Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Наша власть: дела и лица

  Все выпуски  

Наша власть: дела и лица


"Плоский штопор" российского образования

Прошлогодняя июльская катастрофа пассажирского самолета Ту-154 под Донецком потрясла всю Россию. Впервые широкая общественность услышала о таком явлении как «плоский штопор». До этого никто из российских авиапассажиров даже не мог предположить, что совершенно исправный авиалайнер может полностью выйти из подчинения экипажу и, медленно кружась, рухнуть на землю, как осенний листок. Но с точки зрения законов термодинамики это дело вполне объяснимое.Когда пилот самолета слишком резко набирает высоту, тот в одно прекрасное мгновение теряет под собой воздушный поток, на котором держится это тяжелое массивное сооружение, и оно превращается в неуправляемую груду металла. Выйти из состояния «плоского штопора» практически невозможно. Таковы законы природы. И здесь ничего нельзя поделать. Люди, находящиеся внутри авиалайнера, обречены.

Ломать не строить…

Все последние годы система российского образования напоминает тот самый лайнер, который стремительно входит в «плоский штопор».
В начале 90-х годов прошлого столетия, когда Россия вступила в полосу «демократических преобразований», российская система образования сделала резкий и абсолютно необоснованный скачок. Все предыдущие успехи и достижения в одночасье были преданы анафеме. Круша и ломая старые советские порядки, «демократические» руководители образовательной отрасли решили сломать и все лучшие традиции российской школы, возникшие в годы советской власти.
Процесс воспитания целиком и полностью был исключен из образовательных стандартов. Пытаясь вывести школу за рамки «преступной коммунистической идеологии», российские «реформаторы» запретили в школе деятельность всех детских и юношеских организаций.
Эффект получился совершенно неожиданный, потому что альтернативы разрушенной системе не нашлось. Школа оказалась в идейном и нравственном вакууме. И даже принятый в 1992 г. Закон «Об образовании», ставший на какой-то период одним из лучших в Европе, не смог исправить ситуации.
Взяв в свои руки штурвал управления страной, российские «реформаторы» резко потянули его на себя, забыв познакомиться с элементарными законами исторической и политической динамики.
Сегодня становится совершенно очевидным, что был совершен не просто просчет, а преднамеренный провокационный шаг. Цель его – введение всех основных систем жизнедеятельности государства в неуправляемый штопор.
Именно в этот период в Россию прибывает целая армия всевозможных «консультантов» и «экспертов», в первую очередь, из ведущих американских университетов – Гарвардского, Йельского и Стэнфордского. Ведущие американские аналитики прекрасно понимали, что через некоторое время при условии сохранения действующей системы российского образования опять начнется процесс возрождения. А этого допустить было нельзя. Поэтому возникла идея «модернизации российского образования».
Российская и советская системы образования всегда были построены на принципах фундаментальности и классичности. Именно поэтому они готовили людей, способных, несмотря на идеологические перегибы, производить ценнейший интеллектуальный продукт. И именно поэтому российские специалисты всегда ценились на вес золота.
Но под руководством наших «младореформаторов» уже началось поэтапное и целенаправленное разрушение всей системы отечественного образования.
В 1992 г. по ходатайству правительства России на грант, выделенный Всемирным банком, в Москве был создан новый университет – Высшая школа экономики (ВШЭ). Задуманный и созданный по образу и подобию Гарвардского университета, главной задачей он поставил не просто обучение и подготовку студентов, но отработку «новых моделей» экономики и образования в России.
Научное руководство ВШЭ в России возглавил ярый апологет американской экономической системы Евгений Ясин.
Рядом с собой он поставил довольно юного, но подающего надежды кандидата наук Ярослава Кузьминова. Таким образом, формально оставаясь в тени и продолжая активно «консультироваться» со своими американскими «коллегами», господин Ясин получил реальную возможность осуществить задуманный ими план уничтожения системы образования в России.
Необходимо было через обученных и послушных людей в правительстве создать такие условия, при которых образование превратится в придаток уродливого экономического рынка потребительских услуг. И, тем самым, утратит свои основные преимущества.
В первую очередь, предполагалось разрушить все существовавшие доселе образовательные стандарты. И постепенно перевести на новые, не присущие России, а порой и просто чуждые ей.
Данная «работа» была выполнена великолепно. Российское образование так и не имеет официально утвержденных образовательных стандартов. Так что вопрос, чему и как учат в российской школе, приобретает чисто риторический характер.
Во вторую очередь, необходимо было создать такие условия, при которых образование в стране утратило бы обязательный и всеобщий характер. Это тоже было достигнуто. Достаточно было всего лишь резко сократить финансирование на государственном уровне всех малокомплектных школ. А к таковым относятся б
óльшая часть сельских школ и почти 70% школ малых городов России. Начиная с середины 90х годов, закрытие малых школ приняло характер катастрофы. За десять лет прекратили свое существование более 10 тыс. малокомплектных школ. А их бывшие ученики пополнили собой армию беспризорников, которых сегодня в стране насчитывается около 4 млн. По официальным данным ЮНЕСКО, в России сегодня 2,5 млн детей школьного возраста не посещают школу. По этому показателю Россия отодвинулась на 26е место в мире…
Многие детские отраслевые учреждения министерств и ведомств в период бурной приватизации были отнесены к «непрофильным активам». И «ушли с молотка». Таким образом, был создан мощный задел для резкого снижения общего потенциала российской нации. И делалось это все под бурные речи «младореформаторов» о необходимости перехода к рыночным отношениям.

Россия теряет Ломоносовых

Сегодня много и часто говорят о «теории заговора» в отношении России.Отбросив в сторону мистическую составляющую этого понятия, можно смело утверждать: да, «теория заговора» существует. И заключается она в том, что кто­то очень умело и грамотно пытается уничтожить саму суть системы образования в России.
Попытаемся кратко это обосновать.
Безусловно, всякая система нуждается в совершенствовании. Но если в ходе совершенствования или, как его очень часто называют, модернизации, уничтожаются самые основы системы, это уже является не модернизацией, а разрушением.
Процесс начался с подмены понятия самой сути образования. Всегда и во все времена образование являлось важнейшей социальной функцией государства.
В обиход запущено совершенно иное понятие, в соответствии с которым образование является всего лишь сферой коммерческих услуг. Термин «образовательная услуга» прочно вошел в обиход не только политиков, но и многих руководителей системы образования. И это означает, что образование стало сугубо личным делом каждого конкретного гражданина страны. Тем самым государство фактически отказалось от системы планирования своего будущего. Оно лишилось стратегии своего развития. Но государство без стратегии развития обречено на гибель!
Изменилась и система финансирования образовательной отрасли.
Сегодня мы наблюдаем переход к повсеместному платному высшему профессиональному образованию. Ежегодно количество бюджетных мест в вузах сокращается со скоростью 8–10% в год. Если процесс будет развиваться подобными темпами, то через 10 лет в России не будет бесплатного высшего образования.
Следующим шагом будет фактический перевод на платные рельсы всего общего среднего образования. Тем более что все необходимые предпосылки для этого уже созданы.
Выведены за рамки обязательных (оплачиваемых за счет бюджета) предметов: изобразительное искусство, музыка, дополнительные иностранные языки, компьютерная грамотность и многое другое. За все это родителям предложено платить из своего кармана. А это означает, что творческая, развивающая деятельность становится все менее доступной для детей из малообеспеченных семей. Россия начинает терять своих Ломоносовых и Кулибиных.
Кроме того, активно внедряется разработанный в недрах ВШЭ принцип финансирования «деньги за учеником», другими словами – система «подушевого нормативного финансирования». Под бурные возгласы о необходимости более «рационального» использования бюджетных средств в системе образования происходит уничтожение этой системы.
На этом фоне весьма странно и нелепо выглядит так называемый национальный проект «Образование». Ведущие специалисты в области образования задают друг другу вопрос: в чем же, собственно говоря, стратегическая суть этого самого проекта? Этой стратегии нет. Есть некая PRакция по раздаче денег из бюджета. И совершенно очевидно, что проводилась она в преддверии политического избирательного сезона 2007–2008 гг.
Кто и по какому принципу раздает эти самые деньги, не знает до сих пор никто. Немотивированная раздача денег может привести к совершенно противоположному эффекту, спровоцировав непримиримые противоречия внутри самой системы. Ибо понять, почему Мария Ивановна получила сто тысяч рублей, а работающая точно так же Мария Петровна таких денег не получила, объяснить не сможет никто. Как невозможно объяснить и принцип отбора «лучших школ». Тем более что до сих пор нет даже критериев ни для первых, ни для вторых. Скорее всего, определять, кому, сколько и за что давать, будет все тот же чиновник.
Кстати, в России сегодня чуть менее 60 тысяч школ. Грант в один миллион рублей получит всего одна тысяча. Это всего 1,5% от общего числа. А 80% школ (по данным министра Шойгу) сегодня не пригодны для обучения детей с точки зрения безопасности. Если же рассмотреть вопрос более глубоко, то 99% российских школ не готовы обучать детей в соответствии с современными требованиями. У них для этого нет ни соответствующей материальной, ни технической базы. Все школы сегодня финансируются исключительно из местных бюджетов, в которых на данные цели просто нет средств. Это переводит образовательную политику из разряда государственной в муниципальную, тем самым нарушая одно из важнейших положений Конституции, предусматривающее равное право получения качественного среднего образования на территории всей страны.

От ЕГЭ к автономным учреждениям

И все-­таки при всей серьезности финансовых проблем главной проблемой остается качество образования. И именно по данной проблеме ретивые «реформаторы» пытаются нанести сокрушительный удар.
Сорок лет назад – в 1967 г. – во Франции впервые был проведен эксперимент по внедрению ЕГЭ. Уже через несколько лет стало очевидно, что введение ЕГЭ привело к резкому снижению общего уровня качества знаний поступающих в вузы. И через пять лет он был отменен.
Опыт успели перенять США. Учитывая, что американцы весьма склонны к упрощенным методам преподавания и оценки знаний, ЕГЭ в тестовой форме у них прижился сразу и надолго. Сегодня США пожинают плоды этой «модернизации». По признанию Билла Гейтса, сделанному им в феврале 2005 г., система образования Америки сегодня переживает полный крах. И одна из главных причин этого – прикладной характер образования, основанный на упрощенной, тестовой форме оценки знаний.
Наши российские горереформаторы, встав на тот же пагубный путь, толкают всю систему образования к полному краху. Делает это, в первую очередь, все та же команда ВШЭ во главе с Кузьминовым и при непосредственном научном руководстве Ясина.
Но если США, развалив свою систему образования, имеют возможности скупать «мозги» по всему миру, то Россия такой возможности лишена. А вскорости лишится и своих «мозгов».
И этот процесс получает сегодня в нашей стране резкое ускорение в связи с тем, что мы встаем на очень пагубный путь реорганизации государственных образовательных учреждений в «автономные». То есть в такие, деятельность которых теперь государство вообще гарантировать не будет. Их попросту отпустят в «вольное плавание», из которого вернутся далеко не все. А это означает фактическое уничтожение огромного количества учреждений высшего и среднего специального профессионального образования. После принятия Закона «Об автономных учреждениях» многие вузы и техникумы превратятся в казино и доходные дома.
Это станет последним поворотом штурвала, после которого лайнер российского образования неминуемо свалится в неуправляемый «плоский штопор». И сделать уже ничего будет невозможно.
Потому что таковы законы исторической динамики…

Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических и философских наук, профессор, академик РАЕН

19 ноября 2008 года в 15.00 состоится «круглый стол» по реализации молодежного направления проекта
«МИР РАДИ ЖИЗНИ»

Медиа-группа «Наша Власть» выступает с инициативой разработки, концептуального видения и содержательной стороны реализации перспек­тивного комплексного проекта, посвященного предстоящим юбилейным со­бытиям – 70-летней годовщине второй мировой войны (1939-1945). 
Значительная роль отводится поддержке молодежных инициатив и программ в рамках данного проекта. Только при активном участии молодого поколения возможно осуществление поставленных целей. Основная задача — объединить российскую молодежь при реализации широкого общественно-патриотического проекта.  

В программе круглого стола планируется обсудить: 

- Проблемы патриотического воспитания молодежи и их отражение в  формировании концепции Молодежной политики РФ;
- Роль и значимость молодежного направления проекта;
- Молодежные программы и инициативы, в ходе реализации проекта «Мир ради жизни». 
К участию в мероприятии приглашаются представители государственных структур, молодежных и общественных организаций. 

Мероприятие состоится по адресу: г. Москва, ул. Тверская, д. 22, ВЭО, 2 этаж (м. Пушкинская, м. Тверская, м. Чеховская), тел.: +7(495) 912-29-13  


В избранное