← Июль 2009 → | ||||||
1
|
3
|
4
|
5
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
7
|
8
|
10
|
11
|
12
|
|
13
|
14
|
15
|
17
|
18
|
19
|
|
20
|
21
|
22
|
24
|
25
|
26
|
|
27
|
28
|
29
|
31
|
За последние 60 дней 4 выпусков (1-2 раза в месяц)
Сайт рассылки:
http://cnfp.ru
Открыта:
18-01-2008
Статистика
-1 за неделю
Налоговые новости от ГК "Налоги и финансовое право"
Справки по телефону: (343) 350-12-12, 350-11-62 Информация размещена на сайте www.cnfp.ru
Группа компаний «Налоги и финансовое право» приглашает на семинар-конференцию Актуальные вопросы применения налогового законодательства
|
полноцветное иллюстрированное издание о налогах«Налоги. Люди. Время… |
Руководитель проекта — А. В. Брызгалин.
Новая книга — уникальная работа, в которой представлен совершенно непривычный и неожиданный взгляд на НАЛОГИ как на живое, развивающееся и чрезвычайно интересное явление в истории развития общества. Авторы решили взглянуть на налоги и историю налогообложения более объемно, широко или, что называется, под иным, чем обычно, углом зрения: им интересно было поднять налоговый пласт человеческой культуры и рассмотреть его (насколько оказалось возможным) во всем многообразии и разнообразии материала.
Это книга о месте налогов в мировой истории, об их связи с крупнейшими событиями в ней и о том значении, которое имеют налоги в истории развития культуры человечества. На страницах этой книги читатель ознакомится с весьма оригинальными высказываниями о налогах и налогообложении великих людей (российских и зарубежных классиков и наших современников): общественных деятелей, ученых, писателей, поэтов, — запечатленными в их произведениях и кропотливо выбранными для данного издания авторами книги. Читатель, несомненно, поразится тому, какими странными, порой невероятными, событиями наполнена история налогообложения разных времен и народов и какое множество необычных налогов взималось ранее и взимается в настоящее время в разных странах, а также улыбнется, читая остроумные афоризмы и анекдоты на тему налогообложения или истории о курьезных случаях из «жизни налогов».
Книга рассчитана на самый широкий круг читателей, так как поможет им расширить свои познания в области истории налогов, взглянуть на привычные вещи с иной точки зрения, поговорить о серьезном и важном с иронией и юмором, а также найти для себя
Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин А. Н. Налоги. Люди. Время… или этот безграничный Мир Налогов. / Под. ред. к. ю. н. А. В. Брызгалина. — Екб.: Издательство «Налоги и финансовое право», 2008. — 576 с.
Стоимость издания: 800 руб. (с учетом доставки почтой)
Для участников Налогового клуба, корпоративных клиентов, подписчиков: 600 руб. (с учетом почтовой доставки)
Справки:
«Для того чтобы обложение было справедливым
и действительно пропорциональным,
оно должно производиться не только
в соответствии с размером имущества плательщиков,
а на основе сложного соотношения различий
в их положении и излишков их имуществ».
Жан-Жак Руссо (1712—1778) —
французский философ-просветитель,
политический мыслитель, писатель, поэт,
драматург, композитор, теоретик искусства.
1. Налоговая новость недели
1.1. Налоговые инспектора и нотариусы готовятся к наплыву клиентов
С 1 июля 2009 г. вступили в силу новые требования к документации ООО. В связи с этим уставы обществ в срок с 1 июля по 31 декабря 2009 года надо привести в соответствие с новыми правилами и зарегистрировать изменения в ИФНС. На сайте ФНС России опубликованы формы заявлений, которые налоговая служба «рекомендует» использовать для регистрации. Однако пока соответствующий приказ не утвержден в Минюсте, не стоит торопиться с внесением изменений в уставы — такой совет дали сами представители ФНС и заверили, что даже после 31 декабря «старые» уставы компаний не превратятся в недействительные, неприятностей с налоговой службой из-за них не будет.
Между тем, эксперты высказывают опасения, что из-за огромного количества ООО в стране, очереди на перерегистрацию будут такими большими, что налоговые инспектора физически будут не в состоянии в установленные сроки «обслужить» всех желающих. Будем надеяться, что трудолюбивые инспекторы справятся с возложенными на них обязанностями.
Кроме того, к наплыву посетителей надо готовиться нотариусам, ведь с 1 июля все сделки по продаже долей в уставном капитале нужно будет заверять именно у них.
Источник: www.gazeta-unp.ru
2. Новости налогообложения и экономики
2.1. Россия по итогам января — мая заняла 4 место по темпам промышленного спада среди стран СНГ
Россия по итогам января — мая заняла 4 место по темпам промышленного спада среди стран СНГ. По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ, соответствующий показатель составил 15,4%.
Рост промпроизводства за рассматриваемый период среди стран СНГ наблюдался только в Азербайджане — 1,3%. Наибольший спад промпроизводства отмечен на Украине — на 31,9%, а также в Молдавии — на 25,3% — и в Киргизии — на 20,2%. Промышленное производство в Таджикистане сократилось на 13%, в Армении — на 10,5%, в Казахстане — на 4,6%, в Белоруссии — на 3,4%.
В среднем по странам СНГ промышленное производство в январе — мае 2009 г. сократилось на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Источник: www.akdi.ru
2.2. Кредитовать малый бизнес нужно под 13-14% годовых
Кредитовать малый бизнес нужно под 13-14% годовых. Такое мнение высказала глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина.
Она напомнила, что Внешэкономбанк разработал программу кредитования малого бизнеса, согласно которой ВЭБ будет предоставлять банкам, кредитующим малый бизнес, ресурсы под 10,5-10,7% годовых.
«Маржа банков не должна быть больше 2-3%», - сказала Э. Набиуллина, уточнив, что стоимость этих ресурсов для конечных потребителей составит 13-14% годовых. «Сейчас банки кредитуют малый бизнес по 20-30% годовых», - цитирует РИА «Новости».
В настоящее время идёт отбор заявок от банков, которые хотят принимать участие в программе Внешэкономбанка.
Источник: www.akdi.ru
2.3. Конституционный Суд признал несоответствующими Конституции некоторые положения Налогового и Бюджетного кодексов
До 1 марта 2010 года законодатели обязаны урегулировать порядок исполнения вузами обязанности по уплате налога на прибыль с доходов от сдачи в аренду имущества.
Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 22.06.2009 № 10-П, положения статьи 321.1 НК РФ и абз.2 п.3 ст.41 Бюджетного кодекса не соответствуют Конституции РФ, её статьям 19 (часть 1) и 57. Нормы не соответствуют в той мере, в какой они не отвечают требованиям определённости законно установленного порядка исполнения государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования обязанности по уплате налога на прибыль с доходов от сдачи в аренду переданного им в оперативное управление федерального имущества. Федеральному законодателю надлежит урегулировать порядок исполнения данными вузами обязанности по уплате налога на прибыль с доходов от сдачи в аренду переданного им в оперативное управление федерального имущества с учётом специфики правового статуса данных субъектов налогообложения в срок до 1 марта 2010 года.
Источник: www.akdi.ru
2.4. Государственная доля в экономике России составляет около 50%
«Доля государства в экономике России составляет сейчас около 50% при среднем показателе в мире в 30%», - сообщил заместитель главы Минэкономразвития РФ Андрей Клепач.
«Речь идёт о всех формах участия, в том числе о государственных корпорациях, долях государства в крупнейших компаниях — Газпроме , Роснефти, Сбербанке и других. До кризиса этот показатель был меньше, но ненамного», — уточнил А. Клепач. При этом около 25% государственного участия приходится на федеральное правительство, сообщает газета «РБК daily».
Смещается баланс в сторону государства и в инвестициях в основной капитал. По словам А. Клепача, около 40% всех инвестиций приходится сейчас на государство. На фоне тотального падения вложений в основной капитал (по подсчётам Росстата, в мае они упали на 23,1% по сравнению с маем 2008 года) очевидно, что роль государственных инвестиций будет только расти, а значит, острее встаёт вопрос и их эффективности.
Госинвестициями поддерживаются сейчас экономики во всех странах, но результативность их сильно отличается. Так, по данным ОЭСР, в развитых странах каждый вложенный доллар даёт прирост ВВП на один доллар, в России результат равен нулю, а в ряде случаев и отрицателен.
Источник: www.akdi.ru
3. Налоговые прогнозы, проекты, дискуссии
3.1. ФНС расширит перечень услуг, которые инспекторы обязаны оказывать налогоплательщикам
Налоговая служба разработала новый Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков (проект соответствующего приказа обнародован на официальном сайте ФНС). Список «услуг» с уточнением срока исполнения несколько расширился. Теперь в нем прописано, сколько времени налоговые инспекторам отводится на передачу регистрационного дела из одной инспекции в другую при изменении места нахождения компании или места жительства предпринимателя (не позднее трех дней с момента внесения записи в государственный реестр); на передачу учетного дела налогоплательщика и инспекцию по новому месту постановки на учет (в течение трех рабочих дней со дня снятия с учета в «старой» ИФНС); на передачу документов и сведений из одной инспекции в другую при смене места налогового учета (не позднее 10 дней после снятия с учета).
Также в реестре появилась новая услуга — по регистрации Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную УСН. Поставить печать и подпись инспектор должен при обращении в присутствии предпринимателя.
Источник: www.gazeta-unp.ru
3.2. Законопроект с важными поправками по НДФЛ принят во втором чтении
Вчера депутаты Госдумы во втором чтении одобрили законопроект с многочисленными поправками в главу НК РФ по НДФЛ. Согласно поправкам, граждане, рефинансировавшие свои ипотечные кредиты, также смогут получать имущественный налоговый вычет в сумме уплаченных процентов (сейчас он распространяется только на целевой кредит — ипотечный).
Кроме того, имущественный налоговый вычет будет распространяться на суммы, потраченные на покупку земельного участка, если он приобретается вместе с жильем. Еще одна, но далеко не последняя новелла, — от НДФЛ освобождаются доходы, полученные гражданином от продажи своего легкового автомобиля, при условии, что до снятия с учета машина была зарегистрирована на продавца не менее трех лет.
Источник: www.gazeta-unp.ru
3.3. Россия откажется от ламп накаливания?
В России может быть запрещена продажа ламп накаливания. О такой возможности заявил Президент РФ Дмитрий Медведев на заседании президиума Госсовета по вопросам повышения энергоэффективности в Архангельске.
По его словам, для решения задач в области энергосбережения, стоящих перед Россией в настоящее время, нужны жесткие решения, а также исполнение ряда жестких рекомендаций.
С этих позиций лампочку Ильича признать энергосберегающей никак нельзя. Для освещения в ней используется 5-10% потребляемой электроэнергии. Остальное перерабатывается в тепло. Куда эффективнее флюоресцентные и галогеновые. Так что постепенный запрет ламп накаливания, реализуемый уже во многих странах, можно считать одной из таких жестких, но необходимых стране мер.
Источник: www.provodka.ru
3.4. Депутаты предлагают как можно реже привлекать уклонистов к уголовной ответственности
В Госдуму поступил законопроект, который, по словам его авторов, призван воспитать культуру налогоплательщиков и создать традицию платить налоги, а также научить государство не применять «уголовные репрессии» к каждому, кто по той или иной причине не заплатил налоги. Проект предусматривает внесение поправок сразу в три кодекса — Налоговый, Уголовный и Уголовно-процессуальный, а также в закон «О милиции».
Так что же предлагают законодатели. Во-первых, повысить пороговые значения по неуплаченным суммам налогов, при которых уклонисту грозит уголовная ответственность: для граждан — более 500 тыс. рублей налогов за три года, для компаний — 1 млн 500 тыс. рублей. Сейчас для гражданина «криминальной» являются 100 тыс. рублей неуплаченных налогов, для компании — 500 тыс. рублей, причем эти пороги не пересматривались шесть лет.
Второе предложение — не привлекать у уголовной ответственности налогоплательщиков, которые совершили налоговое преступление впервые и до окончания предварительного расследования по делу полностью погасили задолженность, а также заплатили пени и штрафы.
И, в-третьих, если закон примут, то заводить уголовные дела по налоговым правонарушениям можно будет только в том случае, если решение инспекции о привлечении к ответственности за неуплату налогов, пеней и штрафов поддержала вышестоящая налоговая инстанция, одобрили арбитражные судьи. И при этом должник в течение двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налогов причитающиеся суммы не заплатил.
Источник: www.gazeta-unp.ru
3.5. Уголовное наказание за невыплату зарплаты ужесточится
Наказание для нерадивых руководителей компаний и предпринимателей, которые вместо того чтобы платить зарплату сотрудникам, тратят деньги на развитие бизнеса и иные цели, может ужесточиться. Следственный комитет при Прокуратуре РФ собирается инициировать поправки в статью 145.1 Уголовного кодекса («Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий...»). А именно исключить из нее ссылку на наличие корыстной или личной заинтересованности. Наказывать за невыплату зарплат надо вне зависимости от мотивов, считают в Следственном комитете при Прокуратуре РФ.
Еще одно предложение — более строго карать злостных должников. Статью 177 Уголовного кодекса предлагается дополнить второй частью, устанавливающей ответственность за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, повлекшее тяжкие последствия.
Источник: www.gazeta-unp.ru
3.6. Электронные счета-фактуры появятся не раньше 2010 года
Год назад руководство Минфина обещало, что уже в 2009 году налогоплательщики начнут обмениваться электронными счетами-фактурами и будут отсылать их по интернету в инспекцию. Но, похоже, чиновники снова поторопились.
К 1 июля 2009 г. ФНС России должна была закончить «пилотный» проект по обмену электронными счетами-фактурами и по его итогам утвердить форматы «виртуальных» счетов-фактур, методики и технологии передачи этой информации по каналам связи и представить результаты в Минфин. На основе анализа полученных данных Минфин уже сможет приступить к подготовке соответствующих поправок в Налоговый кодекс, дабы узаконить «хождение» счетов-фактур в электронном виде. Об этом сообщил заместитель главы ФНС России Николай Мельников.
Понятно, что все это дело небыстрое. Однако чиновники всеми силами будут стараться успеть внести нужные поправки в законодательство в этом году, чтобы в следующем они заработали. Дело в том, что с 1 января 2010 года инспекции не смогут повторно требовать с налогоплательщиков документы, которые им уже представлялись — при камеральной или выездной проверке (Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ). Поэтому ФНС весьма заинтересована в переводе счетов-фактур в электронный вид и создании специального банка документов — для их надежного хранения.
Источник: www.gazeta-unp.ru
4. Новости налогового и бухгалтерского законодательства
4.1. В 2011 году зарегистрировать компанию можно будет через интернет (Распоряжение Правительства РФ от 25.06.2009 № 872-р)
Меньше чем через два года представителям компаний и рядовым гражданам не придется посещать налоговую инспекцию или другую государственную инстанцию всякий раз, когда надо решить тот или иной вопрос. Зарегистрировать компанию или стать предпринимателем, поставить компанию на налоговый учет, получить выписку и ЕГРЮЛ и ЕГРИП, поставить на учет или снять с учета автомобиль, оформить социальные выплаты и пособия, урегулировать трудовые споры, зарегистрировать права на землю и недвижимость можно будет через интернет. Прямо из дома или офиса подать заявление и все необходимые документы, получить уведомление о результате их рассмотрения, заплатить госпошлину за оказанную государством услугу и даже получить итоговый документ.
Создать все необходимые условия для оказания 46 государственных услуг (включая названные) с использованием интернет-технологий премьер-министр Владимир Путин распорядился к 2011 году (распоряжение от 25.06.2009 № 872-р).
Источник: www.gazeta-unp.ru
4.2. Изменился формат передачи данных по системе ЕГАИС (Приказом ФНС РФ от 05.05.2009 г. ММ-7-6/276@)
Федеральная налоговая служба России приказом от 05.05.2009 г. ММ-7-6/276@ внесла изменения в свой же приказ от 06.10.2008 г. N ММ-3-6/452@, утверждающий формат информации, передаваемой автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, которыми оснащается основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В частности, установлено, что «в режимах 004 (производство) и с 006 по 010 (оборот продукции) состав обязательных показателей зависит от вида продукции», причем, последнее можно посмотреть в приведенной в приказе таблице. Для режима 004 (производство готовой продукции) к составу обязательных показателей добавляется показатель BottlesCount (количество разлитой в потребительскую тару готовой продукции), если она разливается в потребительскую тару.
Источник: www.provodka.ru
5. Комментарии и разъяснения
5.1. Заключение договора купли-продажи можно подтвердить чеком (Письмо Минфина России от 18.06.2009 № 03-11-09/216)
Заключение розничного договора купли-продажи в целях применения ЕНВД можно подтвердить товарным или кассовым чеком, а также эксплуатационной или гарантийной документацией на товар, в которой сделана отметка об оплате. Об этом напомнил Минфин России в письме от 18.06.2009 № 03-11-09/216.
При этом к розничной торговле относится реализация товаров физическим лицам с их оплатой наличными денежными средствами и в безналичном порядке. Данная предпринимательская деятельность может быть переведена на уплату ЕНВД. Оплата же плата за приобретенные товары юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями осуществляется в наличном или безналичном порядке (платежными поручениями, аккредитивами, чеками и инкассовыми поручениями).
Источник: www.provodka.ru
5.2. Как подтвердить расходы на строительство жилого дома при отсутствии первичных документов (Письмо Минфина России от 18.06.2009 № 03-04-05-01/473)
Минфин России рассмотрел вопрос о порядке подтверждения размера имущественного вычета по НДФЛ при индивидуальном строительстве в случае отсутствия платежных документов, например, по причине их утери (Письмо Минфина России от 18.06.2009 № 03-04-05-01/473).
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной им на новое строительство либо в размере фактически произведенных расходов. При этом в п. 17 статьи сказано, что указанный имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании его письменного заявления, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам.
Таким образом, представители Минфина РФ заключили, что имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику исходя из реально понесенных расходов на новое строительство либо приобретение жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, а не на основании каких-либо иных документов, подтверждающих рыночную или инвентаризационную стоимость построенного жилого дома (в том числе отчета об оценке объекта независимого оценщика, сведений об инвентаризационной стоимости жилого дома и т.п.).
Источник: www.taxhelp.ru
5.3. ФНС разъясняет: за ошибки покупателя НДС платить не придется (Письмо УФНС по г. Москве от 31.03.2009 № 20-14/2/030093@)
УФНС по г. Москве в Письме от 31.03.2009 № 20-14/2/030093@, недавно опубликованном, подтвердило, что налогоплательщик, применяющий УСН, не должен платить НДС в случае ошибочного выделения данного налога покупателем в платежном поручении.
При этом налоговое ведомство указывает, что в случае, если данное платежное поручение банком исполнено, то покупатель (контрагент) должен направить письмо в адрес индивидуального предпринимателя с сообщением, что в соответствующем платежном поручении сумма НДС выделена ошибочно.
В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ поступившие от покупателей денежные средства включаются в состав доходов в полном объеме (включая сумму НДС).
Источник: www.taxhelp.ru
5.4. Нужно ли удерживать НДФЛ с выплат по решению суда? (Письмо Минфина РФ от 19.06.2009 № 03-04-06-01/141)
Представители Минфина РФ разъяснили, как следует поступать организациям, производящим выплаты в пользу физических лиц на основании решения суда, в котором отсутствует указание на определение размера задолженности: с учетом НДФЛ или без такового.
В Письме от 19.06.2009 № 03-04-06-01/141 Минфин РФ указал, что организация, признаваемая налоговым агентом, на основании п. 4 ст. 226 НК РФ в любом случае обязана удержать исчисленную сумму налога из доходов налогоплательщика.
Однако, если при вынесении решения суд не производит разделения сумм, причитающихся работнику и подлежащих удержанию с работника, то организация — налоговый агент не имеет возможности удержать НДФЛ. Об этом она обязана сообщить в налоговый орган в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 226 НК РФ.
Источник: www.taxhelp.ru
6. Новости налогового контроля
В рубрике «Налоговый контроль» размещаются материалы, посвященные рассмотрению актуальных вопросов, связанных с назначением, проведением и оформлением результатов налоговых проверок и иных форм налогового контроля.
NEW!!!6.1. Приложения к акту проверки: понятие и значение
В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов. Указанное право налогоплательщиков корреспондирует с обязанностью налоговых органов, определенной подп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ, направлять налогоплательщикам копии актов налоговых проверок.
Кроме того, как следует из п. 1 ст. 100 НК РФ, по результатам выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки. Кроме того, в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, также должен быть составлен акт по установленной форме.
Однако ни в НК РФ, ни в иных актах законодательства о налогах и сборах не регулируются вопросы, связанные с судьбой всевозможных приложений к актам налоговых проверок. Законодатель, к сожалению, не определил ни статус приложений к акту проверки, ни их значение, упомянув только мельком в п. 1 ст. 101 НК РФ про некие «другие материалыналоговой проверки», которые должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по итогам проверки при вынесении соответствующего решения. Однако ни объем, ни состав этих «других материалов» также НК РФ не определен.
Нечеткость и неясность вышеуказанных положений НК РФ позволили налоговому ведомству осуществлять неоднозначное правовое регулирование этого вопроса посредством издания подзаконных актов. Ведь в соответствии с п. 4 ст. 100 НК РФ форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Во исполнение этой нормы был принят Приказ ФНС РФ от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки».[1]
Анализируя положения этого документа и исходя из установленных им форм акта выездной и акта камеральной налоговой проверки, можно сделать вывод о том, что приложения к актам должны в обязательном порядке прилагаться к актам, и, более того, в этих актах должно указываться количество приложений и количество листов.[2] О получении приложений проверяемое лицо делает соответствующую пометку при получении акта на руки. Немаловажным представляется требование Приказа и о том, что приложения, вручаемые проверяемому лицу вместе с актом, должны быть подписаны составившим его проверяющим либо руководителем проверяющей группы (бригады).
Однако далее в Приказе указывается, что «акт вручается лицу, в отношении которого проведена проверка, или его представителю с приложением ведомостей и таблиц, содержащих сгруппированные факты однородных массовых нарушений» (п. 1.13 Требований к составлению акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки). Таким образом, можно предположить, что не все приложения должны быть вручены проверяемому лицу, а только некие «таблицы», и то в случае, если они составлялись для целей группировки «фактов однородных массовых нарушений». Подобный вывод подтверждается и положениями п. 1.14 вышеуказанных Требований, в котором приводится полный перечень видов приложений, прилагаемых к акту проверки. Однако, исходя из буквального толкования этой нормы, она распространяется только на тот экземпляр акта проверки, который остается на хранении в налоговом органе, но не на тот, который вручается проверяемому лицу.
Данное обстоятельство стало поводом к тому, что иногда на практике должностные лица налоговых органов вручают налогоплательщику только голый акт проверки без приложений или по своему усмотрению представляют проверяемому лицу ограниченное количество таких приложений, считая, что приложения не обязательно должны передаваться проверяемому лицу, т.к. такая обязанность для налоговых органов законом не установлена.
Вынуждены признать, что подобная позиция в ряде случаев поддерживается и судебно-арбитражной практикой.
Так, например, по одному из конкретных судебных споров налогоплательщик обратился в арбитражный суд с требованием обязать налоговую инспекцию представить ему все материалы выездной налоговой проверки, в том числе и соответствующие приложения к акту проверки. По мнению налогоплательщика, отказ налогового органа в предоставлении запрашиваемых документов, отраженных в акте проверки, является незаконным и противоречит ст. ст. 21 и 100 НК РФ, поскольку лишает его права на защиту.
Однако, как указал суд, бездействие налогового органа, выразившееся в непредставлении налогоплательщику копий приложений к акту проверки, не нарушило его законные права и интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и не лишило его права на защиту. Законодатель не возложил на налоговые органы обязанность вручать налогоплательщику вместе с актом проверки все полученные в ходе проверки материалы или их копии.
Кроме того, суд установил, что часть истребуемых приложений к акту проверки носит информационный характер и не положена в основу выводов проверяющих. Остальные документы (запросы и ответы на них, результаты встречных проверок контрагентов заявителя, информация, содержащаяся в ответах на запросы) отражены в самом акте проверки. При таких обстоятельствах суд сделал вывод о том, что акт выездной налоговой проверки содержит все сведения о произведенных налоговым органом действиях в рамках проведенной проверки (Постановление ФАС ВВО от 24.12.2007 № А29-2582/2007).
По другому делу суд указал, что «...представление налоговым органом налогоплательщику материалов встречных налоговых проверок действующим законодательством не предусмотрено, поскольку эти материалы не являются обязательными приложениями к акту проверки. В соответствии с Приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ лицу, в отношении которого проводится налоговая проверка, вручается только акт проверки с приложением ведомостей и таблиц, содержащих сгруппированные факты однородных массовых нарушений. При этом никакие иные документы не подлежат передаче проверяемому лицу, а материалы проверки и приложенные к акту документы, которые подтверждают установленные нарушения законодательства о налогах и сборах, остаются в налоговом органе и являются документами для служебного пользования» (Постановление ФАС ПО от 25.12.2008 № А55-18212/2007).
Вместе с тем мы считаем подобный подход ошибочным. Как нам кажется, по общему правилу любые документы, прилагаемые к акту проверки, должны быть известны и, таким образом, представлены проверяемому лицу. Из этого правила может быть только одно исключение — когда приложения есть копии с документов самого налогоплательщика.[3]
Во всех остальных случаях налоговый орган обязан представить проверяемому лицу, кроме акта проверки, все приложения к нему. Данная позиция обосновывается следующим.
Во-первых, мы считаем, что приложения к акту проверки являются неотъемлемой частью этого акта, т.к. именно в них отражаются соответствующие отсылочные и информационные данные, подтверждающие положения самого акта. Данный тезис находит свою поддержку и при рассмотрении конкретных налоговых споров, причем суды в данном случае указывают, что отсутствие достоверных доказательств вручения налогоплательщику акта проверки со всеми приложениями, являющимися его неотъемлемой частью, позволяющими определить объем и характер вменяемых правонарушений, а также проверить их обоснованность, является препятствием к реализации предусмотренного п. 6 ст. 100 НК РФ права налогоплательщика на представление обоснованных возражений по данному акту в целом или по его отдельным положениям (Постановление ФАС ЗСО от 29.07.2008 № Ф04-4596/2008(8840-А03-19)).
Во-вторых, исходя из вышеизложенного, можно не без оснований предположить, что невручение приложений к акту проверки фактически означает, что налогоплательщик не в полном объеме ознакомлен с материалами проверки. Более того, как указывает по этому поводу К.А. Сасов, налоговые органы в целях сокрытия своих собственных ошибок по сбору доказательств налогового правонарушения «...иногда уклоняются от направления проверяемому налогоплательщику своих процессуальных документов, являющихся одновременно и приложениями к акту выездной проверки».[4]
Из этого постулата, кстати, исходит и судебная практика. В частности, как указывают суды, ненаправление налогоплательщику приложений к акту проверки свидетельствует о том, что акт проверки вручен налогоплательщику не в полном объеме (Постановления ФАС ДО от 11.04.2008 №Ф03-А51/08-2/994, от 07.08.2008 №Ф03-А51/08-2/1990).
Также, развивая вышеуказанное положение, суды при рассмотрении дел указывают, что налогоплательщику не было вручено приложение к акту выездной налоговой проверки, в связи с чем у него отсутствовала полная и достоверная информация о результатах проверки, что лишило налогоплательщика возможности представить полные и обоснованные возражения и повлекло принятие инспекцией неправомерного решения (Постановление ФАС УО от 21.01.2009 № Ф09-10417/08-С2).
В-третьих, если налогоплательщик не имеет возможности ознакомиться в полном объеме с материалами, касающимися проверки его деятельности, нарушается одно из ключевых прав такого налогоплательщика — право на защиту. На это, кстати, арбитражные суды указывают непосредственно.
Так, по одному из дел суд, признавая решение налогового органа по результатам проверки незаконным, указал, что отсутствие приложений к акту проверки делает невозможным осуществление налогоплательщиком гарантированной защиты своих прав, определенных п. 5 ст. 100 НК РФ. Приложения к акту проверки являются подтверждением факта налоговых правонарушений, и налогоплательщик с ними должен быть ознакомлен. Отказ в представлении приложений к акту является незаконным и противоречит ст. ст. 21, 100 НК РФ (Постановление ФАС ЗСО от 24.03.2003 № Ф04/1282-352/А45-2003).
По другому делу суд установил, что налоговая инспекция на основании представленных ей правоохранительными органами документов (платежные ведомости, объяснения работников) вынесла решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. На просьбу налогоплательщика о представлении ему вышеуказанных документов налоговый орган ответил отказом, т.к., по его мнению, он не вправе распоряжаться документами, полученными не от самого налогоплательщика, а от следственных органов. Кроме того, данные документы находятся в материалах расследования уголовного дела.
Налогоплательщик обратился в арбитражный суд с требованием о признании бездействия налогового органа незаконным.
Как указал суд, признавая требования налогоплательщика обоснованными, отказ в представлении указанных документов и неприложение их к акту проверки делают невозможным осуществление налогоплательщиком гарантированной защиты своих прав, определенных в п. 5 ст. 100 НК РФ, и нарушают его право на защиту (Постановление ФАС УО от 30.10.2006 № Ф09-9512/06-С2).
Данная позиция судов отражена и по другим налоговым спорам.
— Как установил суд, акты дополнительных налоговых проверок налогоплательщика и встречных проверок предприятий-потребителей его продукции — не были представлены налогоплательщику для ознакомления. Следовательно, он был лишен возможности представить свои объяснения по этим актам и присутствовать при их рассмотрении, в связи с чем решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности является незаконным (Постановление ФАС СЗО от 18.12.2000 № А05-4678/00-274/20).
— Суд установил, что в нарушение требований к составлению акта налоговой проверки итоговая часть акта, составленная налоговым органом, не содержит указание на количество листов приложений, в связи с чем отсутствует возможность установить количество документов, использованных налоговым органом в целях определения налоговых обязательств налогоплательщика. На данном основании суд сделал вывод о том, что несоответствие описания обстоятельств вменяемого налогоплательщику налогового правонарушения в мотивировочной части акта выездной налоговой проверки и в мотивировочной части решения является основанием для признания решения налогового органа недействительным (п.8 ст.101 НК РФ) (Постановления ФАС УО от 28.08.2008 № Ф09-6143/08-С3, от 09.10.2008 № Ф09-7212/08-С3).
Таким образом, по нашему мнению, проверяемое лицо имеет полное право на ознакомление не только с текстом акта проверки, но и с приложениями к нему. Причем «право на ознакомление» с материалами проверки должно реализовываться путем вручения копий этих приложений одновременно с актом проверки. Иное нарушает права проверяемого лица, закрепленные в ст. 21 и п. 5, п. 6 ст. 100 НК РФ.
(Статья была опубликована в Журнале «Налоги и финансовое право» № 5/2009).
Источник: www.cnfp.ru
[1] «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 13, 26.03.2007.
[2] В этой связи интересно отметить, что даже неуказание в акте проверки количества листов приложений к нему в ряде случаев вообще может стать основанием для отмены решения налогового органа. Так, по одному из дел суд отметил, что в нарушение п. 1.9 Требований к составлению акта налоговой проверки итоговая часть акта не содержит указание на количество листов приложений, в связи с чем суд пришел к выводу об отсутствии возможности установить количество документов, использованных налоговым органом в целях точного определения налоговых обязательств налогоплательщика (Постановление ФАС УО от 28.08.2008 № Ф09-6143/08-С3).
[3] Как указал суд по одному из конкретных судебных дел, налогоплательщику не переданы лишь те копии документов, которые изготовлены с документов, представленных налоговому органу самим налогоплательщиком. В данном случае права и законные интересы налогоплательщика не нарушаются, т.к. налогоплательщик знает, что это за документы и какая информация в них содержится. При таких обстоятельствах ссылка налогоплательщика на совершение налоговым
органом действий, направленных на сокрытие от него части приложений к актам мероприятий налогового контроля, возможность их фальсификации, нераскрытие налогоплательщику представленных инспекцией в суд доказательств не может быть признана обоснованной (Постановление ФАС УО от 28 ноября 2007 г. № Ф09-9824/07-С2).
[4] Сасов К.А. О допустимости доказательств налоговых правонарушений // Налоговед. 2007. № 11.
6.2. ФНС перечислила налогов на 26,8% меньше, чем в прошлом году
Федеральная налоговая служба России за январь-апрель 2009 г. мобилизовала в консолидированный бюджет РФ налогов, сборов и других обязательных платежей (кроме ЕСН) на сумму 2 трлн 029,1 млрд руб.
По данным Росстата, это на 26,8% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-апреле 2009 г. обеспечили налог на прибыль организаций - 24,7%, налог на доходы физических лиц - 23,4%; налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, - 20,3%; налог на добычу полезных ископаемых - 12,5%.
Источник: www.akdi.ru
6.3. Налоговые инспектора не смогли доказать участие общества в «карусельном мошенничестве»
Президиум ВАС РФ рассмотрел спор о праве на налоговый вычет по НДС при приобретении налогоплательщиком имущества за счет вкладов в уставный капитал, которые, в свою очередь, были получены участником по договору займа.
Арбитры высшей инстанции согласились с позицией Судебной коллегии, изложенной в Определении от 27.04.2009 № ВАС-2635/09, отменив решения нижестоящих судов в части отказа в удовлетворении требований общества по указанному эпизоду.
По мнению Судебной коллегии, в действиях заявителя отсутствовали признаки получения необоснованной налоговой выгоды, поскольку полученные обществом в виде дополнительного вклада в уставный капитал денежные средства, за счет которых приобретено имущество, являлись его собственными средствами, общество осуществляет реальную экономическую деятельность по сдаче указанного имущества в аренду.
Кроме того, судьи указали, что в праве на налоговый вычет по НДС может быть отказано лишь в делах с признаками «карусельного мошенничества», когда установлено, что товар поставлялся налогоплательщику, знавшему, что он участвует в сделке, связанным с обманным избежанием от уплаты НДС (Решение ЕСПЧ от 22.01.2009 по делу «Булвес» АД» против Болгарии).
Источник: www.taxhelp.ru
7. Судебное решение недели:
7.1. В пользу налогоплательщика
«Услуги питания, оказанные работникам общества в принадлежащих последнему столовых, не являются объектом обложения ЕНВД (абз.19 ст. 346.27 НК РФ)».
В соответствии с абз.19 ст. 346.27 НК РФ услуги общественного питания - услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга.
По мнению налогового органа, общество неправомерно не исчислило и не уплатило ЕНВД в отношении услуг общественного питания, оказанных принадлежащими обществу столовыми.
Суд установил, что услуги общественного питания оказывались только работникам общества, поскольку посторонние лица доступа к столовым не имеют в связи с введенным пропускным режимом, часть же столовых находится на нефтяных месторождениях.
Суд указал, что в соответствии с п.16 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1036 от 15.08.1997, отличительным признаком услуг общественного питания является их публичность, услуги должны быть оказаны любому потребителю, обратившемуся на предприятие общественного питания. В данном случае признак публичности в оказываемых услугах отсутствует.
Таким образом, условия для возникновения у общества обязанности по исчислению и уплате ЕНВД отсутствовали, поскольку услуги общественного питания оказывались только работникам предприятия.
Соответственно, у налогового органа не имелось оснований для доначисления обществу ЕНВД в отношении услуг питания, оказываемых работникам общества.
Суд поддержал позицию общества, жалобу инспекции оставил без удовлетворения.
(Постановление ФАС Московского округа от 1 апреля 2009 г. N КА-А40/1652-09-2).
Источник: www.cnfp.ru
7.2. В пользу налогового органа
«Затраты на консультационные услуги признаны судом экономически необоснованными, поскольку контрагент зарегистрирован на подставное лицо, по месту государственной регистрации отсутствует, отчетность в налоговый орган не представляет; расчеты осуществлены векселями с участием организаций, отсутствующих по месту регистрации (абз. 2 п. 1 ст. 252 НК РФ)».
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.
По мнению налогоплательщика, затраты на консультационные услуги экономически обоснованы и документально подтверждены, поэтому правомерно отнесены на расходы при налогообложении прибыли.
По мнению суда, в данном случае налогоплательщик не вправе уменьшить налогооблагаемую прибыль на расходы по оплате консультационных услуг, поскольку отсутствуют доказательства реального осуществления сделки с юридическим лицом, имеющим признаки номинальной организации; в действиях налогоплательщика имеются признаки недобросовестности.
Суд установил, что налогоплательщиком заключен договор на оказание услуг по управлению с предоставлением квалифицированных консультаций по управлению предприятием.
В подтверждение произведенных затрат налогоплательщик представил договоры, счета-фактуры, акты об оказании услуг, акты приема-передачи векселей, отчеты о проделанной работе.
Вместе с тем, суд установил, что контрагент зарегистрирован на подставное лицо, по месту государственной регистрации отсутствует; бухгалтерскую и налоговые отчетности в налоговые органы не представляет; расчеты осуществлены векселями с участием организаций, также отсутствующих по месту государственной регистрации.
Суд счел, что заключенные налогоплательщиком сделки не имеют разумной деловой цели и экономической обоснованности.
Суд сделал вывод о том, что действия налогоплательщика носили недобросовестный характер, были направлены на неоправданное увеличение расходов в целях обложения налогом на прибыль.
На основании изложенного суд поддержал позицию налогового органа, в удовлетворении кассационной жалобы налогоплательщика отказал.
(Постановление ФАС Уральского округа от 12 мая 2009 г. N Ф09-1879/09-С3).
Источник: www.cnfp.ru
8. Зарубежные налоговые новости
8.1. Премьер-министр Украины хочет ввести новый налог — на слишком просторные квартиры, дачные домики и офисы
На Украине может появиться новый налог — на недвижимость, отличную от земельного участка. Инициатором его введения выступает Кабинет министров страну во главе с премьером Юлией Тимошенко, считающей, что нововведение ощутимо наполнит истощенный кризисом бюджет.
По задумке авторов, платить его будут все: граждане — за квартиры, частные дома, дачные постройки и гаражи, предприниматели, а также компании-собственники зданий и сооружений. Налогом предложено обложить каждый метр «сверхлимитной» площади недвижимости. Например, для квартир, используемых как основное место жительства, необлагаемый налогом метраж составляет 150 кв. м, для частных домов — 300 кв. м., для садовых домиков — 100 кв. м. Ставка налога в расчете на год составляет 1 процент суммы месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного населения на 1 января отчетного налогового периода, за 1 кв. м общей площади объекта налогообложения.
Г-жа Тимошенко настаивает на том, чтобы Верховная Рада рассмотрела данный законопроект уже на следующей неделе.
Источник: www.gazeta-unp.ru
8.2. Губернатор-терминатор объявил в Калифорнии чрезвычайное финансовое положение
Повышение налогов не помогло экс-терминатору и нынешнему губернатору Калифорнии Арнольду Шварценеггеру залатать растущую дыру в бюджете. Если в ноябре прошлого года он составлял 11,2 млрд долларов, то к началу июля нынешнего превысил 24 млрд долларов. Именно это заставило губернатора пойти на крайнюю меру — объявить в штате «чрезвычайное финансовое положение».
Первое, на чем решил сэкономить губернатор в условиях острого кризиса, — на зарплатах госслужащих. Согласно распоряжению г-на Шварценеггера, все государственные учреждения будут закрыты три дня в месяц в дополнение к выходным. В результате зарплаты 235 тысяч служащих уменьшатся в среднем на 14 процентов. Кроме того, местным законодателям поручено в 45-дневный срок разработать план по сокращению бюджетного дефицита. И пока они поручение не выполнят, им запрещается рассматривать и принимать другие законопроекты.
Источник: www.gazeta-unp.ru
9. «Знаете ли Вы…» или интересные и занимательные факты о налогах
9.1. Как Петр I бороды налогом облагал
Налог на бороду введен 1 сентября 1689 года (с Нового года) Петром I. Отменен 6 апреля 1722 года. Кроме того, был введен специальный бородовой знак, который представлял собой металлический жетон, который выдавался после уплаты особой пошлины за право носить бороду. На жетоне были выбиты две надписи: на одной стороне — «Деньги взяты», на другой — «Борода — лишняя тягота». Пошлина была настолько велика, что желающим сохранить свою бороду приходилось сильно раскошелиться.
Борода была расценена посословно:
∙ дворянская и приказная — в 60 рублей,
∙ первостатейная купеческая — в 100 рублей,
∙ рядовая торговая — в 60 рублей,
∙ холопья, причетничья и т.п. — в 30 рублей.
Крестьянин у себя в деревне носил бороду даром, но при въезде в город, как и при выезде, платил за нее 1 копейку (2 деньги). В 1715 году установлен налог на православных бородачей и раскольников в 50 рублей. При бороде полагался обязательный старомодный мундир. В Указе царя Сенату говорилось: «Подтвердить накрепко старый Указ о бородах, чтоб платили по 50 рублей на год, и к тому, чтоб оные бородачи и раскольники никакого иного платья не носили, как старое, а именно зипун со стоячим клееным козырем (воротником), ферези и однорядку с лежачим ожерельем!»
От бородача, явившегося в приказ не в указанном платье, не принимали никакой просьбы, да сверх того тут же, «не выпуская из приказу», вторично взыскивали тот же платеж в 50 рублей, хотя бы годовой был уже внесен, — несостоятельных отсылали в каторжный порт Рогервик отрабатывать штраф. Всякий, увидевший бородача не в указном платье, мог его схватить и привести к начальству, за что получал половину штрафа да неуказное платье в придачу.
Источник: www.cnfp.ru
10. Новости журнала «Налоги и финансовое право»
Вышел из печати журнал «Налоги и финансовое право» № 5/2009.Тема номера: Налогообложение хозяйственных операций и сделок в 2009 году.
А.В.Брызгалин, главный редактор журнала «Налоги и финансовое право»: «С приходом майского тепла природа преображается: появляется зеленая листва, греет яркое солнце, все становится другим. И только в налоговой сфере мало что меняется. По-прежнему необходимо сдавать отчетность, «решать вопросы с налоговой», разбираться в новом законодательстве и разъяснениях и т.д. Да и депутаты уже обещают, что июль вновь станет сверхурожайным по количеству новых налоговых законов и поправок в Налоговый кодекс.
Именно поэтому наш журнал не спешит готовиться к летнему отдыху, а представляет новый номер, основная тема которого - «Налогообложение хозяйственных операций и сделок в 2009 году».
Кроме того, в номере представлены наши традиционные рубрики, также связанные с основной темой журнала. Особенностью нынешнего номера является то, что рубрика «Актуальные вопросы судебной практики по налоговым и финансовым спорам» была подготовлена не Редакцией журнала, как было раньше, а судьями Свердловского областного арбитражного суда.
Мы надеемся, что в очередном номере нашего журнала наш читатель найдет для себя массу актуальной, новой и интересной информации».
Также в номере представлены наши традиционные рубрики: «Философия налогов», «По материалам семинаров, проведенных Группой компаний «Налоги и финансовое право», «Защита прав налогоплательщика или искусство налогового спора», «Особенности отраслевого налогообложения и учета», «Люди нашей профессии», новые публикации наших авторов, судебная практика, рецензии на новые книги и другие материалы.
РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА «НАЛОГИ И ФИНАНСОВОЕ ПРАВО»
Объявляется подписка на журнал «Налоги и финансовое право». Счет на II полугодие 2009 года на журнал «Налоги и финансовое право» можно заказать по тел/факсу:
Через Редакцию можно приобрести отдельные номера журнала «Налоги и финансовое право»
(в рублях) |
Цена за электронный вариант журнала |
||
№ 12/2008 |
Учетная политика предприятий для целей налогообложения на 2009 год | 250=00 |
500=00 |
№ 1/2009 |
Учетная политика предприятий для целей бухгалтерского учета на 2009 год | 250=00 |
500=00 |
№ 2/2009 |
Отражение отдельных хозяйственных операций в бухгалтерском учете | 250=00 |
500=00 |
№ 3/2009 |
Новый порядок учета амортизируемого имущества в 2009 году для целей налогообложения | 250=00 |
500=00 |
№ 4/2009 |
Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2008 год | 250=00 |
500=00 |
№ 5/2009 |
Налогообложение хозяйственных операций и сделок в 2009 году | 250=00 |
500=00 |
№ 6/2009 |
Налоги и страховые взносы, начисляемые на выплаты работникам | В печати |
— |
Получить дополнительную информацию и заказать отдельные номера журнала
«Налоги и финансовое право» можно по телефону:
Редакция журнала «Налоги и финансовое право» на сайте компании организовала частичный свободный доступ к содержанию номеров за 2008 год. Приглашаем посмотреть материалы: http://www.cnfp.ru/publish/journal/2008/index.php
11. Аналитическая база данных по налоговым спорам
Группы компаний «Налоги и финансовое право»
Обзор представляет собой систематизированный, сгруппированный по темам перечень правовых позиций, сформулированных из анализа соответствующих судебных решений КС РФ, ВАС РФ, Федеральных арбитражных судов России, а так же Арбитражных судов апелляционных инстанций.
Информация для пользователей базы данных «Аналитические обзоры судебной практики по налоговым спорам»:
Аналитический обзор судебной практики за июнь 2009 года будет разослан подписчикам Аналитической базы данных до 25 июля 2009 года.
Уважаемые подписчики, просим Вас направлять Ваши пожелания и предложения по поводу Аналитической базы данных по налоговым спорам по следующему электронному адресу — cnfp@cnfp.ru
За более подробной информацией обращайтесь на сайт Группы компаний «Налоги и финансовое право» — http://cnfp.ru/projects/survey/
12. ПРЕДЛАГАЕМ В АРЕНДУ КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ
по адресу г. Екатеринбург, ул. Луначарского, 77, офисное здание, 5 этаж
-
рабочим местом лектора
-
рабочими местами слушателей
-
кондиционером
-
аудиотехникой
-
микрофоном
-
стойкой для раздаточного материала
Стоимость аренды
Дополнительные услуги, помещения, оборудование:
-
помещение подкофе-брейк
-
видеотехника
-
ксерокс
-
компьютер, принтер
-
выделенная телефонная линия с телефонным аппаратом
-
выделенная линия для выхода в Internet
Оплата по договоренности
По вопросам аренды обращаться:
Тел./факс
Фотографии
В избранное | ||