Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Наша власть: дела и лица

  Все выпуски  

Наша власть: дела и лица. Здравствуй, страна героев!


Добрый день, уважаемые подписчики! В нашей рассылке мы публикуем выдержки из наиболее интересных материалов журнала "Наша власть: дела и лица". Более подробно ознакомиться со статьями и темами нашего журнала можно на сайте www.nashavlast.ru.

ЗДРАВСТВУЙ, СТРАНА ГЕРОЕВ!

В гостях у «НВ» известные в космической отрасли люди: летчики-космонавты Валерий Николаевич Кубасов и Александр Павлович Александров, патриарх космической науки, профессор Борис Евсеевич Черток, академик, директор Исследовательского центра им. М.В. Келдыша Анатолий Сазонович Коротеев, начальник Управления пилотируемых программ Алексей Борисович Краснов, заместитель генерального директора ГКНПЦ имени М.В.Хруничева, генерал-майор Валерий Александрович Меньшиков и доктор физико-математических наук, профессор Лев Матвеевич Зеленый из Института космических исследований РАН.

«НВ»: В Советском Союзе космонавтика была любимым детищем Партии. Как Вы оцениваете отношение к космонавтике нынешней власти?
В. Н. КубасовВ.Н. Кубасов: «Я бы так не упрощал. Космонавтика была детищем народа. Народ по достоинству оценивал наши успехи в космосе и любил космонавтов. В космонавтике отражались интеллектуальные достижения нашей техники. Мы запустили первый ИСЗ и первого человека в космос, и этим по праву гордился весь советский народ, потому что это было достижение нашей цивилизации. Я помню, как ликовали люди 4 октября 1957 года и 12 апреля 1961 года. Это сейчас из-за бесконечных житейских забот мы многое забыли. Мы находимся в положении, когда «низы» не могут ничего сделать по причине отсутствия реальных прав и материальных возможностей, а «верхи» не хотят по какой-то своей причине взглянуть на то, что происходит с нашей космонавтикой. Кстати, и сейчас в США и странах Западной Европы в большом почете космонавтика и заниматься ей считается престижным. Наша власть, к великому сожалению, проявляет больше безразличия, чем внимания к этой передовой области техники и науки. Я не сомневаюсь, что в ХХI веке в передовых странах мира, таких как США, этой области будет уделяться достаточно внимания с точки зрения выделения материальных и людских ресурсов, исходя из понимания, что достижения в космосе реально влияют на успехи на Земле. Кто будет господствовать в космосе, тот будет господствовать и на Земле. Если бы наша власть хотела, она бы нашла больше возможностей для космонавтики. К сожалению, этого не происходит, и я боюсь, что время будет упущено, и мы безнадежно и невосполнимо отстанем. Это вовсе не в интересах России и великого, достойного, нормального будущего российского народа».
А. С. КоротеевА.С. Коротеев: «Отношение к космонавтике вполне отвечало тому значению, которое она имела как для обороноспособности страны, так и для создания политических активов в мире. Что же касается отношения к космонавтике нынешней власти, наверное, проще всего было бы сказать, что отношение совсем не то, какое следует, и что денег власть дает мало. Но сказать так было бы не правильно, слишком упрощенно. Ведь резко изменились жизнь, страна, общество. Концепция обороноспособности страны претерпела серьезные изменения: уже не ставится задача сравняться по военной силе с Соединенными Штатами – сегодня наш военный потенциал несравненно скромнее выглядит. Все это сказывается и на возможностях космонавтики. Поэтому ожидать такого же отношения к ней, как во времена Советского Союза, наивно. Российская космонавтика – да и мировая космонавтика в целом – переживает довольно непростой период в идейном плане. Если в эпоху противостояния СССР и США мы четко понимали, что нужно делать: мы должны быть сильнее, по крайней мере, не слабее США – это раз. Второе – нам надо быть первее, чем США в космосе: первыми оказаться на орбите, первыми отправить в космос женщину и т.д. Сегодня таких приоритетов нет. А космонавтика требует сенсаций – в хорошем смысле этого слова – ей нужны большие задачи. Какой следующий шаг? Ступить на Марс? Или прежде чем ступить, все же осознать: зачем мы туда летим? Насколько от этого сильнее станем? Приведу яркий пример. С год назад был поднят настоящий ажиотаж вокруг Гелия-3, обнаруженного на Луне. Сегодня руководитель РКК «Энергия» заявляет о готовности приступить к проекту промышленной добычи Гелия-3 и доставки его на Землю. На самом деле, сенсация не стоит выеденного яйца. Если мы такими сенсациями будем привлекать интерес общества, то дискредитируем космонавтику. Поэтому при проработке подобных вопросов есть определенный долг не столько за правительством, сколько за научно-техническим миром, который обязан четко сказать, какими должны быть следующие шаги, ради чего? Я расцениваю отношение нынешней власти – может, это прозвучит парадоксально – как соответствующее тому уровню, на котором находится наша космонавтика сегодня (кстати, российская космонавтика находится не на таком уж плохом уровне, как порой утверждают). Если же говорить о пожеланиях к власти, то в первую очередь ей нужно изменить отношение к высоким технологиям. В этом вопросе нынешняя власть явно недорабатывает».
Л. М. ЗеленыйЛ.М. Зеленый: «Во времена СССР космонавтика и космическая наука были «любимыми детищами» всего мира. По крайней мере, в тех странах, что участвовали в космической гонке. Сейчас ситуация другая, эйфория от успехов космических исследований кончилась еще в 70-е годы, но тем не менее до начала 90-х годов руководство СССР все же поддерживало положение страны как второй космической державы. Каждые полтора-два года запускались научные спутники, исследовались планеты Солнечной системы и околоземное космическое пространство. У нашей космонавтики, и пилотируемой, и непилотируемой (а эти направления у нас всегда развивались параллельно) было очень славное прошлое. В списке наших достижений — открытие радиационных поясов и плазмосферы Земли. Фактически открытие солнечного ветра, потока плазмы, который идет от Солнца, тоже было сделано с помощью советских лунных аппаратов. Впервые был доставлен грунт с Луны, были проведены чрезвычайно успешные исследования Венеры, впервые именно советские аппараты в 70-х годах обнаружили суперротацию атмосферы Венеры, измеряли давление на ее поверхности, чрезвычайно высокую температуру. К сожалению, настоящее у всей российской космонавтики (а у ее научного сегмента — в особенности) пока остается очень тяжелым, с 90-го года наши успешные проекты можно пересчитать по пальцам. Сейчас важно то, что у нас, по-моему, есть будущее и будущее достойное. Я имею в виду, прежде всего, принятую недавно Федеральную космическую программу. Она, возможно, не такая амбициозная, как в советское время, но она реальная, и, что особенно важно, в ее рамках так или иначе продолжаются исследования по всем направлениям непилотируемой космонавтики. Россия, кстати, одна из немногих стран, где сохраняются исследования по всем направлениям космической науки.
А. Б. КрасновА.Б. Краснов: «Отношение к космонавтике в нашей стране было неизменно превосходным. Во многом благодаря этому отношению мы достигли больших успехов в освоении космоса. Но с начала девяностых самым сложным для отечественной космонавтики явилось сохранение производственного потенциала отрасли. Эту задачу удалось решить, безусловно, благодаря шагам, которые предпринимались руководством государства и правительством страны, что стало особенно заметно в последние годы. Принята не только Федеральная космическая программа на 2006–2015 годы, а также решение о выделении финансирования для создания резервных кораблей «Союз», «Прогресс» и ракет-носителей к ним для защиты от нештатных ситуаций при осуществлении запусков кораблей к Международной космической станции. При существующей неопределенности по полетам американских кораблей «шаттл» это решение позволяет обеспечить гарантированные возможности по снабжению МКС и доставке экипажей на орбиту».
А. П. АлександровА.П. Александров: «Российское государство остается космической державой, хотя «зарубеж» был недоволен тем, что нам удалось выстоять в этой области в тяжелые 90-е годы для всей экономики и промышленности России. А сегодня открываются новые перспективные проекты: конкурентноспособные и по техническому, и по архитектурному проектированию они выглядят изящнее и экономичнее предлагаемых НАСА. Руководство – президент и правительство – достаточно уделяют внимания космической отрасли и безопасности государства, а к пилотируемой космонавтике возвращается внимание и уважение общества».
В. А. МеньшиковВ.А. Меньшиков: «В период 1990–2000 годов ракетно-космическая отрасль была в глубоком кризисе. Она просто выживала за счет своих резервов, накопленных в предыдущие годы. Причины этого известны - резкое снижение объемов бюджетного финансирования (по некоторым направлениям в 15–20 раз). Кроме тяжелого экономического положения, имела место недооценка роли космонавтики в экономике и обороноспособности страны ее тогдашним руководством. Многие сегодняшние проблемы были порождены в тот тяжелый период. Отношение к космонавтике со стороны нынешней власти изменилось в лучшую сторону значительно. Пришло понимание того, что без развитой космонавтики Россия не может быть сильной и технически передовой державой, осуществляющей независимую внешнюю и внутреннюю политику. При этом ее развитие должно осуществляться на государственной плановой основе для решения актуальных задач в координации с другими видами работ современного бизнеса и международных связей. Кроме того, руководством страны ставится задача перехода к качественно новому этапу социально-экономического развития, основанному на высокоэффективных национальных инновационных проектах, при этом космонавтике в этих планах отводится очень значимая роль. Об эффективности этого пути, по которому, кстати, идут сейчас все ведущие страны мира, я могу судить с полной определенностью, как руководитель международного проекта по созданию многофункциональной информационной космической системы Союзного государства России и Беларуси. Проект организует и курирует Постоянный комитет Союзного государства. В его реализации задействован значительный научно-технический потенциал – более 50 НИИ, вузов, КБ нашей страны и Беларуси. Финансирование работ осуществляют обе страны. Часть работ выполнена, другие работы планируется выполнить до 2011 года. Так что дела в области космических исследований начали поправляться».
Б. Е. ЧертокБ.Е. Черток: «Космонавтика в СССР пользовалась поддержкой не просто всего государства, а и всего государственного аппарата. И удивительно, как мы сейчас вспоминаем, не было никаких бюрократических преград к великой победе первого полета человека в космос – и к последующим победам, кстати, тоже. Если же говорить о создании тяжелой ракеты «Энергия» и корабля «Буран», то это тоже были выдающиеся достижения не только нашей космонавтики, но и всех смежных передовых технологий нашей страны. Такой мощной, надежной ракеты, как «Энергия», пока не создано нигде в мире. И то, что мы эту «Энергию» погубили, потомки наши вспомнят и нам не простят. Что касается «Бурана», то тут тоже были продемонстрированы огромные потенциальные возможности и науки, и техники. Беспилотный полет с автоматической посадкой на взлетно-посадочную полосу с ошибкой приземления всего в три метра (!), этого никто не достиг и не знаю когда, через сколько лет, этот рекорд будет повторен. И вот это замечательное достижение нашей науки и техники было погублено только из-за – давайте уж честно говорить – из-за преступной экономической политики. Вот для чего нужно, с моей точки зрения, помимо разработки инженерных и научных проблем изменение экономической политики. Вроде бы и наш президент, и наш премьер-министр говорят: надо развивать космонавтику, и с этой точки зрения к ним претензий нет. А если по делу, то Соединенные Штаты тратят на космонавтику примерно в тридцать раз больше, чем выделяет наш государственный бюджет. Мы в этой части сегодня отстаем и от Китая, и от Индии.
«НВ»: Что в первую очередь тормозит развитие космонавтики сегодня?
А.П. Александров: «Недофинансирование и непонимание некоторыми эшелонами власти стратегической важности развития космических программ».
Старт!В.Н. Кубасов: «Конечно, отсутствие внимания и достаточного финансирования со стороны правительства. К сожалению, только сравнительно небольшие космические программы могут финансироваться из внебюджетных средств. Крупные программы, такие как орбитальные станции, Лунная база, Марсианская экспедиция требуют больших затрат, и они под силу только крупным странам и бюджетному финансированию. В США главная космическая организация НАСА является государственной организацией и финансируется из государственного бюджета (бюджет НАСА примерно 20 миллиардов долларов в год). Вы спросите, а где взять деньги в России? Это головоломка для российского правительства, которое забыло, что сейчас Россия добывает и продает другим странам нефти, газа, леса больше, чем это делалось в Советском Союзе, но тогда доходов от этого хватало и на космонавтику, и на науку, и на образование, медицину, строительство жилья, содержание армии. А сейчас ни на что не хватает. Вот загадка, которую не может разрешить наше правительство. Когда оно решит ее, все пойдет нормальным путем».
КосмосА.С. Коротеев: «Развитие космонавтики сегодня тормозят, я бы сказал, два момента. Первый – цели ясно не сформулированы. Второй – острая нехватка талантливых кадров.
Да, у нас есть федеральная космическая программа. И, тем не менее, надо четко сформулировать и подать все это в виде, который будет понятен обществу: обязанность космического сообщества совершенно четко людям объяснить, во-первых, чем космонавтика сегодня им полезна, как она на них работает. Чтобы они так не говорили: вон «Буран» поставили в парке Горького – и все, космонавтика приказала долго жить. Между прочим, если бы «Буран» сегодня летал, я не знаю, зачем бы он летал? Вот «шаттл» летает и ничего кроме убытков американцам не приносит. Оказалось, что это средство доставки очень дорогое. Сегодняшний этап космонавтики требует глубокого осмысления. Это отличительная черта нынешней космонавтики от космонавтики советского периода, когда вся космонавтика была соревновательной, эмоциональной. Космонавтика не живет в безвоздушном пространстве, она живет в том обществе, которое мы сегодня имеем. И вот что вызывает глубокую тревогу и на что было бы очень полезно прессе обратить внимание: мы существенно теряем потенциал высоких технологий. В те времена, когда наша космонавтика переживала подъем, была такая песня: «Здравствуй страна героев, страна мечтателей, страна ученых». Сегодня никто бы так не сказал. Потому что Россия уже не страна мечтателей и ученых. Помню, как в новогоднюю ночь 1959 года – а я только-только пришел работать в космическую отрасль – в 23 часа 20 минут был запущен в космос первый в мире магнито-газодинамический генератор. А сейчас сказали бы: ненормальные, шли бы домой и пили шампанское… Я понимаю, что все, что сегодня происходит с космонавтикой, прежде всего, идет от общества. Безразличие общества – с подачи власти – к людям, работающим над высокими технологиями, жутко опасно. Вот недавно я вычитал в «Коммерсанте», что футбольный арбитр в нашей премьер-лиге за матч получает 45 тысяч рублей. Футбольный матч, как известно, длится полтора часа. А мы при заключении с государством контрактов по космосу исходим из того, что должны платить примерно 11 тысяч рублей нашему специалисту – в месяц. Я думаю, что в стране, где считают, что футбольный арбитр за полтора часа должен зарабатывать в 4 раза больше, чем специалист высоких технологий за месяц работы, это очень опасно. Если бы в стране не было денег, это было бы понятно. Вот после войны. Я хорошо это помню. Тяжелейший был 46-й год. Но люди понимали: всем тяжело. Они понимали, что завтра может стать лучше. И когда в 47 году отменили карточки – это был праздник! Мне тогда исполнилось 11 лет, но я очень хорошо помню тот праздник. Сегодня людям нельзя сказать, что нет денег, когда на футболиста в высшей лиге деньги находятся, и футболисту платят сумму, которую даже страшно произнести. Значит, регулирование общества поставлено таким образом, что считается вполне нормальным, если специалисты по космосу в месяц будут получать одну четвертую от полуторачасового гонорара арбитра за полтора часа. Сегодня по-настоящему талантливый человек в космонавтику пойдет всего в двух случаях: либо он безнадежный фанатик, либо он по каким-то причинам не может найти себе хорошо оплачиваемую работу, например, из-за излишней застенчивости. Но такие люди – фанатики и застенчивые – не могут составить кадровую основу отрасли. Мы «базу роста», говоря «комсомольским языком», практически свели к нулю. По-моему, это страшная ошибка, которую надо срочно исправлять. Если мы потеряем пласт талантливой молодежи, восполнить его будет очень трудно.
На стартовой площадкеА.Б. Краснов: «Основная проблема развития отечественной космонавтики заключается, по моему мнению, в сфере инфраструктуры космической отрасли. Большинство наших предприятий все еще несоразмерны со своими основными фондами, зачастую превышающими объемы сегодняшних задач, которые они решают. Серьезным образом тормозит развитие и кадровая проблема: средний возраст работающих в отрасли превышает 45 лет. У предприятий промышленности не хватает средств на обновление станочного парка. В целом, нужна инфраструктурная перестройка, что уже реализуется в рамках мероприятий по созданию крупных промышленных интегрированных структур».
В.А. Меньшиков: «Негативные явления кризиса ракетно-космической отрасли пока не преодолены. Фактический объем финансирования отрасли в 2001–2005 годы, как отметил руководитель ФКА А.Н. Перминов, составил 73,7% от объема, утвержденного по программе. Общее недофинансирование составило около 24 млрд. руб. в ценах 2005 г. Из-за недофинансирования сдвигаются сроки модернизации ракетоносителя «Союз», создание Космического ракетного комплекса «Ангара» и разгонных блоков, а также других проектов, что ослабляет позиции России на международном рынке средств выведения. Имеет место неоправданная недооценка роли космонавтики в разработке новых информационных и промышленных технологий с последующим их внедрением в промышленном производстве социально-экономического назначения. Недооценивается также в ряде случаев роль космонавтики в создании и развитии средств глобальной навигации, связи, мониторинга окружающей среды, метеонаблюдений и т.п. Зачастую подобные недооценки роли космонавтики служат «основанием» недофинансирования ракетно-космической отрасли. К сожалению, приходится говорить о снижении качества продукции ракетно-космической отрасли, что вызвано рядом причин, в том числе оттоком из отрасли высококвалифицированных кадров, старением основных фондов предприятий, сокращением объемов производства. Можно надеяться, что переломить тенденцию поможет то обстоятельство, что 2006 год объявлен руководством ФКА годом качества космической продукции. В связи с этим намечен целый ряд мероприятий организационного и технологического порядка».
Космонавты перед стартомЛ.М. Зеленый: «Что касается ответа, то он, в сущности, один — недостаточное финансирование. Годовой бюджет Национального космического агентства США превышает 16 миллиардов долларов, а бюджет Федерального космического агентства не дотягивает до этой цифры по меньшей мере на два порядка. Соответственно, Вы можете оценить, какое количество космических аппаратов и научных приборов в год может запустить НАСА и какое количество – мы. В настоящее время на орбите нет ни одного российского научного спутника, в конце прошлого года прекратил работу «КОРОНАС-Ф», который изучал солнечно-земные связи. Есть и еще одна проблема, изначально связанная с проблемой недофинансирования, а теперь ставшая, фактически, самостоятельной – проблема старения кадров. В нашем институте еще работают те ученые, которые сделали возможными успехи 70-х годов, но возраст есть возраст, годы идут, а молодые исследователи, которым можно передать опыт, приходят не так активно, как необходимо для полноценной «передачи эстафеты». Был период в середине 90-х годов, когда в Институте училось всего три или четыре аспиранта. Сейчас их более двадцати. Любопытно, кстати, что способные ребята приходят чаще не из столичных регионов, а с юга, севера, востока России. Но наш институт, к сожалению, не в состоянии решить другую важную проблему – проблему жилья. Если молодые ученые не будут иметь возможности заработать или получить жилье, занимаясь наукой, то в науке и, наверное, даже в России они не останутся».
Старт!Б.Е. Черток: «Пока мы сидим на сырьевой игле, все грандиозные проекты, такие, как промышленное освоение Луны и пилотируемые полеты на Марс останутся лишь благими пожеланиями… А что касается политики, так сказать, идеологической и духовной, то идея может быть осуществлена, когда она будет поддержана и соответствующим духом общества! Если хотите, другим уровнем нравственности по сравнению с тем, с чем я сталкиваюсь как профессор вуза. Я готовлю студентов как специалистов в области космонавтики, потом они, что называется, делают мне ручкой и уходят в коммерческие системы. Недавно мы подводили итоги в одном из институтов и убеждались, что порядка 50 самых способных студентов, на которых рассчитывали, что они будут работать в нашей отрасли, либо уехали за рубеж и теперь там работают и поднимают зарубежную экономику, либо ушли в другие, очень далекие от космоса структуры. Вот поэтому мне очень трудно ответить на вопрос, что будет через 25 лет с пилотируемой космонавтикой. Нужно задавать вопрос: что будет с Россией через 25 лет? Если Россия, наконец, очухается и станет страной, в которой экономика базируется на знаниях, в которой будет процветать экономика знаний, тогда да, все может быть выполнено. Задачи освоения Луны и экспедиции на Марс, конечно, достойны и являются для нашей цивилизации последующим подвигом и скачком, но для их выполнения нужно быть обеспеченным прочным тылом. А прочный тыл – это прочная экономика, а не сидение на нефтегазовой игле.
«НВ»: Что прежде всего нужно сделать, чтобы российская космонавтика обрела былое величие?
КосмосА.Б. Краснов: «Не соглашусь, что правомерно так ставить вопрос. Мы сегодня находимся на другом этапе космических исследований, нежели 40 лет назад. То, что благодаря России, ее участию в программе Международной космической станции этот крупнейший международный проект живет и развивается, является тому подтверждением. Конечно, необходимы активные усилия по развитию спутниковой группировки, столь необходимой для решения оборонных и гражданских задач, требует усовершенствования технологическая база, которая позволила бы повысить срок работы наших аппаратов на орбите. Благодаря решениям президента России В.В. Путина идет активная работа по ускоренному развертыванию навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. Нельзя забывать и о развитии проектов в сфере космической науки, о межпланетных исследованиях автоматическими аппаратами, об изучении Луны с перспективой ее использования в качестве этапа по подготовке полета на Марс. Амбициозная, но реальная и сопоставимая с экономическими возможностями страны космическая программа вполне достойна, по моему мнению, стать в будущем одной из целевых программ государства».
А.П. Александров: «Нужны шаги по развитию и укреплению инфраструктуры космической отрасли. А работа эта кропотливая и, хотя она постоянно ведется головными предприятиями, создающими ракетно-космическую технику и проекты будущего, требуется совсем немного – понимание общества и финансовая поддержка правительства. А величие, оно остается, каким было с момента запуска первого ИСЗ».
Буран на стартеВ.А. Меньшиков: «Хочу отметить, что несмотря на кризисное состояние отрасли, космический потенциал России пока сохранен: сохранена структура космической отрасли (хотя и в меньшем объеме, чем в бывшем СССР) сотни проектных и производственных организаций промышленности, научных институтов и вузов, космодромы, наземная космическая инфраструктура; сохранена возможность полного цикла работ от НИОКР до создания, наземной отработки, летных испытаний и эксплуатации космической техники.
Поэтому, прежде всего, необходимо: сохранить, модернизировать и приумножить то, что есть, рационально используя выделяемые финансовые ресурсы; внедрять наукоемкие космические технологии в различные сферы науки, техники и экономики страны; всемерно содействовать развитию конверсии и коммерческого рынка космических услуг по всем возможным направлениям; развивать космонавтику на основе прогрессивных научно-технических решений, ориентироваться на многоцелевое, многоразовое и эффективное использование космических аппаратов и систем (комплексирование задач, решаемых одним КА, блочно-модульное построение КА, многоразовое использование КА, блоков, аппаратуры, ступеней РН, создание маломассовых КА с длительным сроком активного существования на базе новейших технологий); добиваться устойчивого финансирования отрасли и расширять объемы международного сотрудничества.
В качестве иллюстрации международного сотрудничества приведу пример. В рамках Космической программы России и Беларуси мы приступаем к выполнению проекта по созданию многофункциональной информационной космической системы Союзного государства России и Беларуси, генеральным конструктором которой я являюсь.
В целом ожидается существенный социально-экономический эффект от использования этой системы».
А.С. Коротеев: «У космонавтики, вообще, три главных функции. Первая – укреплять оборону страны. Для меня, как человека послевоенного поколения – это, действительно, первое. Второе – улучшать жизнь людей. Порой мы эту функцию космонавтики даже не замечаем: как быстро на бесконечные просторы Сибири пришло телевидение, как коренным образом изменилась связь, как вообще информационная революция произошла благодаря космосу, мы не замечаем достижений системы «ГЛОНАСС» – вот здесь космонавтика служит тому, чтобы завтра мы жили лучше. Эти достижения совершенно не пропагандируются. Простой человек, если его на улице остановить и спросить, откуда все это берется – он и не знает. А третья функция космонавтики – это, конечно, расширение познания. Надо или не надо лететь на Луну и Марс – можно спорить, но, конечно, мы полетим туда. Сейчас гонка вокруг Луны проходит на эмоциональной основе. В отличие от Антарктиды по Луне нет четких международных соглашений, и может случиться так: другие прилетят на Луну, понаставят там флаги, а мы прилетим – и наш флаг поставить будет уже негде. Поэтому – хотим мы или нет – мы тоже будем вовлечены в освоение Луны. Но сегодня требуются осмысленные шаги, особенно с учетом того, что мы крупно проигрываем борьбу за космические средства связи. Если сравнить, какие деньги от связного космоса имеет Запад и какие мы, увы, сравнение далеко не в нашу пользу. Имея очень хороший парк выведения, мы не можем похвалиться, что имеем такой же мощный парк космических средств связи, которые можем продать, а они сейчас дают несравненно большие деньги, чем космический извоз. В информационно-связном космосе мы значительно уступаем конкурентам. Наше участие на этом рынке – мне даже стыдно назвать эту цифру – скажу так, осторожно: это будет меньше 10 процентов, к сожалению, значительно меньше 10. Федеральная космическая программа учитывает то, что все это нужно срочно поправить, и для этого в последние годы предпринимаются большие усилия. Конечно, сказался провал начала 90-х, когда политика власти по отношению к космосу была, прямо могу сказать, безответственной. Разрушать легче, чем восстанавливать. Нужно какое-то время».
В.Н. Кубасов: «Во-первых, прежде всего, нужно иметь достойную России космическую программу, утвержденную на федеральном уровне. Та жалкая программа, которая сейчас утверждена до 2015 года, не содержит ни освоения Луны, ни пилотируемого полета к Марсу. Можно подразумевать только, что мы этим заниматься не будем. Ну, тогда нам не следует надеяться в будущем на ведущую роль в области космонавтики. Решать надо сейчас, потом будет поздно, мы безнадежно отстанем. Во-вторых, нужно соответствующее финансирование из федерального бюджета. Поиск инвесторов, частного капитала – это все для малых космических программ или для латания «дырок», Настоящей космонавтике, способной занять ведущее место в мире и в земной цивилизации, нужен настоящий хозяин, каким может быть только государство».

Сколько всего космонавтов?

Всего 443 космонавта побывали в космосе. Из них – 227 космонавтов США и 99 наших (СССР, Россия). В космос летала 41 женщина. Из них – 33 американки и 3 наших (Валентина Терешкова, Светлана Савицкая, Елена Кондакова). Самое продолжительное общее время полетов – Сергей Крикалев: 6 полетов – 803 с. 09 ч. 43 м. Самое долгое пребывание в космосе за один полет – Валерий Поляков – 437 с.17 ч. 59 м. За 46 лет существования Центра подготовки космонавтов в нем подготовлено 422 человека из 30 стран. Из них совершили полет – 224. Сейчас в Центре проходят подготовку 38 человек из разных стран. В 2008 г. число участников подготовки составит 95–102 человека, опять же из разных стран.

Малоизвестные факты

1. По постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР Королев должен был разработать баллистическую ракету-носитель для выведения мощного ядерного заряда, создание которого было поручено академику Сахарову. С помощью Келдыша и Руднева Королеву удалось в это постановление вписать семь слов: «... а также спутника, предназначенного для полета человека». Именно такая ракета Р-7 под названием «Восток» и вывела на орбиту искусственный спутник Земли в 1957 г. и космический корабль с Юрием Гагариным в 1961 г.
2. Королев, как автор запуска первого космического спутника, не был удостоен Нобелевской премии по той простой причине, что фамилия главного конструктора была засекречена до самой его смерти, а Нобелевские премии анонимным авторам не присуждаются.
3. Долгое время западные эксперты пытались «вычислить», какое устройство и характеристики имеет корабль «Восток». 30 апреля 1965 г., когда первый макет «Востока» в подлинном виде был экспонирован на ВДНХ, наибольшее удивление у западных экспертов вызвал тот факт, что Гагарин, оказывается, путешествовал внутри шарообразного спускаемого аппарата. Эту форму корабля «Восток» никто из них представить себе не смог.
4. Гагарину пришлось говорить, что он приземлился вместе со спускаемым аппаратом, а не на парашюте, как это было на самом деле. Ему приказали так поступить: высшее руководство опасалось, что в ином случае откажут в регистрации международного рекорда.
5. У руководства имелись опасения, что во время космического полета у космонавта может помутиться рассудок. Поэтому у Гагарина был секретный код – 125. Только с помощью этого кода возможно было переключиться на ручное управление кораблем. Предполагалось, если Гагарин достанет конверт, прочтет инструкцию и наберет код, следовательно, он в своем уме и ему можно доверить ручное управление. Правда, конструктор Олег Ивановский «выдал» код Гагарину еще до посадки в корабль.

По опросу россиян

Половина россиян признают свою страну космической державой, хорошо воспринимают идею космического туризма и надеются дожить до первой станции на Луне. Такие данные получил Аналитический центр Юрия Левады. 24–27 марта 2006 года сотрудники «Левада-Центра» провели опрос 1600 россиян в возрасте 18 лет и старше в 128 населенных пунктах 46 регионов страны. Результаты показали, что 51 процент опрошенных воспринимают Россию как лидера в освоении космоса. 26 процентов считают, что «впереди планеты всей» идет США. Как ни странно, но некоторые опрошенные выдвинули на первый план Китай и Европейский союз. На вопрос об отношении к космическому туризму положительно ответили 60 процентов опрошенных. В основном это россияне моложе 25 лет и люди с высоким достатком. Отвечая на вопрос о времени создания постоянной космической станции на Луне, большинство опрошенных указали период от 30 до 50 лет. В основном на скорую постройку станции рассчитывают молодые люди. Представители старших поколений называли отдаленные сроки или говорили, что станция не будет построена никогда.


В избранное