В отношении услуг, не поименованных в подпункте 2.5 пункта 1 статьи 164 Кодекса и иных подпунктах пункта 1 статьи 164 Кодекса, в том числе услуг, оказываемых морским портом по предоставлению причала морскому судну, в которое осуществляется погрузка экспортируемого товара, а также услуг по обеспечению требования безопасности мореплавания, экологической и пожарной безопасности при производстве грузовых операций и стоянке судна у причала, швартовых операций, услуг по оформлению грузовых документов и информационных услуг, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится в соответствии с пунктом 3 статьи 164 Кодекса по ставке 18 процентов или в соответствии с подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 Кодекса, предусматривающим освобождение от налогообложения операций по выполнению работ (оказанию услуг) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах.
На основании подпунктов 2.1 и 2.7 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении оказываемых российскими налогоплательщиками (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте) услуг по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды железнодорожного подвижного состава для осуществления железнодорожным транспортом международных перевозок и перевозок по территории Российской Федерации экспортируемых товаров.
Согласно статье 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе, за исключением случаев, когда за предоставление государственных и муниципальных услуг взимается государственная пошлина в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, когда услуги предоставляются за счет средств заявителя.
Общество обратилось в суд с заявлением к инспекции о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решением, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда, заявление общества удовлетворено.
Удовлетворяя заявленное требование, суды исходили из отсутствия в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст.119 НК РФ.
При рассмотрении дела судами было установлено, что декларация по НДПИ в электронном виде представлена ОАО в налоговый орган своевременно. Однако инспекция не приняла указанную декларацию по причине неоткрытия полученного электронного файла.
Согласно п.2 ст.80 НК РФ налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ст.119 НК РФ предусмотрена ответственность только за нарушение срока представления декларации. Иные нарушения, связанные с порядком подачи декларации, в том числе получение налоговым органом нечитаемой информации, не образуют состава правонарушения, предусмотренного ст.119 НК РФ.
Согласно п.1 ст.108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ. Отсутствие события налогового правонарушения является в силу ст.109 НК РФ обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Учитывая изложенное, арбитражными судами сделан правильный вывод о соблюдении налогоплательщиком установленного законом срока представления налоговой декларации.
Обзор подготовлен специалистами консорциума "Кодекс" с использованием информационно-правовых систем "Кодекс".