Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Клан Вин Чун - Wing Chun Clan

  Все выпуски  

Мир боевых искусств Основы наработки мастерства


"Говорят: движение — это жизнь...
И действительно, на наших глазах случается столько примеров, лишний раз подтверждающих сказанное, что нет ни малейшей возможности и повода к возражениям. Только тот, кто много двигается, ведет подвижный образ жизни имеет все шансы быть наиболее здоровым среди других людей. И как естественное следствие, такой человек имеет и все шансы получить счастливую и радостную жизнь, не омраченную болезнями, резким дряхлением и прочими «прелестями» возростных изменений. Конечно же, природу не обманешь и возраст берет свое, но насколько же различен подход к жизни у человека, привыкшего к хорошей подвижной деятельности! И жизнь отвечает ему сообразно — на столько и различны плоды, получаемые от жизни подвижным человеком... 
Наш мир легко и непринужденно, но весьма уверенно следует простому принципу — что «над», то же самое будет и «под». Другими словами: Макрокосм и Микрокосм — суть одно. Законы изменений в Микрокосме совершенно аналогичны таким же законам Макрокосма. А потому попробуем применить этот принцип и к утверждению, прописанному выше, но немного сместим ракурс внимания. Можно ли по тому КАК двигается человек сказать что-то о его жизни?
Оказывается, что можно... Конечно с той или иной долей вероятности, которая напрямую зависит от собственных практических наработок самого анализатора. Кстати говоря, сейчас как-то стали понемногу забывать, что хорошему профессиональному врачу для постановки диагноза не нужны кучи анализов, достаточно лишь оценить как человек вошел в кабинет, как двигается, как говорит... Способ поведения человека очень о многом может поведать тому, кто знает куда и как смотреть... Впрочем, оставим это врачам, мы сейчас поговорим немного об ином.
«Ручки, ножки, огуречик — вот и вышел человечек». Все мы достаточно одинаковы по своей физологии. Безусловно, есть и множество отличий, но ведь (за редким исключением) у каждого человеческого существа имеется одна голова, две руки, две ноги и все это соединяется телом. Что тут можно придумать? И тем не менее, движения индивидуума настолько различаются от человека к человеку, что порою диву даешься, откуда что берется при столь малом, практически нулевом, разнообразии двигательных конечностей. Если глаз не наметан, то индивидуальные отличия в походке различных людей практически незаметны. Кажется, что все идут вполне одинаково... Но стоит присмотреться повнимательнее и удивлению не будет предела — каждый человек имеет совершенно разную походку. Как не существует двух жирафов по всей Африке с двумя одинаковыми рисунками на шкуре, так по всей вероятности, имеется мало людей, могущих похвастаться полной идентичностью своих походок.
Удивительное дело, но каждый человек по разному включает в свой шаг те части тела, которые как бы сами собой вовлекаются в процесс ходьбы. Кто-то больше наваливается вперед и просто выставляет ногу, дабы не упасть... Обычно так ходят люди, привыкшие везде успевать, хотя и постоянно опаздывающие... Кто-то идет от бедра, кто-то выставляет стопу вперед идущей ноги немного в сторону, кто-то ступает на носок, кто-то больше стоптывает пятки... Иной человек, неся себя как можно быстрее, не замечает, что стопа неполностью прикладывается к земле, а лишь внешней или же внутренней своей стороной. У кого-то очень отчетливо видны движения поясницы, а кто-то наоборот настолько зажат, что в шаге участвуют только ноги, производя чисто механическое впечатление от сего действа."


"Мужчины весьма любопытны к нижней части талии прекрасной половины человечества... Но много ли из них замечают, что и эта (не менее прекрасная часть той самой половины человечества) имеет множество вариантов траектории движения. И это настолько индивидуально, что поневоле воздаешь хвалу Создателю, что придумал все в эдаком многообразии.
Но отойдя от пустых наблюдений к делу, все-таки попробуем ответить на наш вопрос. Дело в том, что различные ситуации и психо-эмоциональный климат, создаваемый родителями, улицей, детским садом вокруг наших детей в возрасте до 7 лет, имеют довольно серьезные влияния на формирование личности человека. В ребенке происходит борьба различных сил, что очень заметно сказывается на его развитии, на постановке его характера. А что такое характер человека, как не определенные реакции, рожденные внутри, на некие определенные воздействия извне. Эти вот реакции и усвоенные в детстве психологические установки и формируют структуру тела будущего взрослого человека. По существу, проанализировав жизненные ситуации ребенка до 7-12 лет, можно с достаточной долей уверенности спрогнозировать все его болезни зрелого возраста, вплоть до так называемых неизлечимых.
Так создается судьба... Т.е. те силы, что ведут человека изнутри его существа. Не зря у даосов имеется поговорка — моя судьба не в небе, а во мне самом.
Таким образом, для человека, прошедшего по пути осознания сказанного, увидевшего в себе эти линии судьбы и смогшего их изменить, нет ничего особо сложного прочитать их и в другом человеке. Конечно же, знание не дается сразу и в большом количестве, нужно его раскрывать и прорабатывать в себе долгим и упорным трудом. А чем старше человек, тем сильнее искажается его природа, тем больше нужны усилия, для ее возвращения в прежнее гармоничное состояние. Потому-то словами евангелистов Иисус Христос утверждал, что Царствие Небесное усилием берется...
Каковы же пути такой проработки?
А их множество. 
Движение — жизнь, а способ жизни являет способы движений, на которые способно тело человека. Следовательно, несообразность этих движений, зажатость мышц и суставов, одеревенение тела приводит к возникновению разного рода заболеваний. Имено этот принцип взяли на вооружение психотерапевты, а за ними его подхватили (и весьма успешно) специалисты по психосоматике и кинезиологии.
Псхосоматика на данный момент довольно серьезно взялась за научное обоснование и практическое применение принципа лечения болезней за счет понимания глубинной цепочки причино-следственного возникновения истока заболевания через телесные проявления к психо-эмоциональным причинам. Их подход хоть и довольно резко отличается от принятого ранее подхода современной медицины, но уже нашел в итоге положительный отклик и среди специалистов-медиков, которые стали применять эти методы в своей практике. 
В не так давно возникшем направлении кинезиологии пошли еще дальше. В рамках развития системы был разработан метод мышечного тестирования, когда вопросы о глубинной причине заболевания адресуются напрямую к телу челоека, его мышцам. Ведь область, где имеется мышечная зажатость может весьма точно указать на внутреннюю проблему организма, даже еще на стадии зарождения болезни, тогда, когда она еще не осознается человеком, поскольку не имеет пока каких-то заметных внешних проявлений.
Так же, одним из эффективных методов проработки является путь традиционных китайских боевых искусств (ТКБИ). Именно в традиционных школах делается упор на такие понятиях как шэньфа и буфа, т.е. если дословно — методы тела и методы шага. В этом всем будущему адепту во всей своей красе является и основа и различия стилей. В этом и способы побеждать противника и оздоровить свой организм. В этом всем лежит разделение на ученика и постигшего искусство...
Но до проработки правильных движений не только тела, но и простых шагов, оказывается еще столько всего необходимо проработать и осознать на собственном опыте! Люди, приходящие в группу, очень разные по своим возможностям и своим приобретенным в течении жизни проблемам... Те положения тела и те движения, к которым они привыкли, порою на столько различны с правильными, что даже разъяснить занимающемуся, что есть правильно, а что нет, порою очень и очень трудно. Это понимание человек приобретает не за одну тренировку... Может быть даже не за полгода и не за год... Оно приходит постепенно, когда раз за разом, где-то преодолевая себя, человек распускает в себе завязанные в тугие узлы путы и вдруг просветляется на небольшой шажок вперед и вверх. Конечно, речь идет только о тех, кто остался в группе хотя бы на эти полгода. Кто не испугался нагрузок и сложностей, кто вместе с потом и через «немогу» прочищал, раскрывал свой организм... 
Удивительное дело, но тело понимает, что ему хорошо и что плохо. И если эго человека не смогло еще стать полновластным хозяином, то уже через несколько тренировок человек может почувствовать буквально волны радостной благодарности, что отдает ему его организи в ответ на его занятия. Ощущения незабываемы и несравнимы даже с приятной усталостью после умопомрачительных тренировок различных так называемых силовиков (или ошибочно называемых внешников — бокс, карате, бодибилдинг, поднятие тяжестей и т.п.). Дело в том, что усталость в теле вызывается напряжением (и ничем иным). Факт простой, но его следствия мало кто прослеживает дальше. Ведь если научить тело двигаться правильно, то оно будет затрачивать меньше энергии на ненужные движения (имя которым легион) и практически не будет напрягаться. Поэтому усталости как таковой человек, достигший определенного уровня расслабления (правильнее и наиболее корректнее сказать по китайски — сун), может не чувствовать даже и за три часа ежедневных тренировок.
Но до этого еще, как говориться, дожить надо. Ведь что бы хотя б уловить, что такое правильное движение, правильный шаг, надо научиться правильно стоять. Самый простой, самый очевидный секрет традиционных школ любых направлений — начинать надо с малого, когда у человека только одна точка внимания, тогда он может научиться контролировать ее не контролируя, т.е. не тратя на это больше, чем необходимо своей энергии внимания. И только потом вводится еще одна точка, а затем еще одна... 
Работать сразу по нескольким точкам не только непросто, но и совершенно бесполезно. Проверено на себе не одним поколением учеников. Без должной проработки добавление дополнительной точки приводит к полному развалу всего тела и работа идет насмарку, время тренировки тратится просто бесполезно. Именно по этой причине в Синьицюань семьи Дай очень много времени поначалу уделяется так называемой свайной работе, которая так же имеет множество уровней проработки. На первоначальном уровне имеется лишь одна точка для контроля. Добавляя простейшее движение вверх-вниз тела, можно добиться правильной работы поясницы, таза и области Даньтянь. Как только прибавилось простейшее поднятие-опускание рук, тут же увеличилось количество точек контроля и при недостаточной проработки сваи (даже первого уровня) тело тут же начинает разваливаться и как следствие напрягаться. Пот льет ручем, застилая взгляд, становится трудно, дышится со свистом... Вот и проблема... Где же ваш сун?
Возвращаемся...
Оказывается, все же стоит потратить немного (это у кого как, конечно же) времени и поработать над телом, чтобы оно получило хотя бы первые ощущения, которые начинают говорить о расслеблении (сун), о раскрытии суставов, о правильном положении тела в пространстве. Это и будет самым первым и очень важным, с чем придется столкнуться желающему пройти путем ТКБИ. Подготавливающие упражнения — это еще далеко не стилевые и не специальные движения и действия. Их цель как раз и состоит в том, чтобы дать первые правильные ощущения от радующегося постепенно дающейся ему истинной свободе тела. Для того, чтобы хотя бы приступить к более специальному комплексу рабочих упражнений по заложению основы того или иного стиля, жизненно необходимо проработать все подготовительные упражнения, провести подготовку тела, раскрытие суставов и первоначальное раскрепощение мышц и... мозгов. Именно на этом этапе происходит естественный отсев тех, кто пока не полностью осознал значение изучаемого стиля в своей жизни.
Многие люди, начитавшись современных книг и насмотревшись боевиков, создают себе вполне устоявшийся образ того, чем они вдруг решили позаниматься. Но если дело коснулось именно традиционных искусств, то выбор должен быть куда как осознаннее, ибо придется пройти через большое количество трудностей.
Подготовительные, подводящие к раскрытию тела упражнения, благодаря своей структуре, уже начинают перестраивать орагнизм человека, поскольку они основаны на простейших движениях, но при соответствующих пояснениях учителя (или уже прошедшего этой ступенью инструктора) они напоняются удивительным смыслом и постепенно становятся правильными, выправляя тело. А как следствие (подробнее можно ознакомиться в научно-медецинских изысканиях психотерапевтов, психосоматиков и кинезиологов) происходит положительное влияние на застои, узлы и зажатость мышц, что не может не сказаться на организме вцелом.
Например, в нашем направлении Дайцзя все изъявившие желание заниматься стилем в обязательном порядке проходят проработку по группе «ЦЗЯНЬШЭНЬФА». Время, необходимое тому или иному желающему для усвоение полученных навыков первоначального раскрытия тела, обычно колеблется в педелах полугода-год. Интересным и на мой взгляд подтверждающим все вышенаписанное эффектом является то, что люди, после всего-то 3-4 месяцев занятий, но по каким-то причинам не занимавшиеся два, а то и 4 месяца, придя снова на тренировку после перерыва демонстрируют вполне устоявшееся понимание тела о правильном положении и движении. Ничто из неестественного и негармоничного для организма не может запомниться на телесном уровне за столь короткое время и остаться на столь длительный срок без постоянного повторения.
Еще одним интереснейшим эффектом данного комплекса является то, что занимающиеся, почувствовав на себе реальный и весьма положительный эффект на свое здоровье, даже ( в общем-то) особо этого не ожидая, потом не торопятся переходить дальше и изучать основу стиля, желая выжать из цзяньшэньфа по максимуму.
Для примера: автор статьи на протяжении пяти лет испытывал периодические сильнейшие боли шейных позвонков, происходившие все это время раз в квартал и продолжавшиеся около недели со все возрастающей силой — последствие небольшой травмы. Полгода занятий в группе цзяньшэньфа помогли забыть об этой проблеме полностью. Вместе со странными болями суства правого плеча, начавшимися как-то сами по себе за полтора года до начала занятий СИЦ. 
Но необходимо отметить, что перестройка организма, даже в правильном направлении дается нелегко. Помимо сопротивления эго, адепт сталкивается и с другими проблемами. Как говорят врачи китайской традиционной медицины — полное излечение болезни может произойти минимум за срок, вдвое превышающий течение самой болезни. Поэтому, как только организм начинает правильно двигаться, устранять зажимы и узлы сопротивления, тут же постепенно проявляются все застаревшие болезни, кторые не столько вылечили, сколько загнали вглубь; старые травмы, полученные еще в дальние времена и вроде как сами прошедшие... В общем, наступает тот самый кризис, который хороший врач всегда принимает с воодушивлением, ибо когда организм его переборет, то болезнь уйдет уже насовсем и без следа.
Очень многие в этот период бросают занятия. Это их выбор.
Безусловно, такие изменения организма должны быть под серьезным контролем как самого практикующего, так его иструктора/учителя, а в особо сложных случаях и под врачебным контролем.
Таким образом, даже простой комплекс упражнений, прорабатываемый по традиционным методам, дает весьма серьезный оздоровительный эффект и подготавливает человека к более специфичеким проработкам выбранного им стиля. И этот этап нельзя обойти, пропустить...

Говорят - нет здоровых людей, но есть не до конца обследованные... Следовательно, если человек, занявшийся серьезной практикой, так и не получил опыт столкновения с самим собой, с изменениями в организме, значит он (вероятнее всего) до сих пор пребывает в иллюзиях и не принимает необходимость собственного оздоровления. А попросту - занимается вообще неизвестно чем."


"Ну что же, сознавая важность этапа начальной проработки тела, возьмемся теперь за следующий этап постижения искусства ТКБИ.
За подводящим комплексом следует комплекс цзибэньгун, т.е работа по заложению основы. Целью этого уровня является углубление уже полученных навыков и получение других, специфических, свойственных именно выбранному стилю боевых искусств навыков, а так же проработка особых качеств стиля.
Неустанно, планомерно и с завидным постоянством поработав определенное время над раскрепощением своего тела и ума, человек, все еще оставшийся в группе и все еще горящий желанием познания, получает самый замечательный инструмент для успешной дальнейшей практики и последующего роста мастерства. Фактически он уже заложил основу, ибо теперь он может ОЩУТИТЬ то нечто, что весьма важно для раскрытия потенциала выбранного стиля, но совершенно не ощущаемо в обычной жизни.
Человек получает возможность чувствовать свое тело, сознавать его напряжения, мгновенно ощущать нелепость, некорректность, не качественность своих движений и усилий их преодоления с точки зрения нормально работающего, живущего полноценной жизнью своего тела. Так же к этому времени ум, вечно пребывающий в бессистемном движении, получает незабываемый опыт успокоения. Разум очищается, ненужные и попросту мешающие, тормозящие продвижение вперед мысли постепенно перестают донимать занимающегося и он осознает их истинную «ценность». Потому процесс очищения происходит еще быстрее.
Таким образом, не обремененный копошащимися тараканами в голове, получивший начальный опыт слушания своего тела, ощущений мышечных зажимов, новоиспеченный адепт становится готов углубить полученное и, что самое главное, получить опыт работы на совершенно ином «движке». Том, который и является основной движущей силой выбранного стиля.
Не углубляясь в дебри радиоэлектроники, где примеров, могущих описать происходящее, хоть пруд пруди, попробую взять аналогию из другой сферы человеческой деятельности. Думается мне, что двигатели внутреннего сгорания известны хотя бы в общих чертах гораздо большему количеству потенциальных неофитов, нежели электричество и закон Ома. Посему вкратце опишу смысл существования бензинового электрогенератора.
Эту полезную для дачного быта вещицу сначала необходимо завести, для чего подать горючее, открыв специальный крантик, включить зажигание, установить дроссельную (воздушную) заслонку и дернуть за веревочку. Если все сделано правильно и нет засоров в карбюраторе (жиклере), то двигатель рано или поздно обязательно заведется. Если не заводится, то приходится проводить ряд мероприятий, рассчитанных на последовательное прохождение всех составных узлов двигателя, с целью выявления неполадок (засоров, «застав» или «зажимов»). Когда мотор завелся, необходимо поначалу поработать на холостом ходу, дабы убедиться, что все в полном порядке, цепь не замыкает, мотор не глохнет... и только потом подключить нагрузку.
(Истинно говорю вам, друзья, если бы в период наивысшего расцвета даосской мысли был бы уже изобретен двигатель внутреннего сгорания, то именно эту терминологию использовали бы даосы взамен устаревшей) 
Блок подводящих упражнений помогает понять и осознать как работает тело, из каких ключевых узлов состоит двигатель. Работа над заложением основы позволяет проверить эти узлы... не на прочность.. А на корректность работы, поскольку прочность их напрямую завязана на корректность. Если узлы функционируют с надрывом, то их прочность — лишь вопрос времени...
Медленно, но верно постоянная, а порою даже изнурительная работа над заложением базы стиля, приводит к тому, что однажды можно почувствовать, как работа основных узлов сгармонизировалась. Убралось лишнее напряжение, прочистились каналы подачи горючего, воздух проходит в нужном режиме, да еще в соответствии с некими ритмами и правилами, которые пока не совсем понятны, но уже начинают сами собой соблюдаться.
Значит пришла пора пробного запуска... И с этого момента, адепт осознает насколько он полагается исключительно на свою мышечную массу! Удивительное дело, но та фаза полного расслабления, которой он достиг столь длительными тренировками оказалась далеко не конечной. Он вдруг совершенно отчетливо почувствовал сколько мышц вовлекается в каждое даже бесконечно малое движение! И тут перед ним встает вопрос, который и является ключевым для всех без исключения учеников, которые так любят поговорить о секретах стиля. Так как же двигаться, не используя мышцы?
Но беда в том, что секретов-то особых и нет... Они выгодны для продавцов тайн, а для постоянно работающего человека приходит понимание, что единственный секрет — постоянная, требовательная к себе работа. Все тайное является лишь степенью собственной практической проработки и полученных результатов.
Потому ответа на вопрос пока нет, ибо он придет сам, если выполнять требования руководителя занятий, того человека, который уже прошел этим путем и уже получил этот ответ на собственном опыте. Как ни крути, но человеческий организм куда более сложен, нежели изобретение человеческого ума — двигатель на бензине. Потому и подход к его организации куда более сложен, нежели описываемая аналогия.
И тем не менее, постепенно отказываясь от излишней напряженности мускулатуры на уровне цзибэньгун ученик учится работать на ином движке. Это пока только холостой ход, ибо движения чисто физические, неуклюжие, закрепощенные, угловатые... Но для преодоления этого безобразия и существуют ежедневные тренировки в поте лица своего. Когда каждая выдавшаяся свободная минута тратится не на пиво и телевизор, а на постижение тонкостей мастерства, то со временем (пусть его и потребуется очень и очень немало) холостой ход запустит механизм. Произойдет серьезный скачек в прогрессе и ученик вдруг осознает, как это все действительно здорово может работать. Пусть это пока короткий проблеск, но родившееся ощущение уже никогда и ни с чем не спутать и оно станет ярким маяком к дальнейшему уже более скорому продвижению к цели.
Когда же механизм начнет работать без особых сбоев и более постоянно, вся сила сосредотачивается вокруг него. И уже после этого постижения следует постепенно и не торопясь учиться выводить получаемую силу дальше по телу в конечности. Это пока небольшой поток... Это пока тонюсенький ручеек, готовый тут же прервать свое течение при малейшей неосторожности, но это уже путь к истоку мощной, полноводной, гордо и стремительно несущей свои воды реки.
И на этом этапе работа по заложению основы плавно перетекает к этапу следующему. Но об этом говорить еще рано...
Что же касается цзибэньгун, то возвращаясь от бензиновой аналогии, можно сказать, что этап сей хоть и становится менее трудным для освоения, но содержит в себе весьма не простые упражнения или лучше сказать по-китайски - «гуны», поскольку это слово как нельзя лучше подходит под определение и описание сокровенной сути казалось бы простейшего движения ногой или рукой. Да и нет никакого практического смысла искать подобие издревле используемого термина, да к тому же имеющего определенный глубинный смысл, полностью раскрывающий суть проработки.
Это у двигателя все хорошо и кристально ясно, просто и весьма прозрачно для понимания любого, даже не особо сведущего в этом направлении человека. А вот цзибэньгун — работа гораздо сложнее. Она требует всей воли ученика, всей его преданности искусству, всего его времени.
Со стороны все видится довольно однообразным, незамысловатым и простым в повторении. Наблюдатель со стороны будет разочарован, но и весьма удивлен, заметив как быстро пот покрывает лица и одежду занимающихся. Ведь они не делают ровным счетом ничего! Покачиваются с ноги на ногу, ну, приседают, скручиваясь... Какая ерунда! Я тоже так легко смогу, думает наблюдатель и даже пробует.
Но тут-то и поджидает его неприятный сюрприз. Оказывается даже чисто внешне упражнение нелегко для повторения... А что происходит с наблюдателем, ежели он попробует (да без комплекса подводящих упражнений) повторить все увиденное с соблюдением всех необходимых требований! Выражение его лица и положение частей его тела могло бы вызвать улыбку у практикующих, но... они заняты своей собственной работой и им некогда отвлекаться даже на это, казалось бы, забавное зрелище.

Этап цзибэньгун труден для освоения... Но парадокс в том, что труден он только тем, кто пока еще не осознал истинную суть расслабления, а правильнее сказать - «сун». И здесь не имеется каких-то определенных правил или сроков. Осознание сего — процесс чисто индивидуальный. Одно можно сказать: понял сун — освоил львиную часть цзибэньгун, стал сун — пора идти дальше."

 Смердов Олег


В избранное