Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Эффективная защита налогоплательщиков" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Август 2003 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
21
|
22
|
23
|
24
|
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
Статистика
-5 за неделю
Налоговый практик
Информационный Канал Subscribe.Ru |
БАЛАНС |
|
Возможность получать, подобна океану. Проблема состоит в том, что большинство людей подходит к этому океану возможностей с чайной ложкой. |
КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ ГРУППА |
|
|
630007, г. Новосибирск, ул. Сибревкома, 2 офис 600 тел./факс: +7 (3832) 23-59-41, 23-63-66, 23-35-91 e-mail: info@balans.ru, http//www.balans.ru |
|
Джим Рон |
Налоговый практик № 13(20)
Обзор текущего законодательства
Сколько
консультантов нужно?
Кто-то из предпринимательской среды ответит, не
задумываясь – ни одного. По их мнению, расходы на аудиторов и юристов –
выброшенные деньги. Они живут своим умом, и за ошибки всегда расплачивается
сами. Противоположная категория людей если не во всем, то во многом полагается
на мнение своих консультантов. Они тоже правы, поскольку аудиторы и юристы, как
правило, знают свой предмет глубже, чем их заказчики. Между этими полюсами
расположена многочисленная когорта людей бизнеса, которые, либо не определились
в выборе консультанта, либо сотрудничают с одним из них. Есть и такие, кто имел
негативный опыт от обращений к чужому опыту и знаниям.
И все же я
предлагаю Вам задуматься над поставленным вопросом. Быть может это поможет Вам
распорядиться заработанными, в большинстве своем, нелегким трудом деньгами с
большей пользой.
Для раздумий на заданную тему предлагаю следующий
пример.
Предприятие создано в декабре 2001 года. С момента своего
создания и до наших дней оно исправно работает и регулярно подает в налоговую
инспекцию г. Новосибирска декларацию по налогу на прибыль, но этот налог в
казну оно не платит.
Причина, разумеется, не в том, что предприятие грубо
попирает законы и не выполняет свои налоговые обязательства. Во всяком случае,
до недавнего времени оно считалось исправным налогоплательщиком. Причина в том,
что в соответствии с российским налоговым законодательством оно имеет налоговую
льготу, поскольку является «малым предприятием», занимается производством
продовольственных товаров и получает от реализации продукции 100 процентов
выручки. На основании пункта 4 статьи 6 Закона Российской Федерации "О
налоге на прибыль предприятий и организаций" № 2116-1 от 27.12.91 года, предприятие
в течение двух лет с момента своего создания имеет право не платить налог на
прибыль, а в третий и четвертый год работы –
уплачивать налог в размере
соответственно 25 и 50 процентов от установленной ставки налога на прибыль,
если конечно выручка от производства продовольственных товаров составит свыше 90 процентов общей суммы выручки от
реализации продукции.
Во время сдачи полугодовой налоговой отчетности в
текущем году налоговый орган вдруг отказался учитывать вышеназванную льготу и
потребовал исчислить и уплатить в бюджет налог и пеню за весь истекший период.
По мнению налогового органа, предприятие потеряло право на льготу еще в 2002
году, с момента вступления в силу 25 главы НК РФ.
Логика налоговиков как всегда не очень обоснована, но
крайне изобретательна в достижении основной цели любого фискального органа –
всеми доступными средствами пополнить государственные закрома. Поскольку
организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31
декабря, рассудили они, прочтя ст. 55 Налогового кодекса РФ, то первым
налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца
календарного года, следующего за годом создания. Поскольку в этот период,
согласно Федеральному закону № 110-ФЗ от 06.08.2001 г. «О внесении изменений и
дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые
другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о
признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах», уже вступила в действие глава 25 НК РФ, и признан утратившим силу
Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», то льгота,
предоставленная предприятию Законом РФ "О налоге на прибыль" уже не
действует.
Ничуть не смутила налоговиков статья 2 Закона №
110-ФЗ, согласно которой льготы,
установленные Законом РФ "О налоге на прибыль", применяется малыми
предприятиями до истечения срока, на который они были предоставлены, при
условии, что срок действия льготы не истек на день вступления в силу
Федерального закона № 110-ФЗ.
Выходит, что в течение 1,5 лет налоговые
органы не видели, что предприятие сдает
налоговую отчетность и не платит налог в бюджет. А теперь наступило прозрение.
Малое предприятие, о котором идет речь, не согласилось
с доводами налогового органа. Однако с целью еще раз убедиться в собственной
правоте и получить дополнительные аргументы в споре с налоговой инспекцией,
руководство малого предприятия обратилось к своим консультантам - аудиторской
организации нашего города. В ответ они получили письмо, выдержанное в духе все
тех же органов, которое подтверждало худшие опасения предпринимателей.
Мы не знаем, почему аудиторы поддержали точку зрения
налогового органа, только, по нашему мнению нельзя игнорировать тот факт, что подобное толкование законов
налоговым органом нарушает законные интересы налогоплательщика и существенно
ухудшает его положение по сравнению с тем, что было до вступления в силу Закона
№ 110-ФЗ.
Мы считаем, что сформулированное в ст. 2 Закона №
110-ФЗ исключение из общего правила действия во времени Закона РФ № 2116-1 как
раз и объясняется тем, что отмена этого закона полностью существенно ухудшит
положение налогоплательщиков, которым была предоставлена льгота по налогу на
прибыль.
Согласно статье 57 Конституции РФ не имеют обратной
силы законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение
налогоплательщиков. Этот же принцип содержатся в Налоговом кодексе. В статье 5
НК говорится о том, что акты законодательства о налогах и сборах,
устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки,
размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение
законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным
образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а
также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и
сборах, обратной силы не имеют.
Более того, один из фундаментальных принципов права
гласит: нормативные акты не имеют обратной силы. Нормы, содержащиеся во вновь
принятом нормативном правовом акте, распространяются только на
те отношения, которые
возникли после введения его в действие. Все произошедшее до дня
вступления в силу нормативного акта его нормами не регулируется. Обратная сила
нормативному акту может быть придана в исключительных случаях. Только тогда
нормативный акт распространяет свое действие даже на те отношения, которые уже
возникли в прошлом, до момента его вступления в силу. Такие ситуации всегда
специально оговариваются в законе, но в случае с Законом № 110-ФЗ мы такого не
наблюдаем.
А вот ссылка налогового органа на статью 55 Налогового
кодекса в обоснование своей позиции не имеет смысла. Статья 55 Налогового
кодекса устанавливает два понятия: «налоговый период» и "отчетный
период". По итогам отчетного периода подлежат уплате авансовые платежи по
некоторым налогам, по окончании налогового периода определяется налоговая база
и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. В соответствии с этой статьей кодекса можно, например, определить, что
первым налоговым периодом для нашего малого предприятия, является период
времени со дня создания до конца 2002 года. На действие налоговых законов во
времени статья 55 никак не влияет и, в силу этого, не может определять право на
льготу по налогу на прибыль.
Малое предприятие, о котором здесь постоянно идет
речь, может воспользоваться льготой, предоставленной п. 4 ст. 6 Закона РФ
"О налоге на прибыль предприятий и организаций" поскольку все
необходимые условия для этого у него имеют место быть:
-
оно является
субъектом малого предпринимательства (Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ
«О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской
Федерации»);
-
осуществляет
производство продовольственных товаров;
-
выручка от
указанного выше вида деятельности предприятия превышает 70 процентов общей
суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг);
-
предприятие
зарегистрировано и начало работать в декабре 2001 года;
-
оно создано вновь,
а не на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и
структурных подразделений.
Кроме того, срок действия предоставленной
вышеназванным законом льготы не истек на день вступления в силу Закона №
110-ФЗ.
По вопросу использования льготы, предоставленной п. 4
ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не
мало судебной практики. Назовем лишь недавние судебные прецеденты:
-
Постановлением
Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.01.2003 № Ф04/349-566/А67-2002
было признано недействительным решение налогового органа об отказе в
предоставлении истцу налоговой льготы, предоставленной ему п.4 ст.6 Закона РФ
"О налоге на прибыль предприятий и организаций" как не
соответствующее требованиям налогового законодательства и затрагивающее права и
законные интересы истца – налогоплательщика, в связи с этим решение суда первой
инстанции было так же отменено.
-
Согласно
постановлению Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от
16.04.2003 № Ф04/1702-419/А46-2003 суд оставил без изменения решение суда
первой инстанции, которым признано правомерным применение налогоплательщиком
льготы по налогу на прибыль, предоставленной п.4 ст.6 Закона РФ "О налоге
на прибыль предприятий и организаций".
Напомним, что цель этой статьи не в том, чтобы за счет
ошибок других консультантов обратить внимание на собственную значимость. Как
известно, один ум хорошо, а два лучше. Один консультант, даже если Вы с ним уже
долго сотрудничаете, может ошибаться, поэтому необходим контроль. При
возникновении спорных вопросов имеет смысл обратиться к другому консультанту и
сравнить их мнения. Эта мера предосторожности обеспечит защиту от возможных
ошибок за счет разностороннего анализа ситуации. По нашему мнению, даже располагая опытом и знаниями в области права,
налогообложения и бухгалтерского учета, необходимо иметь профессиональный
взгляд со стороны – таким образом, ваше решение будет еще более обоснованным.
Игорь
Афанасьев
Ближайшие семинары и тренинги,
проводимые Консультационной группой «Баланс»
Место
проведения – г. Новосибирск, дата 16-17 сентября 2003 года
Александра Кочеткова
(Москва)
авторский семинар "Механизмы формирования эффективной
команды "
- Цели формирования
команд. Характеристики эффективных команд.
- Критерии отбора членов
команды. Сплочение команды.
- Мотивационные механизмы
командной работы.
- Особенности власти и
влияния в команде.
Это не тренинг по сплочению коллектива.
Это - ресурс руководителя по эффективному созданию команд, способных решать
задачи, стоящие перед организацией.
Подробно о семинарах можно узнать на WWW.BALANS.RU
4
августа 2003 г. Консультационная группа «Баланс» получила лицензию № 006983,
дающую право осуществлять на территории Российской Федерации оценочную
деятельность.
Обзор текущего законодательства
Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций"
В
приказе приводятся новые формы бухгалтерской отчетности для юридических лиц
(кроме кредитных, страховых и бюджетных организаций): Бухгалтерский баланс,
Отчет о прибылях и убытках, Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении
денежных средств, Приложение к бухгалтерскому балансу, Отчет о целевом
использовании полученных средств.
Также
утверждаются Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указания о порядке
составления бухгалтерской отчетности.
Приказ
Минфина РФ от 13 января 2000 г. N 4н "О формах бухгалтерской отчетности
организаций" признается утратившим силу. Новый приказ вводится в действие,
начиная с бухгалтерской отчетности за 2003 г.
По
заключению Минюста РФ от 5 августа 2003 г. N 07/8121-АК приказ не нуждается в
государственной регистрации.
Письмо МНС РФ от 22 июля 2003 г. N 05-1-11/1143 "О
едином социальном налоге"
Разъясняется, что с 1 января 2003 г. норм,
определяющих особенности налогообложения единым социальным налогом выплат,
производимых в пользу иностранных граждан, в НК РФ не содержится, то есть
налогообложение данной категории граждан должно производиться в общеустановленном
порядке.
Если
иностранная организация осуществляет деятельность в РФ, то вне зависимости от
того, начисляются ли выплаты в пользу иностранных, российских граждан, за
границей или на территории РФ, у данной организации возникает обязанность по
уплате единого социального налога.
В
случае если выплата заработной платы сотруднику - иностранному гражданину
производится в иностранной валюте, а уплата налога производится в рублях, то
следует использовать курс данной валюты на день начисления выплат и иных
вознаграждений в пользу физического лица.
Для налогоплательщиков Новосибирской области
Управление
МНС РФ по НСО доводит решение городского Совета от 21 мая 2003 г. N 247 "О
внесении изменений в приложение к решению городского Совета от 17 ноября 1999
г. N 78 2 " 0О предоставлении налоговых льгот 2" и разъясняет порядок
применения п. 5 раздела II Приложения к данному решению о налоге на имущество
физических лиц. В частности, указывается, что при определении суммарной
инвентаризационной стоимости объектов недвижимости между собой суммируются
стоимости объектов по типу использования в соответствии с решением городского
Совета от 4 марта 2003 г. N 225. Между собой суммарные стоимости типов объектов
(жилого и нежилого назначения) не складываются.
Изменениями,
внесенными в постановление установлено, что согласование заявлений на выдачу специальных
региональных марок для алкогольной продукции осуществляет комитет по
регулированию потребительского рынка и сферы услуг департамента экономического
развития и промышленности администрации области. Для получения разрешения на
учреждение акцизного склада не требуется банковской гарантии по уплате акцизов.
Акцизные марки выдаются при условии внесения авансового платежа по акцизам, а с
не момента его фактического поступления. Введено новое положение,
устанавливающее, что в случае неудовлетворительных результатов проверки оплату
за проведение данной проверки производят организации, учредившие акцизные
склады.
Для налогоплательщиков Иркутской области
Утверждена
величина прожиточного минимума за II квартал 2003 года в целом по области в
расчете на душу населения - 2376 рублей, для трудоспособного населения - 2584
рубля, пенсионеров - 1758 рублей, детей - 2274 рубля. Также утверждена величина
прожиточного минимума за II квартал 2003 года с территориальной дифференциацией
уровня цен: по южным районам области в расчете на душу населения - 2314 рублей,
для трудоспособного населения - 2520 рублей, пенсионеров - 1726 рублей, детей -
2197 рублей; по местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, в расчете
на душу населения - 2544 рубля, для трудоспособного населения - 2768 рублей,
пенсионеров - 1846 рублей, детей - 2461 рубль.
Для налогоплательщиков Кемеровской области
Согласно внесенным
изменениям, при расчете размера тарифа оплаты рекламных мест должен приниматься
во внимание коэффициент, учитывающий политическую направленность информации, в
том числе использование фамилии или изображения выборного должностного лица,
депутата, кандидата, зарегистрированного кандидата, наименования, эмблемы, иной
символики политической партии, избирательного блока или объединения. Данный
коэффициент равняется 7 (семи).
Комитету по управлению муниципальным имуществом предоставляется право
увеличивать размер арендной платы путем использования Кдог
(коэффициент договорный) по согласованию с арендаторами.
Для налогоплательщиков
Республики Хакасия
Установлена величина
прожиточного минимума в Республике Хакасия за II квартал 2003 г. в расчете на
душу населения - 2098 руб., для трудоспособного населения - 2264 руб.,
пенсионеров - 1554 руб., детей - 2133 руб.
Для налогоплательщиков Алтайского края
Установлены региональные
специальные марки Алтайского края нового образца для маркировки алкогольной
продукции, предназначенной для розничной реализации на территории Алтайского
края: с 1 августа 2003 г. - для алкогольной продукции с объемной долей
этилового спирта свыше 25 процентов; с 1 ноября 2003 г. - для алкогольной
продукции с объемной долей этилового спирта менее 25 процентов. Со дня введения
региональных специальных марок нового образца прекращается прием и размещение
заказов на изготовление региональных специальных марок старого образца и
начинается осуществление приема и размещения заказов на изготовление
региональных специальных марок нового образца.
* Субъекты
Российской федерации, входящие в состав Сибирского федерального округа
Республика Алтай, Республика
Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский
край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская
область, Томская область, Читинская область, Агинский Бурятский АО, Таймырский
(Долгано Ненецкий) АО, Усть Ордынский Бурятский АО, Эвенкийский АО
Более подробную информацию о текущем законодательстве Вы можете
получить на серверах информационно-правовых систем "Гарант",
«Кодекс», «КонсультантПлюс», «Референт».
Из проверенных источников…
Правительство защитит страну от импорта продовольствия
На
днях были отменены трехмесячные сроки вступления в силу повышенных ставок
ввозных таможенных пошлин - до вступления в ВТО правительство торопится хоть
как-нибудь защитить внутренний рынок от импортной продовольственной продукции
Правительство
РФ изменило процедуру повышения ввозных таможенных пошлин, теперь срок
вступления новых пошлин будет определяться отдельно по каждому виду товаров.
Более того, раньше решения об изменениях ставок ввозных таможенных пошлин
вступали в силу не ранее чем через 3 месяца после их официального
опубликования. Теперь этого ограничения также не будет. Введение поправки
позволяет более активно использовать ценовые пошлины для защиты внутреннего
рынка от импортной продовольственной продукции (ведь исключения по срокам
введения таможенных пошлин касались чаще всего именно сельхозпродукции). По
мнению аналитиков, правительство просто торопится успеть принять хоть
какие-нибудь меры в этом направлении до возможного вступления России во
Всемирную торговую организацию (ВТО), которая настаивает на том, чтобы доступ
на российский рынок зарубежного продовольствия был максимально свободным.
Как
сообщает Департамент правительственной информации, из постановления кабинета
министров от 22 октября 1997 года N 1347 «Вопросы таможенно-тарифной политики»
исключен пункт, согласно которому решения Правительства РФ об изменениях ставок
ввозных таможенных пошлин вступают в силу не ранее, чем через 180 дней после их
официального опубликования, за исключением тех случаев, когда такие изменения
ведут к понижению ставок. Таким образом, теперь срок вступления в силу
повышенных ставок ввозных таможенных пошлин будет определяться Правительством
отдельно по каждому виду товарной номенклатуры. Соответствующий документ
премьер-министр Михаил Касьянов подписал 8 августа, а вступить в силу он должен
через месяц после опубликования.
Ранее
в постановление, регламентирующее сроки вступления в силу новых ставок, неоднократно
вносились изменения, которые касались преимущественно продовольственной
продукции. Только в этом году «исключения» коснулись импорта дрожжей, риса,
мяса (последняя поправка относительно мяса была введена не далее как в начале
июля). «Постановление правительства от 1997 года просто не соответствовало
действительности – проще было его отменить», - сказала RBC daily
сотрудник Экономической экспертной группы Оксана Линникова. Это позволяет
предположить, что изменение процедуры повышения ввозных таможенных пошлин
коснется в первую очередь именно регулирования импорта продовольственных
товаров, где существующие меры защиты уже недостаточны. «Только квотирование
поставок некоторых видов сельхозпродукции уже не может очень жестко
воздействовать на рынок продовольствия, здесь необходимы дополнительные меры»,
- сказала RBC daily сотрудник Института конъюнктуры
аграрного рынка (ИКАР) Лариса Дорогова. Так,
введенные в начале этого года квоты на поставку мяса не позволяют пока добиться
желаемых результатов: дело в том, что они не коснулись стран ближнего
зарубежья, а та же Украина является одним из ведущих поставщиков красного мяса
в Россию.
Вопросы
расширения и усовершенствования практики квотирования импорта продовольствия и
использования ценовых пошлин для защиты внутреннего рынка обсуждались
правительством еще в апреле. Тогда на заседании правительственной комиссии по
вопросам агропромышленного комплекса чиновники договорились разработать
защитный механизм, который бы автоматически вступал в силу в случае, если
другие страны ограничат экспорт сельхозпродукции из России. Кроме того,
комиссия определила список продовольствия, который будет «защищаться»
государством. Сегодня, по оценкам Минсельхоза, таможенно-тарифная защита
распространяется на 11,45% российского агрорынка, а соответствующий мировой
показатель равен 62%. Чтобы догнать остальной мир, как считают в министерстве,
список защищаемого продовольствия надо расширить. Идея Минсельхоза получила
поддержку Министерства экономического развития и торговли. Руководитель
департамента тарифной политики Минэкономразвития Андрей Кушниренко тогда
заявил, что в ближайшее время в правительство будет внесен проект постановления
по защите отечественных производителей риса, дрожжей и соевых бобов. Кроме
того, рассматривались также предложения о применении мер таможенно-тарифной
политики в отношении ограничения поставок в Россию зерна, растительного масла,
молока и молочных продуктов.
В
этой ситуации принятие поправки относительно сроков вступления в силу
таможенных пошлин можно рассматривать как очередной шаг в попытке правительства
защитить внутренний рынок от импортной продовольственной продукции. «Это
постановление позволит правительству более гибко реагировать на изменение
конъюнктуры мирового продовольственного рынка, что раньше сдерживалось
длительными сроками принятия таможенных ставок», - сказал RBC daily представитель Государственного таможенного комитета
Сергей Омельченко. Однако некоторые специалисты считают, что защита внутреннего
рынка от импортной продовольственной продукции не единственная цель данного
постановления. «В случае дефицита на рынке продовольствия может сложиться
обратная ситуация, когда правительству понадобится в кратчайшие сроки
существенно понизить таможенные ставки, открыв тем самым доступ на российский
рынок иностранным производителям», - отметил RBC daily
гендиректор ИКАР Дмитрий Рылько.
Евгения
Гаврилюк, 14.08.2003
Источник: RBC daily
С уважением,
НАЛОГОВЫЙ ПРАКТИК
На
нашем сайте есть архив статей из предыдущих выпусков «Налогового практика»
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||