Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Клан Вин Чун - Wing Chun Clan

  Все выпуски  

Мир боевых искусств 'Тайная передача' III


Непередаваемая "передача"

В "Кэн-дзюцу рон хэнтэцу сюи" ("Смысл составления теории фехтования мечом") об основателе школы Муган-рю Миура Гэнъэмон Масатамэ (Масанари) рассказывается следующее:

"Масатамэ был уроженцем Эдо и служил дому Огасавара. С детских лет он полюбил искусство фехтования мечом и к возрасту более 30 лет достиг мастерства в 18 школах и во всех до единой получил мастерские лицензии. Особенно выдающимся было его мастерство в школах Тогун-рю и Итто-рю. У него даже появилось около 2000 учеников, но он все же не был удовлетворен достигнутым. Было это связано с тем, [что он понял, что, если в бою] столкнутся гокуи ("самые сокровенные секреты") разных школ, то айути - взаимное убийство - будет неминуемо. [И он все думал,] как же переступить через эту ступень.

В один из дней, когда он задремал, он внезапно услыхал удар в колокол буддийского храма, проснулся и тут же испытал озарение. Положив чудесную тонкость в основу, он создал собственную школу и назвал ее "Муган-рю" - "Школа, [созданная] без [использования] глаз"".

Таким образом, Миура Масатамэ самостоятельно, без помощи учителя постиг еще что-то, что превосходило по уровню все изученные им хидэн целых 18 школ! Эта история возвращает нас к проблеме существования двух групп хидэн - технической и группы паранормальных (сверхъестественных) способностей - и возможности передачи последних от учителя к ученику.

В самом деле, можно ли научить кого-либо ясновидению или левитации? Читая источники по истории бу-дзюцу и знакомясь с легендами об основателях различных школ, обращаешь внимание на то, что большинство их создавало собственные школы не путем упорядочивания накопленных знаний, а только приобретя специфический мистический опыт, напрямую не связанный с практикой бу-дзюцу, после которого у них открывались те самые паранормальные способности, которые считаются хидэн самого высокого уровня.

Приведу несколько примеров.

Школа Кагэ-рю, по легенде, была создана мастером Айсу Икосай после того, как во время его молений в пещере Удо в провинции Хюга, ему явилось местное божество в облике обезьяны, раскрыло секреты воинского искусства и передало тайную рукопись, в которой описывались принципы боевого искусства. Монах Икэйбо Тёхэн, родоначальник школы Мусо дзикидэн-рю, живший в месте Дорогава на горе Обаяси-яма в провинции Ямато, якобы получил секретную традицию воинского искусства от каппа - фантастического существа-вампира, имеющего вид ребенка, лицо тигренка и впадину на темени, живущего в воде или на суше, заманивающего своих жертв в воду и топящего купающихся детей - по имени "Тэнсинсё".

Яно Сагоэмон постиг сокровенные секреты кэн-дзюцу и основал школу Тогун синто-рю после того, как во сне побеседовал с дзэнским монахом, передавшим ему 3 стиха.

Приводить примеры такого рода можно практически до бесконечности. Как человек, не верящий в существование всех этих обезьяноподобных богов, чудищ вроде каппа и тэнгу, я хочу обратить внимание читателя на то, что мистический опыт и обретение сверхъестественных способностей в этих легендах всегда происходит вне РЮ, вне общения с наставником или товарищами. Этот опыт - плод собственных усилий человека. Он приобретается не с помощью тренировки под руководством наставника рукопашного боя, а с помощью способов религиозной практики - молитв, медитации.

Интересно, что глобальные прорывы крупнейших мастеров ХХ в. были связаны с длительной тренировкой в уединении и религиозной практикой. Так Уэсиба Морихэй пережил озарение и создал айкидо после общения с лидером синтоистского религиозного течения Омото-кё. Отец японского каратэ Годзю-рю (Годзюкай) Ямагути Гогэн благодаря тренингу в составе одной из синтоистских групп обрел дар предвидения действий противника, научился реагировать безо всяких раздумий на любые изменения ситуации. Решающим моментом в становлении основателя каратэ Кёкусинкай Оямы Масутацу стало многомесячное затворничество на горе Киёсуми.

Таким образом, очевидно, "высшие секреты", связанные с проявлением паранормальных способностей не могут быть переданы мастером ученику. Познание их - личное дело человека, возможность его определяется тем личным усилием, прежде всего, внутренним, волевым, духовным, которое прилагает ученик. Бесполезно ждать, когда наставник соизволит научить его этом. Идея личного познания непередаваемого прекрасно выражена в школах бу-дзюцу, испытавших влияние дзэн-буддийской традиции. Рассказывают, что Цудзи Гэттан Сукэмоти создал школу кэн-дзюцу Мугай-рю после долгих медитаций и практики дзэнских коанов, услыхав от своего наставника буддийское стихотворение-гатху, которое гласило:

Закон в действительности не во вне,
Небо и земля обретают целомудрие,
Получаешь, будто [ветер] обдувает волосы,
Движения молоды, а сиянье чисто.

Прочитав эту гатху, Цудзи обрел просветление, в одно мгновение постиг таинство бу-дзюцу, принял имя Мугай и точно также назвал свою школу. Слово "мугай" он взял из стихотворения своего наставника. Означает оно - "не во вне" и указывает, что природа будды в действительности пребывает находится не вовне человека, а в его душе, и нужно лишь извлечь ее наружу. Завершить эту статью мне бы хотелось легендой об основателе школы кэн-дзюцу Итто-рю Ито Иттосай Кагэхиса, почерпнутой из сочинения мастера одной из ветвей этой школы Тиба Сюсаку "Кэмпо хикэцу" ("Скрытый смысл искусства фехтования мечом").

Они Яся (так звали Иттосай в детстве) в юном возрасте отправился в тогдашнюю столицу Японии г. Эдо, где поступил в ученики к наставнику Канэмаки Дзисай, старшему ученику Тода Сэйгэн из школы Тюдзё-рю. Прошло совсем немного времени, а он уже чрезвычайно далеко продвинулся в изучении техники, и не было среди учеников Тода ни одного, кто мог бы сравниться с ним умением.

Наставник Дзисай стал в глубине души побаиваться своего талантливого ученика и решил не передавать ему окуги - "внутреннюю технику" школы (окуги - один из синонимов хидэн). Но однажды Они Яся пришел к нему и рассказал, что постиг (прозрел) мёки - чудесные основы (мёки - термин буддийский) искусства боя мечом.

Вспыхнув от гнева, Канэмаки Дзисай стал ругать Они Яся и сказал ему: "Еще и пяти лет не прошло, как ты начал изучать искусство боя мечом! О каком же мё - чудесном свойстве - можешь ты говорить?!"

На это Они Яся ответил:

"Мё - это мё отдельного сердца (сознания). Оно не может быть передано учителем и, кроме того, не зависит от срока занятий. Если Вы сомневаетесь в моих словах, позвольте мне продемонстрировать Вам то мё, которое я постиг"! - и предложил наставнику сойтись с ним в поединке. Дзисай не стал отказываться, взял в руки деревянный меч, вступил в схватку с учеником и... мгновенно потерпел поражение. Потом он второй раз сошелся в поединке с ним, и... снова проиграл. Затем была третья схватка, и победа вновь осталась за Они Яся.

Тогда пораженный Канэмаки Дзисай обратился к своему ученику со словами: "Я обошел всю страну, сражался в поединках с многими последователями боевых искусств, но ни разу не потерпел поражения и прославился на всю страну. Но теперь, в этом поединке с тобой я не вижу ни малейшей возможности победить. Как же сумел ты овладеть этой божественной, чудесной техникой (симмё-но вадза)?"

И Они Яся ответил ему:

"Даже во сне человек не чешет головы, если у него чешется нога. Если у него чешется нога, он чешет ногу, если чешется голова - голову. Таким образом, у самого человека есть естественная способность действовать (яп. кино), благодаря которой он может защититься от зла. Сейчас, когда наставник хотел нанести мне удар, его сердце (сознание) становилось пустым, я же, защищаясь, полагался на свой инстинкт (яп. хонно - букв. "основная способность") и был полон. Нанося удар своей полнотой по пустоте наставника, я и сумел одержать победу."

Автор Горбылев Алексей


В избранное