Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Эффективная защита налогоплательщиков" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Учетная политика 2002. Порядок учета затрат на производство - продолжение.
Информационный Канал Subscribe.Ru | - www.lycos.ru |
ЗАО
Аудиторско-консалтинговая фирма «Аудит-Бизнес-Стратегия»
Кронштадтский б-р., д.7а, офис 103, Москва, 125212
Тел/факс 459-98-01; E-mail: novikova@lianet.ru
Все
виды аудиторских и консалтинговых услуг.
Учетная политика 2002
Выпуск № 014 «Порядок
учета затрат на производство»
Ведущий рассылки Генеральный
директор АКФ «АБС» Новикова Ирина Владиленовна
Новым
подписчикам мы настоятельно рекомендуем ознакомиться с архивом рассылки по
адресу http://subscribe.ru/archive/tax.accountinpolicy/
Добрый день, уважаемые подписчики рассылки!
После небольшого перерыва, вызванного моим участием в контракте за пределами Москвы продолжаем начатую в прошлый раз тему «Порядок учета затрат на производство».
Прежде чем перейти непосредственно к Учетной политике по отношению к затратам, поговорим о системе управления затратами и возможных вариантах учета себестоимости. Помните?
ЕСЛИ ВЫ НЕ ЗНАЕТЕ, КУДА ИДЕТЕ, ВЫ НЕ ПОПАДЕТЕ НИКУДА!
При подготовке данного выпуска рассылки были использованы материалы книг:
- Дж. Шанк, В. Говиндараджан «Стратегическое управление затратами». Заказать книгу можно по адресу http://www.mistral.ru/russianshop/books/8239.shtml;
- Николаева О.Е., Шишкова Т.В. «Управленческий учет». Заказать книгу можно по адресу http://www.ozon.ru/detail.cfm/ent=2&id=45504&partner=book131.
Тем, кто заинтересовался материалом данного выпуска, я советую их изучить. На мой взгляд это лучшие книги на данную тему.
Итак, начнем.
Как и всякая система управления, система управления затратами
должна быть адекватна внутренним и внешним (по отношению к Предприятию)
экономическим процессам.
Как мы уже не раз говорили, все экономические процессы Предприятия должны быть направлены на обеспечение деловой стратегии Предприятия. Ключевой идеей является включение в сферу управленческого учета и анализа подробного изучения вопросов стратегического развития Предприятия, отрасли и экономики в целом. То есть стратегическое управление затратами — это процесс оценки финансового влияния альтернативных управленческих решений, рассмотренный в стратегическом контексте.
Корректный анализ с точки зрения стратегического управления затратами невозможен только на основе применения стандартных финансовых методик. Как показали исследования и практический опыт ряда ведущих компаний мира, нефинансовые критерии оценки деятельности приобретают все большее значение как инструмент стратегического контроля. Системы учета, основанные на рассмотрении лишь финансовых показателей, не охватывают всех моментов, которые необходимы для достижения успеха. На себестоимость конечных продуктов, выпускаемых на рынок, влияют не только традиционно учитываемые факторы — цены на сырье, размер оплаты труда и т. д., но также факторы структурные (масштаб, диапазон и опыт) и функциональные (качество, постоянное технологическое усовершенствование). Без их комплексного рассмотрения и учета в практике хозяйственной деятельности практически невозможно достижение успеха в долгосрочной перспективе.
Система управления затратами должна быть адекватна внешним экономическим условиям. Кроме постоянно меняющихся налоговых аспектов, необходимо учитывать состояние отрасли и экономики в целом, интересы поставщиков и потребителей услуг. Здесь акцент делается на процессах, происходящих за пределами Предприятия, и каждое Предприятие рассматривается в контексте общей цепи видов деятельности, создающих ценность, как одна из частей этой цепи, от исходного сырья до конечного потребителя.
Такой подход к системе управления затратами носит название анализа цепочки ценностей (в некоторых источниках этот термин переводится как анализ цепочки затрат).
Так, например, экономическое состояние нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности оказывает значительное влияние на цену конечной продукции авиационных предприятий – перевозку. Для аэропортов цена на авиатопливо означает величину отвлеченных денежных средств, необходимую для закупки запасов топлива.
С другой стороны, величина тарифов на аэропортовые услуги непосредственно влияет на цену перевозки и, следовательно, на величину спроса на авиаперевозки, который, в свою очередь оказывает значительное влияние на себестоимость аэропортовых услуг. Анализ, проведенный нами на многих авиапредприятиях, показал сильную обратную корреляционную зависимость показателей себестоимости аэропортовых услуг и спроса на авиаперевозки.
Одной из ключевых задач построения системы управления затратами является выбор способа учета затрат. Выбранный способ впоследствии будет положен в основу построения как системы управленческого учета затрат, так и системы бухгалтерского учета. Данный выбор делается на основе:
Ö
Стратегического позиционирования предприятия.
Система учета затрат может сильно меняться в зависимости от того, какой путь конкурентной борьбы будет выбран. В данном случае имеет большое значение роль и перспективное развитие каждого конкретного Предприятия или группы Предприятий. Так для одних Предприятий стратегией в области затрат может стать задача сокращения затрат (лидерство на основе затрат). А для других – увеличение спроса через расширение ассортимента и качества услуг (лидерство на основе дифференциации продукции). Данный подход предполагает акцентирование внимания не на управлении текущими затратами (хотя и этот аспект имеет важное значение), а на управлении затратами инвестиционного характера. Стратегия дифференциации продукции и лидерство на основе затрат предполагают не только различные управленческие подходы, но и различные системы учета и анализа затрат.
Ö
Анализа цепочки ценностей.
Выбор системы учета затрат строится на основе анализа рынка товаров и услуг и системы интересов как поставщиков, так и покупателей. Причем под покупателями понимаются не только контрагенты, непосредственно пользующиеся продукцией и услугами Вашего Предприятия, но, прежде всего, конечные пользователи.
Ö
Анализа затратообразующих факторов.
Уровень себестоимости продукции определяется многими факторами, влияющими друг на друга. Понимание взаимодействия затртатообразующих факторов, возможность точно рассчитать зависимость величины затрат от каждого фактора означает возможность управления, а значит возможность выбора и принятия правильных управленческих решений.
В зависимости от целей учет затрат и формирование себестоимости может быть организовано различными методами.
Формирование полной себестоимости
Данный метод учета себестоимости является традиционным для российской системы учета. При этом в себестоимость включаются все затраты, понесённые предприятием. Данный метод используется, например, для определения прибыли в бухгалтерском учете и отчетности, для разработки эффективной политики ценообразования.
Определенные отличия имеются при формировании себестоимости в налоговом учете, когда отдельные статьи затрат относятся на себестоимость лишь в пределах установленных лимитов.
Формирование производственной себестоимости (absorption costing)
Данный метод основан на выделении затрат, которые можно прямо, непосредственно отнести на конкретный вид продукции и формировании производственной себестоимости.
При данном методе все производственные затраты (постоянные и переменные) участвуют в расчете себестоимости продукции. И только коммерческие, общие и административные расходы рассматриваются как периодические расходы.
Данный метод широко используется для управления материальными и трудовыми ресурсами, расчета нормативов материальных и трудовых затрат.
Формирование себестоимости по методу учета переменных
затрат (variable costing)
Данный метод основан на включении в себестоимость только переменных затрат, величина которых напрямую зависит от объема выпускаемой продукции. Прямые материальные затраты, прямые трудовые затраты и переменные общепроизводственные расходы являются теми элементами себестоимости, которые участвуют при расчете себестоимости продукции.
Он используется для расчета маржинального дохода, необходимого объёма выпуска продукции для достижения и поддержания устойчивого положения предприятия (так называемая точка безубыточности).
Этот метод является эффективным инструментом при планировании и управлении прибыльностью предприятия, административными и коммерческими расходами, а также при установлении цен на выпускаемую продукцию.
Следует отметить, что в экономической литературе под системой учета затрат по методу директ-костинг зачастую понимают и метод формирования производственной себестоимости, и формирование себестоимости по методу учета переменных затрат, однако именно последний метод в западной системе учета называется директ-костинг (direct costing).
При каждом методе калькуляции себестоимость может формироваться путем подсчета фактических затрат или с использованием стандартной (нормативной) калькуляции. Использование в учете затрат стандартной калькуляции, включающей научно обоснованные затраты материалов, труда и накладных расходов, относящихся к изделию, получила название стандарт-костинг (standard costing). Данный метод широко используется в системе управления себестоимостью путем учета и анализа отклонений фактической себестоимости от нормативной.
Каждый из данных методов имеет свои преимущества и используется для различных целей управленческого учета.
Применение различных методов учета затрат влияет на величину себестоимости продукции и тем самым на сумму финансовой прибыли.
Выбор совокупности методов бухгалтерского учета по российским стандартам производится из нескольких, допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета. Однако, п.4 ст.13 Закона РФ «О бухгалтерском учете» дает предприятию право формировать свою методологию учета, отличную от нормативных предписаний. При этом законодатель требует раскрывать все свои методологические приемы, расходящиеся с общеустановленной методологией в Учетной политике. Кроме того, при разработке Учетной политики необходимо соблюдать и требования налогового учета для удобства расчета налогооблагаемой базы по различным налогам.
Однако необходимо особо отметить, что бухгалтерская отчетность
строго унифицирована и должна составляться с учетом требований нормативных
документов.
Поэтому в финансовом учете (для целей составления финансовой и налоговой отчетности) необходимо иметь информацию об общей величине себестоимости реализованной продукции и общей стоимости остатков готовой продукции на складе. Кроме того, величина полной себестоимости является базой для определения тарифов на продукцию и услуги.
На практике при определении полной себестоимости единицы продукции возникает ряд проблем, связанных с механизмом распределения общехозяйственных затрат, ранее не включенных в себестоимость услуг в соответствии с принятым методом калькулирования.
Особое влияние на выбор метода распределения общехозяйственных затрат имеет цикл производства. Так при цикле производства, меньше месяца (продолжительность отчетного периода) полная себестоимость продукции методом распределения фактических общехозяйственных затрат может быть определена только в конце отчетного периода, что бывает поздно для принятия оперативных управленческих решений.
В следующий раз мы продолжим разговор о порядке учета затрат.
А сейчас я хочу поздравить Вас и Ваших близких с
наступающими майскими праздниками.
Желаю Вам вечной весны и мира в душе, любви, успехов,
хорошего отдыха!
Я прощаюсь с Вами до 15 мая.
Мы открыли ещё одну рассылку «Аудит-Бизнес-Стратегия:
нестандартные ситуации в учете».
На страницах рассылки Мы рассмотрим широкий круг сложных и
нестандартных ситуаций, возникающих в процессе хозяйственной деятельности,
методику их отражения в учете, примеры управленческих решений.
Подписаться на новую рассылку Вы можете по адресу http://subscribe.ru/catalog/tax.consultfromabs
Нашими специалистами разработан ряд уникальных методов решения
задачи стратегического управления затратами для всех типов производства и для
различной продолжительности производственного цикла. В их основе лежит метод выделения
в учете показателя маржинального дохода, формирование себестоимости по методам direct costing и standard costing.
Кроме того данный метод
калькулирования себестоимости позволяет разработать адекватную современным требованиям
систему мотивации труда и материального стимулирования, которая позволяет:
Ö согласовать систему интересов индивидуальных (каждого работника), групповых (на уровне бригады, цеха) и общих (на уровне предприятия в целом);
Ö поставить доход каждого работника, группы работников в зависимость от конечного результата их деятельности и результата деятельности Предприятия в целом;
Ö установить систему показателей для каждой группы работников по уровням иерархии управления, на которую эти группы могут непосредственно влиять и которые одновременно отражают конечный результат их деятельности с учетом максимальной экономии трудовых и материальных ресурсов.
Разработка и внедрение системы
управления затратами позволит руководству Предприятий:
Ö осуществлять все виды планирования (оперативное, тактическое, стратегическое) в их взаимосвязи друг с другом;
Ö своевременно получать необходимую и достоверную информацию о всех происходящих на Предприятии процессах на основе интегрированных в единую информационную систему предприятия всех подсистем учета;
Ö сформировать адекватные функциональные подсистемы управления и документооборота;
Ö минимизировать налоговые и управленческие риски;
Ö эффективно управлять дебиторской и кредиторской задолженностью;
Ö обеспечить контроль над издержками производства и рациональным использованием материальных и трудовых ресурсов;
Ö оптимизировать поток движения денежных средств; прогнозировать финансовый результат и финансово-экономическое состояние предприятия;
Ö формировать оптимальную учетную, налоговую, инвестиционную, кредитную политику; обеспечивать получение необходимого размера прибыли и объема свободных денежных средств;
Ö обеспечивать необходимый уровень ликвидности и платежеспособности.
При заключении контракта
подписчикам рассылки – скидка 5%.
Читайте в следующем выпуске:
«Порядок учета затрат на
производство» - продолжение
Мы будем очень признательны
Вам, за любые Ваши замечания, пожелания и предложения,
которые Вы можете направить
по E-mail: novikova@lianet.ru
Подписаться на рассылку Вы сможете по адресу: http://subscribe.ru/catalog/tax.accountinpolicy
Любое коммерческое
использование материалов данной рассылки допускается только при наличии ссылок
на
ЗАО АКФ «Аудит-Бизнес-Стратегия» и с уведомлением Ведущего рассылки.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||