← Январь 2013 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
25
|
26
|
27
|
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://nts-rs.ru/
Открыта:
09-10-2008
Статистика
0 за неделю
Стрела НТС 141 Слово Председателя РОВС к 200-летию Отечественной войны
Стрела НТС №141 от 6.01.2013г. Слово Председателя РОВС к 200-летию Отечественной войны
«Благодарите Бога, что вы русские, гордитесь сим преимуществом» Кн. М.И. Кутузов-Смоленский. Декабрь 2012 год был памятен для русских людей как год 200-летия Отечественной войны 1812 года. Из многочисленных войн, которые вёл наш народ, Отечественными были названы три – 1812, 1914-1918 и 1941-1945 годов. Но лишь одна из них получила это название с полным правом, отразив в нём не злободневные интересы пропаганды, а саму суть событий. Увы, войны ХХ века, в подражание войне 1812 года наименованные своими современниками «Отечественными», не стали ни по-настоящему народными, ни в действительности освободительными. Великая война 1914 года, хотя и вызвала в своём начале большой патриотический подъём и дала многочисленные примеры подвигов нашего народа, закончилась гибелью Исторической России. Война эта была проиграна не российской армией, а российским обществом; не на полях сражений, а в умах. Поражение умов, духовный и моральный упадок значительной части правящей элиты и ведущего слоя общества, политическое развращение и прельщаемость широких народных масс привели Российскую Империю к неизбежному в таких случаях итогу – разложению, военному поражению, братоубийству и национально-государственному краху… Ещё менее оснований именоваться «Отечественной» было у войны 1941-1945 годов. Ибо не может по праву называться «Отечественной» война, в которой русский народ оказался расколот на два непримиримых лагеря, в которой миллионы соотечественников сражались друг с другом по разные стороны фронта. Не может быть «Отечественной» война, которая ценою потоков народной крови укрепила самый чудовищный в истории человечества тоталитарный режим (зло во сто крат худшее, чем любое крепостное право) и на десятки лет штыками загнала за колючую проволоку социалистического «рая» целые страны и народы. Подлинная Отечественная война была совсем иной. Не позорный приказ № 227, отданный для устрашения собственных генералов и офицеров, не угрозы расстрелов, штрафбатов, репрессирования семей, не заградительные отряды в своём тылу толкали в бой русских воинов в 1812 году. Нет, иные побудительные мотивы вели александровских солдат, казаков и ополченцев, дерзавших «чужие изорвать мундиры о русские штыки»!.. * * * Играя на национальных чувствах поляков, Наполеон Бонапарт весьма неудачно назвал эту войну «Второй Польской». 22 июня 1812 года, накануне рокового перехода через Неман, он объявил своей армии цель похода на Восток – «положить конец пятидесятилетнему кичливому влиянию России на дела Европы»… Французский император считал поражение русских делом предрешённым: полководческий гений, прежние победы, закалённые в боях полки, составлявшие костяк «Великой армии», внушительное численное превосходство – всё говорило в его пользу. В наполеоновских войсках никто не сомневался в победе и, переходя границу Российской Империи, завоеватели поговаривали уже не только о Москве, но и об Индии и Ганге! Казалось, что вновь «Бог будет на стороне больших батальонов». Но Бог был на стороне русских… Несомненно, кульминационной точкой войны, событием, которое во многом предопределило её дальнейший ход, стало Бородинское сражение 26 августа (7 сентября). Сражение это признано самым кровопролитным из всех, когда-либо происходивших в мировой истории до того времени. На Западе его назвали «Битвою под Москвой», «Битвой генералов», «Могилою французской кавалерии»… Уже 200 лет не стихают споры о том, кто же оказался победителем в Бородинском сражении на самом деле. Конца спорам не видно и сегодня. И этот факт красноречивее всего свидетельствует, что победителя в той великой битве не было. Ни одна из сторон не была разгромлена физически, ни одна не потеряла духа. Было бы справедливо признать Бородинское сражение закончившимся «вничью». Но с точки зрения избранной полководцами стратегии Наполеон не смог решить под Москвой своей главной задачи, к которой он так стремился – покончить с Русской Армией в одном генеральном сражении. Кутузов же свою задачу решил: в генеральном сражении Русская Армия с честью выдержала удар и смогла продолжить дальнейшую борьбу. Несмотря на оставление Москвы, именно после Бородина начался моральный перелом в ходе войны и в ходе всей истории наполеоновских завоеваний. Вот почему Бородинское сражение и Отечественная война 1812 года являются одними из самых значительных событий не только в истории нашего Отечества, но и в мировой истории. Сегодня наши современники, слыша о войне 1812 года, воспринимают победу Русского оружия, как нечто должное, само собою разумеющееся. Таково свойство человеческого восприятия истории: «А разве могло быть иначе?» Да, могло быть иначе… Нашествие «двунадесяти языков» Россия смогла одолеть вопреки многим неблагоприятным для неё обстоятельствам, лишь благодаря Божией помощи и невероятному напряжению сил всего народа. Что же предопределило итог войны 1812 года? Хладнокровие ли Барклая де Толли? Стойкость ли русских полков в день Бородина? Трезвый расчёт и хитрость Кутузова? Москва, отданная в жертву ради спасения армии? Гениальный фланговый марш на Калужскую дорогу? «Дубина народной войны» в тылу завоевателей? Или же непреклонная воля Императора Александра I «не положить оружия, доколь ни единого неприятельского воина не останется» в России? Конечно, все эти обстоятельства сыграли свою роль. Но важнейшим фактором, предопределившим итог войны, был вызванный ею исключительный подъём русского национального чувства. Национализм, до той поры дремавший в русском народе, в 1812 году проявился в нём с поразительной мощью. Национализм этот не имел ничего общего с казённым ура-патриотизмом, ибо он был вызван не указаниями правительства или лубочной ростопчинской пропагандой, а естественным чувством самосохранения народа. Перед лицом иноземного нашествия в России произошла своеобразная самомобилизация народа на борьбу с врагом, охватившая все сословия, все слои тогдашнего общества. Российское дворянство с энтузиазмом бралось за оружие, а некоторые, наиболее состоятельные, дворяне на собственные средства формировали воинские части; купечество жертвовало на нужды обороны страны огромные суммы денег, нередко целые состояния; крестьяне, которые раньше считали рекрутскую повинность тяжким бременем, радовались призыву. Русские женщины и старики – те, кто в силу слабости сил или возраста не могли держать оружия – считали своею святой обязанностью оказывать посильную помощь в тылу. Поборники классовой теории и до сих пор пытаются утверждать, что всё это не так, что у русских крестьян Отечества не было, а были в царской России только крепостное право и «темнота». Следовательно, и защищать крестьянам было нечего. На это, кстати, в своё время возлагал надежды и сам Наполеон. Но к большому неудовольствию Наполеона и поклонников классовой теории, русские крестьяне их сильно разочаровали. И доказали, что Отечество у них – есть. И что русский народ может отлично самоорганизовываться для его защиты от иноземных захватчиков, осквернителей православных святынь, насильников и мародёров, создавая им невыносимые условия существования на Русской Земле. Национальное самосознание русского народа проявилось не только в самоотверженности его воинов, но и в самых разных областях жизни, в том числе в культуре и в экономике. Так в 1812 году в России широко распространилось явление, получившее название экономического национализма. Без какого-либо принуждения или указания свыше русские люди стали покупать только русские товары и только в русских лавках. Торговля отечественными товарами и бойкотирование товаров иностранных сделалась для купцов предметом гордости и чести. И правительство, и народ восприняли дело развития национальных промышленности и торговли, как патриотический долг. Русский экономический национализм усилил отечественное производство и торговлю, став одним из важных факторов в противоборстве с Наполеоном. Нигде в Европе Наполеон не встречался с таким яростным всенародным сопротивлением. Нечто подобное французы испытали лишь на Пиренейском полуострове, где их дивизии натолкнулись на фанатичное сопротивление испанцев и увязли в гибельной партизанской войне. Но в России положение «Великой армии» оказалось ещё хуже, ибо в Испании завоевателям пришлось иметь дело с вооружённым народом, лишённым верховной власти и серьёзной помощи регулярной армии. Россия же минуту смертельной для себя опасности продемонстрировала нерушимую национальную симфонию Церкви, верховной власти, армии и народа. Эта симфония стала залогом всенародной победы в войне 1812 года и дала ей неоспоримое право именоваться Отечественной. * * * Юбилеи великих событий должны служить делу просвещения, воспитания и сплочения народа. Они – не только повод вспомнить о жертвенности, достижениях и подвигах предков, но и возможность для современников осознать свою сопричастность к истории страны, острее почувствовать принадлежность к своему народу, ответственность за его настоящее и будущее. Увы, 200-летие Отечественной войны не стало для русского народа таким объединяющим событием. Хотя формально юбилей Двенадцатого года в Российской Федерации и отметили – различные праздничные мероприятия продолжались вплоть до конца 2012-го и начала 2013-го годов – общенационального торжества не получилось. Да и не могло получиться никакого подлинного общенационального праздника в стране, фактически находящейся в ситуации жёсткого гражданского противостояния – по существу, войны – правящей «элиты» и народа. В РФ люди давно привыкли к тому, что всякие юбилейные даты превращены здесь в повод для политической рекламы правящей верхушки – центральной и местной – в бездарные мероприятия «для галочки» и механизм для расхищения бюджетных денег. Не удивительно, что народ смотрит на юбилеи не как на национальное дело, а как на дурно попахивающие бюрократические игры. Истинное же отношение власть предержащих к историческому наследию России известно народу не из речей, заготовленных «спичрайтерами» для руководителей страны и регионов – а из жизни… В юбилейном году федеральная бюрократия бодро отрапортовала об установке новых памятников, посвящённых войне 1812 года. Но какой смысл выбрасывать средства на изготовление этих новоделов – весьма дорогих лишь в смысле их сумасшедшей стоимости, но ничего не стоящих с точки зрения исторической – если одновременно по всей России варварски уничтожаются памятники подлинные?.. Прямо сейчас в С.-Петербурге медленно разрушается историческое здание, в котором с 1794 года жил граф М.И. Голенищев-Кутузов и откуда 11 (23) августа 1812-го полководец уехал в действующую армию. Попытки общественности и нынешних жильцов дома обратить внимание чиновников на плачевное состояние историко-архитектурного памятника успеха пока не имеют. Но что говорить о доме Кутузова, если в том же Петербурге целыми кварталами уничтожают уникальные памятники военной архитектуры – комплексы казарм тех самых полков Русской Императорской Гвардии, что покрыли себя славою в сражениях 1812 года. В юбилейном 2012-м – уже при новом губернаторе-чекисте Полтавченко, торжественно пообещавшем не разрушать исторический центр города – в Северной столице цинично стёрли с лица земли комплекс построек Лейб-Гвардии 2-й Артиллерийской бригады, отличившейся при Бородино и награждённой (1-я и 3-я батареи) Георгиевскими серебряными трубами с надписью: «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812 года»… Ещё ранее – при губернаторстве партноменклатурщицы Матвиенко – до основания срыли экскаваторами казармы Л.-Гв. Преображенского полка – ценнейший памятник истории и культуры. А под Москвой историки и патриотическая общественность уже который год бьются за спасение Бородинского поля от незаконной застройки коттеджами. Но в этой новой «Бородинской битве» побеждают пока продажные чиновники и владельцы коттеджей... «Власти» же фактически безмолвствуют и… покрывают эти преступления… * * * В РФ главным событием юбилея Отечественной войны была объявлена военно-историческая реконструкция, организованная на Бородинском поле 2 сентября 2012 года силами энтузиастов-любителей из военно-исторических клубов. Юбилейное действо оставило у зрителей и участников двоякое впечатление. Реконструкторы старались, как могли, и свою часть программы они исполнили на совесть. Хуже вышло с той частью, за которую отвечали чиновники: к празднику до конца не успели завершить даже строительные работы на Бородинском поле… Многих из тех, кто наблюдал за официальными торжествами с участием президента, правящей партийной верхушки РФ и прикормленной ими «общественностью», не покидало горестное ощущение фальши и лицемерия всего происходящего. Невольно напрашивалось сравнение с торжествами, происходившими на этом же месте в 1912 году, в день празднования 100-летнего юбилея Отечественной войны. Тогда на Бородинском поле в Высочайшем присутствии и присутствии членов Царствующего Дома собрались высшие сановники Империи, дипломатический корпус всех аккредитованных при Российском Дворе государств, синклит Русской Церкви, возглавляемый митрополитами Московским и Санкт-Петербургским, представители от всех сословий – дворянства, купечества, казачества, крестьянства (в лице сельских старост), множество зрителей – городской публики и крестьян. Но главным героем юбилейных торжеств 100 лет назад была – Русская Армия. Всё Бородинское поле заполняла пехота, кавалерия, артиллерия – не ряженые, бутафорские, а настоящие сводные подразделения от всех частей Русской Гвардии и Армии, принимавших участие в знаменитом сражении… Юбилейные торжества 1912 года олицетворяли собой ту национальную симфонию Церкви, верховной власти, армии и народа, которая столь ярко проявила себя во время Отечественной войны. Торжества же 2012-го не олицетворяли ничего и демонстрировали только раскол общества и разложение правящей элиты. Сам факт переноса празднования юбилея Бородинского сражения с 7-го на 2-е сентября вызвал недоумение и оставил неприятное впечатление, зато вполне продемонстрировал пренебрежение руководства РФ к одному из самых важных событий в российской истории: Бородинские торжества перенесли специально из-за В. Путина... (а как бы отреагировала кремлёвская компания на идею сместить на недельку празднование 9 мая – центрального идеологического фетиша путинского режима?) Бросилось в глаза отсутствие на главных (!) торжествах представителей Церкви и Армии (рота почётного караула в карнавальных мундирах от Юдашкина – в счёт не идёт). Московская Патриархия отслужила молебен 8 сентября. Армия же не принимала участия в торжествах ни второго, ни восьмого… Российскую Армию посчитали «лишней» на праздновании 200-летия Отечественной войны. Но отнюдь не лишним считается в РФ поддерживать партийные коммунистические традиции, для чего ежегодно 7 ноября Российская Армия привлекается к нелепым «парадам в память парада в память годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции...» Да, Вооруженные Силы РФ не имеют исторической преемственности от Русской Армии и Флота. Но отсутствие военных на главных торжествах, посвящённых юбилею Отечественной войны, было обусловлено отнюдь не желанием подчеркнуть этот печальный факт, а той невзрачной ролью, которая отведена нынешней Армии. Путинский режим на каждом углу кричит о патриотизме, но само понятие «патриотизм» в РФ трактуется по-большевицки извращённо – только как приверженность политике правящей группировки и культивируемым ею идеологическим догмам. В подъёме же патриотизма подлинного эта группировка заинтересована менее всего. Ведь чем меньше национального чувства и гражданского сознания будет у русских людей, а тем более у русских солдат и офицеров – тем спокойнее для Кремля и Лубянки, внутренняя политика которых направлена на подмену подлинных ценностей и подавление самосознания русского народа. Опрос, проведённый в 2012 году Фондом общественного мнения (ФОМ), наглядно продемонстрировал конкретные результаты этой политики. По данным ФОМ, сегодня 31 % жителей Российской Федерации уже не знает, против кого воевала Россия в 1812 году. Нынешние россияне не имеют представления о том, кто во время Отечественной войны занимал Российский Престол: 6 % уверены, что в то время царствовала Екатерина Вторая, 7 % называют Павла Первого, 51 % вообще не смогли никого назвать и только 29 % – менее трети населения! – знают об Императоре Александре I. В результате проведённого ФОМ опроса, в котором приняли участие 1500 человек из 43 регионов страны, выяснилось, что меньше всего об Отечественной войне знает… российская молодёжь в возрасте от 18 до 30 лет. А ведь это именно то поколение, которое выросло в период диктатуры чекистско-олигархической корпорации КГБ-ФСБ, поколение на котором путинский режим успел апробировать «реформу образования» и тому подобные «реформы», включая военную… Стирание исторической памяти на протяжении десятилетий являлось одним из тех механизмов, с помощью которого партийная олигархия осуществляла геноцид и этноцид русского народа. Политика дерусификации России, хотя уже и в иных формах, проводится и сегодня. Ведь антинациональная «диктатура жуликов и воров» понимает, что сможет удержаться только в стране, где народ не знает своей подлинной истории, не осознаёт своего исторического места и своей исторической роли, не чувствует себя полноправным хозяином в собственном доме. Но никакая антинациональная диктатура окажется невозможна, когда русский народ объективно оценит собственное историческое прошлое и своё историческое место, когда будет дана юридическая оценка преступлениям коммунизма против России, когда народ осознает, что его исторические победы и взлёты, в том числе и победа 1812 года – не только страницы из школьного учебника и повод для «военно-исторических реконструкций», но и важнейший практический урок тем, кто живёт в России XXI века и хочет сохранить её для будущих поколений русских людей. Игорь Борисович Иванов Председатель РОВС Декабрь 2012г. Источник: http://metanthonymemorial.org/VernostNo181.html
«ОСТЕРВЕНЕНИЕ НАРОДА» Истоки и формы народного патриотизма в
Признание народного патриотического сознания стало общепризнанной формулой при оценке характера войны 1812 года. При этом для самих участников событий данный факт не представлялся столь очевидным. Официально война с Наполеоном получила название Отечественной только в 40-е годы XIX века, в царствование Николая I. К тому времени события наполеоновской эпохи уже получили необходимый историографический глянец (главным образом, благодаря высочайше утвержденным трудам придворного историка А. Михайловского-Данилевского). Тогда же и родилась наряду с формулой министра Сергея Уварова («православие, самодержавие, народность») концепция «единения всех сословий вокруг престола». Эта концепция настолько прочно утвердилась в идеологии российского самовластия, что неоднократно воспроизводилась при оценке различных эпох, к ней прибегали совершенно разные властители во время острых внешнеполитических столкновений. Так, война с Германией и Австро-Венгрией в 1914 году была объявлена «Второй Отечественной», а нацистско-советская 1941 года вошла в сознание как «Великая Отечественная». Между тем современники 1812 года были склонны относить победу над Наполеоном не за счет народного подвига, а видели причину скорее во вмешательстве провиденциальных сил. «Русский Бог велик!» - эту фразу повторяли многие участники событий. Император Александр I, сам впавший в мистицизм после падения Москвы, велел выгравировать на медали, изображавшей Всевидящее Око, слова: «Не нам, не нам, а имени Твоему». Надо сказать, что изучение народного сознания эпохи 1812 года всё ещё находится под сильным влиянием официозной трактовки. Устоявшаяся советская формула о «всенародной войне» по-прежнему применяется в трудах российских историков. С незавидным упорством они продолжают писать пухлые труды по заезженным трафаретам. Собственно народу, его положению и выпавшим на его долю испытаниям уделяется мало места. Анализ источников и привлечение новых фактов заменяется правительственными декларациями и привычными схемами. Труды настоящих историков, следующих правилу: «истина прежде всего», выходят в малотиражных сборниках и усиленно замалчиваются господствующей корпорацией напыщенных историографов, привыкших двигаться по наезженной колее. Так случилось и со статьёй московского историка Л.И. Агранова «Новые подходы к изучению Отечественной войны 1812 года: восприятие событий 1812г. Российским простонародьем». Новаторский труд прошёл совершенно незамеченным историографической общественностью, хотя, казалось бы, его идеи должны были вызвать массу откликов, породить ожесточённую полемику. Но у нас не принято спорить с трудами неудобных историков. Господствующая научная корпорация делает вид, что их просто не существует. О статье Л.И. Агранова, изданной в 2006 году не упомянули ни разу. Хотя в любой другой стране она оказалась бы в центре не только профессионального, но и общественного внимания. Поэтому считаю необходимым предать гласности наработки московского историка. Следует помнить, что двести лет назад Россия являлась православным царством. Это означает (в отличие от современности), что основные знания о мире, духовное содержание жизни население получало почти исключительно из рук православной церкви. Только несколько процентов жителей империи владели грамотой и могли читать книги. Неграмотное же большинство слушало проповеди и питалось различного рода слухами. Когда говорят, что неграмотный человек стоит вне политики, следует помнить, что это вовсе не означает, что у него нет собственной духовной жизни. Он обладает глубокими и развитыми представлениями, яркими эмоциями. Они у него такие же сильные, как у ребенка. Но и не менее фантастические, сказочные. Всякую информацию он воспринимает в превращенной форме, согласно своему внутреннему представлению. Так случилось и в 1807 году, когда русская православная церковь официально объявила Наполеона Антихристом. Поскольку явление Антихриста, согласно христианскому учению, предшествует наступлению конца света, то и сознание простолюдинов оказалось подвержено сильным эсхатологическим настроениям. Слухи о непрерывных победах корсиканца, доходившие до российской глубинки, воспринимались как свидетельство его сверхъестественной, дьявольской силы. Вот одно из зафиксированных свидетельств подобных распространенных воззрений: «Французы предались Антихристу, избрали себе в полководцы сына его Апполиона, волшебника, который по течению звезд определяет, предугадывает будущее, знает, когда начать и когда закончить войну, сверх того, имеет жену, колдунью, которая заговаривает огнестрельные орудия, противупоставляемые ее мужу, отчего французы и выходят победителями». Народное фантастическое воображение «рисовало французов не людьми, а какими-то чудовищами с широкой пастью, огромными клыками, кровью налившимися глазами с медным лбом и железным телом, от которого, как от стены горох, отскакивают пули, а штыки и сабли ломаются, как лучины». Вполне естественным выводом стало убеждение людей, что подобные монстры питаются человечиной. Власти вскоре осознали, какую идеологическую бомбу они запустили. Сохранилось донесение начальника канцелярии Особого отдела министерства полиции М. фон Фока, свидетельствующее о превратном толковании в народе даже официальных известий: «Люди непросвещенные, внутри Империи живущие, а особенно среднее сословие и простолюдины, привыкшие считать все, что напечатано, за неопровергаемую истину, приходят от того в уныние и слыша токмо о победах и завоеваниях Наполеона, все народы порабощающего, теряют дух бодрости, особливо в отдаленных городах и селениях, где каждый дьячок и грамотей является светилом, и каждая напечатанная строка Евангелием». Некоторые сановники предприняли меры контрпропаганды. Особую известность получила на этом поприще деятельность московского губернатора Федора Ростопчина, издававшего книги и брошюры для народа. Большую известность получили его «Мысли вслух на Красном крыльце российского дворянина Силы Андреевича Богатырева». В короткое время было раскуплено уникальное для того времени количество экземпляров этой книжки – 7 тысяч штук! В ухарском тоне в ней давались уничижительные оценки французского воинства. Неприятельские солдаты объявлялись трусливыми, никчемными людьми, скопищем неумех и доходяг. Утверждалось, что «француз не тяжелее снопа соломы», и любая баба сможет вилами заколоть несколько человек. Образованные люди морщились от площадного языка ростопчинских поделок, но народные массы воспринимали их на веру, откровенная брань в адрес неприятеля повышала их самооценку. Но в преддверии 1812 года напряженное ожидание стало нарастать. Лихорадочные военные приготовления невозможно было полностью скрыть от населения. Во всем находили приметы грядущих бедствий. Каждый старался поведать о своих наблюдениях, уверял, что «давно чуял неладное: и каша у него в горшке неладно варилась, и домовой расшалился, и кот Васька стал недобро глядеть». Но главным апокалиптическим знаком всеми было признано явление кометы Галлея в конце 1811 года. Вот типичный случай, в котором описана толпа, выходящая из церкви с вечерней службы: «Как бы по сигналу все сняли шапки и перекрестились. Послышались тяжелые, где подавленные, где громкие вздохи. Долго стояли в молчании. Но вот одна женщина впала в истерику, другие зарыдали, начался говор, затем громкие восклицания: «Верно, прогневался Господь на Россию», «Согрешили непутем, ну вот и дождались» и т.п. Начались сравнения: кто говорил, что хвост кометы это пучок розог, кто уподоблял метле, чтоб вымести всю неправду из России, и т.д. С тех пор народ толпился на улицах каждый вечер, а звезда становилась все грознее и грознее. Начались толки о преставлении света, о том, что Наполеон есть предреченный Антихрист, указанный прямо в Апокалипсисе под именем Аполиона». Естественно, что апокалиптические настроения не только не ослабли, но значительно усилились с началом военных действий. Народные массы, слыша о наступлении наполеоновских войск, отступлении русской армии, уверялись в сверхъестественной природе французского императора, ожидали наступления «конца света». Они видели в завоевателях не военных противников, а «нечистую силу». Широко распространялись слухи, что французы – сущие черти, у них на ногах копыта, а на голове рога. Поэтому при приближении неприятельских войск, жители бросали свои дома, уводили скот, забирали самое необходимое, а оставленные пожитки предавали огню. При этом превалировали не столько прагматичные соображения навредить врагу («не доставайся злодею»), сколько эсхатологическое отчаяние («пропади все пропадом!»). В результате перед неприятелем в буквальном смысле образовывалась выжженная земля. Характерный пример. Когда французы вошли в Смоленск, в городе из 15 тысяч жителей осталась всего одна тысяча. Это были самые бедные и немощные люди: старики, женщины с малыми детьми. Посреди горящего города они надеялись найти защиту и убежище среди святынь городского собора. Когда неприятельские солдаты вошли в храм, они были глубоко поражены воплем животного ужаса, исторгнутым обезумевшей толпой. Один итальянец вынужден был спасать молодую женщину, которая, увидев его, со страху бросилась в реку. Вытащив ее из воды, он дал ей свою порцию хлеба и мяса, чтобы немного успокоить и привести в чувство. Конечно, не все обыватели бежали от неприятеля. Значительная часть пыталась ему противостоять. Крестьяне многих деревень создавали кордоны, предупреждавшие о набегах вражеских фуражиров, организовывали засады, вылавливали отставших неприятельских солдат. В плен брали редко (в основном это происходило только под руководством армейских партизанских отрядов). В остальных случаях с захваченными врагами безжалостно расправлялись. Жестокость была ответной реакцией на пережитый страх. Генерал Лористон, посланный Наполеоном на переговоры с Кутузовым, жаловался русскому фельдмаршалу, что война ведется не «по правилам». На что русский полководец резонно заметил: русский народ двести лет не видел врагов на своей территории и поэтому «правилам» не обучен, он воспринимает действия неприятеля как нашествие татар и поступает с захватчиками по собственному усмотрению. В отличие от западных губерний, где процент православного населения был сравнительно невысок, и, более того, значительная часть инородцев симпатизировала французам и поддерживала их, в исконно русских землях армия захватчиков оказалась в вакууме. В частности, наполеоновские интенданты везли в обозе большое количество фальшивых рублей, думая расплатится ими с обывателями за продукты и фураж. Этот запас остался практически неиспользованным. Русские люди не желали вступать с «нехристями» ни в какие отношения, даже торговые. С другой стороны, захватчики сами старались сделать все возможное, чтобы оскорбить чувства верующих людей. Они занимали православные храмы, разграбляли их сокровища, надругались над святынями, устраивали в культовых помещениях конюшни, склады, казармы. Этим они только усиливали враждебность населения. Особенно выросло народное сопротивление после падения Москвы. Сгоревшая столица означала для русского сердца акт искупительной жертвы, которая помогла преодолеть отчаяние, наполнила души решимостью и жаждой мщения. Люди не произносили «Москва взята», они говорили «Москвы больше нет» - и поднимались на борьбу. Кутузов хорошо понял изменение настроения и всячески способствовал развитию «малой войны». Наполеон в Кремле почувствовал себя обложенным со всех сторон, как «волк на псарне» (именно так называлась известная басня Ивана Крылова). Французов ловили уже не единицами, а десятками и сотнями. Это и привело к бесславному исходу Великой армии Наполеона из России. Когда прежде непобедимые полчища бежали из «этой страны», гибли от холода и голода, народное отношение к поверженному врагу стало меняться. Русский язык обогатился в то время словом «шаромыжник». Отставшие французские солдаты заходили в селения и обращались к жителям: «Cher ami (дорогой друг)». Этих жалких доходяг уже не воспринимали как смертельных врагов, им, как правило, давали кров и пищу. К многочисленным пленным относились с состраданием, делились с ними одеждой и продуктами. Многие из них впоследствии не стали возвращаться на родину и прожили в России долгую и счастливую жизнь.
Юрий ЕПАНЧИН Декабрь 2012г.
От редакции: - Распространяйте наши материалы в своем окружении; - Читайте ж. «Посев» на http://www.posev.ru и http://nts-rs.ru - Подпишитесь на нашу рассылку (Стрелы НТС), для чего перейдите по ссылке http://subscribe.ru/catalog/state.politics.dlachlenovidruz |
В избранное | ||