Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Эффективная защита налогоплательщиков" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Надо ли бояться человека с удостоверением сотрудника УБЭП?
Информационный Канал Subscribe.Ru |
БАЛАНС |
|
Возможность получать, подобна океану. Проблема состоит в том, что большинство людей подходит к этому океану возможностей с чайной ложкой. |
КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ ГРУППА |
|
|
630007, г. Новосибирск, ул. Сибревкома, 2 офис 600 тел./факс: +7 (3832) 23-59-41, 23-63-66, 23-35-91 e-mail: info@balans.ru, http//www.balans.ru |
|
Джим Рон |
Налоговый
практик № 9(17)
Надо ли бояться человека с удостоверением сотрудника УБЭП?
Редкого гражданина нашей страны обошла стороной весть о том, что полномочия налоговых полицейских перешли милиции. На самом деле функции Федеральной службы налоговой полиции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений перейдут Министерству внутренних дел Российской Федерации только с 1 июля 2003 года. Эта дата определена в Указе Президента от 11 марта 2003 г. № 306, носящем название - «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации».
Очевидно, не все милиционеры знакомы с Указом Президента в деталях, потому что с различных мест нашей необъятной Родины сообщают о том, что сотрудники управлений по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП) стали проводить проверки с целью выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений. Представители органов, по словам очевидцев, ведут себя уверенно и даже бесцеремонно. В ответ на просьбу подтвердить свои полномочия показывают только красные корочки служебных удостоверений, но при этом требуют открыть сейфы и выдать им все интересующие их документы (от платежек организации, до санитарных книжек работников), и, кроме того, вынуждают прекратить работу и освободить компьютеры для доступа к информации содержащейся в них.
Услышав об этой «новости» многие бухгалтеры и руководители организаций-налогоплательщиков задались вопросами: имеют ли право сотрудники милиции проводить налоговые проверки? Какие документы они должны предъявлять при этом? Как себя вести в сложившейся ситуации?
Между тем нет причин сомневаться в вашем праве отказать непрошеным гостям, если они явились к вам без надлежащих документов. В Указе № 306 черным по белому написано, что налоговая полиция упраздняется с 1 июля 2003 года, и именно с этой даты ее функции передаются в МВД России. Причем борьбой с неплательщиками налогов займутся не сотрудники УБЭП, а аппарат вновь организованной Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям. До этой даты налоговая полиция должна исполнять свои обязанности, а УБЭП может действовать в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ.
Это означает, что всякий, кто с красной корочкой сотрудника милиции (УБЭП или какого-то иного подразделения МВД) явится в ваш офис с проверкой правильности и своевременности уплаты налогов, должен иметь, как минимум, постановление по возбужденному и находящемуся в производстве следователя или прокурора уголовному делу по данному факту.
На самом деле цель настоящей статьи состоит не только в том, чтобы разъяснить функции органов милиции в переходный период. В пору грядущих перемен следует подробнее изучить законодательство, которым определены права и обязанности сотрудников милиции, поскольку эффективно противостоять чиновникам любого ведомства можно только тогда, когда знаешь его права и обязанности, желательно – лучше него самого.
Имейте в виду, что органом государственного контроля (надзора) милиция не является. Соответственно положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" на сотрудников УБЭП не распространяются.
Правовая база, на основе которой функционируют органы милиции, пока что состоит из принятого в 1991 году Закона Российской Федерации "О милиции" № 1026-1, определяющего основные задачи и принципы деятельности органов милиции, порядок функционирования, структуру, права и обязанности органов милиции; Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 года № 144-ФЗ, который содержит нормы о гласной и негласной деятельности оперативных органов, к числу которых относится УБЭП, а в ближайшем будущем – Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям. Кроме того, порядок осуществления органами милиции уголовного и административного производства установлен Уголовно-процессуальным кодексом РФ и Кодексом об административных правонарушениях РФ.
Ключевое положение в этом правовом поле занимает Закон РФ "О милиции". Его формулировки по вопросу о полномочиях органов милиции, даже если его сравнивать с неоднократно критикуемым и отживающим свой век Федеральным Законом «О федеральных органах налоговой полиции", расплывчаты и позволяют милиционерам расширять свои права до тех пределов, которые им необходимы. Доказывать данный тезис не следует. Мы все, время от времени, сталкиваемся с произволом «отдельных милиционеров» на дорогах, в общественных местах, в быту.
Теперь Вы можете столкнуться с этими «нетипичными» явлениями в сфере налоговых отношений. Если внимательно посмотреть на статью 11 Закона «О милиции», то легко заметить, что из 32 пунктов о правах чиновников в погонах - пятнадцать можно воспользоваться как во благо, так и во вред экономической деятельности коммерческих организаций, а так же их должностных лиц. Предприниматели тоже не исключение. Складывается не очень радостная картина. А если посмотрим на раздел, размещенный в законе следом - «Применение милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия», то налогоплательщикам, желающим отстаивать свои права, станет совсем неуютно.
Выход из этой «безнадежной» ситуации есть. На сегодняшний день правомочия сотрудников органов милиции, как нам представляется, нужно внимательно проверять. не верить словам, не пасовать перед служебными удостоверениями. Рассматривать предоставленные документы, которые послужили основанием для визита сотрудника милиции к Вам в офис, на склад, в совокупности с другими фактами и доказательствами правомерности действий милиционеров, опираясь при этом на элементарные знания Уголовно-процессуального кодекса РФ, Кодекса об административных правонарушениях РФ и Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности». В перспективе, однако требуется внести необходимые изменения в законодательство, но это прерогатива Государственной думы.
На вопрос, какие же именно документы обязаны предъявлять сотрудники УБЭП, пришедшие с проверкой к налогоплательщику, представители органов внутренних дел любезно отвечают, что, дескать, права сотрудников милиции могут осуществляться как с предъявлением определенных предписаний (постановлений), так и без таковых, в зависимости от того, какие именно действия и в рамках какого законодательства они проводятся. Такие заявления могут означать то, что сотрудники внутренних дел обязаны предъявить документы, установленные УПК РФ, а может и то, что сотрудники милиции могут ограничиться и служебным удостоверением, достаточно подобрать тот закон, который удобен им в настоящее время.
На самом деле это не совсем так. В частности, для проведения оперативно-розыскных мероприятий по уголовному делу, сотрудник оперативного подразделения органов внутренних дел должен предъявить Вам документы: поручение следователя, органа дознания, указания прокурора по уголовным делам, находящимся в его производстве.
Что можно посоветовать читателям напоследок? Для начала, все-таки изучить права и обязанности милиционеров. Сохранять спокойствие, не паниковать и не «лезть на рожон». Затем необходимо потребовать у пришедших милиционеров удостоверения личности и документы, на основании которых они хотят проводить проверку в вашей организации. Если у вас возникло подозрение, что под видом проверяющих к вам пришли вымогатели в форме, вы вправе потребовать удостоверения и, позвонив в дежурную часть отделения милиции из которого пришли ваши «гости» (495-395, 495-599 Межрайонное управление милиции по борьбе с экономическими преступлениями при ГУВД Новосибирской области; т. 16-78-18; 16-70-00 УВД Новосибирской области; 16-70-88 Дежурный по УВД г. Новосибирска, 20-39-73, 29-34-15 Западно-Сибирское УВД на транспорте) уточнить, действительно ли эти люди пришли на проверку. По телефону Межрайонного управления БЭП можно уточнить телефон УБЭП вашего района. По мнению многих специалистов в области безопасности, такого звонка зачастую достаточно, чтобы коммерсанты могли оградить свою фирму от поборов мошенников.
Кроме того, в Главном управлении МВД РФ по Сибирскому федеральному округу существует управление собственной безопасности. Задача этой службы - раскрывать преступления, совершаемые сотрудниками милиции. Если у вас гласно или негласно вымогают взятку, в дежурной части всегда можно узнать телефон этой службы, и, позвонив туда, сообщить о любителях легкой наживы.
Игорь
Афанасьев
На ту же тему…
Дело полиции бессмертно
Ее права "трясти" бизнесменов хочет получить милиция
Налоговая
полиция скоро исчезнет, но дело ее, похоже, бессмертно. Через три недели
обширные права упраздненной службы могут достаться милиционерам - они
превратятся в агентов валютного контроля, смогут самостоятельно проводить
налоговые проверки и на месяц замораживать операции по счетам
налогоплательщиков. Все эти нововведения содержатся в поправках ко второму
чтению президентского законопроекта, которое состоится сегодня.
11 марта 2003 г. президент Владимир Путин издал указ
об упразднении ФСНП с 1 июля 2003 г. В этот же день президент внес в Госдуму
законопроект "Об изменении, дополнении и признании утратившими силу некоторых
законодательных актов Российской Федерации", передающий функции
полицейских Федеральной службе по экономическим и налоговым преступлениям
(ФСЭНП) Министерства внутренних дел. 25 апреля депутаты приняли его в первом
чтении. Второе чтение документа
должно состояться сегодня.
Изначально
президентский законопроект давал сотрудникам МВД лишь одно новое право -
участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов. Но председатель
комитета Государственной думы по безопасности генерал-майор милиции и один из
лидеров "Единства" Александр Гуров решил расширить права своих бывших
коллег. Ко второму чтению он внес поправки, которые наделяют
ФСЭНП полномочиями "агентов валютного контроля", дают ей право
проводить проверки граждан и организаций "при наличии достаточных данных,
указывающих на признаки налогового преступления", составлять акты таких
проверок и приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам на срок до
одного месяца "в случаях непредоставления документов, связанных с исчислением
и уплатой налогов".
"Милиция
получает фантастические права, которых [у нее] не было в российской
истории", - возмущается председатель экспертного совета по налогам при
бюджетном комитете Госдумы Андрей Макаров. Он убежден, что у милиционеров и так
достаточно полномочий. По действующему закону "О милиции" они могут,
например, беспрепятственно входить в помещения компаний, изымать документы,
опечатывать кассы и места хранения документов и многое другое. Все эти
процедуры хоть как-то регламентируются вышеперечисленными законами, а по каким
правилам милиционеры будут проводить налоговые проверки, никто не знает,
говорит Макаров. "Акт проверки налоговой инспекции можно обжаловать по
Налоговому кодексу. А как обжаловать акт проверки милиции? Его ведь наверняка пришьют потом к делу в качестве
доказательства", - говорит Макаров.
Право
приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в случае
непредоставления налоговых деклараций адвокат называет "беспределом".
"Никто не обязан присылать декларации в милицию", - говорит адвокат.
Партнер компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Сергей Пепеляев
добавляет к этому, что по законопроекту помимо деклараций милиционеры могут
потребовать от налогоплательщика первичную документацию - например, договоры,
счета-фактуры и пр. (эта процедура тоже нигде не описана). "Скорее всего,
возникнет дублирование функций, - говорит Пепеляев. - Сначала с проверкой будет
приходить инспекция, которая ничего не обнаружит, а потом еще и милиция. Этого
быть не должно".
В органах внутренних дел думают иначе. Как пояснил
"Ведомостям" высокопоставленный источник в МВД, все права, которыми
предполагается наделить милиционеров, есть сейчас у налоговых полицейских.
"Никаких сенсационных полномочий не требуем", - говорит источник. Но
Макаров убежден, что, когда президент ликвидировал ФСНП, но не передал в своем
законопроекте все ее права милиционерам, он "что-то имел в виду". Но
что именно имел в виду президент, не внося в законопроект о ФСЭНП все права
полицейских, у кремлевских чиновников вчера выяснить
не удалось.
Правда,
некоторые налогоплательщики все-таки предпочитают иметь дело с милицией.
Топ-менеджер крупной промышленной компании считает, что, выбивая из предприятий
долги, милиционеры постараются хотя бы не доводить их до банкротства - чтобы не
портить статистику преступлений. "Практика показывает, что в этом случае криминогенная ситуация в регионе резко ухудшается [из-за
люмпенизации населения]", - говорит бизнесмен.
Наталья Неймышева
"Ведомости"
06.06.2003
Ближайшие
семинары и тренинги, проводимые Консультационной группой «Баланс»
Место проведения – г. Новосибирск, дата
20-21 июня 2003 года
Не только для инновационных и креативных менеджеров.
Александр
Громов (Санкт-Петербург)
авторский семинар "Проекты в организации. Технологии проект-менеджмента"
- Проект и инновации. Оценка и оптимизации
проекта.
- Проектирование и реализация. Способы избавления
от "проблем"
- Возможности и альтернативы - оценка рисков.
Проектные группы.
- Власть и влияние в команде. Сложные проекты.
Подробно о семинарах можно узнать WWW.BALANS.RU или WWW.SOVETOV.NET
- консалтинговый портал
Обзор
законодательных актов
Настоящий обзор подготовлен на основе мониторинга текущего
законодательства информационно-правовых
систем "Гарант", «Кодекс», «КонсультантПлюс» и содержит выборочный
перечень федеральных и региональных нормативно-правовых актов, которые, с нашей точки зрения, могут повлечь
за собой существенные правовые последствия для налогоплательщиков,
расположенных в Сибирском федеральном округе*
ПРИКАЗ МНС РФ от 21.05.2003 N БГ-3-03/257 "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЛАВЫ 22
"АКЦИЗЫ" ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ПОДАКЦИЗНЫЕ ТОВАРЫ)"
В
связи с вступлением в силу Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от
24.07.2002 N 110-ФЗ, от 31.12.2002 N 191-ФЗ, вносящих изменения и дополнения в
часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, внесены изменения и дополнения
в Методические рекомендации по применению главы 22 "Акцизы" части
второй Налогового кодекса Российской Федерации (подакцизные товары),
утвержденные Приказом МНС РФ от 18.12.2000 N БГ-3-03/440.
В
частности, в связи с освобождением от налогообложения акцизами с 1 января 2002
года реализации организациями денатурированного спирта из всех видов сырья,
осуществляемой в порядке, установленном Федеральным законом от 22.11.1995 N
171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции", разъяснен порядок применения
подпункта 2 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса РФ "Операции, не
подлежащие налогообложению".
ПИСЬМО МНС РФ от 05.06.2003 N
ШС-6-14/636 "ОБ ОТМЕНЕ
ПИСЬМА МНС РОССИИ ОТ 25.04.2002 N ШС-6-14/535"
В
связи со вступлением в силу с 01.07.2002 Кодекса РФ об административных
правонарушениях отменено письмо МНС РФ от 25.04.2002 N ШС-6-14/535,
разъяснявшее порядок применения ответственности за нарушение требований Закона
РФ от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением".
Согласно Закону,
краевой Совет народных депутатов, осуществляя управление объектами права
собственности края, участвует в осуществлении контроля за эффективностью
использования объектов права собственности края, в том числе за показателями
экономической деятельности краевых государственных унитарных предприятий. Комитет по управлению государственным имуществом края согласовывает
создание государственными унитарными предприятиями филиалов и открытие
представительств, наделение их имуществом, принятие решений об участии
государственных унитарных предприятий в коммерческих или некоммерческих
организациях, распоряжение вкладами (долями) в уставных (складочных капиталах
хозяйственных обществ или товариществ, принятие решений государственными
унитарными предприятиями о совершении крупных сделок при наличии заключения
отраслевого органа администрации края, а также согласовывает сделки, в
совершении которых имеется заинтересованность руководителя государственного
унитарного предприятия, если согласование таких сделок относится к его
компетенции, установленной Законом и положением о комитете. Порядок
проведения организационных мероприятий при создании, реорганизации, ликвидации
государственных унитарных предприятий, порядок, размеры и сроки перечисления
государственными унитарными предприятиями в краевой бюджет части прибыли,
остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей,
порядок осуществления заимствований государственными унитарными предприятиями,
а также порядок принятия решений о проведении аудиторских проверок, утверждения
аудитора и определения оплаты его услуг определяются главой администрации
края.
Утвержден
Временный регламент взаимодействия структурных подразделений Администрации г.
Улан-Удэ по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной
или муниципальной собственности, которым устанавливаются процедура и сроки
оформления документов о предоставлении земельных участков для различных целей и
прав на них; формы заявлений граждан и юридических лиц о предоставлении
земельных участков; решений о предоставлении земельных участков; договоров о правах
на земельные участки.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Совета администрации края от 04.06.2003 N 152-п "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ КРАЯ ОТ 16.08.01 N 579-П "О ПОРЯДКЕ И СРОКАХ
ПРОВЕДЕНИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО
РЕГИОНАЛЬНЫМ НАЛОГАМ И СБОРАМ, А ТАКЖЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО НАЧИСЛЕННЫМ ПЕНЯМ И
ШТРАФАМ"
Источник публикации "Красноярский
комсомолец", N 23, 11.06.2003
В целях урегулирования кредиторской задолженности юридических
лиц перед краевым бюджетом путем ее реструктуризации и создания условий для их
финансового оздоровления внесены изменения в Порядок проведения
реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по региональным
налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам,
утвержденный Постановлением администрации края от 16.08.01 N 579-п.
Территориальным налоговым органам по месту регистрации организации
предоставляется право согласовывать графики и принимать решения о
реструктуризации задолженности по федеральным и местным налогам, а также по
начисленным пеням и штрафам, подлежащим зачислению в краевой бюджет. Вступило в
силу с 22 августа 2001 года.
СООБЩЕНИЕ Красноярского краевого
комитета государственной статистики от 07.06.2003 <О
СВОДНОМ ИНДЕКСЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН>
Источник публикации "Красноярский
рабочий", N 81, 07.06.2003
В мае текущего года основные показатели,
характеризующие инфляционные процессы в крае, составили: сводный индекс
потребительских цен - 100,7 процента (по отношению к апрелю 2003 года), 114,3
процента (по отношению к декабрю 2002 года).
* Субъекты
Российской федерации, входящие в состав Сибирского
федерального округа
Республика
Алтай, Республика Бурятия,
Республика Тыва,
Республика Хакасия,
Алтайский край,
Красноярский край,
Иркутская область,
Кемеровская область,
Новосибирская область,
Омская область,
Томская область,
Читинская область,
Агинский Бурятский АО,
Таймырский (Долгано
Ненецкий) АО, Усть Ордынский Бурятский
АО, Эвенкийский АО
Вопрос-ответ
Вопрос:
Предприятие
имеет на балансе жилой фонд и не является
энергоснабжающей организаций. Должно ли оно уплачивать налог с продаж при
реализации физическим лицам жилищно-коммунальных услуг, в частности услуги по
электроснабжению.
Ответ:
В соответствии с п. 2 ст.2 Закона НСО «О налоге с
продаж» от 24.06.99г. № 65-ОЗ (в редакции, введенной Законом НСО от 03 мая 2001
года N 152-ОЗ), не является объектом
налога с продаж стоимость
жилищно-коммунальных услуг, в том числе услуг по снабжению тепловой и
электрической энергией, включая снабжение тепловой и электрической энергией, полученной гражданами по договорам
энергоснабжения непосредственно от
энергоснабжающих организаций, топлива твердого, топлива печного бытового,
реализуемого населению, а также услуг по сдаче в наем населению государственных
или муниципальных жилых помещений, включая
предоставление жилья в общежитиях; Таким образом, стоимость жилищно-коммунальных услуг, полученных
гражданами не по договорам энергоснабжения непосредственно от энергоснабжающих
организаций, облагается налогом с продаж в установленном порядке.
Данный
порядок налогообложения действовал, до вступления в силу гл. 27 Налогового
Кодекса РФ (раздел введен Федеральным законом от 27.11.01г. № 148-ФЗ). В
указанном документе говорится, что объектом
налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров
(работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации. Операции по
реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в том случае,
если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с
использованием расчетных или кредитных банковских карт. Не
подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по
реализации физическим лицам жилищно-коммунальных услуг, услуг по сдаче в наем
населению жилых помещений, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях;
В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (дата введения
01.01.94г ОК 002-93) услуги по электроснабжению имеют код классификации 042100
и включены в 04 группу «Жилищно-коммунальные услуги».
Порядок применения 27 главы Налогового Кодекса был доведен Письмом МНС РФ от 29 апреля 2002 г. N
ВГ-6-03/638@, в п.6 которого говорится, что пунктом 3 статьи 20 Закона Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" был
определен перечень товаров (работ, услуг), реализация которых не является
объектом налогообложения налогом с продаж. Вместе с тем законодательные (представительные) органы власти
субъектов Российской Федерации при введении на своей территории налога с продаж
могли устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация
которых не облагается налогом с продаж. Конституционный Суд Российской
Федерации (Постановление от 30.01.2001 N 2-П) установил, что такие полномочия
субъектов Российской Федерации в части, допускающей расширение налоговых
обязательств на региональном уровне, не соответствуют Конституции Российской
Федерации. Статьей 350 главы 27 Кодекса определен перечень операций, не подлежащих
налогообложению (освобожденных от налогообложения) налогом с продаж.
Следует
также иметь в виду, что перечень операций, не подлежащих налогообложению
(освобожденных от налогообложения) налогом с продаж, предусмотренный статьей
350 Кодекса, является исчерпывающим и обязателен для применения на территории
всех субъектов Российской Федерации. Таким образом, с вступлением в силу гл. 27
Налогового Кодекса РФ реализация физическим лицам жилищно-коммунальных услуг, в
частности услуг по электроснабжению не облагается налогом с продаж.
На нашем сайте Balans.Ru Вы можете подробнее
познакомиться с нами, подписаться на еженедельный информационный бюллетень, ознакомиться
с предыдущими его выпусками, а также задать нам свои вопросы.
С уважением,
НАЛОГОВЫЙ
ПРАКТИК
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||