В ВЫПУСКЕ:
РАЗЪЯСНЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА КАДРОВИКАМ.
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА «ПАКЕТ КАДРОВИКА» РЕД. 10.03.2010
– http://www.kadrovik-praktik.ru/PAKETKADROVIKA/
- более 2270 образцов кадровых документов и должностных инструкций,
120 пошаговых процедур кадровых операций, более 1200 практических
консультаций, статей, тексты семинаров и книг по кадровой работе и
трудовому праву, 140 образцов записей в трудовые книжки, официальные
разъяснения (Роструда, Гострудинспекции), таблицы и схемы, нормативные
акты, судебная практика по трудовым спорам (решения судов, обзоры) и
др. СЕГОДНЯ ДЕЙСТВУЮТ БОЛЬШИЕ СКИДКИ. БЕСПЛАТНЫЕ ОН-ЛАЙН СЕМИНАРЫ ПО КАДРОВОМУ ДЕЛУ И АВТОМАТИЗАЦИИ УЧЁТА - http://www.kadrovik-praktik.ru/Seminary/
Утвержден Постановлением Президиума
Верховного Суда Российской Федерации
от 10 марта 2010 года
-
ОБЗОР
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ЧЕТВЕРТЫЙ КВАРТАЛ 2009 ГОДА
-
(Извлечение)
- РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПО ВОПРОСАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
-
…
Вопросы, возникающие из трудовых правоотношений
-
Вопрос 5. Правомерно ли прекращение полномочий главы местной
администрации, замещающего должность по контракту, по инициативе
представителя нанимателя (работодателя) по дополнительным основаниям
для прекращения трудового договора с руководителем организации,
установленным ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации?
Ответ. Согласно ст. 37 (чч. 1 и 2) Федерального закона от 6 октября
2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" главой местной администрации,
осуществляющим на принципах единоначалия руководство местной
администрацией - исполнительно-распорядительным органом муниципального
образования, наделяемым уставом муниципального образования полномочиями
по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления
отдельных государственных полномочий, переданных органам местного
самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской
Федерации, - может являться, в частности, лицо, назначаемое на данную
должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на ее
замещение на срок полномочий, определяемый уставом муниципального
образования.
Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе
в Российской Федерации" (ч. 3 ст. 9, ч. 2 ст. 11 и др.) глава местной
администрации, замещающий должность по контракту, отнесен к
муниципальным служащим, на которых, как следует из ст. 3 (ч. 2) данного
Федерального закона и ст. 11 (часть седьмая) Трудового кодекса
Российской Федерации, распространяется действие трудового
законодательства с особенностями, предусмотренными этим же Федеральным
законом.
Согласно ст. 16 (чч. 6 и 7) Федерального закона "О муниципальной службе
в Российской Федерации" поступление гражданина на муниципальную службу
осуществляется в результате назначения на должность муниципальной
службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым
законодательством с учетом особенностей, предусмотренных названным
Федеральным законом, гражданин же, поступающий на должность главы
местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной
должности, заключает контракт, порядок заключения и расторжения
которого определяются Федеральным законом "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Как установлено ст. 37 (ч. 6) Федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации", лицо
назначается на должность главы местной администрации представительным
органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных
конкурсной комиссией по результатам конкурса, а контракт с главой
местной администрации заключается главой муниципального образования.
Случаи досрочного прекращения полномочий главы местной администрации,
осуществляемых на основе контракта, предусмотрены в виде специального
перечня в части десятой вышеназванной статьи.
Вместе с тем в соответствии со ст. 19 (ч. 1) Федерального закона "О
муниципальной службе в Российской Федерации", определяющей основания
для расторжения трудового договора с муниципальным служащим,
непосредственно названные в ней случаи, когда допускается возможность
расторжения трудового договора с муниципальным служащим по инициативе
представителя нанимателя (работодателя), установлены помимо оснований
для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом
Российской Федерации.
Указанные законоположения, рассматриваемые во взаимосвязи с нормой ч. 7
ст. 16 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской
Федерации", в силу которой Федеральным законом "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации"
определяется, в частности, лишь порядок расторжения контракта с лицом,
назначенным на должность главы местной администрации по контракту, не
могут рассматриваться как исключающие возможность применения при
прекращении его полномочий каких-либо оснований расторжения трудового
договора из числа установленных непосредственно Федеральным законом "О
муниципальной службе в Российской Федерации" либо Трудовым кодексом
Российской Федерации - как общих, так и дополнительных, применяемых
лишь в отношении отдельных категорий работников.
Поэтому, поскольку главой местной администрации, назначенным на
должность по контракту, осуществляется руководство соответствующим
юридическим лицом (местной администрацией), правомерным является
расторжение контракта с ним с учетом особенностей, обусловленных как
статусом местной администрации, так и нахождением названного лица на
муниципальной службе, а равно порядком назначения его на должность и
заключения контракта - с применением дополнительных оснований для
прекращения трудового договора с руководителем организации,
установленных ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации.
Вопрос 6. При определении сумм возмещения вреда, причиненного жизни или
здоровью неработающих граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях, может ли применяться районный
коэффициент к размеру среднего месячного заработка, определенного
исходя из величины прожиточного минимума в целом по Российской
Федерации?
Ответ. Размер заработка при определении сумм возмещения вреда,
причиненного жизни или здоровью неработающих граждан, определяется с
применением величины прожиточного минимума трудоспособного населения в
целом по Российской Федерации, установленной на день определения
размера возмещения вреда исходя из аналогии закона применительно к
правилам, предусмотренным в п. 2 ст. 1087 ГК РФ и в п. 4 ст. 1086 ГК РФ
(абзац четвертый п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской
Федерации от 26 января 2010 г. N 1).
Как следует из преамбулы Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993
г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц,
работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях", его целью является установление государственных гарантий и
компенсаций, необходимых для возмещения дополнительных материальных и
физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в
экстремальных природно-климатических условиях Севера.
Статьей 10 названного Закона предусмотрено, что размер районного
коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы
работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях, а также фиксированного базового размера
страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового
размера трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю
потери кормильца, пенсий по государственному пенсионному обеспечению,
пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством
Российской Федерации.
Учитывая, что ежемесячные суммы в возмещение вреда здоровью относятся к
компенсационным выплатам, при определении этих сумм неработающим
гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях, районный коэффициент, предусмотренный вышеуказанным
специальным законодательством, подлежит применению к размеру среднего
месячного заработка, определенного исходя из величины прожиточного
минимума в целом по Российской Федерации.
Вопрос 7. Включается ли служба в качестве прокуроров и следователей в
органах прокуратуры государств - участников СНГ в стаж, дающий право на
пенсию за выслугу лет?
Ответ. В соответствии с ч. 2 ст. 44 Федерального закона от 17 января
1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации" пенсионное обеспечение
прокуроров и следователей, научных и педагогических работников и членов
их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку,
которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц,
проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей.
Согласно п. 2 Положения об исчислении выслуги лет, назначении пенсий и
пособий прокурорам и следователям, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942, виды,
назначение, выплата пенсий и пособий, исчисление выслуги лет, а также
перерасчет пенсий установлены Законом Российской Федерации от 12
февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших
военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной
противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы, и их семей", Постановлением Совета
Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N
941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и
пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров,
прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по
контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу
в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации",
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г.
N 942 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий
работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их
семьям" и данным Положением.
13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ Республикой
Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой
Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан,
Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова
подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников
Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
Как следует из содержания п. 2 ст. 6 названного Соглашения, при
установлении пенсий гражданам государств - участников Соглашения стран
СНГ учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из
этих государств (независимо от времени приобретения), а также на
территории бывшего СССР до 13 марта 1992 г.
Вместе с тем согласно ст. 2 Соглашения о взаимном зачете в общий
трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры
в государствах - участниках СНГ от 25 ноября 1998 г. трудовой стаж и
выслуга лет в качестве прокуроров и следователей органов прокуратуры,
научных и педагогических работников научных и образовательных
учреждений прокуратуры, в том числе исчисленные в льготном порядке,
приобретенные в связи с трудовой деятельностью на территориях
государств - участников СНГ, взаимно признаются Сторонами для выплаты
надбавок (доплат) в размере, предусмотренном внутренним
законодательством за выслугу лет к заработной плате (денежному
содержанию), и не подлежат изменению в одностороннем порядке.
Данное Соглашение имеет специальное значение и предусматривает взаимное
признание государствами - участниками Соглашения трудового стажа и
выслуги лет в качестве прокуроров и следователей органов прокуратуры,
научных и педагогических работников научных и образовательных
учреждений прокуратуры исключительно для выплаты соответствующих
надбавок (доплат) прокурорским работникам.
При этом в силу ст. 4 этого Соглашения стороны считают первым этапом
всестороннего сотрудничества в области социальной защиты трудовой
деятельности работников органов и учреждений прокуратуры и предполагают
рассмотреть вопрос о разработке взаимосогласованного акта о социальном
обеспечении указанных работников.
До настоящего времени взаимосогласованного акта по вопросу пенсионного обеспечения работников прокуратуры не подписано.
Учитывая изложенное, служба в качестве прокуроров и следователей в
органах прокуратуры государств - участников СНГ не может быть зачтена в
стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет.
…
Начало в предыдущем выпуске нашей электронной газеты. www.kadrovik-praktik.ru - сайт по кадровому делу