Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Стрела НТС

  Все выпуски  

Стрела НТС 178. Лучшие страницы нашей истории


Стрела НТС №178  от 30.01.2014г.

 

[Предлагаем Вашему вниманию статью «Лучшие страницы нашей истории» из ж. «Посев» №10, 2013г. и письмо Акад. Ю.С. Пивоварову по поводу Ген. А.А. Власова.]

 

Валерий Сендеров

Лучшие страницы нашей истории

К двухсотлетию вхождения Карабаха в состав России

 

«Победа, слава, подвиг — бледные
          Слова, затерянные ныне,
          Звучат в душе, как громы медные,
          Как голос Господа в пустыне»
                 Николай Гумилёв

 

Очередная кавказская война завершилась осенью 1813 года. 12 октября в маленьком горном селении Гюлистане Россия и Персия подписали мирный договор. Значительная часть Закавказья — в том числе Карабах, Грузия, Дагестан — вошла по этому договору в состав Российской империи.

Начатое Петром освобождение Кавказа и Армении Гюлистанским договором ещё не было завершено. Но в Гюлистане был сделан решающий шаг. Нападения нагорные княжества продолжались. Но теперь были они уже нападением на Империю. Со всеми последствиями, вытекающими из этого. В 1828 году Империя подписывает в Туркманчае договор с Персией, в 1829-м, в Адрианополе, — с Турцией. Войны за армянские княжества завершены. Восточная Армения оказывается наконец частью России.

Соединение отдельных дотоле народов не воспринимается ими однозначно почти никогда. Даже если оно спасло культуру, веру, самое физическое бытие одного из них. «Но должно было быть по-другому…

Но мы хотели не так…» Тише или громче — но подобные голоса звучат с неизбежностью. Соединение России и Карабаха, их союз — редкое исключение из этого правила. В восприятии и армян, и русских оказалось оно событием идеальным — насколько, разумеется, идеальные события возможны вообще. Чтобы понять, почему это так, надо посмотреть на отношения наших народов в более широкой исторической ретроспективе.

 

***

 

Армянская проблема никогда не носила в России «лозунгового» характера; но уже в ХVII веке освобождение христиан Закавказья стало краеугольным камнем восточной политики нашей страны. А восточную политику России не напрасно сравнивали с черепахой, медленно и упорно продвигающейся к роднику. Империя действовала осторожно, неуклонно — для освобождения Восточной Армении понадобилось полтора века. «Разрушение ада не имело бы той цены для грешников, какую имело взятие Эриванской крепости для армян», — написал великий Х. Абовян.

«Армянский фактор» не вошёл, подобно панславизму, в «идеологическую историю» России, но отношения с армянами — важная часть нашей истории реальной. Именно поэтому в них сегодня необходимо вглядеться.

 

Армяне и Древняя Русь

Связи армян и Руси в разных областях культурной жизни окрепли и усилились после принятия нашей страной христианства. Уже в ХII веке с армянского языка на русский были переведены «Житие Григория Просветителя» и «Житие блаженных дев», а с русского на армянский — «Житие Бориса и Глеба». Русский художник Флор участвовал в выполнении росписи городского храма Ани; эта роспись представляет собой шапку великого князя Владимира Мономаха. Армянские художники участвовали в росписи Новгородской церкви, буквы армянского алфавита выгравированы на крышке саркофага Ярослава Мудрого. Всего же в храме Св. Софии в Киеве выявлены 22 армянские надписи.

Крепли и военные связи: ещё в Х веке русские князья, узнав о храбрости армянских воинов, приглашали их на льготных условиях на воинскую службу. В 1054 г. в борьбе против сельджуков, напавших на Армению, участвовала и воинская часть, сформированная из русских.

 

Армяне и Московская Русь

Татарское нашествие прервало течение нашей истории. Но в ХIV веке армяне становятся частыми и желанными гостями в Москве. О роли армян в жизни Руси выразительно написал И. А. Линниченко:

«Наиболее прославленные торговые центры Южной России своим богатством, пышностью и значимостью в большой мере обязаны именно армянам. Благодаря этому проворному, шустрому, способному ко всяким начинаниям народу торговые центры Южной России стали посредником между торговцами Востока и Запада. Зная восточный образ жизни, владея восточными языками, будучи отлично знакомыми с путями сообщения по Востоку, наделённые храбростью, хорошо владея оружием — качества, необходимые для совершения опасных путешествий по населённым разбойничьими племенами странам Востока, — армяне издавна приступили к сухопутной торговле между Западом и Востоком».

Торговый путь, проходивший из Персии через Каспийское море до Белого, так и называли «армянской дорогой». Россия привлекала армян к дипломатической службе, поручала им ответственные миссии на Востоке.

Благодаря знанию восточных языков армяне часто служили и переводчиками.

Россия крепнет — Армению раздирают на части завоеватели. И с ХV века в армянской литературе как покровитель освободительного движения восточных христиан все чаще упоминается могущественный северный «дедушка Иван». Армяне ждут прихода «северного сияния» в свою страну, они верят: оно осветит её, принесет ей свободу и мир.

 

Первые переговоры, первые планы

К XVII веку Армения давно была поделена между Турцией и Персией. Гнёт стал невыносимым. Между тем, Русь преодолела последствия Смуты. На престол взошла династия Романовых.

В 1670 г. купец Григор Лусиков привез Алексею Михайловичу письмо Католикоса Петроса, в котором тот просил царя не только оказать прибывшим армянам хороший приём, но и «быть поддержкой всех армян».

Лусиков вёл в Москве тайные переговоры с правительством. Подробности истории неизвестны. Но привилегии, предоставленные царём и боярской Думой армянским купцам, были таковы, что вызвали недовольство русского купечества. Двор пренебрёг недовольством: восточная политика Руси была, как видно из дальнейших событий, уже окончательно определена. Суть этой политики: создание европейской коалиции против турецкой угрозы; вовлечение в коалицию Персии; в Закавказье — опора на христианские народы: армян и грузин.

Частью этой политики было содействие переселению армян в Россию. Переселенцам предоставлялись немалые привилегии: на многие десятилетия они освобождались от налогов и иных повинностей, могли свободно строить церкви. Армянам предоставляли самоуправление, они могли жить по своим законам, имели собственные суды.

Русский двор сполна оценил преимущества заселения земель христианским народом, «промышленным и торговым». Но не только в выгоде было дело…

 

«С особливой к оному народу милостью…»

Политику Алексея Михайловича продолжил его сын. В 1695 г. в письме к персидскому шаху Пётр требует, чтобы вся торговля шёлком, сосредоточенная в руках армянских купцов, направлялась через Астрахань в Москву, и «чтобы тех армян в государство царского величества с товарами для торгового промыслу в порубежных городах пропускали без задержания со вспомогательством без всякие помешки».

В одном из пунктов указа об учреждении Сената (22 марта 1711) записано: «Армян как возможно приласкать и облегчить в чём пристойно, дабы тем подать охоту для большего их приезда». Указ Петра от 2 мая 1711 г. закреплял за армянскими купцами все льготы, предусмотренные прежними договорами. По просьбе торговых армян пошлины с товаров взимались не в «порубежных городах», а лишь в Москве. Впервые армянам разрешался беспошлинный ввоз драгоценных камней.

Переговоры русского царя с армянским освободительным движением вышли на новый уровень: они носили уже конкретный, деловой характер. Один из руководителей движения Исраел Ори представил русским разработанный план. Армения должна была освободиться совместными действиями обоих народов.

В проекте ставилась задача собрать армянские вооружённые силы. Разумеется, планировалось сформировать их вне оккупированной Армении, в армянских поселениях в России. В частности, Исраел Ори предлагал сформировать армянский полк в Астрахани. Пётр не только одобрил этот план, но и предложил Ори ввезти из Амстердама в Россию на 20 тыс. рублей оружия и обмундирования для армянских воинов. По замыслу Ори, армянский полк «русскому войску место крыл будет, потому что дороги и язык знают».

Так и произойдёт, но ещё не скоро. А пока Пётр просил армян набраться терпения: России нужно прежде закрепиться на Каспии.

Закрепиться пока не удалось: состоявшийся в 1722–1723 гг. Персидский поход был прерван, и Россия ограничилась включением в свой состав лишь прикаспийских областей. В принятой накануне Персидского похода декларации подчёркивалась заинтересованность правительства в дальнейшем привлечении армян в страну. В декларации при обращении к армянскому народу говорилось: «Мы, с особливой к оному народу имеющейся нашей императорской милостью, чрез сие объявляем, дабы они внутрь нашего государства безо всякого препятствия отправлялись, обнадёживая, что мы не токмо их купечество защищать и к свободному отправлению оного всякое потребное вспоможение учинить повелели, но и ещё для вящей прибыли и пользы некоторыми особливыми привилегиями снабдевать и всемилостивейше жаловать будем».

Медленно и упорно черепаха русской политики продвигалась к своей цели…

 

Накануне

Решающие шаги на пути к освобождению Закавказья были сделаны Екатериной II. Во время русско-турецкой войны 1768–1774 гг. освободительная борьба народов Закавказья значительно усилилась. Императрица обратилась ко всем христианским народам, угнетаемым Турцией, с манифестом: «Увещеваем всех их вообще и каждый особенно полезными для них обстоятельствами настоящей войны воспользоваться к свержению ига и к приведению себя по-прежнему в независимость…»

Боевые действия против турок на Кавказе были незначительны: в этой войне главным участком русское правительство считало Дунайский фронт. Но по Кучук-Кайнарджийскому мирному договору (июль 1774) Россия впервые официально выступила как защитница интересов закавказских христиан. Договор запретил Турции взимать дань живым товаром.

Екатерина выступила как защитница и крымских христиан, которым угрожали турки и татары за их симпатии к России, проявленные во время войны. Армяне и греки дали согласие на переселение их в Россию. Этому переселению Екатерина придавала большое значение: ответственным за него был Г. А. Потёмкин, для успешного осуществления дела в Крым был послан А. В. Суворов.

В армянских церквах по всему миру молились за императрицу. Русская ориентация армян усиливалась с каждым годом.

 

«Не бойтесь! Мы здесь…»

Век освобождения наступил. В результате победы русских войск 12 октября 1813 г. был заключен Гюлистанский мирный договор, по которому значительная часть Закавказья, в частности Дагестан, Грузия, Карабах, вошла в состав России.

Русские войска неуклонно двигались по Кавказу. В них вливались армяне: каждое освобождённое село посылало в дальнейший поход почти всех мужчин. Армяне были не только «войску вместо крыл»: к концу каждой кампании офицерский и генеральский корпус состоял из русских лишь наполовину. «Достаточно пригласить сотню армян, и они отобьют врага», — говорил в критических ситуациях генерал Денис Давыдов, герой Отечественной и кавказских войн.

Вот один из типичных эпизодов этих войн. В донесении генерала Дибича от 25 марта 1827 г. сообщается, что отряд Бенкендорфа, «назначенный для предварительного занятия Эчмиадзина — монастыря и окрестностей Эривана, дабы тем по возможности спасти армянские селения от угона жителей, может прибыть к Эривану около 10 апреля».

Генерал Бенкендорф переправился через Аракс и послал вперед 300 человек конницы для освобождения армян и преследования противника. Отряд попал в окружение и потерял более 100 всадников. Тем не менее, он сумел освободить тысячи армянских семейств.

Восточная Армения была освобождена «и силою русского оружия, и ревностным содействием заветной любви армян к России». Так писали очевидцы. «Русские, освобождая армянских крестьян, ведут самую гуманную войну», — записывал в дневнике великий писатель и дипломат А. С. Грибоедов.

«Освобождённые армяне — крестьяне, дети, женщины и старики с протянутыми руками бежали к русским солдатам и молились за них как за своих освободителей. Они, подобно лепечущему младенцу, шептали: “Рус! Здрасти! Здрасти!”, а солдаты повторяли: “Не бойтесь! Не бойтесь! Мы здесь”». Таковы были впечатления декабриста, казачьего офицера Лачинова.

«Какое-то родное душе каждого чувство вело всех. И немудрено: мирные поселения поручили себя защите нашей, мы видели полную доверенность их к русским. Признательность их тронула нас, возбудила народное честолюбие, чувство высокое, благородное». Это слова еще одного вчерашнего оппозиционера…

 

***

 

Эти воспоминания жизненно важны сегодня для нас. После пережитого Россией столетия мы особо нуждаемся в своей истории. Нуждаемся в воспоминании о лучших страницах её. При «ровном» ходе исторических процессов память о событиях естественно закладывается в души людей, спокойно усваивается подсознанием. При этом история страны может оставаться лишь одной из школьных наук. Кто-то знает её лучше, кто-то хуже — но, в принципе, это не особо влияет на жизнь людей.

Иное дело, когда на месте этого «интуитивного усвоения» зияет чёрный вакуум. Пути такого «вакуумного сознания» угрожающе неопределённы. И чаще всего они ведут в никуда. В России сегодня это понято, доказательство — жалкая и бесперспективная возня с переписыванием истории Второй мировой. Но ведь нам так нетрудно сдвинуться с мёртвой точки. Чем охранять уголовной статьёй лакированную ложь о советских войнах — надо просто вспомнить о войнах великой Империи. Когда высокие цели, славные дела действительно единили народ. И русский солдат переставал быть жалким вчерашним крепостным — он чувствовал себя представителем великой России, спасителем вверившихся его Родине людей. И для офицера-интеллигента становились, в общем-то, второстепенными рассуждения о придуманных политических проектах. Важность их оседала где-то там, на далёких столичных паркетах. А здесь, в кавказских горах, равно были людьми великой Империи — и царский администратор, и сосланный декабрист. Вместе они сражались за Империю. Они служили ей. Они гордились ею…

 

 

*****

 

 

Письмо Акад. Пивоварову Ю.С.

 

Уважаемый Юрий Сергеевич!

Как-то на телеканале «Культура» я видел и прослушал Вашу лекцию по истории, из которой в частности вытекало, что Ваше мировоззрение близко солидаризму. Посему, как солидарист, я счел себя вправе Вам написать, но по поводу уже другой передачи, «Цена победы» на «Эхе Москвы» от 15 июня 2013г. Там с 35-й минуты речь зашла о проблеме освещения в учебниках истории действий Власова. После нескольких слов оправдания власовцев Вы высказали буквально следующее:

«… С другой стороны начинается культ Власовской Армии… А Вы почитайте программные документы Власова и становится страшно. Это, например, продолжение Холокоста на территории. Это сведение к вопросу: евреи - коммунисты, коммунисты – евреи.  Это совершенно нацистская вещь. И становится страшно и от этого… ».

  Разрешите с Вашим мнением не согласиться. Приведу свои аргументы:

1. Нет никакого культа Власовской Армии. Где Вы его нашли? Есть, конечно, в Интернете положительные оценки деятельности власовцев, наверное встречается и необузданный восторг, но вот лично я его, этот восторг, не встречал, хоть я и убежденный сторонник Власова (пошел бы к нему, окажись я во время войны на оккупированной немцами, освобожденной от большевиков, территории). Кстати у меня дед по отцу еврей и я думаю, что в РОА мне было бы безопаснее, чем просто сидеть и ждать облавы СС. Что же касается власовской темы на ТВ, то там не то, что нет культа, там  нет по этой теме пока ничего, кроме грязи. Конечно, если подключить сюда компанию экспертов, то может быть они что и наскребут, но только называть это нужно не культом, а робкими попытками оправдания тех, кого, несомненно, когда-нибудь оправдает история;

2. В любом тоталитарном обществе мыслящие люди, если конечно они хотят не только выжить, но и выполнить свой гражданский долг, вынуждены думать одно, говорить другое и делать третье. В нацистской Германии, в частности, нельзя было выступить ни с одним сколь нибудь серьезным политическим заявлением, без проклятий в адрес коммунистов, евреев, масонов, либеральных плутократов и т.д. (Мы же в сравнительно спокойные брежневские годы даже на еженедельных политзанятиях регулярно обливали грязью «проклятый капитализм». А ведь это было оправданием коммунистической экспансии, несущей многим горе и смерть. Конечно, для лжи нет оправдания перед совестью, даже если человек находится в положении раба. Но и требовать от всех самопожертвования мы так же не имеем права.)  Та же картина, что и в СССР, была в Германии, только с расовым уклоном. Так можно ли винить того кто живет не по своей воле с волками за то что он воет по волчьи? А как поведет он себя, вырвавшись из стаи, мы не знаем. Не будем его и обвинять заранее;

3. Почему мы должны подозревать Власова в поддержке холокоста? У Гитлера была своя цель (создание Великой Германии, в частности без евреев и коммунистов), а у Власова своя (освобождение России от большевиков). Внутренними силами свергнуть Сталина не представлялось возможным. Нужен был удар извне. Им и явилась война. А Власов лишь воспользовался ситуацией, предложив немцам союз. И если руководству Германии хватило бы ума принять это предложение, то Сталин был бы, несомненно, свергнут. Власов предлагал немцам именно союз, и в этом не было ничего странного. По крайней мере, часть руководства Вермахта это поддерживало, понимая, что невозможно победить большевиков, если не привлечь к борьбе русский народ на добровольной основе (не в качестве рабов). Но быть союзником еще не означает быть у кого то на поводу. Так например Италия и Финляндия хоть и были союзниками Третьего Рейха, но никакого Холокоста у себя не проводили. Нет так же и никаких оснований считать Власова антисемитом и, несомненно, в зоне его ответственности, если бы такая возникла при формировании его армии, он бы пресек все, что мешало бы выполнению его стратегической задачи. В подтверждение этого я бы посоветовал Вам ознакомиться с мемуарами соратников Власова (А.Казанцев «Третья сила» и В.Штрик-Штрикфельд «Против Сталина и Гитлера»), а так же с работами К.Александрова. 

4. Поставим себя на место Власова.  Вот Вы живете в СССР, видите все, что творится рядом с вами, но сделать ничего не можете, так как для действий нужны соратники, а для их поиска нужна хоть какая то мизерная свобода, которой нет. И вот, наконец, начинается война, и Вы оказываетесь вне зоны контроля большевиков. Если бы Вы хотели отсидеться до конца войны в безопасном и относительно комфортном  генеральском бараке, то и сделали бы это, как большинство других пленных генералов. Если бы Вы симпатизировали расовой теории нацистов, то предложили бы им создать в составе СС «русский» легион, выяснив «случайно», что среди русских иногда встречаются потомки какого то потерянного колена остготов, как это «выяснилось» в отношении казаков, воевавших в составе Вермахта.  Но Власов вместо этих двух вариантов предпочел предложить немцам союз Германии и русского народа в борьбе с большевиками (не услуги на правах холуев, а равноправный союз). И вот Вы на месте Власова искали бы встреч с влиятельными людьми Германии, объясняя им свой план. А Вас бы на протяжении двух с половиной лет «кормили завтраками», подавая на десерт «Протоколы сионских мудрецов». Вы бы немцам – «В зоне вашего контроля миллионы русских призывных возрастов, многие из которых ненавидят большевиков. Дайте мне возможность сформировать армию, я проткну фронт и двинусь на восток как освободитель русского народа. Я гарантирую массовый переход населения и красноармейцев на мою сторону. Другого разумного выхода у нас нет, да и тем самым Вы спасете жизни немецких солдат. (Ведь войну же проиграете, бараны. – Это, конечно же, подумали бы про себя)». А Вам бы в ответ – «Да, да, Вы правы. Надо еще раз подумать, обсудить, согласовать ...  А вот Вы знаете, что евреи … (и понесло, как это обычно бывает с больными на голову)».  А время бежит. Вот уже и фронт покатился на запад, снижая с каждым днем людской и материальный потенциал, которым можно было бы воспользоваться для развертывания Вашей армии.  Но Вы же не робот. Вы человек, которому нужна надежда. Без нее жизнь Ваша теряет всякий смысл, опуская Вас до животного состояния. И вот у Вас отнимают последнюю надежду. Какие чувства Вы испытали бы при этом? Да Вы возненавидели бы Гитлера больше чем Сталина, а к евреям, как бы до того Вы к ним не относились ранее, прониклись бы если не любовью, так состраданием, только лишь за то, что их ненавидел Гитлер.

Но если бы Власов получил вовремя карт-бланш на создание полновесной армии, то неужели же он сопровождал бы свой освободительный поход расстрелами. Кого бы он расстреливал? Евреев, цыган, коммунистов, комсомольцев, политруков, чекистов? Как Вы это себе представляете? А если ты еврей? (Между прочим грабеж евреев в СССР, в отличии от их грабежа в Германии, ничего бы не дал Власову, так как они до этого уже были ограблены большевиками.) А если жена еврейка? А если отец или дед? А если неизвестно кто отец, а справки о том, что отец не еврей нет? А что если сосед пойдет в комендатуру и скажет, что твой отец не отец, а настоящий отец еврей и ты это знаешь, но скрываешь? (Поди, докажи, что ты не верблюд. Уж это то нам знакомо по советским временам.)  А что если ты в комсомол или в партию вступил по убеждениям и в репрессиях не участвовал?  А что если сегодня стреляют одних, а завтра начнут стрелять других, благо опыт есть?  А что если ты, как русский, не шовинист и считаешь убийство тяжким грехом?  Ну и кто же пошел бы добровольцем в такую армию? Разве что только живодеры. Но их ведь не  так много. А для освобождения России от большевиков необходим был именно массовый переход на сторону армии Власова. Подобная схема «освобождения» могла родиться разве что в голове человека совершенно оторванного от реальности. Власов таковым не был, психологию своего народа знал, и уж как-нибудь освобождение то от порабощения отличить мог. Конечно, функционеров партии и чекистов пришлось бы задерживать для разбирательства, но ни о каких расстрелах на скорую руку не могло быть и речи. Для этого даже не надо было быть гуманистом, этого просто требовал здравый смысл. В противном случае власовцев встретили бы как бандитов, со всеми вытекающими последствиями.

 

Таковы мои соображения. Конечно это не математическое доказательство. Мы можем рассуждать лишь о вероятности того или иного развития событий. И так, мне представляется, что если и нельзя полностью исключить поддержку холокоста Власовым, то, по крайней мере, вероятность этого надо признать близкой к нулю. Иначе так можно обвинить в симпатиях к холокосту кого угодно.

 

И еще несколько слов об ответственности историков. Судьба любого народа, по крайней мере, великого народа, в значительной мере зависит от его историков. Именно они должны понимать, что история нужна не только для удовлетворения любопытства. Не в последнюю очередь ее задачей является поиск в прошлом примеров для подражания, дабы граждане, и в первую очередь молодежь, не бежали туда, где сытнее, а стремились бы приложить свои усилия к возрождению собственной Родины. Нужны примеры жертвенного служения, примеры творения добра и борьбы со злом. Причем периоду порабощения народа, массовых репрессий и геноцида в его наихудшем виде – в виде стратоцида, должны соответствовать примеры именно вооруженной борьбы, а не держания «фиги в кармане», на что ни особого ума, ни мужества, как известно, не требуется. Антибольшевистское движение времен войны (или власовское движение) как раз и было оправданием русского народа в глазах истории. Если бы его не было, то русский народ можно было бы смело назвать скопищем унтерменшей, плебейским племенем, генетически неполноценной расой, не способной порождать ни гениев, ни героев, ни святых. А как тогда быть с героями прежних времен? А очень просто. Их не было. Их выдумали ангажированные историки и экзальтированные поэты. Именно такая логика и выстраивается в головах нашего либерально самодовольного, хотя и недовольного властью, большинства. Я не выдумываю. Сам это слышал, и не раз.   

Но вернемся опять к Власову. Допустим, неопровержимые факты нам докажут,  что он нацист и подонок. Тогда дайте нам других героев. Я не предлагаю притягивать за уши какие либо факты истории или творить новые мифы, но какой то вразумительный выход из сложившейся коллизии, согласитесь, должен быть найден. В самом деле, если у нас не было героев (вооруженной борьбы с большевизмом), если наш народ не стоит доброго слова, тогда зачем нам такая история, зачем нам русская (или российская) самоидентификация. Тогда уж лучше вообще забыть наше прошлое и начать новую жизнь с чистого листа, прицепившись к какой либо другой политической общности, к другому народу, рассматривая нынешнюю РФ как дойную корову, из которой можно без всяких угрызений совести высосать все соки и уехать.

Так что вопрос о Власове, как о символе, это не праздный вопрос, а вопрос, если хотите, смысла нашего национального существования, нашего нравственного оздоровления на относительно близкий нам период времени (времени возрождения России).

 

Посему я надеюсь, что Вы найдете возможность как то исправить в СМИ свой неосторожный (возможно и сгоряча) выпад в адрес Власовской армии.

 

С уважением, Панкратов Александр  (сентябрь 2013г.)

Администратор сайта НТС 

http://nts-rs.ru/   nts1951@yandex.ru 

 

***

 

 

 

От редакции:

- Распространяйте наши материалы в своем окружении;

- Подписывайтесь на журнал «Посев»;

- Читайте ж. «Посев»  на http://nts-rs.ru/posev.htm

- Подпишитесь на нашу рассылку (Стрелы НТС), перейдя по ссылке    http://subscribe.ru/catalog/state.politics.dlachlenovidruz

       


В избранное