Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Наша власть: дела и лица

  Все выпуски  

Наша власть: дела и лица: политландшафт


Добрый день, уважаемые подписчики! В нашей рассылке мы публикуем выдержки из наиболее интересных материалов журнала "Наша власть: дела и лица". Более подробно ознакомиться со статьями и темами нашего журнала можно на сайте www.nashavlast.ru.

СРЕДА УПРАВЛЕНИЯ. ПОЛИТЛАНДШАФТ
КЛАССОВАЯ БОРЬБА ИЛИ СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО?

Можно ли преодолеть отчуждение народа от власти?
Массовый образ мысли определяет массовый образ действий.
То, что люди считают реальным, имеет реальные последствия. Закон Томаса

Государственные СМИ изо дня в день убеждают нас наслаждаться прелестями наступившей стабилизации. Однако немного социометрии. По данным исследовательской группы ЦИРКОН «за последний год доля молодых россиян, готовых к «противоправным действиям» (вплоть до захватов зданий, акций протеста с использованием оружия) выросла в 1,4–2 раза. На вопрос: «допускаете ли вы участие в бойкоте властей» положительный ответ дало 34% опрошенных против 23% в прошлом году. Пополняется этот слой молодежи, в основном, за счет малообеспеченных слоев населения».
Настроения взрослого населения также не свидетельствуют о благостном добродушии. По данным близкого к президентской администрации ВЦИОМА, по состоянию на июнь 2006 г., 50% россиян «безусловно положительно» отнеслись «к возможной практике арестов глав регионов по обвинению в злоупотреблениях», а еще 34% – «скорее положительно». При этом 28% респондентов вообще выступают за смертную казнь казнокрадам и взяточникам. И все это – после, казалось бы, экономически вполне благополучного 2005 г., когда реальные доходы среднестатистического россиянина выросли по данным правительства на 8,9%, а за первые 5 месяцев 2006 г. – даже на 10,5%.
Данные социологов свидетельствуют о массовом характере отчуждения народа от власть предержащих. Удивляться нарастанию социальной агрессии не приходится. На вопрос «что больше всего вредит отечественной экономике» россияне, уже не первый год, дают одни и те же ответы: «коррупция, разбазаривание государственных средств» – 50% опрошенных; «сопротивление чиновников» – 34%; «неисполнение на местах принятых законов и указов» – 29%. Постоянство общественного мнения – признак застарелого характера проблемы, а также неэффективности властей, не принимающих должных мер для изменения ситуации.
Нет нужды напоминать: большинство чиновников, которых так недолюбливают россияне, – члены «партии власти». Этого не скрывает и В. Сурков, по мнению которого «Единая Россия» опирается почти повсеместно, в подавляющем большинстве территорий, на действующую власть. Но, несмотря на то, что уже 6 лет «единороссы» доминируют в политическом пространстве и в Государственной Думе, россияне так и не ощутили заметных сдвигов к благополучию. При изобилии нефтедолларов годовой доход российских работников (т.е. тех, кто имеет работу – С.М.) в 3–4 раза ниже, чем в среднем по Европе, а доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, даже по официальным данным, около 20%. Социологи же считают, что за чертой бедности находятся 40% россиян.
ВыборыТревожит то, что кардинальное улучшение финансового положения страны не находит адекватного отражения в социально-экономическом положении населения. Россию возглавляет богатое правительство бедного народа. Все это выразительно характеризует «качество» управления, которое за ширмой «Единой России» демонстрирует государственная бюрократия, неизбежно ведет к утрате доверия как к самой партии, так и к легитимности государственной власти как таковой. Если распад предшествующей «партии власти» «Наш дом – Россия» (сегодня об этом уже мало кто помнит) был событием для страны малозначащим и малозаметным, то подрыв легитимности государства – абсолютно недопустим. Отечественный опыт ХХ в. свидетельствует: крах государственности – это бедствие для миллионов.
К сожалению, правы те, кто утверждают: власть стала орудием извлечения личных доходов, в т.ч. посредством непрерывного перераспределения собственности. Предельную опасность для государства представляет системная коррупция, о чем говорят многие и на Западе, и у нас в стране. Здесь и монопольные претензии «Единой России» на политическую власть, сопряженный с нею административно-силовой ресурс, единоличное формирование законодательства и контроль за правоприменительной практикой. Казалось бы, судьба СССР наглядно продемонстрировала, чем кончаются подобные претензии. Однако, как писал еще Ключевский: «отечественная история, в сущности, не учит ничему. Она только наказывает за невыученные уроки».
Тем не менее, вначале В. Сурков рекомендует «избегать опоры на административные ресурсы. Это делает дело политически мертвым». А затем и президент В. Путин вынужден публично напомнить впавшим в административный восторг «единоросам»: «Нашим коллегам, которые сегодня или завтра будут находиться в оппозиции, должна быть предоставлена трибуна и возможность высказывать свое мнение… Только в дискуссии можно находить наиболее оптимальные пути развития государства, страны и ее экономики».
Но способны ли доморощенные «элиты» воспринимать здравые рекомендации? Вывезя из России несколько сот миллиардов долларов – результаты многомиллионного народного труда, представители доминирующих групп наглядно продемонстрировали: свое будущее они видят без России, и вне России. За рубежом вложены их капиталы, прикуплена собственность, рожают жены, живут дети, учатся внуки… Есть ли этой публике дело до России и ее народа? По всей видимости, в обществе явно утрачено представление о единой исторической судьбе.
Сомнительные перспективы подобного развития событий стали понимать и в Кремле. По мнению того же Суркова: «самый большой порок сложившейся политической системы в том, что она покоится на ресурсе одного человека, и задача предстоящего периода – чтобы выросла такая политическая сила, которая в перспективе может прийти на смену нынешней доминирующей партии».
Действительно, мировой опыт свидетельствует: государственное управление способно эффективно решать задачи национального развития, национальной перспективы только в том случае, если власть формируется в ходе и в результате остро-конкурентного политического процесса. В противном случае, политика неизбежно вырождается в администрирование, последствия чего прошедший век наглядно продемонстрировал. Таким образом, будущее России непосредственно связано с необходимостью создания цивилизованной политической системы, адекватной реалиям ХХI в. и задачам инновационно-демократической модернизации.
Но что происходит в России сегодня? На какие политически организованные силы общества может опереться президент-реформатор? Итоги «деятельности» «Единой России» охарактеризованы выше. Абсолютное большинство россиян, в т.ч. образованная часть общества – интеллигенция от личного, посильного участия в политическом процессе самоустранились. Расхожее самооправдание: «политика – дело грязное». При этом, профанное сознание упускает из вида: не существует «просто» политики – есть единый и неразделимый политико-правовой процесс. В современном обществе законы рождаются в ходе и в результате политико-правового процесса. И потому, если политика, оставляемая на откуп нечистоплотным дельцам, дело грязное, неизбежно в грязи будет вываляно право, суд будет коррумпирован, а закон – «что дышло».
Социометрия бесстрастно фиксирует: в работе отечественных политических партий участвуют не более 2–3, максимум 4% населения. Сегодня, как и век назад, Россия все еще не имеет эффективной партийно-парламентской системы, способной снимать острейшие социальные противоречия. В то же время, сложный, многоукладный российский социум в процессе жизнедеятельности не может не порождать масштабных конфликтов. Поскольку абсолютное большинство населения огромной страны не видит необходимости в политическом представительстве своих интересов и не озабочено созданием механизмов, обеспечивающих столь необходимый социальный компромисс, эта работа легла на относительно немногочисленные группы интеллигенции. И понятно, что в России, где масса социально-уязвимого населения столь велика (см. выше), обществу объективно необходима сильная, влиятельная партия социал-демократической ориентации.
Привлекательность идей социал-демократии и результатов их воплощения в политической практике европейских стран, стимулировали в России на протяжении последних 15 лет ряд попыток создания социал-демократических организаций. Однако вплоть до настоящего времени консолидировать российскую социал-демократию не удалось, и она все еще не стала влиятельной политической силой. Тем не менее, логика развития политического процесса позволяет надеяться, что в перспективе возможно объединение в единую партию всех структур и организаций социал-демократической направленности.
Реальное благополучие стран Западной Европы, в т.ч. скандинавских стран, где особенно сильны традиции социал-демократии, свидетельствует о принципиальной продуктивности социал-демократической модели развития общества и, прежде всего, идеологии социального партнерства. Россия должна использовать богатейший политический опыт социал-демократии, с учетом российской социо-культурной специфики. Не в последнюю очередь, имеется в виду необходимость наращивания массовой политико-правовой культуры общества. Никому еще не удавалось утвердить демократию в отсутствии необходимого множества демократически мыслящих граждан. Еще Сперанский разъяснял «неудачи, коими нередко были сопровождаемы самые благотворные усилия политических перемен, когда образование гражданское не предуготовило еще к ним разум».
Сергей Магарил

Редакции журнала "Наша власть: дела и лица" требуется журналист. Условия работы и оплата обговариваются при личном контакте. Вы можете прислать резюме и что-нибудь из опубликованного на политическую, экономическую или социальную тему (или нечто близкое к этому) на почту: des-nv@mail.ru. Прежде всего, нас интересует ваше умение анализировать факты, ваш собственный взгляд (подкрепленный анализом) на проблемы страны.


В избранное