Мир боевых искусств «Боевые искусства в контексте китайской культурной традиции»
Хао Чживэй (Виктор) - студент РГГУ
Первое упоминание о боевых искусствах мы находим в памятнике, который китайская традиция возводит к XI в. до н.э. к периоду существования государства Шан (XIV-XI вв. до н.э.): в памятнике «Ли цзи» 礼记 в главе «Ван чжи» 王制. Разные виды боевых искусств упоминаются в известном трактате «Сюнь цзы» (IV-III вв. до н.э.) 荀子 в главе «И бин» 議兵.
В период Цинь (221-206 гг. до н.э.) существовали боевые состязания 角抵 и рукопашные бои 手搏. В период Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) имели место танцы с мечтом и боевым оружием.
Однако расцвет боевых искусств приходится на периоды Суй (581-618), Тан (618-907) и Удай (907-960). В это время появились ранние формы экзаменовки по боевым искусствам (стрельба, владение оружием, рукопашный бой). В период Сун (960-1279) появляются ранние формы боевого искусства «сянпу» 相扑, из которого произошла известная японская борьба сумо. Однако, в отличие от японского боевого искусства, здесь разрешались
ударные приемы.
На развитие боевых искусств в период Сун также повлияла китайская философия этого периода, более сосредоточенная на статике, нежели на динамике.
Во времена монгольской династии Юань (1279-1368) китайцам было запрещено вести бои с оружием — что способствовало развитию рукопашных стилей.
После падения монголов во времена династии Мин (1368-1644) боевые искусства переживают очередной расцвет.
Во время династии Цин появляются популярные стили тайцзи 太極 и багуачжан 八卦掌.
После революции 1949 г. в КНР основной акцент делался на спортивно-показательную составляющую боевых искусств, что, по-видимому, затормозило их развитие. Сегодня боевые искусства вновь начинают восприниматься не только как форма гимнастических упражнений, но и как собственно боевые практики.
Взаимосвязь с боевыми традициями других стран. По китайской пословице, все боевые искусства обязаны своим появлением Шаолиню. Действительно, этот монастырь, куда, по преданию, в VI в. прибыл индийский монах Бодхидхарма, заложивший основы местной школы ушу, считается важнейшим центром распространения боевых искусств в Китае. Однако история взаимоотношений китайской традиции боевых искусств с традициями других стран, все же, более разнообразна.
В одной из популярных школ японского карате Годзюрю прослеживается влияние китайского стиля белого журавля, относящегося к южному направлению китайских боевых искусств. Существует мнение, что дзю-дзюцу также связано с китайской традицией.
Существует также версия, что японское карате (в иероглифическом написании 空手道 - "куншоудао") изначально записывалось как 唐手道 ("таншоудао"), поскольку впервые попало в Японию в период Тан.
Основная версия происхождения японского карате — появление его на островах Окинава в среде местных крестьян с целью самозащиты с последующим заимствованием элементов из южных китайских стилей.
В «Речных заводях» (произведение написано на рубеже периодов Юань и Мин) есть упоминание борьбы сянпу. Один из персонажей книги У Сун демонстрирует технику «шаг нефритового кольца». В это время уже имеются строгие правила ведения боевых искусств.
В отношении корейского боевого искусства тхэквондо, которому свойственно преобладание приемов с ударами ног, тоже существует версия об изначальном его написании как 唐手道 ("таншоудао") и, соответственно, об изначальном его происхождении из Китая. Однако по всей видимости этот стиль в полной мере сложился лишь в I пол. XX в. В строгую боевую систему же он сформировался лишь в 60-е годы XX в.
В новейшее время китайские боевые искусства испытали колоссальное влияние английского бокса. Однако китайские боевые искусства сильно отличаются от западных, которым свойственно делать упор на жесткость, силу и скорость. В китайских боевых искусствах они не отрицаются, однако жесткость рассматривается во взаимной зависимости с ее антиподом — мягкостью.
В китайской традиции боевых искусств действовало правило о том, что удары ног не должны наноситься выше пояса. В связи с этим их зрелищность существенно уступает современным видам — традиция была ориентирована на практические потребности уличной самозащиты.
Стили китайских боевых искусств
Боевые искусства Китая делят на внутренние (内家) и внешние (外家). Внешние стили появились раньше внутренних — им свойственна большая жесткость. К внутренним стилям, обладающим собственными принципами ведения боя и представлениями об управлении субстанцией-ци, относятся, в частности, тайцзицюань, синъицюань 形意拳 и багуачжан. Почти все внешние стили возводятся к шаолиньскому монастырю. «Родным
домом» внутренних стилей считается даосский монастырь Удан 武当.
Существует также деление на северные и южные школы: если северным свойственна большая свобода и размашистость движений, то южные стили более сдержанны. Одно из объяснений этого свойства — сравнительная узость улиц в Южном Китае.
Философия китайских боевых искусств Ушу тесно связано с религией. В боевых искусствах даосского направления (тайцзи, багуа и др.) они являются одной из составляющих практик достижения целей долголетия, оздоровления, гармонии с окружающей средой.
В плане мироощущения китайским боевым искусствам свойственно субъектно-субъектное отношение во взаимодействии с окружающим миром, пассивное положение человека по отношению к природе. В западных же боевых искусствах природа рассматривается как объект действия, и в практике боевых искусств преобладают субъектно-объектные отношения. Это проявляется, в частности, в многочисленных «звериных» стилях китайских боевых искусств, идея которых
заключается не в подражании движениям какого-либо животного, а в перенесении на себя духа этого животного. Существует версия, что основоположником звериных стилей является Хуа То 华佗, разработавший комплекс гимнастики в подражание движениям птиц.
Перспективы китайских боевых искусств
В последние 10 лет боевые искусства начали пользоваться поддержкой правительства: одно из проявлений этой поддержки — гастроли китайских мастеров в различных странах мира. Вместе с этим происходит возврат от исключительно показательного ушу к традиционному.
В этой связи следует вспомнить о личности Брюса Ли. Несмотря на то, что иногда его воспринимают исключительно как актера, имеющего лишь косвенное отношение к традиции китайских боевых искусств, такая точка зрения вряд ли обоснована, и его роль в популяризации китайской традиции в XX в. трудно переоценить.
Максим Корольков - аспирант ИДВ РАН
Следует остановить внимание на культурном фоне, на котором происходило развитие китайских боевых искусств.
Китайским боевым искусствам свойственно исключительное многообразие, сосуществование разных традиций и принципов классификации: по территории, отнесению стиля к внутренней или внешней школе и т.д. При этом происхождение стилей зачастую бывает запутанным: так, некоторые «звериные» стили связаны по своему происхождению не с Китаем, а с Вьетнамом.
Одна из основных проблем при изучении китайских боевых искусств состоит в том, что эта традиция не оформлена в виде текстов, при том что существует большое количество не связанных между собой школ. Так, традиционные генеалогии китайских боевых искусств очень сложны и противоречивы: один и тот же стиль может возводиться к нескольким личностям и наоборот: одна и та же личность может почитаться разными школами в качестве первооснователя. Так,
по одной из версий стиль синъицюань 形意拳 был создан Юэ Фэеем 岳飛 (1103-42, известный полководец периода Сун), по другой — он был создан в XVI в. человеком, знакомым с потомками Юэ Фэя.
Итак, поскольку в нашем распоряжении нет текстов, а сведения традиции противоречивы, единственный способ постижения китайских боевых искусств — непосредственное обучение у одного из мастеров.
Обучение боевым искусствам — одна из форм передачи знаний и опыта в китайской культуре. Основное содержание обучения боевым искусствам — усвоение учеником мировоззрения учителя, а внешние столкновения — последняя фаза обучения и последняя фаза боевого столкновения: его следовало завершить как можно раньше: желательно еще до начала поединка или же в течение первых трех секунд его проведения.
Одна из форм обучения — совместное проживание учителя и учеников, частые совместные беседы и т.д. Даже сегодня существует представление о том, что в идеале обучение боевым искусствам требует проживания в доме учителя в течение первых 10 лет. Длительность обучения может быть связана и со сложностью их техник: стиль тайцзи содержит 640 движений, которые сначала усваиваются учеником как нечто механическое и внешнее, но впоследствии становятся
для него органичными и понятными.
Обучение подразумевает передачу целостного мироощущения основателя традиции. Техники боевого искусства максимально приближены к типу опыта основателя.
Этот опыт не всегда удается вполне объяснить даже самим практикующим. В качестве примера можно взять случай с группой австралийских аборигенов, необычные траектории перемещения которых в городском пространстве (они никогда не шли по прямой, но непременно — по замысловатым и крайне неоптимальным по расстоянию кривым) обратили на себя внимание исследователей. Не добившись от аборигенов внятного объяснения причин, исследователи отправились
в деревню — но и там объяснения найти не удалось. Лишь после того, как аборигены отправились в путь через пустыню, выяснился смысл их неосознанного опыта — траектория движения, усвоенная ими на интуитивном уровне, позволяла перемещаться по пустыне так, что по пути они непременно проходили в местах, где была вода — если бы они перемещались иначе, то рисковали бы умереть от жажды. Это был родовой опыт, усвоенный ими от предков.
В Китае родовые традиции в боевых искусствах также сильны: до сих пор существуют семейные школы боевых искусств, в рамках которых опыт передается только родственникам.
В боевых искусствах человек путем повторения определенных практик делает чужой опыт своим, преодолевает себя и приближается к опыту учителя. Здесь существует связь с традиционной философией: для Конфуция родовые ценности значимы не только в масштабах рода, но и в масштабах всего социума. Китай — уникальный пример выхода традиционной культуры на масштаб государства (во всех других обществах традиционная культура на уровень государства
не выходила и существовала лишь на семейном, клановом, региональном уровнях). Отсюда и происходят такие особенности боевых искусств как отсутствие текстов, семейный, а не спортивный, характер школ, системный характер занятий, не сводящихся к отработке техник.
В социально-культурном плане школы боевых искусств выдвигают высокие нравственные требования к ученикам. Нужно обучать лишь тех, кто уже доказал свое духовное родство с учителем. Знания передаются «лучшим людям», которые проходят серьезный отбор. Это одна из форм культурной мобилизации ресурсов общества.
Решение вопроса об основателе какой-либо традиции изначально затруднено. Часто бывает трудно выделить конкретную личность: новые техники создаются до сих пор, но каждая строится на основе существовавших ранее традиций, не отрекаясь от них. Возможность проявления творчества и создания новых школ открывается для тех, кто уже усвоил традицию в достаточной мере, чтобы органично ей следовать. Боевые искусства всегда имеют потенциал для создания
новых форм.
Замечания Т.В. Ивченко
Боевые искусства нельзя сводить к их социально-культурной функции: не следует забывать о том, что они собственно боевые и собственно искусства, т.е. связаны с приобретением в совершенстве отработанных навыков практического ведения боя.
Что же касается морали боевых искусств, то они допускают элемент хитрости. «Война — это путь лукавства» (兵者,诡道也, Сюнь цзы).
Что же касается современных школ и боевых искусств в современном кинематографе, то во многом они уже отошли от изначальной задачи боевых искусств — обеспечения выживания в бою.
Замечания М. Ю. Ульянова
Очень интересно сопоставить два сообщения: одно было сделано носителем китайской, другое — западной культуры и в них, соответственно, проявились китайский и западный подходы к анализу предметов. Виктор опирается на сведения традиции в большей степени, чем на сведения науки, когда относит первое письменное упоминание боевых искусств к периоду Шан, хотя памятник «Ли цзи», в соответствии с представлениями современной науки, был
написан лишь в период Чжаньго в V-III вв. до н.э. Характерным для носителей китайской культуры является также акцент на влиянии Китая на традиции сопредельных государств без рассмотрения возможности обратного влияния и общефилософская генерализация по признаку субъектно-объектности или субъектно-субъектности боевых искусств.
В целом, оба сообщения очень интересны, особенно сегодня, когда боевые искусства, пережив всплеск популярности в 90-е гг., перестали быть модным явлением. Однако боевые искусства — это важная составляющая китайской культуры, заслуживающая внимания и изучения вне зависимости от того, насколько велика мода на них в данный момент.