Приказом ФНС России от 22 ноября 2010 года N ММВ-7-6/632@ внесены изменения в приказ Федеральной налоговой службы от 17 сентября 2007 года N ММ-3-09/536@, утвердивший формы сведений, предусмотренных статьей 85 Налогового кодекса РФ. Приказом переименована и изложена в новой редакции форма ОП "Сведения об установлении опеки, попечительства и управлении имуществом в отношении физических лиц - собственников (владельцев) имущества", а также дополнительно включены: форма ИР "Сведения о постановке на учет (снятии с учета) по месту пребывания иностранного работника" и форма РФП "Сведения о внесении в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о филиалах, представительствах международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций (об изменениях, вносимых в реестр)".
Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 декабря 2010 года N 19439.
Проект федерального закона N 385329-5 "О бухгалтерском учете" представляет собой новую редакцию Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Как указывается в пояснительной записке, целью законопроекта является "приведение норм Федерального закона, регулирующих систему бухгалтерского учета, в соответствие с изменившимися экономическими условиями деятельности экономических субъектов для формирования и раскрытия надежной и полезной информации о финансовом положении этих субъектов, изменениях в их финансовом положении и финансовом результате их деятельности".
В проекте федерального закона содержится целый ряд концептуально важных, отвечающих интересам государства и бизнеса положений, направленных на реальное совершенствование системы бухгалтерского учета и отчетности. Заслуживает, в частности, внимания предлагаемая законопроектом система регулирования бухгалтерского учета, основанная на взаимодействии органов государственной власти и негосударственных организаций, включая саморегулируемые профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов, предпринимателей, пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности. К ведению субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета отнесены: разработка проектов национальных стандартов бухгалтерского учета, их разъяснение, обобщение практики их применения и разработка предложений по их совершенствованию, взаимодействие с международными неправительственными организациями в области бухгалтерского учета.
С учетом современных экономических и правовых реалий, а также международной практики в законопроекте предусматривается уточнение терминологии; введение дополнительных требований (к образованию, стажу работы, отсутствие судимости) к главным бухгалтерам отдельных категорий экономических субъектов; определение учетной политики экономического субъекта, уточнение требований к ее применению; расширение прав экономических субъектов при оформлении первичных учетных документов (отменяется требование об унификации указанных документов, право утверждать их формы предоставляется руководителю экономического субъекта); установление требований к составу реквизитов учетных регистров; регламентация возможности использования в бухгалтерском учете электронных документов; введение особенностей бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица; формирование общедоступного государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности; обязанность экономического субъекта по организации и осуществлению внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной деятельности; регламентация принципов регулирования бухгалтерского учета и т.д.
Особенностью проекта также является освобождение от ведения бухгалтерского учета индивидуального предпринимателя, лица, занимающегося частной практикой, либо филиала, представительства или иного структурного подразделения иностранной организации, если они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в установленном налоговым законодательством РФ порядке. Ранее в Федеральном законе "О бухгалтерском учете" от ведения бухгалтерского учета были освобождены индивидуальные предприниматели, адвокаты, "упрощенцы" и участники проекта "Сколково".
В законопроект не включены нормы Федерального закона, которые относятся к исключительной компетенции экономических субъектов и не подлежат законодательному регулированию (формы первичной учетной документации).
В случае, если в результате осуществления организацией погашения собственных простых дисконтных векселей, предъявляемых к платежу физическими лицами (как первыми, так и последующими векселедержателями), такая организация по отношению к физическому лицу не выступает в качестве вышеуказанных лиц, она не является налоговым агентом, и обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в бюджет суммы налога с доходов, полученных физическими лицами от погашения указанной организацией собственного векселя, у такой организации не возникает.
Авансовые платежи, получаемые налогоплательщиком налога на добавленную стоимость в счет оплаты услуг, подлежащих оказанию после перехода данного налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения, в налоговую базу по данному налогу не включаются.
При погашении заемщиком суммы займа, а также при погашении долгового обязательства путем обращения взыскания на предмет залога, в том числе при возвращении или погашении суммы займа лицу, которое приобрело право требования по договору уступки права требования, денежные средства или иное имущество, полученные в счет погашения долгового обязательства по нему, в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не включаются. В этом случае в целях налогообложения учитываются только доходы в виде процентов (дисконта), полученные по договору займа (кредита).
Обзор подготовлен специалистами консорциума "Кодекс" с использованием информационно-правовых систем "Кодекс".