Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Стрела НТС

  Все выпуски  

Стрела НТС №33. О курсе основ геокибернетики


Стрела НТС №33  от 30.10.2009г.

 

[Об учебном курсе «Основы геокибернетики»]

 

Интернет-издательство Народно-Трудового Союза российских солидаристов предлагает к ознакомлению статью проф. В. П. Нарежного «Мировоззренческая и идеологическая значимость и инновационный характер учебного курса “Основы геокибернетики”», в которой автор показывает целесообразность обязательного преподавания названной универсальной дисциплины.

Рабочая программа учебного курса представлена в брошюре «”Нет!” – “кухаркам” у руля государства, или Территориальным администраторам – профессионализм в виде знания территории и навыков геоинформационной технологии управления».

На нашем сайте http://nts-rs.narod.ru/ также можно ознакомиться с рядом других тематических работ данного автора.

 

Администрация сайта НТС

 

 

Владимир Нарежный

 

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ И ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

И  ИННОВАЦИОННЫЙ  ХАРАКТЕР

УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ГЕОКИБЕРНЕТИКИ»

 

Принцип познания окружающей действительности от общего к частному – хорошо известный в науке дидактический и гносеологический приём, используется сегодня в обязательном порядке при организации процесса подготовки студентов по всем специальностям. В сфере географии, например, реализация данного принципа осуществляется путём чтения студентам-первокурсникам базовых учебных дисциплин «Общее землеведение» и «Введение в экономическую и социальную географию», дающих основополагающие знания соответственно в природоведческой и обществоведческой областях географической науки. В дальнейшем на этом фундаменте выстраивается здание знания закономерностей функционирования отдельных компонентов географической оболочки Земли. Аналогично осуществляется подготовка студентов по другим научно-практическим направлениям (здесь нет смысла их называть, ибо специалистам в соответствующих областях это хорошо известно).

Названный принцип, безусловно, верен. Но… Достаточно ли этого, нет ли практического смысла расширить и тем самым сделать более основательной такого рода общую базовую подготовку специалистов? Оправданность постановки данного вопроса становится закономерной, если обратить внимание на определённую очевидность того, что высшая школа сегодня явно не дорабатывает в отношении прикладного предназначения готовящихся в вузах специалистов. Речь в последнем случае идёт, прежде всего, о классических университетских специальностях, а также о подготовке специалистов сферы управления, в первую очередь – территориального, а именно государственного и муниципального управления и общественного самоуправления. Но не только о них: профессиональные атрибуты, которые здесь подразумеваются, должны быть присущи всем без исключения специалистам.

Под недостаточностью прикладного предназначения выпускников вузов имеется в виду практически полное отсутствие в системе подготовки специалистов ориентации их на возможную административную деятельность в рамках выбранной отрасли деятельности (например, на работу врачей в качестве главврачей, учителей – в качестве директоров школ, спортсменов и тренеров – в качестве спортивных организаторов и т. п.), а также на работу в сфере территориального – административного и общественного – управления (многие выпускники вузов оказываются вовлечёнными в органы государственной или муниципальной власти, к работе в которых они профессионально не подготовлены).

Кроме того, высшее образование сегодня слабо ориентирует будущие профессиональные кадры на активное участие в построении в стране гражданского общества. Теоретических знаний о такого рода деятельности будущим общественным лидерам не даётся, не говоря уже о привитии им практических навыков данной работы. В то время как это чрезвычайно важно для общества в целом, и для государства в особенности. Для общества потому, что оно будет функционировать лучше, если станет более организованным. Более организованным же оно может стать только в том случае, если его члены будут более качественно исполнять свои гражданские обязанности. В свою очередь, качественно исполнять данные обязанности члены общества могут лишь в том случае, если будут соответствующим образом подготовлены к выполнению этих функций. Последнее же может дать только эффективная подготовка в соответствующем плане народных масс, и, прежде всего его авангарда – интеллигенции, выращиваемой – или, точнее, ограниваемой, доводимой до нужной кондиции – главным образом в высшей школе.

Для государства это чрезвычайно важно потому, что только в таких социальных условиях оно будет качественно выполнять свои прямые функции – эффективно управлять обществом. А также потому, что лишь в этом случае оно может рассчитывать на безопасность своего существования. Последнее подтверждается, к сожалению, печальным опытом российского государства, рухнувшего в 1917 году. Главной и, по большому счёту, единственной причиной чего явилась неготовность общества к саморазвитию в области гармоничного взаимодействия самодержавной власти – царского единоначалия, с одной стороны, и инициативы народных масс, народного представительства в системе принятия общегосударственных решений (на уровне земств и городов самоуправление к тому времени функционировало уже достаточно эффективно) – с другой.

Наряду с необходимостью расширения гносеологического фундамента специалистов в обозначенных областях деятельности общества целесообразно коренным образом изменить содержание их подготовки. Ибо очевидно, что это содержание далеко от идеала, коль скоро оно даёт такие сбои, как нынешний мировой финансово-экономический кризис. Кризис, ставший возможным во многом потому, что экономика мира базируется на канонах, выработанных по рекомендациям профессоров и при непосредственном участии выпускников разного рода «гарвардских» школ.

К сожалению, и мы, россияне – или, точнее, многие из нас, и прежде всего экономическое руководство страны – смотрим самозабвенно «в рот» тамошним оракулам. Несмотря ни на что, ни на какие катаклизмы. Не увязывая причины кризиса с порочностью многих экономических и – особенно – социологических идей Запада. В нынешней ситуации, по-моему, самое время подумать об ином, существенно скорректированном пути социально-экономического – и, вслед за этим, политического – развития страны.

Конечно, речь ни в коем случае не должна идти о возврате в социализм, в пагубную практику тоталитарного социально-экономического планирования. (Упаси Боже! Это мы уже – с переменным успехом и печальным итогом – прошли.) Не приемлем для нас – точнее, для большинства из нас – и сугубо капиталистический путь развития общества, который обосновывается западными учёными и который в наглядной форме, но с весьма неприглядным содержанием, демонстрируется нынче российскому обществу. С уверенностью можно сказать, что для определения своего собственного, сугубо российского, пути развития путеводной звездой должна стать русская национальная идея.

Учитывая тот факт, что понятие русской национальной идеи до сих пор (а может быть, так будет всегда?) учёными-социологами, практиками-политологами и мыслителями-философами трактуется по-разному, а также то, что в настоящей работе нет возможности детального рассмотрения имеющихся точек зрения по этой теме, сформулирую сразу свою позицию на этот счёт. На мой взгляд (это излагается в ряде авторских работ, опубликованных на сайте НТС по адресу http://www.nts-rs.narod.ru), в состав русской национальной идеи необходимо включать три основных постулата, а именно: представления 1) о целесообразности построения российского общества на основе принципов солидаризации общественных отношений, 2) о том, что взаимоотношение людей должно строиться на основе глубокой и всесторонне выраженной нравственности и 3) о том, что функционирование общества должно осуществляться под качественным управлением. Последнее может быть реализовано в случае использования трёх механизмов: синергетического метода анализа и регулирования географической действительности (общества, функционирующего в определённых территориальных условиях), использования аксиом эффективного управления и применения компьютерных технологий подготовки управленческих решений (в первую очередь – ГИС-технологий мониторинга территориальных систем, анализа их исторического и текущего состояния и проектирования оптимального будущего).

Итак, первое, на что мы должны ориентироваться, это на выбор пути социально-экономического и политического развития страны, который может быть только в виде опоры на принципы солидаристической организации общественных отношений. Иначе говоря, мы должны взять курс на построение солидаризма как идеальной общественной экономико-политической формации. И, как следствие, подготовка профессиональных кадров должна строиться с учётом необходимости формирования у специалистов соответствующего по содержанию и качеству объёма знаний и привития управленческих навыков, требуемых для осуществления эффективной практической деятельности.

Второе, это требование формирования у широких масс российского населения глубокой и всесторонне понимаемой нравственности. В этом случае чрезвычайно важно определить и изучить механизмы решения данной задачи. Здесь наиважнейшим направлением деятельности следует признать религиозное воспитание (учитывая известный, в общем-то, факт, что за многие тысячелетия существования человечества им не найден более действенный способ воздействия на совесть человека), а также воспитание духовной культуры людей всеми возможными светскими способами. В орбиту понимаемой здесь нравственности, кроме этической – бытовой и социальной (коллективистской) – составляющей, включается патриотизм (историко-патриотическая культура), гражданственно-политическая культура, в расширительном трактовании охватывающая и экологическую культуру, а также эстетика. Очевидно, что все перечисленные составляющие нравственности крайне нуждаются в усилиях по рецепции их в российское общество.

В целях достижения успеха в деятельности по развитию нравственности широких слоёв российского населения необходимо создать эффективно функционирующую систему рецепции теоретических знаний и практических навыков духовно-нравственного поведения людей. Для этого нужно коренным образом изменить концепцию подготовки кадров в стране. Целесообразно уйти от в целом неэффективной – и, по большому счёту, порочной – сугубо образовательной ориентации нашей школы (в широком понимании, т. е. имеется в виду вся система подготовки и переподготовки кадров) к её ориентации на использование так называемой ВПО-концепции подготовки кадров. Под последней понимается следующая последовательность приоритетов реализации педагогических функций: главное внимание должно быть уделено нравственному Воспитанию, вторым по приоритетности методологическим направлением деятельности школы должно стать Просвещение, и лишь в третью очередь необходимо делать акцент на собственно Образование (образовательную подготовку) учеников-студентов.

Необходимо пояснить характер понимания просвещения, ибо здесь этот термин имеет не совсем тот смысл, который обычно в него вкладывается. В авторском видении, просвещение есть, наряду с традиционно понимаемой ликвидацией неграмотности, также – и прежде всего – использование методологического приёма в виде дачи обязательного минимума знаний и умений, достаточного для осуществления жизнеобеспечивающих бытовых и социальных функций. Такой подход вытекает из ныне существующего положения в деле народного образования, когда большинство выпускников школ разных ступеней подготовки не знают порой элементарного и не умеют делать того, чему их, вроде бы, усиленно в этих школах учат. Перегрузка программ учебных дисциплин деталями, в реальной жизни чаще всего не нужными, приводит к эффекту, когда люди «за деревьями не видят леса». Введение институциональной функции просвещения как передачи преподавателями своим ученикам минимально достаточного объёма знаний и умений призвано ликвидировать существующий сегодня системный недостаток в методике подготовки кадров.

Базовым элементом третьей составляющей русской национальной идеи – представления о необходимости приложения всемерных усилий по созданию системы качественного управления обществом, как раз и служит подготовка кадров, которые будут реализовывать эту самую Идею, то есть осуществлять преобразование существующих – пока, к сожалению, в основном негативных по качеству – условий функционирования российского общества с целью обеспечения оптимального его состояния в будущем. Подготовка же кадров, как и утверждается в настоящей статье, должна осуществляться с обязательным преподаванием базовой учебной дисциплины «Основы геокибернетики».

Первым – и наиважнейшим – условием обеспечения качественного территориального управления является применение синергетического метода поддержки управленческих решений. Синергетика как способ органического познания и регулирования окружающей (географической) действительности включает в себя три постулата-правила, а именно: 1) требование полноохватности внимания к процессам, протекающим на описываемой, либо анализируемой, либо регулируемой территории, путём организации тотального мониторинга, всестороннего анализа с помощью приёмов моделирования и выработки вариантов управленческих решений при сравнении с эталонами – целями и ориентирами устойчивого развития территории (общества, проживающего на той или иной территории); 2) утверждение о необходимости и возможности гармонизации противоположных начал, имеющих место в окружающем мире, в том числе на управляемой территории, включая гармонизацию авторитарного управления (единоначалия) и демократического самоуправления (коллективной выработки управленческих решений) путём народного представительства на всех ступенях административно-территориальной организации общества; 3) стремление к самоорганизации общества, в том числе в виде самофинансирования территорий, что достигается задействованием внутренней энергии общества, в частности – организацией государственно-частного партнёрства, систем кредитной, потребительской и производственной кооперации, института мировых судей, общественного контроля и прочих видов народных инициатив.

Чрезвычайно важным элементом, обеспечивающим качество управления обществом, являются аксиомы эффективного управления. Только всемерное – всестороннее и обязательное – использование чётко сформулированных правил профессиональной деятельности управленцев может обеспечить регулярный положительный результат функционирования системы территориального управления. При формулировании аксиом целесообразно учитывать наличие народных мудрых изречений – афоризмов, пословиц и поговорок, отражающих правила нравственного и эффективного поведения людей в быту и в обществе.

И, наконец, третьим важнейшим условием обеспечения качества управления страной и её составными частями – федеральными округами, субъектами Федерации, разными муниципиями (городскими и сельскими поселениями, административными районами, частями федеральных городов), территориальными объединениями общественного самоуправления, является использование компьютерных технологий поддержки управленческого процесса. В этом случае речь идёт о применении не только существующих многочисленных частных компьютерных программ, но также – и это главное – всеобъемлющих автоматизированных систем территориального управления (АСУ территории).

Обозначенные в настоящей статье вопросы представлены в программе авторского учебного курса «Основы геокибернетики» (см. учебно-методический комплекс, размещённый на сайте НТС), читаемого сегодня студентам географического факультета Мордовского госуниверситета. Данный курс лекций имеет инновационный характер и представляет собой управленческое страноведение, то есть теорию и практику синергетического территориального управления, осуществляемого с использованием компьютерных – или, точнее, геоинформационных – технологий подготовки управленческих решений. Введение названной дисциплины в качестве федерального компонента государственного образовательного стандарта по всем специальностям даст возможность закладки мировоззренческого фундамента и идеологической базы обучения высококачественных специалистов-организаторов всех сфер деятельности, а также послужит основой подготовки выпускников вузов к грамотной активной деятельности по формированию в стране гражданского общества – инструмента и гарантии устойчивого развития страны.

 

 

 

От редактора:

 

- Вы можете читать материалы НТС на сайте  http://nts-rs.narod.ru/.

 

- Переадресуйте пожалуйста Вашим друзьям нашу «Стрелу», посоветовав на нее подписаться (подписка бесплатная), 

для чего надо перейти  по  ссылке      http://subscribe.ru/catalog/state.politics.dlachlenovidruz .

 

 


В избранное