Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Журнал "Банковское обозрение"

  Все выпуски  

Журнал "Банковское обозрение"


Банковское
обозрение

Банковское обозрение №9
№10/2007

http://bo.bdc.ru
    В рассылке:

  • Ипотечный центр — Made in Russia. Получатели ипотечных кредитов не должны стоять в общей очереди — решили банкиры
  • Просто блондинка на финансовом рынке. Элина Дипс. История наивной девушки, управляющей стомиллионным портфелем (продолжение)

    Ипотечный центр — Made in Russia

    Получатели ипотечных кредитов не должны стоять в общей очереди — решили банкиры

    Ипотечный центр — это не столько бизнес, сколько сервисный формат: все для удобства клиента. Однако в России формат ипотечного центра становится столь же необходимым условием ведения ипотечного бизнеса, сколь и специальный формат private banking — для обслуживания самых состоятельных клиентов. Принес клиент в банк 100–500 тысяч долларов или собирается их занять — он все равно является крупным клиентом. Он жаждет индивидуального обслуживания, доверительного общения и высокого профессионализма. Банкам приходится соответствовать.

    Бизнес или сервис?

    Формат ипотечного центра — это российское изобретение. Если не принимать во внимание специализированных ипотечных операторов, нигде в мире вы не найдете продающего фронт-офиса универсального банка, специализированного на ипотеке. Такие заявления делают банкиры-экспаты и российские спецы, имеющие богатый опыт работы на зарубежных рынках. Если учесть, что базовые принципы ведения банковского бизнеса, а также отдельные приемы и технологии российские банки поначалу копируют с так называемых развитых рынков, то ипотечный центр становится чрезвычайно интересным явлением. Как же так: финансовый супермаркет, детище продвинутых западных маркетологов, в России не прижилось, а ипотечные центры растут по всей стране как грибы?

    «Основываясь на нашем глобальном опыте, могу сказать, что ипотечные центры в банках — это особенность бизнеса в России,— пояснил «БО» Кжиштоф Новачевски, директор департамента ипотечного кредитования ЗАО «ДжиИ Мани Банк». — За рубежом банки предлагают ипотечный продукт, действуя как делегированные представители (агенты) третьих сторон, например страховой компании. Мы постепенно придем к этому и в России. На данном же этапе мы приглашаем все стороны сделки к нам в офис, чтобы сделать этот процесс максимально удобным для клиента».

    Сверхидея максимального удобства для клиента звучит и в объяснениях других «спонсоров» ипотечных центров. «В пределах специализированного центра ипотечного кредитования (ЦИК) клиенты могут решать абсолютно все вопросы, связанные с получением кредита, поиском и приобретением жилья, оформлением документов по сделке, получением квалифицированной консультации юриста, — сообщил Георгий Тер-Аристокесянц, начальник управления разработки кредитных продуктов и партнерских программ департамента ипотечного кредитования ВТБ 24. — Присутствие партнера на территории банка (риэлтерской, брокерской компании) позволяет значительно экономить время клиента и получать на территории ЦИК консультации не только по получению кредита, но и по подбору объекта недвижимости».

    Подчеркивая удобства клиента, банкиры говорят о присутствии в центре юристов, нотариусов и даже регистраторов. «Восточный экспресс банк», у которого уже 15 специализированных ипотечных офисов по Дальнему Востоку и Восточной Сибири, упоминает о лояльных условиях страхования, помощи в оформлении документов, в частности по налоговому вычету.

    «Конечно, ипотечный центр — это сервисный формат, — подтверждает Анатолий Вегерин, первый зампред Банка сбережений и кредита. — Ипотечные заемщики должны чувствовать себя комфортно. Ведь речь идет о больших сроках, больших суммах, людям приходится принимать сложное решение. Очень сложно думать о долгосрочных обязательствах, стоя, условно говоря, в одной очереди с плательщиками коммунальных платежей. Статистика говорит, что даже в отделениях с электронной очередью 10–15% клиентов не дожидаются услуги и уходят. Что же говорить об ипотечных заемщиках? Серьезные вопросы о доходах, имуществе, активах хочется обсуждать при закрытых дверях — как в кабинете врача».

    Однако нельзя отрицать, что сервис в данном случае является неким приемом, направленным на увеличение бизнеса, на приток клиентов. Но оценить вклад формата ипотечного центра в увеличение ипотечных портфелей очень сложно. Банкиры не рискуют выносить такие оценки. Хотя при этом подчеркивают, что важной составляющей их бизнеса является плотное сотрудничество с риэлторами — ведь ипотека является вторичным продуктом по отношению к недвижимости, людям нужен не кредит, а жилье. Ряд ипотечных операторов переводит отношения с партнерами-риэлторами в формат ипотечного центра и физического совместного присутствия на одной площадке. Другие стремятся тем или иным образом наладить дистанционное взаимодействие, обосновывая свою позицию тем, что физически риэлтор нужен в банке только в момент подписания сделки. А с выбором агентства недвижимости банк может помочь своему заемщику и заочно.

     Мнение эксперта 

    Игорь Кузин,
    председатель правления банка «ДельтаКредит»

    Может быть, идея ипотечного центра с участием нефинансовых компаний, обеспечивающих сделку, хорошо работает у наших коллег, но мы не считаем ее продуктивной. Четыре года назад у нас тоже был организован такой центр, но 2,5 года назад мы отказались от подобной практики. Мы пришли к выводу, что в обеспечении качества сделки физическое присутствие всех участников на одной площадке не играет никакой роли. Гораздо важнее наладить бесперебойное и четкое дистанционное взаимодействие. А нахождение в одном офисе иногда чревато и различными конфликтами — как в большой семье или коммунальной квартире. Вопросы возникают порой неуместные: почему отдали сделку ему, а не мне? Словом, «ДельтаКредит» не практикует такую форму взаимодействия, как ипотечный центр, тем более что нигде на развитых рынках я такого явления не встречал. Это было еще одним аргументом для нас.

    Без риэлторов. Два риэлтора. Много риэлторов

    В целом банкиры ассоциируют ипотечные центры с технологиями «одного окна», с максимальной конфиденциальностью и комфортом, с возможностью провести всю сделку, не выходя из офиса банка, то есть ипотечного центра. Но если поставить одинаковые условия на входе...

    Продолжение >>>
    http://bo.bdc.ru/2007/10/ipoteka.htm



    Просто блондинка на финансовом рынке

    Элина Дипс. История наивной девушки, управляющей стомиллионным портфелем (продолжение)

    Блондинка становится объектом поклонения. — Японский министр взвинтил йену. — Узбеки любят йену. — Блондинка настояла, чтобы банк не покупал новоиспеченные евро. — Трейдеры, как дети, верят всякой ерунде.

    (Продолжение. Начало в № 3, 4, 5, 6, 7, 8)

    Итак, дефолт 98-го года. Столь бурные события в мире и в нашей стране очень хорошо отвлекали меня от душевной травмы, нанесенной разводом с моим любимым, но гордым до потери пульса мужем. Конечно, я не сказала бы, что была обделена вниманием мужчин-трейдеров, сидевших в зале, но, как мне казалось (или как они старались это продемонстрировать), кроме игры их ничего не интересует. И вот с некоторых пор я стала замечать на себе пристальные взгляды одного из учеников.

    Он приходил и садился непременно за первую парту. Ученик замирал и сидел, не шелохнувшись, в течение всех двух часов моей лекции. Попытки задать ему вопрос в процессе повествования изредка выводили его из состояния медитации или полулетаргии, но ответить он, как правило, не мог, так как мысленно находился в это время где-то далеко и не слышал, что я говорю. Он сразу же получил от своих добрых товарищей по обучению прозвище «Йог».

    Лекции в группе закончились, и ученики должны были перейти в зал на практику. Я думала, что с началом виртуальных торгов медитирующий товарищ очнется от сна, так как остальные ученики очень оживленно реагировали на все события и с нетерпением ждали перехода из учебного класса в зал на практику.

    И действительно, в понедельник Йог появился с большим букетом цветов. Когда учеников распределяли по группам, он вручил мне букет и слезно просил взять его к себе на практику. Я, грешным делом, памятуя о его привычке медитировать во время занятий, хотела всучить его кому-нибудь из коллег, но букет сразил меня наповал. Пришлось зачислить его в свою группу.

    В конце практической недели Йог вновь пришел с букетом цветов и когда вручал их мне, вдруг разразился стихами. Стих оказался очень длинным, прямо поэма. Произносил он его громко с выражением и подвываниями. Естественно, все трейдеры, отвлеченные от дел разыгрываемым спектаклем, постепенно замолкли и застыли в разных позах, наверное, боясь его вспугнуть.

    Потом раздался гром аплодисментов. Непризнанный поэт нашел своих слушателей! Те многочисленные хвалебные эпитеты и дифирамбы в мой адрес: а ля «ты вся такая воздушная, к поцелуям зовущая», коими была насыщена поэма, заставили меня даже слегка покраснеть. И из этого поэт сделал вывод о том, что он мне, очевидно, нравится или я в него влюбилась.

    «Размечтался! — подумала я, когда до меня дошел смысл его притязаний. — Так дай волю и вместо работы получится сплошная головная боль!» — несмотря на стихи и букеты, ответные чувства к нему во мне почему-то не возникали…

     
     

    — Заканчивай сантименты разводить, — скороговоркой выпалил заместитель начальника нашего управления Жора, прибежав с совещания. — У нас проверка Центробанка!

    Мы вошли в менеджерскую. Там наедине, перелистывая документы, Жора спросил меня напрямую:

    — Зачем ты крутишь парню мозги?

    — Я? Кручу? Парню? Ты в своем уме? — возмутилась я.

    — Да брось, все уже знают… — сказал Жора.

    — Что знают? — недоумевала я.

    — Что вы любите друг друга и скоро поженитесь!

    Мужской коллектив по части сплетен и распространения слухов оказался ничуть не лучше женского.

    — У кого это хватает ума и наглости собирать и распространять такие нелепицы? — спросила я Жору. — Не хватало еще, чтобы ты начал меня ревновать! Для меня в зале нет мужчин, а есть трейдеры — игроки на рынке, значит, и для вас не должно быть в зале женщин! — выговаривала я ему.

    — Ты же понимаешь, что это невозможно… — устало возражал Жора. — У тебя в зале достаточно тайных поклонников, — открыл он вдруг мне глаза.

    Честно говоря, серьезная, интересная и любимая работа забирала все мое внимание и время, и я абсолютно не замечала ничего подобного.

    Приведя в порядок документы, я вышла в зал, где совершенно по-новому взглянула на людей. Почти никто не пропустил моего прихода. Я с удивлением заметила множество оценивающих мужских взглядов. Оказывается, этим, с позволения сказать, «товарищам», не чуждо ничто человеческое. А я думала, что мужчины, становясь трейдерами, напрочь забывают данное им Богом предназначение…

    Но отвлекаться от работы было нельзя, тем более что проверка была на носу.

    В это время йена достигла выгодного с точки зрения покупок уровня — 126 йен за доллар. У японцев был какой-то очередной праздник, и их рынки отдыхали. Именно в праздник журналисты умудрились найти министра финансов Японии Сакакибару и взять у него интервью. Суть вопроса была примерно следующей: «До какого уровня правительство Японии будет девальвировать йену? Стоит ли начать ее покупать или падение продолжится?»

    Господин министр ответил, что дальнейшее падение будет остановлено и 126 — это предел, а вообще они ожидают уровень 103… к концу года. Он неправильно построил фразу, так как слова «к концу года» уже никто из спекулянтов не услышал. Трейдеры решили, что раз в планах правительства Японии такая кардинальная смена монетарной политики, то можно начать процесс покупок прямо сейчас и купить побольше, ведь по 126 стоят стопы самого главного финансиста Японии — Сакакибары.

    За несколько часов курс йены вырос до 120 йен за доллар. На следующий день рост продолжился также мощно, так как на рынок после праздников вышли японские игроки. Для них ситуация выглядела, как в пьесе Шукшина «А по утру они проснулись…». «Что это?.. Где это мы?... Сикоку сикоку?»

    Через неделю курс был 105 йен за доллар. Напрасно Сакакибара давал многочисленные интервью, что его недослушали, что такая цена запланирована только к концу года, а до него еще семь месяцев!..

    Пришлось Центробанку Японии проводить интервенции, только по продаже, а не по покупке йены. А министр финансов сказал, что больше от него никаких интервью никто не добьется. «Слишком дорого стоит слово! Я набрал в рот воды!» — это в переводе с японского, наверное, значило: «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь!»

    Мировой «энтузазизм» по покупке йены японцам удалось с трудом остановить. Но от этих событий идеей заработать на форексе заражались все новые и новые рядовые работники банка. Ко мне, улучив минутку во время обеда, подходили...

    Продолжение >>>
    http://bo.bdc.ru/2007/10/blonde.htm






  • Узнать как подписаться на журнал можно на сайте "Банковского обозрения" http://bo.bdc.ru/subscr.shtml


    В избранное