Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Учетная политика

  Все выпуски  

Порядок формирования финансовых результатов.


Информационный Канал Subscribe.Ru

ЗАО Аудиторско-консалтинговая фирма «Аудит-Бизнес-Стратегия»

ЗАО Аудиторско-консалтинговая фирма «Аудит-Бизнес-Стратегия»

Кронштадтский б-р., д.7а, офис 103, Москва, 125212

Тел/факс 459-98-01; E-mail: novikova@lianet.ru

Все виды аудиторских и консалтинговых услуг.

Учетная политика 2002

Выпуск № 018 «Порядок формирования финансовых результатов»

Ведущий рассылки          Генеральный директор АКФ «АБС» Новикова Ирина Владиленовна

Новым подписчикам мы настоятельно рекомендуем ознакомиться с архивом рассылки по адресу http://subscribe.ru/archive/tax.accountinpolicy/

 

Добрый день, уважаемые подписчики рассылки!

Спасибо Вам за доверие. Несмотря на некоторый перерыв, число подписчиков увеличилось. Рассылка обязательно будет выходить. Наши клиенты расположены во всех уголках России и иногда жизнь забрасывает нас в такие регионы, где доступа к интернету попросту нет.

Сегодня мы поговорим с Вами о формировании финансовых результатов.

Новый план счетов внес существенные изменения в порядок формирования финансовых результатов. Комментариев к новому плану счетов вышло  достаточно много. Поэтому я не буду подробно комментировать все изменения. Однако хотелось бы отметить основные моменты.

Раздел VIII «Финансовые результаты» разработан в соответствии с Положениями по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденном Приказом Минфина России от 06.05.99 № 32н и "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденном Приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н.

Конечный результат деятельности организации учитывается на счете 99 «Прибыли и убытки» и складывается из:

Ö       финансовых результатов от обычных видов деятельности, учитываемых на счете 90 «Продажи»;

Ö       финансовых результатов от прочих (операционных, внереализационных) доходов и расходов, учитываемых на счете 91 " Прочие доходы и расходы";

Ö       потерь, расходов и доходов в связи с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности (стихийное бедствие, пожар, авария, национализация и т.п.), учитываемых на счете 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей, расчетов с персоналом по оплате труда, денежных средств и т.п.

При формировании данного раздела Учетной политики необходимо учесть ранее разработанные Вами принципы учета.

В разделе Учетной политики «Раскрытие информации по видам деятельности» Вы уже указали, какие виды деятельности для Вашей организации являются обычными. Доходы, отличные от доходов от обычных видов деятельности, считаются прочими поступлениями. К прочим поступлениям относятся также чрезвычайные доходы. (Этому вопросу посвящен выпуск № 7 рассылки).

Кроме того, необходимо учесть и раздел «Раскрытие информации по отчетным сегментам» (Этому вопросу посвящены выпуски № 8 и 9 рассылки).

Финансовый результат от обычных видов деятельности складывается как разница между выручкой от продажи и себестоимостью продаж. Поэтому необходимо учесть выбранный Вами метод определения себестоимости (см. выпуски 14, 15, 16).

Каким образом учесть выбранные ранее методы учета при разработке данного раздела?

Учетная политика включает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета. В данном разделе учетной политики мы должны определить в разрезе каких объектов учета будут определяться финансовые результаты и разработать соответствующие аналитические счета к синтетическим 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы".

Аналитические счета к счету 90 «Продажи» должны раскрывать информацию в разрезе:

Ö       обычных видов деятельности;

Ö       отчетных сегментов;

Ö       мест возникновения затрат (структурных единиц, центров ответственности);

Ö       объектов калькуляции.

Хотелось бы напомнить, что задача определения финансовых результатов не сводится к задаче составления финансовой отчетности. Основной пользователь информации о финансовом состоянии организации (а именно эти данные и систематизирует бухгалтерский учет) – управленческий персонал. На основании данных о финансовых результатах от выпуска и реализации отдельных видов продукции (работ, услуг) принимаются решения относительно снабжения, производства и сбыта продукции.

В выпуске № 14 мы говорили о вариантах формирования себестоимости в учете:

Ö       Полная себестоимость;

Ö       Производственная себестоимость;

Ö       Себестоимость, сформированная по методу переменных затрат.

Если Вы формируете полную себестоимость, то никакие дополнительные синтетические счета Вам не понадобятся. Достаточно разработать и утвердить список аналитических счетов. А если Вы приняли решение о формировании производственной себестоимости или себестоимости по методу переменных затрат, то придется учесть следующие моменты.

При формировании производственной себестоимости или себестоимости по методу переменных затрат косвенные затраты (затраты периода) не учитываются в составе «усеченной» себестоимости (при каждом варианте – по своим принципам) и не распределяются по видам продукции. Разница между полученной выручкой, налогами, включенными в выручку, и себестоимостью носит название маржинальный доход.

Алгоритм формирования финансового результата при этом меняется и принимает следующий вид:

  1. Из выручки вычитаются налоги (НДС, акцизы).
  2. Далее покрываются производственные или переменные затраты (в зависимости от выбранного метода). Формируется маржинальный доход.
  3. Маржинальный доход идет на покрытие косвенных или постоянных издержек. Формируется финансовый результат до налогообложения.
  4. После вычета причитающегося налога на прибыль формируется чистая прибыль организации.

При помощи показателя маржинального дохода для групп товаров (работ, услуг), видов деятельности, сегментов производства, центров ответственности можно наглядно оценить их рентабельность, проследить структуру формирования финансовых результатов. На показатель маржинального дохода влияют показатели выручки, издержек и объема производства, а значит, управляя этими параметрами, можно управлять и финансовыми результатами. Если маржинальный доход от производства определенной группы товаров (работ, услуг) равен нулю, то есть их производство не дает источников для покрытия общих нужд организации, то целесообразность такого производства весьма сомнительна.

На величину рентабельности влияют три основных фактора: цена реализации, величина переменных (прямых производственных) затрат на единицу продукции и совокупная величина постоянных (косвенных) затрат. Совокупный показатель маржинального дохода (от всех видов продукции, работ и услуг) даст ответ на вопросы – хватит ли полученного дохода для покрытия общепроизводственных и управленческих издержек, где искать резервы для снижения затрат. Величина постоянных (косвенных) расходов определяет и степень предпринимательского риска.

Показатель маржинального дохода можно с успехом использовать и для построения системы материального стимулирования.

Учитывая значение данного показателя для управленческих нужд, целесообразно ввести его формирование и в систему бухгалтерского учета. Мы предлагаем ввести для этого дополнительный синтетический, используя «пустой» счет в плане счетов – 92 «маржинальный доход». При этом и счет 90 «Продажи» будет изменен. Рабочий план счетов примет следующий вид:

90

 

Продажи

 

90.01

Маржинальный доход

 

90.02

Общепроизводственные расходы

 

90.03

Общехозяйственные расходы

 

90.09

Прибыль/убыток от продаж

91

 

Прочие доходы и расходы

 

91.01

Прочие доходы

 

91.02

Прочие расходы

 

91.09

Сальдо прочих доходов и расходов

92

 

Маржинальный доход от продаж

 

92.01

Выручка

 

92.02

Себестоимость продаж по прямым производственным затратам

 

92.03

Налог на добавленную стоимость

 

92.04

Акцизы

 

92.05

Маржинальный доход

99

 

Прибыли и убытки

 

А данный раздел Учетной политики (при формировании себестоимости по прямым производственным затратам) можно сформулировать следующим образом:

Порядок формирования финансового результата

Формирование маржинального дохода

Особенностью формирования финансового результата ОАО «NNN» является введение показателя «Маржинальный доход». Этот показатель определяется как разность между доходами нетто (за вычетом НДС и акцизов) от обычных видов деятельности и себестоимостью продаж по прямым производственным расходам.

Показатель маржинального дохода формируется на счете 92 «Маржинальный доход от продаж».

Аналитический учет маржинального дохода ведется на счете 92 «Маржинальный доход от продаж» в разрезе центров ответственности и видов оказываемых услуг (выполняемых работ).

Записи по субсчетам 92.1 "Выручка", 92.2 " Себестоимость продаж по прямым производственным затратам ", 92.3 "Налог на добавленную стоимость", 92.4 "Акцизы" производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 92-2 " Себестоимость продаж по прямым производственным затратам", 92-3 "Налог на добавленную стоимость", 92-4 "Акцизы" и кредитового оборота по субсчету 92-1 "Выручка" определяется маржинальный доход, который ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 92.5 «Маржинальный доход» в счет 90 «Продажи», субсчет 90.1 «Маржинальный доход». Таким образом, синтетический счет 92 " Маржинальный доход от продаж" сальдо на отчетную дату не имеет.

Формирование финансового результата от продаж

Записи по субсчетам 90.2 «Общепроизводственные расходы» и 90.3 «Общехозяйственные расходы» производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90.2 «Общепроизводственные расходы» и 90.3 «Общехозяйственные расходы» и кредитового оборота (в случае получения маржинального дохода) или дебетового оборота (в случае получения маржинального убытка) по субсчету 90.1 «Маржинальный доход» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90-9 "Прибыль / убыток от продаж" на счет 99 "Прибыли и убытки". Таким образом, синтетический счет 90 "Продажи" сальдо на отчетную дату не имеет.

Формирование чистой прибыли (убытка)

Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) слагается из финансового результата от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов, включая чрезвычайные.

Конечный финансовый результат формируется на счете 99 «Прибыли и убытки».

По дебету счета 99 "Прибыли и убытки" отражаются убытки (потери, расходы), а по кредиту - прибыли (доходы) организации. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период показывает конечный финансовый результат отчетного периода.

На счете 99 "Прибыли и убытки" в течение отчетного года отражаются:

Ö       прибыль или убыток от обычных видов деятельности - в корреспонденции со счетом 90 "Продажи";

Ö       сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц - в корреспонденции со счетом 91 "Прочие доходы и расходы";

Ö       потери, расходы и доходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности (стихийное бедствие, пожар, авария, национализация и т.п.) - в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей, расчетов с персоналом по оплате труда, денежных средств и т.п.;

Ö       начисленные платежи налога на прибыль и платежи по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций - в корреспонденции со счетом 68 "Расчеты по налогам и сборам".

По окончании отчетного года при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 "Прибыли и убытки" закрывается. При этом заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года списывается со счета 99 "Прибыли и убытки" в кредит (дебет) счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

 

 

 

Налогообложение переходного периода

В связи с введением в действие Части второй Налогового кодекса Российской Федерации и, в частности, Главы 25 «Налог на прибыль организаций», значительное число законодательных актов, регулировавших ранее вопросы налогообложения, утратили силу. Существенно изменилась система налогового учета, особенно радикальные изменения произошли в налогообложении прибыли.

При этом за короткий промежуток времени законодателем в развитие и в дополнение 25 главы НК РФ внесено значительное количество уточняющих нормативных документов различного уровня, которые, как и сама Глава 25 НК РФ, во многом усложнили для специалистов понимание предстоящих нововведений и их применение на практике.

Особенно много проблем у предприятий-налогоплательщиков связано с порядком определения налогооблагаемой базы переходного периода, в частности, при переходе с метода определения выручки в целях налогообложения «по оплате» на метод признания доходов и расходов «по начислению».

При определении доходной части налоговой базы переходного периода из-за множества нюансов налоговых и бухгалтерских требований представляется сложным выделить из состава дебиторской задолженности суммы, относящиеся к выручке за проданную продукцию, работы, услуги, прочее имущество и права, и правильно оценить их с точки зрения величины, учитываемой в целях налогообложения.

Аналогична по сложности работа по выявлению внереализационных доходов, а также - с суммами числящихся у предприятия на конец 2001 года резервов: какие из остатков по видам резервов увеличивают налогооблагаемую базу переходного периода по законам налогового законодательства, а какие из них присоединяются к налоговой базе 2002 года.

Много вопросов возникает при определении доли расходов, формирующих себестоимость неоплаченной продукции (работ, услуг), которая должна скорректировать налогооблагаемую базу переходного периода.

Определенные сложности возникают и при формировании элементов расходов налоговой базы в виде единовременного списания сумм объектов амортизируемого имущества, сумм недоначисленной амортизации по объектам нематериальных активов и предметов МБП, сумм недосписанных расходов будущих периодов и другие.

И, наконец, отсутствуют четкие нормативные рекомендации по порядку расчетов с бюджетом по налогу переходного периода для предприятий, имеющих в своем составе структурные подразделения.

В целях обеспечения правильности формирования налоговой базы переходного периода и избежания впоследствии штрафных санкций, а также принимая во внимание наш опыт проверок организации бухгалтерского и налогового учета, позволяющий достаточно компетентно разрешить вопросы, могущие возникнуть у Вашего предприятия в связи с «переходным периодом», предлагаем бухгалтерской службе воспользоваться квалифицированной методической и практической помощью специалистов аудиторской фирмы ЗАО «АКФ «АБС».

Мы особо хотели бы подчеркнуть важность своевременного и качественного проведения данной работы как этапа, предшествующего аудиторской проверке, когда годовая бухгалтерская отчетность будет сформирована, и необходимость внесения исправлений повлечет за собой дополнительные проблемы.

 

Читайте в следующем выпуске:

«Учет основных средств»

Мы будем очень признательны Вам, за любые Ваши замечания, пожелания и предложения,

которые Вы можете направить по E-mail: novikova@lianet.ru

 

Подписаться на рассылку Вы сможете по адресу: http://subscribe.ru/catalog/tax.accountinpolicy

 

Любое коммерческое использование материалов данной рассылки допускается только при наличии ссылок на
ЗАО АКФ «Аудит-Бизнес-Стратегия» и с уведомлением Ведущего рассылки.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное