← Декабрь 2014 → | ||||||
1
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
9
|
10
|
12
|
13
|
14
|
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://nts-rs.ru/
Открыта:
09-10-2008
Статистика
0 за неделю
Стрела НТС 200. Трансформация светского государства
Стрела НТС №200 от 21.12.2014г.
Рената Гальцева Трансформация светского государства (Рождение новой идеологии)
«Свободой Рим возрос, а рабством погублен» А.С.Пушкин. «Лицинию»
Оглядывая историю европейской, а значит, и нашей цивилизации за последнее столетие, невозможно освободиться от мысли, что она претерпела радикальную мутацию, и — не задуматься о её причинах. С каких ослепительных вершин и в какие скудные низины спустился дух. И в контраст — каких чудных высот достигла научно-техническая мысль в служении комфорту человеческой жизни (как и её уничтожению). Что же привело к упадку, к внутреннему разрыву с драгоценным наследием, накопленным в европейской ойкумене: с несравненной сотворенной красотой и взмывающей мыслью, явившей миру утончённый человеческий тип, и в том числе женский тип — феномен «нежной европеянки»? Обобщённый ответ на причины гуманитарной деградации всегда наготове: они — в самой деградации суверенного человеческого духа, иначе говоря — в таинственных глубинах его истории, недоступных для человеческого разумения. Между тем, если согласиться на менее амбициозную позицию, удовлетворяясь более поверхностным, но доступным для нас эмпирико-историческим уровнем рассуждения, то нужно будет рассмотреть факторы культурно-общественного бытия, появившиеся и множащиеся в течение Новейшего времени. Очевидно, что объектом нашего внимания будет уникальная форма организации общежития в современном цивилизованном мире, а именно — светское государство. За ним утвердилась репутация высшего достижения социального развития, и оно служит предметом неистощимой гордости современного человека. И не зря. Ибо с ним в социальный мир вошло новое измерение: человеческая личность обретала свободу совести, освобождаясь в самой своей глубине. Светское, или секулярное, государство провозгласило суверенность человека в выборе вероисповедания, освобождая высшее его дарование — совесть — от диктата со стороны религиозной инстанции. Впервые этот принцип — отменяющий обязательность определённой религиозной веры — был объявлен императорами Константином и Лицинием в Миланском эдикте 313 года, который уравнивал в правах все культы и верования. В результате язычество теряло уникальный официальный статус, открывая пути перед остальными религиями (из которых христианство скоро завоевало доминирующие позиции). Это освобождение совести гражданина от принуждения со стороны внешних, официальных инстанций как раз и покрывается формулой «отделение церкви от государства», не означая при этом никаких иных, репрессивных смыслов. Однако со времён ленинского декрета 1918 г., в котором под отделением церкви мыслилось гонение на неё и в конце концов полная её ликвидация, в нашем российском сознании это выражение не только до сих пор несёт на себе следы недоброжелательства по отношению к церкви и убеждения в необходимости её отторжения от общественной жизни (чего эта идея, повторим, никак не подразумевает), — но и постепенно распространилось в остальном цивилизованном мире. Между тем (как ни парадоксально это может показаться на первый взгляд — если иметь в виду сегодняшнее состояние общества, целенаправленно расстающееся с христианским фундаментом), именно христианству, его антропологии общество обязано революционным нововведением — освобождением личности. Именно христианское учение возвестило о высшем, богоподобном достоинстве человека: «К свободе призваны вы, братия...» (Гал. 5:13), «Стойте в свободе, которую даровал вам Христос...» (Гал. 5:1). Ап. Иоанн — конкретизируя с содержательной стороны эту свободу, которую человек обретает на пути к Истине («Познайте истину, и истина сделает вас свободными» — Ин. 8:32), и говоря, таким образом, не о свободе выбора, свободе внешней (или «свободе от» на философском языке), а уже о свободе внутренней («свободе для»), — не только не отменяет первую, но как раз предполагает её, ибо призывает к определённому выбору, а не налагает обязанности этого выбора; выражает насущность такого выбора как освобождения от рабства у греха, а не его принудительность. Так, Христос пришёл на землю не только как Спаситель человека, но и как Освободитель его воли от духовного детерминизма («Милости хочу, а не жертвы...» — Мф. 9:13). Итак, в истории появилось такое общественное устройство, в котором церковь больше не предписывает гражданину его вероисповедания. Образцом подобного светского, нетеократического государства принято считать Соединённые Штаты Америки, которые были «общепризнанной удачей» и развитие которых не знало равных в Новой и Новейшей истории. Понять этот социальный феномен и проследить его загадочную и поучительную судьбу поможет недавнее исследование историка и кинодеятеля Владимира Михайловича Ошерова «Но вечный выше вас закон. Метаморфозы американского правосознания», а также мнения других основательных публицистов, цитируемых далее. Будучи приблизительно до середины XX века сравнительно благополучным гражданским сообществом, ныне Америка вступила в эпоху кризисных духовных перемен и раскалывающих его «культурных войн», от исхода которых, как подчеркивает знаток США культуролог Юрий Михайлович Каграманов, зависит их будущее. А между тем, вряд ли мы слышали когда-либо о том, чтобы Соединённые Штаты пересматривали свои конституционные основания, обеспечившие стране беспрецедентное процветание, и ставили под вопрос правоту отцов-основателей, признанных зачинателей подъёма Нового света. Каковы же они были, эти основания, которым Соединённые Штаты обязаны своей исключительной репутацией? Конституция США — это, по словам известного американского публициста и культуролога Ирвинга Кристола, «парадоксальный документ, не похожий ни на одну конституцию в мире». Изложенная сухим юридическим языком, она зиждется отнюдь не на формализованных основаниях, а на «ковенантном» (заповедном) единодушии. Притом что в ней выражается самый трезвый взгляд на человеческую природу — как несущую на себе печать, первородного греха, взгляд, свободный от всякого заискивания перед народом и от утопической абсолютизации «демократической веры», Конституция стала предметом поистине народного почитания. Вместе с флагом и гимном Конституция (с прилагаемыми к ней «Декларацией независимости» и «Биллем о правах») образовала символическую троицу знаменитой «гражданской религии» США. История Конституции проста: собрались государственные деятели с заслуженной репутацией, в основном пасторы, кандидаты в пасторы и проповедники, и учредили основополагающий закон страны, заложив незыблемый, как они были убеждены, фундамент государственного устройства. «У американской Конституции было много интеллектуальных отцов, — пишет опять же Ирвинг Кристол, упоминая среди прочих Джона Локка, Монтеня, шотландских философов Просвещения, — но одна духовная мать — протестантская религия». Все решения принимались на основе принятой тогда (т.е. христианской) системы ценностей. «Ковенантное» сообщество обеспечивает равный доступ к Богу и к материальному благополучию, путь к которому обусловлен христианским сознанием самоограничения и благотворительности. Итак, источниками американской Конституции были христианство и вытекающая из него мораль: «Христос незаменим в качестве моральной основы человека» (Бенджамин Франклин). Другой отец-основатель, автор Декларации независимости, а также незавершённой работы «Философия Иисуса» (!) Томас Джефферсон в одном частном письме писал: «Его (Христа. — Р.Г.) моральная система и Его религия — лучшее из всего, что видел мир». Как тут не возникнуть реминисценции другого частного письма — Достоевского: «Нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа <...> и не могло быть». (Процветанию Америки, по никем не оспариваемому мнению, способствовала и определенная специфика протестантской конфессии с её убеждением в том, что успешное предпринимательство есть свидетельство благословения, благорасположения Божия, ибо «дух личной предприимчивости, — уточняет В.М. Ошеров, — неразрывно связан с христианскими понятиями об индивидуальной ответственности за свои земные дела».) Это какой-то парадокс! Чтобы при непрерывном культе Конституции, который, казалось, не позволял ей полинять ни перышком, в образ жизни религиозного народа могли внедряться принципы, враждебные её духу, противоречащие заветам отцов-основателей и ведущие к перерождению всей духовно-культурной среды?! В 1962 г. начинается гонение на молитву в школах, повлекшее за собой череду запретов на христианские символы и праздники, на христианский образ жизни: в школе запрещается ношение нательного креста; празднование Рождества всё больше теряет связь со своим истоком — рождением Христа — и перестаёт считаться национальным праздником; из всех учебников государственных школ США изымаются упоминания о христианском происхождении американской демократии; в День благодарения американцы, похоже, должны теперь благодарить скорее индейцев, чем Господа Бога. С чьей же легкой руки пошёл процесс? Этой лёгкой рукой была тяжелая длань Верховного Суда, присвоившего себе право на истолкование «исходных намерений» (original intent) отцов-основателей, будто бы не до конца охвативших подлинный смысл, точнее, всю глубину идей, вложенных ими же в Конституцию. Такова была апология новых интерпретаций, сталкивающихся между тем с отчаянным общественным сопротивлением. По сути же Суд претендовал на «свободное прочтение» и своевольную корректировку конституционных статей. Завязалась дискуссия, победу в которой Суд узурпировал, опираясь на своё положение высшей правовой власти, ставшей в результате вторым (а подчас и первым) правительством в стране. «Суд перешёл от исполнения своей третейской функции к фактическому социальному реформаторству <...> Сохраняя видимость пиетета и следования судебному церемониалу, стремился поставить конституцию с ног на голову». Появилась цивилизация, культура которой шла вразрез с ценностями и идеалами самой цивилизации. И явная причина этой смены вех коренилась, как вы уже догадались, в умах членов Верховного Суда. Дело в том, что в обновляемом его составе появились лица, охваченные новоявленным «передовым» мировоззрением. Движимые лозунгом прогрессизма и жаждой новизны, верховные судьи вступили на путь «правового активизма», по сути — революционного законотворчества, которое стало спешно менять лицо страны. Как недоумевает американский культуролог и публицист, единомышленник Честертона и К.С. Льюиса Джозеф Собран: «Откуда ни возьмись, у нас действует новая конституция», без дебатов и голосований. «Всего за каких-нибудь несколько лет отменяется тысячелетняя традиция». Продолжая присягать отцам-основателям, теперешние распорядители жизни выступают отнюдь не продолжателями-наследниками, а прямыми ликвидаторами их наследия. Но суть проблемы, повторим, — не в психологии этого «стада независимых умов» (выражение того же автора), засевших в Верховном Суде. Они — флагманы нового умонастроения, которое будет завоёвывать цивилизованный мир новейших времён. И будучи тотальной идеологией — а мы убедимся, что это именно так, — оно отвоёвывает место под солнцем, беспощадно вытесняя действующее, т.е. христианское, мироотношение, закреплённое в Конституции. Как отмечал журнал «Time» в 1991 г.: «Святотатствам дорога открыта: "Пожалуйста!" а упоминать Бога с благоговением: "Н-е-е-т!"». Как и всякая большая идеология, эта будет завоевывать мир, спускаясь сверху, и только потом, принудительным или пропагандистским путём (что мало различается между собой), оседая внизу. Впрочем, несмотря на продвижение передового мировоззрения вширь, «молчаливое большинство» остаётся вечным для него камнем преткновения. Так что же представляет собой взятая на вооружение Верховным Судом идеология, которая выдаёт себя за двигатель прогресса и знаменосца свободы, но меняет русло общества и вносит в него глубинный раскол? Мне уже не раз приходилось описывать этот мировоззренческий феномен сегодняшнего дня, который у всех на виду, и не понят — ибо хитроумно устроен и закамуфлирован под гуманизм. Описание его предыстории можно найти у авторов «Вех» (1909 г.), затем у Г.П. Федотова в анализе «ордена русской интеллигенции», а теперь вот у Ирвинга Кристола («Враждебная культура интеллектуалов»). Между тем, за истёкшее столетие идейные знамена оппозиционной интеллигенции сильно перекрасились. Открытая социально-политическая революционность былого «ордена» сменилась по форме «гуманистической идеей», оказавшись в реальности опаснее прежней по своим последствиям для человеческого бытия. Эта идейная позиция, сформировавшаяся как бы в пику хозяйничавшим в Европе тоталитарным режимам — коричневому и красному, иначе говоря, национал- и интернационал-социализмам, объявила о своей принципиальной внеидеологичности и выступила под неоспоримым, казалось бы, и ласкающим ухо лозунгом защиты драгоценных «прав и свобод» человека. Однако под этими «правами и свободами», заявленными декларативно и абстрактно, никакого содержания не подразумевается, кроме чисто анархистского «рассвобождения» от наличных прав и свобод. Ибо права не могут начинаться с отрицания, с частицы «не», как практиковалось на первом этапе введения в действие этого «гуманитарного» манифеста, т.е. отмены принятых норм. В основе новой идеологии лежит философский релятивизм, не признающий никакой иерархии ценностей и никаких истин. Однако она действует под чужим именем — под именем «либерализма», с которым, между тем, не имеет ничего общего и является просто спекуляцией на его авторитете, благодаря чему сумела внедриться в качестве мейнстрима в общественное сознание. Этот новый, деструктивный по отношению к миру претендент на либеральность в действительности есть прямой антагонист классического либерализма, утверждающего свободу человека в сочетании с истиной смыслового — иерархического — мироустройства. Философский, или мировоззренческий, релятивизм новой идеологии фигурирует к тому же и под именем «плюрализма» и тоже спекулирует на инородном ему явлении — на «гражданском плюрализме», т.е. разнообразии общественных форм и объединений. «Мировоззренческий плюрализм действует в духе апорий Зенона: абсолютная истина в том, что абсолютной истины нет, из чего предполагается уже не выяснение истины в свободной дискуссии (в условиях гражданского плюрализма), а запрет на неё как на пагубный мираж. Такой дух прещения роднит плюралиста с тоталитарием, от которого он всячески открещивается». Но на самом деле идеологи антиидеологизма перещеголяли своих тоталитарных предшественников по части закабаления человеческой личности: те требовали социального подчинения и выражения верноподданничества новому порядку вещей, меняя содержательные ориентиры; эти отменяют их: утверждая равенство всех мнений и точек зрения, они налагают запрет на всякую содержательность внутреннего, глубинного, интимного мира человека, таким образом, отрицая за ним право на различение истины и лжи, добра и зла, прекрасного и безобразного, на метафизические запросы, на искание смысла жизни. По сути это замах на насильственную переделку самой человеческой природы. Тут уместно вспомнить неожиданное заключение разработчика «наилучшей» «социальной системы мира», теоретика Шигалева из романа «Бесы»: «Выходя из безграничной свободы, я заключаю безграничным деспотизмом». (Свободу её проповедники оставляют только за собой.) Но природа не терпит пустоты — на заполнение коей, осознанно или нет, де-факто и нацелена новая идеология. На смену вытесняемым нормам и правам утверждаются антинормы и антиправа, идущие наперекор всему религиозно ориентированному американскому общественному и частному укладу, не говоря о здравом смысле. В области образования, воспитания и семейного права на наших глазах пробивают себе дорогу чудовищные законопроекты так называемого «планирования семьи», ювенальной юстиции, абортов «без ограничений», пропаганды гей-движения, узаконения извращённых браков и ... инцеста. Недавно мы услышали от начальственного лица некоего американского штата о том, что общество должно признать преимущество браков с родителями № 1 и № 2 перед традиционной семьей с мамой и папой. («Правда, что Америка стоит на трех китах?» — спросил сын. — «Да, правда, — отвечал отец, — только теперь — на других».) Секуляризм на наших глазах перетекает в атеизм, а светское демократическое государство — в государство атеистическое с той самой диктатурой над сознанием, которая лишает его характера светскости. Представляется, что если бы хозяину инфернального царства надо было придумать, как вернее всего разрушить созданный Творцом мир, он не придумал бы ничего лучшего, чем данная идеология. Известный американский историк Джозеф Хичкок в 1986 г. с тревогой констатировал, что «за последние 20 лет произошло радикальное разрушение когда-то существовавшего морального консенсуса. Это случилось с необыкновенной быстротой, оставив после себя общество, глубоко безразличное к фундаментальным моральным ценностям». Этот «моральный консенсус», т.е. в данном случае «ковенант» (заповедность), пишет И. Кристол в юбилейной статье к 200-летию американской конституции «Дух 87-го», «лишается всякого смысла, если он не опирается на моральные истины», источником каковых «всегда была религиозная традиция» (без которой, присоединим сюда голос отца-основателя Джона Адамса, «невозможно объяснить, что хорошо, а что плохо»). «200-летний юбилей Конституции, — заключает Кристол, — представляется подходящим поводом, не только попраздновать, не только поразмышлять, но и помолиться за Конституцию. Думается, она бы не возражала». Дело в том, что идеология антиидеологизма с её философией свободы sans ravage, которая не признает никакой предметности, никакой содержательности, разрушает духовный фундамент, цементирующий человеческое сообщество, и возводит так называемую «стену отделения» религии от общества и государства, в то время как принцип этот говорит об «отделении церкви от государства» как институций. Это принципиальное и повсеместно внушаемое псевдолиберализмом заблуждение, вытесняя традиционные скрепы из общественной жизни, открывает дорогу для идейного разброда, социального раскола и, в конце концов — для сокрушительных перемен. Шестидесятые годы прошлого века оказались годами бурных протестных движений в США: за равноправие чёрных, а затем и за расовое их превосходство («чёрное — это красиво!»), движений феминистского, молодёжного, позднее — за права специфических меньшинств. Сегодня протестный раскол принял форму и так называемых «культурных войн». В своем атеистическом перетолковании Конституции Верховный Суд прежде всего опирался — и это ещё один парадокс — на ту самую знаменитую Первую поправку к ней Билля о правах, которая выросла из христианского учения о свободе совести. Однако при всём, казалось бы, формальном соответствии её тексту поправка была в корне извращена. В действительности она запрещала устанавливать «какую-либо религию» в качестве доминирующей. Однако современные интерпретаторы усмотрели здесь запрет на религию вообще, отрываясь от исторической реальности, когда в США не было никаких религий, кроме христианства, и речь шла лишь о разных его конфессиях и деноминациях, в изобилии ввезённых сюда переселенцами, гонимыми из метрополии религиозными преследованиями. И это тоже соответствовало духу христианского вероучения и нисколько не закрывало перед ним дорогу. Мало того, Верховный Суд проигнорировал и самый статус поправки, которая являлась лишь приложением к Основному закону, сочинённому пасторским коллективом и проникнутому христианским содержанием и духом. Гуманитарные прогрессисты в подходе к Биллю о правах совершенно абстрагировались от тех конституционных времён, когда поправка принималась: когда Америка жила христианством и никому в голову не могло прийти, что кто-то может понять эту поправку вне подобного контекста и подтекста. Тогда она читалась и сегодня читается разными глазами. Дополнения и разъяснения требуются в наши сдвинутые времена и по ряду других основополагающих документов. Так, один из основных авторов Российской конституции С. Шахрай как-то признался, что ему не приходило в голову в начале 1990-х оговаривать само собой тогда разумеющееся, а именно, что «семья — это союз между мужчиной и женщиной». (Эта чтимая поправка Билля в истолковании новых идеологов привела, в конце концов, к исчезновению общественной свободы для «молчаливого большинства», ибо человек чувствует себя свободным, когда духовно-культурная среда не угнетает его, когда господствующее мировоззрение не идет вразрез с его собственным, — что жизненно важнее, чем пара-тройка или даже десяток спущенных сверху «дополнительных» прав.) Один из отцов основателей Джон Адаме отчеканил: «Конституция США рассчитана на моральный и религиозный народ». Именно так. Однако здесь кроются две прекраснодушных ошибки: уверенность в незыблемости веры и упущение того момента, что не в его, народа, руках находятся толкования Конституции и законодательные акты. В Конституции было сказано, что она призвана «содействовать всеобщему благоденствию», созданию «благого общества». Историк Джеймс Фицпатрик пишет: «Не будет преувеличением сказать, что Конституция была предназначена для того, чтобы дать раннеамериканским христианским сектам больше свободы в деле формирования морального консенсуса (здесь и далее курсив мой. — Р.Г.), тех самых внутренних моральных сдержек, без которых свободное общество не может оставаться благим обществом» (т.е. «обществом всеобщего благоденствия»), прописанным в Конституции. Но если упадок и разложение «благого общества», всех сфер его жизни наступают вслед за истощением морально-религиозных или этико-философских оснований, то вывод отсюда следует один. И не только горький опыт Соединённых Штатов, утрачивающих свой «ковенант» (заповедность), но и, напротив, необыкновенный взлёт послевоенной Германии, избравшей курс христиански-ориентированной политики, свидетельствует о том, что государству нужна система ценностных ориентиров, т.е. мировоззрение, указывающее, каким ему, государству, лучше быть. Неотомист Жак Маритен знал, что говорил, когда настаивал: государство должно иметь идейные ориентиры, с позиций которых оно «имеет право сопротивляться пропаганде лжи и клеветы; сопротивляться деятельности, направленной на моральное разложение; сопротивляться тем, кто ставит себе целью уничтожение государства и общественной жизни». Напомним, что государство должно быть отделено от церкви как от институции, но не от вносимого ею в мир религиозного мировоззрения. Сегодня на пути возвращения к проверенным временем мировоззренческим ориентирам воздвигнута диктатура нигилистической «идеологии анти-идеологизма». Преодоление её с целью оздоровления и возрождения жизни — в Штатах ли, в Европе ли, отказавшейся от христианской идентичности, в России ли, следующей, судя по её культурному мейнстриму, по этой же дороге, — требует метанойи, поворота сознания от потребительского экспансионизма и ментального экстремизма — к самоограничению и отрезвлению. В области социально-политической речь, очевидно, должна идти о христианской системе, которая объединяет в себе оба христианских принципа: личной свободы (на что тщетно претендует безосновное светское государство) и — Христова наследия. Задача возрождения страны нуждается в объединении сил: сил — христианской интеллигенции, перед которой стоит задача теоретического разоблачения изощрённо закамуфлированного «лжеименного» либерализма, и — Церкви, которой предстоит, по моему глубокому убеждению, миссия новой евангелизации народа. «Как и во времена Ириния Лионского, вступившего в борьбу с "лжеименным знанием" гностической ереси, доказательства, обличающие и опровергающие "лжеименное знание" современного "нового гуманизма", должны быть добыты, как сказано о пяти книгах "Против ересей" также «диалектически-философским путем <...> через раскрытие того внутреннего противоречия, в каком стоят между собой различные положения их (этих заблуждений. — Р.Г.) системы». Если не вернуться к своим мировоззренческим корням, это пространство, как пустая горница, будет заселено другими тотальными идеологиями: коричневой, как это происходит на Украине; красной (вперемежку с новейшей «либеральной» идеологией), приметы чего всё зримее в наших СМИ; или лжелиберальной — как на Западе. Что касается России, то тут налицо поистине трагический парадокс: проигравшие, побеждённые, казалось бы, вычеркнутые из истории деятели и адепты свергнутого режима, по которым плачет люстрация, оказываются сегодня героями-победителями, видными функционерами, профессорами-воспитателями в университетах и злобными очернителями тех, кто высвободил Россию «из-под глыб» прежнего режима и великодушно предоставил своим врагам свободу. Теперь они заняты агрессивной идеологической его реставрацией, а также беспрепятственной ресталинизацией. Поразительно, что респектабельные на сегодня социологи-политологи, консультанты-эксперты — а это ведущий пропагандистский корпус в СМИ — будто сговорились не замечать грандиозного исторического события — смены в 1991-м «социально-экономической формации» (скажем хоть по Марксу), возврата страны в сообщество европейских государств — и настойчиво рассматривают историю России в едином потоке. И эта слепая одержимость в отождествлении России и Советского Союза есть основной корень сегодняшнего одиночества нашей страны, в том числе, увы, среди бывших советских республик. Мы сами оставляем за собой статус оккупационной державы и тем самым создаём мотив нас бояться. И пока влиятельные российские круги не осознают всю пагубность этой фанаберии, цепляющейся за советское, гулаговское прошлое колосса на глиняных ногах, страна в глазах какого ни есть цивилизованного окружающего нас мира будет оставаться «империей зла», уже не будучи таковой. Нет, надо немедленно провести люстрацию сознания ведущих российских идеологов! Отсюда происходит и ложное размежевание между некими «западными ценностями» и ценностями некоего «русского мира», чьи поборники в нерефлексивном патриотическом запале вместе с водой выплёскивают и ребёнка. Что такое «западные ценности»? Если это ценности, на которых две тысячи лет стояла западная цивилизация (и от которых предательски отказывается она сегодня), то это общие с нами христианские ценности, т.е. ценности и «русского мира». И что остаётся от него, если эти ценности вычесть? Вопрос из зала: Не чувствуете ли вы некоторого противоречия: российские власти сегодня выступают как защитники христианства, с одной стороны, проводя соответствующие законы, с другой стороны — отказываясь от западных ценностей. Да и кто они, наши нынешние властители? На них, условно говоря, молиться — или проклинать их? Р. Гальцева: Надо прояснять это непродуманное употребление несочетаемых позиций, проводить, как я сказала, люстрацию сознания. Да, мы остаёмся сейчас чуть ли не заповедником христианства в современном европейском мире — и одновременно продолжаем трактовать свою историю, не видя смертельного атеистического разлома её в 1917 г. и компрометируя этим своё христианство. При этом мы отмежёвываем свой «русский мир» от Западного мира, как будто мы вышли не из одной купели. Другое дело, если бы речь шла только о современном Западе, отказывающемся от своих мировоззренческих основ. Но этого различения нет. Однако дело не столько в политике наших официальных, властных кругов, сколько в «красном», реставрационном настроении нашей политологии и публицистики. Я постоянно смотрю политические сериалы и почти никогда не слышала, чтобы кто-то вспомнил, чем был для системы 1991 год, год выхода «из-под глыб» тоталитарного режима. В нём не видят события, поворотного от революции, т.е. возвращающего Россию в колею её органической истории.
Источник: Ж. «Посев», №12, 2014г.
От редакции: - Распространяйте наши материалы в своем окружении; - Подписывайтесь на журнал «Посев»; - Читайте материалы НТС на http://nts-rs.ru/ - Подпишитесь на нашу рассылку (Стрелы НТС), перейдя по ссылке http://subscribe.ru/catalog/state.politics.dlachlenovidruz |
В избранное | ||