Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Клан Вин Чун - Wing Chun Clan

  Все выпуски  

Мир боевых искусств Алхимия Туйшоу (Туйшоу (кит. 推手 [tuī shǒu])


История формирования этого искусства уходит корнями во времена императора Ю-ди (147-80 гг. до н.э.).

Период его правления характеризовался развитием первых законов и принципов, которые позже легли в основу и составили базу Туй-шоу. Известно, например, о существовании борьбы шуэй цзяо (shuai jiao), которая без использования в своих техниках ударов предполагала приведение противника в безвыходное положение посредством других приемов и особого качества работы.

Однако практика «толкающих рук» или «слушающих рук», можно утверждать, развивалась во всех боевых искусствах и являлась их основой. Именно умение контролировать себя, а уж затем противника, определяло подлинное искусство мастера. Многие современные боевые искусства практически «выросли» из корней того, что мы называем сегодня туй-шоу (например, столь популярное айкидо, вышедшее из стиля дайто-рю айкидзюцу, берущего свое начало в одной из буддистских сект, знания в которые проникали из Китая).

В сегодняшнем виде практика туй-шоу опирается на традиции деревни семьи Чэнь, создание ее приписывается знаменитому Чэнь Вантину. Таким образом, туй-шоу, как практика, – это, скорее, свод знаний о биомеханике тела и принципах построения движений, понятие о циркуляции энергии и т.д., а не просто некий набор упражнений или прикладное выражение Тайцзи цюань. Это наука, имеющая глубокие корни и различные формы применения.

Конечно, в условиях реальности, когда боевое искусство стало служить, скорее, государству, чем внутреннему развитию человека, воинское искусство сильно изменилось. Так, в период VI-XII веков в Китае сформировалось параллельное представление о практике боевого искусства.

Любое боевое искусство – это в первую очередь культура, в которой должны развиваться принципы. И именно Туй-шоу можно назвать внутренней культурой всех боевых искусств. Можно утверждать, что на самом деле только в XIV-XV веках стали появляться реальные школы боевых искусств с более или менее оформленными стилями. Происходило это благодаря народным фестивалям, на которых собирались различные представители тех или иных течений.

Что же касается становления искусства «толкающих рук», то заслугу его создания большинство исследователей приписывает Чэнь Вантину.

Чэнь Вантин (Chen Wang Ting), второе имя Чэнь Цзоутин, (1600-1680) – офицер и выдающийся мастер боевых искусств в эпоху династии Мин. Считается, что он был потомком Чэнь Бу в девятом поколении. Отец Чэнь Вантина, Чэнь Фумин (Chen Fumin) был Zhengshilang. Данный титул обозначал высокообразованного человека, занимавшего государственный пост, и давался он лишь по специальному императорскому указу.

Чэнь Вантину приписывается создание Кулака Чэнь (Chen Fist), практики с широким мечом (меч Дао) и техники работы с копьем. В провинциях Хэнань и Шандун он был широко известен и популярен как борец с бандитами и грабителями, которые досаждали торговым караванам в то время. В преданиях о Чэнь Вантине говорится, что днем он отрабатывал свое боевое мастерство, а ночью изучал все аспекты китайской литературы.

Сегодня развитие стилей «толкающих рук» определяется в первую очередь стилями Тайцзи цюань, Багуа чжан, Син-И цюань, Вин-чунь, Шаолинское кунгфу и Айкидо.

Практика Туй-шоу направлена на развитие:

  • Искусства слушания
  • Искусства развития внутренней силы
  • Искусства преобразования
  • Искусства борьбы

Туй-шоу (толкающие руки) – даосское искусство, объединяющее в себе внешние техники и применение боевых искусств и внутренние законы Даосской Алхимии, науки о внутренней трансформации.

В практике Туй-шоу партнеры постоянно находятся в чутком физическом контакте друг с другом, при любом движении очень важно не терять связь рук (т.н. «приклеенные руки»). Данный принцип позволяет развивать навыки слушания, что развивает чувствительность к любым мельчайшим движениям партнера и способность предугадывать его намерения.

Позволяя глубоко работать с энергией, Туй-шоу обучает практикующего определять свою практику по отношению, прежде всего, к самому себе, но с помощью партнера. Проблема во многих техниках заключается в том, что зачастую они лишают занимающего такой возможности, задавая определенные принципы и правила, затем, оставляя практикующего наедине с ними и не давая ему инструментов для того, чтобы оценить свой прогресс или реальную истинность своих достижений.

Работа с партнером осуществляется в соответствии с принципом У-цзы (Wu-Ji), она начинается с Пустоты (одиночная работа) и заканчивается в той же Пустоте, когда у практикующего появляется способность регулировать любые ситуации без непосредственного физического вмешательства. Сначала занимающийся должен улучшить свои физические и энергетические возможности посредством парной работы, затем научиться «конструировать (выстраивать) себя» в рамках, заданных взаимодействием с партнером. Параллельно, с усилением физических и энергетических параметров в работе, также ставится задача учиться на базе обретенных знаний и навыков взаимодействовать со всем окружающим человека в свободной, интуитивной и гармоничной манере.

Цель практики Алхимия Туй-шоу – позволить сознанию уйти от понятия внешних методов в Туй-шоу и вскрыть внутренний потенциал, заложенный в этой работе.

Практика Туй-шоу состоит из восьми уровней
Первый уровень (Tui shou-yiquan (Туй-шоу одной рукой (dan tui shou) )
  • Подготовка тела к практике «Толкающие Руки» (tuyshou zhunbei)
  • Туй-шоу медитация для понимания и осознания пяти направлений: jin (вперед), tui (назад), zuo-gu (влево), you-pan (вправо) и zhong-ding (в центре) через понимание трех соединений (san he)
  • Понятие правильного формирования систем тела для развития в Туй-шоу (мышцы, кости, кожа, кровь, сухожилия)
  • Восемь усилий концентрации
  • Сфера тела
  • Последовательность и ритм
  • Объединение (слияние) Инь и Ян
  • Внутреннее слушание
  • Подготовка тела посредством короткой энергии (duan jing zhunbei).
    Восемь последовательностей для выстраивания тела посредством короткой энергии (duan jing ba jie)
  • Подготовка тела посредством длинной энергии (chang jing zhunbei).
    Восемь последовательностей для выстраивания тела посредством длинной энергии (chang jing ba jie)
  • Формирование сил Ли (Li) и Ан (An)
  • Искусство собирания
  • Формирование Восьми сил (Ba jin)
  • Базовая практика на развитие энергии фа-цзин (Fajin)

Второй уровень Туй-шоу (Туй-шоу двумя руками (shuang tui shou) )
  • На данном уровне разбираются пять видов Туй-шоу.
    • Первый вид Туй-шоу направлен на слушание трех центров (центра Инь – защищающегося, центра Ян – раскрывающего).
    • Второй вид Туй-шоу направлен на понимание изменения усилия во время парной работы.
    • Третий вид Туй-шоу направлен на понимание возрастающей силы .
    • Четвертый вид Туй-шоу направлен на понимание скручивающей силы .
    • Пятый вид Туй-шоу направлен на понимание метода использования всего тела (Quan shen zhi fa).

     
  • Также здесь формируются базовые понятия
  • выбрасывающихся рук (da shou)
  • пересекающихся рук (ke shou)
  • сплетающихся рук
  • скручивающихся рук
  • поглощающих рук
  • следующих рук
  • Пять направлений в развитии Туй-шоу

    • Wuan Hua – фиксированное движение одной или двумя руками. Направлено на zhan le (искусство соединения (приклеивания) с использованием вертикальной оси), nien sui (поглощение и следование с использованием горизонтальной оси), bu tiu (удерживание связи), bu ding (отсутствие сопротивления).
    • Ding Bu – фиксированные шаги, работа двумя руками.
    • Huang Bu (jinyi tuiyi) – одиночное откатывание/ накатывание, шаг с двумя руками.
    • Da Lu – движение «уход вниз», двойные руки.
    • Luang Cai Hua – свободное движение с двумя руками.

  • Пять видов Туй-шоу здесь направлены на подготовку к свободному толканию (san tut).
  • Второй уровень Туй-шоу важен для формирования базового понимания Цветочного соединения:
    • Wuan hua – движение рук в трех направлениях с использование shun-chan и ni-chan – движения, подобные «шелковой нити», для открытия поясницы, расслабления груди и выстраивания связей.
    • Ding bu – понимание значения фиксированных шагов. Основа понимания сил Ан и Цзи. Умение формирования кисти для захватов Цинна (qinna).
    • Huang bu – понятие меняющихся шагов.
    • Da Lu – «большое катание» для понимания единения тела, рук и ног в движении, развития баланса и изменений, проработки трех уровней положения.
    • Luang cai hua – свободное движение ногами для понимания нейтрализации, слушания и применения Восьми сил.

     
  • На втором уровне также осуществляется работа над развитием базовых принципов для вырабатывания энергии фа-цзин (Fajin) посредством свободного толкания (san tui), нейтрализации (zhouhua), нахождения пустоты (yin jin luo hong).

Третий уровень Туй-шоу

Данный уровень предполагает более углубленную подготовку к работе со своей энергии и направлен:
  • на усиление кистей
  • на усиление Единого центра
  • на контроль пространства (работа со смещенным центром тяжести)
  • на укрепление внутреннего усилия (посредством бревна, дерева, стены …)
  • на развитие и укрепление Пяти искусств
    • Тин (слушание) - умение чувствовать противника.
    • Цзоу (ведение) - следование атакующему движению противника.
    • Нянь (прилипание) - следование уходящему противнику.
    • Хуа (трансформация) - объединение в единое движение цзоу и нянь.
    • Фа (выброс) - атакующее движение.

     
Четвертый уровень Туй-шоу (Тайцзи Циньна (Taiji chin na))

Цинна (Chin Na) – направление в боевых искусствах Китая, связанное с контролированием суставов тела противника. Имеет четыре аспекта – повреждение суставов, разделение мышц, перекрытие дыхания и воздействие на жизненно важные точки тела.

С позиции алхимии этот уровень направлен на усиление духовной силы (Lingjin) как способа культивирования внутреннего и внешнего качества (Nei Wai Jian Xiu).

Данная работа ориентирована в первую очередь на изучение и понимание тела посредством концентрации и тела.

Четвертый уровень Туй-шоу – Тайцзи Цинна - состоит из:
  • четырех основных инструментов познания
  • пятеричной матрицы 108 формул
  • развития восьми цзин-энергий.
  • Искусство Цинна имеет четыре основных инструмента познания:
    • Tui- прессингование
    • You – удары
    • Na – захваты
    • Shui – выведение из равновесия, броски

     
Практика Цинна состоит из 108 формул, которые имеют большое разнообразие в применении, что доводит количество возможных приемов до 800.
  • Матрица 108 приемов Цинна (qin na)
    • Fen Jin - отделение мышц от сухожилий Zhua Jin
    • Cuo Gu - нахождение точек
    • Bi Qi - блокирование дыхания
    • Dian Mai - перекрытие вен и артерий
    • Dian Xue - надавливание на специальные точки Na Xue, расположенные на меридианах.

  • Развитие восьми цзин-энергий:
    • An Jin – слушающая энергия
    • Ji Jin – пронизывающая энергия
    • Peng Jin – толкающая энергия
    • Lu Jin – воспринимающая, стекающая энергия
    • Le Jin - вращающая энергия
    • Cai Jin – уводящая энергия
    • Kao Jin - формирующая энергия
    • Zhou Jin - удерживающая энергия.

В целом, Цинна – это искусство, ориентированное на развитие более глубокого слушания энергии.

Пятый уровень Туй-шоу (Свободное Туй-шоу (San shou))

Данный уровень, не имеющий ограничений в развитии принципов, направлен в первую очередь на развитие умения прикладывать силу (fanshengshu).

Работа на пятом уровне ориентирована на познание комбинации Gang (жесткости) и Rou (мягкости), Qing (легкости) и Zhong (неподвижности), Kuai (быстроты) и Man (медленности).

Здесь разрабатывается и укрепляется
  • техника рук
  • техника тела
  • техника ног

Шестой уровень Туй-шоу (Развитие коренных усилий )

Развитие коренных усилий связано в первую очередь с развитием их в пятках (Kai).

Данное направление в работе состоит из 18 искусств усилия лежа. 18 видов усилия лежа – это практика, которая также лежит в основе борьбы лежа, но основная ее задача – вырабатывание коренных усилий. 18 Искусств усилия лежа включают:
  • усиление нижнекиноварного соединения
  • развитие силы зацепления в стопах
  • развитие силы удержания в коленях
  • развитие контроля тела в бедрах
  • развитие контроля пространства ногами
  • усиление контроля развития энергии ци
  • усиление среднекиноварного соединения
  • развитие силы зацепления в кистях
  • развитие силы удержания в локтях
  • развитие контроля тела в плечах
  • развитие контроля пространства руками
  • усиление контроля развития энергии цзин
  • усиление верхнекиноварного соединения
  • развитие опоры в спине
  • развитие опоры в груди
  • развитие опоры в голове
  • развитие сжатия
  • развитие растяжением

Седьмой уровень Туй-шоу (Туй-шоу с оружием)

Восьмой уровень Туй-шоу (Туй-шоу на расстоянии)
Источник: inbiworld.com
 

В избранное