Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Клан Вин Чун - Wing Chun Clan

  Все выпуски  

Мир боевых искусств Темп и традиционный Тайцзицюань


Как известно, для полного овладения традиционным тайцзицюань необходимо следовать правильным методам тренировок, которые помимо прочего включают в себя основные требования к формам и передвижениям. Одним из таких требований является темп исполнения таолу.
    Говорят, что для более глубокой проработки необходимо двигаться медленно, где-то ускоряясь, где-то делая короткие остановки. Т.е. выполнение таолу не должно быть однообразнотекучим и равномерным. Поэтому здесь необходимо понимать что такое «медленно» и четко провести границу между «медленно» и «равномерно»!
    Мастера говорят: «Сначала медленно, затем быстро». При медленном движении проще понять ошибки и выправить траекторию. Так же при медленном проще разобрать распределение усилия. Когда же ученик уже может продемонстрировать понимание каждого усилия в форме, тогда уже возможно немного ускорить общий темп исполнения. Изначальное быстрое исполнение движений имеет тенденцию к смазыванию и замусоливанию как самой траектории движения, так и принципов тайцзицюань.
    При этом «медленно» вовсе не означает «равномерно», поскольку все живое вокруг подчинено пульсирующему ритму, т.е. за одинаковый период времени имеются и ускорения и остановки. При одинаковом периоде сердечных сокращений сами сердцебиения имеют импульсный характер...
    Непрерывные движения, переходящие одно в другое, прошли точную выверку. Их скорость и интенсивность неодинакова, шэньфа (методы корпуса), количество движения и трудность также не идентичны...
[Чэнь Цзячжэнь, Гу Люсинь. Тайцзицюань стиля Чэнь. Перевод М.М. Богачихина]
    В равномерном же исполнении формы, т.е. когда в процессе движений от начала и до конца сохраняется один и тот же ритм (не важно быстрый или медленный) отсутствует один из основных принципов, лежащих в основе тайцзицюань – принцип инь-ян. Ведь, согласно основополагающим трактатам, в каждой форме тайцзицюань должен выполняться указанный принцип в виде открытия-закрытия, пустого-полного, круглого-квадратного, легкого-погруженного, мягкого-жесткого и, собственно, медленного-быстрого! Иначе исполняемое, даже имея узнаваемый характер движений в тайцзицюань, уже не будет являться традиционным тайцзицюанем.
    Пример исполнения формы Чэньши Чэнь Юем и Чэнь Сяованом (и в медленном исполнении и в быстром видны фазы ускорения и замедления).
    А вот например как описываюся выступления мастеров других стилей тайцзицюань:
    Реальные примеры выполнения кулачных форм знаменитыми мастерами.
    Примерно в 1914 году, перед закрытием годичной конференции Пекинского исследовательского общества по физвоспитанию, специалисты по ушу всех стилей столицы, такие как Цзи Цзысю, Чжан Цэ, Шан Юньсян, Ван Маочжай (стиль У от Цюань Ю), Сюй Юйшэн (стиль Ян, впоследствие стиль Чэнь у Чэнь Факэ) и другие, приняли участие в заключительной демонстрации.
    Тогда со стороны тайцзицюаня выступили с демонстрацией двое – Ян Чэнфу (стиль Ян) и У Цзяньцюань (стиль У от Цюань Ю). Они оба избрали для себя большую форму (т.е. форму с широкоамплитудными движениями).
    Оба господина во время демонстрации заставили зрителей только лишь чувствовать что с неизменным успехом продвигаются вперед и отходят назад, беспрерывно поднимаются и опускаются, словно стоя на маленькой лодке переправляются через Янцзы. Их движения внешне были предельно мягкими, но внутри ясно проявлялась содержащаяся твердость, медленное, достигая квадрата, становилось быстрым, быстрое, доходя до круга, превращалось в медленное, в высшей степени равномерно и четко сочетались открытия и закрытия, подобно бесконечности нефритового кольца и невозможно было разглядеть где находится соединение. Когда они продвигались вперед и отходили назад, то это вовсе не проявлялось в наступлении и отступлении, а только лишь ощущалось последовательно в изменении позиций. Демонстрация длилась приблизительно более 8 минут, все присутствующие не могли сдержать восхищения.
[Чэнь Цзячжэнь, Гу Люсинь. Тайцзицюань стиля Чэнь. Первод Д.А. Артемьев].
    Тоесть и в других стилях тайцзицюань, производных от Чэньши, движения выполнялись также со сменой быстрого и медленного, круга и квадрата. К счастью, до наших дней дошли не только письменные источники, подтверждающие реальное выполнение принципов тайцзицюань различными мастерами тайцзицюань, но и некоторые видеоматериалы, где можно так же увидеть подобное исполнение. Например, здесь имеется фрагмент записи мастера, исполняющего тайцзицюань стиля У (У Юйсяна), где очень хорошо видно как изменяется темп исполнения движений.
    Таким образом только подтверждается факт единого источника для различных известных ныне стилей тайцзицюань и факт изменений, внесенных некоторыми мастерами в свой стиль для усиления благотворного воздействия на здоровье занимающегося. При этом здесь не утверждается, что медленное и равномерное очень и очень плохо. Это очень полезно для здоровья, но совершенно не применимо в боевой ситуации. Поэтому любой человек, решивший изучать тайцзицюань, должен сначала определить для себя приоритеты, исходя из которых он может пойти либо в ближайший клуб, либо искать традиционную школу.

В избранное