Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Стрела НТС

  Все выпуски  

Стрела НТС 69 Введение в Программу НТС


Стрела НТС №69  от  17.10.2010г

Предлагаем Вашему вниманию фрагмент одной из Программ НТС.  Составлена она давно, в 1957 году. С тех пор многое изменилось и продолжает быстро меняться. Однако сегодня нам по прежнему важен общий настрой и дух этой программы, а любые конкретные предложения по ее букве и конкретным  пунктам мы с благодарностью примем и рассмотрим.

 

 

Введение в Программу НТС

 

1. СОВРЕМЕННЫЙ КРИЗИС

История текущего столетия есть история величайшего кризиса человечества.

Мировые войны и социальные революции, перевороты, борьба классов и наций — лишь внешние проявления этого кризиса.

Главные причины кризиса следует искать не столько в борьбе за рынки и жизненные пространства, не столько в характере экономических и производственных отношений, сколько в тех общественных идеалах, на которых строятся современные социально-политические системы.

Эти системы оказались не в состоянии преодолеть пропасть, образовавшуюся между прогрессом культуры материальной и культуры духовной, иными словами, — ту дистанцию, которая отделяет материальную цивилизацию от культуры в подлинном ее значении.

XX век характеризуется изумительными техническими достижениями и великими научными открытиями человеческого гения, наряду с небывалым в мировой истории извращением и затемнением нравственных основ в господствующих идеях; он возродил в новых, неслыханных формах закрепощение, угнетение и эксплуатацию человека.

XX век принес с собой пренебрежение к человеческой жизни, к свободе, праву, чести, морали — ко всем нравственно-общеобязательным ценностям; он дал новые, изощренные формы рабства, насилия и зверства: заложничество, концентрационные лагери, массовый террор, обречение миллионов людей на бесправие, унижение и гибель.

Победа человеческого гения над силами природы не привела ко всеобщему счастью. Подчинение материального мира человеку не явилось достаточным условием для благоденствия человечества.

XX век показал, что горе тому обществу и народу, над которым восторжествуют вооруженные всеми средствами современной техники бездушные человекоподобные существа.

Тогда достижения техники начинают служить не в облегчение жизни, а во вред; грозным оружием оборачиваются они против человека. Техника становится служанкой произвола и орудием для уничтожения людей. Достижения цивилизации начинают служить изощренному насилию организованного меньшинства над массами и взаимоистреблению человеческого рода.

Ярким примером насилия, организованного в государственных масштабах и цинично маскируемого лживыми криками о раскрепощении трудящихся, о зажиточной жизни, о демократии и миролюбии, является коммунистическая диктатура в России и других порабощенных коммунизмом странах.

 

2. СТУПЕНИ БЫТИЯ

Окружающий нас мир, будучи органическим целым, представляет, в то же время, многообразие предметов и явлений различных степеней одухотворенности.

Развитие земной действительности направлено на возрастание одухотворенности. Неорганическая материя, мир биологических организмов, душа человека — таковы основные ступени качественного повышения бытия. Мир биологических организмов представляет собой первую, бессознательную ступень одушевленности и целеустремленной организации материи. Наиболее высокий характер духовности, единства и осмысленности присущ человеческой личности, как бы призванной быть господином материального мира. Человеческий дух не мог бы постигать и покорять силы природы, если бы он был просто лишь частью природы. Развитие жизни на земле направлено не только на одухотворение материи, но и на воплощение и раскрытие самой духовной сущности.

Каждая высшая ступень бытия основывается на низшей, отнюдь не становясь от этого «надстройкой». Высшие формы бытия не выводимы из низших; они обладают собственной структурой, собственными закономерностями. Каждая высшая ступень включает в себя и низшую (так, человек есть также и биологический организм), но не исчерпывается ею. От низших ступеней к высшим падает роль и значение материальной стороны бытия и механической причинности и возрастает роль и значение духовной стороны бытия и волевой целеустремленности.

Духовный центр человеческой личности — его неповторимое «я» — есть наиболее чистое выражение духовной сущности, есть непосредственно данная нам вершина одухотворения земного бытия.

Человеческая личность не одинока; человеческое «я» не изолировано от своих ближних. «Я» нельзя оторвать от «мы». Личность органически включена в общество, не растворяясь, в то же время, в нем.

Человеческие сообщества — не просто механические скопления людей, а органические образования, основанные не только на биологическом сродстве или общности экономических интересов, но, прежде всего, на духовном единстве (общность культуры, идеалов). Главной силой общественного сцепления является солидарность, потребность общения и сотрудничества с себе подобными. Солидарность есть та сила, которая создает органическую целостность и устойчивость общественных образований. В биоорганическом мире солидарность носит инстинктивный, в человеческом — сознательный, одухотворенный характер, выражаясь в общей направленности людей на объединяющую идею.

Общественное бытие в той или иной мере влияет на общественное сознание; общественное сознание влияет на общественное бытие. Как в жизни отдельного человека, так и в жизни общества, взаимодействие бытия и сознания перевешивает в ту или другую сторону, в зависимости от уровня духовного развития.

Материальные условия и биологические данные суть низшие слои общественного бытия. В процессе органического развития общества уровень культуры и степень совершенства социальных форм играют для каждой эпохи величайшую роль. Общественные идеалы и разумное руководство являются важнейшими двигателями социального прогресса. Ведущие личности выступают не только как выразители чаяний масс, но и как их воспитатели.

Сколь определяющими ни казались бы на первый взгляд в общественной жизни факторы борьбы (социальной и национальной розни), — не они являются, в конечном счете, подлинными двигателями общественного развития. Общественная жизнь не может быть сведена к борьбе соперничающих групп, — подобно тому, как семейная жизнь не может быть сведена ко внутрисемейным ссорам. История человечества есть не столько история борьбы классов или рас, сколько история развития (взлетов и падений) человеческого духа.

Подлинная культура несводима к материальной цивилизации. Человеческое общество, как и отдельная человеческая личность, в зависимости от избранного идеала, может морально опускаться до полного озверения или подниматься к нравственным высотам. Положительный смысл личной и общественной жизни может быть понят лишь исходя из надличной и надобщественной сферы духовного бытия, включающего в себя объективные ценности добра, истины и красоты.

 

3. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ

Человеческая личность ставится в центр нового мировоззрения.

Живой человек, со всеми его духовными и материальными потребностями, со всеми его достоинствами и недостатками, составляет основу человеческого общества. Человек должен пройти путь духовного развития до полного раскрытия в нем творческих сил, до превращения его в полноценную творческую личность. Идеальная жизнь человека есть непрерывное развитие и самосовершенствование.

Смысл жизни человека отнюдь не исчерпывается удовлетворением его материальных потребностей. Только тогда становится его жизнь осмысленной, когда свою творческую деятельность он подчиняет не самоудовлетворению, а служению надличным ценностям: науке, искусству, народу, Родине, наконец, высшему духовному началу, олицетворяемому религией в Боге.

Современное учение о личности — персонализм — утверждает принципиальную  самоценность личности. Каждая человеческая личность — своеобразное и неповторимое явление. Но личность должна быть сознательно самонаправлена на служение сверхличным ценностям. Чем выше эти ценности и полнее служение им, тем выше достоинство личности.

Личность проявляет себя в творчестве. Творческий труд является не только жизненной необходимостью, но и духовной потребностью человека. Посредством труда и творчества человек развивает заложенные в нем способности, подчиняет себе и преобразует окружающую среду. Посвящая себя определенной деятельности, человек утверждает свое место в мире.

Труд есть сознательная деятельность человека, направленная на освоение, созидание и сохранение духовных и материальных ценностей. Элемент сознательности, духовности отличает понятие труда от понятия работы, как механической затраты энергии: Работать может и машина, трудится же только человек.

Свобода есть та безусловная необходимость или необходимое условие, без которого невозможны творчество и развитие личности. Свобода не есть своеволие, произвол, анархия. Личность существует не одна и живет не только для себя. Личность, в собственных интересах, должна себя ограничивать и согласовывать свои стремления с общими, иначе она неизбежно вступает в конфликт с окружающим обществом.

В конечном счете, взаимоотношения личности и общества получают разрешение лишь при учете надличной и надобщественной сферы духовного бытия. Живая совесть, любовь к людям и служение высшим ценностям должны освещать всю личную и общественную жизнь человека.

Человеческая личность есть активный фактор истории. Ее участие в борьбе за общественные идеалы, соответственно ее силе и активности, влияет на ход исторических событий. Жертвенное служение высоким идеалам — смысл ее существования.

 

 

4. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

Люди не живут в одиночку; они образуют общественные соединения: семью, народ, нацию. Общественные соединения возникают из естественного тяготения людей друг к другу и развиваются на основе общности интересов. В процессе борьбы за существование, в совместном преодолении людьми внешних сил природы, в их творческом устремлении к общим целям, врожденное чувство солидарности дает начало организованному сотрудничеству и взаимопомощи.

Солидарность есть главная сила, образующая различные формы общественной жизни.

Общественное соединение есть не только сумма отдельных личностей. Общество есть коллективная личность, обладающая общественно-своеобразным характером. Каждой нормальной человеческой личности присуще не только сознание своего личного «я», но и сознание своей принадлежности к коллективу «мы».

Неизбежно возникающие в обществе столкновения личных и коллективных интересов находят правильное разрешение не в механическом ущемлении одной из сторон, а в согласовании этих интересов, в выявлении общих целей высшего порядка и в подчинении столкнувшихся интересов этим целям.

Общество вправе требовать от личности сознательного участия в общем деле. В свою очередь, личность вправе требовать человечности общественных идеалов.

Нельзя во имя общественного идеала подавлять личность. В обществе рабов умирает общественный идеал. Постоянное насилие коллектива над личностью ведет к табели самого общества. Общество не может отказать человеку в величайшем из земных благ — свободе. Личность есть часть общества, общество — часть личности, т. е. участие в общественной жизни есть часть жизнедеятельности человека. Общество должно считаться с динамикой развития личности, создавая необходимые духовные и материальные предпосылки для достойного ее существования, для ее раскрытия и развития.

Личность должна выйти из узких рамок индивидуализма и дорасти до сознания своей ответственности за общее дело. Идеальные взаимоотношения личности и коллектива состоят в сознательном и добровольном самоограничении личности этическими и социальными требованиями и в стремлении коллектива возможно полнее удовлетворить интересы составляющих его личностей.

Достижение таких сознательно солидарных взаимоотношений личности и коллектива есть одна из целей общественного развития.

Современное общество сложно и разнообразно. Оно состоит ИЗ личностей и групп, несущих разные общественные функции. В общественной структуре естественно возникает разделение труда и иерархия. Критерием в распределении общественных прав и обязанностей, при равных возможностях, должны служить моральные и деловые качества людей, общественная целесообразность и справедливость.

Общественное устройство определяется не только идеями, лежащими в его основе, но и людьми — носителями этих идей, осуществляющими их в жизни.

Одним из важнейших факторов в создании всякого строя является ведущий слой общества. Это — передовые люди всех слоев народа, которые оказывают большое влияние на общество, выдвигаясь в нем на основе своих деловых и моральных качеств, направленных на служение надличным ценностям. Это — не кастовое, сословное или партийное социальное образование. Оно не наделяется никакими особыми правами и привилегиями. Общество, в котором ведущий слой изменяет своему призванию и подменяет общенародные интересы своими собственными, обречено на вырождение.

Свободное качественное формирование и творческая деятельность ведущего слоя — залог развития общества.

Общественная жизнь не может быть сведена к материальному производству и потреблению, как жизнь отдельного человека не может быть сведена к физиологическим процессам.

Экономика не является основным и решающим фактором общественной жизни, ибо общественные отношения зависят, главным образом, от воли, чувств и стремлений самих людей, а не от способов производства. Не материя и машины строят человеческое общество, а люди создают его сами.

Поэтому, люди сами и должны стремиться найти те формы взаимных отношений, которые создадут наилучшие предпосылки для полного раскрытия творческих сил, для плодотворного труда всех и каждого на общее благо.

Общественное бытие не сводится к материальному производству и его производительным силам; ведущий фактор общественного прогресса не сводится к развитию орудий производства. Без духовного и умственного творчества невозможно и материальное производство. Материальное производство есть материализация идей, есть один из видов творческой деятельности человеческого духа — главнейшей производительной силы, а орудия производства суть творения человеческого гения.

Без общественной этики немыслимо человеческое общество. Не классовая или расовая, утилитарная, относительная мораль, разрушающая на деле духовные связи людей между собой, а этика, признающая и утверждающая неизменные духовные и нравственные ценности (меняется лишь степень осознания их человечеством), должна руководить поступками и взаимоотношениями людей.

Не злоба, вражда и ненависть приведут человечество к счастью, добру и справедливости. Не подавлением одним классом или расой всех остальных, не выдвижением и осуществлением интересов одной группы возможно построение справедливого общества, а солидарным устремлением совместно творящих и сотрудничающих групп к высокому общественному идеалу.

Органические сообщества

Семья. Семья есть первичное органическое сообщество, ответственнейшее назначение которого состоит в воспитании человека. Семья является самоценной и постоянной формой человеческого союза. Не уничтожение ее, а укрепление и усовершенствование — задача нашего времени.

Народ-национальность. Под народом, в этническом смысле (народность, национальность), понимается совокупность людей с общим происхождением, языком, бытом и культурой. В результате исторического процесса, почти все современные народы представляют собой смешение расовых элементов того или иного порядка. Ведущее значение в жизни каждого народа имеет раскрытие и развитие его самобытной культуры.

Народ-нация. Нация есть органическое объединение людей (одной или нескольких народностей), сознающих свое единство, творящих общую культуру, спаянных воедино общностью этой культуры, общностью духовных стремлений, государственных и экономических интересов, общим историческим прошлым и, главное, единым устремлением на будущее.

Народы, входящие в нацию, могут, в свою очередь, перерастать, в своём развитии, в нации, оставаясь, при этом, в составе первоначального национального сообщества. Так образуется сложная нация, включающая в себя, в качестве составных частей, как народы, так и нации.

Государство есть организация нации, в которой она находит свое наиболее полное оформление.

Ни один народ, входящий в нацию, не должен терять в ней свою творческую самобытность. Его творческий вклад обогащает общенациональную культуру, а общенациональная культура становится и его достоянием.

Национальное творчество есть не только совокупность творчества современников, но и творческое наследие всех предыдущих поколений, чем осуществляется историческая преемственность.

Нация состоит из трудовых формаций, выполняющих различные функции в едином государственном организме и объединяющих людей по отраслям общенародного труда (горняки, транспортники, работники народного просвещения и т. д.). Творческое самосознание трудовых формаций и их согласованная деятельность решающим образом обуславливают расцвет нации.

Деление общества на классы, различаемые по месту в материальном производстве и по отношению к средствам производства с точки зрения собственности, искусственно и неполно. Такая творческая и полезная часть общества, как интеллигенция, оказывается «прослойкой», исключенной из общей схемы. Это деление рассчитано на разжигание междоусобной борьбы. Органическое деление общества на трудовые формации естественно, полно и рассчитано на взаимное согласие, творческое единение, солидарность.

Нация слагается также из бытовых групп, объединяющих людей по признаку общих бытовых интересов (жители одного селения или местности, этнические единства). Эти группы естественно взаимосвязаны с административно-территориальным делением страны.

Нация состоит, таким образом, с одной стороны, из ряда бытовых и трудовых сообществ, находящих в ней свое завершение и оживотворение, с другой стороны, — из отдельных лиц, включенных в нее как через посредство этих сообществ, так и непосредственно.

Национальное чувство есть любовь к историческому облику и творчеству своей нации, вера в ее духовное призвание и воля к ее творческому расцвету. Национализм, отсюда, есть система поступков, вытекающих из этой любви, веры и воли. Национализм — это осознанное естественное ощущение принадлежности к данной нации и потребность творчески ей служить; осознанное стремление к национальному бытию и утверждению своей нации среди других наций мира, к раскрытию всех творческих сил нации.

Национализм и патриотизм не должны быть связаны с шовинизмом, ибо любовь к своей нации и своему отечеству отнюдь не связана с ненавистью или презрением к другим. Равным образом, они не должны быть связаны с империализмом, ибо достоинство и величие нации и государства отнюдь не связаны с насильственным приобщением или покорением других народов.

Национальное не исключает общечеловеческого. Но служение человечеству осуществляется через нацию. Подобно тому, как каждый, входящий в нацию, вкладывает в нее свое творчество, так и каждая нация несет в сокровищницу всемирной культуры свое творчество, определяя тем самым свое место и значение в кругу наций мира.

Политическое и культурное развитие, национальное самосознание и государственные традиции некоторых народов, входящих в состав России, позволяют отнести их к категории народов-наций. Но это не снимает их органической принадлежности к более сложному образованию, — к российской нации.

Российская нация, — явление неповторимое в своем своеобразии, — есть тесная семья народов и наций, исторически объединившихся и осознавших, на протяжении многовековой совместной исторической судьбы, общность государственных, культурных и экономических интересов. Жизнеспособность российской нации доказана историей.

В дальнейшем своем развитии российская нация не нуждается ни в принуждении, ни в покорении; ее существование основывается на свободной воле народов.

Человечество. Солидаризующееся общество ограничивается пределами сознания его членами своей общности и своего единства. Если это сознание давно уже переросло узкие племенные или феодальные рамки, то идеи наднационального всечеловеческого братства еще далеко не стали всеобщим достоянием. Человеческая солидарность, как объединяющая сила, не достигла еще рамок всечеловечества. Нация остается высшим социальным объединением для нашей эпохи. Можно лишь говорить о новых формах межнационального сотрудничества. В этом сотрудничестве нации выступают в качестве целостных единиц, сохраняющих свою индивидуальность.

Ход исторического развития показывает необходимость и желательность осуществления наднационального всечеловеческого объединения. Но и это объединение должно быть объединением целостных и самобытных национальных образований. Проблема самостоятельности и соподчинения встает как для личности в обществе, так и для народов в нации и для наций в наднациональном единстве.

 

 

 

5. ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

История человечества представляет собой сложный поток, в котором характер эпохи сплетается с характером переживающего ее общества. Каждое отдельное культурно-историческое явление есть всегда определенная ступень в развитии того или иного общественного идеала. Историческое «сегодня» несет в себе как элементы еще неизжитого «вчера» — сложившиеся формы уже отживающих идей, так и элементы исторического «завтра» — смутные чаяния новых идеалов. Исторический процесс не представляет собой ни бесперспективного «топтания на месте», ни прямолинейного автоматического прогресса к «светлому будущему». Исторический процесс есть результат действия свободной воли лиц и сообществ, свободно избирающих руководящие ценности и воплощающих их в своем историческом творчестве. Направление исторического процесса и конкретный его характер зависят от того, какая ценность преобладает в жизни данного сообщества и как, в связи с этим, воспринимаются и воплощаются остальные ценности.

Направление и характер исторического процесса зависят не столько от материальных факторов (геополитических данных, развития средств производства и т. д.), сколько от свободной человеческой воли (как индивидуальной, так и коллективной). Историческое развитие определяется не абстрактными «объективными» законами, а воплощаемыми идеями и реакцией человеческой воли на возникающие в общественной жизни задачи.

Идеального общественного строя создать нельзя. Абсолютный общественный идеал — в непрерывном совершенствовании человеческой природы и человеческих отношений.

Исторические идеалы предназначены служить вехами, определяющими направление пути совершенствования. В результате соблазна и заблуждения, люди способны к избранию ложных и искажению подлинных ценностей; они пускаются тогда по ложным путям и совершают исторические ошибки, вследствие которых гибнут не только государственные и общественные формы, но и целые народы.

Сущность соблазна заключается в том, что объективное зло воспринимается субъективно как добро или благо; ибо зло действует в мире не непосредственно, а принимая на себя ту или иную личину, маску добра.

Развитие человеческого общества ведет к постоянному изменению общественных отношений и общественной структуры. Смысл общественного развития заключается в достижении новых, более совершенных форм общественных отношений, более высокого духовного уровня и жизненных условий людей.

Сознательное развитие общества определяется выдвижением целей, вытекающих из общественных идеалов. В общественной жизнедеятельности план предшествует производству, проект — строительству, социальные идеи — формированию социально-политических систем.

 

Социальные идеи

а)  Либерализм. Под знаком либерализма развивалась вся европейская культура Нового Времени. Верховной ценностью этой эпохи была свобода человека, понимаемая, главным образом, в отрицательном аспекте, т. е. как освобождение личности от связывающих ее духовных и социальных обязательств.

Последовательное раскрепощение всех областей человеческой жизни в системе либерализма привело человечество к небывалым достижениям в области хозяйства и государственного строительства, в области науки, техники и искусства. Однако абсолютизация отрицательной свободы при классическом либерализме ведет одновременно к нравственному упадку, а как его следствие — к политическому и социальному кризису: к разброду и вырождению демократии, к анархии производства, безработице, эксплуатации, засилию капитала (т. е. к классическому капитализму).

Индивидуалистическая по своей природе, система либерализма закономерно влечет общество к расщеплению, атомизации, к потере духовной целостности, к обострению социальных противоречий и борьбы.

б)        Социализм. Социализм возник как реакция на социальные несправедливости и неравенство либерально-капиталистического общества. Он провозгласил своим идеалом всечеловеческое счастье в результате социального уравнения людей. Идеал этот практически нереализуем. И, коллективистическая по своей природе, идея социализма, едва выйдя за порог кабинетов первых социалистов-теоретиков, если не изменяет самой себе и не обращается к правовым принципам либерализма, закономерно перерождается в тоталитаристические движения — коммунизм или фашизм.

в)        Коммунизм. Марксистское учение о «научном социализме», включающее в себя бездушное материалистическое, мировоззрение, исповедание принципа насилия в общественном развитии, ставку на разжигание классовой борьбы, утверждение диктатуры, как метода управления, а так же классово-интернационалистическое презрение к самобытности народов и наций, возникло как попытка утверждения социалистического  идеала  путем властного  насилия  над природой человека и общества.

Абсолютизация власти, задуманная первоначально как средство для достижения цели, заведомо недостижимой, стала самоцелью, превратив идею коммунизма в пропагандную маску, за которой скрывается отвратительный лик тоталитаризма — однопартийная диктатура и всемогущество полицейского государства.

г)        Фашизм. Фашистские системы националистического тоталитаризма, различающиеся в элементах, соответствующих их национальным особенностям, сходны, тем не менее, в главном, — в тоталитарной сущности. Как и коммунизм, системы  фашизма представляют собой всегда диктатуру вождя и поддерживающей его партийной олигархии, властвующих при помощи террористического аппарата духовного, экономического и административного принуждения.

Верховной ценностью тоталитаризма является абсолютное властвование, означающее подавление всякой свободы. Преступное по самому замыслу, такое властвование ужасает, отталкивает человека и не может быть объявлено ему открыто. Лицемерие и ложь представляют собой поэтому органические черты тоталитаризма, выступившего в наше время в формах коммунизма и фашизма.

д)        Солидаризм. Развитие человеческого общества сопровождается двумя основными противоположными внутренними тенденциями: солидаризацией и борьбой. Возникновение и обострение в обществе борьбы враждующих групп есть следствие нарушения естественной человеческой солидарности, есть проявление дефекта общественного сознания.

Преобладание солидарности в обществе укрепляет его и ведет к прогрессу. Преобладание борьбы ведет общество к истощению и упадку. В пределе — борьба, взаимное отталкивание ведет к распаду всякого целого; конструктивна же солидарность, взаимное тяготение.

Путь развития общественного сознания ведет от инстинктивной и врожденной солидарности к солидарности сознательной (национальной, всечеловеческой).

Солидаризм есть идея общественного и государственного строя, основанного на осознанной солидарности.

Солидаризм есть система согласования свободных устремлений людей и постоянного преодоления неизбежных общественных противоречий путем соподчинения противоположных интересов в процессе солидарного сотрудничества во имя общего блага и прогресса.

Солидаризм покоится на органическом, идеал-реалистическом мировоззрении, на утверждении духовного начала и морально-этических принципов. Он вытекает из персоналистического понимания ценности человеческой личности, свободно устремленной к творческому служению надличным ценностям. Солидаризм есть идея сплочения в свободном служении высшим духовным ценностям.

В основе солидаризма; так же как и в основе либерализма, лежит утверждение безусловной ценности свободы, понимаемой, однако, главным образом, в положительном ее аспекте, т. е. как устремление личности к тому или иному избранному ею и воплощаемому ею идеалу.

Солидаризм утверждает свободу, но устраняет анархию и эксплуатацию человека человеком. Солидаризм утверждает общность, но устраняет насилие и поглощение человека коллективом.

Система солидаризма включает в себя принципы дирижизма и оптимализма и руководствуется идеалом правды.

Дирижизм есть идея сознательного руководства жизнью общественного организма.

Стихийные законы общественной жизни безоговорочно действительны лишь до момента их осознания. Они могут быть преодолены, а порой и использованы, разумным руководством организованного общества.

Дирижизм имеет целью устранить общественную анархию, не впадая, однако, в тотальную плановость; дирижизм есть общее, направляющее, директивное руководство.

Оптимализм есть идея сознательного органического развития через отыскание оптимумов.

Органическое развитие, как правило, не терпит крайностей. Как в жизни биоорганизмов, так и в общественной жизни наиболее благоприятное решение жизненных проблем — оптимум — находится между крайними положениями: максимумом и минимумом.

Отыскание оптимума в сложных явлениях не есть механическое отыскание «золотой середины»; всякое творческое решение есть, в основном, продукт интуиции.

Правда есть то высшее нравственное начало, к осуществлению которого в общественных отношениях стремится человечество.

Конечной целью всех изменений общественного устройства, какие бы политические или экономические формы они ни принимали, всегда выдвигается осуществление истины и справедливости.

Идея России есть идея справедливой общественной жизни, идея осуществления правды на земле. Б этом — самобытность и историческое призвание России.

 

6. НОВЫЙ ПУТЬ

Из исторического опыта борьбы человечества за более совершенные формы общественной жизни, в особенности из опыта российской революции и из попытки «построения социализма и коммунизма в одной стране», надо сделать правильные выводы.

Нужно отрешиться от иллюзий, утопических крайностей, от отживших теорий, марксистских заблуждений и трезво отнестись к реальной действительности. Без правильного понимания основ общественной жизни нельзя построить здоровый общественный порядок и обеспечить себе лучшее будущее.

Мировой кризис с особенной глубиной и силой захватил нашу страну. Революция 1917 года смела все устои старой российской государственности и поставила перед нашим народом задачу построения России на новых, началах свободы и справедливости. Эта задача не разрешена; наша страна превращена в опорную базу международного коммунизма и представляет собой центральный узел мирового кризиса.

Уничтожение коммунистической диктатуры в России послужит началом оздоровления и обновления всего мира.

Россия — это своеобразный органический мир, идущий по самостоятельному историческому пути. В основе российской революции лежали попытки определения этого пути; однако практически российская революция вылилась в трагическое заблуждение. Народная стихия была захвачена активными и организованными силами большевизма, движимого антинациональными и антиэтическими идеями и видевшего в России лишь удобный плацдарм для осуществления мировой коммунистической революции.

Коммунистическое учение, по самой своей природе, глубоко враждебно и человеческой личности, и всему народу в целом. Большевикам, пришедшим к власти путем обмана и насилия, понадобилось, для проведения своего учения в жизнь, пустить в ход огромный аппарат лжи и террора. История коммунистической диктатуры в нашей стране есть история моральных и физических пыток нашего народа. Порочная сама по себе, идея коммунизма и не могла дать иных плодов.

После всех пережитых испытаний и страданий, российский народ, как никогда, имеет право на достойную человеческую жизнь. Удовлетворить его стремления может лишь прочный государственно-правовой и социально-политический порядок, в основу которого была бы положена нравственно полноценная идея.

Современная философия, психология и социология дали основания новым учениям: учению о личности — персонализму — и учению об обществе — солидаризму. Обобщение новых научных данных и жизненного опыта, в применении к конкретной действительности, составляет новую идеологию — народно-трудовой солидаризм.

Народно-трудовой солидаризм в России — это естественное и логическое завершение революции, преодоление ее идейного кризиса. Народно-трудовой солидаризм есть отказ от утопий и заблуждений, преодоление реакционных, отживших взглядов и утверждение подлинной иерархии ценностей. Идеи народно-трудового солидаризма положены в основу предлагаемой ниже программы нового общественного и государственного устройства России — народно-трудового строя, при котором первой заботой государства является благосостояние и развитие российского народа, а положение человека в обществе определяется его моральными и деловыми качествами, его способностями и трудом.

В программе сознательно подчеркивается значение духовных, этических ценностей — долга, чести, нравственности, справедливости, человеколюбия, правды, — которые сегодня попраны господствующим материализмом и практикой коммунистической диктатуры и которые должны приобрести вновь свое абсолютное значение.

В ней не даются жесткие, раз навсюгда установленные рамки общественного строя, но — гибкая, сообразующаяся с жизнью и уровнем развития общества схема социального, политического и экономического устройства. Всякая система, какими бы средствами она ни пользовалась, принуждением или поощрением, не в состоянии уничтожить возможность возникновения в обществе противоречий, столкновений, борьбы. В силу своего несовершенства человек всегда будет проявлять не только солидарность, жертвенность, но и зависть, жадность, эгоизм. Преодоление вредных общественных тенденций не столько мерами пресечения, сколько пробуждением и воспитанием духовно здоровых стремлений в общественной жизни является отличительной чертой народно-трудового солидаризма.

Наконец, в ней отражен страшной ценой оплаченный опыт коммунистического периода, опыт исторического прошлого России, так же как и опыт иностранного мира. Из российской и всечеловеческой сокровищницы мысли надо было извлечь то, что способно послужить на благо страны и народа; что может и должно лечь в основу построения новой, лучшей жизни и нового правопорядка.

Новый строй не придет сам собой. На пути к его осуществлению стоит коммунистическая диктатура, устранить которую можно только народной силой. Перед российскими людьми стоит задача борьбы — во имя солидарности и на основе солидарности, во имя правды и свободы, во имя мира и созидательного труда.

В свободных, демократических странах борьба за новые формы общественного устройства идет эволюционным путем; там, где нет свободы, неизбежен революционный путь.

Всякий вырождающийся строй исторически обречен. Идейное и политическое вырождение коммунистического режима становится все более очевидным, и он будет сметен народной революцией, в результате которой должен быть установлен правовой порядок, обеспечивающий свободное органическое развитие общества путем мирных и планомерных реформ.

Активные силы революции, мобилизуя оппозиционные резервы общества и народа, используя содействующие и сопутствующие факторы, целеустремленно и последовательно развивают революционную борьбу против диктатуры. Это развитие включает в себя: а) разработку положительной идеи, стратегических принципов и отстройку революционной организации; б) охват широких народных масс революционными идеями; в) организацию всенародного революционного действия.

Борьба за новый строй не должна вылиться в стихийное разрушение; надо сохранить то полезное и нужное, что создано творчеством российского народа в период коммунистического господства. Только путем строительства, а не огульного разрушения, путем творческого синтеза, а не мести и голого отрицания — можно построить Новую Россию.

Российский народно-трудовой солидаризм разработан новым поколением россиян. Он рожден в лоне российской культуры, глубинные достижения которой составляют ценнейший вклад в мировую культуру. Вместе с тем он созвучен духу нашего времени.

Солидаризм есть универсальная, общечеловеческая идея. Различные социально-политические течения, ищущие путей выхода из мирового кризиса, поскольку они остаются на позициях свободы и права, приходят или приближаются к солидаристическим решениям.

Настоящее издание программы есть плод и сводка большого труда многих и многих сынов России. Незыблемы и тверды в ней идейные основы. Что же касается оформления и деталей, то они неминуемо будут развиваться и уточняться по мере углубления и роста революционного солидаристического движения.

 

От редакции:

 - Предлагаем Вам подписаться на «Стрелы НТС»,  перейдя по ссылке    http://subscribe.ru/catalog/state.politics.dlachlenovidruz

 - Рекомендуем так же подписаться на ежемесячный общественно-политический журнал «Посев». Стоимость подписки на  полугодие  – 360р.  Деньги можно отправить по адресу: 127051,  МОСКВА, Петровка 26, стр.2, оф. 96, Кузнецовой О.А., телефон (495) 625 9248,    e-mail: posevru@online.ru

- Журнал  можно читать и в электронном виде на

http://nts-rs.narod.ru/posev.htm

- Посещайте сайты НТС  http://nts-rs.narod.ru/  и  http://www.posev.ru/   

 


В избранное