Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Клан Вин Чун - Wing Chun Clan

  Все выпуски  

Мир боевых искусств 'Тайная передача' II


Суть ступенчатого обучения боевому искусству

Одной из причин выделения "тайной передачи", возможно, явилась потребность выработки эффективной методики обучения боевому искусству. С этой точки зрения, в функциональном отношении хидэн - это своеобразная уловка, способствующая повышению эффективности тренировки. Суть дела проста.

В любой боевой системе существуют приемы простые и сложные, особенно эффективные и не очень надежные. Любая система бу-дзюцу строится на принципах перехода от простого к сложному, от отдельных элементов к их комбинациям в сложных приемах, от тренировочных вариантов к практическим, боевым вариантам. Потому в обучении и выделяется несколько ступеней. Сначала подготавливаются соответствующим образом тело и дух, затем изучаются основы техники, а после них собственно боевые приемы. Всякая попытка перепрыгнуть через начальные ступени, перейти к овладению более высокими, закрытыми разделами оказывается обреченной на провал и только мешает совершенствованию мастерства.

С этой точки зрения, недопущение учеников к боевым приемам более высокой ступени оказывается эффективным методологическим средством обучения, поскольку в этом случае они не имеют возможности перепрыгивать через уровни и вынуждены последовательно овладевать техникой школы, укрепляя нужным образом тело и дух и формируя необходимые навыки, что, в конце концов, создает возможность для качественного усвоения всей техники РЮ. Против этой идеи поэтапного изучения боевого искусства трудно что-либо возразить. Но трудно и найти такую систему, которая бы не следовала основополагающему методологическому принципу перехода от простого к сложному. Система тренировок в любом направлении также опирается на этот принцип, но при этом, как говорилось выше, не выделяет особо "тайную передачу". Поэтому вряд ли можно рассматривать необходимость организации ступенчатого обучения боевому искусству как основной фактор в возникновении традиции хидэн. Если он и сыграл какую-то роль, то только второстепенную.

Опасность приемов хидэн

Еще одной причиной засекречивания части приемов школы бу-дзюцу, предположительно, явилась их особая опасность.

Считается, что "секретные традиции" включают наиболее опасные приемы, технику убийства в чистом виде. Соответственно разрешение доступа к ним лишь очень немногим наиболее преданным ученикам, доказавшим свою моральную чистоту за десятилетия служения школе и общения с наставником, позволяет предотвратить использование этих приемов преступниками во вред обществу. Несмотря на всю свою религиозно-мистическую и морально-этическую окраску, бу-дзюцу, прежде всего, - искусство убивать. Оно, как и меч, - всего лишь орудие, и то, как им воспользуются, напрямую зависит от его носителя-хозяина. Поэтому, с точки зрения идеала бу-дзюцу, боевым приемам нельзя обучать всех без разбора, так как это может принести колоссальный вред обществу. Как говаривал Нэмури Кёсиро, полулегендарный фехтовальщик эпохи Эдо и герой популярнейшего телесериала: "Говорят, что меч - это душа самурая, но на самом деле это лишь ничто иное, как кухонный нож для убийства людей. Какая разница - содрать одежду с женщины, зарубить собаку или проткнуть кусок дерьма?"

Теоретически в бу-дзюцу допускалась возможность проникновения в школу ловкого негодяя, но он получал наставления лишь в самых основах и только через много лет подходил к уровню, когда его начинали обучать действительно эффективным боевым приемам. В течение всего периода обучения за его поведением тщательно следили старшие ученики и наставник, анализировали и оценивали каждый его поступок с тем, чтобы не дать мошеннику овладеть самыми сокровенными тайнами РЮ, которые бы превратили его в настоящую машину убийства. Если в процессе этого мониторинга выяснялось, что ученик - человек недостойный, его просто изгоняли из школы. Таким образом, в теории, только самый благородный, справедливый самурай имел возможность приобщиться к сокровенным секретам школы бу-дзюцу и стать несравненным бойцом, который, доведись ему сражаться с отступником, пусть даже сильным, опытным, коварным, талантливым и умным, непременно победил бы за счет владения сокровенными секретами. Именно эта мораль, по мнению Хираками Нобуюки, лежит в основе сюжетов десятков самурайских боевиков, в которых праведный, благородный мастер бу-дзюцу расправляется с преступниками.

Создание предпосылок для морально-нравственного совершенствования ученика

Оборотной стороной функции хидэн как средства защиты наиболее эффективных приемов от посягательств нежелательных элементов является создание предпосылок для морально-нравственного совершенствования ученика. По мнению Хираками Нобуюки, желание овладеть хидэн может и должно стать для ученика серьезным стимулом для совершенствования собственной личности. При этом он обращает внимание на фундаментальное отличие старинных бу-дзюцу от современных будо.

Современные будо основной своей целью провозглашают "воспитание духа" (сэйсин сюё) и "формирование "характера" (сэйкаку кэйсэй). Но можно ли "сформировать характер" посредством изучения боевых приемов? Думается, что вопрос этот очень деликатный. Вне всякого сомнения, при условии длительной и правильной тренировки под руководством опытного наставника человек может приобрести такие качества как способность самоконтроля (самообладание), терпеливость, уверенность в себе. Но разве нельзя приобрести эти качества занятиями легкой атлетикой или спортивной гимнастикой? Кроме того, эти качества нельзя назвать добродетелями в чистом виде. Негодяй точно также может быть уверен в себе, владеть собой, проявлять выдержку и т.д. Исходя из этого, Хираками делает вывод о том, что воспитать нравственность, которая является необходимой предпосылкой к овладению хидэн в старинных бу-дзюцу, через практику элементарной физической культуры, к которой следует отнести и бу-дзюцу, и будо, невозможно.

Именно поэтому воины древности столь большое внимание уделяли личностным качествам претендента и, даже если он владел техникой школы на должном уровне, сознательно ограничивали доступ к приемам более высоких уровней, если возникали какие-то сомнения относительно его характера, нравственных качеств.

Широко известно высказывание мастера школы Дзикисинкагэ-рю Симада Тораносукэ: "Меч - это сердце (сознание). Если сердце неправильно (несправедливо), то и меч неправилен (несправедлив). Тот, кто хочет изучать меч, должен прежде изучить сердце". Иными словами, человек должен стать нравственной личностью, перед тем как начать изучать искусство боя мечом, поскольку исправить личность посредством практики искусства боя мечом невозможно.

В теории "секретная передача", таким образом, должна быть весьма действенным регулятором поведения человека, способствовать превращению его в высоконравственную личность. Однако исторические факты свидетельствуют о том, что далеко не все мастера бу-дзюцу были людьми нравственными. Встречались среди них - и в немалом числе - и негодяи, подлецы, предатели, достойные презрения.

Приведу лишь один хрестоматийный пример из сочинения 1714 г. (опубликовано в 1716 г.) Хинацу Сиродзаэмон Сигэтака "Хонтё бугэй сёдэн" ("Краткая передача [сведений] о воинских искусствах родины"):

"Мороока Иппа передавал искусство боя мечом Иидзасы Иэнао, и жил в Эдосаки в провинции Хитати. Нэгиси Токаку, Ивама Когума и Цутико Дороносукэ учились у Иппа, и все достигли утонченного и чудесного [искусства].

Иппа болел проказой и с трудом мог вставать и садиться. Ивама и Цутико пеклись о его здоровье и не покидали его ни днем, ни ночью. А Нэгиси тайком бежал в Одавара, что в провинции Сагами. Позднее он переехал в Эдо в провинцию Мусаси. Переработав школу Синто-рю, он назвал ее "Мидзин-рю" - "Школа мельчайшей пыли". К тому времени Иппа уже умер в Эдосаки, и Когума, Цутико и другие [ученики] похоронили его.

После этого, посовещавшись, они решили: "Токаку неведомо чувство благодарности по отношению к наставнику, он человек аморальный, поедем в Эдо и убьем его".

Вдвоем [Когума и Цутико] совершили паломничество в святилище Касима, чтобы помолиться [его божеству], [после чего] Когума направился в Эдо, а Цутико остался в Хитати и подал святилищу Касима-дзингу прошение и стал молиться [об успехе] Когума.

Когума вскоре прибыл в Эдо и пожелал сразиться на дуэли с Токаку. [Известие] об этом дошло до слуха Тосёгу (сёгун Токугава Иэясу - А.Г.), который назначил Ямада Будзэн-но ками бугё (распорядительным чиновником - А.Г.) [на эту дуэль].

Нэгиси и Ивама вышли на мост Токива и сошлись в поединке. Когума схватил одну ногу Нэгиси и сбросил его с моста, отбросил [в сторону] деревянный меч (даже на смертельных дуэлях в эпоху Токугава, как правило, использовались деревянные мечи - А.Г.), выхватил нож (танто) и с криком всадил его в перила [моста]. Так он продемонстрировал свои отвагу и могущество толпе и прославил свое имя.

После этого ученики Нэгиси последовали за Когума и стали у него учиться искусству боя мечом. Однако [некоторые] ученики Нэгиси захотели в тайне повредить ему и отомстить за своего учителя, [убив Когума]. Сговорившись, они заманили Когума в баню, и нагрели ее до такой степени, что он потерял сознание. Едва Когума вышел из бани, то упал [наземь без чувств]. И тут [бывшие ученики Нэгиси набросились на него] и зарубили. После этого Нэгиси снова прославился своим искусством боя мечом, и школа Мидзин-рю ныне встречается там и сям".

Таким образом, в реальной жизни не всегда правда брала верх над ложью и подлостью.

Кроме того, далеко не всегда при вручении лицензии юруси, разрешающей перейти на следующий уровень обучения, мастер действительно принимал в расчет уровень подготовленности и нравственного совершенства ученика. У него могли быть и совсем иные, даже корыстные мотивы для выдачи "разрешения". Так, в наставлениях своим сыновьям знаменитый мастер школы кэн-дзюцу Ягю Синкагэ-рю Ягю Дзюбэй откровенно говорит о трех видах лицензий юруси, или кё, - гирикё, кинкё и дзюцукё.

Гирикё - это лицензия, вручаемая наставником на основе гири - долга - ученику, занимающему более высокое положение на социальной лестнице, например, собственному господину. В этом случае совсем не обязательно, чтобы высокородный ученик действительно достиг высокого уровня мастерства, поскольку важнее добиться его благосклонности, заручиться его поддержкой, чтобы обеспечить процветание собственной семье и своей школе. В этом плане показательна деятельность семьи Ягю, которая очень ловко "присосалась" к сёгунам Токугава. Кинкё - лицензия, выдаваемая за деньги. Если наставник нуждается в деньгах, можно вручить лицензию состоятельному ученику за какой-нибудь подарок, даже если тот в действительности не владеет техникой на должном уровне. Справедливости ради скажу, что, как правило, продавались лишь самые низшие сертификаты, хотя известны случаи продажи и высших мастерских лицензий. И только на третьем месте в наставлении Ягю Дзюбэй стоит дзюцукё - лицензия, вручаемая за настоящее мастерство. В некоторых источниках ее называют "хонкё" - "настоящая лицензия". Ее ученик зарабатывает собственным потом и кровью.

Защита интересов наставника бу-дзюцу и его семьи

Итак, ни одно из трех перечисленных выше толкований функции "тайной передачи" в РЮ не объясняет достаточно убедительно, зачем она нужна. Остается еще одна функция, которая в упомянутой выше книге Хираками значится на первом месте - функции защиты интересов наставника бу-дзюцу и его семьи. По всей видимости, именно стремление защитить собственные интересы явилось главным факторов в появлении такой традиции как хидэн.

Многим, вероятно, покажется странным и даже кощунственным утверждение, что традиционная РЮ, прежде всего, представляла собой форму... семейного бизнеса, т.е. была средством заработка, извлечения материальной выгоды.

Под влиянием работ недобросовестных историков, сознательно или бессознательно замалчивавших или искажавших факты, касающиеся истории и традиций воинских искусств Японии (здесь "пальма первенства" принадлежит широко известной работе А. Долина и Г. Попова "Кэмпо - традиция воинских искусств", опубликованной издательством "Наука"), и гонконговских кинобоевиков у поклонников воинских искусств сложился чрезвычайно стойкий стереотип восприятия бу-дзюцу и будо как чего-то сверхвозвышенного и сверхсвященного, своего рода религии. Мастер боевого искусства представляется им сверхчеловеком, святым, сидящим на вершине скалы в лучах солнца и взирающим оттуда на нашу грешную землю, по которой ползают мелкие людишки, способные думать лишь о том, как набить себе брюхо.

Увы! Картина эта - плод больного воображения и не более того. Вся ее нереальность и иллюзорность становится очевидной, как только задаешься вопросом о том, на какие средства существовал этот "святой духа", как содержал свою семью. Как говаривал один из вождей мирового пролетариата, "жить в обществе и быть свободным от общества нельзя". Короче, мастер - тоже человек и, как и всякий другой, хочет кушать.

Как это ни противно будет узнать некоторым, знания боевого искусства были для мастера в том числе и товаром, который можно было продать и получить за это средства к существованию в виде денег или рисового пайка. Покупателем товара под названием "N-рю N-дзюцу" мог стать феодал, нуждавшийся в инструкторе для обучения своих самураев, или просто частное лицо (как правило, самурайского происхождения), желавшее изучить приемы данной школы.

Если нанимателем мастера и его феодальным господином был князь, то он назначал его на должность синан - инструктора - и выделял ему и его семье рисовый паек в обмен на регулярные занятия для своих воинов. Школа, возглавляемая синан, становилась официальной школой княжества и пользовалась различными льготами, например, бесплатно наделялась землей для постройки тренировочного зала.

На неофициальном уровне с разрешения или при попустительстве властей мастер бу-дзюцу также мог преподавать воинское искусство желающим. В этом случае он брал плату непосредственно с занимающихся. Ученик вносил деньги при вступлении в школу, во время экзаменов при переходе со ступени на ступень и получении юруси, преподносил мастеру подарки по случаю различных праздников. Таким образом, по сути, как официальные, так и неофициальные РЮ представляли собой своеобразные "торговые предприятия". "Товаром" в РЮ было рюги, т.е. совокупность знаний школы. "Продавцами" - глава школы (сокэ) и подчиняющиеся ему инструктора (сихан). "Покупателями" - ученики или их хозяева-феодалы. Как и всякий другой бизнес, любая РЮ поддерживалась рекламой. С целью привлечения учеников фабриковались "истории", расцвеченные легендами, составлялись разветвленные генеалогии, призванные демонстрировать распространенность РЮ, корни школы возводились к каким-то выдающимся воинам или полководцам прошлого, к богам и святым буддийским подвижникам, над входами в тренировочные залы нередко вывешивались хвастливые вывески, ученики распускали хвалебные слухи о своих наставниках, делали подношения храмам и вывешивали по этому случаю специальные доски с указанием дарителя и т.д.

Основную массу доходов от школы получал ее глава - сокэ, или иэмото. Сокэ мог быть основатель школы, его потомок или, гораздо реже, самый сильный мастер из какого-то другого рода. Он один во всей РЮ имел право выдавать лицензии, и за каждую из них получал определенную (часто немалую) плату. Сокэ назначался предыдущим главой, и никто в школе не имел права его сместить.

Следует иметь ввиду, что в феодальной Японии существовала традиция наследования звания, места службы, кормовых земель, жалованья главы семьи его наследником, чаще всего, старшим сыном. Соответственно сын синан после смерти отца становился синан, сын главы частной школы - главой частной школы. Традиция утверждает, что перед смертью глава школы вручал преемнику все свитки с описаниями приемов школы, выдавал документ, признающий его новым сокэ, и, самое главное, передавал исси содэн - "передаваемые одному-единственному сыну" секреты школы, высшую "тайную передачу" школы. Наследник исси содэн обладал непререкаемым авторитетом, так как считалось, что переданные ему предшественником на посту главы школы секреты наделяют его сверхъестественным могуществом.

Однако возникает вопрос: могли ли семьи, хранившие те или иные традиции бу-дзюцу, из поколения в поколение воспроизводить выдающихся мастеров, обладающих паранормальными способностями? Крайне сомнительно. Ведь мир устроен таким образом, что члены одной и той же семьи сильно разнятся по своим способностям, личным склонностям и специфическим талантам. Нет и не может быть такой семьи, которая на протяжении десятков поколений производила бы на свет равных по силе и таланту мастеров воинских искусств. Увы! Не существует таких методик обучения и таких "тайных передач", которые бы гарантировали каждому человеку достижение высокого уровня мастерства. Поэтому, чтобы гарантировать своему отпрыску возможность хорошего заработка, мастера фактически пускались на хитрость, утверждая, что существуют некие высшие секреты, передаваемые лишь одному-единственному сыну. Возможно, отпрыски основателя в каком-то колене и знали какие-то секретные приемы из технической группы, но вряд ли они все поголовно обладали теми же сверхъестественными способностями, которые приписывались их предку, основавшему РЮ.

Таким образом, в своем классическом виде РЮ в бу-дзюцу представляла собой чрезвычайно своеобразное коммерческое предприятие, основывающееся на получении прибыли посредством эксплуатации know-how - знаний бу-дзюцу. Хидэн, с этой точки зрения, следует рассматривать как своеобразный способ патентования знаний, обеспечивающий получение "авторского гонорара" "первооткрывателю" и его потомкам.

Этот вывод не следует понимать как попытку дискредитировать бу-дзюцу, очернить его последователей. На деле это лишь попытка взглянуть на реально существовавшие японские воинские искусства в конкретном историческом контексте, разобраться, какое место в реальной жизни они занимали. Сегодня мы почему-то считаем нормальным существование системы патентования открытий, служащей для стимулирования развития науки и техники и защиты прав изобретателя, обнародующего свое изобретение. Так стоит ли предъявлять какие-то претензии мастерам школ бу-дзюцу, которые в конкретных условиях феодальной Японии были вынуждены использовать институт хидэн для защиты своих прав?

Надо сказать, что хидэн - отнюдь не специфическая особенность воинских искусств. "Тайные передачи" в Японии существуют во всех без исключения традиционных ремеслах и искусствах. Даже каждый крупный ресторан в Стране восходящего солнца имеет свое фирменное блюдо и собственный хидэн, который знает лишь шеф-повар да, вероятно, его ближайший помощник. В феодальную эпоху, каждый, кто обладал каким-то специфическим навыком, старался держать его в тайне, чтобы иметь возможность зарабатывать себе на жизнь. Так, в эпоху Эдо в строжайшем секрете держались, например, технологии изготовления таких приборов как часы или подзорная труба. До наших дней сохранилась иллюстрированная книга семьи часовщиков Михата из г. Нагасаки, имеющая красноречивое название "Кадэн химицу сё" - "Секретная книга о семейной традиции". Известен даже случай, когда человек, опубликовавший книгу с подробным описанием механизма часов, через некоторое время был найден убитым - так члены цеховой гильдии расправились с ним за разглашение профессиональных секретов.

Продолжение следует.....

Автор А.ГОРБЫЛЕВ


В избранное