного налога с 34 % до 25 % (почти на 1/3), и буквально за 3 года (с 2005 по 2008 г.г.) дохода от собираемости налога вырос с 5 млрд. евро до 6,3 млрд. евро (прирост почти на 20%).
Одним из факторов, повлиявших на такой значительный рост собираемости, стало то, что новая процентная ставка налога оказалась ниже средней ставки по данному налогу в целом по ЕС, что в свою очередь стало фактором, повлиявшим на решения ряда иностранных компаний перевести свой бизнес либо его часть в Австрию.
Кстати, Минфин Австрии, воодушевленный такими успехами, пришел к выводу о необходимости реформирования в сторону снижения налога на доходы физических лиц, ставки по которым в Австрии установлены по прогрессивной шкале и достигают в пиковом случае 50%.
А ведь это является ещё и удачным примером налоговой конкуренции страны в рамках ЕС. Ведь давно в мире так сложилось, что компании, по возможности, стараются платить налоги там где это выгоднее, всё-таки бизнес есть бизнес.
У меня иногда к законодателям вопрос возникает, вам налоги нужны или высокие ставки?
Источник: www.nalog-briz.ru
12.3. ФНС РФ – Минфин РФ 1:0 - налоговики в суде опровергли позицию Минфина: доход с процентов по счета в иностранных банках подлежит обложению НДФЛ (Апелляционное определение Московского городского суда по делу № 11-25333/2012)
30 ноября 2012 года Московский городской суд вынес апелляционное определение по спору между физическим лицом и ИФНС, согласно которому доходы от депозита в иностранном банке должны облагаться НДФЛ полностью без каких-либо особенностей.
А примечательным данный вердикт является, на мой взгляд, еще и потому, что в нём рассматривается спор, возникший в связи с различными точками зрения двух ведомств на один и тот же вопрос. Итак.
Фабула: физическое лицо в 2009 г. получило от депозитов в иностранном банке доход, с которого заплатило НДФЛ. В 2011 г. на основании письма Минфина РФ физическое лицо подало уточненную налоговую декларацию с просьбой вернуть уплаченную сумму налога.
Дело в том, что согласно разъяснениям Минфина РФ (письма от 12.03.2010 № 03-04-05/6-95, от 20.01.2010 № 03-04-05/6-10) налоговая база в отношении процентов по вкладам в иностранных банках определяется в порядке, установленном ст. 214.2 НК РФ. Сумма превышения процентов по договору над процентами по ст. 214.2 НК РФ облагается по ставке 35 %. Кроме того, если доход налогоплательщика не превышает 9 %, то у него отсутствует обязанность по декларированию этого дохода.
С полным текстом можно ознакомиться здесь: http://www.nalog-briz.ru/2013/01/10-11-253332012.html
Источник: www.nalog-briz.ru
12.4. О без/судебной работе юриста
Мы как то все привыкли, что основная работа юриста - это судебная, именно судебная защита клиента. Более того, я сам неоднократно изрекал, что тот кто не ходит в суды, тот не может с полным правом считать себя юристом. Как тот, кто не лечит - не врач, так тот, кто не представляет в суде клиента - не юрист.
Но недавно я замешкался в своем убеждении.
Понимаете, в позапрошлом году к нам пришел на консультацию по корпоративному праву клиент, у которого был примерно такой вопрос: "Какими способами закон позволяет выделить долю одному из участников?". Мы проконсультировали и всё обсудили.
Клиент просится на повторную консультацию и задает дополнительные вопросы.
Ну, пожалуйста... А потом чуем мы, что там что-то не то. Мы на прямую - что случилось, чего на самом деле надо? В чем настоящая проблема то?
А клиент нам напрямую и отвечает: "Ребята у меня 2 года проблема не решается, я ничего поделать не могу, решите мне пожалуйста это проблему, а...?"
Мы говорим: "Вопросов нет, мы идем готовить иск".
С полным текстом можно ознакомиться здесь: http://www.nalog-briz.ru/2013/01/blog-post_2080.html
Источник: www.nalog-briz.ru
13. Зарубежные налоговые новости
13.1. Бельгия вводит новый режим отсрочки обложения импорта НДС
Бельгийское министерство финансов объявило о введении нового режима отсрочки уплаты импортного налога на добавленную стоимость.
Начиная с 01 января 2013 года, физические лица, импортирующие товары с правом на отсрочку уплаты НДС, больше не обязаны уплачивать НДС авансом. Система отсрочки уплаты НДС даст физическим лицам возможность декларировать и погашать обязательства по уплате НДС посредством подачи НДС декларации за определенный период вместо того, чтобы погашать платежи по НДС на таможне в момент импорта товаров, и без депозита.
Для того, чтобы применить новый режим, физические лица должны подать заявление на лицензию, если они ведут бизнес по импорту или думают о том, чтобы начать осуществлять такую деятельность, при условии выполнения всех обязательств в связи с НДС.
Для тех физических лиц, которые уже получили лицензию на 31 декабря 2012 года, она автоматически продлевается.
Ранее лицензия на импорт выдавалась, только если налогоплательщик вносил депозит в размере 1/24 от суммы НДС, уплаченной при фактическим импорте за предыдущие четыре календарных квартала.
Источник: www.taxpravo.ru
13.2. В Греции Парламент проголосовал за повышение налогов
Парламент Греции в ночь на субботу, 12 января, одобрил законопроект, ужесточающий налоги. В поддержку проекта закона проголосовали 163 из 300 членов парламента.
Документ, одобренный парламентом, вводит новую максимальную ставку налога в размере 42 процентов для граждан, доход которых превышает 42 тысячи евро в год. Ранее максимальной ставкой налога - в 45 процентов - облагались доходы физических лиц, превышающие 100 тысяч евро в год. При этом, как уверяют авторы документа, законопроект уменьшает налоговое бремя для пенсионеров и госслужащих, доход которых не превышает 25 тысяч евро в год.
Кроме новой шкалы налогообложения, законопроект, одобренный парламентом, пересматривает методику подсчета совокупного дохода семьи, а также распространяет налоги на ряд категорий граждан, ранее ими не облагавшихся, например, на фермеров с низкими доходами.
Налоговая реформа, по расчетам авторов законопроекта, позволит увеличить ежегодные поступления в бюджет Греции на 2,3 миллиарда евро. Увеличение доходов бюджета - одно из ключевых условий, выдвинутых иностранными кредиторами Греции.
Греция за последние годы была вынуждена провести ряд жестких реформ, направленных на сокращение расходов госбюджета и повышение его доходов. На реформах, крайне непопулярных среди жителей, настаивают международные кредиторы Греции, к которым страна вынуждена обращаться за финансовой помощью.
Источник: www.podatinet.net
14. «Знаете ли Вы...» или интересные и занимательные
факты о налогах
14.1.> Древнегреческий поэт Вергилий и оптимизация налогов через похороны мухи..
Вергилий (древнеримский поэт (70 до н.э. - 19 н.э.)) держал комнатную муху как домашнее животное, и однажды устроил на земле возле своего дома церемонию похорон мухи, со всеми полагающимися атрибутами - гробокопателями и долгими речами. Сделав это, он превратил свою землю в кладбище, а земля кладбищ не облагалась налогом. Вот вам и древнегреческие попытки налоговой оптимизации.
Источник: www.nalog-briz.ru
14.2. Законы Хаммурапи и налоги
Индусская политико-религиозная концепция "богоугодного царя" (девараджи) предписывала ему выполнение особой дхармы (обязанностей). Одна из главных обязанностей - охрана подданных (Законы Ману, VII, 2-3). "Защищая" народ, царь мог заставить его платить налог - бали (VII, 80 и др.). Наряду с основным налогом, рассматриваемым как плата царю за охрану подданных, существовали другие многочисленные поборы в пользу центральной власти: торговые пошлины, "приношения плодов" и пр. О широте налоговых полномочий древнеиндийских царей, которые могли по своему усмотрению увеличивать налоговую ставку, свидетельствуют содержащиеся во всех дхармашастрах безуспешные призывы к царям соблюдать умеренность в сборе налогов (VII, 128, 129 и др.).
Источник: www.cnfp.ru
15. Новости журнала «Налоги и финансовое право»
Анонс № 12/2012 журнала «Налоги и финансовое право». Тема номера: «Современная налоговая оптимизация недобросовестных контрагентов».
А.В.Брызгалин, главный редактор журнала «Налоги и финансовое право»:
«Одна из самых острых проблем современного налогообложения – это борьба государства в лице налоговых и правоохранительных органов с так называемыми фирмами-«однодневками». Несмотря на все усилия госорганов, результаты борьбы пока далеко не впечатляющие. В связи с этим, в угаре своего рвения налоговые органы начинают ожесточаться и предпринимать действия, благодаря которым даже добросовестный налогоплательщик, сработавший с «однодневкой» по «недомыслию», вдруг становится жертвой налогового террора.
Именно поэтому мы решили на страницах нашего журнала рассмотреть эту проблему достаточно подробно, дать рекомендации добросовестным налогоплательщикам по снижению возможных налоговых рисков, рассказать, как можно защитить себя от необоснованных обвинений. Тема данного номера звучит так: «Современная оптимизация недобросовестных контрагентов».
Также в этом предновогоднем номере представлены материалы наших традиционных рубрик: «Особенности отраслевого налогообложения и учета», «Налоговый контроль», «Теория и практика налогообложения и финансового права», «Актуальные вопросы судебной практики по налоговым и финансовым спорам» и т.д.»
РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА «НАЛОГИ И ФИНАНСОВОЕ ПРАВО»
Приглашаем подписаться на журнал «Налоги и финансовое право». Счет на I полугодие 2013 года на журнал «Налоги и финансовое право» можно заказать по тел/факсу:
Через Редакцию можно приобрести отдельные номера журнала «Налоги и финансовое право»
(в рублях) |
Цена за электронный вариант журнала |
||
№ 4/2012 |
Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2011 год. |
300=00 |
500=00 |
№ 5/2012 |
Контроль за трансфертными ценами. |
300=00 |
500=00 |
№ 6/2012 |
Страховые взносы в 2012 году. |
300=00 |
500=00 |
№ 7/2012 |
Налог на добавленную стоимость: сложные вопросы из практики налогового консультирования. |
300=00 |
500=00 |
№ 8/2012 |
Налог на прибыль: сложные вопросы из практики налогового консультирования. |
300=00 |
500=00 |
№ 9/2012 |
Трудовые отношения, НДФЛ и страховые взносы: сложные вопросы из практики налогового консультирования. |
300=00 |
500=00 |
№ 10/2012 |
Бухгалтерский учет: сложные вопросы из практики налогового консультирования. |
300=00 |
500=00 |
№ 11/2012 |
Расходы для целей налогообложения: документирование, налоговый учет, арбитражная практика (по состоянию законодательства на 1 января 2013 года). |
300=00 |
500=00 |
№ 12/2012 |
Современная налоговая оптимизация недобросовестных контрагентов. |
300=00 |
500=00 |
Получить дополнительную информацию и заказать отдельные номера журнала
«Налоги и финансовое право» можно по телефону:
Редакция журнала «Налоги и финансовое право» на сайте компании организовала частичный свободный доступ к содержанию номеров за 2008-2009 годы. Приглашаем посмотреть материалы: http://cnfp.ru/publish/journal/archive.php
16. Аналитическая база данных по налоговым спорам
Группы компаний «Налоги и финансовое право»
Обзор представляет собой систематизированный, сгруппированный по темам перечень правовых позиций, сформулированных из анализа соответствующих судебных решений КС РФ, ВАС РФ, Федеральных арбитражных судов России, а так же Арбитражных судов апелляционных инстанций.
Информация для пользователей базы данных «Аналитические обзоры судебной практики по налоговым спорам»:
Аналитический обзор судебной практики за декабрь 2012 года будет разослан подписчикам Аналитической базы данных до 30 января 2013 года.
Уважаемые подписчики, просим Вас направлять Ваши пожелания и предложения по поводу Аналитической базы данных по налоговым спорам по следующему электронному адресу — cnfp@cnfp.ru
За более подробной информацией обращайтесь на сайт Группы компаний «Налоги и финансовое право» — http://cnfp.ru/projects/survey/
В избранное | ||