Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Журнал "Банковское обозрение"

  Все выпуски  

Всё для банка (Оперативное управление и стратегический менеджмент)


Информационный Канал Subscribe.Ru

Содержание:
  • новые статьи
  • анонс номера
  • книги

  • Оперативное управление и стратегический менеджмент в коммерческом банке

    Вышел в свет №4/2005 (26)

    Количественная оценка эффективности казначейства банка
    Ю.Ю. Никишев, АКБ «Спурт»
    В данной статье автор рассматривает один из способов оценки эффективности работы казначейства при управлении дисбалансом структуры активов и пассивов банка по срокам привлечения/размещения.

    Существует лишь то, что можно измерить.
    Макс Планк

    Два вида казначейства банка
    В российской банковской практике одинаковым термином «казначейство» именуют два различных типа структурных подразделений.

    «Внутреннее» казначейство осуществляет перераспределение ресурсов между другими подразделениями банка с использованием системы трансфертного ценообразования.

    «Внешнее» казначейство представляет собой подразделение, работающее с активами денежного рынка (МБК, форекс, торговые ценные бумаги).

    Однако как в первом, так и во втором случае одна из важнейших задач казначейства — обеспечение необходимого уровня ликвидности банка. Разница заключается лишь в средствах достижения данной цели.

    В первом случае казначейство использует в качестве «инструмента» другие подразделения банка, управляя ими с помощью изменения трансфертных цен на продажу/приобретение ресурсов.

    Во втором случае казначейство непосредственно выходит на рынок, привлекая недостающую ликвидность либо размещая избыточную.

    Эффективность деятельности казначейства как первого, так и второго типа обычно оценивается абсолютно так же, как и эффективность деятельности других фронт-офисных подразделений банка. Однако при таком подходе за рамками рассмотрения остается один из главных источников заработка казначейства.

    Типы доходов банка
    Все типы доходов банка можно объединить в 3 группы:
    • торговые (процентные, дилинговые), источник которых — торговля активами;
    • комиссионные, источником которых является продажа услуг;
    • «структурные», источник которых — управление дисбалансом структуры активов и пассивов банка по срокам привлечения/размещения.
    Трансформация краткосрочных (и более дешевых) пассивов в долгосрочные (и более дорогие) активы — одна из основных функций банка как финансового посредника. И подразделением, которое реализует данную функцию, получая дополнительный доход от управления дисбалансом ликвидности, чаще всего является именно казначейство.

    Алгоритм количественной оценки эффективности работы казначейства Рассмотрим возможный алгоритм количественной оценки эффективности данного аспекта работы казначейства. Он состоит из трех этапов.

    Первый этап
    Определение принципов фондирования активов банка. Производится на основании здравого смысла и принципов наилучшей банковской практики, а также с учетом особенностей ресурсной базы банка (например, степени концентрации пассивов, стабильности остатков на расчетных счетах и т.п.). Конечный результат может быть представлен в виде таблицы (табл. 1).

    Продолжение >>>
    http://bank/bdc.ru/mng/2005/4/statya.shtml



    К вопросу лизинга персонала в банковском секторе экономики
    А.Р. Алавердов, Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, д.э.н., профессор
    В настоящей статье рассматриваются несколько связанных друг с другом вопросов, касающихся использования лизинга персонала в кредитных организациях. Автор поднимает проблему целесообразности применения данной формы трудовых отношений с учетом специфики банковского сектора экономики.
    Введение
    Появление принципиально новых технологий управления характерно не только для финансового или маркетингового направлений деятельности современного предприятия. Аналогичные технологии внедряются и в системе кадрового менеджмента, примером чему является лизинг персонала. За рубежом он появился еще в 70-х годах прошлого века. В большинстве отраслей лизинг персонала рассматривался как один из эффективных методов оптимизации собственных издержек предприятия в условиях глобального экономического кризиса. Показательно, что и в нашей стране лизинг персонала оказался востребованным не сразу после начала рыночных преобразований, а лишь после событий 1998 года. Таким образом, рассматриваемый подход к организации труда представляется правомерным отнести к методологии антикризисного управления предприятием.

    Вопрос использования лизинга персонала в кредитных организациях имеет стратегический характер и связан с общей целесообразностью применения данной формы трудовых отношений с учетом специфики банковского сектора экономики. Для аргументированного ответа необходимо предварительно решить несколько вопросов тактического характера:

    • Чем привлекателен лизинг персонала для работодателя?
    • Какие опасности сопряжены с его использованием?
    • В отношении каких именно профессиональных категорий банковских служащих может использоваться данный вариант найма?
    • Какие дополнительные условия использования лизинга персонала должны соблюдаться в банковском секторе экономики?
    Однако прежде чем перейти к указанным вопросам, представляется целесообразным привести краткую характеристику данной формы организации трудовых отношений, поскольку до настоящего времени с ней знакомы далеко не все специалисты кадровых служб, особенно в региональных банках.

    Специфика организации трудовых отношений при лизинге персонала
    С юридической точки зрения сам термин «лизинг персонала» является некорректным. Если проводить аналогию с традиционными формами лизинга (оборудования, транспортных средств и т.п.), его следует определить как арендные отношения, возникающие между лизингодателем, в роли которого выступает рекрутинговое агентство, и лизингополучателем, в роли которого выступает предприятие-работодатель.

    Объектом лизинга выступает труд наемных работников, не являющихся, естественно, арендуемым имуществом. В нашей стране рассматриваемые отношения не регламентируются в каких-либо законодательных актах (Гражданском и Трудовом кодексах Российской Федерации, Законе о лизинге и т.п.). До внесения в них соответствующих изменений (что, с учетом масштабов распространения в нашей стране этой формы найма, является вполне актуальным) термин «лизинг персонала» фактически выступает частью профессионального сленга специалистов рекрутинговых агентств и кадровых служб. Поэтому при расшифровке его механизма автор вынужден опираться на терминологию стран, где лизинг персонала используется уже несколько десятилетий.

    Продолжение >>>
    http://bank.bdc.ru/mng/2005/4/statya1.shtml


    А ТАКЖЕ В ЭТОМ НОМЕРЕ ЖУРНАЛА ЧИТАЙТЕ
    Внесение изменений в валютное законодательство
    12 мая текущего года Государственная Дума приняла в первом чтении проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Этот правовой документ предусматривает внесение изменений в ныне действующий Закон «О валютном регулировании и валютном контроле», а также в иные законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы валютного режима.
    Проблемы формирования ресурсной базы финансовых организаций
    В интервью корреспонденту «БДЦ-пресс» заместитель председателя Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам А.Г. Аксаков рассказал о проблемах, связанных с формированием долгосрочной ресурсной базы для инвестирования сектора экономики. По его словам, затянулось обсуждение вопросов дальнейшего развития финансового рынка страны и необходимости введения в жизнь новых финансовых инструментов, с помощью которых ресурсы могли бы поступать в реальный сектор экономики. Пора переходить к конкретным делам.
    Г.П. Комиссаров, Банк России
    Совершенствование оценки управления в коммерческом банке со стороны надзорного органа
    В настоящий момент в России назрел этап перемен в банковском секторе страны. Создаются принципиально новые возможности по организации деятельности всей банковской системы и каждого отдельно взятого банка. Автор рассуждает о путях решения данных проблем и необходимости контроля со стороны регулирующего органа за проведением данной работы в кредитных организациях.
    Г.П. Бортников, консультант
    Конфликт интересов в коммерческом банке: выявление и предупреждение
    Внимание банковского сообщества и органов надзора, а также общественности к проблемам конфликта интересов усилилось в последние годы особенно после корпоративных скандалов международного масштаба — Enron, WorldCom и Parmalat. Главными причинами фиаско этих гигантов стали конфликты интересов. В публикации рассматриваются пути выявления и предупреждения конфликта интересов в банках с учетом сложности и многогранности банковского бизнеса.
    Ю.Ю. Никишев, АКБ «Спурт»
    Количественная оценка эффективности казначейства банка
    В данной статье автор анализирует один из способов оценки эффективности работы казначейства при управлении дисбалансом структуры активов и пассивов банка по срокам привлечения/размещения.
    Ю.С. Крупнов, Банк России
    Проблемы трансформации краткосрочных банковских ресурсов в долгосрочные
    В заключительной части статьи автор критически рассматривает процессы трансформации ресурсов в банковской системе России. Он предлагает ряд экономических и организационно-правовых мероприятий в целях: усиления регулирующего воздействия Банка России на процессы трансформации краткосрочных банковских ресурсов в долгосрочные; обеспечения более надежной защиты отечественных коммерческих банков от риска несбалансированной ликвидности; дальнейшего совершенствования управления важнейшим видом банковского риска.
    И.В. Волошин, ОАО «Кредитпромбанк»
    Переходная динамика разрывов ликвидности банка
    С увеличением масштабов своей деятельности банки все больше внимания уделяют управлению ликвидностью. Анализ ликвидности банка обычно сводится к анализу разрывов ликвидности, представляющих собой разницу между активами и пассивами, которые погашаются в определенном временном интервале. Однако закономерности динамики разрывов в условиях воспроизводства банковских услуг кардинально отличаются от пассивной эволюции разрывов ликвидности банка.
    М. Натурина, О. Громенко, Альфа-Банк
    Внешние данные по операционным потерям
    Использование внешних данных по операционным потерям является дополнением при анализе внутренних данных по потерям. Правильный выбор внешних данных, способы их обработки и использования важны для достоверной количественной оценки операционных рисков банка. В публикации рассматриваются данные по операционным потерям других банков для дополнения собственных «внутренних данных».
    М.А. Бухтин, профессиональный риск-менеджер
    Методика непрерывной оценки кредитной истории в системе контроллинга рисков
    В настоящее время в связи с существенным ростом банковских кредитных портфелей все большее значение начинают приобретать оценки факторов кредитоспособности клиента, не связанные с анализом финансовой отчетности. Кредитная история заемщика является наиболее важным и независимым параметром оценки кредитоспособности и кредитной дисциплины заемщика. Автор в продолжение ранее опубликованных статей по методологии управления кредитными рисками описывает новые методы расчета непрерывной оценки кредитной истории на базе структурированных данных о кредитной истории заемщика — как внутренних, так и внешних (кредитных бюро).
    В.В. Уроженко, АБ «ИБГ НИКойл» (ОАО), финансовая корпорация «УРАЛСИБ»
    Пути оценки эффективности электронных каналов при обслуживании клиентов
    На фоне возрастающей конкуренции в сегменте массового обслуживания частных лиц российские банки вынуждены искать новые пути повышения конкурентоспособности, в частности снижать свои затраты. Одним из общепризнанных способов снижения затрат банка является внедрение электронных каналов обслуживания клиентов, проблеме оценке эффективности которых и посвящена данная статья.
    Л.В. Лямин, Банк России
    Особенности взаимодействия служб информационной безопасности и внутреннего контроля при использовании компьютеризованных банковских технологий
    Автор завершает серию статей, посвященных вопросам организации и функционирования внутреннего контроля в кредитных организациях, применяющих в своей деятельности технологии дистанционного банковского обслуживания или, иначе, так называемого электронного банкинга. Он рассматривает важный вопрос организации взаимодействия между службами внутреннего контроля и службами безопасности банка в части обеспечения информационной безопасности.
    А.Р. Алавердов, Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права
    К вопросу лизинга персонала в банковском секторе экономики
    Вопросы, касающиеся использования лизинга персонала в кредитных организациях, носят стратегический характер. Автор поднимает проблему целесообразности применения данной формы трудовых отношений с учетом специфики банковского сектора экономики.



    Подписаться на журнал можно:

    • по телефону (095) 101-2334, связавшись с менеджером отдела подписки
    • на нашем интернет-сайте: www.bdc.ru/podpiska/
    • по e-mail: podpiska@bdc.ru

    Издательская группа "БДЦ-пресс": Подписка на издания в 2005 году

    Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке Банковский дайджест КАПИТАЛ
    Расчеты и операционная работа в коммерческом банкеРегламентация банковских операций
    Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности в кредитной организацииБанковское обозрение
    Международные банковские операцииНалогообложение, учет и отчетность в страховой компании
    Оперативное управление и стратегический менеджмент в коммерческом банкеОрганизация продаж страховых продуктов
    Банковское кредитование Юридическая и правовая работа в страховании
    Юридическая работа в кредитной организации Финансовый менеджмент в страховании

    Адресная подписка


    КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ГРУППЫ "БДЦ-ПРЕСС"

    Subscribe.Ru
    Поддержка подписчиков
    Другие рассылки этой тематики
    Другие рассылки этого автора
    Подписан адрес:
    Код этой рассылки: tax.bankinalogi
    Отписаться
    Вспомнить пароль

    В избранное