Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За 2004-12-27

ЗАЩИТА И.В.СТАЛИНА ОТ "ДЕРЖАВНИКОВ", "ПАТРИОТОВ", "ИСТИННО ВЕРУЮЩИХ" И ПРОЧИХ НЕ

Hello ,

В. Тюлькин
ЗАЩИТА И.В.СТАЛИНА ОТ "ДЕРЖАВНИКОВ", "ПАТРИОТОВ", "ИСТИННО ВЕРУЮЩИХ" И ПРОЧИХ
НЕМАРКСИСТСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ
Доклад на конференции в честь 125-летия И.В.Сталина

В последнее время у ортодоксальных коммунистов появилась сравнительно новая задача
- защита Иосифа Виссарионовича Сталина
от разного рода политических субъектов. Спрашивается, почему мы характеризуем
эту задачу как новую? Потому что в
предыдущие годы защита велась от разного рода обвинителей: от империалистов и
фашиствующих антикоммунистов до
троцкистсвующих элементов. Сегодня же встала задача защиты (или хотя бы ограждения
от извращения) Сталина от попыток
использования его образа в позитивном плане для достижения каких-то антимарксистских
групповых или личных целей.
Речь может идти о простых случаях: довольно примитивных и понятных жульничествах
или о так называемых художественных
перегибах. К числу первых относится случаи аналогичные тому, который проявился
на последней выборной кампании 2003 года в
Государственную Думу, когда партия власти, исповедующая антисоветизм, без всякого
смущения взяла на свои предвыборные
плакаты образ Верховного главнокомандующего - генерального секретаря ВКП(б) (в
купе с Дзержинским, Молотовым, Ворошиловым,
Буденным и др.). Абсолютно понятно, зачем они это сделали: совсем не из-за идейного
прозрения, а просто из-за того, что
обществом стало востребовано восстановление элементарной справедливости, наведение
хоть какого-то порядка. Интересно
заметить, что этот прием использовали именно те люди, которые какое-то количество
лет назад размахивали плакатами
антисталинизма, пускали крокодиловы слезы по поводу так называемых репрессий
и т.п. Короче те люди, кто приспосабливается
к любой политической конъюнктуре рынка электоральных настроений для достижения
собственной цели.
К чуть более сложным, но также понятным случаям относятся так называемые художественные
перегибы. Когда авторами вносятся
элементы художественного вымысла, что многими считается неотъемлемым правом и
даже художественным приемом направленным на
усиление восприятия, а выходит зачастую вранье, явно искажающее, даже очерняющее
действительность и действующих лиц.
Наиболее ярким примером такого художественного "усиления" является недавнее произведение
В.Карпова (участника ВОВ, героя
Советского Союза) "Генералиссимус", в котором автор, желая сорвать дополнительные
аплодисменты, взялся раскрывать образ
Сталина через популярную в определенных кругах тему борьбы с "мировым еврейством".
В итоге договорился до прямой клеветы в
адрес Верховного главнокомандующего о якобы возможных контактах через соответствующие
спецслужбы советского руководства с
гитлеровской Германией. Впрочем, достойный анализ и ответ за столь неудачный
опыт Карпов уже получил от Владимира
Сергеевича Бушина (см. статью "Как Сталин с перепугу у немцев мира запросил"
// Марксизм и современность, 1 (26-27) 2004).
Однако, перечисленные случаи, как мы уже отметили, довольно просты и предназначены
в основном для обмана людей не очень
подготовленных. Часто запускаются в ход применительно к тем или иным выборам,
когда совместными усилиями буржуазных партий
и правительства народ с помощью СМИ и крепчающей демагогии превращают в управляемый
электорат. Например сейчас, в
преддверии проведения через Госдуму отмены празднования 7 ноября, российское
телевидение анонсирует запуск на экран
страшного фильма "Купленная революция", где в очередной раз будут связывать В.И.Ленина
и всю революцию с деньгами Кайзера.
Гораздо большего внимания требуют случаи "научного" переиначивания Сталина, так
как здесь наблюдается увод в сторону
целях организационных течений. Причем такие приемы используются все чаще и все
более различными общественно-политическими
силами: от ревизионистов в коммунистическом движении до буржуазных националистов.
Так, наиболее употребляемой формулой стало представление Сталина неким "державником",
чуть ли не "красным монархом",
гениальным прагматиком, решавшим геополитические задачи: расширения и укрепления
государства, выхода к морям,
прагматичного до беспринципности поиска союзников - чуть ли не в духе Жириновского.
При этом, частенько употребляют
аргумент, что именно Сталин активизировал использование в позитивном плане образа
Петра Великого, что по его личному
указанию был поставлен фильм "Александр Невский" и т.д., то есть Сталин пропагандировал
и строил Державу любой ценой.
Вместе с тем, известно, что сам Сталин к подобным попыткам сравнивать его царствующими
особами, даже выдающимися
державниками, относился весьма отрицательно. Так, во время беседы с немецким
писателем Эмилем Людвигом, на вопрос Людвига:
"+допускаете ли Вы параллель между собой и Петром Великим? Считаете ли Вы себя
продолжателем дела Петра Великого?" Сталин
ответил: "Ни в каком роде. Исторические параллели всегда рискованны. Данная параллель
бессмысленна.
Людвиг. Но ведь Пётр Великий очень много сделал для развития своей страны, для
того, чтобы перенести в Россию западную
культуру.
Сталин. Да, конечно, Пётр Великий сделал много для возвышения класса помещиков
и развития нарождавшегося купеческого
класса. Пётр сделал очень много для создания и укрепления национального государства
помещиков и торговцев. Надо сказать
также, что возвышение класса помещиков, содействие нарождавшемуся классу торговцев
и укрепление национального государства
этих классов происходило за счет крепостного крестьянства, с которого драли три
шкуры+
Задача, которой я посвящаю свою жизнь, состоит в возвышении другого класса, а
именно - рабочего класса. Задачей этой
является не укрепление какого-либо "национального" государства, а укрепление
государства социалистического, и значит -
интернационального, причём всякое укрепление этого государства содействует укреплению
всего международного рабочего
класса. Если бы каждый шаг в моей работе по возвышению рабочего класса и укреплению
социалистического государства этого
класса не был направлен на то, чтобы укреплять и улучшать положение рабочего
класса, то я считал бы свою жизнь бесцельной".
Другие так называемые "государственники" пробуют приписать Сталину приоритет
в работе над укреплением государства вообще,
в отрыве от задач классовых, иногда даже встречается мысль, что "Сталин преодолел
Ленина", что он отказался от отношения к
марксизму, как к науке и просто строил гениальную административно-управленческую
советскую систему. Однако вся история,
высказывания самого Сталина говорят о совершенно обратном: как марксист Сталин
боролся с государством буржуазным,
занимался его разрушением до основания, затем, разрушив мир насилия, на этом
основании строил государство рабочего класса
и крестьянства. К сохранению этого государства и его укреплению Сталин относился
как к науке, никогда не впадая в эйфорию
от достигнутых успехов и, наоборот, с открытыми глазами и холодной головой анализируя
возможности поражений, прежде всего,
возможности перерождения пролетарского государства в государство буржуазно-демократическое,
которое он с гениальной
простотой разъяснял на встрече с молодежью в Свердловском университете в июне
1925 года:
"Начнем с первой опасности.
Характерную черту этой опасности составляет неверие во внутренние силы нашей
революции; неверие в дело союза рабочих и
крестьян; неверие в руководящую роль рабочего класса внутри этого союза; неверие
в дело превращения "России нэповской" в
"Россию социалистическую"; неверие в победу социалистического строительства в
нашей стране.
Это есть путь ликвидаторства и перерождения, ибо он ведёт к ликвидации основ
и целей Октябрьской революции, к
перерождению пролетарского государства в государство буржуазно-демократическое.
Источником такого "умонастроения", почвой его возникновения в партии является
усиление буржуазного влияния на партию в
условиях новой экономической политики, в условиях отчаянной борьбы капиталистических
и социалистических элементов внутри
нашего народного хозяйства".
"Перейдём ко второй опасности.
Характерной чертой этой опасности является неверие в международную пролетарскую
революцию; неверие в её победу;
скептическое отношение к национально-освободительному движению колоний и зависимых
стран; непонимание того, что без
поддержки со стороны революционного движения других стран наша страна не могла
бы устоять против мирового империализма;
непонимание того, что победа социализма в одной стране не может быть окончательной,
ибо она не может быть гарантирована
от интервенции, пока не победит революция хотя бы в ряде стран; непонимание тоге
элементарного требования
интернационализма, в силу которого победа социализма в одной стране является
не самоцелью, а средством для развития и
поддержки революции в других странах.
Это есть путь национализма и перерождения, путь полной ликвидации интернациональной
политики пролетариата, ибо люди,
одержимые этой болезнью, рассматривают пашу страну не как частицу целого, называемого
мировым революционным движением, а
как начало и конец этого движения, считая, что интересам нашей страны должны
быть принесены в жертву интересы всех других
стран."
"Если источником первой опасности, опасности ликвидаторства, является усиление
буржуазного влияния на партию по линии
внутренней политики, по линии борьбы капиталистических и социалистических элементов
нашего народного хозяйства, то
источником этой второй опасности, опасности национализма, нужно считать усиление
буржуазного влияния на партию по линии
внешней политики, по линии борьбы капиталистических государств с государством
пролетарской диктатуры. + опасность
осложнений создает нередко соблазн вступить на путь наименьшего сопротивления,
на путь национализма".
"Наконец, о третьей опасности.
Характерной чертой этой опасности является неверие во внутренние силы партии;
неверие в партийное Руководство; стремление
государственного аппарата ослабить партийное руководство, освободиться от него;
непонимание того, что без партийного
руководства не может быть диктатуры пролетариата".
Особенного внимания, с точки зрения сегодняшнего развала Советского Союза и продолжающихся
национальных конфликтов в
разных его точках заслуживает "похвала" высказываемая в адрес Сталина за его
позицию и якобы даже противостояние Ленину в
вопросе национально-государственного устройства СССР. Сталина хвалят за "противостояние
федерализму" (Г.Зюганов). Даже
Жириновский высказывался на тему, что если бы была принята "сталинская модель",
то сегодня можно было бы избежать
наблюдаемого развала.
Что можно сказать по поводу якобы принципиально отличных моделей, предлагаемых
Лениным и Сталиным? Прежде всего то, что
принципиально разных моделей, форм федеративно-государственного устройства не
было. Были две тенденции, два подхода к
решению задачи устройства единого многонационального государства диктатуры пролетариата.
Был абсолютно одинаковый
марксистский подход, что при всех прочих равных условиях коммунисты выступают
за централизованное крупное государство, за
тенденцию преодоления федерализации малых наций и за движение к укрупнению и
централизации. И право наций на
самоопределение должно помогать малым нациям именно преодолеть недоверие, страх
перед возможными притеснениями.
То есть право наций на самоопределение, в том числе право сохранения определенной
самостоятельности в условиях федерации
только предполагает укрепление общего государства и, по большому счету, Советский
Союз бы именно унитарным государством по
большинству функций за счет своего официально федеративного устройства. Именно
потому, что существовало такое право, малые
народы по большей части горячо поддержали большевиков в революции и самоотверженно
воевали на стороне Красной Армии в
гражданскую войну (например, татары). Поэтому Ленин и Сталин рассуждали (спорили)
о том, как эффективнее преодолеть
тенденции к федерализации малых народов для создания единого пролетарского государства
в вполне конкретных исторических
условиях.
Что важно подчеркнуть, основной национально-территориального устройства СССР
одинаково понимаемой Лениным и Сталиным была
Советская власть, то есть форма реализации диктатуры пролетариата. И.Сталин в
своем выступлении на II Всесоюзном съезде
Советов по поводу смерти В.И.Ленина подчеркивал: "Диктатура пролетариата создалась
в нашей стране на основе союза рабочих
и крестьян. Это первая и коренная основа Республики Советов". Сравним это положение
с недавним высказыванием Г.А.Зюганова
о программе КПРФ: "Главная цель этой программы - создание на базе российских
традиций парламентской республики советского
типа, подлинно национальное, выстраданное и проверенное историей движение к народовластию
в истинном его понимании"
(Правда, 140 (28754) 10-15 декабря 2004). (Относительно этого тезиса заметим,
что и парламент противоположен советам по
своей классовой природе, и проверенная историей движения есть непрекращающаяся
борьба классов, и народовластие в истинном
его понимании тоже понятие классовое: у буржуазии свое, у пролетариев другое).
Трудящимся, как известно, делить места на рынке под лотки не надо. История доказала,
что разрушить Советский Союз пока
власть была советская, а партия коммунистическая, не могли ни внутренние ни внешние
враги, даже такие передовые отряды
империализма, как гитлеровский фашизм. И эта же история показала, что после потери
партией и государством своего
классового характера государство было разрушено быстро, сравнительно без сопротивления
курсом на рынок, то есть на
капитализм. Так что еще раз подчеркиваем важность классовой основы государства.
Так называемые патриоты и откровенные буржуазные националисты пробуют приписать
Сталину чувство, говоря современным
языком, "российского патриотизма". При этом, в деталях некоторые пробуют приписать
ему позиции грузина полностью
перешедшего на сторону настоящего русского, другие строят систему доказательств
через якобы состоявшийся отказ от позиций
интернационализма, тем более перспективы мировой революции, то есть приписывают
Сталину позицию этакого "советского
национализма". Более сложной вариацией на эту же тему звучит: "сталинская модель
в ее полном развитии как раз и явилась
исторически выстраданным синтезом двух извечных русских геополитических подходов.
Имперского - с его идеей государственной
самодостаточности. И панславистского - с его идеей славянского Большого проестранства"
(Г.А.Зюганов. Строитель Державы//
Правда, 140 (28754) 10-15 декабря 2004). И то и другое является не просто ошибкой,
а откровенным наговором на Сталина,
который с одной стороны с самого начала своей политической деятельности резко
и принципиально выступал с критикой
национализма, притом уже в те годы (1905-07) видел за этим явлением его классово-социальную
суть, экономические корни,
говоря что
"Рынок - первая школа, где буржуазия учится национализму", пишет он. "Сбыть свои
товары и выйти победителем в конкуренции
с буржуазией иной национальности - такова ее [буржуазии] цель. Отсюда ее желание
- обеспечить себе "свой", "родной"
рынок", - раскрывает Сталин истинный смысл национализма. Здесь, в экономике ищите
корни всяческого
национализма-"патриотизма"-шовинизма, подсказывает Сталин рабочим.
По опыту работы Сталин видел: бывает так, что пролетариат поддается националистическому
угару и поддерживает
националистические лозунги. "Станет ли пролетариат под знамя буржуазного национализма
- это зависит от степени развития
классовых противоречий, от сознательности и организованности пролетариата, -
пишет он. - У пролетариата есть свое
собственное испытанное знамя, ему незачем становится под знамя буржуазии". "Интересы
нации", "державность", "отечество" -
все эти слова служат лишь для обмана рабочих, для того, чтобы рабочие вместо
решения собственных задач отвоевывали рынок
для национальной буржуазии.
С другой стороны, как интернационалист, Сталин никогда не отказывался от идеи
мировой революции, победы мировой
республики Советов во всем мире. Его конкретные действия по построению Советского
государства были вполне осознанными
усилиями, направленными с пониманием обстановки на создание форпоста этой революции,
именно здесь и сейчас в пределах
возможного. Вся история существования Советского Союза с 20-х годов и до поздних
хрущевско-брежневских времен, при всех
минусах и даже деградации являли собой пример прогрессивного влияния на развитие
мирового революционного и
освободительного движения: успехи первых довоенных пятилеток, победа над фашизмом,
создание соцлагеря, успехи в
социалистическом строительстве и их влияние на социальные завоевания трудящихся
западных стран и т.д. Пролетарский
интернационализм Сталина, как марксиста, никогда не подвергался сомнению даже
его наиболее яростными противниками из числа
империалистов (Гитлер, Черчилль, Рузвельт) при этом следует сказать, что их современные
последователи до сих пор
вспоминают о "ужасной руке Москвы", то есть Коминтерна во всех точках планеты.
Наблюдаются также непрекращающиеся усилия по привлечению Сталина к развитию православной
духовности и соборности в
современной России. Из наиболее модных организаций, претендующих на функции идеологического
обеспечения общества, прежде
всего следует назвать Русскую православную церковь (пока, надо понимать, ее нельзя
назвать наиболее влиятельной
идеологической силой современности, однако, именно из-за того, что идеологические
ниши не терпят пустоты, из-за того, что
многие ренегаты и просто малопросвещенные народные массы привыкли следовать некоей
моде идеологического однообразия,
именно поэтому влияние церкви, не без помощи государства, все больше нарастает).
При этом не только правые силы (по вполне
понятным причинам) поддерживают рост религиозного сознания населения, но и многие
так называемые левые, левопатриотические
организации оценивают этот процесс с положительной стороны, как возрождение духовности
страны, возвращение к "исконно
русским ценностям", так называемой "соборности", "духовности", приобщение к национально-историческим
святыням, возрождение
русской самобытности и т.д. и т.п. При этом одобряется как экстенсивное развитие
РПЦ (передача в собственность церкви
зданий, сооружений, земель, установление льготных налоговых ставок, разрешение
на сопутствующие (и не только) производства
вплоть до внешней торговли), так и интенсивное (усиление смычки церковных иерархов
с государственной властью, все большее
присутствие в СМИ, проникновение (пока косвенное, но все более настырное) в школьные
программы и различные формы
внешкольного воспитания, общения и т.п.) При этом как достижение современной
коммунистической мысли преподносится
"преодоление" в самой партии научного атеизма. И в этом скользком месте "новой
партийной идеологии", атакуя азы марксизма
товарищи берут в помощники+ самого Сталина. Как и в других случаях аргументация
и заходы на аргументацию разнообразны,
однако, практически везде присутствуют воспоминания о факте, что в 1943 году
Сталин с благодарностью принял собранные
церковью 6 млн. рублей (и различные ценные вещи) на строительство танковой колонны.
А после этого пошел навстречу
церковным иерархам, помог им созвать поместный собор и разрешил избрать Патриарха.
Сии факты обрастают дополнительными
малонаучными да и просто непроверенными легендами и слухами о том, что якобы
с благословения Верховного главнокомандующего
икону божьей матери с помощью авиации возили вдоль линии фронта, что это оказало
безусловно действенную помощь Красной
Армии и что многие военачальники тайным или неафишируемым образом были истинно
верующими.
Насколько данные факты, а тем более легенды свидетельствуют о союзе Сталина с
церковью, каждый человек судит скорее всего
исходя из степени научности собственного мировоззрения. Но, все же надо понимать,
что если церковь отделена от
государства, то далее она являясь самостоятельной организацией, которая ведет
работу по собственному плану, и если в войну
церковь самостоятельно определилась и помогла собрать с верующих и неверующих
людей 6 млн. рублей плюс ювелирные
украшения, Сталин и должен был их поблагодарить как граждан нашей страны. Тем
более, что церковь отказалась от своей
позиции борьбы с Советской властью, и горячо, надо понимать и искренне, поддержала
власть и государство рабочих и
крестьян. Поэтому Сталин мог даже помочь решить какие-то организационные вопросы.
Но представить идеологический союз
церкви с руководителем Советского государства, тем более представить Сталина
стоящим в церкви со свечкой перед иконой и с
умилением и надеждой смотрящим куда-то вверх невозможно. Поскольку, во-первых,
здравый смысл подсказывает, что в данном
случае не очень понятно с кого спрашивать за дела государственные: то ли руководитель
плохо молился, то ли не тому богу, а
может статься, что вину придется возлагать и на самого Господа. Сталин же всегда
подчеркивал, что дело государственного
строительства находится в собственных руках партии и народа, и что неверие в
собственные силы, во внутренние силы партии,
непонимание этого вопроса является одной из главных опасностей ведущей к крушению
социализма. И уж никогда товарищ Сталин
не возлагал на церковь задачи сплочения нации. Сплачивали людей партия, рабочая
и крестьянская власть и общее дело.
Во-вторых, как марксист Сталин никогда не отказывался от своих материалистических,
научных убеждений. Более того, как
бывший семинарист лучше других представляющий кухню эффективности божьей помощи
(основанной исключительно на единственной
объективной составляющей - самовнушении), Сталин всегда помнил известную истину
марксизма, что "религия - это вздох
угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она - дух бездушных
порядков. Религия есть опиум народа".
Все вышеизложенное отнюдь не претендует на полноту рассмотрения вопроса в научном
смысле, однако предназначено для того,
чтобы привлечь к этим вопросам внимание научных кадров и практических партийных
работников, поскольку в
агитационно-пропагандистском и организационном плане они приобретают все большее
значение. Наша борьба "За Сталина" должна
вестись на всех упомянутых фронтах: культурном, политическом, бытовом, национальном,
мировоззренческом и всех других
исходя из абсолютно ясной, много раз доказанной истины - Сталин был не просто
коммунистом, Сталин был марксистом,
относящимся к коммунизму, как к науке, в совершенстве владеющим методом диалектического
материализма, и всегда умеющим
выделить главное звено в решении проблемы в тех или иных конкретно-исторических
условиях. Пожалуй, он был последним
марксистом из руководителей Советского государства, и рассчитывать на успехи
сегодняшней России с нынешним качеством
государственного руководства, надо прямо признать, не приходится (заметим, -
для большинства трудящегося народа). По
крайней мере, это ясно тем, кто не ставит свечки в храме "за укрепление государства
Российского" и не просит помощи божьей
в организации трудового народа.
И в заключении, одно малонаучное сравнение. Еще раз отвечая на вопрос: зачем
эти люди сегодня так упорно берут в союзники
Сталина, превращая его из марксиста то в державника, то в славянофила, вспоминается
эпизод из одного замечательного
советского мультфильма, где маленький котенок многозначительно говорит: "Мы с
дядей тигром охотимся только на крупного
зверя".

   2004-12-27 23:20:03 (#287717)

Тема - события на Украине: революция или?

Hello ,

Товарищи!

Сегодня, 27 декабря состоятся очредное заседание дискуссионного клуба "Диалог".
Тема - события на Украине: революция или?
Выступит А. Бузгалин по личным впечатлениям от поездки в Киев (его текст см.
во вложении).
Приглашаются другие ораторы и слушатели.
Время: 18.00.
Место: Музей Маяковского (М, Лубянка, Мясницкая 8, лекционный зал )

Заседания клуба проводятся каждый последний понедельник месяца, принимаются предложения
по темам заседаний
Андрей Демидов <ademidov***@m*****.ru>
Две недели активного противостояния Януковича и Ющенко на Украине ознаменовались
и другим, на наш взгляд, гораздо более значимым событием: массовым (сотни тысяч
участников) и продолжительным (палаточный городок у Майдана, возникнув в последние
дни ноября, продолжал жить и работать и 11 декабря, когда писались эти строки)
актом гражданского неповиновения, который сами его участники часто называют народной
революцией. Анализу этого, казалось бы, неожиданного пробуждения гражданского
общества Украины и посвящены несколько публикуемых ниже материалов, включая статью
главного редактора нашего журнала, посетившего Киев во время этих событиях, обзор
круглого стола, проведенного нашим журналом в Киеве совместно с украинскими товарищами,
и ряд статей и заметок, присланные участниками событий на Майдане.
Александр Бузгалин,профессор,главный редактор общественно-политического журнала
<<Альтернативы>>
Майдан[1]: народная революция или ...? Выступления сотен тысяч граждан, более
двух недель блокировавших центр Киева, приехав со всех районов Украины, потрясли
не только эту страну, но и весь мир, который с удивлением и тревогой наблюдал
за разворачивающимися событиями. Эти заметки автор написал за один день (отсюда,
надеюсь, извинительные погрешности стиля и архитектоники статьи), по горячим
следам поездки в Киев, где наш журнал совместно с киевскими товарищами из разных
политических левых организаций и течений проводил круглый стол <<Украина: уроки
для России>>. Но прежде у меня были чрезвычайно важные встречи и беседы с не
одним десятком активистов палаточного городка у Майдана. Палаточный городок у
Майдана (вместо предисловия) Киев встречает обилием оранжевого (цвет оппозиции):
шарфы, шапочки, ленты на сумках и рукавах, флажки на автомобилях. Мелкий бизнес
вовсю торгует оранжевым (заодно мундирами немецких и украинских фашистов вперемежку
с советской формой и буденовками - меня от этой смеси откровенно мутило).В палаточном
городке чисто случайно (или волею судьбы, в которую я не верю...) моим первым
собеседником оказался тридцатилетний слесарь-ремонтник Донецкого металло-прокатного
комбината (вообще в городке мне встретилось немало товарищей из Донецка, который
считается районом, стопроцентно поддерживающим кандидата от власти - Януковича).
На вопрос, что Вас привело на Майдан, рабочий ответил: <<Мы не верим прежней
воровской власти, которая нам открыто лгала. Хочется серьезных перемен, человеческой
жизни, нормальной зарплаты. И чтобы не было той чудовищной нищеты, которой так
много на Украине>>. Когда же я поинтересовался, не обманет ли Ющенко, ответ был
четкий: <<Обманет - снова выйдем на Майдан>>.Потом был обстоятельный разговор
с бизнесменом, проведшим в палаточном городке много дней. Он высказал мнение,
которое потом повторяли многие: <<Мы пришли не для того, чтобы что-то получить,
а для того, чтобы жить как люди, выбирать того президента, которого мы хотим,
а не того, что навязала власть. Мы устали жить <<по понятиям>>, которые диктует
власть, сращенная с криминалом>>. К беседе присоединилось несколько молодых ребят
и девушек, которые рассказали две любопытных истории. Первая - про семидесятилетнего
деда Зиновича, приехавшего из села Морозовка с наказом от односельчан, не уходить
с Майдана до победы. Дед был столь горяч, что активистам приходилось его всякий
раз чуть не силой отводить в задние ряды во время угрозы столкновения или насилия.
А с героиней второй истории я познакомился пятью минутами позже - симпатичная
дивчина из Донецкой области, домохозяйка (так она представилась) - так она на
Майдане нашла свою судьбу - вышла замуж за одного из участников сопротивления.Потом
были разговоры с киевскими и черниговскими студентами, безработным из Винницы,
несколькими солидными мужиками, занимающимися маркетингом и компьютерными технологиями.
Практически у всех звучала одна и та же мысль: <<Мы хотим честной власти, выражающей
наши интересы>>. Большинство верит в Ющенко и надеется на него, но было и несколько
гораздо более жестких высказываний: <<Майдан пробудил людей. Мы больше не верим
в <<доброго царя>> и будем сами делать то, что считаем нужным. Если Ющенко не
будет делать то, что мы хотим - уберем и Ющенко!>>Разные люди, разные мнения.
У большинства никаких четких политических и социально-экономических позиций.
Хотят одновременно и честный частный бизнес, и определенные социальные гарантии.
Четко сформулировать свои взгляды на то, каким хотели бы видеть будущее Украины,
как правило, не могут, но совершенно четко и однозначно хотят честной и подконтрольной
народу власти. При этом в большинстве верят в Ющенко. Некоторые понимают, что
за Ющенко тоже стоят олигархи (<<А как же без них...>> - довольно типичное мнение),
но считают это не главным. И практически все неравнодушны к тому, что происходит
на их Родине.И все устало улыбаются, когда спрашиваешь, не платили ли им деньги
- видимо устали повторять одно и то же <<Нет!>> всем любопытствующим. Вообще
в большинстве ребята усталые, замерзшие, невыспанные, скромно одетые, но полные
энтузиазма. Впрочем, рядом с городком хватает и бомжеватого вида праздношатающейся
молодежи с оранжевыми повязками.Таков палаточный городок. Это не Майдан - это
те, кто приехал искренне и всерьез сказать <<нет>> доставшей всех власти. На
Майдане же было много и просто тех, кто пришел зарядиться энергией, потанцевать
(концерты и дискотеки шли постоянно, перемежаясь митингами), пообщаться...Внешние
впечатления, конечно, могут быть обманчивы, но они все же передают настрой, тональность
событий. И тональность эта была оптимистичной: энтузиазм и карнавальность и в
обыденном, и в научном смысле (вспомним Михаила Бахтина с его трактовкой средневекового
карнавала как стихийного праздника-протеста <<низов>> против <<верхов>>).Что
же до анализа событий, то этим был занят, в частности, круглый стол, о котором
я упомянул в начале текста. На него собралось более пятидесяти человек - от солидных
профессоров-политологов и лидеров разных левых партий до молодых активистов Майдана.
Во время дискуссии прозвучали три основные версии, объясняющие природу декабрьских
событий:Выступление граждан против бюрократически-криминальной власти, демократическая
народная революция - пусть не социально-экономическая, но, по крайней мере, политическая
(молодые активисты социалистической партии, постоянно работавшие и жившие на
Майдане).Передел власти между олигархическими кланами, где оппозиционные олигархи
решили использовать недовольство народа в своих целях, применив для этого современные
политические технологии (некоторые левые профессора-политологи и активисты Коммунистической
партии Украины).Столкновение про-американского Запада Украины, поддерживаемого
деньгами и специалистами Европейского Союза и США, и про-российского Востока,
традиционно связанного с нашей страной экономическими и культурными узами и до,
и во время СССР (русофильская интеллигенция и часть коммунистов-сталинистов)Так
кто же прав?Начнем с краткого обзора ситуации, сложившейся на Украине накануне
выборов (поскольку автор не считает себя профессиональным специалистом по этому
вопросу, он опирался на информацию, предоставленную коллегами, прежде всего -
профессором В.В.Кизимой; впрочем, за нижеследующие оценки и выводы ответственность
несу только я сам). Контекст (социально-экономическая и политико-культурная ситуация
на Украине накануне президентских выборов) В результате так называемых <<рыночных>>
реформ и приватизации на Украине (как и в других странах СНГ) сложилась весьма
специфическая социально-экономическая система. Ее центральным звеном стали кланово-корпоративные
группировки, представляющие собой сложную, неформально связанную совокупность
нескольких (иногда - нескольких десятков) приватизированных предприятий, финансовых
институтов и представляющих их лоббирующих структур в органах государственной
власти. Каналы власти в этих кланах, как правило, неформальны (полулегальный
финансовый и кадровый контроль, коррупция, криминально-мафиозные связи и т.п.),
но очень сильны.В силу сращенности верхушки кланов с государственным служащими
(как в центре, так и на местах) - с одной стороны, с криминальными группировками
- с другой, в стране сложился олигархо-бюрократический строй с доминированием
неформальных институтов (жизнь не по закону, а <<по понятиям>>, устанавливаемым
властью и олигархами при помощи криминалитета; кстати, практически все участники
палаточного городка, с кем мне пришлось встретиться, подчеркивали, что их на
Майдан привел протест против этой модели криминально-бюрократической власти).Этот
строй постепенно стал подчинять власти олигархо-бюрократических кланов все основные
социальные структуры общества: от рабочих и <<рядовой>> интеллигенции до мелкой
и средней буржуазии. Жизнь и тех, и других реально определялась произволом властей
и олигархов, которые платили или не платили зарплату рабочим, преследуя любых
активистов протестных действий, устанавливали размеры взяток и поборов с бизнесменов,
а в некоторых случаях (о нем мне рассказал приехавший на Майдан бывший студент
МГУ, живущий сейчас в Донецке) даже проводили аукционы по... продаже оценок студентам
вузов. Наиболее влиятельными были, естественно, кланы, сращенные с бывшей исполнительной
властью (президентом Кучмой и премьер-министром Януковичем) и регионально тяготеющие
к Юго-Востоку и Киеву.Конечно, на Украине (как и в России) не могли не сложиться
и оппозиционные кланы: ряд из них, (и это понимает большинство активистов Майдана)
прямо поддержал и скорее всего, профинансировал избирательную кампанию Ющенко.
Частично (но далеко не полностью) эти группировки оказались связаны с экономикой
западных регионов.Что касается социально-классовой структуры, то наряду с кланово-корпоративными
группировками на Украине (как и везде в СНГ) сформировались прослойки средней
и мелкой буржуазии (преимущественно, в сфере торговли) и узкий, но активный
слой <<профессионалов>>. Последние - это относительно <<продвинутые>> (владение
компьютером, что отнюдь не правило на Украине, английский и украинский - которым
владеют на Украине не все - языки, экономическое, юридическое или компьютерное
образование) служащие коммерческих структур с высокой по украинским меркам зарплатой.Слой
интеллигенции, как и везде в СНГ, очень сильно дифференцирован. Масса <<рядовой>>
(учителя, врачи, инженеры и т.п.) интеллигенции, преимущественно очень бедной,
находится в оппозиции к власти бюрократии и сращенных с ними кланов (и по экономическим,
и по культурным причинам). Наряду с этой массой существует и прослойка <<элитной>>
интеллигенции, в значительной степени сращенная с властью, но готовая в любой
момент ее предать, переметнувшись к новому <<кормильцу>>. Кроме того, на Украине
постепенно сложилось прозападное интеллигентское течение, выросшее частью вследствие
искренних симпатий к относительно (в сравнении с властью Кучмы и Путина) демократической
Европе, частью на базе относительно благополучной жизни за счет американских
и западноевропейских грантов, стажировок и т.п. Эта часть интеллигенции в большинстве
своем подчеркнуто украиноязычна.Рабочий класс так же весьма дифференцирован в
зависимости от типов предприятий. Но что еще более важно, он далеко еще не вырос
из полуфеодальных-полукриминальных пут внеэкономического принуждения и патерналистских
пережитков, не осознал в полной мере противоречий между своими интересами и интересами
хозяев (одна из господствующих до сих пор линий - совместное спасение администрацией
и рабочими <<нашего>> кризисного предприятия, уже давно ставшего совершенно чужим
для рабочих).. Похоже, что рабочие Украины пока еще не превратились до конца
в класс наемных рабочих даже объективно, будучи сращены с местом жительства,
<<дачами>>, пост-советской привязанностью к <<своему>> заводу и т.п. Отсюда и
слабость его классового самосознания.Что касается макроэкономической динамики,
то последние годы Украинская экономика начала постепенный выход из глубочайшего
спада (более чем 50% сокращение валового внутреннего продукта, еще более сильное
сокращение промышленного производства, падение более чем на 40% доходов большинства
населения, образование массового слоя бедняков и люмпенов), в котором она оказалась
в результате <<либеральных>> реформ. Экономический подъем начался прежде всего
за счет тех отраслей промышленности, которые оказались прямо завязаны на Россию
и их подъем был отчасти отражением экономического роста нашей страны, в свою
очередь чуть ли не наполовину вызванного ростом цен на энергоносители.Естественно,
что в региональном отношении большая часть растущего промышленного потенциала
пришлась на Юг и Восток Украины (Донбасс и т.д.) с их металлургией и другими
сырьевыми отраслями. В Центре и на Западе с ними могли конкурировать лишь некоторые
предприятия (в том числе - мобильная телефонная связь) и в незначительной степени
возрождающийся военно-промышленный комплекс центра Украины. Кроме того, начавшийся
экономический рост неслучайно совпал с мощной экспансией более крупного и сильного
российского капитала на Украину, причем экспансия эта опять же была неравномерной
и разные олигархические группировки России оказались завязаны на разные кланы
Украины.Что касается расстановки политических сил, то кроме Януковича (<<партия
власти>> с центристской буржуазной программой при реальной кланово-бюрократической
природе этой политической силы) и Ющенко (умеренно-либеральное про-западное политическое
течение с мощной демократической риторикой, чем-то напоминающее российских <<демократов>>
начала 90-х гг.), на Украине явно заметны правые националисты и даже откровенные
наследники фашистов (преимущественно Западная Украина), правые популисты (Тимошенко),
а так же разноплановая левая и лево-центристкая оппозиция. Кроме различных (частью
поддерживаемых властью, частью ориентированных на Ющенко) социал-демократов в
нее входят социалисты (лидер - Мороз), и различные коммунистические организации,
наиболее массовой (парламентская фракция, сильные региональные структуры) из
которых является Коммунистическая партия Украины.Во время декабрьского противостояния
социалисты (поддерживаемые в основном украиноязычной интеллигенцией) поддержали
Ющенко, мотивируя это необходимостью борьбы за демократию, против олигархо-бюрократической
власти (вообще соцпартия Украины сейчас более всего напоминает западноевропейских
социал-демократов первой половины ХХ века). КПУ заняла позицию <<чума на оба
ваших дома>>, а ряд сталинистких групп выступил (с массой оговорок) за Януковича.Небольшое
число троцкистских и анархических организаций, а так же независимой демократической
левой (стоящей левее социал-демократов) интеллигенции проявили себя крайне слабо,
как правило, в общем и целом поддерживая демократические лозунги Майдана, но
не поддерживая Ющенко. Все названные противоречия социально-экономической жизни
Украины существенно осложняются борьбой между Западом (с некоторыми различиями
между США - активный экспансионистский геополитический курс - и Западной Европой
- более умеренная позиция) и Россией за влияние на Украину.Запад обещает Украине
путь в НАТО и Европейский Союз со всеми вытекающими отсюда возможностями <<приобщения
к цивилизации>>, а так же обещаниями экономической помощи. Западная Украина,
украиноязычная интеллигенция и значительная часть мелкого и среднего бизнеса
вкупе с некоторыми (но не самыми сильными) кланами явно поддерживает эту ориентацию.
Дополнительным козырем для сторонников этой линии стало ослабление культурного
влияния России вследствие как объективных причин, так и снижения привлекательности
российской (так же криминально-олигархической, а в последнее время - все более
бюрократической) модели развития. Наконец, у части украинцев сохраняются подогреваемые
оппозицией и Западом опасения российской экспансии и потери Украиной самостоятельности
в случае победы про-русской линии. Гарантом от этих опасностей и лидером сближения
с Западом видится Ющенко.Россия обеспечивает поставки дешевых нефти и газа, а
так же заказы для значительной части промышленности юго-восточного региона Украина.
К этому следует добавить и то, что подавляющее большинство населения восточных
регионов и Юга (около половина граждан Украины) является русскоязычным и устало
от подчиненного положения русского языка и культуры на Украине. Янукович в избирательной
кампании оказался (опять же по видимости) сторонником сближения с Россией и защиты
прав русскоязычного населения, которое не верит в обещания Ющенко сохранить их
права и опасается, что их постигнет судьба русскоязычных меньшинств Прибалтики,
чьи гражданские права сильно ущемлены.Таков вкратце контекст декабрьских событий,
когда Украина столкнулась с ситуацией примерно равного голосования за Януковича
(действующего премьер-министра, ставленника власти, поддержанного подавляющим
большинством юго-востока Украины и Россией, причем как президентом Путиным, так
и лидером компартии Зюгановым) и за Ющенко (то же, кстати, побывавшего на высших
постах в правительстве, только чуть более пяти лет назад и поддержанного западными
областями Украины, Еропейским Союзом, США, Польшой и т.п.). <<Оранжевые>>: энтузиазм
народа или продукт полит-технологического манипулирования и больших денег?(Кто
и зачем пришел на Майдан: опыт социально-классовго анализа) В этих условиях и
разразился мощнейший политический кризис, когда оппозиция (Ющенко) не согласилась
с результатами второго тура (по официальным данным Янукович выиграл с преимуществом
в 3% голосов), заявила о фальсификации выборов и призвала народ выйти на улицы
Киева, прежде всего - в самый центр. На Майдан. Так началась мощнейшая в истории
стран СНГ акция массового гражданского неповиновения, продолжавшаяся более двух
недель. В нее оказались вовлечены не менее полутора-двух миллионов человек, побывавших
на Майдане, в том числе десятки тысяч граждан из всех областей Украины (прежде
всего, конечно, Западных), ее городов и даже сел.В задачу данной статьи не входит
подробное описание всех событий этого противостояния и анализ всех политических
и идейных столкновений <<в верхах>> - это задача других текстов. Мне хотелось
бы поразмышлять над главным вопросом: кто, почему и зачем пришел на Майдан, ибо
в ответе на него - ключ к решению главной проблемы: что же это было?Начнем с
фактов.К их числу относится прямое участие в организации акции поддерживающих
Ющенко политических сил, имевших в своем арсенале немалые деньги, профессиональный
аппарат, умелых политтехнологов, пиарщиков, журналистов и т.п. Практически все
аналитики (в том числе имеющие высокий профессиональный статус участники круглого
стола, организованного нашим журналом) подчеркивали высокий профессионализм организации
всех действий оппозиции на протяжении этих двух недель (подбор ораторов, работа
с прессой, имидж основных лидеров, организация концертов, помощь в организации
палаточного городка, привозе и размещении сочувствующих из других регионов и
т.п.).Несомненно, что эти силы были поддержаны рядом олигархов (а так же представителей
средней буржуазии), активно финансировавших избирательную кампанию Ющенко и,
видимо, акцию на Майдане.Столь же очевидны не только симпатии к Ющенко со стороны
Запада, но и прямая информационная и политическая (постоянно представительство
эмиссаров Запада) помощь. Часть западной прессы писала и о финансовой поддержке.Все
это так. Но есть и другая сторона этой медали. Все профессиональные политологи
знают, что вывести на улицы такие массы людей, заставив их проводить на холоде
долгие часы на протяжении двух недель и делать все это с искренним энтузиазмом
никакой пиар и политтехнологии не могут.В качестве отступления замечу: у российских
<<демократов>> из СПС и Яблока не менее активные покровители на Западе, за их
спинами тоже стоят олигархи и более широкие слои буржуазии, в их организациях
задействованы политехнологи и журналисты мирового уровня и... и ничего.Майдан
стал гораздо более масштабным и глубоким общественно-политическим сдвигом, нежели
акция поддержки оппозиционного кандидата от иных, нежели правящие, кланы.Природа
этого события, на мой взгляд, может быть раскрыта только через анализ мучительного
для наших стран противоречия в положении масс.С одной стороны, большинство трудящихся
и часть мелкой и даже средней буржуазии наших стран, задавленная и ограбленная
олигархо-бюрократической властью, уже устала жить <<по понятиям>> и объективно
заинтересована в сломе этого типа капитализма и, более того, субъективно готова
к активному участию в изменении положения дел (при этом, однако, не имея четко
осознанной позитивной программы даже буржуазно-демократического свойства).С другой
стороны, эти задавленные слои самостоятельно не способны к таким действиям, не
верят в свои силы, не имеют (почему не имеют - другой, хотя и принципиально важный
вопрос, который автору уже приходилось комментировать ранее) форм самоорганизации,
способных на практике доказать массам, что эти организации достаточно сильны,
честны и самоотверженны, чтобы с ними народ получил реальные шансы на победу.Это
мучительное противоречие приводит к тому, что в России массы в большинстве своем
глухо ропщут, не имея возможности для открытой реализации своего протестного
потенциала (хотя оккупационные забастовки трудовых коллективов на предприятиях
нашей страны в 1998-2001 гг. показали, что такой потенциал есть[2])На Украине
ситуация сложилась иначе. В результате резкого обострения противоречий между
двумя относительно равносильными соперничающими правящими группировками (временная
оппозиционность Ющенко, еще недавно бывшего одним из лидеров власти, не должна
никого вводить в заблуждение), а так же столкновения двух относительно уравновешивающих
друг друга геополитических сил (Запад и Россия) у масс появился объективный шанс
на самостоятельное действие. В тот момент, когда оппозиция решила обратиться
к народу, народ поверил (во многом на уровне <<социального инстинкта>>), что
пора пришла. Что он может поддержать реальную силу, которая может сломать власть
олигархов, бюрократии и криминала, если и не совершив народно-демократическую
политическую революцию, то хотя бы заставив пришедшую на их плечах власть провести
радикальные демократические реформы.В качестве небольшого отступления замечу:
события на Майдане диалектичны и по своей форме. Они носили некоторые черты политической
(но никак не социальной - на смену строя никто не замахивался) революции. Здесь
присутствовали слом существовавшей системы легитимности (своего рода <<вне-законное>>
выступление), массовость субъекта преобразований, требования достаточно радикальной
смены модели политической власти, наличие атмосферы <<праздника угнетенных>>
(об этом следовало бы вообще написать особо...) и др. В то же время, по своим
результатам и объективному содержанию декабрьские события выльются, скорее всего,
в некоторые политические реформы.При этом, однако, люди, вышедшие на Майдан (вот
он, еще один мучительный парадокс) поначалу пошли, веря не в свою силу, а в силу
и потенциал Ющенко (и стоящих за ним сил), кто понимая (а кто и нет), что он
может и предать их. И лишь после двух недель на Майдане многие из них (но, похоже,
не большинство) поверили в свои силы и могут сказать (как некоторые герои моих
интервью): если Ющенко не выполнит нашу волю, мы снова придем на Майдан.Придут
ли? Придем ли?Ответа пока нет, ибо открытым остается главный вопрос: что реально
станет результатом этих народных действий, кто придет к власти в конечном итоге,
и получит ли вышедший на улицы народ то, за что он готов бороться и боролся на
Майдане?Не надо быть пророком, чтобы предсказать: если <<Ющенко и Co>> придут
к власти, то они очень быстро предадут интересы тех, кто привел их наверх. Результатом
массового действия скорее всего станут ограниченные буржуазно-демократические
реформы (они уже начались с принятием пакета законов, превращающих Украину из
президентской в парламентскую республику) и перераспределение власти между кланами.
Почему? Да потому, что вышедшие на улицы и площади граждане так и не создали
своих действенных форм самоорганизации, а политические и общественные организации,
призванные защищать интересы трудящихся, крайне пассивно проявили себя во время
этих событий (за исключением ряда активистов, как правило молодежи, из соцпартии
и ряда других организаций; большинство же полубрезгливо посчитали, что это не
их сторонники и им там делать нечего).Однако Майдан очень многое дал и Украинскому
народу, и всем нам. Что именно? Не будем спешить с ответом. Посмотрим сначала,
кто же пришел на Майдан и с какими целями.Выше автор, будучи марксистом как будто
забыл о методологии социально-классового анализа и, как правило, пользовался
абстрактными терминами <<народ>> <<граждане>>, <<массы>> (при всей их не тождественности
в тексте они использовались почти как синонимы). Для такой <<забывчивости>> у
меня, однако, были серьезные резоны. В антиолигархических подвижках (то ли революционного,
то ли реформистского характера) объективно заинтересованы почти все социальные
группы постсовестких стран. Исключение составляет власть, сращенные с ней олигархи
и поддерживающие этих олигархов, встроенные в их структуры слои мелкой буржуазии,
криминал, подкармливаемые властью и олигархами люмпены. Отчасти их могут поддержать
менеджеры и наемные работники привилегированных предприятий, входящих в правящие
кланы.Все остальные - нет. И наемные рабочие, и <<рядовая интеллигенция>>, и
большинство <<профессионалов>>, и мелкая (даже средняя) буржуазия наших стран
объективно заинтересованы в демократической буржуазной системе власти гораздо
больше, чем в полуфеодальной олигархической модели периферийного капитализма.
Первая дает буржуазии и обслуживающим ее слоям большие возможности для обогащения
при гарантиях стабильности, порядка и собственности. Для интеллигенции демократия
вообще (и свобода слова, в частности) есть условие ее жизнедеятельности. Для
рабочего класса слом власти олигархов открывает возможности для самоорганизации
и легальной демократическими методами осуществляемой борьбы за более достойные
условия труда и его оплаты, социальную защиту и т.п. цели, традиционно выдвигаемые
любыми левыми в качестве программы-минимум, а социал-демократами и лейбористами
- программы-максимум.Силой, привнесшей свои специфические цели в эту борьбу и
политически лидирующей на Майдане, по моим наблюдением (и исходя из анализа,
опирающегося на диалоги с моими украинскими коллегами, а так же исходя из приводимых
ниже аргументов), стала мелкая и средняя национальная (отсюда некоторая толика
антироссийскости) буржуазия, а так же примыкающие к ним по своим базовым интересам
слои <<профессионалов>> и преуспевающей интеллигенции.В то же время, наиболее
активными, энтузиастичными и постоянно работающими на победу Майдана стали <<рядовая>>
интеллигенция, молодежь (прежде всего студенчество) и рабочие. На их плечах,
на их поте и энергии приходят к власти буржуа и <<оппозиционные>> олигархи Украины,
потеснив (но не победив до конца) старую олигархо-бюрократическую власть.Почему?
Прежде всего, потому, что в конкретных условиях постсоветских стран, класс наемных
рабочих и <<рядовая>> интеллигенция (как мы специально подчеркнули выше) существенно
отстают в формировании своего самосознания, не имеют развитых активных форм политического
представительства (не говоря ужен о современных формах сетевой самоорганизации).
В отличие от рабочих и <<рядовой>> интеллигенции буржуазия и примыкающие к ней
по своим объективным интересам слои гораздо дальше продвинулись в деле осознания
своих интересов и самоорганизации. Выражаясь ленинским языком, украинские буржуа
активно превращаются в <<класс для себя>>, в отличие от рабочих, остающихся пока
преимущественно <<классом в себе>> (Это, кстати, отмечал и ряд участников упомянутого
вышего круглого стола в Киеве).В то же время, буржуазные слои сами по себе никогда
не были и не будут достаточной для массовых действий силой, перекладывая основное
бремя низовой борьбы на <<низы>>. Так и сложился тот расклад сил, который стал
реальностью на Майдане.Еще раз подчеркну: выигрывают (да и то в случае победы
сторонников Ющенко) от массовых акций на Майдане прежде всего <<новые>> властные
элиты и олигархи вкупе с различными слоями украинской буржуазии. Интеллигенция
и рабочие получат в лучшем случае несколько больше общедемократических свобод.Но
<<рядовые>> активисты Майдана уже получили и нечто гораздо большее - бесценный
опыт реальной самоорганизации и политической борьбы, опыт, показавший, что они
- сила, в принципе способная победить власть и изменять общественную систему.Более
того, как и всякое революционное действие (а элементы политической революции,
как я уже писал, на Майдане были) самодеятельность масс привнесла в эти события
и нечто большее. Майдан (хотя бы отчасти, путь не для всех, но для многих), во-первых,
стал опытом совместного самостоятельного исторического действия граждан, опытом
самостоятельного (хоть отчасти) <<творения истории>>, а это значит - шагом на
пути социального освобождения.Во-вторых, на Майдане люди почувствовали, что такое
солидарность и коллективные совместные действия. Да, они выступали под буржуазно-демократическими
лозунгами, но жили и действовали рядовые активисты палаточного городка совсем
иначе: они забывали о деньгах (напомню, что никто из тех, с кем мне довелось
встретиться в палаточном городке, не получили ни копейки), здоровье, семье и
работали круглосуточно на холоде почти две недели ради высоких (без всяких кавычек)
целей в атмосфере солидарности и взаимопомощи и в этом полубессознательном энтузиазме
было от реального движения к социализму гораздо больше, чем в иных коммунистических
партсобраниях. Вот почему Майдан стал праздником угнетенных (да-да, угнетенных
олигархо-бюрократической, полукриминальной властью) граждан. Здесь появился такой
элемент революции, как праздничность, создаваемая радостным чувством причастности
к историческому творчеству.Вот почему, суммируя, мы можем сказать, что Майдан
стал не просто массовой общедемократической акцией гражданского неповиновения.
Он стал прообразом мирной народно-демократической (антиолигархической) революции,
столь необходимой народам Украины.А теперь о проблеме, которую нельзя игнорировать
в нашем анализе: если Майдан отвечал интересам практических всех основных слоев
Украинского общества, то почему же он был столь слабо поддержан на Востоке Украины,
где, напротив, большинство населения (даже с учетом возможных подтасовок) проголосовало
против Ющенко?Ответ на этот важнейший вопрос требует вспомнить, во-первых, о
специфике самосознания большинства трудящихся наших стран. Выше мы указали на
одну из важнейших черт, которая пока еще никак не была востребована в нашем анализе
украинских событий - пассивность и привычка к патерналистской опеке со стороны
власти (начиная с администрации предприятия и до президента). Эта особенность
постсоветского социального бытия и стала одной из важнейших причин голосования
за власть. Если же напомнить читателю о том, что при Кучме (и Януковиче как его
премьере) на Украине в последние годы шел экономический рост и рост доходов,
а незадолго до выборов были повышены пенсии и некоторые другие социальные выплаты,
то станет вполне понятной поддержка кандидата от власти значительной частью украинцев.Во-вторых,
нам самое время вспомнить о геополитических и социо-культурных аспектах украинского
кризиса, проанализированных нами выше. Проблемы русского языка, русской культуры,
дружбы с россиянами принципиально важны для значительного числа (не менее ?)
украинцев, особенно населения восточных регионов. Частью в силу реальной прозападной
ориентации Ющенко, частью в силу активной пропагандистской кампании, проводившейся
властью и Януковичем как ее ставленником, русскоязычная и ориентированная прежде
всего на Россию, а не на Запад, часть населения Украины реально боится того,
что приход к власти Ющенко и его ставленников создаст для них реальные проблемы.И
эти опасения имеют определенные основания. Значительная часть жителей восточных
регионов экономически довольно жестко связана с Россией (систематические поездки
на заработки в Россию, работа на предприятиях, выполняющих российские заказы
и т.п.). Весьма сомнительно, что Ющенко придаст русскому языку статус второго
государственного (скорее всего, роль русского языка и культуры будет сокращаться,
вторым языком в школах и на работе будет все более становиться английский). Среди
сторонников Ющенко (в том числе - на Майдане) было немало украинских националистов,
а в Западной Украине их поддержали даже полуфашистские организации, от которых
оппозиция решительно не отмежевалась. Это не могло не отшатнуть от оппозиции
массу людей, в том числе, - настоящих демократов, ненавидящих национализм и фашизм
не меньше, чем олигархов. Перечень легко продолжить...При этом встает очевидный
(для любого сторонника социального освобождения и демократии), на первый взгляд,
вопрос: а почему сторонники антиолигархических преобразований с обеих сторон
не смогли объединиться на базе общедемократической программы и начать борьбу
против и тех, и других (и прозападных, и пророссийских) олигархов и бюрократов?
Ответ на него автор уже дал: именно потому, что трудящиеся не смогли (пока?)
выступить в рамках нынешнего кризиса как самостоятельная общественно-политическая
сила, став во многом исполнителями чужой воли и лишь отчасти самостоятельными
субъектами социальных преобразований.Замечу в качестве небольшого отступления,
что КПУ и ряд небольших левых групп вполне логично выступили против обоих кандидатов.
Другое дело, что левым при этом надо было бы как можно активнее работать на Майдане,
поддерживая не Ющенко, а реальную активность граждан и объясняя им, как и почему
их скорее всего предаст Ющенко, если они не будут самостоятельно активны. На
этом активисты левых, работая внизу, в гуще гражданского сопротивления могли
бы заработать (в прямом смысле -тяжелой реальной работой, помогая людям бороться
за свои интересы всеми методами - от организации палаточного городка до выпуска
листовок, агитирующих за Майдан, а не Ющенко) нешуточный авторитет... Но это
отступление.Наконец, в-третьих, значительная поддержка Януковича была создана
искусственным путем - большая часть масс-медиа и политтехнологов Украины (при
поддержке с российской стороны) и огромные деньги были вброшены в пропагандистскую
кампанию в пользу кандидата от власти. (счет политтехнологов и пиарщиков, а так
же их финансовых покровителей в борьбе Януковича и Ющенко как минимум равный).А
теперь сделаем некоторые выводы. Уроки Майдана
(вместо заключения) Подводить черту и делать окончательные выводы о природе событий
на Украине еще явно рано (автор пишет этот текст 11 декабря 2004 г.). Но некоторые
<<уроки>> (возьмем пока это слово в кавычки, указывая на всю условность самой
идеи их формулирования на базе предварительного анализа) извлечь можно.Урок первый.
При всем при том, что акции на Майдане безусловно имели за своей спиной деньги
и поддержку крупной буржуазии и Запада, они вышли далеко за пределы продукта
политико-идеологического манипулирования. В них, как и в любых революционных
действиях снизу, был и мощный социально-творческий потенциал. На Майдане сотни
тысяч людей, кто в большей, кто в меньшей степени, но возвысились до социального
творчества новых общественных отношений и это знаменательно уже само по себе,
независимо от того, к каким результатам приведет это противостояние. Майдан показал,
что массовые, вызывающие действительный энтузиазм и подъем народа, мощные, охватывающие
как минимум полстраны, акции гражданского неповиновения, имеющие некоторые черты
политической революции и направленные на слом олигархо-бюрократической власти,
в постсоветском пространстве возможны. Точка.Урок второй. Развитие классового
самосознания и организованности различных слоев национальной буржуазии в наших
странах происходит быстрее, чем у рабочего класса, и массовые выступления граждан
по своему классовому содержанию оказались преимущественно буржуазными. У слабости
сил социального освобождения, идущих дальше ограниченных буржуазно-демократических
лозунгов, есть объективные и субъективные (слабость, вялость, патриархальность
большинства левых партий) причины, но урок Майдана состоит в ином: до тех пор,
пока класс наемных работников (т.е. и <<рядовая>> интеллигенция, и рабочие) будет
оставаться слаб и неорганизован, средняя и мелкая буржуазия всегда будет проигрывать
олигархам, а потому последовательные демократические реформы (даже буржуазно-демократические)
проведены не будут. Обязательным условием успешности антиолигархической революции
на постсоветском пространстве является союз общедемократических сил с силами
социального освобождения (левыми) в рамках социально-демократических требований.
Под флагом исключительно абстрактно-демократических требований, без союза с организованными
наемными работниками победа такой революции невозможна. Возможно в лучшем случае
некоторая временная демократизация олигархо-бюрократической власти.Урок третий.
Условием массовых выступлений граждан против власти является кризис самой власти
и наличие мощной альтернативной силы, способной пробудить, поддержать (а отчасти
и организовать) выступление граждан. Но сели эта сила не будет последовательно
демократической, опирающейся на самоорганизацию низов, то выступлением масс в
конечном счете воспользуется иной (<<оппозиционный>>) слой все тех же верхов[3].
Между тем всякое отступление от общедемократических лозунгов и их неполнота приводят
к резкому ослаблению этого движения (например, наличие националистической составляющей
у сторонников Ющенко оттолкнуло от них значительную часть русскоязычного населения).
В любом случае, однако, действительно массовое выступление граждан дает бесценный
опыт самоорганизации, показывает, что они способны на солидарность, социальный
энтузиазм и самостоятельное творение истории. * * * И последнее, повторю
намеренно: Майдан, при всех его мучительных противоречиях (а они составляют сущность
этих событий), стал праздником украинского народа и всех его друзей. Чтобы не
произошло дальше, этот опыт не пройдет бесследно.


Украина: уроки для России
Круглый стол журналов <<Альтернативы>> и <<Тоталлогия>> (Киев, 10.12.04) Круглый
стол, посвященный анализу опыта активных гражданских выступлений на Украине и
урокам этой невиданной доселе активности граждан постсоветских государств, был
организован в Киеве, в Институте философии Национальной академии наук по инициативе
журналов <<Альтернативы>> (главный редактор проф. Бузгалин А.В.) и <<Тоталлогия>>
(главный редактор - проф. Кизима В.В.)Открывая круглый стол, на который собралось
более 50 человек - известных ученых, активистов левых партий и организаций, участников
гражданских акций на Майдане и т.п. - проф. Кизима пригласил участников к диалогу,
направленному прежде всего на анализ событий, попросив сторонников разных кандидатов
в президенты и разных идейных позиций спорить, опираясь на аргументы, а не эмоции,
на время оставив за порогом этого зала задачи пропаганды и агитации, делая акцент
на научном исследовании происходящих на наших глазах процессах. (В скобках замечу,
что эта установка была воспринята дискутантами лишь отчасти и политико-идеологические
разногласия часто доминировали над аналитическими размышлениями, но в целом дух
дискуссии был товарищеским и заинтересованным).Автор этих строк, как один из
ведущих круглого стола, подчеркнул, что по его мнению Украинские товарищи сейчас
радикально обогнали россиян по своей гражданской активности, смелости, решительности
и готовности к открытому противостоянию власти, сравнив эти события лишь с одним
примером не менее (а скорее всего - более) радикального противостояния трудящихся
власти в России - защитой Дома Советов в сентябре-октябре 1993 г. В этой связи
я попросил дискутантов сформулировать те уроки, которые активисты левых политических
и общественных движений, все активные граждане России могут и должны извлечь
из украинских событий, и обратил внимание участников на важность анализа, прежде
всего, таких вопросов как:. Экономические, социальные, национальные и
культурные причины массовых акций гражданского неповиновения;. Природа
событий (революция, массовые акции гражданского неповиновения, продукт политтехнологического
манипулирования или что-то иное...);. Социальные силы, вышедшие на Майдан.Первым
дебаты начал активный участник событий на Майдане, молодой политолог Олесь Доний.
Он отметил, что Майдан - это не первое выступление. Киевляне уже выходили на
акции гражданского неповиновения ранее, и не раз, хотя столь масштабных акций,
конечно же, не было. События на Майдане О.Доний назвал революцией, прежде всего
потому, что в стране произошло резкое, качественное изменение политической ситуации.
Очень важно, что эстетическим символом этой революции стала палатка (мирное,
гражданское неповиновение властям), а не танк, как в России. Вообще украинские
события, по мнению выступающего, неслучайно были окрашены в оранжевый - теплый,
радостный, яркий цвет. Они носили характер карнавала, веселого праздника, радостного
и желанного события, причем принципиально мирного и открытого, в отличие от угрюмо-подозрительных
настроений, царящих на иных российских оппозиционных акциях. Среди причин победы
революции Олесь назвал рост украинокультурного ареала, наличие в руках оппозиции
своего телеканала, поддержку выступления рядом политических элит (в том числе
- социалистической партией) и объединение лидеров оппозиции. Кроме того, по его
мнению, очень удачным оказался символ солидарности, единства выступивших - оранжевые
ленточки, шарфы, повязки, показывавшие людям не только по всему Киеву, но и по
всей Украине, что их много, повсюду. Завершая выступление, Олесь заметил, что
у россиян существенно иной менталитет и потому, возможно, такое массовое мирное
выступление граждан в нашей стране мало вероятно.Существенно иначе - в профессионально-академической
манере - выступал Николай Михальченко (профессор, президент Украинской академии
политических наук). Он начал с того, что квалифицировал события последних двух
недель как полу-революцию. Самое главное в ней то, что поднялся сам народ и это
черта революционных событий. В то же время, результаты этого движения, скорее
всего, будут половинчаты, к власти придет новая элита и еще неизвестно, в какой
мере она будет реализовывать требования, высказывавшиеся на Майдане. Что касается
самого Ющенко, то он очень быстро из реальной политической фигуры, обременной
многими противоречиями, превратился в икону, а с иконой, как известно, бороться
крайне затруднительно. Об уроках для России профессор заметил: весьма проблематично,
что они могут быть извлечены. Причины в том, что (1) в этой стране царит преимущественно
имперское сознание, (2) государство, церковь и криминалитет слились в едином
союзе и потому (3) россияне скорее всего не готовы к самостоятельным массовым
действиям.Молодой активист Майдана, один из организаторов палаточного городка
<<Украина без Кучмы>> (2000 г.), зам. председателя Союза молодых социалистов
Евгений Филиндаш отметил, что до середины 90-х годов Украина шла в хвосте событий
в России, повторяя многое из того, что было характерно для России. Однако позже
ситуация изменилась. Уже акция <<Украина без Кучмы>> сильно пошатнула власть
и стала школой революции; мы многому тогда научились, и это стало одним из важных
условий наших сегодняшних успехов. События на Майдане и - шире - весь нынешний
поток гражданского сопротивления Евгений квалифицировал именно как революцию,
выделив два основания для такого вывода. Первый - изменилась политическая система
на Украине и второй - резко изменилось отношение народа к власти. Существенно,
заметил Е.Филиндаш, что народ выступил в большей мере против прежней власти,
чем за Ющенко. Да, конечно, была значительная помощь со стороны организованных
политических сил, но главное - неорганизованное, низовое, искреннее движение
народа. В России же ситуация существенно иная и одна из причин этого в том, что
в нашей стране нет демократических левых, социалистов, которые по мнению Евгения
были своего рода партизанским отрядом>>, существенно подрывавшим силы власти.Иными
были акценты зам. главного редактора журнала <<марксизм и современность>> товарища
Пихоровича. Ссылаясь на публикации в газете <<Гардиан>>, он подчеркнул, что акции
щедро финансировались из-за рубежа (прежде всего - из США). При этом, однако,
выступающий заметил, что далеко не везде, где есть щедрая зарубежная подпитка,
последняя достигает своих результатов. Так, на подрывную деятельность оппозиции
на Кубе или в Белоруссии американцы и их союзники то же денег не жалели, однако
результатов не добились. Украинские события, по его мнению, нельзя считать революцией,
т.к., исходя из марксистских критериев, мы должны посмотреть на отношения собственности
и классовую природу политической власти. Здесь же ничего не изменилось. Более
того, такие изменения никем и не планировались, что вполне понятно: обе соперничающие
группировки возглавляются людьми, которые еще совсем недавно были в одной команде.
Вот почему главная причина происходившего - передел власти между олигархическими
группировками, отвечающий интересам мелкой буржуазии и Запада.Галина Булгакова
(Общество русского языка), торопившаяся на другую встречу и попросившая слово
вне очереди в своем коротком выступлении подчеркнула, что она поддерживает президента
Путина и считает, что в России такие акции могут привести только к развалу страны.
На Майдан же, по ее мнению, вышли аполитичные серые личности, любители глянцевых
журналов и кроссвордов, которым просто захотелось побузить. Выступление г-жи
Булгаковой вызвало ряд возражений, в которых было замечено, что серые - это характеристика
скорее сторонников Януковича, а оранжевые флаги и ленточки носят представители
всех слоев, их можно заметить и на Джипах, и на Запорожцах, и у рядовых граждан
в метро.Д-р политических наук Валентин Якушек, выступавший после того, как в
зале несколько улеглись страсти, вызванные заявлениями Г.Булгаковой, обратил
внимание, что события на Украине прервали плавное течение политического процесса,
нарушив прежние рамки легитимности, ряд норм прежнего законодательства и т.п.,
а это черты революционных сдвигов. При этом социально-экономической революции
не видно, хотя явно присутствуют черты революции антиолигархической, и в этом
смысле - социальной. В то же время нельзя не видеть, что среди сторонников обеих
кандидатов в президенты есть и олигархи, и бандиты и даже русский капитал. За
активностью масс явно скрываются очень умелые действия политических планировщиков,
сумевших очень точно и грамотно организовать все основные аспекты кампании, вплоть
до выбора символического цвета - теплого оранжевого. Умело были организованы
и митинги, и другие акции, высокопрофессиональна работа оппозиционного телевидения.
И Тем не менее Майдан, как образно отметил один из выступавших на площади, -
это наслаждение. (В ответ на это из зала прозвучала реплика: многие считают,
что майдан - это бунт миллионеров против миллиардеров...)Главный редактор журнала
<<Марксизм и современность>> Тамила Яброва начала с постановки очень важного
вопроса: кому, каким социально-экономическим силам в мире и на Украине выгодны
те события, которые здесь анализируются? Она указала на необходимость ясного
ответа на вопрос: почему США, эта реакционная империя, поддерживает активность
Майдана? Что же касается социального состава Майдана, то Т.Яброва считает, что
там доминируют люмпены и мелкая буржуазия, которых используют в своих целях,
прежде всего, США. Это особенно важно иметь в виду потому, что социально-классовые
противоречия на Украине полка что приглушены, не проявили себя в полной мере
и на первый план выходят проблемы передела собственности между крупными капиталами
и противостояния США и России.В отличие от предыдущего выступающего аспирант
Захар Попович считает, что на Майдан вышли широкие слои общества, в том числе
много представителей интеллигенции, студенчества, которые выступают за демократию,
обоснованно полагая, что воры из власти должны сидеть в тюрьме. Майдан - это
действительный порыв масс, имеющий черты буржуазно-демократической революции.
На Украине мелкая и средняя национальная буржуазия осознала себя как класс, но
на первом этапе революционных событий, даже если смотреть на работы Ленина, немалую
роль должна играть мелкая и средняя буржуазия. Массовое гражданское неповиновение
стало результатом ожиданий и требований изменения власти. Да, оно привело пока
что лишь к компромиссу элит, но оно еще и пробудило гражданское общество, а это
принципиально важно.Олег Бахтияров (Университет эффективного развития - неправительственная
общественная организация) акцентировав важность противостояния Восток - Запад
и важную роль высокопрофессиональных политтехнологических действий, за которыми
стоят США, в то же время отметил, что на Улицы Киева вышли представители всех
слоев, весь народ, замученный произволом прежних властей.Владимир Шевченко (ректор
того же Университета) подчеркнул, что майдан дал людям огромный заряд позитивной
энергии, доброжелательного отношения друг к другу. Народ искренне и самостоятельно
шел на Майдан, но все же по его мнению все это противостояние - результат сложных
политтехнологических комбинаций, в которых сталкивались профессионализм и ресурсы
специалистов, представлявших разные политико-экономические элиты.По мнению же
Александра Шмыргуна (Институт мировой экономики) причины событий гораздо глубже
и шире, нежели политическое и идеологическое манипулирование. Среди причин выступления
масс (1) исчерпанность прежних ресурсов развития, (2) неэффективность и продажность
власти, то, что (3) народ устал жить <<по понятиям>> и т.п. Прежняя власть и
ее ставленники опираются на широкие слои люмпенов, криминальный бизнес и его
сподручных (охранников, мелких исполнителей и т.п.), коррумпированное чиновничество
и т.п. слои, которые просто не хотят жить иначе, чем в сложившейся системе, в
других условиях они не смогут воспроизводиться, они не способны стать нормальными
наемными рабочими, мелкой или средней буржуазией. Среди же сторонников Ющенко
доминирует осознавшая себя как класс мелкая и средняя национальная буржуазия,
которая хочет (а) избавиться от произвола власти и криминала, (б) потеснить российский
капитал и (в) жить в условиях <<нормального>> демократического буржуазного строя.
Все это накладывается к тому же на падение социокультурного престижа России и
постепенное превращение именно украинского языка в наиболее престижное среди
элиты, интеллигенции и молодежи средство коммуникации.Зам. главного редактора
газеты Коммунистической партии Украины <<Коммунист>> Виктор Мазаров подчеркнул,
что КПУ не поддерживает ни одного из кандидатов. У них по сути дела одна и та
же социально-экономическая программа и это не случайно: за ними стоят одни те
же экономические силы, которые лишь борются за передел власти. В результате же
этой борьбы проиграют все.Профессор Владимир Кизима провел систематический анализ
расстановки сил, показав, что президент Кучма опирался прежде всего на киевский
клан и в ходе предвыборной кампании привлек еще и донецкий клан, выставив в качестве
кандидате Януковича. Эти кланы, власть в союзе с олигархами подавили все основные
социальные слои общества. Все устали от этого и молча, подспудно негодуя, ожидали
альтернативы. Янукович выступил якобы против этой системы и потому получил действительно
массовую низовую поддержку. Но на самом деле он - не более, чем представитель
других кланов. Вот почему неудивительно, что результатом событий станет, скорее
всего, компромисс между различными олигархами и политическими элитами (<<кланами>>).Однако
вместе с тем, очень важно отметить, что на Украине этот конфликт разбудил народ,
повысил его демократический потенциал. Многие граждане, вышедшие на Майдан, понимают,
что победу у них украдут, что результатом будет компромисс кланов, но при этом
надеются, что опыт этого массового выступления не пройдет даром, и массы будут
прислушиваться к народу.В заключение дебатов автор этих строк выступил со словами
искренней благодарности в адрес участников дискуссии, попросив всех прислать
в журнал <<Альтернативы>> тексты своих выступлений и статьи (несколько заметок
мы публикуем ниже) и высказав надежду, что это круглый стол станет первым в серии
семинаров, проводимых в Киеве журналом <<Альтернативы>> и украинскими коллегами.Содержательные
выводы и уроки для России, с которыми я коротко выступил в Киеве, публикуются
выше в виде развернутого текста статьи.

[1] Майдан Незалежности (площадь Независимости) - центральная площадь г. Киева,
на которой проходили основные выступления оппозиции. Палаточный городок расположен
на Крещатике - центральной улице, непосредственно примыкающей к Майдану. Слово
<<Майдан>> в первую неделю декабря стало на Украине символом народного сопротивления
[2] Их анализ дан в книге Л.Булавки <<Нонконформизм. Социо-культурный портрет
протестного движения в России>> (М.: УРСС, 2003)[3] При этом массовое движение
может стать жертвой поистине трагического самообмана - вспомним, что Гитлер пришел
к власти на волне вполне оправданного массового недовольства режимом Веймарской
республики, благоволившим обогащению верхушки капиталистов в условиях жесточайшего
кризиса.

   2004-12-27 23:03:37 (#287710)

Fwd: Обыски и допросы в Санкт-Петербурге

This is a forwarded message
From: михаил дружининский <mishatr***@m*****.ru>
To: <S-H.Ka***@w*****.uk>, <lucif***@r*****.ru>, <dv***@f*****.com>,
<in***@i*****.ru>
Date: Sunday, December 26, 2004, 10:48:51 AM
Subject: Обыски и допросы в Санкт-Петербурге

===8<==============Original message textПРОИЗВЕДЕН ОБЫСК В КВАРТИРЕ АКТИВИСТА +АВАНГАРДА КРАСНОЙ МОЛОДЕЖИ+.

25 декабря 2005 года домой к Максиму Малышеву, активисту +Авангарда
Красной Молодежи+, позвонили в 7 утра три человека в штатском и
представились, мол, из прокуратуры, нужно провести обыск. Предъявили
постановление об обыске, написанное на обычном листе бумаги с печатью.
Проводили розыск следователь прокуратуры Красногвардейского района и
сотрудники 7 отдела Оперативно-розыскная часть + 3.
Было предложено выдать предметы экстремисткой направленности. Вещей с
националистической символикой. Эмблему АКМ с надписью +Наша Родина
СССР!+, придуманную художником Геннадием Животовым в 1998 году, назвали
фашисткой.
Взяли ботинки-берцы и мобильный телефон. Ковырялись в видеокассетах.
Собрали с собой листовки движения сопротивления имени Петра Алексеева,
+За Советскую Русь+, +Антикапитализм 2004+, фотографию акции +Дети +
наша будущее. АКМ+, которая проходила в Москве в июне 2004 года, газеты
+Рабочий Ленинград+, +Контрольный выстрел+, альбом с цветными
фотографиями +Антикапитализм 2003+, исторические и философские книги
активиста патриотического союза студентов Алексея Семенова, среди них -
+История Гестапо+, +Фашизм + путь к агрессии и гибели+, +Судьбы 20 века.
Адольф Гитлер+
Обыск начали в 7.25 окончили в 8.30. Увезли Максима приблизительно в 9
часов в РУВД Петроградского района (Монетная, 20). Долго искали
свободное помещение. Но держали не в камере. Видимо, там знали, что
Максим является активистом левой молодежной организации, которая борется
лишь с коррумпированными чиновниками и бизнесменами, которые сколотили
свое состояние на лжи, обмане и крови своих соотечественников.
Допрос длился примерно один час. Сначала спрашивали об Алексее Семенове,
об активистах +Авангарде Красной Молодежи+. Максим ответил, что знаем
друг друга по именам, связываемся по телефонам. Потом спросили, где он
находился в момент убийства вьетнамского студента, участвовал ли в
групповых избиениях лиц неславянской национальности. Максим ответил, что
АКМ + левая организация, которая осуждает насилие по отношению к простым
гражданам любой национальности. Затем уже про убийство Гиренко,
таджикской девочки и нападение на цыган платформа Дачное. Максим
ответил, что все факты и подробности этих чрезвычайных происшествий ему
известны только из СМИ. После допроса сняли отпечатки пальцев Максима и
выпустили. Сказали, что вещи отдадут позже. Домой Максим приехал только
около трех часов.
После московского приговора семерых членов НБП к пяти годам в колонии
строгого режима каждого за проведение акции протеста помещении
Минздрава, обыски и допросы в нашем городе можно расценивать как
предупреждение со стороны властей.
Со своей стороны мы предупреждаем власти, что ни один их преступный шаг
особенно - по разрушению исторического центра Санкт-Петербурга,
доступного образования, здравоохранения и общественного транспорта, ни
одна их махинация с передачей общенародного достояния в руки воров и
жуликов, уплотнительной застройкой или получением сомнительного кредита
не останется без нашего внимания.

Михаил Дружининский,
Водитель трамвая ГУП +Горэлектротранс+,
Председатель Свободного профсоюза трамвайщиков,
Член комитета Единых действий по защите социально-трудовых прав граждан
Санкт-Петербурга и Ленинградской области

===8<===========End of original message text--
Best regards,
Aleksey mailto:nezhivoy0***@m*****.ru

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: state.politics.wwwleviyru
Написать в лист: mailto:state.politics.wwwleviyru-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:state.politics.wwwleviyru--unsub@subscribe.ru?subject=state.politics.wwwleviyru

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

   2004-12-27 00:50:32 (#287233)