Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Клан Вин Чун - Wing Chun Clan

  Все выпуски  

Мир боевых искусств Происхождение и развитие Танланцюань


Первое достоверное свидетельство: После того, как танский Тай-цзун вернул себе трон, то в благодарность за помощь, оказанную в этом успешном деле августейшей особе тринадцатью монахами монастыря Шаолинь, монастырю были пожалованы земли, построены дополнительные крытые залы, было дозволено содержать гарнизон и тренировать монашеское войско, число монахов-бойцов росло очень быстро, монастырь процветал, считался первым среди буддийских храмов Поднебесной. Тренировка боевых искусств стала главным занятием монахов-бойцов, мастера со всех земель приходили поучиться, также немало знаменитостей ушу приходило передать свои знания, результате чего монастырь Шаолинь стал всекитайским центром боевых искусств. Во время правления династии Северная Сун слава Шаолиня ничуть не померкла, по-прежнеум мастера со всей Поднебесной приходили обменяться опытом. Настоятелем Шаолиня в то время был законоучитель Фуцзюй, он был хорош в гражданском и искусен в военном. Он собрал достоинства всех прочих стилей и тайно преподавал истинную передачу архатов. В кулачном трактате "Трактат о движениях коротких ударов архатов" сказано: "Что же касается коротких ударов, то они происходат из "Собрания законоучителя Фуцзюя из Шаолиня". Еще он был искусен в искусстве разделения мышц и пресечения меридианов, а также восемнадцати видах боевого мастерства, двигался со сверхъестественной скоростью, трансформации были непредсказуемы. Тайно тренируемое мастерство обобщено в 18 искусных методов: поднимание рук из методов боя на дальней дистанции императора Тай-цзу, "сквозьспинный" удар Хань Туна в качестве материнского, обматывающее запечатывание Чжэн Эня, методы боя на короткой дистанции Вэнь Юаня, короткие удары Ма Цзи, обезьяний кулак Сунь Хэна, опирания Хуан Гу, лицевая ладонь Цзин Шэна, стукающая рука и пронизывающий кулак Цзинь Сяна, зацепляюще-заграбастывающе-сдергивающая рука Лю Сина, накатывающие протекания с пронизываниями ушей Тань Фана, пирлипающие хватания с методами спотыканий Янь Цина, нога утки мандаринки Линь Чуна, непрерывный кулак семи поколения Мэн Шэна, пушечный удар в углубление Цуй Ляня, окружающие захваты Ян Гуня, богомол Ван Лана, швыряющее обдирание с жестким обрушиванием Хуай Дэ. Традицию восприняли Юнь Хуагуань и даос Шэнсяо, автор "Истинной передачи шаолиньских патры и чаши" и "Секретной отмычки к коротким ударам"". Отсюда видно, что когда при династии Северная Сун законоучитель Фуцзюй обобщил 18 стилей ушу, то среди них был и танланцюань Ван Лана. Так как Ван Лан создал танланцюань, то он жил в одно время с законоучителем Фуцзюем или незадолго до него. Значит, можно считать достоверным, что Ван Лан создал танланцюань примерно в годы правления династии Северная Сун. Второе достоверное свидетельство: В переданных жившим в конце династии Цин мастером танланцюань Сун Цзыдэ древних кулачных трактатах говорится: "Ведомо из документов, что обязательно была боевая подготовка, в древности дорожили путем кулака и ноги. Древние добивались того что методы рук ловки, приемы бесчисленны и искусны, это относится и к танланцюань. Откуда ж пошел этот стиль? Прославил его шаолиньский законоучитель Фуцзюй при династии Сун". Министр строительства КНР и мастер танланцюань Чэнь Юньтао (1906-1978) в "Кратком очерке танланцюань" пишет: "Танланцюань создан Ван Ланом при династии Сун. Легенд об этом две. Первая говорит, что он создан из методов боя на дальней дистанции сунского императора Тай-цзу; вторая - что он создан на основе "сквозьспинного" стиля Хань Туна после осмысления боя богомола со змеей. В "сквозьспинном" стиле есть "семь длинных" - и в танланцюань требуют "семь длинный и восемь коротких, восемь жестких и двенадцать мягких, жесткое и мягкое друг в друге протекают", это стиль искусных коротких ударов..." (Опубликовано в 1953 году в "Циндао жибао"). В книге "Кулачные методы монастыря Суншань Шаолинь" говорится, что сунский Тай-цзу Чжао Куанъинь в своих методах боя на длинной дистанции собрал суть "сквозьспинного" стиля Хань Туна, коротких ударов Ма Цзи, богомола Ван Лана - всего восемнадцати крупных стилей ушу, и так это было передано последующим поколениям. Из всех этих упоминаний следует, что Ван Лан создал танланцюань не позднее правления династии Северная Сун. В более чем столетний период правления династии Юань на занятия боевыми искусствами был наложен запрет, на людях теперь заниматься было невозможно, лишь немногие продолжали тайно их практиковать, это оказало сильное влияние на развитие ушу. Хотя после установления династии Мин ограничения и были сняты, но из-за их более чем столетнего наличия боевые искусства не особенно сильно "высовывались", очень многие стили не имели письменных документов и списка представителей, в результате чего очень трудно проводить исследования по истории и развитию этих стилей. Лишь при династии Цин, точнее - начиная с правления под девизом "Цяньлун" в семисотлетней истории наступил период развития. Подобно прочим стилям ушу, танланцюань сформировался в стройную систему, постепенно развившуюся в различные по манере направления - тайцзи, цисин и люхэ. Если говорить о тайцзитанланцюань (еще говорят "мэйхуатанланцюань" и "тайцзимэйхуатанланцюань"), то знаменитый учитель танланцюань Сун Цзыдэ писал: при династии Цин в годы правления под девизом "Цяньлун" из деревни Сяочишаньцунь уезда Лайян провинции Шаньдун отец Ли Бинсяо отправился на юг, Бинсяо последовал на юг за отцом, занимался медициной. В тюрьме был разбойник, он заболел и лежал не вставая, Бинсяо осмотрел его, проверил пульс, купил лекарство. Разбойник пропотел и ожил, через полночи болезнь ушла. Несколько дней спустя, когда Бинсяо сидел ночью один, разбойник постучался и поблагодарил Бинсяо. Разбойник обучил Бинсяо искусству, которое называл "танланцюань". Изучив его, Бинсяо усердно тренировался и стал представителем очередного поколения тайцзитанланцюань. Вернувшись в старости на родину Бинсяо передал свое искусство Чжао Чжу из деревни Дачишаньцунь уезда Лайян (восьмое поколения потомков Чжао Чжу до сих пор живет там), Чжао Чжу обучил Лян Сюэсяна (1810-?) из уезда Хайян. В Лайяне, Лян присматривал за деревенским храмом, однажды ночью убил 36 бандитов и широко прославился. Очень многие хотели у него учиться, но лишь Цзян Хуалун и Сун Цзыдэ (1855-1934) изучили у него "ба чжоу" ("восемь локтей") из танланцюань. Учитель Лян был очень скрытным, и прочие методы вовне не передавал. Цзян Хуалун (1855-1924) был храбрым богатырем, победил в схватках многих бойцов уезда Лайян, но чувствуя, что еще не постиг сути боевого искусства, пожаловался Сун Цзыдэ. Сун разработал план, и согласно ему Цзян Хуалун отправился к вратам учителя Ляна, где встал на колени и поклялся всю жизнь посвятить боевому искусству. Тронутый его искренностью учитель Лян обратился к Цзян Хуалуну по детскому имени: "Шаньцзы! Вставай! Я обучу тебя!". Учитель Лян обучил его методам, которые в то время именовались "ми шоу" ("секретные руки") - это "чжай яо" ("отобранное важное"), "бэн бу" ("обрушить и дополнить") и "луань цзе" ("спутанные соприкосновения" или "спутанные пресечения"). Когда Цзян Хуалун достиг мастерства, то Цзян и Сун совершили обряд возжигания благовоний с земными поклонами и принесли Небу клятву о побратимстве (они были одного возраста, но так как Цзян родился чуть пораньше, то он был объявлен старшим братом, а Сун - младшим). Цзян Хуалун обучил Сун Цзыдэ всему разделу "ми шоу". Два побратима тренировались вместе много лет, достигли высочайшего мастерства и стали известны по всему Китаю. Сун Цзыдэ был из обеспеченной семьи, от природы был талантлив, с детства изучал гражданское и тренировал военное, люди называли его "Сун Эръе ("два отца") - всесторонний талант: как в гражданском, так и в военном". Он был хорош не только в тренировке кулаков, но и понимал суть законов кулачных методов, написал "общие разъяснения" ко всем комплексам танланцюань, на базе древних трактатов по кулачному искусству создал много описаний приемов и разъяснений законов, что добавило завершенности тайцзитанланцюань. За свою жизнь Сун Цзыдэ не только всесторонне прояснил изученное у учителя Ляна, но и дописал к драгоценному наследию учителя Ляна новые иероглифы, передаваемые до наших дней. Сегодня с этим наследием в КНР работают - Ван Юаньцянь и Ли Цзиньфу, в России и США - Профатилов Илья (Ма Юнгуан) , во Франции - Патрик Кассам-чинай (Тан Цзяшань), в Москве - Андрей Колесников (Ань Ле) из России. Некоторые могут задать вопрос: а почему Сун Цзыдэ не пошел вместе с Цзян Хуалуном в ученики к учителю Ляну? Причина в следующем: начиная с Ли Бинсяо в одном поколении был только один ученик, если бы они пошли к учителю Ляну вдвоем, то вся затея была бы обречена на провал. Цзян Хуалун и Сун Цзыдэ были неразлучны как два сапога, они вместе тренировались и вместе преподавали танланцюань. Их известными учениками были: Цзян Хуаньтин, Ван Юйшань, Ли Куньшань, Цуй Шоушань, Сун Чжэньтин, Чжао Шитин, Лю Чжуюань Цзян Юйлун, сяо Юньлун, Цзи Чуньтин. В первые годы Китайкой Республики под влиянием лозунга Сунь Ятсена "Укреплять государство, укреплять нацию" их ученики стали самостоятельно заводить друзей, завязывая дружбу ерез боевое искусство, и широко прославили танланцюань. В 1933 году в Нанкине состоялись Всекитайские состязания по ушу-лэйтай. Правила гласили: "после удара насмерть гроб с телом покойного отправляется на родину". Немало тех, у кого не хватило смелости и искусство было слабо, не рискнули принять участия, но из знаменитых "трех больших Шаней Лайяна" (Ван Юйшань, Ли Куньшань и Цуй Шоушань) двое - Ван Юйшань (1892-1976) и Ли Куньшань участие в соревнованиях приняли. "Железные кулаки" Ван Юйшаня были подобны ветру с дождем, он использовал такие приемы танланцюань как "один локоть загораживает полтела", "руки Великого Предела", "руки колеса" - и противники не могли защититься. Он победил всех, кто выходил против него, и получил прозвище "стальные руки и железные кулаки". Его приему "один локоть загораживает полтела" не мог противостоять никто в Поднебесной. Большое копье в руках Ли Куньшаня запутывало взгляд противника, ничто не помогало от него уклониться, он получил золотую медаль за бои на копьях. Цзи Чуньтин освоив науку почтенного учителя Сун Цзыдэ стал представителем очередного поколения мастеров танланцюань, он широко распространил танланцюань в Даляне и на Северо-Востоке, его знаменитые ученики: Цао Дэкунь, Хао Бинь, Дун Шусюнь. Ли Куньшань обучил немало учеников на Тайване и в странах Юго-Восточной Азии. Ван Юйшань, Цуй Шоушань и Сяо Юйлун преподавали в Циндао, Яньтае, Моупине и Жушани, обучили многих учеников, из которых преемниками назвать можно следующих: Ван Цзыцзин, Гун Бинцзя, Ван Юаньлян, Ван Юаньцянь, Лю Баоминь, Ван Дэцзюнь, Сяо Минкуй, Су Ишэнь, Ху Сяожуй (преемников очень много, за отсутствием времени тщательного отбора автор не проводил). После образования КНР партия и правительство проявили огромное внимание к вопросам развития ушу. Товарищ Дэн Сяопин написал напутствие "Тайцзицюань - это хорошо", что способствовало повышению внимания к проблемам здоровья людей и развитию дел в области ушу. В 1982 году Госкомспорт выступил с призывом к исследованию китайского ушу, китайское ушу было объявлено культурным наследием, на базе укрепления тела было взято движение в сторону Олимпийской арены. Спорткомитет провинции Шаньдун и Шаньдунский институт ушу опираясь на то, что шаньдунский танланцюань распространен очень широко, в августе 2000 года провели в Вэйхае Всекитайские соревнования по танланцюань и оружию стиля богомола, а в сентябре - соревнования по традиционному ушу. Такой древний вид ушу как танланцюань занимал на соревнованиях важное место. Посредством соревнований такие виды танланцюань, как тайцзи, цисин и люхэ, за счет обмена техникой с другими стилями служат общему делу развития ушу. Сяо Минкуй (перевод С.Березнюка)

В избранное