Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Учетная политика

  Все выпуски  

Учет основных средств.


Информационный Канал Subscribe.Ru

ЗАО Аудиторско-консалтинговая фирма «Аудит-Бизнес-Стратегия»

ЗАО Аудиторско-консалтинговая фирма «Аудит-Бизнес-Стратегия»

Кронштадтский б-р., д.7а, офис 103, Москва, 125212

Тел/факс 459-98-01; E-mail: novikova@lianet.ru

Все виды аудиторских и консалтинговых услуг.

Учетная политика 2002

Выпуск № 019 «Учет основных средств»

Ведущий рассылки          Генеральный директор АКФ «АБС» Новикова Ирина Владиленовна

Новым подписчикам мы настоятельно рекомендуем ознакомиться с архивом рассылки. Архив находится по ссылке       Рассылка 'Учетная политика 2002.'

 

Добрый день, уважаемые подписчики рассылки!

Тема сегодняшней рассылки – учет основных средств. В таблице приведен список элементов Учетной политики, которые необходимо отразить в данном разделе.

Элемент учетной политики

Допустимые законодательством варианты

Нормативный акт, служащий основанием

Порядок начисления износа (амортизации) по основным средствам (в том числе для малых предприятий)

 

Ö       Линейный способ;

Ö       Способ уменьшаемого остатка;

Ö       Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

Ö       Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)

 

Ö       С применением ускоренной амортизации или без неё.

Ö       Положение по ведению бухгалтерского учета и  бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н) (п.48);

Ö       Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01") (п.18);

Ö       Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина России от 20 июля 1998 г. N 33н) (п.56)

Порядок учета и финансирования затрат на ремонт

 

Ö       Затраты на ремонт включаются в себестоимость текущего отчетного периода;

Ö       Затраты на ремонт резервируются;

Ö       Затраты на ремонт предварительно накапливаются в составе расходов будущих периодов.

Ö       Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н) (п.65, 72);

Ö       Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации (утверждены приказом Минфина России от 28 июня 2000 г. N 60н)

Порядок учета объектов основных средств стоимостью не более 10 000 рублей за единицу, а также приобретенные книг, брошюр и т.п. изданий.

 

Ö       Списание на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию;

Ö       Амортизация в общеустановленном порядке;

Ö       Лимит, отличный от 10 000 рублей, начиная с которого основные средства подлежат амортизации в установленном порядке;

Ö       Определить порядок организации контроля за их движением в целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации.

Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" п.18. в редакции  18. 05. 2002 г.

Порядок переоценки основных средств

Ö       Проводить переоценку в добровольном порядке на 1 число следующего за отчетным годом;

Ö       Не проводить переоценку в добровольном порядке на 1 число следующего за отчетным годом

Ö       Определить группы однородных объектов ОС, подлежащих переоценке.

Метод переоценки:

Ö       Путем индексации;

Ö       Методом прямого пересчета.

Коммерческим организациям в соответствии с п. 15 ПБУ 6/01 предоставлено право переоценивать группы однородных объектов ОС. В случае принятии решения о переоценке по таким основным средствам, организации обязаны в последующем переоценивать данные группы ОС регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.

 

Сегодня мне хотелось бы обратить Ваше внимание на порядок учета объектов основных средств стоимостью не более 10 000 рублей за единицу.

В соответствии с п. 18 ПБУ 6/01 в редакции от 18. 05. 2002 г.: «Объекты основных средств стоимостью не более 10 000 рублей за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике исходя из технологических особенностей, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию».

Разберем подробно данный пункт.

Во-первых, обратим внимание на первые слова данного пункта «Объекты основных средств». Это означает, что данное имущество является объектом основных средств. Это очень важный момент, который означает, что имущество стоимостью не более 10 000 рублей должно приниматься к бухгалтерскому учету в соответствии с пунктом 4 ПБУ 6/01. Действительно, в настоящее время в бухгалтерском учете для признания имущества объектом основных средств действует один основной критерий - срок службы. Если срок службы больше года, то такое имущество признается объектом основных средств, если меньше года, то такое имущество учитывается в составе материалов. Поэтому для целей бухгалтерского учета имущество стоимостью менее 10 000 рублей, срок службы которого более 1 года признается объектом основных средств.

Из этого следует и другой вывод – его учет должен вестись по правилам учета основных средств, то есть с оприходованием данного основного средства на счет 01 «Основные средства» на основании Акта приемки - передачи основных средств (форма N ОС-1). При принятии объекта основных средств к учету на него заводится инвентарная карточка (форма N ОС-6) в установленном порядке.

Во-вторых, обратим внимание на следующие слова пункта 18: «…стоимостью не более 10 000 рублей за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике исходя из технологических особенностей».

Это означает, что сумма 10 000 рублей – это максимальная сумма, которая может быть списана на затраты единовременно. Но в Учетной политике мы имеем право установить иной (меньший) лимит, например 5 000 рублей, начиная с которого основное средство подлежит амортизации в установленном порядке.

В третьих, рассмотрим следующие слова пункта 18: «Основные средства….., а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания». Обратим внимание, что прямых указаний на то, что издания являются объектами основных средств, нет.

В пункте 36 приказа Минфина РФ от 20.07.98 N 33н (ред. от 28.03.2000) "Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств" написано:

«Затраты, связанные с приобретением изданий (книг, брошюр, журналов и т.п.) для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для управления организации, отражаются по кредиту счетов учета денежных средств в корреспонденции со счетом учета общехозяйственных расходов.

При принятии указанных экземпляров изданий к бухгалтерскому учету на сумму произведенных затрат увеличивается стоимость библиотечного фонда и производится запись по дебету счета учета основных средств и кредиту счета учета добавочного капитала».

Буквальное прочтение этого пункта «Методических указаний» приводит к тому, что любые приобретенные издания (в том числе брошюры, газеты, журналы) следует квалифицировать как объекты основных средств и учитывать в установленном «Методическими указаниями» порядке.

Мы предлагаем проанализировать обоснованность подобной трактовки.

В соответствии с пунктом 3 «Методических указаний» при определении состава и группировки основных средств необходимо руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26 декабря 1994 г. N 359.

В Классификаторе издания (книги, брошюры и т.п.) как виды объектов основных средств включены только в класс «Фонды библиотек, органов научно-технической информации, архивов, музеев и подобных учреждений» (код класса 190001000): книги и брошюры - код вида 190001111, издания периодические - код вида 190001112, издания продолжающиеся - код вида 190001113, виды специальные научно-технической литературы и документации - код 190001118.

Следует отметить, что класс 190001000 «Фонды библиотек, органов научно-технической информации, архивов, музеев и подобных учреждений», в свою очередь, включается в подраздел 190000000 «Материальные основные фонды, не включенные в другие группировки».

Таким образом, книги, брошюры и прочие издания квалифицируются как объекты основных средств только в случае, если они составляют фонды библиотек, органов научно-технической информации, архивов, музеев и подобных учреждений.

Рассмотрим вопросы учета изданий в коммерческих организациях, не являющихся в соответствии со своими учредительными документами библиотеками, органами научно-технической информации, архивами, музеями и подобными учреждениями.

В соответствии со статьей 1 Закона РФ «О библиотечном деле» от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ библиотека, определяемая как информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам, может быть структурным подразделением предприятия, учреждения, организации.

Следовательно, если у организации есть библиотека как структурное подразделение, то все приобретаемые издания составляют библиотечный фонд и включаются в состав основных средств, независимо от того, для библиотеки приобретаются издания или же для других подразделений организации (например, бухгалтерии). Невключение изданий в состав основных средств в этом случае приводит к налоговым рискам по налогу на имущество предприятий.

Если же у организации библиотека как структурное подразделение не предусмотрена организационной структурой управления организации, в штатном расписании должность библиотекаря отсутствует, то применять пункт 36 «Методических указаний» у организации нет оснований, поскольку приобретенные издания не могут быть включены в фонды библиотеки, и, следовательно, квалифицированы как объекты основных средств.

В четвертых, остановимся на последних словах пункта 18: «…разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию»

То есть нам дается право выбора – либо списывать стоимость таких основных средств на затраты единовременно, либо амортизировать их в установленном порядке. Этот момент необходимо отразить в учетной политике.

Что касается момента списания на затраты, то мне не совсем понятны слова «по мере отпуска их в производство». Как можно отпускать в производство основные средства? Эта трактовка скорее подойдет к материальным ресурсам. Что законодатель имел ввиду? Это – очередная «описка» или за этим стоит определенный смысл?

Мне представляется, что списание на затраты необходимо производить в момент ввода основных средств в эксплуатацию. Но каким образом, какой проводкой?

Мы установили, что основные средства, в том числе и со стоимостью до 10 000 рублей, учитываются на счете 01 «Основные средства». В соответствии с пунктом 14 ПБУ 6/01: «Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств».

Поэтому, на наш взгляд, единственно верной проводкой будет        Дт 20 (25, 26)   Кт 02    в размере стоимости основного средства.

В подтверждении этого мнения прошу обратить внимание на то, что пункт 18 ПБУ 6/01 в целом говорит о возможных методах амортизации и для основных средств стоимостью до 10 000 рублей прописывает, как возможный вариант, именно единовременное списание на затраты.

Таким образом, основное средство будет числиться в учете на счет 01 «Основные средства» по первоначальной стоимости со стопроцентным износом, и нулевой остаточной стоимостью.

Как организовать надлежащий контроль за движением объектов основных средств, стоимость которых (не более 10 000 рублей за единицу) списана на затраты?

При данном порядке учета этот вопрос решается просто - при отнесении стоимости основных средств стоимостью менее 10 000 рублей на затраты контроль за их движением, произведенными ремонтными работами, реконструкцией, модернизацией осуществляется в инвентарных карточках.

При данном подходе не возникает и вопрос о правомерности списания на затраты стоимости ремонта и модернизации основных средств.

На практике зачастую стоимость имущества в пределах 10 000 рублей списывают на счета учета затрат без оприходования на счет 01 «Основные средства» - со счетов учета расчетов. Такой подход мне представляется неправомерным и может привести к налоговым рискам.

Однако необходимо учесть, что в налоговом учете в соответствии со статьей 256 "Амортизируемое имущество" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ (часть вторая), в состав амортизируемого имущества не включается: имущество, первоначальная стоимость которого составляет до 10 000 рублей включительно. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

Хотелось бы отметить, что в данной рассылке высказывается мнение, основанное на нормативных документах, но все-таки МНЕНИЕ. А каково ВАШЕ МНЕНИЕ по данному вопросу? Может быть, Вы не согласны с таким подходом и можете привести убедительные доводы? Я очень прошу Вас высказать свой взгляд по данному вопросу. Может быть, у Вас возникли другие проблемы по данной теме – пишите.

Внимание! Новое предложение!

Организация внутреннего аудита на Вашем предприятии.

Действующим законодательством РФ определены критерии (основные показатели) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке, и ответственность за уклонение от ее проведения. Практика показывает, что среди предприятий, заключающих контракты на проведение аудиторских проверок бухгалтерской отчетности, растет и число предприятий, не подлежащих обязательному аудиту. При этом нередко инициаторами аудита выступают руководители предприятий. Отмеченное увеличение доли инициативных аудиторских проверок (проводимых по решению экономического субъекта) свидетельствует о заинтересованности в них как акционеров, так и руководителей предприятий.

В чем причина повышенного интереса к аудиту? Уместно ли в условиях экономического кризиса нести значительные затраты на оплату дорогостоящих услуг аудиторов? Ответ очевиден. Эффективное управление и принятие взвешенных управленческих решений невозможно без достоверной информации. Особенно в кризисных ситуациях! Неслучайно и то, что зачастую при выборе аудитора предприятия сознательно идут на более высокие издержки, желая привлечь к сотрудничеству максимально квалифицированных специалистов аудиторских фирм.

Однако, многие предприятия не могут позволить себе привлечь квалифицированных аудиторов и попросту покупают аудиторские заключения недобросовестных аудиторов. В результате деньги, пусть и небольшие, затрачены, а результата – порядка в учете – нет, руководство и не догадывается о существующих налоговых рисках, нет надежной информационной платформы для принятия грамотных решений.

Но и квалифицированный аудит, проводимый раз в год дает полную, но не своевременную информацию о состоянии учета на предприятии.

Мы предлагаем Вам подход, который позволит в кратчайшие сроки наладить учет, сэкономить значительные средства на проведение аудита, получить квалифицированную помощь, иметь своевременную, точную и полную информацию.

Мы предлагаем комплекс услуг по организации внутреннего аудита Вашего предприятия, который включает:

1.       разработку методики проведения внутреннего аудита с учетом специфики Вашего бизнеса;

2.       обучение сотрудников отдела внутреннего аудита;

3.       разработку программы проведения внутренних аудиторских проверок;

4.       постоянный мониторинг состояния бухгалтерского и налогового учета;

5.       аудит с выдачей официального заключения на основе данных внутреннего аудита.

Методика проведения внутреннего аудита будет включать подробную схему проведения внутреннего аудита по всем участкам учета, аналитические таблицы, необходимые для принятия решения о достоверности финансовой информации, ссылки на нормативные документы в соответствии с которыми должен строиться учет.

Обучение сотрудников проводится в виде семинаров с выездом наших специалистов на Ваше предприятие.

Разработка программы проводится исходя из задач, стоящих перед предприятием, численности отдела внутреннего аудита, состояния учета на сегодняшний момент.

При проведении аудита нашими специалистами мы основываемся на данных, подготовленных обученными специалистами отдела внутреннего аудита. Нам не придется заполнять самим все необходимые таблицы. Единство методики позволит быстро, качественно и недорого сделать выводы и выдать обоснованное заключение о достоверности финансовой отчетности. Это позволит Вам сэкономить до 60% затрат на аудит!

Кроме того, в течение года мы будем постоянно контролировать выполнение программы внутреннего аудита и результатов проверок, сможем своевременно выявить налоговые риски, подсказать руководству о необходимых мерах предупреждения нарушений, разработать план совершенствования постановки учета на Вашем предприятии.

По любому вопросу Ваши сотрудники всегда смогут получить квалифицированную и своевременную помощь.

Мы предлагаем Вам долговременное и взаимовыгодное сотрудничество!

Данное предложение базируется на желании наших специалистов с максимальной пользой для Клиентов реализовать накопленный опыт, оперативно реагировать на возникающие у Клиентов потребности, обеспечить неформальный подход к решению проблем и задач их финансово-хозяйственной деятельности.

Мы всегда готовы к встрече с Вами в любое удобное для Вас время. Расстояния – не преграда. Мы работаем с крупными корпорациями, средними и малыми предприятиями любой формы собственности, расположенными по всей России. Нам приятно отметить, что для наших Клиентов мы стали не только надежными деловыми партнерами, но и настоящими помощниками и друзьями, воспринимая их проблемы как свои собственные.

Мы рады расширить круг своих друзей.

 

Читайте в следующем выпуске:

Продолжение темы «Учет основных средств»

Мы будем очень признательны Вам, за любые Ваши замечания, пожелания и предложения,

которые Вы можете направить по E-mail: novikova@lianet.ru

 

Подписаться на рассылку Вы сможете по адресу: http://subscribe.ru/catalog/tax.accountinpolicy

 

Любое коммерческое использование материалов данной рассылки допускается только при наличии ссылок на
ЗАО АКФ «Аудит-Бизнес-Стратегия» и с уведомлением Ведущего рассылки.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное