Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск содержит статьи об одной из форм снижения налогового бремени - инвестиционном налоговом кредите и о способах отражения выручки на счетах бухгалтерского учета.


Информационный Канал Subscribe.Ru


БАЛАНС

 

 Возможность получать, подобна океану. Проблема состоит в том, что большинство людей подходит к этому океану возможностей с чайной ложкой.

КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ ГРУППА

 

630007, г. Новосибирск, ул. Сибревкома, 2 офис 600  тел./факс: +7 (3832) 23-59-41, 23-63-66, 23-35-91  e-mail: info@balans.ru, http//www.balans.ru

 

Джим Рон

Налоговый практик № 10(18)

Инвестиционный налоговый кредит.

 Налоговое законодательство предусматривает такую возможность снижения налогового бремени как изменение срока уплаты налога. Одним из способов отодвинуть время «Ч» является предоставление инвестиционного налогового кредита (ИНК). Он похож на соглашение о предоставлении кредитной линии и предусматривает возможность снижать налоговые платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам в пределах суммы ИНК на срок от одного года до пяти лет.

Конечно, в данном случае не происходит освобождения от уплаты налога насовсем, но все же такая передышка может пойти на пользу организации. К тому же плата за пользование инвестиционным налоговым кредитом ниже, чем за пользование банковским и составляет ½ – ¾ ставки рефинансирования, то есть, на сегодняшний день 8-12%. Органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления могут изменить размер процентов за пользование предоставляемых ими ИНК. Например, в некоторых случаях плата за пользование региональным инвестиционным кредитом составляет 1/10 ставки рефинансирования. К тому же, иногда организация по каким-либо причинам вообще не может заплатить налог. И тогда ей приходится платить пени и штрафы, что обходится значительно дороже, чем использование такой налоговой льготы.

Для справки. Помимо инвестиционного налогового кредита существуют также такие способы изменения срока уплаты налога как отсрочка, рассрочка, налоговый кредит. Отсрочка предусматривает единовременную уплату налога в более поздний срок, рассрочка – поэтапную. Налоговый кредит – промежуточная форма – среднесрочная форма бюджетного заимствования: на срок до года.

В качестве оснований предоставления ИНК налоговый кодекс прямо называет следующие:

·        проведение организацией НИОКР либо технического перевооружения собственного производства,

·        осуществление внедренческой или инновационной деятельности,

·        выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.

Кроме того, на региональном и местном уровнях могут предусматриваться и иные основания (см. врезку Новосибирская специфика).

Однако государство пытается обезопасить себя от недобросовестных налогоплательщиков и потому законодательно закрепило и ряд оснований, препятствующих получению ИНК:

Проведение НИОКР или технического перевооружения производства

Техническое перевооружение может быть не только производственного характера, но и направленное на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. В случае выполнения данного условия сумма предоставляемого кредита составляет 30 процентов стоимости приобретенного оборудования, используемого исключительно в перечисленных целях.

·        возбуждение уголовного дела против претендента,

·        производство по делу о налоговом или административном правонарушении в области налогов и сборов в отношении этого лица,

·        наличие достаточных оснований полагать, что претендент воспользуется изменением срока уплаты налога для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо собирается выехать за пределы России.

Причем такие основания действительно должны давать повод для беспокойства за исполнение налогоплательщиком своих обязанностей. Представляется, что отказ в изменении срока уплаты налога (сбора) должен быть, по крайней мере, мотивированным, а мотивы должны быть достаточно обоснованными.

При отсутствии препятствующих получению ИНК оснований и наличии хотя бы одного необходимого признака, орган исполнительной власти предоставляет предприятию такую льготу. Но кажущаяся простота на практике может обернуться существенными сложностями. Потому рассмотрим специфику каждого из уровней (федеральный, региональный и местный).

Местный бюджет. В бюджете города Новосибирска на текущий год заложен максимальный размер предоставляемых бюджетных кредитов в размере 50 миллионов рублей. Сумма, в общем-то, небольшая для такого города. Особенно если учесть, что сюда входят и просто налоговый кредит (не инвестиционный), да и вообще неналоговые кредиты физическим и юридическим лицам. Но можно отметить и прогресс по сравнению с предыдущими законами о бюджете, в которых  вообще отсутствовала такая строка, и ИНК не выдавались вообще. Как результат, в этом году, когда возможность получения этой льготы существует, ей вероятно воспользуются немногие предприятия.

А какова выгода от получения инвестиционного налогового кредита?

Осуществление внедренческой или инновационной деятельности

В соответствии с совместным письмом Инновационного совета при председателе Совета министров РСФР от 19.04.1991 № 14-448 и Министерства финансов РСФСР от 14.05.1991 № 16/135 инновационная и внедренческая деятельность отождествляются и под ними понимается деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке. К ней относятся в том числе, следующие направления научно-технических и внедренческих работ:

·        организация экспертиз, внедрение и тиражирование объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и техники, а также создание опытных образцов, проведение опытных испытаний, создание и передача новых образцов техники, технологий и научно-технической документации, подготовка производства,

·        проведение научно-исследовательских, проектных, опытно-конструкторских, маркетинговых исследований с целью создания образцов новой техники и технологий,

·        патентно-лицензионная деятельность.

По такому основанию, как проведение НИОКР и техническому перевооружению возможно получить налоговый кредит в сумме до 30% расходов на эти цели. По иным основаниям – на сумму, согласованную сторонами. В настоящее время в местный бюджет уплачивается 2 % из 24-процентого налога на прибыль, 50-70% от суммы земельного налога, 100 % налога на рекламу, 100% целевых сборов на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели и т. д. Вопрос о том, много это или мало разрешается в зависимости от особенностей конкретного предприятия.

Порядок предоставления ИНК за счет бюджета Новосибирска предусмотрен Положением «Об инвестиционном налоговом кредите», утвержденным Решением Городского Совета от 22.04.99 № 222. В соответствии с этим нормативным актом задачей предоставления такого кредита является максимизация поступлений в бюджет города. И, соответственно, Положение предусматривает специальный критерий предоставления налогового кредита: дисконтированная сумма поступлений от налогоплательщика в случае предоставления налогового кредита должна быть выше, чем поступления от налогоплательщика в случае, когда такой кредит не предоставляется. В Положении содержится и довольно внушительный перечень документов, при отсутствии которых заявление даже не будет принято к рассмотрению. Потому соискание ИНК превращается в трудоемкий процесс, требующий привлечения специального сотрудника для подготовки документов.

Новосибирская специфика

В соответствии с законом НСО от 20.09.2002 № 47-ОЗ «О мерах государственной поддержки товаропроизводителей в Новосибирской области» ИНК по региональным налогам могут быть представлены предприятиям некоторых сфер отраслей материального производства и науки и научного обслуживания при условии, что такие предприятия обеспечивают прирост выручки от реализации продукции, осуществляют выкуп земельных участков под своими зданиями или поставляют продукцию для государственных нужд.

Региональный бюджет. Бюджет Новосибирской области предусматривает предоставление бюджетных кредитов в пределах текущего финансового года, а, значит, меньше чем в пределах календарного года, в сумме 260 млн. рублей. Поскольку сорок инвестиционного налогового кредита от одного года до пяти лет, то он не может выдаваться в рамках этих 260 миллионов. На срок же, выходящий за пределы финансового года могут быть предоставлены еще 200 млн. рублей бюджетных кредитов. Здесь-то и имеется возможность для получения инвестиционного налогового кредита.

В соответствии с законом об областном бюджете целью предоставления бюджетного кредита может быть проведение структурной перестройки производства, погашение целевых кредитов, направленных на закупку оборудования и материалов, разработка, внедрение и приобретение новейших технологий, оборудования и материалов, а также иные цели, затрагивающие интересы области. Одним из вариантов как раз и можно рассматривать ИНК.

Оценим также, как и на местном уровне, выгоду, которую можно получить от регионального инвестиционного

Органы, полномочные предоставлять инвестиционный налоговый кредит

Минфин. Может предоставить ИНК по налогу на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет. По региональным налогам, а также налогу на прибыль в части, зачисляемой в бюджет субъекта России, решение может быть принято финансовым органом субъекта РФ (В Новосибирской области – Управлением финансов и налоговой политики Администрации области). По местным налогам, а также по региональным налогам и налогу на прибыль в части, зачисляемой в местный бюджет, решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита принимается финансовым органом муниципального образования (в г. Новосибирске – Управлением финансов и налоговой политики Мэрии г. Новосибирска.

налогового кредита. Так, по налогу на прибыль областной бюджет получает уже 16 % из 24-процентного налога,  100% налога с продаж, 100% транспортного налога, 10-35% земельного налога и т. д. Представляется, что перечень налогов уже более внушительный нежели на местном уровне. Плата за пользование ИНК устанавливается исходя из ставки рефинансирования, но не менее ¼ этой ставки. В случае предоставления ИНК в соответствии с законом «О мерах государственной поддержки товаропроизводителей в Новосибирской области» проценты по кредиту начисляются по ставке, равной 1/10 ставки рефинансирования ЦБ. Решение выносится Управлением финансов и налоговой политики администрации Новосибирской области с учетом заключения комиссии по экономической поддержке товаропроизводителей при администрации Новосибирской области.

Федеральный бюджет. Федеральный бюджет предусматривает возможность использования исключительно на цели изменения срока уплаты налогов 1,7 млрд. рублей. На данном уровне возможно получить инвестиционный налоговый кредит по налогу на прибыль в размере 6% из 24-процентного налога, 15-20% земельного налога и т. д.

В настоящее время порядок предоставления инвестиционного налогового кредита Минфином закреплен Приказом министерства Финансов РФ от 30.09.1999 № 64-н. Налогоплательщик обязан предоставить документы, перечень которых дан в указанном нормативном акте. Эти документы очень долго гуляют по кабинетам Министерства, получают визы и в конце концов появляется решение о предоставлении налогового кредита либо об отказе в его предоставлении. На основании указанного решения заключается договор, плата по которому составляет в первые два года ½ ставки рефинансирования, а в последующие – ¾ ставки рефинансирования. Подразделения Министерства финансов РФ вправе контролировать исполнение налогоплательщиком условий договора о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

 

И в заключение хочется сказать немного о чиновничьем усмотрении. При предоставлении инвестиционного налогового кредита служащие финансовых ведомств не слишком связаны требованиями законов: в НК сказано «может быть предоставлен». Но это положение совсем даже не означает, что решение выносится произвольно. В случае, если у финансового органа была возможность предоставить инвестиционный налоговый кредит (есть неизрасходованный лимит бюджетных кредитов), то налогоплательщик имел законный интерес в использовании этого средства изменения срока уплаты налога. И при выполнении организацией всех законно установленных условий финансовый орган должен удовлетворить заявление предприятия. Полагаем, что отказ в предоставлении налогового кредита может быть в данном случае обжалован в арбитражный суд. 

 

Евгений Нафтаев

Вернуться в начало

Ближайшие семинары и тренинги, проводимые Консультационной группой «Баланс» 

Место проведения – г. Новосибирск, дата 16-17 сентября 2003 года

Александра Кочеткова (Москва)
авторский семинар "Механизмы формирования эффективной команды "

  1. Цели формирования команд. Характеристики эффективных команд.
  2. Критерии отбора членов команды. Сплочение команды.
  3. Мотивационные механизмы командной работы.
  4. Особенности власти и влияния в команде.

Это не тренинг по сплочению коллектива. Это - ресурс руководителя по эффективному созданию команд, способных решать задачи, стоящие перед организацией.

 Подробно о семинарах можно узнать  WWW.BALANS.RU или WWW.SOVETOV.NET - консалтинговый портал

Вернуться в начало

Обзор законодательных актов

Настоящий обзор подготовлен на основе мониторинга текущего законодательства  информационно-правовых систем "Гарант", «Кодекс», «КонсультантПлюс» и содержит выборочный перечень федеральных и региональных нормативно-правовых актов,  которые, с нашей точки зрения, могут повлечь за собой существенные правовые последствия для налогоплательщиков, расположенных в Сибирском федеральном округе*

Приказ Минфина РФ от 20 мая 2003 г. N 44н "Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций"

Устанавливаются правила формирования в бухгалтерской отчетности информации об осуществлении в соответствии с гражданским законодательством РФ реорганизации организаций (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений), являющихся юридическими лицами. Методические указания не применяются в отношении хозяйственных операций, связанных с приватизацией государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Приказ вводится в действие с 1 января 2004 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 июня 2003 г. Регистрационный N 4774.

Федеральный закон от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц"

Принят Государственной Думой 4 июня 2003 года
Одобрен Советом Федерации 11 июня 2003 года
Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 25 июня 2003 г. N 122

Настоящим законом устанавливается порядок государственной регистрации предпринимателей без образования юридического лица. Устанавливается перечень документов, которые необходимо представить для регистрации, в том числе: основной документ, удостоверяющий личность предпринимателя, документ о праве проживания на территории РФ для иностранцев и лиц без гражданства, документ об оплате госпошлины и т. д.

Закон определяет и порядок представления сведений о физическом лице, зарегистрированном в качестве индивидуального предпринимателя. Из государственного реестра не могут быть предоставлены сведения о паспортных и других персональных данных физических лиц за исключением тех, что имеются в учредительных документах юридических лиц, и сведений о месте жительства индивидуального предпринимателя (только при предъявлении обратившимся лицом документа, удостоверяющего личность). Все сведения предоставляются в срок, не превышающий 5 дней с момента обращения заявителя.

Уже зарегистрированные предприниматели должны предоставить в регистрирующий орган недостающие документы в срок до 1 января 2005 г. В случае неисполнения этой обязанности государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя с 1 января 2005 г. утрачивает силу.

Закон вступает в силу с 1 января 2004 года.

Письмо МНС РФ от 11 июня 2003 г. N СА-6-22/657 "О разъяснении отдельных вопросов применения глав 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации"

Разъясняются отдельные вопросы налогового учета доходов и расходов налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы.

В целях соблюдения принципа равенства налогообложения индивидуальные предприниматели могут уменьшать налоговую базу на доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ так же, как это предусмотрено для организаций. При этом налогоплательщики (организации и индивидуальные предприниматели), выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов при определении налоговой базы учитывают только те расходы, которые предусмотрены ст. 346.16 НК РФ. При применении кассового метода определения доходов и расходов следует иметь в виду, что расходы по товарам, приобретенным впрок и не реализованным в отчетном (налоговом) периоде, учитываются при получении доходов от реализации таких товаров в последующих отчетных (налоговых) периодах.

Предварительная оплата (авансы) у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, является объектом налогообложения в отчетном (налоговым) периоде их получения.

Информация ЦБР от 20 июня 2003 г. О ставке рефинансирования (учетной ставке) Банка России

С 21 июня 2003 г. ставка рефинансирования (учетная ставка) Банка России снижается, и устанавливается в размере 16% годовых (ранее - 18% годовых).

Письмо Управления МНС по Новосибирской области от 29 мая 2003 г. N МШ-09-08.1/9196 "О вопросах, связанных с применением отдельных положений главы 25 НК РФ"

Разъясняется, что при формировании налоговой базы переходного периода в расходы включается стоимость основных средств менее 10000 руб., находящихся на консервации.

Закон Кемеровской области от 24 июня 2003 г. N 35-ОЗ "О внесении изменений и дополнения в Закон Кемеровской области от 10.06.99 N 34-ОЗ "О плате за пользование водными объектами на территории Кемеровской области" (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 18 июня 2003 г. N 60)

Закон предоставляет льготу для предприятий, организаций, передающих воду населению, и для предприятий, использующих водные объекты в связи с забором воды для водоснабжения населения. Ставка платы для данных предприятий устанавливается в размере 50 процентов.

Решение Омского городского Совета от 5 июня 2003 г. N 58 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 29.12.99 N 228 "Об утверждении ставок налогов на имущество физических лиц" (не вступило в силу)

Установлены новые дифференцированные ставки налога на строения, помещения и сооружения, находящиеся в собственности физических лиц, в зависимости от типа использования.

Решение Томской городской Думы от 18 июня 2003 г. № 403 "О внесении изменений и дополнений в Положения по местным налогам и сборам" (не вступило в силу)

В соответствии с налоговым законодательством и приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 31.12.2002 N БГ-3-06/756 решением утверждены следующие формы налоговых деклараций и инструкции по их заполнению: по налогу на рекламу; по целевым сборам; по сбору за уборку территории; по сбору за право использования местной символики; по налогу на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров.

* Субъекты Российской федерации, входящие в состав Сибирского федерального округа

Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Читинская область, Агинский Бурятский АО, Таймырский (Долгано Ненецкий) АО, Усть Ордынский Бурятский АО, Эвенкийский АО

Вернуться в начало

Варианты отражения на счетах выручки от обычных видов деятельности

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета для определения финансового результата предназначен счет 90 «Продажи», к которому открываются субсчета:

90/1 «Выручка»;

90/2 «Себестоимость продаж»;

90/3 «Налог на добавленную стоимость»;

90/4 «Акцизы»;

90/9 «Прибыль / убыток от продаж» и другие.

План счетов предполагает единую систему записи по счету 90 «Продажи».

Но в связи с различным толкованием понятия «Выручка» на практике наблюдается вариантность определения и отражения на счетах бухгалтерского учета финансового результата.   

Согласно Плану счетов на субсчете 90-1 «Выручка» учитываются поступления активов, признаваемые выручкой.

Пункт пятый ПБУ 9/99 «Доходы организации» признает доходами от обычных видов деятельности выручку от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг, связанных с обычными видами деятельности.

В свою очередь пункт второй  ПБУ 9/99 «Доходы организации» доходами организации признает увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашение обязательств, приводящих к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Так как налог на добавленную стоимость и налог с продаж не увеличивают экономические выгоды,  следовательно, они не должны включаться и в выручку, потому как согласно указанному ПБУ под выручкой понимается поступление активов или погашение обязательств увеличивающих экономические выгоды.

Рассмотрим вариантность отражения на примере:

Выручка полученная от покупателя, включая НДС составляет 240 рублей,

Налог на добавленную стоимость 40 рублей,

Себестоимость проданной продукции 80 рублей.

Вариант 1. Согласно методики рекомендованной Планом счетов:

      62 - 90/1         240

90/3 – 68 (76)   40

90/2 – 43          80

90/9 – 99        120

Вариант 2. Исключает из выручки НДС и налог с продаж, как не увеличивающие экономические выгоды.

      62 -  90/1        200

      62 –  90/3         40

      90/3 – 68 (76)  40

      90/2 – 43          80

      90/9 – 99        120

Вариант 3. Также исключает из выручки НДС и налог с продаж, но при этом проводки по отражению налогов отличаются от предыдущего варианта.

      62 – 90/1       200

62 – 68 (76) 40

90/2 – 43 80

90/9 – 99 120

Следует отметить, что и второй, и третий вариант нарушает методику определения финансового результата закрепленного в Плане счетов и находятся в прямом противоречии с ним.

Указанная вариантность появляется в результате того, что ПБУ 9/99 «Доходы организации» отождествляет понятия «выручка» и понятие «доход», а в доход организации налоги не включаются.

Но пункт шестой ПБУ 9/99 «Доходы организации» закрепляет, что выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности.

Таким образом, в выручку должен включатся налог на добавленную стоимость и налог с продаж, а на счетах бухгалтерского учета операции по продаже должны отражаться в строгом соответствии с методикой рекомендованной Планом счетов.

В том случае, если организация применяет второй или третий вариант отражения выручки на счетах бухгалтерского учета, это можно расценивать как грубое нарушение правил учета доходов, что согласно ст. 120 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей, либо пятнадцати тысяч рублей, если указанные способы применялись в течение более одного налогового периода.

Сергей Колчугин

На нашем сайте Balans.Ru Вы можете подробнее познакомиться с нами, подписаться на еженедельный информационный бюллетень, ознакомиться с предыдущими его выпусками, а также задать нам свои вопросы.

С уважением,

НАЛОГОВЫЙ ПРАКТИК

info@balans.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное