Укрепление
вертикали власти, ставшее безусловной исторической заслугой Путина, не
требовало создания нового государства - самым важным было вернуть
государство как таковое.
Возвращенное
государство по необходимости оказалось госмашиной затыкания дыр и
имиджевых проектов. Нужно было ликвидировать региональный сепаратизм на
Северном Кавказе и не допустить захвата власти олигархами, тем же
Ходорковским, а в позитивном плане послать населению сигнал, что
государство есть, что оно может выигрывать, если и не сами олимпиады и
чемпионаты, то право на их проведение у австрий и англий.
Однако
уже Беслан показал, что такого государства принципиально недостаточно -
даже для поддержания статус-кво. Последовавшие тучные годы дали
возможность продержаться до конца нулевых.
Но возможности того государства исчерпаны - даже в случае сохранения высоких цен на нефть в ближайшие годы.
И
это определяется не только неотменяемой задачей создания нового
поколения инфраструктур в ситуации морально, экономически и физически
разлагающейся техносферы.
Главное, мы потеряем первое постсоветское поколение.
Непроектное государство не в состоянии обеспечить им проектно-целевой фронт жизни, исторического творчества и действия.
Сознание тех, кому сегодня 15 – 25, перестало быть преимущественно книжным, и сильно своей направленностью на действие.
Включаться
же в массовые масштабные преобразования в России им некуда. Дела
по-прежнему нет. И события на Манежной показали это в полной мере
Нашей
замечательной молодежи необходимо государство, которое бы требовало от
них великих свершений, дающих надежду, что их начинающаяся жизнь не
окажется в ауте.
В этом и состоит современное понимание справедливости.
Даже
если государство окажется в состоянии обеспечивать сносные социальные
стандарты (что при теперешнем состоянии дел невероятно) и кардинально
сбить социальное неравенство, введёт прогрессивную шкалу налогообложения
и тому подобные меры – этого уже будет абсолютно недостаточно.
Справедливость
сегодня реализуется в предоставлении вступающим в жизнь молодым всех
базовых условий для самореализации на мировом уровне внутри страны. В
противном случае, они законно ощутят себя обманутыми, расходным
материалом чужих интересов и жизней.
Такие
условия могут быть обеспечены исключительно поддерживаемыми
государством проектами развития, т.е. примерно сотней первоочередных дел
с чётко фиксируемой целевой функцией и способностью кардинально поднять
и развить страну. Именно на этом у молодых есть шанс состояться как
поколение.
В рамках
существующего государства было несколько попыток вырастить проектность.
Однако, к сожалению, ни национальные проекты, ни Стратегия 2020, ни
заявляемые пять направлений модернизации и форматируемое под них
Сколково никак не могут рассматриваться в качестве таковых, поскольку в
них нет финальных целевых показателей, они не востребуют всю российскую
талантливую молодежь и при своей реализации не приведут к системному
сдвигу, существенному структурному усложнению жизни в стране.
Крайне
важно и то, что обозначаемые сегодня в качестве проектов «мероприятия»
изначально не планируются в качестве долгосрочного источника
сверхстоимости – в отличие, например, от советских атомного,
космического или Тюменского проектов, которые до сих пор кормят страну.
Более того, почти всегда предложение новых «проектов» начинает
автоматически соотноситься с их обязательной сверхзатратностью.
Даже когда руководством страны формулируются идеальные для проекта развития задачи, они не становятся проектами государства.
Так,
в своём последнем Послании Федеральному Собранию на посту Президента
России в 2007 году В.В. Путин заявил о необходимости в среднесрочной
перспективе выйти на строительство в стране 1 кв. метра жилья в год на
человека – т.е. в 2 раза увеличить объёмы ввода жилья. Через 2 года это
было поддержано ныне действующим Президентом.
Однако
ни три года назад, ни сейчас, когда премьер опять формулирует эту
численно определенную задачу (правда, отодвинув сроки к 2020 году) ни один чиновник второго уровня так и не собирается переводить её в проект развития.
И
обратно. Та же олимпиада в Сочи могла быть, но не была, превращена в
проект развития, который бы продвинул решение региональных проблем,
градостроительную индустрию, массовый спорт и запустил практики
обеспечения здоровья.
Дальше
существовать по инерции за счет наследия СССР не получится. Обеспечение
не только развития, но и стабильности страны сегодня требует проектного
государства.
Для этого следует организовать внутри госмашины проектный сектор и определить порядка ста проектов развития страны - одну из версий такого списка можно найти в моём ЖЖ.
На
пересечении проектов развития будут возникать оптимальные места для
создания кластеров промышленного развития и узлов инфраструктур нового
поколения – от ЖКХ до транспортных и социально-сервисных.
Инициирование,
отбор, разработка и реализация проектов развития при этом станут
главным «функционалом» чиновником, понятным и интересным всей стране.
Все же ресурсные и иные возможности для создания проектного государства есть.
С уважением,
Ю.В. Крупнов, http://www.kroupnov.ru/,
председатель ДВИЖЕНИЯ РАЗВИТИЯ www.d-razvitija.ru,
председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития www.idmrr.ru