Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Клан Вин Чун - Wing Chun Clan

  Все выпуски  

Мир боевых искусств Польза от занятий боевыми искусствами


Известна популярная пословица, которая утверждает что необходимо здоровье, чтобы совершать великие дела. Другими словами, оставаясь здоровым, можно долго жить и заниматься любыми великими делами. А значит здоровье исключительно важно. Оно в свою очередь зависит от постоянной заботы о нем и соответствующих упражнений. Чтобы убедиться, полезны ли упражнения для здоровья, необходимы исследования и практическая проверка. Как определить их ценность? Следует, до того, как кто-то начнет тренироваться, пользуясь методами научной медицины, измерить производительность серца, величину артериального давления, пульс, частоту дыхания, количество красных и белых кровяных телец. Через некоторое время следует повторить исследования. Таким образом можно узнать, является ли данный метод тренировок правильным. Так называемый правильный метод тренировок это такой, который отвечает естественным законам функционирования и развития человеческого организма. Только метод, отвечающий этим принципам, может быть полезен для здоровья.

Соответствующие упражнения могут существенно повлиять на метаболизм всех клеток организма и функционирование всех органов, улучшить функционирование дыхательной системы и системы кровообращения, урегулировать обмен веществ. Другими словами - активизировать организм. Следовательно, соответствующие упражнения могут активизировать клетки, в случае молодых людей способствуя их развитию, позволяя укрепить тело и организм, зрелым же людям позволяя сохранить дееспособность и здоровье. Если упражнения недостаточно интенсивны - цель не будет достигнута. Если же они слишком интенсивные - то не являются правильными, вредят здоровью и могут стать причиной болезней.

В типичных сегодня формах упражнений, прежде чем тело устанет, уже начинаются трудности с дыханием и перегрузка сердца - необходимо прервать тренировку, чтобы позволить сердцу отдохнуть и отдышаться, вернуться в нормальное состояние.

Китайская наука о боевом искусстве - цюаньсюэ (цюань - кулак, сюэ - наука, в последние годы Ван Сянчжай обычно использовал это название в отношении своей системы, известной также как ицюань или дачэнцюань - прим. переводчика) использует абсолютно противоположный подход. Это тренировка мышц и системы кровообращения, можно также сказать, что это тренировка клеток организма. Основной принцип - равномерное влияние на все виды клеток и органов. Даже когда во время тренировки мышцы уже очень устали, пульс остается в границах нормы, дыхание естественно. А после тренировки можно почувствовать, что дышать стало свободнее, "удобнее" чем перед тренировкой. Причина этого в постепенном, равномерном развитии, без перегрузок сердца. Результат - сохранение здоровья и укрепление тела. Нет ограничений по возрасту или полу. Кроме того, поскольку нет сложных движений, нервная система не атакуется сильными импульсами, исчезает внутреннее напряжение, возможно психическое восстановление. Это один из элементов, которые отличают цюаньсюэ от типичных форм упражнений.

Несмотря на то, что метод чжан чжуан заключается в поддерживании статического положения, фактически все мышечные клетки начинают работать. Эта работа полезна с точки зрения развития клеток и работы системы кровообращения. Весь организм находится в активном состоянии. Все органы стимулируются равномерно, без риска связанного с перенапряжением сердца. Это не зависит от внешнего движения. Надо заметить, что в цюаньсюэ "большое движение не является таким же хорошим, как малое движение, малое движение не является таким же хорошим как отсутствие движения, движение в покое является вечно возрождающимся, непрерывным движением".

Об этих упражнениях можно сказать, что это специфически китайская, не существующая больше нигде ветвь науки. До сегодняшнего времени на эти упражнения не обращали особенного внимания. В то же время, это не является чем-то таким, что обычный человек может легко понять, основываясь на своем предыдущем опыте. Субъективные рассуждения о том, что простые упражнения, которые заключаются только в принятии статической позиции не могут помочь в развитии силы и ловкости, показывают всего лишь отсутствие минимума знаний. В действительности именно эти упражнения не только позволяют за короткое время укрепить тело, но также излечить много хронических болезней, в отношении которых не давали результатов современные терапевтические методы. Они имеют большую ценность как в процессе лечения, так и для профилактики. Это метод тренировки который полностью отвечает требованиям физиологии.

Если говорить о типичных формах упражнений, то некоторые из них слишком интенсивны, вредят здоровью, другие же слишком односторонни, дают только частичное развитие. Поэтому случается, что люди с какими-то недомоганиями, могут выздороветь, если не тренируются вообще. И наоборот, когда начинают тренироваться, это приносит им вред, ухудшая их состояние. Научные исследования в спорте еще недостаточно развиты. Это причина возникновения нежелательных явлений. В прошлом было много мастеров боевых искусств, которые в результате упорного использования методов противоречащих физиологии серьезно подрывали свое здоровье. Все это из-за того, что методы тренировки противоречат принципам физиологии. Надо заметить, что суть науки не в том, чтобы придерживаться ранее установленных правил, и тем более не в том, чтобы защищать недостатки классических методов, а в развитии являющемся следствием опыта. Следует постоянно совершенствовать методы, проверяя принципы на практике. К этому надо подходить очень серьезно. Надо думать. Здесь та же связь, что и между прочтением книги и практической деятельностью. Поэтому интенсивность упражнений не должна быть чрезмерной. Продолжая рассуждения, можна констатировать, что распространенные сегодня формы упражнений были созданны с мыслью о молодых людях. Незамеченными остались нужды людей в зрелом возрасте и старших. А тем временем, именно люди после сорока, благодаря своим глубоким знаниям и богатому опыту, готовы взять на себя важные дела в государстве и обществе. Пренебрежение необходимостью соответствующих упражнений для этих людей равнозначно отсутствию заботы об их здоровье. Это большая потеря для государства. Если говорить о принципах тренировок, необходимо подчеркнуть спокойствие, достоинство, скромность и усердие. Необходимо культивировать внутреннее, духовное богатство. То что следует избегать расстройства дыхания, излишнего ускорения пульса, напряжения диафрагмы, это вещи, которые легко понять людям с богатым опытом и знанием жизни. Если говорить о людях после шестидесяти, то этот возраст не способствует достижению высоких результатов в боевом искусстве, но достижение здоровья не является чем-то трудным.

Тренировки преследуют три главные цели:

Достижение здоровья,
Самозащита,
Удовольствие от обучения, изучения законов природы.

Достижение здоровья из них - самое простое. Достаточно расслабиться, чувствовать себя удобно, естественно, легко, не злоупотребляя силой, чувствовать что вы как бы засыпаете, вас приподнимает вода или воздух - это уже почти все требования для достижения успеха в этом вопросе. Старание делать еще что-то создает ненужное замешательство в сознании и является потерей времени. А если еще хочется делать что-то очень интенсивное, то в конце концов это только навредит здоровью.

Когда тело здорово, можна начинать говорить о самозащите. Так называемая самозащита заключается в том, что в случае нападения "протягиваешь кулак и пол стопы", чтобы овладеть ситуацией. Способности же наивысшего уровня трудно описать словами.

Самозащита, в свою очередь, неразрывано связана со здоровьем. Прежде всего необходимо здоровье, потом ловкость, сила и умение. Однако, желая развить силу, нельзя использовать силу. Когда используется сила, нет шансов развить силу. Чтобы тело и руки были ловкими, а движения быстрыми, лучший метод - это статические упражнения. Вам это кажется скучным или раздражающим? Можно попробовать небольшое движение. Тем не менее необходимо заметить, что в этом движении "двигаемся так, как будто хочем остановиться, останавливаемся так, как будто хочем двинуться". Другими словами, "может быть только причина движения, не должно быть результата". Смысл этого в том, что сознание движения должно быть сильным, но оно не должно явно проявляться внешне, мы не должны "делать" движение. Если мы "делаем" движение, то, находит свое применение пословица: "если есть форма, сила рассеивается, если нет формы, дух концентрируется". Если "тело не целостно", сила распыляется. Поэтому чем медленнее движение, тем лучше. Таким образом мы можем постепенно все лучше осознавать как работают отдельные части тела и его клетки. Мы не делаем этого поверхностно, только "скользя по поверхности". Это основные условия для того, чтобы научиться двигаться. Если стремиться только к тому чтобы движения были быстрыми и выглядели красиво, чтобы этим показать свою ловкость, не только немногого можно достигнуть, но и вообще нельзя надеятся на развитие.

Если говорить о методах и техниках достижения победы над противником, то вообще не следует пользоваться никакими техниками. Если пользоваться штучно созданными техниками, теряется естественная способность к неисчислимым "изменениям".

Этот вид упражнений очень прост. Посмотришь - и сразу видишь как их надо выполнять. Результат также приходит быстро. Не следует только излишне напрягаться психически и излишне "вынуждать" физическую силу. Таким образом развиваются полезные навыки, которые могут пригодится в жизни, и которые позволяют действовать эффективно. Это полезно для тела и ума. Если хочется показывать цветистые движения и демонстрировать силу, желаемые результаты не будут достигнуты.

Несмотря на то, что эти упражнения настолько просты, многие умные люди чем дольше занимаются, тем больше чувствуют их сложность. Они усердно тренируются, но не в состоянии отличить черное от белого. Надо заметить, что в природе то что естественно, является сверхестественным. Если искать сверхестественное, то этот путь ведет в никуда (это касается определенных учеников Ван Сянчжая, которые пошли, по его мнению, неправильным путем, особенно представителей школы "пустой силы" - прим. переводчика).

Если говорить об удовольствии от процесса обучения, изучения принципов, на которых основываются эти упражнения, то это тема, в которую можно углубляться безконечно. Даже не знаю с чего начать. Приведу только несколько принципов. От всего сердца приглашаю заинтересованных к их изучению. Например: "движение и покой, нежность и крепкость, скорость и медлительность, расслабление и напряжение, вхождение и возвращение, схождение и поворот, в сторону и вперед, высоко и низко, противопоставление и поглощение, принуждение и освобождение, пульсирование и колебание, открытие и закрытие, вытягивание и притягивание, наклон и уклон, поднимание и надавливание, втягивание и выбрасывание, инь и ян, косо и прямо, долгий и короткий, большой и маленький, мягкий и твердый" и много других, все это взаимосвязанные и переплетающиеся пары противоположностей. Когда начало начал будет достигнуто, надо еще раз начать учиться сначала. Все эти аспекты неразделимы, если их рассматривать отдельно, понимание никогда не наступит.

Расслабление здесь является напряжением, а напряжение расслаблением, между напряжением и расслаблением должна существовать гармония. Крепкое - это нежное, нежное - это крепкое, между ними должно быть равновесие. Вертикаль и горизонталь, распирание и охватывание взаимно основываются друг на друге. Атака и защита, вход и уклон должны всегда использоваться вместе.

То, что написано выше предназначено для тех, кто начинает изучать "поиски силы". Если пренебрегут этими указаниями, могут тренироваться всю жизнь, но понимания не будет. Если к ним прислушаются, тренируясь всю жизнь не смогут исчерпать этого до конца. Если говорить о проверке силы, использовании силы, выбросе силы, накапливании силы и многих других "имеющих форму и не имеющих формы" видах силы, когда об этом говорить, это кажется слишком сложным, поэтому здесь я не буду касаться этой темы. Здесь невозможно чего-либо достичь без постепенного изучения и исследования этого вопроса. Но если в это углубиться, окажется, что все это очень обыкновенно, нет здесь ничего сверхестественного, все это очень просто. Это простые и доступные каждому упражнения, без изучения техник. Следует реагировать с открытым сознанием и без колебаний на изменения в окружении. Если поймете это, то очень скоро сможете легко понять и много других родственных вопросов.

Боевое искусство - это не определенные удары руками и ногами, это не "ударить три раза и принять удар два раза", тем более это не набор форм. Боевое искусство заключается в том, что действия должны быть убедительными.

В боевом искусстве прежде всего подчеркивается здоровье, потом идет самозащита. Тренировка может сделать так, что много хронически больных людей, которым не помогали лекарства, за относительно короткое время выздоровеют. Может сделать так, что работник до преклонного возраста сохранит работоспособность. Может сделать так, что тот кто потерял работоспособность, вернет ее. В этом ценность боевого искусства. Этот вид упражнений можно охарактеризовать как "отдых во время тренировки, тренировка во время отдыха".

Самозащита - это наука об "изменениях" в бою. Она не заключается в том, что "эта рука делает такое движение, а та используется таким образом", как себе это представляет обычный человек. Это не настолько сложно. С другой стороны это не так и просто. Прежде всего важно самосовершенствование, следующими этапами являются проверка силы и выброс силы и только тогда можно постепенно переходить к изучению вопросов боя. В противоположном случае ничего не получится. Если говорить о самосовершенствовании, то следует начать с "принципов характера", "четырех внешних качеств" и "восьми требований". Принципы характера - это уважать старших, опекать младших, иметь чувство справедливости, заботиться о других, быть мудрым и смелым, быть щедрым, быть крепким, быть последовательным, быть упорным. Четыре внешних качества - это выпрямленная голова, прямой взгляд, достойная осанка, спокойный голос. Восемь требований - это спокойствие, послушность, скромность, рассудок, уважение, внимательность, сознательность, миролюбие. Только обладая этими качествами можно говорить о серьезной тренировке тела и разума. Тренировка прежде всего сосредоточена на статических упражнениях чжан чжуан. Следует проверять контроль над суставами и мышцами и использование одинарного и двойного веса. Одинарный и двойной вес имеет отношение не только к распределению веса между стопами. Голова, руки, тело, стопы, плечи, локти, колена, бедра и все другие большие и маленькие части тела делятся на одинарные и двойные, напряженные и расслабленные, мягкие и твердые. Если говорить об использовании принципов "три части распирания и семь частей охватывания", или "четыре спереди и шесть сзади", то это попросту трудно описать словами. В целом, следует стремиться от абстракции к конкретному. Здесь я только указываю на существование этих вещей.

Ши ли (проверка силы) - существует много названий сил. Трудно всех их описать. Сила изучается "проверкой силы". Благодаря изучению, ее можна начинать применять. Независимо от того какую силу тренируем, "форма не должна нарушать целостность тела", намерение не должно быть видимым, "сила не должна выходить за край". Если у силы есть направление, то она "выходит за край", является ограниченной, частичной, движения становятся механическими, уменьшается эффективность действия силы. Это "прерывание" и "распыление". В этом случае схватка напоминает бодание волов, это выглядит застывшим и "мертвым". В ши ли надо использовать воображение. Воображение безформенно, непрерывно, нет направления куда бы оно не проникало. Это знание постигается "в пустоте". "Если есть форма, сила распыляется, если нет формы, дух концентрируется". Сознание, ощущение должны быть "наполненными". Здесь речь не идет о копировании формы.

Фа ли (выброс силы) - чтобы достичь эффекта выброса силы, необходимо иметь основательную базу. Когда овладеете основами разных сил, вами должно ощущаться взаимодействие с "окружающим воздухом". Только когда у вас есть это "чувство резонанса", можно полностью использовать расслабление и напряжение перемещающиеся волнообразно. Надо заметить, что в фа ли существенно не то, отбросили ли вы, или нет, попали ли, или нет. Надо обратить внимание, было ли сохранено положение тела, было ли сохранено равновесие, гармония во всех направлениях. Было ли это исполнено легко, свободно, естественно ли наступил плавный переход от медленного движения к быстрому. Произошло ли это естественно, как бы само собой. Если эти условия выполняются, существует надежда изучить боевое искусство. Получится ли его изучить или нет, это уже другое дело.

Ван Сянчжай


В избранное